13 подвиг геракла форма выражения авторской позиции
Обновлено: 25.11.2024
Тема: Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учеников с жизнью и творчеством Ф.А. Искандера, показать автобиографический характер рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»; совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся; продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.
Задачи урока: а) образовательная – раскрыть характеры детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя; показать влияние учителя на формирование детского характера;
б) развивающая – развивать понятия о сюжете, о герое-повествователе, развивать навыки характеристики героев, монологической речи;
в) воспитательная – воспитывать интерес к изучаемому предмету, воспитание чуткости, доброты, гуманного отношения к людям, чувства справедливости, честности, правды, совести; воспитание чувства любви к Родине, патриотизма.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Метапредметные –
Регулятивные: оценивают достигнутый результат.
Познавательные: выдвигают и обосновывают гипотезы, способы их проверки.
Коммуникативные: проявляют уважительное отношение к партнерам.
Предметные: влияние учителя на формирование детского характера.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
I . Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
II. Объявление темы и целей урока.
III. Работа над темой урока.
1. Слово учителя о писателе.
Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим. Ещё с дореволюционных времён у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец его был арестован и отправлен на каторжные работы. Умер он в 1957 году.
Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института.
Учась в этом вузе, Искандер пишет стихи, и в 1951 году переходит в Литературный институт им. Горького, который заканчивает в 1954 году.
В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.
Ещё в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей».
Проза Искандера началась с рассказов о детстве.
В своих смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем коренными в творчестве Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.
2. Чтение и обсуждение статьи учебника «Ф.А. Искандер». С. 139.
После прочтения статьи учащиеся совместно с учителем составляют в тетрадях план статьи.
Пункты плана
Какое образование получил Ф. Искандер?
Детство и годы учёбы писателя
Как началась его писательская деятельность?
Первые книги Ф. Искандера
Какова главная тема книг Ф. Искандера о подростках?
Мир подростка в книгах Ф. Искандера.
Почему рассказы Ф Искандера одновременно обращены к подросткам и взрослым?
Взрослые рассказы о подростках.
3. Работа над текстом рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». С. 140 – 156.
- Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным». Как вы понимаете эту фразу? (Это значит, что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).
- Перескажите фрагмент рассказа с начала до слов «Разумеется, я тоже не избежал общей участи». Озаглавьте этот фрагмент.
- Каким был учитель Харлампий Дииогенович? Какие его черты вызывают уважение? Почему он выставляет своих учеников в смешном свете? Выпишите из фрагмента слова и выражения, характеризующие учителя.
- Перескажите фрагмент рассказа со слов «В тот день я не решил задачу, заданную на дом…» до слов «…такая уж у него была привычка». Озаглавьте этот фрагмент.
- Каким вы представляете рассказчика?
- Расскажите о его товарищах.
- Выпишите из фрагмента слова и выражения, которые раскрывают душевное состояние рассказчика на уроке математики.
Влияние учителя на формирование детского характера.
Для беседы учитель может воспользоваться 3-м вопросами учебника (с. 156, ч. 2).
— Какое чувство у вас оставил образ Харлампия Диогеновича? Случайно ли автор дает ему такое отчество?
Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение.
Автор дает учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски.
— Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.)
— Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»? (Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой.)
1) Подбор примеров, иллюстрирующих формы выражения авторской позиции.
Заполнение цитатной таблицы в тетрадях.
Дополнение таблицы своими примерами (работа может быть закончена дома).
2) Рефлексия .
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
– Что нового узнали на уроке? Чему научились?
V. Д/з. 1) Составить письменную характеристику учителя.
2) Подготовить пересказ юмористических фрагментов рассказа (от третьего лица).
3) Выполнить задание 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (с. 157, ч. 2).
Читайте также: