Забвению не подлежит цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Когда высказаны тезисы, раскрывающие ваше понимание темы сочинения, пора браться за доказательства своего мнения. Четкие аргументы, направленные на подкрепление тезиса, следует взять из художественных произведений, мемуаров, публицистики или нехудожественной литературы в жанре нонфикшн.
Классика, изученная на уроках литературы, поможет найти верные аргументы к вашим тезисам.
К чему можно обратиться в направлении «Забвению не подлежит»?
Н.С. Лесков, «Левша»
«Левша» Н.С. Лескова – произведение, показывающее степень развития государства, его культуру, которая ярко отражена в народе. В сказе Николая Семеновича повествуется о том, как главный герой, неотесанный русский мужик, подковал блоху. Это высокое мастерство тульского работяги Левши не было оценено должным образом в России, а остаться в Англии, куда его звали на весьма выгодных условиях, он не смог, потому что был ярким примером патриотизма. Не подлежит забвению то, что делается простым человеком для своей страны. Нельзя забывать о людях, создающих поистине великие творения. На Родине Левша не смог не только передать свои навыки последующим поколениям, но и был забыт недавними покровителями, которые так восхищались его талантами. Сказ призывает беречь и поддерживать человека, способного поднять на более высокий уровень культуру своей страны.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети»
«Отцы и дети» И.С. Тургенева – роман, показывающий человека, который отвергает прошлое: традиции, общепризнанные принципы и мораль, сформировавшиеся еще задолго до его рождения. Базаров – нигилист, считающий, что построить новую жизнь можно только без оглядки на прошлое, он полагает, что всё старое, отжившее себя необходимо разрушить, забыть об истории, обо всем, что мешает созданию нового прекрасного мира. Но он не задумывается о том, что забвению не подлежат такие простые и в то же время великие чувства, как любовь, сострадание и верность. И сам попадает в ловушку собственных убеждений, когда влюбляется в женщину, чувства к которой переворачивают его мировоззрение с ног на голову. В чем ошибка главного героя? Есть вещи базисные, основа всего: невозможно жить в настоящем, не помня прошлого, стараясь искоренить из своего сознания многовековой опыт человеческой жизни и культурного наследия цивилизации.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»
«Капитанская дочка» А.С. Пушкина – повесть, в которой главной героиней является Маша Миронова, не растерявшая веры в человеколюбие, несмотря на жестокое убийство отца и матери. Преступником, который лишил девушку родителей, является Пугачев, учинивший крестьянскую войну в борьбе с правительством Екатерины Второй. Рассказ ведется от лица Петра Гринева, который оказывается между двух огней. Предводитель восстания требует, чтобы тот подчинился ему и вступил в ряды бунтовщиков, но Петр остается верен своей присяге, за что Пугачев дарует ему жизнь, помиловав и избавив от казни. Книга учит тому, что нельзя забывать о данном слове, о присяге, о верности своему Отечеству. Помнить нужно и о своей чести, недаром автор помещает к своему произведению эпиграф в виде народной пословицы: «Береги честь смолоду», которая отражает главную идею повести. Если бы Гринев позабыл о своем достоинстве, он лишился бы жизни. Если бы Маша поддалась на уговоры Швабрина, антипода Гринева, и пошла за него замуж, позабыв о своей любви к Петру и девичьей чести, то не смогла бы потом добиться помилования своего возлюбленного. В более широком масштабе это история о злодее, которого Пушкин рисует довольно-таки справедливым человеком, правда, запутавшимся и озлобленным, но способным организовать бунт, от которого никому не будет проку: нельзя забывать, что любое насилие приносит с собой только смерть и разрушения.
М.Ю. Лермонтов, «Бородино»
«Бородино» М.Ю. Лермонтова – стихотворение, начинающееся словами «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» В этом вопросе содержится явный подтекст: молодое поколение должно помнить, ради чего сражались и умирали бойцы, чем пришлось пожертвовать, отдав врагу-завоевателю столицу, чтобы в итоге спасти всю страну. Ветеран Отечественной войны 1812 года рассказывает своему племяннику о боевых схватках, которые привели к освобождению Родины от захватчика Наполеона. Он сетует на то, что нынешнее поколение не способно встать на защиту своего Отечества, поэтому они хотя бы не должны забывать, какими усилиями удалось сохранить мир на российской земле.
Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие»
«А зори здесь тихие» Бориса Васильева – еще один пример патриотической стойкости русского народа. Это произведение, которое не оставляет равнодушными уже не одно поколение читателей. В центре повести пятеро девушек, совершающих вылазку в лесную, болотистую местность вместе со своим бригадиром. Их цель – разведать, сколько фашистов подступает к ним и попытаться отрезать им путь к наступлению. Разве можно придать забвению подвиги людей, сражавшихся в великую Отечественную войну? История знает немало имен героев, пожертвовавших своими жизнями ради мирного неба над нашей головой. Особой трагичности сюжету придает то, что все девушки нашли смерть в этой страшной разведке, но смогли выполнить свой долг перед Отечеством. Забвению не подлежит их любовь к Родине и их путь, опасный и смертельный, который они проделали ради блага своей страны.
А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»
«Гранатовый браслет» А.И. Куприна – история неразделенной любви между Желтковым и Верой Николаевной. Герой пишет женщине предсмертную записку, в которой просит ее послушать произведение Бетховена «Соната №2». Эта музыка настолько впечатляет героиню, что та снова обретает покой и гармонию. Это великая сила настоящего классического искусства, которое должно сохраняться и передаваться последующим поколениям. Истинные творения не подлежат забвению, они способны пробудить душу, заставить человека воскреснуть, по-новому посмотреть на мир, прочувствовать величие момента.
Л.Н. Толстой, «Война и мир»
«Война и мир» Л.Н. Толстого – роман-эпопея, заслуживающий особого внимания. В нем отражены две войны с наполеоновскими войсками: война 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Толстой считал, что первая война была проиграна вследствие непонимания народом, за что они воюют. А вот в 1812 году, сражаясь за свободу своего Отечества (отсюда и название), люди действительно становились героями битвы. Хотя автор и не отрицает того, что на поле сражения всегда есть место не только мужеству и величию, но и всеобъемлющему страху, который поражает человека. Это и неудивительно: Лев Николаевич показывал войну без прикрас, такой, какая она и есть на самом деле. Люди не вправе забывать о том, каким лишениям, мучениям, жестокости были подвержены настоящие герои войны. Несмотря на это, они смогли поддерживать в себе волю оставаться людьми. Так в романе присутствуют неподдельные сцены доброты, когда русские сочувствуют французским солдатам, тоже не понимающим смысла войны, и делятся с ними провизией. Толстой обращает пристальное внимание именно на народ, который является главным участником сражений. Он показывает неправедность войны, неестественность, которая противоречит основным законам жизни на земле. По его мнению, это и привело Наполеона к поражению: он просто не мог одержать верх, действуя как захватчик против русского народа. И надо помнить о том, что война противоречит природе человека, хотя это страшное событие так и коренится в подсознании людей, а история не может научить человеколюбию и мирному сосуществованию всех на планете.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон»
М.А. Шолохов, «Судьба человека»
А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»
«Василий Тёркин» А.Т. Твардовского – поэма, главным героем которого является собирательный образ русского солдата. Это тёртый калач, настоящий патриот своей страны, сражающийся с фашизмом. Отличительной особенностью произведения стало то, что оно было написано простым языком, издано в формате маленькой книжечки, которую солдат мог всегда носить с собой. А главное – она была способна поддержать боевой дух людей, потому что не описывала кровопролитные сражения, а была ориентирована на отдых солдат, их полевую жизнь, на те маленькие радости, которыми можно было воодушевляться в непростое военное время. Забвению не подлежит подвиг участников Великой Отечественной войны, их способность жертвовать своими жизнями не ради наград и медалей, а для восстановления мира на родной земле.
А.Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»
«Я убит подо Ржевом…» А.Т. Твардовского – сильное стихотворение автора, посвященное кровопролитному сражению подо Ржевом, в котором погибло более миллиона человек. Лейтмотивом звучит мотив памяти. Поэт наказывает помнить об этом сражении и о тех людях, что сложили головы в битве. До тех пор, пока люди будут хранить память об этих событиях, будет жить и солдат, который всеми своими силами честно приближал предстоящую победу. Стихи написаны от лица погибшего бойца, от которого ничего не осталось, нет даже могилы, где бы он нашел успокоение. И его больше нет, он не сможет узнать, чем закончилась битва и кто одержал верх, хотя свято верит в победу русского оружия. И нельзя забывать о том, какой ценой нашей Родине далась победа над фашизмом.
А.А. Ахматова, «Реквием»
«Реквием» А.А. Ахматовой – поэма, посвященная истории СССР конца 1930-х годов, времени, которое отличалось жестокостью со стороны власти. Политические преследования и огромное количество репрессированных оставили глубокий траур в сердцах женщин, которые лишились своих мужей, сыновей и братьев. Сама поэтесса потеряла мужа Николая Пунина и сына Льва Гумилева, а также провела 17 месяцев в тюрьмах Ленинграда. «Реквием» звучит как памятник репрессированным и тем женщинам, которые также являются жертвами этого времени. В поэме ярко звучит тема памяти: нельзя забывать людей, сгинувших в политической машине своей страны, и тех, кто стойко, но безнадежно ждал возвращения своих родных и близких.
А.А. Блок, «Двенадцать»
«Двенадцать» А.А. Блока – поэма, в которой отразились взгляды поэта на революцию в России. Он воспринимал ее как силу, способную сделать из России новую молодую страну, в которой будут царить добро и справедливость. Естественно, что не все видели в этом событии положительную историю: люди разделились на два лагеря, многие не знали, как относиться к бушующим в стране переменам. В любом случае происходящее пугало и завораживало. Сам автор свято верил в то, что революция привнесет положительные изменения в жизнь страны. А вот интеллигенции стихотворение не пришлось по вкусу, ведь представителей русской культуры, науки и искусства отодвигали на второй план простые рабочие, стремящиеся к власти. У Блока число двенадцать носило символический смысл: герои поэмы были словно апостолы Иисуса Христа, то есть проповедовали новую веру, новую жизнь. Для поэта революция была не разрушительной стихией, а преобразующей. Но следует помнить о том, каковы были последствия этого «мирового пожара», как устанавливалась власть, как погибали те, кто имел смелость сказать что-то против, как люди, не принимающие нового, просто исчезали и никто уже о них не вспоминал.
В качестве аргументов можно привести примеры и из зарубежной литературы.
Д. Лондон, «Мартин Иден»
«Мартин Иден» Джека Лондона – роман о потрясающей истории самообразования. Памятуя о прошлых трагических событиях в своей жизни, бывший моряк набирается смелости и силы воли, чтобы заняться саморазвитием. Мартин Иден полюбил богатую, образованную девушку по имени Руфь, и, чтобы добиться ее благосклонности, он начинает много читать, пробовать себя в деле писательства и работает над собой. В этом ему помогают собственные воспоминания о лишениях и тяготах, которые он испытывал, будучи моряком. Среди этих испытаний были бунты на корабле, остров прокажённых и несколько моментов, в которых парень чуть не утонул. Он не забывает о своем опыте, и это дает ему силы для достижения поставленных целей. Он не хотел возвращаться в прошлое, поэтому ему было необходимо самому позаботиться о своем будущем.
Э. М. Ремарк, «На западном фронте без перемен»
«На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка – роман, показывающий «потерянное поколение», к которому принадлежат люди, оказавшиеся втянутыми в бессмысленную и страшную войну. Герой произведения Пауль идет сражаться добровольцем, но очень быстро понимает, что в войне нет никакой романтики, а только грязь, голод и холод. Ремарк в своих произведениях призывает помнить о том преступлении, которое совершается против народа, против всего человечества. Как и в других историях о войне, здесь нет правых и виноватых, здесь все несчастны: и немецкий солдат, и бойцы, сражающиеся по другую сторону фронта.
Э.М. Ремарк, «Возвращение»
В. Гюго, «Собор Парижской богоматери»
«Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго – роман о том, как важно хранить культурное наследие и не забывать о памятниках архитектуры. Некогда Собор Парижской Богоматери был обречен стать заброшенным строением, похожим на руины. Но французский писатель привлек внимание общественности к этому сооружению, написав свой уникальный роман. В центре повествования находятся горбун Квазимодо и цыганка Эсмеральда. Но героем романа является и сам храм, автор уделяет много внимания его описанию: истории, богатому убранству, удивительной архитектуре. Гюго подчеркивал значимость Собора для города, и теперь он по сей день радует глаз посетителей своей красотой и величественностью.
Ч. Диккенс, «Лавка древностей»
«Лавка древностей» Чарльза Диккенса – классика английской литературы. В центре сюжета девочка Нелли и ее дедушка, которые были вынуждены покинуть свой дом, потому что лишились всех денег. Но Нелли никогда не забывала о самом важном: о любви, милосердии и доброте. На пути их странствий встречались разные люди: и те, кто хотел помочь, и те, кто желал нажиться на слабости путников. Но неизменным оставалось сердце маленькой девочки, мягкое, но в то же время очень сильное. Она смогла отогреть души многих людей, что встречались на ее пути. И нельзя забывать о качествах, которые должны составлять принципы человеческого бытия. В конце романа девочка умирает, но навсегда остается в сердцах тех, кто по-настоящему смог оценить эту великую душу.
Следующая цитата
Список цитат и высказываний, которые пригодятся при написании итогового сочинения 2020-2021 года по направлению «Забвению не подлежит».
«Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли».
«Время уходит — память остается».
«Забвение - цветок, лучше всего произрастающий на могилах».
«Забвение - вот единственная месть и единственное прощение».
«Забвение — утрата не информации, а ценности».
Забвение — вторая смерть, которой великие натуры страшатся больше, чем первой».
«Забвение - вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем».
«Забвение — защитный механизм души, некоторые стёкла должны покрываться копотью, чтобы можно было не ослепнуть, глядя на завтрашний день».
«А память наша вообще лжет, давая возможность выжить, — старается смягчить невыносимое, покрывая его налетом забвения».
«Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо и страшное зло».
«Знаете, почему всегда будут новые войны? Потому что память подделывает воспоминания. Это сито, которое пропускает и предаёт забвению всё ужасное, превращая прошлое в сплошное приключение. В воспоминаниях-то каждый герой. О войне имеют право рассказывать только павшие — они прошли её до конца. Но их-то как раз заставили умолкнуть навеки».
«Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека».
«Стать личностью означает определить себя во времени и пространстве, выйти из толпы, не выходя из нее».
«Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим».
«Слава переходяща; забвение вечно».
«Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста».
«Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее».
«Если человек что-то забывает, причина, возможно в том, что ему хочется это забыть».
«В забвении есть измена, предание вечности потоку времени».
«Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов».
«Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов».
«Человеческая способность забывать поистине безгранична».
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем».
«Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда её уважают бедой её делают забвение и одиночество».
«Жизнь становится проще, если в пути ты вступаешь в реку забвения».
«Матери, потерявшей своего ребенка, время не приносит забвения. Такое горе не старится. Траурные платья изнашиваются, в сердце же остается мрак».
«Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть».
«Борьба человека с властью — это борьба памяти с забвением».
«Распавшийся человек может восстать из распада, если в его душе сохранилась хоть одна святыня — мать, любимая женщина, дети. Даже воспоминание о своём собственном, пусть далёком, но благородном и бескорыстном поступке. Конченый человек — полное забвение всех святынь».
«Память может и подвести, зато забвение — безотказно».
«Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его».
«Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности».
«Люди жаждут бессмертия; но они часто упускают из виду тот факт, что память о действительно добрых людях живёт вечно. Она запечатлевается на следующем поколении и передаётся снова детям. Неужели им мало такого бессмертия?»
«Подлинная память о любой войне живет всего три поколения: чтобы чувствовать, что она значила для тех, кто ее пережил, нужно слушать об этой войне от них самих — сидя у них на коленях».
«Единственное сокровище человека - это его память. Лишь в ней - его богатство или бедность».
«Память расходится из настоящего сразу в обе стороны: в прошлое, которое мы запомним, и в будущее, которое запомнит нас».
Следующая цитата
Подборка афоризмов и цитат по всем направлениям итогового сочинения в 2020-2021 учебном году. Эти высказвания вы можете использовать при написании сочинения, опираться на них и цитировать, конечно же :)
Немного дополнительных ссылок
Цитаты и афоризмы по направлению «Забвению не подлежит»
- Забвение — утрата не информации, а ценности. А. Круглов
- В забвении есть измена, предание вечности потоку времени. Н. Бердяев
- Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека. Б. Васильев
- Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли. Пословица
- Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим. М. Магомаев
Цитаты и афоризмы по направлению «Я и другие»
- Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека. В.Г. Белинский
- Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их. Л.Н. Толстой
- Любовь есть невероятное по мощи влечение душ друг к другу. Б. Васильев
- Никто не смеет соваться в чужую жизнь. Пусть человек решает сам за себя. Помочь ему — можно, а указывать — нет. Д. Стейнбек
- Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других. Вольтер
Цитаты и афоризмы по направлению «Время перемен»
- Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней. М.А. Булгаков
- Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли. Л.Н. Толстой
- Если вы заметили, что вы на стороне большинства - это верный признак того, что пора меняться. М. Твен
- Мы должны стать частью перемен, которые мы хотим видеть в мире. Махатма Ганди
- Человечество изменится только в том случае, если оно захочет измениться. А. Бергсон
Цитаты и афоризмы по направлению «Разговор с собой»
- Только пустые люди знают себя. О. Уайльд
- Нужно быть собой. Всегда собой, изо всех сил собой, и тем больше, чем трудней: не примеривать чужие судьбы. С. Лем
- Чтобы быть собой, нужно быть кем-то. Станислав Ежи Лец
- Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя. А.П. Чехов
- Стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех. Стендаль
Цитаты и афоризмы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
- Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества. Л.Н. Толстой
- И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? «Я имею привычку предпочитать красное!» – отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновенье. И.С. Тургенев, "Отцы и дети"
- Нынешняя молодежь действительно ужасна. Но самое ужасное то, что мы к ней не относимся. Пабло Пикассо
- Тот, кто в совершенстве овладеет электронной почтой, будет миллионером в двадцать первом веке. Билл Гейтс
- Душа уходит, приходит техника. С.В. Безруков
Посмотрите:
Следующая цитата
Материал для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Забвению не подлежит» в 2020-2021 учебном году для 11 класса.
Официальный комментарий ФИПИ
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Читайте также: