Житие сергия радонежского цитаты
Обновлено: 22.12.2024
В наше время, когда возрождается духовная основа святой Руси – православная вера – московский художник Сергей Николаевич Ефошкин написал серию картин, отражающих события XIV века. Эти полотна вдохновили православного педагога Софью Олеговну Никулину на создание созвучных картинам стихов. Благодаря этим работам начинаешь понимать дух того времени, далекие события становятся рядом, их ощущаешь без толщи веков.
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.
В o время тяжких испытаний
(Под игом Русь тогда была)
Вблизи Ростова, по преданью,
Мария сына родила.
Дитя все с нетерпеньем ждали.
Как утешенья средь скорбей.
И вот младенцу имя дали
«Сын радости» – Варфоломей.
В семье боярина Кирилла,
Три сына, как известно, было.
Но средний умилял сердца.
Он был украшен воздержаньем.
Постился строго с ранних лет.
В молитве и благодеяньях
Проходит дней его расцвет.
Любил он бедную одежду,
Трудился для семейных нужд.
Был кроток, тих, во всем прилежен
И развлечений детских чужд.
Одно в нем близких огорчало:
Давалась грамота с трудом,
Но это тоже означало
Особый Промысел о нём.
Он старца дивного встречает,
Ему решается сказать.
Что более всего желает
Науку книжную понять.
И черноризец [1] , помолившись,
Просфору [2] отроку подал.
А тот, вкусив её, не сбившись,
Псалтирь [3] с усердьем прочитал.
С тех пор успешно он учился,
Тем радуя отца и мать.
И больше прежнего молился,
Мечтая сам монахом стать.
Как отраженье жизни новой
В небесном отблеске зари.
Всегда защитой и опорой
Служили нам монастыри.
Лишь только брата два женились,
В один из тех монастырей
Отец и мать переселились
И с ними их Варфоломей.
Своих родителей седины
Сын возмужавший уважал.
До самой праведной кончины
Во всем их старость утешал.
Почтил умерших поминаньем
И милостыню раздавал,
Благоговейно, со слезами
Он сорок дней Псалтирь читал.
Всё бренно в мире быстротечном.
Блажен, кто Богу угодил.
В Хотькове на покое вечном
Лежат Мария и Кирилл.
Чету святую люди знают.
Здесь многих путников причал.
Их непременно посещают.
Как Преподобный [4] завещал.
Сказанье дальше продолжая.
Спешим подвижнику вослед.
Он навсегда оставить свет.
Они в лесу уединились.
Вдали мирская суета.
Здесь Богу горячо молились
У возведенного креста.
Потом построить храм решили.
И вот средь зелени густой
С любовью церковку срубили
Во имя Троицы Святой.
Стефан, уже монахом ставший,
(Жену он рано потерял).
Себе иной судьбы желавший.
Душой томился, унывал.
Он вскоре с братом расстается –
Знать, так Господь благословил.
В безлюдной чаще остается
Блаженный юноша один.
Как прежде, молодой отшельник,
Ища спасения души,
В нужде, невзгодах, искушеньях [5]
Упорно трудится в глуши.
Какое вскоре утешенье!
За то, что праведно он жил.
Достиг в монахи постриженья
И Сергий имя получил.
Но бесы святости не терпят,
Они, с затворником борясь,
В смятенье приводя и трепет.
Являются ему не раз.
Наводят ужасы и страхи.
Голодных хищников стада.
Но сила Божия в монахе,
И страхований нет следа.
Зри, современный наш читатель,
На проявленье Божества.
На лик святой, простое платье.
С мятежным миром нет родства.
Ни тени грешных пожеланий.
Всё – воплощение Христа.
И нам, потомкам, в назиданье:
Свет веры, кротость, чистота.
И потому к нему, как к Ною,
Всяк зверь с покорностью идёт.
Ведь повинуется земное
Тому, в ком Дух Святой живёт.
Всё тайное бывает явным.
Слух о подвижнике – в миру.
Поговорить о самом главном
Приходят странники к нему.
И вскоре за молвою следом
Услышал радонежский лес
Звон топоров, людей беседы,
Увидел множество чудес.
И вот уже общиной дружной
С ним многие живут в трудах.
Теперь об их печётся нуждах
Заботится об их жилищах,
Им воду носит, хлеб печет.
Дрова готовит, варит пищу.
Так жизнь теперь его течёт.
Желал безмолвствовать в пустыне.
Но воля Божия сильней!
Он служит людям и поныне –
Наставник братии своей.
Проходит время, и однажды
Сказали иноки: «Беда!
Как часто мы томимы жаждой,
Но далеко от нас вода».
Игумен [6] , выслушав, спустился
В овраг вблизи монастыря,
К земле иссохшей преклонился.
Молитву кроткую творя.
И тут Господь являет чудо:
Родник из недр фонтаном бьет!
К нему доньше отовсюду
Честной стекается народ.
Идут на Сергиев источник
От скверны сердце очищать.
Омыть заплаканные очи,
Вкусить надежды благодать.
Всё место это стало свято.
Растёт и крепнет древний град.
Смиренным иноком когда-то
Основан Сергиев Посад.
Мы тоже многие стремимся
Сюда, где дух его почил.
И Божьим чудесам дивимся
И вспоминаем, как он жил.
При нём обитель укреплялась
Во всех делах её благих.
И много там чудес случалось.
Вот только несколько из них.
Во искушенье все припасы
Закончились в монастыре.
Монахов жалобные гласы!
Ведь нет ни крохи на дворе.
И многие тогда взроптали:
«Уж мочи нету так терпеть!»
Но тут в ворота постучали.
Стоит обоз. В телегах – снедь.
Так трое суток продолжалось,
Что неизвестный доброхот,
К насельникам [7] имея жалость.
Привез провизии на год.
Всё по молитвам совершилось.
Напрасно незачем роптать!
И с той.поры установилось:
Во всём на Бога уповать.
Однажды батюшке в обитель
Больного сына на руках
Принёс благочестивый житель.
Но мальчик умер на глазах.
Тогда отец, убитый горем,
Уходит. Гробик мастерит.
Но, возвратившись, видит вскоре:
Малютка жив и в келье [8] спит.
Он бросился к ногам святого,
Но тот его остановил.
Мол, нет тут чуда никакого!
Так думать даже запретил.
Не для людского прославленья
Творил молитвы он свои,
А ради веры укрепленья.
Во имя жертвенной любви.
За увядающие нивы
Молился и для Бога жил.
И, как слуга трудолюбивый.
Пешком всю землю исходил.
Он усмирял князей гордыню,
Объединял их во Христе.
В преданьях помнят и доныне
Игумена того везде.
С митрополитом [9] Алексием
Христово стадо верно пас.
По их предстательству Россия
Была спасённою не раз.
Над ней, родимой, снова тучи!
Восстал ордынский хан Мамай.
Пошёл на нас волной могучей
Испепелить весь отчий край.
Дары и просьбы отвергает
Надменный вождь, безбожный хан.
Знать, за грехи Господь карает.
Тяжёлый крест Отчизне дан.
в ту пору славный князь Димитрий
Землёю русской управлял.
Готовясь к предстоящей битве,
Он с верой этот крест подъял.
И Троице Живоначальной,
Спеша все почести воздать.
Пришёл с дружиной достохвальной
Благословенье старца взять.
С надеждой ждал их Преподобный,
Молитву в храме возносил.
Он предсказал и плач надгробный,
И славу ратную Руси.
Благословил идти без страха,
Коль Русь святая дорога!
И в подкрепленье двух монахов
Послал на злобного врага.
В смиренье иноки одеты,
Но, слыша Сергия наказ.
Встают Ослябя с Пересветом
В ряды дружины в тот же час.
Под Божьей Матери покровом
Теперь вся воинская рать.
В день Рождества Её святого
Не страшно будет умирать!
На берегу родной Непрядвы
Встань, юный витязь, не робей!
Зовёт к началу бранной жатвы
Татарин наглый Челубей.
Выходит он, насмешник дерзкий.
Дрожит под ним свирепый конь.
Ну что? Мол, здесь сражаться не с кем!
Погоним русичей за Дон!
В войсках томленье, ожиданье.
Орлов паренье в небесах.
Коней нетерпеливых ржанье.
России участь на весах.
На поединок выезжает
Послушник верный Пересвет.
Его нисколько не смущает,
Что он в доспехи не одет.
На нём оружие нетленно.
На схиме [10] вышит Крест Христов.
Кончина воина блаженна.
Он к этому всегда готов.
Святой водою окроплённый.
Помчался русский богатырь.
Небесной молнии подобный, –
И пал на выжженный пустырь.
Его копьём сражён татарин.
Обоих их настигла смерть.
Но вечно жив и светозарен
– Приспело, братья, время битвы! –
Провозгласил великий князь.
На поле славы и молитвы
К полудню сеча началась.
Был бой жестокий и кипучий:
В открытой битве жалок трус.
И кровь лилась, как дождь из тучи.
За веру правую, за Русь!
Смешенье тел, железа скрежет.
О сколько нынче новых вдов!
Сочатся раны под одеждой,
И кони топчут седоков.
Всё время Сергий преподобный
На поле том незримо был.
И к вечеру во храме Божьем
Всем о победе возвестил.
Молитва русского монаха,
А на хоругвях [11] – Спаса лик.
Уже бежит Мамай со страхом:
«Как христианский Бог велик!
Нашли татары здесь могилу.
Их кончилась над нами власть.
Откуда же такая сила
Вдруг у Димитрия взялась?
Все княжества по доброй воле
Плечом к плечу стояли с ним.
За битву на широком поле
Назвал народ его Донским.
Не страшен враг. Сладка награда
Для тех, кто верой облечён.
Вот так за Русь сражаться надо:
Святой молитвой и мечом!
Семь дней убитых хоронили
С залитых кровию холмов.
На небо ангелы носили
Их души под святой Покров.
Тогда на поле Куликовом
Была Россия спасена.
Так неужели будет снова
При нас повержена она?
От предков нам она досталась
И православьем укреплялась,
Как нерушимою стеной!
Подвижников и чудотворцев
Немало было на Руси.
И не сумели богоборцы
Их свет нетленный угасить.
В церквах веками воздается
Святому Сергию хвала!
И величание поется,
И славятся его дела.
Он милосердьем украшался.
Одетый в Божью благодать,
Учеников своих старался
В любви Христовой наставлять.
За них он пламенно молился,
И вот однажды в час ночной
Во двор обители спустился.
На свет влекомый неземной.
Тогда в сиянии чудесном
Он птиц предивных увидал.
В ночи раздался глас Небесный,
Который батюшке сказал,
Что так умножится и стая
Потом его учеников,
И Лавра [12] станет здесь святая
Под сенью золотых крестов.
И вскоре, по молитвам старца.
В которых будут подвизаться
Духовных дел богатыри.
И за великое смиренье
Печальник праведный, святой
Был удостоен посещенья
Пречистой Матери Самой.
Глубокой ночью осветилась
Вся келия огнём живым.
Царица света появилась
С апостолами [13] перед ним.
Повержен ниц его келейник,
Он сам коленопреклонён.
И этот миг, мой современник.
Над ракою [14] изображён,
Где старца мощи [15] почивают.
И каждый день сюда народ.
Святого пеньем ублажая,
С мольбой и просьбами идёт.
Светильник Божий! Он, как прежде.
Усердно молится за нас.
И припадаем мы с надеждой
К его мощам в печали час.
Он в грозные, худые годы
Отчизны горестной моей
Стал утешением народа
И ангелом среди людей.
Нас старец радонежский кличет
За други душу положить!
Державе возвратить величье!
Порфиру [16] царственную шить!
Христианин! Об этом помни:
Отчизна – мать, её храни!
Молись за Русь! Ведь нет ей ровни.
В ней вера предков, как гранит.
Так было и должно быть снова!
Ветвям не утерять корней.
Россия – поле Куликово.
Дух Преподобного над ней.
Заступник, Господу угодный!
Крест помоги нам донести.
Моли, наш Сергий преподобный,
Русь православную спасти!
Источник: Никулина С.О. Игумен земли Русской. Житие ПреподобногоСергия Радонежского в стихах. Худ. С.Н. Ефошкин. – Рязань, Изд. «Зерна», 2002.
[1] Черноризец, инок – монах.
[2] Просфора – специально испеченный хлеб для богослужения.
[3] Псалтирь – книга божественных песнопений (псалмов).
[4] Преподобный – монах, достигший святости.
[5] Искушенье – испытание.
[6] Игумен – настоятель мужского монастыря.
[7] Насельник – житель монастыря.
[8] Келья – жилище монаха.
[9] Митрополит – глава церковного округа.
[10] Схима – высшая степень монашества; одежда монаха-схимника.
Следующая цитата
Главное, чтобы пользовался он этим полученным от Бога талантом на благо себе и другим людям.
Житие преподобного Сергия Радонежского
Преподобный Сергий всей своей жизнью показал, что полученный от Бога дар он использовал на благо себе и всему русскому народу! И когда такой человек осуществит волю Божью о себе, благодарный народ вечно хранит память о его добрых делах.
У Бога ведь и вправду – всего много. Преподобный Сергий всей своей жизнью показал, что полученный от Бога дар он использовал на благо себе и всему русскому народу! И когда такой человек осуществит волю Божью о себе, благодарный народ вечно хранит память о его добрых делах.
Ведь он строго следовал заповеди апостола Павла: кто не работает, тот да не ест (2 Сол. 3: 10).
А он при виде диких зверей лишь усерднее молился, надеясь на помощь Бога.
Так, с Божьей помощью, будущий игумен земли Русской выучился чтению.
И благословил его крестным знамением. Варфоломей послушно открыл книгу, и… слова молитвы полились у него без малейшей запинки. Буквы на бумаге наконец стали складываться в слова, а слова – в предложения. Мальчик читал ровно и внятно, не хуже сельского дьякона.
Прежде отведаем пищи духовной, – сказал он Варфоломею и направился с ним в молельную комнату. Такие комнаты в те времена были в доме у каждого боярина и князя.
Ведь не зря в народе говорят: у Бога – всего много. Это в том смысле, что Богу не жалко для человека ничего. Главное, чтобы пользовался он этим полученным от Бога талантом на благо себе и другим людям.
Следующая цитата
Если вы желаете служить Богу, приготовьте сердца ваши не к пище, не к питью, не к покою, не к беспечности, но к терпению, чтобы претерпеть всякое искушение, беду и печаль. Приготовьтесь к тяготам, постам, духовным подвигам и ко многим скорбям, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22); Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. ( Сергий Радонежский) [ИСКУШЕНИЕ, ЕСЛИ, УСИЛИЕ] [16.07.2018 12:01:00] < 349 / 2 / 0 >
[Православные христиане должны] непоколебимо пребывать в Православии, хранить единомыслие друг с другом и нелицемерную любовь, беречь чистоту души и тела, остерегаться злых и нечистых желаний, с умеренностью вкушать пищу и питие и более всего украшать себя смирением, не оставлять гостеприимства, уклоняться от споров и ни во что вменять почести и славу земной жизни, но вместо них ожидать воздаяния от Бога – наслаждения небесных благ. ( Сергий Радонежский) [ХРАНИТЬ, ХРИСТИАНЕ, ЛЮБОВЬ] [16.07.2018 12:00:56] < 192 / 2 / 0 >
Мягкие одежды носящие — в домах царских. ( Сергий Радонежский) [16.07.2018 12:00:51] < 169 / 2 / 0 >
С юности не был златоносцем - и в старости не буду. ( Сергий Радонежский) [16.07.2018 12:00:47] < 170 / 2 / 0 >
Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения. ( Сергий Радонежский) [ЧЕСТЬ, ЛЮБОВЬ, ХРАНИТЬ] [16.07.2018 12:00:44] < 262 / 2 / 0 >
А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим. ( Сергий Радонежский) [16.07.2018 12:00:41] < 150 / 2 / 0 >
Любовью и единением спасемся! ( Сергий Радонежский) [31.12.2016 01:01:01] < 195 / 0 / 0 >
Примечание: Сергий Радонежский
Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернешься.Как сообщает первый жизнеописатель преподобного Сергия [Житие Сергия Радонежского], битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены». Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий, согласно Епифанию, ответил: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернешься». Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь». Позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог». ( Сергий Радонежский) [ВСТРЕЧА, ЕСЛИ, ПРОТИВ] [31.12.2016 01:01:01] < 284 / 0 / 0 >
Примечание: Сергий Радонежский
Я прежде, чем руки мои не потрудились, платы не беру. ( Сергий Радонежский) [31.12.2016 01:01:01] < 191 / 0 / 0 >
Примечание: Сергий Радонежский
Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание, их надо мужественно и терпеливо переживать.А за какие такие грехи и в какое назидание страдают животные?Они и не страдают, Нам кажется, раз человек в подобной ситуации страдал бы, значит и животные страдают. Но они не испытывают страданий.Я вообще-то имею в виду физические страдания и физическую боль. Или в этом ты им тоже отказываешь?Физическая боль имеет место быть! Именно она вызывает инстинкт самосохранения! НО. В страданиях человека физическая боль занимает 2 % , остальное — переживания, а вот их животные не испытывают. Посмотри на собак — инвалидов, Они ведь радуются жизни так же как и здоровые и не испытывают каких либо переживаний из — за своей инвалидности.А ты задумывался о том, что такое, например, старость у дикого животного, когда оно постепенно теряет силы, не в состоянии добыть себе еду и защитить себя? Хорошо рассуждать о радости жизни, когда тебе не знакомы муки голода и не приходится зимой в минус 40 круглые сутки бегать по улице с пустым желудком.«Люди, по непонятной причине, считают себя носителями добра и света, а вампиров полагают мрачным порождением зла. Но если поглядеть на факты. Человек — это самый жуткий и бессмысленный убийца на Земле. Никому из живых существ вокруг себя он не сделал ничего хорошего. Перечислять не надо?» Виктор Пелевин ( Сергий Радонежский) [ЖИВОТНЫЕ, МЕСТО, ЖИЗНЬ] [31.12.2016 01:01:01] < 314 / 0 / 0 >
Следующая цитата
10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».
Пушка в подарок
Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.
Читайте также: