Жертвы темного царства цитаты

Обновлено: 20.11.2024

Они являются олицетворением беспощадного обращения с окружающими, утверждением устаревших традиций и устоев, а также абсолютного господства дворян.

Варвара

Варвара ведёт себя с Кудряшом, как с давним знакомым.

«Ну, прощай. (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.) Завтра, смотрите, приходите пораньше!»

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 4

История написания

Островский начинает работу над пьесой летом 1859 г. и заканчивает всего за 2 месяца. Автор решил написать это драматическое произведение после совершенного путешествия по Волге.

В основе города Калинова, где проходят события этой драмы, находятся Тверь, Осташково и Торжок, а детали были дополнены другими близлежащими населенными пунктами. Островский являлся исследователем: прежде чем написать сочинение, он записывал наблюдения о жизни обычного народа в блокнот, а затем использовал эти записи в произведении.

Некоторые считали, что сюжетная линия «Грозы» основана на настоящих событиях. Якобы проживала в Костроме девушка, которую звали Александра, ее тело нашли в Волге. У нее также не сложились взаимоотношения со свекровью. Ей было 16 лет, при этом Катерине в произведении — 19.

Обе женщины страдали от родных. У них не было детей. Также у обеих были любовники: у Александры — почтовый работник, у Катерины — Борис.

Но все действия в произведении были написаны месяцем раньше, чем это случилось в реальности, поэтому через время споры были прекращены. Люди даже считали, что у писателя получилось «предсказать будущее» в пьесе, от этого ажиотаж вспыхнул с новой силой.

В произведении находятся 2 группы жителей города Калинова.

Первая группа в «Грозе» это самодуры:

Они символизируют подавляющую власть «темного царства». Это враги нового строя.

Ко второй группе относятся:

  • Катерина;
  • Тихон;
  • Кулигин;
  • Варвара;
  • Кудряш;
  • Борис.

Это жертвы самодуров в пьесе «Гроза», подавленные, чувствующие силу «темного царства», но разными способами выражающие разоблачение и протест.

Сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему… Это — крутой сердцем, властный и дикий человек».

Описание Дикого

Дикой — зажиточный купец. Деньги у него есть, однако расстается он с ними тяжело. В Калинове он является уважаемым и авторитетным человеком, которого боятся. Основная причина — богатство, он в городе является самым обеспеченным.

Образ Дикого полностью цельный. Для него не свойственны метания, сомнения, колебания. Он не ищет смысла бытия, не стремится к высотам, его не мучает совесть. Купец идет по жизни твердым шагом, не переживая, что кого-то раздавит.

Причем он невежественен и необразован. Политические и социальные события, наука, живопись ему неинтересны. Помимо этого, Дикой утверждает, что все это недостойно уважения, смешное, бесполезное. Живет он, следуя суевериям и предрассудкам. Это особо видно, когда Кулигин обращается к Дикому за помощью в установке громоотвода.

Население города боится грозы, поэтому и появляется эта идея. Но купец высмеивает Кулигина, говоря, что гроза — знак Божий, и жить необходимо правильно. Бесполезно бороться с этим «шестами да рожнами».

Деньги — единственное, что значит в жизни для Дикого. Если они к нему попали, он уже не отдаст их. Даже работникам приходится выпрашивать зарплату у него. Но это не всегда выходит, а если и получается, придется выслушивать много ругани.

Основная черта Дикого — грубость, которая прослеживается на протяжении всей пьесы. Из его уст все время сыплется брань. Он совершенно не стесняется в высказываниях, без угрызения совести оскорбляет людей.

Самодурство Дикого проявляется во всем. Но больше остальных от этого страдает его семья. Племянника Бориса он просто затравил. Поскольку тот зависит от богача в финансовом плане. Жена купца, которая доведена до отчаяния, дрожит перед ним, умоляет всех не сердить мужа. Но выполнить эту просьбу практически невозможно. Агрессия Дикого зачастую ничем не объясняется. Ему может не понравиться взгляд человека или обычное слово — и начинается ругань.

Черты характера и поступки

Кабанов привык во всем слушаться властную и деспотичную мать.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон — безвольная личность, он морально сломлен своей матерью.

«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Источник: Действие первое, явление 5

Жизнь с матерью, привыкшей постоянно упрекать и читать нотации, является невыносимой для Тихона.

«Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки!

Вот жизнь-то моя какая!»

Источник: Действие первое, явление 6

«Точит она его теперь, как ржа железо».

Источник: Действие второе, явление 2

Тихон испытывает нежные чувства к своей жене Катерине, чем сильно раздражает свою мать.

«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Источник: Действие первое, явление 5

«То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого». А теперь поедом ест, проходу не дает — все за тебя».

Источник: Действие первое, явление 6

Тихон привык постоянно находить компромиссы с властной матерью. Он убеждает её, что любовь к Катерине никак не мешает ему быть любящим сыном.

«Кабанов. Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею.

Кабанова. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю.

Кабанов. Да для чего ж мне менять-с? Я обеих люблю».

Источник: Действие первое, явление 5

Тихону очень тяжело живется под одной крышей с вечно всем недовольной и требовательной матерью.

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон — мягкий, чувствительный человек, способный расплакаться в минуту сильного душевного волнения.

«А ты уж испугался, расплакался!»

Источник: Действие пятое, явление 5

«Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя!»

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон не согласен с матерью в том, что жена обязательно должна бояться мужа. Он считает, что в семье должна царить любовь.

«Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».

Источник: Действие первое, явление 5

При каждом удобном случае Тихон стремиться покинуть дом. Вдали от неусыпного материнского контроля он уходит в запой. Подобные командировки он воспринимает как глоток свободы.

«Катерина. И на воле-то он словно связанный.

Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

Источник: Действие второе, явление 2

Источник: Действие второе, явление 4

«На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так это кучу, что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил».

Источник: Действие пятое, явление 1

Спокойная, свободная жизнь без материнского надзора так высоко ценится Тихоном, что он ни в какую не хочет брать с собой Катерину.

«Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной».

Источник: Действие второе, явление 4

«Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

Источник: Действие второе, явление 4

Причину всех своих бед Тихон видит в матери, её бесконечном грубом вмешательстве в частную жизнь.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.

Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина. А я за что погибаю, скажи ты мне на милость?»

Источник: Действие пятое, явление 1

Тихон, несмотря на советы и требования матери, смог простить свою жену-изменницу. В его сердце живет любовь и жалость по отношению к ней.

Источник: Действие пятое, явление 1

Тихон не в силах противостоять деспотичной матери и жить собственным умом. Будучи слабовольным, ведомым человеком, он выбирает наихудший способ сопротивления и топит свою боль в вине.

Кулигин. Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить.

Кабанов. Что ж мне, разорваться, что ли! Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».

Источник: Действие пятое, явление 1

Тяжёлая, безрадостная жизнь с матерью вгоняет Тихона в глухую депрессию.

«Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возмусь — руки отваливаются. Вот теперь домой иду: на радость, что ль, иду?»

Источник: Действие пятое, явление 1

Тихон предчувствует, что Катерина способна сделать с собой что-то страшное, и пытается предотвратить беду.

«Я, брат, знаешь, чего боюсь? Как бы она с тоски-то на себя руки не наложила! Уж так тоскует, так тоскует, что ах! На нее-то глядя, сердце рвется».

Источник: Действие пятое, явление 1

Узнав, что Катерина бросилась в реку, Тихон хочет броситься к ней, так как более не видит смысла своей жизни

Источник: Действие пятое, явление 6

В смерти Катерины Тихон обвиняет мать.

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?

Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Источник: Действие пятое, явление 7

Тихон завидует Катерине, её уходу из этой унылой, безрадостной жизни. В себе же Тихон не находит силы, чтобы как-то изменить её и обречённо готов нести свой крест.

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены)».

Источник: Действие пятое, явление 7

Значение купца в произведении

Для обличения образа Дикого нужно вспомнить другую его черту. Богатейший человек в городе в действительности просто трус. Он ведет себя грубо лишь с людьми, которые не могут ему противостоять, кто морально слабей его.

Если попадается человек, который готов «дать сдачи», самодур и хам «поджимает хвост». К примеру, отношения купца с Кудряшом, который не боится его и также отвечает грубостью, поэтому Дикой предпочитает с ним не общаться. Уважительно он относится к властной Кабанихе. Возле этих людей агрессивность толстосума пропадает.

Дикой является представителем «темного царства». Он противоположность «светлому царству», которое побеждает, если человек дает отпор. На эти рассуждения и наталкивает образ Дикого, которому писатель дал соответствующую фамилию.

Самодуры в русской жизни и в пьесе Островского «Гроза» управляют обществом. Произведение было создано в то время, когда их было множество в России.

У персонажа Дикого нет конкретного прототипа — он списан с тысячи богачей, которые утопали в роскоши и невежестве, тянули страну на дно, в царство грубости и глупости.

Борис

Борис считает Кудряша ветреным парнем, способным менять возлюбленных, как перчатки.

«Легко сказать — бросить! Тебе это, может быть, все равно; ты одну бросишь, а другую найдешь».

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2

Характеристика Кабанихи

Полностью ее зовут Марфа Игнатьевна Кабанова, однако в произведении она обычно «Кабаниха». Она дружит с Диким, он также является ее кумом. Эти приятельские отношения не удивительны, поскольку оба героя одинаковы по характеру.

Марфа Игнатьевна — зажиточная купчиха. Она имеет непоколебимый и твердый характер, это грубая и властная женщина. Кабаниха консервативна, живет прошлым временем, его устоями и мировоззрением. Не осознает, что в мире все поменялось. Она утверждает, что мудрость человека должна определяться возрастом — молодежь по своей сути не может быть умной, это прерогатива старых людей.

Она считает, что дети должны кланяться в ноги родителям, а муж должен «приказывать» жене. Кабаниху огорчает, если не соблюдаются эти правила поведения, и она утверждает, что это проблема невоспитанности молодежи.

Кабаниха является набожной, однако ее религиозность наиграна, поскольку, невзирая ни на что, она не соблюдает Божьи законы и не редко пренебрегает элементарными правилами этики в разговоре с собеседниками.

Портрет

Художественный портрет Кудряша основан на том, что он является работником у купца Дикого и занимает должность конторщика.

Источник: Действующие лица

Кудряш — человек, зависимый от воли Дикого, который хотел было отдать его в солдаты, но передумал.

«Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Источник: Действие первое, явление 1

Портретная характеристика Ивана Кудряша основана на том, что он наделён музыкальными качествами: он хорошо играет на гитаре и поёт.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 4

«Да со скуки песенку споем».

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 1

Возлюбленной Кудряша является Варвара, дочь купчихи Кабановой.

«Показываются Кудряш и Варвара. Целуются».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 3

Следующая цитата

Одним из второстепенных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является молодой парень Кудряш, работник Дикого. Несмотря на то, что он занимает в произведении совсем немного места, он запоминается своим бойким, неунывающим нравом, активной жизненной позицией. Характеристика Кудряша необходима для того, чтобы подчеркнуть слабость и малодушие Бориса, бросившего возлюбленную на произвол судьбы, в то время как Кудряш рискнул всем, что имел, и сбежал с Варварой, освободив её от влияния деспотичной матери.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Иван Кудряш.

Возраст — не указан, молодой человек.

Род занятий — конторщик.

Семья — не указано.

Социальное положение — мещанин.

Происхождение — родом из простой, небогатой семьи.

Воспитание — традиционное для небогатых простых семейств.

Образование — традиционное для небогатых простых семейств.

Внешность — молодой привлекательный человек, физически сильный, статный.

Характер — решительный, отчаянный, смелый, грубый, свободолюбивый, прямолинейный, ветреный, любвеобильный.

Положительные черты — смелый, бойкий, настойчивый, с чувством собственного достоинства, наделён музыкальными способностями.

Отрицательные черты — резкий, грубый, простоватый, ветреный.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Отношения в семье

Тяжелый характер Кабанихи сильней всего проявляется в общении с родными. В ее семье проживают сын, дочка и невестка. С ними у нее складываются сложные отношения. Все конфликты обусловлены авторитарным характером и консервативностью купчихи.

Ее сын Тихон уже взрослый, он может быть самостоятельным, но Кабаниха не позволяет ему это сделать. Она постоянно опекает его и пытается контролировать любой шаг, объясняя это некомпетентностью сына. Купчиха начала не только давать ему советы, а в буквальном смысле жить за него.

Кабаниха все время вмешивается во взаимоотношения сына и его жены, иногда приказывает бить невестку, ибо таков должен быть порядок. Тихон, невзирая на возраст и убеждения, считает, что эти грубые меры относительно супруги не нужны, но безоговорочно исполняет приказы матери.

К невестке, которую зовут Катерина, у Марфы Игнатьевны не лучшее отношение — она все время неудовлетворенна ей и всегда упрекает женщину. Причина этого отношения скрывается в привычке купчихи постоянно командовать и ревности, которая появилась к невестке. Она не может принять взросление сына, ей неприятно, что он больше предпочитает общение с супругой, а не с матерью.

Дочка Марфы Игнатьевны Варвара не такая прямолинейна. Она давно осознала, что отстоять собственную позицию у нее никогда не выйдет: мать не выносила чего-то подобного и не допускала каких-либо вольностей, поэтому дочь нашла лишь единственный выход из ситуации — обманывать мать. Она все время говорила, что хотела слышать Кабаниха, но поступала по-своему.

Эти действия в семье со стороны купчихи являются причиной многих трагедий. Варвара убегает из дома — для нее побег становится единственным спасением от тирании матери. Сын и невестка, не задумывающиеся, как можно изменить ситуацию, заняли выжидательную позицию и молчаливо терпели грубость матери.

Катерина, после того как изменила супругу, под влиянием стыда сознается в этом поступке, а после, под давлением Кабанихи совершает самоубийство. Лишь после гибели жены Тихон находит в себе силы дать отпор матери, упрекая ее в неправильных действиях к родным.

Цитатная характеристика

Описание Кудряша с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Характеристика Кудряша другими героями

Черты характера и поступки

Кудряш — смелый, отчаянный парень, который готов постоять за себя. Он способен поколотить самого Дикого и никогда не даст себя в обиду.

«Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Шапкин. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался».

Источник: Действие первое, явление 1

Источник: Действие первое, явление 1

Кудряш — бойкий парень, который в резкой и грубой форме способен отстаивать свои права и потому имеет славу грубияна.

Источник: Действие первое, явление 1

Кудряш знает себе цену. Он понимает, что Дикой нуждается в нём и потому ведёт себя очень смело и уверенно.

Источник: Действие первое, явление 1

Кудряш не даёт спуску Дикому, когда тот принимается его ругать. Он никогда не молчит в ответ на ругательства хозяина и всегда находит, что ему сказать в ответ.

«Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет».

Источник: Действие первое, явление 1

У Кудряша хорошо развито чувство собственного достоинства. Он не намерен унижаться, пресмыкаться перед Диким.

Источник: Действие первое, явление 1

Кудряш — любвеобильный парень и не скрывает этого.

«Больно лих я на девок-то!»

Источник: Действие первое, явление 1

Кудряш не терпит даже намека на конкуренцию в любовных делах. За свою возлюбленную он готов сражаться до последнего.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2

Кудряш — горячий, нетерпеливый парень, который не любит кого-то ждать.

«Ты что ж так долго? Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!»

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Кудряш — отчаянный парень, который сбегает от Дикого вместе с Варварой.

«Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

Источник: Действие пятое, явление 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Кудряша вместе!

Биография

Иван Кудряш — молодой статный парень. Работает конторщиком у одного из самых богатых и влиятельных купцов города Калинова — Савела Прокофьича Дикого.

Кудряш родом из простой, небогатой семьи. Он не получил приличного образования, однако его знаний достаточно для работы конторщиком (ведения необходимой документации).

Иван Кудряш встречается с Варварой Кабановой. Его возлюбленная с трудом переносит жизнь в родительском доме, в котором царит гнетущая атмосфера. Кроме того, Кудряш понимает, что Кабанова не отдаст свою дочь замуж за простого парня. В итоге влюблённые решаются на побег из Калинова.

Портрет

Тихон — старший сын богатой купчихи Марфы Кабановой и сам является купцом.

«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын».

Источник: Действующие лица

Тихон — семейный человек, его жена — молодая красивая женщина по имени Катерина.

«До меня ли тебе: у тебя жена молодая».

Источник: Действие первое, явление 5

У Тихона и Катерины нет детей.

Источник: Катерина, Действие второе, явление 8

Образ Кудряша

Ваня Кудряш — один из ярких представителей молодого поколения города Калинова, чьи жизненные устремления идут вразрез с патриархальными устоями их родителей. Решительный, смелый, самоуверенный, он не боится противостоять самому главному «ругателю» — жадному и деспотичному купцу Дикому. На грубость и хамство в свой адрес Дикой отвечает тем же и никогда не даёт своему начальнику возможности унизить его.

Кудряш не намерен покоряться патриархальным порядкам и устоям. Его отваги ещё недостаточно для того, чтобы открыто выражать протест. Вместе со своей возлюбленной Варварой Кабановой Кудряш ещё соблюдает внешние правила приличия, заведённые в Калинове, однако в мыслях он уже далёк от базовых устоев патриархального общества и при случае нарушает их.

Ваня Кудряш — разбитной, весёлый молодой парень, музыкально одаренный. В нём торжествует народное начало. Но, несмотря на внешнюю бесшабашность, это добрый, чуткий человек. Он не способен на предательство, и, в отличие от Бориса, готов круто изменить свою жизнь ради своей возлюбленной.

Следующая цитата

Одним из главных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Тихон Кабанов — супруг Катерины и сын Марфы Кабановой по прозвищу Кабаниха. Это тихий, слабый, безвольный человек, сломленный деспотичной матерью. Он не способен бороться за своё счастье, и в этом заключается его главная трагедия. Характеристика Тихона необходима для более полного раскрытия пороков «тёмного царства», в условиях которого происходило становление личности героя. Все самые лучшие качества и порывы Тихона были подавлены окружающей его жестокостью, грубостью, невежеством.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Тихон Кабанов.

Возраст — не указан, молодой мужчина до 30 лет.

Род занятий — купец.

Семья — жена Катерина, мать Марфа Игнатьевна, сестра Варвара.

Социальное положение — купец.

Происхождение — родом из купеческого семейства.

Воспитание — воспитан в патриархальном духе.

Образование — недостаточное, малограмотный человек.

Внешность — молодой мужчина.

Характер — слабовольный, добрый, мягкий, нерешительный, трусливый, зависимый, инфантильный.

Положительные черты — добрый, любящий, жалостливый.

Отрицательные черты — трусливый, слабый, бесхарактерный, очень сильно зависим от матери.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Внешность

Кудряш — молодой парень.

Источник: Действующие лица

Кудряш — на редкость крепкий парень, который выделяется среди своих ровесников физической силой.

Источник: Действие первое, явление 1

Цитатная характеристика

Описание Тихона с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Мнение окружающих

Невзирая на все попытки Кабанихи убедить остальных людей, что она добрая, у нее это не выходит. Правда о ее сложном характере просачивается, и окружающие все время сплетничают об этом.

Обличие самодурства Марфы Игнатьевны ярко проявляется во фразах Кудряша и Кулигина, которые указывают, каково на самом деле ее поведение. Кабаниха живет «на показ обществу» и все происходит «под видом благочестия».

В истории русской литературы значение произведения Островского «Гроза» огромно. Тема купцов-самодуров актуальна и сегодня.

Современный читатель с легкостью узнает в Кабанихе и Диком невежественных людей, которые стремятся подчинить свою семью, являются агрессивной силой, делают несчастными тех, кто не может дать отпор.

Варвара

Варвара упрекает брака в слабоволии, подчинении воли матери, которая постоянно измывается над Катериной.

«Так нешто она виновата? Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену».

Источник: Действие первое, явление 6

Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Тихону живётся с матерью.

«Точит она его теперь, как ржа железо».

Источник: Действие второе, явление 2

Характеристика Тихона другими героями

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Тихона вместе!

Биография

Тихон Кабанов — молодой человек родом из богатого купеческого семейства. После смерти отца воспитанием Тихона и его младшей сестрой Варварой занялась деспотичная и властная мать, Марфа Игнатьевна.

Под влиянием матери Тихон женился на Катерине — молодой красивой девушке из приличной семьи. Молодые могли бы жить в любви и уважении друг к другу, если бы не постоянное грубое вмешательство Марфы Игнатьевны в их частную жизнь.

Когда Тихон в очередной раз уехал в командировку на две недели, Катерина, угнетённая тяжёлой атмосферой в доме мужа, от отчаяния бросилась в объятия другого мужчины. Однако угрызения совести были столь сильны, что Катерина призналась в измене мужу и его матери.

Мягкий, добродушный Тихон был готов простить Катерину, которая сама очень страдала из-за совершённого греха. Вот только Марфа Игнатьевна не собиралась давать ей спуску, делая жизнь невестки невыносимой. В итоге Катерина покончила жизнь самоубийством. Для Тихона её смерть стала сильным потрясением. Он принялся во всём обвинять мать, однако полностью вырваться из-под её влияния он так и не смог.

Кабаниха

Кабанову раздражает мягкий характер Тихона, его желание жить в любви с молодой женой.

«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабанова презирает сына за его слабохарактерность. Она считает, что муж должен держать в постоянном страхе свою супругу.

«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».

Источник: Действие первое, явление 5

Марфа Кабанова считает своего сына откровенно глупым, недалёким человеком.

«Кабанова (совершенно хладнокровно). Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить!»

Источник: Действие первое, явление 5

Образ Тихона

Судьба Тихона Кабанова сложилась незавидно. С ранних лет он находился под сильнейшим влиянием деспотичной, грубой, невежественной матери, которая бесконечно донимает его своими придирками и нравоучениями. Кабаниха ловко манипулирует сыном, заставляя поступать его так, как она считает нужным. Однако Тихон не вызывает особой жалости, поскольку в его слабохарактерности виноват только он сам. Оправданием не могут послужить и условия жизни, так как при таких же обстоятельствах его родная сестра Варвара находит разные способы противостоять материнской деспотичности.

Ситуация еще более накаляется после женитьбы Тихона. Теперь мать ревнует его к невестке, постоянно донимает супругов своими упреками. В силу своего мягкого, незлобивого характера Тихон смог бы создать с Катериной крепкую, дружную семью, однако он не в состоянии дать отпор матери, которая постоянно вмешивается в их семейную жизнь.

Личность Тихона настолько подавлена матерью, что он совершенно не способен жить своим умом и даже не совершает попыток начать самостоятельную жизнь. Он привык, что все решения принимает за него мать, и кардинальные перемены пугают его. Всё, на что способен Тихон, — в момент смерти Катерины прилюдно обвинить мать в случившемся.

Следующая цитата

После прочтения произведения в школе ученикам нужно написать сочинение на тему «Жертвы темного царства» по пьесе «Гроза», чтобы понять, кто из персонажей был сломлен окружающей обстановкой.

Тихон и темное царство

В условиях «темного царства» под гнетом силы глупцов уничтожаются самые лучшие чувства человека. У него слабеет воля, разрушается разум. Люди, живущие в этом мире, приспосабливаются к обстоятельствам. И даже если они наделены умом и энергией, то начинают хитрить, изворачиваться и лгать. Темные силы ломают каждого человека по-своему.

Их первыми жертвами стали:

Тихон — жалкий и подавленный человек. Но, несмотря на это, в нем теплятся светлые чувства. Одно из них — любовь к своей жене Катерине. Но мужчина не проявляет своих эмоций, ему чужда душа супруги. Под гнетом окружающих и Кабанихи он готов бросить все и оставить любимую.

В душе Тихона теплится огонек, который можно было разжечь ветром ответных чувств жены. Но этого не произошло, поэтому мужчина сломался. После измены супруги он подавлен и растерян, но все равно прощает ее.

Воля Тихона парализована настолько, что он даже боится помочь Катерине. Человек в нем пробуждается только в последней части пьесы, после смерти жены. Над ее трупом он впервые обвиняет мать и проклинает ее. Его слова звучат страшно не потому, что вырвались во время горя, а из-за того, что исходили от самого забитого и слабого персонажа.

В этот момент Катерине удалось вырваться из «темного царства», а его устои начали рушиться.

Варвара и Борис

Варвара воплотила в себе совершенно иные черты губительного мира. Она не хочет мириться с неволей и терпеть гнет самодуров. Девушка изворачивается, хитрит, врет. Варвара настолько привыкает к этому, что ложь становится ее второй натурой. Она уже не может без нее жить. Стратегия ее проста: можно делать все, но так, чтобы об этом никто не узнал.

Но хитрить и выкручиваться у девушки прекрасно получалось до определенного момента. Когда ее стали запирать на замок, она убежала из дому. В этот момент снова начинают рушиться устои и идеалы Кабанихи. Ее дочь сбежала из дома и опозорила семью. Она ушла из-под опеки матери и перестала подчиняться ее воле. Если задуматься, почему Варвара жертва «темного царства», то ответ будет всего один — она из чистой и скромной девушки превратилась в лгунью, готовую на все, лишь бы не терпеть придирки матери.

Но самым жалким в пьесе выступает племянник Дикого — Борис Григорьевич. Этот человек культурен и добр, он радикально отличается от всей купеческой среды. Но он слаб душой, не может защитить ни себя, ни любимую женщину. Мужчина способен только лить слезы и сетовать на судьбу. Относиться к жизни по-другому он не способен.

Наибольшее презрение Борис вызывает в последней сцене свидания с Катериной. Он боится бежать с любимой, как Кудряш. Страшится разговаривать с нею, чтобы его никто не заметил и не подслушал.

Здесь кратко показано толкование пословицы, что от трусости до подлости всего один шаг. Критики высказались однозначно — более трусливого и слабого героя в произведении нет.

Образ Катерины

Главная героиня пьесы — скромная и тихая девушка, выросшая в простой семье. Волей злой судьбы она должна выйти замуж за купеческого сына, которого никогда так и не смогла полюбить. Но девушка старается найти в супруге положительные качества, чтобы хоть как-то сохранить семью.

Больше всего Катерине достается от свекрови. Кабаниха унижает и оскорбляет девушку, стараясь сломить ее. Марфа Игнатьевна является ярой приверженкой старого устройства и порядков.

Рассматривая, кем на самом деле была Катерина, жертвой или победителем «темного царства», нельзя оставить без внимания ее жизнь в семье купцов. Здесь невозможно жить честно. Все отношения между людьми построены на вранье и изворотливости.

Бориса удивляет и даже повергает в шок желание девушки рассказать мужу всю правду об их отношениях. Это значило бы, что любовнику придётся быть честным с Тихоном и Кабанихой, раскрыть им свою любовь к Катерине, а этого он боялся больше всего на свете.

Если судить по тому, что девушка часто сравнивала себя с птицей и говорила, как ей хочется улететь, можно смело утверждать, что она была пленницей этого царства тьмы и пережитков. Покончив с жизнью, Катерина освободилась от мира, в котором ей было так тяжело.

На основе этого можно утверждать, что она все же смогла победить «темное царство», ведь даже Тихон смог указать матери на ее место. А это значит, что он вышел из-под контроля тирана.

Истинный луч света

Наиболее здравомыслящим персонажем в этой драме можно назвать Кулигина. Его автор изображает антиподом Кабанихи и Дикого. Молодой человек вышел из народа. Он обладает:

  • светлым умом;
  • широкой душой;
  • недюжинными талантами.

Кулигин не терпит собственнического отношения купеческого общества. Он осуждает мелочность, невежество и жестокое отношение к людям. Особенно выразительно показывается это противопоставление при общении с Диким, когда умелец просит у него денег на изготовление солнечных часов.

Молодой человек рассказывает, что эта поделка будет полезна обществу, а Дикий даже не понимает, о чем с ним разговаривают. Когда же Кулигин начинает цитировать своих любимых поэтов XVIII века, купец начинает требовать не хамить ему, ведь он даже не знает, о чем говорит молодой человек, ему чуждо все прекрасное, а о поэзии он не имеет ни малейшего представления.

Но Кулигин, как и все остальные персонажи, бессилен перед Кабанихой и ее мужем. Персонаж не может с ними бороться, потому что слаб и беспомощен в своем протесте. Он склоняет голову перед купчихой и ее самодурством. Характеристика этого героя показывает, что автор не считал его лучом света. Кулигин смог начать протестовать только после смерти Катерины, именно в этот момент в нем проснулся дух противоречия.

Истинным лучом света в этом «темном царстве» была Катерина — светлая, чистая, нежная. Все персонажи пьесы, описания которых ученики могут кратко изложить в сравнительной таблице, постарались сделать так, чтобы ее не стало. Но когда девушка умерла, дух воспрянул в большинстве из них.

Многие герои смогли вырваться из мрака и самодурства. Именно смерть помогла положить начало развалу старого строя, устоям Кабанихи и ее мужа.

Читайте также: