2 в чем находит выражение философское осмысление оснований педагогической деятельности

Обновлено: 04.11.2024

Е.Е. Гилева, аспиранты 1 курса специальности 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования».

В.М. Шепель , доктор философских наук, профессор Педагогической академии, академик, заслуженный деятель РФ, основатель имиджелогии, президент Лиги профессиональных имиджмейкеров.

В современных условиях философская культура педагога – необходимый элемент его профессиональной компетентности. Жизнь в педагогике немыслима без определенного уровня философской подготовки. Философская культура педагога – сложное и многогранное проявление духовного мира его личности.

В силу профессиональных функций философская культура учителя становится основой современного типа образования: педагог, передающий знания на основе готовых, однозначных логических схем, сам не ориентирующийся на понимание и не способный к нему, может воспроизвести в учащемся эрудита, но не образованного, т.е. умеющего мыслить и творить человека.

Философская культура состоит в той или иной степени овладения культурными смыслами, накопленными человечеством, в методологической подготовке, в способности к мировоззренческому самоопределению. Она способствует самостоятельной личностной ориентации в окружающем мире, помогает определить оптимальные формы общенияслюдьми: общениевсегдапредполагаетреализацию определенной системы ценностей, осознание своих ценностей, умение соотнести их с чужими – основу позитивного общения. Без осознанного мировоззренческого самоопределения трудно выбрать направления и способы социальной, профессиональной иличностной самореализации. Философская культура современного учителя – необходимая и обязательная основа его педагогической культуры. Поэтому мы рассматриваем эти понятия вместе.

В профессиональном поведении учителя, в том, как он общается с учащимися, коллегами, родителями учеников, отражается активно освоенное им культурное наследие и сложившаяся на этой основе его система педагогических, социальных, нравственных, интеллектуальных ценностей. Это проявляется в понимании целей общения, в оценке ситуации, в выборе конкретных способов профессионального поведения от тех или иных педагогических методик и технологий до личностной, индивидуальной позиции в конкретной педагогическойситуации.

Таким образом, философская культура педагога - необходимый элемент его профессиональной компетентности. “Она поддерживает жизнь в нас”, - писал Л.С.Выготский, и жизнь в педагогике немыслима без определенного уровня философской подготовки. К сожалению, существующее ныне образование по-прежнему характеризуется предметоцентризмом, узкопрофильным делением единогокорпусазнаний, утратойцелостной картины мира, ее дроблением на отдельные, не связанные между собой фрагменты. Вот почему вопрос о формировании философской и педагогической культуры учителя в современных условиях становится актуальным. В своей деятельности педагоги школы практически ориентируются на «определенную совокупность взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности».

Поэтому, в современных условиях модернизации образования усиление личного потенциала в практической педагогической детальности является одной из главных задач. Педагог должен владеть философской культурой для постижения целей воспитания и образования на современном этапе развития педагогического знания. Теория познания даст ему возможность опосредованно определить законы учебно-познавательной деятельности и способы управления ею. Философские категории необходимости, общего, единичного и особенного, закономерности взаимосвязи и взаимозависимости и т. д. способствуют развитию познавательной педагогической мысли.

Основная цель курса: формирование философской культурыпедагога через анализ педагогической действительности и рефлексии собственной образовательной деятельности в условиях переходного инновационного общества.

  1. предоставить слушателям доступное изложение материала по вопросам философской культуры;
  2. раскрыть роль и значение философской культуры для профессиональной деятельности учителя;
  3. привить на выки рефлексивного мышления (философствования);
  4. показать сущность и значение философской культуры педагога как составной части его профессиональной подготовки и методологической основы практической деятельности.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

- знать философско - мировоззренческие основы важнейших отечественных и зарубежных образовательных систем, учений и концепций, определивших главные стратегические линии исторического развития педагогики;

- понимать сущность, закономерности и логику развития образования как исторического и современного феномена; органическую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в историко-педагогическом процессе, различных образовательных культур и ценностей; роль философской культуры в профессиональной культуре учителя.

В результате освоения курса философская культура учителя слушатели должны приобрести научно- исследовательские умения и навыки:

- видеть причинно-следственные связи между историко-педагогическими, а также образовательными явлениями, тенденции и направления их развития;

- выявлять их генетические корни, социокультурные и мировоззренческие основы;
- раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и науки в каждую историческую эпоху;

- мыслить и оперировать категориями философии при анализе историко-педагогических, философско-педагогических и собственно-педагогических явлений, соединять педагогические, исторические и философские подходы при этом;

- ориентироваться в разнообразии историко-педагогических и образовательных ценностей, выявлять среди них наиболее значимые и перспективные при одновременном учете принципов историзма и культуросообразности;

- использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности.

Курс предназначен для учителей и педагогических работников общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и других типов образовательных учреждений.

Для контроля усвоения курса «Философская культура» предусмотрены:

  1. Контрольная работа. Основы философских знаний.
  2. Творческая работа на тему: «Философское осмысление оснований педагогической деятельности».

Проводится анализ и оценка работы слушателей на практических занятиях (доклады, участие в обсуждении):

Читайте также: