10 высказывание суждений о значении наследия древней руси для современного общества
Обновлено: 22.11.2024
Цель: охарактеризовать развитие культуры Древней Руси X — начала XII в.; определить факторы, повлиявшие на ее развитие.
Предметные УУД : Древнерусская культура: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская). Историческое и культурное наследие Древней Руси.
Регулятивные УУД : Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
Коммуникативные УУД: Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером. учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Учатся работать в группе, устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие.
Познавательные УУД : Обучающиеся учатся рассказывать о развитии культуры Киевской Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества
Личностные УУД : Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности. Осознают социально - нравственный опыт предшествующих поколений. Обучающиеся осваивают общекультурное наследие. Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность
Тип урока: комбинированный
Форма урока : урок с применением ИКТ.
План уроков
1. Двоеверие.
2. Христианство и славянская письменность.
3. Изобразительное искусство Древней Руси.
4. Древнерусское зодчество.
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Организационный момент.
Здравствуйте! Подровнялись, улыбнулись. Рада всех вас видеть. Садитесь. Отчет дежурных
Приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих
Проверка домашнего задания
1. Ответы на вопросы:
1. Схема устройства древнерусского города.
2. Какую роль играли города в хозяйственной, политической и международной жизни Древней Руси?
3. Как была устроена жизнь сельской общины? Чем
жизнь сельчан отличалась от жизни горожан?
4. Схему управления княжеским двором
2.Работа с определениями:
Город, смерд, вервь, вотчина, челядь, холоп, село, закуп, рядовичи, лествичная система наследования, династическое правление
3.Работа с датами:
988, 1015, 1054, 1113, 1097
4.Карточки 1 и 2
Отвечают на вопросы, дают пояснения определения и события,
Актуализация опорных знаний
Тема урока: Древнерусская культура
-Как вы понимаете значение этого слова? Слайд1
Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.
Многие исследователи пришли к пониманию культуры как сложного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека. По существу, в понятие «культура» включают все, содаваемое трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литературу; религиозные или атеистические представления, нормы морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей. По мнению В. И. Даля, как бы мы не определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное.
- Каковы особенности Культуры Древней Руси?
Говоря об особенностях культуры Древней Руси необ ходимо отметить культурные взаимодействия Русского государства с зарубежными странами, которые складывались по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными были культурные связи
с Византией, особенно усилившиеся после принятия Русью христианства.
-Вспомните каково было культурное наследие восточных славян?
представления о богах, ремесла,
устное народное творчество, а также определить влияние
христианства на развитие культуры
Учитель отмечает, что на развитие культуры начального периода Древнерусского государства оказали влияние сам процесс становления государства (формирование структуры власти, социальное расслоение общества на знать, свободное и зависимое население), принятие христианства и расширение международных связей, в первую очередь с Византией. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм (определение понятия учащиеся записывают в тетрадь).
О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также свадебные песни, похоронные плачи-причитания, песни на пирах и тризнах. Распространены были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. Существовали и такие формы фольклора, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни.
- Какие цели поставим?
Запись в тетради:
Культура восточного славянства – традиции язычества;
Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;
Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.
Записывают тему урока
Отвечают на вопрос
Изучение нового материала
Чтение эпиграфа и ответы на вопросы с.85
Прочитайте главный вопрос урока. Как вы сможете ответить на него сейчас? Как ответите после изучения темы?
Работа в группах
группа. Прочитайте текст на стр. 80-81 и ответьте на вопрос:
А)какое влияние на духовную культуру оказало христианство?
Б) какие общие черты характерны для христианства Восточной и Западной Европы?
В)как христианская церковь относилась к язычеству?
2 группа. Прочитайте текст на стр. 81-83 и ответьте на вопросы:
А)Какое значение для развития оказала принятие письменности на Руси?
В)как оформлялись книги в древности?
Г) Что такое миниатюры, инициалы, летописи? Какие произведения стали известными? Кто внес большой вклад при распространении письменности?
Д)Кому была доступна книжная грамотность?
3 группа. Работа с документом. Из берестяных грамот
4 группа Работа с документом на стр. 86-87. Слова о Законе и Благодати
Вопросы : 1. Как оценивает Иларион правление Владимира? О каких заслугах Владимира он говорит особо?
2. При жизни у Владимира с Ярославом были разногласия.
Однако Иларион утверждает, что Ярослав продолжатель
дела Владимира. Согласны ли вы с утверждением Илариона? Какими фактами вы можете подтвердить его мнение?
3.Какие уроки можно извлечь для себя из «Повести временных лет»?
4.Почему Илларион называют князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием?
5 группа. Прочитайте текст на стр. 83-84 и ответьте на вопросы :
1.Что такое икона, фреска, мозаика?
2. Каким требованиям должен следовать художник - иконописец ?
3.Почему иконописцы не ставили своих имен под созданной работой?
6 группа. Прочитайте текст на стр. 84- 85 и ответьте на вопросы:
Какая страна дала Руси образец храмового строительства?
Где русские князья брали средства на строительство храмов?
6 группа. Рассмотрите иллюстрации на стр. 86-87 и ответьте на вопросы учебника с. 87-88 вопрос 1-2.
Читает учитель:
Б. А. Рыбаков так писал об особенностях русского зодчества:
«Первые деревянные христианские храмы в Киеве и Новгороде строились в честь новых богов старыми «древоделами»,
привыкшими «сограждать» божницы и храмы старых богов.
И тринадцать верхов деревянной Софии, и роспись по дереву
Ярославова храма — все это наследие тех грандиозных языческих святилищ, которые были щедро украшены резьбой, росписью (может быть, по побеленной глине), золотом и костью, в
которых варягов-чужеземцев приносили в жертву Перуну, в которых клялись оружием соблюдать договоры с императорами
Византии и буйно пировали на обрядовых братчинах, слушая
гусельный звон сладкозвучного Баяна».
Вопрос : в чем историк видит отличие древнерусского
зодчества от византийского?
Закрепление нового материала
Закрепление материала
1. Какое влияние на развитие древнерусской культуры оказало принятие христианства?
2. Можно ли говорить о том, что славяне копировали культуру Византии? Подтвердите свое мнение.
3. Какие идеи общественной жизни XI в. Проявились в древнерусском зодчестве?
4. Прокомментируйте мнение Илариона о Киевском Софийском соборе: «Церковь дивна и славна всем окружным странам яко же ина не обрящется во всем полунощи и земном от востока до запада». Можно прокомментиро-
вать и высказывание известного путешественника Павла Алеппского после посещения Киевской Софии: «Ум человеческий не в силах ее обнять».
Читайте также: