Женские образы в романе герой нашего времени с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
Каждая героиня произведения Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" имеет тонкую связь с главным героем - Печориным. Они зависимы от него по-своему. Также сам мужчина неравнодушен к ним. Женщины совершенно разные. Но в определенный момент они проявляют свою силу, энергию. Они требовательные, красивые, целеустремленные. Григорий Александрович Печорин - тот человек, который стал причиной их слез и разочарований.
Бэла
Знакомство с Бэлой становится очередным развлечением для мужчины, но имеет для черкешенки печальный конец. Печорин хладнокровно наблюдал за настоящими чувствами Бэлы. Он видел ее мечты, понимал и чувствовал желания, но ничего не мог сделать с собой. Сначала девушка оказывается по желанию Печорина в его доме. Она понимает, что похищена собственным братом Азаматом. Это предательство угнетает ее. Однако такое разочарование забывается благодаря влюбленности в Печорина. Позже подобное состояние сменяется настоящим чувством - страстью в сопровождении любовью. Характером и внешним видом девушки восхищались все: и Максим Максимум, и Григорий. Однако не любовь со временем становится мучительным испытанием. Пленница понимает, что Печорина наступило ее присутствие. Он не находит себе места, так как между ним и Бэлой больше нет взаимности. Девушку в повести отличает неземная преданность любимому человеку, терпение, высокий нравственный уровень. Для Печорина Бэла была надеждой на то, что он смог бы оживить свою потерянную душу. Но даже эта невинная девушка не пробудить в нем человеческие чувства.
Вера
В светском обществе , без которого главный герой не представлял себя, ярким пятном выделяется образ Веры. Давние ее взаимоотношения ее с Печориным возобновляются в Кислозаводске после нескольких лет. Оба старались отдаться целиком во время таких встреч. Сердце Григория также трепещет при одном только воспоминании о ней. Внутренний мир Григория, в котором имели место ненасытность и эгоизм, был прозрачен для Веры. Лишь она могла управлять им. Однако из-за своего признания мужу в любовной связи семья покидает край, где остается Печорин.
Ундина
Встреча на Тамани Печорина с Ундиной раскрыла подробнее сущность главного героя.
Оказалось, что он может испытывать страх, когда остался наедине со спутницей, пытавшейся неожиданно его утопить. Образ русалки в произведении яркий. Девушка имеет необыкновенную привлекательность, она решительная и непредсказуемая. Ее любовь к контрабандисту оказалась страстью, сметающей все на своем пути, не имеющей границ.
Мери
Знакомство Григория Печорина книжной Мери подняло еще больше самооценку главного героя. Девушка от любви потеряла голову, признавшись ему в этом. Подобное поведение считалось неуместным. Это замечали все вокруг. Окружающие были удивлены ее поведением, так как считали княгиню Лиговскую умной и достойной лучшего девушкой. Однако она находилась в подчинении у Печорина, страдала, испытывая непонимание и неуверенность от этого мужчины. Мэри также как и другие девушки, приближенные к Григорию, оказались игрушками в руках этого героя. Княгиня использовала любое средство, чтобы заинтересовать своего возлюбленного. От кокетства она перешла к откровенным признаниям в любви к Печорину, видя в этом смысл. Однако в конце завоевания его сердца девушку ожидало глубокое разочарование.
За несчастьем каждой из героинь скрывается бесчувственность, жестокость и эгоизм Печорина, который видит их достоинства, но в силу усталости от жизни не может по достоинству оценить влюбленную в себя женщину. Интуиция, свойственная каждой женщине в отношениях мужчиной, подвела их, оставив несчастным.
2 вариант
В обществе много писателей и поэтов, воспевающих женщину, которая испокон веков считается прекрасной половиной человечества. В произведениях русской литературы создано множество женских образов, привлекающих читателей своей поэтичностью, нежностью и душевным спокойствием. Это всеми нами известная Татьяна в поэме «Евгений Онегин» и тургеневская Ася и сильные духом жены декабристов у Некрасова.
В произведении «Герой нашего времени» Лермонтов показал также несколько образов, совсем непохожих друг на друга. Но одна сторона у них общая - это любовь к главному герою Печорину, с которым наше знакомство происходит в начале повести «Бэла». Здесь Григорий знакомится с очаровательной девушкой по имени Бэла. Она влюбляется в молодого человека с первого взгляда всем сердцем. Печорин для нее стал всем на этом свете. Однако Печорину девушка быстро надоела. Она не принесла ему той новизны, которую он ждал. Страдания Бэлы глубоки, и смерть ее неизбежна. Ее погибель становится избавлением для покинутой души.
Другая героиня-контрабандистка немного схожа с Бэлой. Дело в том, что обе девушки принадлежат не к высшему обществу. Но в контрабандистке есть что-то неизведанное и таинственное, к которому стремится Печорин. Золотистый отлив волос, завораживающий взгляд притягивали нашего героя. Но опять же девушка эта для него была лишь очередной забавой.
Совершенно непохожа на этих героинь княжна Мери. Она принадлежит к светскому обществу. Хотя она и кокетничает с молодыми людьми, но по своей неопытности и неразборчивости в людях допускает ошибки. Мери предстает перед нами мечтательной и обворожительной красавицей. Девушка создает свой образ мужчины, совершенно отличавшийся от книжных героев, и ищет его в первом встречном. Вначале ей нравится Грушницкий, затем ее внимание переходит на Печорина. Его ухаживания она воспринимает по-настоящему. Увидев настойчивость Григория, она видит в нем того единственного, о котором мечтала. Мери влюбляется в него и думает, что Печорин ее полюбил от всего сердца. Но настоящего Григория она так и не увидела и не стремилась понять. Для нашего героя княжна была всего лишь очередным развлечением. Мы искренне жалеем девушку и осуждаем Печорина за то, что он заставлял ее страдать.
И последняя женщина, которая сумела, как говорит Печорин, его понять- это Вера. Она смогла принять его со всеми его достоинствами и недостатками. Но их отношения очень сложные. Вера –замужняя дама, а нашему герою было интересно добиться ее расположения. В конце концов он ее теряет, и от этого страдает.
Все женщины, которые имели особые чувства по отношению к Печорину были глубоко несчастны. Но и сам герой одинок и полон страданиями от этой любви.
Сочинение 3
В данном произведении М. Ю Лермонтова встречаются абсолютно разные женские характеры и поступки, и каждый из них несёт что-то важное для Печорина. Все героини романа абсолютно не похожи друг на друга, у них различные интересы, мировоззрение и социальное положение. Гордая красавица Бэла любит так же горячо, как и ненавидит, у нее свои принципы, которыми она не может поступиться. Когда Бэла понимает, что интерес Печорина к ней пропал она не видит дальнейшего смысла жизни. Единственным сочувствующим ей становиться Максим Максимыч, но и он не может ей помочь. Бэла обречена на трагическую гибель.
Ундина олицетворяет образ свободной и сильной любви, можно сказать, «контрабандистской романтики». Печорин описывает «русалку»далеко не красавицей, но ее голос, гибкий стан и длинные русые волосы не дают ему покоя. Как оказалось, свидание с ундиной не принесёт ничего хорошего главному герою. Девушка-русалка попытается обольстить, а затем утопить Печорина , чтобы спасти своего любимого Янко.
Княжна Мери и Вера близки Григорию по духу и подходят по положению в обществе, но и тут его ожидает неудача. Княжна Мери приятная и образованная девушка, но Печорин не проявлял к ней чувств и не стремился, как другие, часто бывать в доме княгини Лиговской. Именно своей холодностью он заинтересовал Мери, и Григорий понимая это, продолжает играть чувствами девушки. В один момент княжна признается в любви Печорину, и отвергает ухаживания Грушницкого. Но в ответ Мери не слышит признания, а потом и вовсе, Григорий признается, что она не нужна ему. Мери ничего не остается, кроме как возненавидеть главного героя за его поступок.
Вера - замужняя дама, давняя знакомая главного героя. Печорин узнает, что она гостит у княгини Лиговской и чувства к Вере появляются у него снова. Как оказалось, Вера одна из немногих кто понимает Григория и чувствует его бесконечные метания. Но в силу сложившихся обстоятельств, Вера снова ускользает от Печорина и он чувствует себя совершенно растерянным, ведь оказалось что любил он только ее.
Каждый женский образ в романе по-своему яркий и значимый для произведения. Независимая «русалка»-готовая пойти на преступление ради своей любви. Гордая и красивая Бэла, которую обрекли на гибель. Вера любящая, но несчастная от своей любви к Печорину. Искренняя и скромная Мери, которая слишком поздно понимает, что над ней посмеялись. Их всех обьединяет только то, что все они испытывали чувства, но остались несчастными.
Также читают:
Картинка к сочинению Женские образы в произведении Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
Тема добра и зла является причиной вековых споров. Детей учат, что добро всегда побеждает зло, в сказке ведущим мотивом часто выступает борьба добра и зла.
Собака была бездомная и никому не нужная. Её все обижали и отовсюду гнали. Дети дразнили, кидали камнями, палками, а дворовые собаки лаяли на неё. Единожды услышав теплые слова от пьяного человека
Россия может по праву гордиться своими писателями и поэтами. Ведь русские классики известны во всем мире, их произведения смогли коренным образом изменить мировоззрение миллионов читателей.
Что такое красота человека? Красота в гармонии, в эстетической удовлетворенности наблюдения за человеком. В наше время, индустрия красоты развита настолько сильно, что человека можно изменить до неузнаваемости
«Старуха Изергиль» - это замечательная и поучительная история в стиле знаменитого романтизма, которая была написана ещё юным Максимом Горьким на закате девятнадцатого века (1895 год).
Следующая цитата
М.Ю. Лермонтов создал один из первых русских психологических романов, в котором главную роль играет не сюжет, а раскрытие души. Повествование направлено на то, чтобы показать все грани характера главного героя, Григория Печорина. Встречи с разными людьми, общение и взаимодействие с ними также передают его личные качества. А каковы же женские персонажи романа?
Княжна Мери – самая знатная из девушек, представительница «водяного общества». Героиня уже отравлена светом: поверхностная, ветреная, фальшивая: «Княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается». Однако эта красивая девушка с выразительным лицом и «бархатными глазами» привлекает не только внешностью. Княжна умна, образована, способна еще к сильным чувствам, потому что неопытна, ей еще не приходилось обмануться. А вот с Печориным пришлось. Герой сыграл на романтических чувствах девушки и соблазнил ее со скуки, от желания досадить «заклятому другу» Грушницкому, из соображений близости княжны к давно любимой Вере. Печорин разбил Мери сердце, возможно, после него она и обретет те привычные для света холодность и бесчувственность, которых ей так не хватало.
Следующая цитата
Cherchez la femme, ищите женщину, – говорят французы. Это не случайно. Женщины управляют мужчинами, влияют на их судьбы, характеры. И не только влияют, но, подобно лакмусовой бумажке проявляют эти характеры. Так было, есть и будет со времен Адама и Евы. Слабые мужчины ломаются, сильные, становятся сильнее, злые обозляются на весь мир, когда их покидает женщина. Женские образы в романе «Герой нашего времени» также играют не последнюю роль в раскрытии характера Печорина.
Вера была первой юношеской любовью Печорина. Но она, пообещав ждать его, вышла замуж. По признанию Печорина, Вера была «с характером», то есть, сильной женщиной. В романе автор дает понять, что Печорин и Вера встретились в Пятигорске, как старые знакомые. Правда, когда-то они «расстались врагами». Отношения между Печориным и Верой складываются довольно странные. Она, как запуганный зверек, боится подпустить к себе Печорина, потому что печется о мнении общества, хочет сохранить доброе отношение к себе мужа. И в то же время она ревнует Григория Александровича в княжне, требует его любви и верности.
Вера настояла на том, чтобы Печорин сблизился с семейством Лиговских, объяснив, что только там она может встречаться ним, не уронив своего достоинства. Одной из причин того, что Печорин стал заигрывать с Мери, было стремление вызвать ревность Веры. Он надеялся, что тогда Вера найдет возможность встретиться с ним наедине.
Изменив мужу, Вера не смогла скрыть этого от своего мужа. Произошел скандал, и муж предпочел увезти ее подальше от соперника, чтобы случившееся не стало достоянием общественности.
Княжна Мери
Мери – еще одна героиня этой главы. Она была хорошенькая, стройная, с бархатными глазами. Под наблюдением своей матери она одевалась изысканно, со вкусом.
Избалованная мужским вниманием девочка держала себя заносчиво и, порой, несносно. Тем интереснее она была как объект для манипуляций. Печорину нравилось манипулировать людьми, вынуждать их делать то, что хочет он, возбуждать в них чувство любви или ненависти. Несмотря на молодость, он был неплохим психологом.
Обратить на внимание на княжну его вынудил Грушницкий. Этот юнкер раздражал Печорина своим франтовством, тем, что считал Мери чуть ли не собственностью. В отношениях с Мери Печорин выбрал тактику: «от любви до ненависти». Он всячески демонстрировал Мери свое полнейшее к ней равнодушие. Не искал знакомства с нею. Избалованная девочка злилась, и готова была возненавидеть его.
Однажды на балу Печорин защитил ее от приставания грубого пьяного капитана. Княжна Мери стала смотреть на Печорина благосклоннее, а мать Мери, княгиня Лиговская пригласила его в дом. Как и предполагал Печорин, княжна утратила интерес к Грушницкому, как только он пришел в юнкерском мундире. Героем ее романа стал Григорий Печорин.
Белла
Белла – черкешенка. Она – первая героиня, с которой читатель знакомится в романе. Очаровательная шестнадцатилетняя девочка, любимица своего отца, мирного князя. Она была высокая, стройная, но особенно обворожительными были ее глаза. Черные, они словно в душу заглядывали.
Белла сразу полюбила Печорина, как только увидела его. Но когда родной брат похитил ее и привез в крепость, она долго дичилась и не подпускала к себе Печорина. И тем интереснее ему было завоевать ее любовь. Правда, Печорину она быстро успела наскучить. Он стал уезжать из крепости на охоту. А она скучала и плакала. Белла погибла от руки Казбича, у которого Печорин выкрал коня, чтобы обменять его на Беллу.
Ради собственной прихоти Печорин сломал жизнь целой семьи. Казбич из мести убил отца Беллы, полагая что тот повинен в хищении его любимого коня. Сама Белла тоже погибла. Но если бы она осталась жить, то, скорее всего, Печорин оставил бы ее, и она сама рассталась бы с жизнью, чтобы избежать позора.
Девушка из Тамани
У этой девушки нет имени. Она русалкой скользнула по судьбе Печорина и исчезла. А точнее, Печорин вторгся в ее жизнь, и едва не поплатился за это жизнью. Девушка была похожа на русалку. Она была стремительная, энергичная, постоянно что-то пела. Ей было лет восемнадцать. Она была связана с контрабандистами, и опасалась, что Печорину стало что-то известно об их контрабандистской жизни. Ундина выманила Печорина на берег. Она хотела утопить Григория Александровича, чтобы тот не донес властям о контрабандистах. Но не рассчитала своих девичьих сил. Печорин разгадал ее замысел, и сам сбросил ее в воду. Выросшая на море девушка и плавала, как русалка. Она самостоятельно выплыла на берег. Печорин кое- как поломанным веслом догреб до берега.
Следующая цитата
Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.
Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.
Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.
В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Пятигорске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.
Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.
Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.
Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.
Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.
Княжна Лиговская
Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.
Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.
Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.
В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.
Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.
Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.
«Ундина»
Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.
Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.
Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.
Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.
Читайте также: