Жизненные принципы печорина цитаты о счастье

Обновлено: 21.11.2024

В чем заключается смысл жизни. Вопрос философский, вечный и неразрешимый. Тем не менее, каждому человеку во все времена приходится в той или иной степени отвечать на него: ставить цели, формировать мировоззрение, делать выбор в соответствие со своими жизненными ценностями… Существуют разные темпераменты, разные характеры, но не было в мире такого человека, который никогда бы не испытывал сомнений, не переживал всю бессмысленность и тщетность собственных усилий, не задумывался над горько-мучительными вопросами: зачем, для чего он пришел в этот мир, к чему всё это.

Богатейшая русская литература 19 века может показать нам массу случаев, как люди, кидаясь от одного к другому, искали смысл своего существования и как, в зависимости от того, находили они его или нет, складывалась их дальнейшая судьба. Можно рассмотреть три значительнейших произведения русской литературы: «Евгения Онегина» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Обломова» Гончарова – и увидеть все многочисленные вариации поиска смысла жизни русскими людьми.

В первую очередь, в данных произведениях можно выделить главных героев, пресловутых «лишних людей»: Онегина, Печорина и Обломова. В контексте поиска смысла жизни это совершенно уникальные, а потому интересные характеры. В отличие от многих других, имеющих хоть какое-то представление о том, чего им хочется, эти трое абсолютно не имеют смысла жизни. Все три персонажа не видят его ни в чем. Все трое пережили многочисленные искания, передумали множество мыслей – и остались ни с чем. Каждый из них пытался найти смысл, но безуспешно. И причина этого одна и та же: несоответствие их стремлений, ожиданий и сил той печальной действительности, в которой им приходилось жить.

Они искренне пытались найти смысл. Быть может, служба на пользу государству и обществу? Но каждый из троих понимает всю бессмысленность такой службы. Онегин вообще за нее не берется, Печорин, хотя и военный, но он не видит ни интереса, ни прока хоть в запутанных дипломатических посланиях, хоть в свисте пуль над ухом во время стычки с горцами. Обломов же настолько слабоволен, настолько не имеет тяги к труду, что не в силах ни сделать карьеру, ни по мере сил творить справедливость на своем рабочем месте. Понятное дело, подобная служба не стала для него смыслом.

Герои пытаются обратиться к духовной деятельности: науке, философии, литературе, даже к поэзии. Печорин, накопив, впрочем, достаточно знаний, охладевает к учению весьма быстро, прекрасно понимая, что в обыденной жизни от всех этих отвлеченный понятий нет никакой пользы и они нисколько не помогут ему. Онегин с интересом принимается за многочисленные книги, читает, переводит, пробует писать свои собственные произведения, но, не видя быстрых результатов своего труда, выдыхается, отговариваясь тем, что ему это всё наскучило. Обломов же учится, словно следуя какому-то тяжелому долгу. Как бы его не интересовала книга, если подошло время сна или обеда, он ее отложит и пойдет заниматься этими, по его мнению, куда более важными делами. В получении образования ему, прямо скажем, не хватило привычки напрягать свой мозг умственной работой, поэтому в его голове скопился архив совершенно не связанных между собой мертвых дел, лиц, эпох, событий. И всё это, сложное, непонятное, Обломов никогда не мог считать целью своей жизни. Он пытался писать стихи, в которых билось живое трепетное чувство, огонь душевных сил, но со временем эти высокие порывы как-то сами собой сошли на нет, не интересуя Обломова, не претендуя на роль цели его существования.

Может, влияние в обществе, роль в свете, балы, театры, развлечения могут стать смыслом жизни Печорина, Онегина и Обломова, точно также как всё это пустое времяпрепровождение стало самоцелью для многих других аристократов 19 века? Но нет. Каждый из троих отбрасывает такую перспективу, хотя и по разным причинам. Онегину эта жизнь, однообразно-пестрая, в которой завтра будет то же самое, что и вчера, безмерно надоедает. Он не может уже танцевать, острить и веселиться, когда болит голова, не может смотреть театральные постановки и не зевать, когда видит, что там показывают откровенную чепуху. Живя этакой бессмысленной жизнью, невозможно не скучать. Печорин же без конца противопоставляет себя обществу, презирает его, вступает в конфликт. Он с негодованием отбрасывает то, чем увлекается люди вокруг него, прекрасно осознавая, что всё это пустая трата времени, ерунда, бесконечный обман, сплетни, интриги. Нет ничего нового и настоящего в жизни света. Какой же из этого смысл жизни. Обломов тоже не признает свет, но по другой, более прозаической причине. Бесконечные выезды, визиты, посещения театра – ведь это такая мука. Нужно прилично выглядеть, острить, отвечать на ненужные вопросы, быть любезным, улыбаться, стараться не уронить себя в глазах общества. А ведь для этого нужно приложить столько сил… До своего знаменитого халата Обломов доходит постепенно, идя по пути сокращения затрат собственной энергии, исключая из этих расходов всё ненужное, в том числе посещение света… Вот поэтому для Ильи Ильича значимая роль в обществе – явно не цель.

Но что же тогда может быть смыслом жизни для этих трех молодых людей. Остаётся лишь один жизненный смысл, впрочем, глубокий и широкий, тот единственный смысл, которого бывает довольно многим людям на Земле. И смысл этот – любовь. Но, кажется, даже на этой широкой стезе, требующей от человека напряжения всех его духовных сил, нет места ни Онегину, ни Печорину, ни Обломову.

Евгений Онегин никогда не тяготился ролью беззаботного повесы, пока не оказался под разрушительным влиянием хандры. Впрочем, даже тоскуя, он сумел оценить по достоинству Татьяну, с её пылкой, простодушной любовью. Он думает, что если бы его пленяли картины семейного счастья, то лучшей спутницы жизни он не смог бы найти. Но проблема в том, что он не знает, чего он хочет, он не видит смысла. А когда же он поумнел настолько, чтобы понять-таки прелесть и нужность семейной жизни, становится уже поздно, и финал «Евгения Онегина» расставляет всё по местам своим реализмом…

Отношения же Печорина с женщинами такие же противоречивые, как и он сам. С одной стороны, он вероломен с ними, как змея, он презирает их. Он манипулирует несчастной, больной Верой, влюбляет в себя княжну Мери, а потом оставляет ее с разбитым сердцем, вырывает Бэлу из привычной ей жизни, ломает ее упорное сопротивление, а потом охладевает к ней, так, как и ожидал. А с другой стороны, Печорин чувствует потребность любить и быть любимым, проявлять искренность и лучшие качества. Его душа, его сердце испытывает это желание, но холодный рассудок не позволяет ему проявлять ни капли человечности, сдерживает путами цинизма от бесполезных, как ему кажется, заблуждений и иллюзий относительно людей. Печорин устремляется за Верой, жаждет бросить на нее хоть последний прощальный взгляд, загоняет лошадь до смерти, а потом едко и грубо высмеивает эту свою погоню за потерянным счастьем… Даже если бы он и хотел, рассудок не позволил бы Печорину сделать любовь к женщине (такую обыденную, ничтожную вещь!) смыслом своей жизни…

Обломов даже в отношениях с женщинами не изменяет себе. Когда он был моложе, он довольствовался поклонением с почтительного расстояния, предпочитая не связывать себя лишними хлопотами. Потом он вообще стал обходиться без их общества, и это ничуть на него не повлияло. Временами ему являются «семейственные» грёзы, где всё, как в родной Обломовке, течёт себе спокойно, чинно, без всяких беспокойств, рядом сидит довольная любящая жена, а по двору бегают дети… Но всё это в такой необозримой дали… Появление Ольги Ильинской вносит немного оживления в жизнь Обломова. Он влюблен, он готов на серьезные жертвы, и он приносит их ради Ольги! Вот он, смысл жизни, такой приятный и близкий. Но что-то потом надламывается, и эта действительность перестаёт казаться Обломову той радужной сказкой, что была вначале. Приходят отрезвляющие сомнения…А стоит ли оно того – ехать в имение, наводить там порядок, выколачивать деньги, жениться вообще. Когда на чашу весов кладут его собственное спокойствие против любви к Ольге Ильинской, спокойствие уверенно перевешивает… А потом Агафья Пшеницына – искренняя, счастливая любовь Обломова – ничуть не спасает его из пустоты «дивана и халата», не придаёт ему нового звучания жизни, а наоборот, окончательно повергает его в пропасть бессмысленности вялого бездеятельного существования…

И Онегина, и Печорина, и Обломова можно объединить. Каждый из них в начале своего жизненного пути был одарен способностями и задатками, которые обещали дать весьма полезные и щедрые всходы, если бы не тлетворное влияние их окружения. Испорченные богатством, чувством собственного превосходства, бездельем, возможностью властвовать над другими, они невольно стали пленниками бессмысленности собственной жизни. Каждый из них был на голову выше своих современников, и они не могли не сознавать это. Все трое отказываются от того, что занимает умы и души людей вокруг. И Онегин, и Печорин, и Обломов прекрасно понимают, чего они не хотят, чего им не нужно. Но что же им нужно – этот вопрос остаётся открытым. Ни один из путей, которым идут люди их круга, не удовлетворяет их.

У Онегина недостаточно терпения, слишком поверхностное отношение ко всему, часто разгорающееся и быстро тухнущее сердце – он не может остановиться на чем-то одном и всеми силами добиваться результата. Онегин не может остановиться ни на каком смысле жизни. У него много разноцветных смыслов, но он понимает, что все они пусты и бесполезны. То есть он всегда будет мелко, поверхностно увлекаться то одним, то другим, а потом быстро остывать и оставаться с чувством скуки, лени и разочарования.

Печорин мог бы найти цель в жизни и упорно следовать ей. У него достаточно воли и душевных сил. Но он слишком занят борьбой с собой, бесконечным противостоянием своих желаний и своих убеждений. К тому же, ему смертельно мешает невероятная гордость. Печорин хочет чего-то – приносить пользу, иметь друзей, любить – но он останавливает себя, не желая, как ему кажется, размениваться по мелочам… Но вместе с тем, он прекрасно понимает, что все его сегодняшние заботы – не больше, чем мелочь. От этого снова рождается неудовлетворенность и противоречие… Добавить к этому непрерывный подноготный самоанализ; бесконечные копания, копания, копания…Без дела, без цели…Что же выходит потом. Он поступает совсем не так, как ему хотелось, а с точностью до наоборот. И это не приносит ему счастья…

Обломов же – раб своего характера и своего воспитания. Быть счастливым, ставить цели, искать смысл жизни, добиваться – один упорный труд. А тот же, кого с самых ранних лет лелеяли, как экзотический цветок в оранжерее, берегли и охраняли от любого проявления «неблагородного» труда, никогда не сможет самостоятельно найти смысл своей жизни, остановиться на нем и идти за его путеводным светом до самого конца. Он будет лишь (если еще не настолько разленился) вальяжно планировать и продумывать все детали, взвешивать за и против, переходить от одной точки зрения к другой. Но это всё слова. Обломову абсолютно всё равно, какой смысл жизни для него предпочтительней: любовь, служба, искусство. Он, не живший, не горевший, перетекающий из одного состояние в другое, попав однажды в вялый, дряблый, но на самом деле такой крепкий плен лени и бездеятельности (дивана, халата, Обломовки, Агафьи Пшеницыной – других вариаций множество), никогда уже не выберется из него, не наделенный той силой, энергией, волей, которые вырабатываются только одной привычкой – привычкой жить.

Актуальность этих характеров остается бесспорной и для сегодняшнего дня. Множество избалованных хорошей жизнью, инфантильных, безответственных людей мотаются сегодня по свету без малейшего представления о своей цели в этом мире. Слишком много вокруг выбора, слишком много перспектив, и слишком мало ясности и самопонимания. Онегин, Печорин, Обломов – три различных типажа, три разных характера, страдающих из-за одной и той же проблемы: бессмысленности собственной жизни. Они спорны, неоднозначны, вызывают различные толкования, но каждый их поступок, каждая черта высечены на нетленном камне великой литературы вкупе со всей окружающей их исторической эпохой. Мы можем судить и оценивать их по-разному, но одно ясно: в отличие от некоторых других персонажей «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Обломова», главный герой каждого произведения - это вечный типаж. Сколько бы ни прошло веков, в любом обществе найдется свой Онегин, Печорин, Обломов, все трое терзаемые бесплодными метаниями и исканиями. И подробный анализ каждого из этих персонажей вместе с присущей ему эпохой – это единственный способ понять все причины, рождающие пороки, проступки, ошибки лучших людей нашего общества. Это способ, понять, почему, несмотря на весь их ум, богатство, высокие нравственные идеалы, они заканчивали свою жизнь так бесславно и несчастливо. А это в свою очередь повод призадуматься нам, людям сегодняшнего поколения, не повторяем ли мы чужих ошибок, не звучит ли в нашей жизненной мелодии тот старый, избитый, вечный мотив: поиски неведомого смысла жизни вопреки самой жизни.

Следующая цитата

Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть:
как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только
почувствовать, что я должен на ней жениться, -прости любовь!
Моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет
снова.
Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою,
даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам.

Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только
счастия, когда сердце чувствует необходимость любить
сильно и страстно кого-нибудь, -теперь я только хочу быть
любимым, и то очень немногими;
даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне
было бы довольно: жалкая привычка сердца.

Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив,
я всегда приобре­тал над их волей и сердцем непобедимую
власть, вовсе об этом не стараясь.

Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни;
невежество и простосердечие одной так же надоедают,
как и кокетство другой.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем
не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя,
для собственного удовольствия.

Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые
годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой,
пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может:
тут начинается наше постоянство -истинная бесконечная
страсть, которую математически можно выразить линией,
падающей из точки в пространство;
секрет этой бесконечности -только в невозможности достигнуть
цели.

Я давно уж живу не сердцем, а головою.
Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки
со строгим любопытством, но без участия.

Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами.

Печорин о дружбе

Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб
другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается;
рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае -
труд утомительный, потому что надо вместе с этим
и обманывать.

Печорин о своей молодости, о воспитании

В первой молодости я был мечтателем;
я любил ласкать попеременно то мрачные, то радостные образы,
которые рисовало мне мое беспокойное и жадное воображение.
Но что от этого мне досталось?
… Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно,
и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное
подражание давно известной книги.
Я стал читать, учиться – науки также надоели;
я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят
нисколько, потому что самые счастливые люди -невежды.

Во мне душа испорчена светом.

Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было;
но их предполагали - и они родились.
Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.
Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал,
все оскорбляли:
я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы;
я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже.
Я сделался завистлив.
Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял.
И я выучился ненавидеть.
Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом.
Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца;
они там и умерли.
Я говорил правду - мне не верили.
Я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества,
я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства
счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так
неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние-
не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное,
бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной
улыбкой.
Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей
не существовала, она высохла, испарилась, умерла,
я её отрезал и бросил, -тогда как другая шевелилась и жила
к услугам каждого, и этого никто не заметил

Следующая цитата

В"Княжне Мери"раскрывается душа человеческая .
Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек
противоречивый и неоднозначный.
Сам он перед дуэлью говорит:" Одни скажут: он был добрый
малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно".
И действительно, эта повесть нам показывает как
хорошие качества молодого человека
(поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность),
так и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм).
Из этого можно сделать вывод, что не бывает людей
исключительно хороших или исключительно плохих.
Эта глава играет центральную роль в романе, так как
позволяет нам самим (без каких-либо посредников,
как это было в первых двух повестях) проследить развитие
характера главного героя, узнать о формировании его натуры,
"себялюбивой и сухой".
"Княжна Мэри" демонстрирует нам истинную трагедию
Печорина - свою необычайную энергию и высочайший
умственный и духовный потенциал он тратит на пустяки,
совсем не заботясь о других.
Все основные вопросы романа - социальные,
психологические и философские - поднимаются именно
в этой повести (вот почему она занимает центральное
положение в романе) и плавно переходят в завершающую
новеллу "Фаталист", где герой снова пытается решить
важную загадку: в чём истинное предназначение
человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека
играет свобода, судьба, вера.
Становится понятно, что своим поведением Печорин во
многом обязан отсутствию нравственных заповедей,
выработанных верой в какую-то высшую идею.

высказывания Печорина о дружбе, любви, смысле жизни
о любви
. Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть:
как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только
почувствовать, что я должен на ней жениться, -прости любовь!
Моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет
снова.
Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою,
даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам.

Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только
счастия, когда сердце чувствует необходимость любить
сильно и страстно кого-нибудь, -теперь я только хочу быть
любимым, и то очень немногими;
даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне
было бы довольно: жалкая привычка сердца.

Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив,
я всегда приобре­тал над их волей и сердцем непобедимую
власть, вовсе об этом не стараясь.

Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни;
невежество и простосердечие одной так же надоедают,
как и кокетство другой.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем
не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя,
для собственного удовольствия.

Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые
годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой,
пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может:
тут начинается наше постоянство -истинная бесконечная
страсть, которую математически можно выразить линией,
падающей из точки в пространство;
секрет этой бесконечности -только в невозможности достигнуть
цели.

Я давно уж живу не сердцем, а головою.
Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти
и поступки со строгим любопытством, но без участия.

Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами.

Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб
другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается;
рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае -
труд утомительный, потому что надо вместе с этим
и обманывать.

Следующая цитата

Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье
как о «насыщенной гордости»?

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, давший старт творчеству таких писателей как Достоевский, Толстой и другие. Прежде всего, этот текст интересен не только композицией и нарушенной хронологией событий, но и образом главного героя, офицера Григория Александровича Печорина, который показывается автором как типичный портрет человека своего времени, характеризующийся довольно-таки специфичными взглядами на общечеловеческие ценности. Герой заносит свои впечатления и наблюдения в личный дневник, отрывки которого включены в роман. Именно на страницах этого источника читатель обнаруживает мысль о счастье как о «насыщенной гордости».
И действительно, проблема счастья в жизни человека остается актуальной. Однако Печориным она воспринимается и трактуется в совершенно ином свете: идея счастья реализуется в человеческой душе только тогда, когда им восхищаются другие. Лермонтов сожалеет о том, что «героями его времени» стали такие печорины, у которых смещены нравственные ориентиры жизни, деформированное сознание которых заставляет ужасаться любого цивилизованного человека. Автор, несомненно, сожалеет, что лучшие порывы человеческой души умирают среди низменных пороков, воспетых его поколением, ибо даже такой перспективный человек как Печорин, не найдя применение своим способностям, закрывается от общества, противостоя ему своей моделью поведения, которая, возможно, абсолютно не нравственна, но способна его защитить.
В свете этой отчужденности Печорина очень интересна сама его теория счастья, которую он выдвигает в своих дневниковых записях. Однако я не считаю, что своей жизнью Печорин доказывает мысль о счастье как о «насыщенной гордости».
Во-первых, несмотря на то, что Печорин часто утешает свое самолюбие и насыщает свою собственную гордость, это не приносит ему ожидаемого счастья. Особенно ярко такая модель поведения проявляется в общении с Грушницким (глава «Княжна Мери», эпизод около колодца). Он ставит себя выше «друга», издевается над ним, чувствуя свое превосходство, однако даже это не делает его счастливым, хотя, следуя логике его рассуждений, должно.
Во-вторых, всеобщее восхищение, которого так жаждет Печорин, и обязательное присутствие которого называет условием существования счастья в душе человека, так же не дает ему почувствовать себя счастливым. Примером этого можно считать эпизод схватки Печорина с преступником в главе «Фаталист», когда он бесстрашно бросает вызов судьбе, полагаясь на случай. Но даже то благоговейное восхищение, с которым встречают его удивленные офицеры, не делает его счастливым: он все также погружен в свои размышления и не считает себя осчастливленным таким радушным и восхищенным приемом товарищей.
Таким образом, Печорин не доказывает своей жизнью данную мысль, ибо утоление жажды этой самой гордости не приближает его к той отметке счастья, о которой он говорит в своем дневнике.

© Copyright: Екатерина Картер-Тупицына, 2012
Свидетельство о публикации №212011801799 Рецензии

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: