Забота о себе фуко цитаты

Обновлено: 19.09.2024

мечты о соответствии идеалу и в варианте, направленном на себя, и в варианте ожидания от других, нарушают естественность и доверительность, самую основу человеческих взаимоотношений.

Позитивная психология (М. Селигман, М. Чиксентмихайи, К. Пе

И, наконец, эта книга не могла быть написана иначе как в русле историко-эволюционного подхода А.Г. Асмолова и психологии самодетерминации и жизнетворчества Д.А. Леонтьева, в силовом поле концептуальных линий этих подходов.

счастье – негарантированный и побочный продукт заботы о себе

По сути, благодаря заботе о себе может быть достигнуто такое состояние субъекта, при котором ему гораздо легче совершить правильный с этической точки зрения (и тем самым рациональный в долгосрочном плане) выбор.

Неаутентичный человек не развивает, а подавляет собственно человеческие психологические потребности, он не мыслит себя вне предопределенных социальных ролей и биологических потребностей.

Мишель Фуко в упомянутом нами курсе лекций подчеркнул, что начиная с Платона в культуре ставится следующий вопрос: «Какой ценой постигается истина?» По мнению М. Фуко, эта цена заключена в самом субъекте в форме вопроса: «Какую работу я должен проделать над собой? Как должен я преобразовать самого себя? Какие изменения своего бытия я должен осуществить, чтобы постичь истину?»2

Но если так уж необходимо определить противника, то сделать это несложно. Достаточно посмотреть в зеркало. Кто, как не мы сами, загубили этот момент – сомнением, тот проект – ленью, эти отношения – недоверием?

Следующая цитата

Кассиан приводит несколько причин этой способности признания служить оператором различения.

Прежде всего, стыд. Если в каком-либо помысле трудно признаться, если он не поддается изречению и пытается остаться в тайне, всё это признаки его опасности. «Ибо лукавейший враг ни в чем не может обмануть и ниспровергнуть юного , как приманив его посредством высокоумия или стыдливости к покровению своих помышлений.

Self skills

Сегодня этой дихотомии становится недостаточно. Всё чаще выделяют третью группу — self skills , или навыки заботы о себе. Это навыки, направленные на понимание себя, на самодиагностику. Современному человеку важно уметь анализировать своё состояние, осознавать свои потребности и интересы, знать, какими ресурсами он обладает и как их можно использовать.

К self skills относится способность задумываться над процессами, протекающими в жизни, умение понимать свои ощущения, желания и мечты . Чем в большей степени сформированы эти навыки, тем эффективнее человек может работать и тем полноценнее становится его жизнь. Это навыки, необходимые и педагогам.

Как правило, навыки заботы о себе находятся в группе мягких навыков, но тогда эта группа оказывается слишком разнородной: какие-то навыки в ней относятся к осмыслению человеком собственных интересов, а какие-то — к его реакции на требования социума. В связи с этим у нас появилась потребность выделить навыки, связанные с осознанием собственных потребностей и интересов человека, в отдельную группу.

Следующая цитата


Мишель Фуко был одним из самых влиятельных мыслителей 20-го века. Его обширное наследие включает критические исследования в области медицины, психиатрии, социальных институтов, гуманитарных наук и по сексуальности. В этой статье делается попытка охватить основные концепции, разработанные автором.

Часть сочинений Фуко характеризуется его глубоким анализом отношений власти, дискурса и знаний, которые заслуживают широких и горячих споров. Его критическое и подлинное отношение к современности делает его одним из самых читаемых авторов и ключевым ориентиром в вопросах, связанных с гуманитарными науками.

Человек проводит первую половину своей жизни, разрушая здоровье, а другая половина пытается его восстановить.

Жозеф Леонард

В общих чертах, Фуко относится к заботе о себе как к признаку свободы. Он указывает на важность телесного разума как трансцендентной и единственной единицы. Мы существуем, чтобы создавать самосознание и ответственность за свою собственную жизнь. Для этого необходимо провести наш учебный процесс и пройти через бесчисленные ситуации, когда это обучение применяется на практике.


Подготовка к самообслуживанию

Для Фуко душа сравнима с предметом. Как субъект, мы не можем игнорировать или делать вид, что игнорируем проблемы, которые подразумевает существование. По этой причине это придает особое значение подготовке к взрослой жизни. Это включает в себя, среди прочего, способность выявлять ошибки и вредные привычки, которые сопровождают наш проход по миру.

Кроме того, это повышает важность поддержания отношений роста с другими и тем, что нас окружает. Эта обратная связь подразумевает обучение как социальное существо. В дополнение к этому, он приглашает нас слушать, ценить опыт других как источник знаний, который обогащает наше существо. Прохождение через мир других является референтным или столь же ценным опытом.

Забота о себе не подразумевает эгоцентрическое отношение, а скорее наоборот. Это значит иметь полное понимание всех наших возможностей и ограничений. Вы должны чувствовать интерес к другим, и это возможно только в том случае, если мы заинтересованы в себе. Эта модель мышления побуждает нас учиться заботиться о себе и брать реальность в свои руки.


Три базовых навыка self skills: самоопределение, самообразование, самоорганизация

Внутри группы self skills можно выделить три базовых навыка, необходимых учителю, на которые важно опираться, чтобы формировать способность заботы о себе:

- самоопределение — навык современного учителя, подразумевающий соотнесение себя с определённой профессиональной деятельностью. Если человек понимает, чем он хочет заниматься в жизни, тем большего успеха он сможет добиться.

- самообразование — это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы, тоже профессиональный навык учителя. Использование разных образовательных ресурсов и способов изучения материала делает процесс самообразования эффективнее.

- самоорганизация — это процесс, который становится необходимым для людей, работающих, в первую очередь, в неструктурированной среде. Сегодня он особенно важен в тьюторской деятельности.

Если каждый учитель будет владеть навыками заботы о себе и выбирать для себя то, что ему больше всего подходит, в школах будет формироваться такой педагогический коллектив, в котором каждый педагог сможет сделать вклад в общее дело, исходя из своих предпочтений и способностей.

Знания и действия идут рука об руку

В качестве примера, доктор получает теоретическое и практическое обучение, чтобы использовать свое благосостояние и заботу о других. Он проходит через различные стадии и приходит к пониманию, что субъект представляет собой единое целое, состоящее из тела и разума. То есть, когда человек включает знания о заботе в свою жизнь, он может стать единым в обоих смыслах.

Для Фуко существует неразрывная связь между знанием и действием. Испытывая заботу о себе, усиливается саморефлексия. Это, в свою очередь, приводит к осознанию эмоций и усвоению опыта, объединяющего знания. С другой стороны, это восприятие себя как субъектов активизирует нашу чувствительность и позволяет нам включить ее в наши действия.

Любая философия заботы требует поиска заботы о себе и других, кульминацией которой является приобретение мудрости. В этой мудрости выбор ценностей, которые порождают лучший образ жизни, приобретает особую актуальность. Все это в результате того, что мы выбрали и чему мы научились.


Социальные отношения

Концепция заботы о себе является признаком свободы как части сознания и набора решений, которые мы приняли в течение нашей жизни. Кроме того, он представляет собой опору социальных и индивидуальных отношений и в практике приобретенных знаний. Этот процесс происходит в области личного и коллективного общения.

Уход за собой охватывает многие области, связанные с благополучием, такие как потребности, эмоции, здоровье, поведение, ценности и т. д. Мы говорим обо всем, что позволяет нам улучшать качество нашей жизни и не наносит вреда жизни других. Следовательно, принципиально, что тело и разум образуют единство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Следующая цитата

Про hard skills и soft skills сегодня уже все, наверное, слышали, а знаете ли вы про self skills — навыки заботы о себе? Нет-нет, это не про то, что если устал, то прими ванну с солью, погуляй в парке, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». Это про глубокое понимание своих профессиональных потребностей, умение выстраивать свою профессиональную траекторию, выбирая то, что подходит именно тебе и сделает счастливым именно тебя. Признаем: это непросто, но научиться можно.

О том, как современный учитель может заботиться о себе и развивать свои self skills, рассказывает доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторий МГПУ и ТГУ, руководитель магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» Татьяна Ковалёва .

Доктор педагогических наук, профессор Татьяна Ковалёва Доктор педагогических наук, профессор Татьяна Ковалёва

Найти свой собственный путь

Self skills позволяют человеку придерживаться своего индивидуального пути, а не пытаться каждый раз подстроиться под малейшие изменения в мире — это необходимое умение и учителя.

Допустим, если сегодня становятся популярными определённые научные направления, и все их изучают, а завтра все вдруг переключаются на изучение других научных идей, то человек, здраво оценивающий свои интересы, возможности и потребности, не будет пытаться подстроиться под каждое веяние, а будет придерживаться своего личного профессионального выбора.

Self-skills желательно начать развивать ещё в школе, когда сознание максимально открыто для всего нового, а привычки формируются быстрее и проще.

Идею «заботы о себе» (в современной интерпретации self skills) исследовал на большом историческом материале известный современный французский философ Мишель Фуко. Он отмечал, что большинство людей слишком редко задумываются о себе и тех выборах, которые они совершают в жизни. Мы выбираем для себя комфортную и красивую одежду, но и к своему состоянию мы должны относиться с не меньшим вниманием — анализировать, как прошёл день, неделя, какие выводы из этого можно сделать.

Как self skills поможет учителю простроить профессиональную стратегию

В профессии учителя можно выделить те же группы навыков. Hard skills — это, например, профессиональные навыки учителя грамотно передавать информацию и развивать функциональную грамотность у детей. А soft skills педагога — навыки социализации, например, навыки общаться и договариваться с коллегами. Эти навыки современного учителя можно формировать и применять эффективнее, если понимать, для чего они нужны конкретно вам и к каким результатам они вас приведут.

Здесь и выходят на первый план навыки заботы о себе или self skills .

  • Надолго ли вы в преподавании или это только определённый жизненный этап?
  • Хотите ли вы работать в школе или вас больше привлекает работа репетитора?
  • Подходит ли вам классное руководство или вы хотите преподавать только свой учебный предмет?
  • Как вам нравится выстраивать отношения с учениками?

Ответы на все эти вопросы помогают учителю глубже понять и выстроить собственный профессиональный путь, а способность задавать их себе становится необходимым умением учителя.

Self skills — что это вообще такое?

Одна из наиболее известных в настоящее время классификаций навыков человека — деление на hard skills и soft skills.

Как учителю помочь ученикам сформировать self skills

Каждому современному человеку с детства важно формировать культуру выбора и самоанализа. Уже в конце первого класса можно просить учеников пытаться анализировать, какой учебный предмет им нравится и почему.

Затем в учебные занятия можно вводить различные ситуации, требующие от школьника совершения выбора. При таких постоянных занятиях школьник постепенно учится анализировать то, что с ним происходит, и начинает работать с вопросами к самому себе.

Формировать группу self skills помогают особые педагоги — тьюторы или учителя с тьюторской компетентностью.

Исторически тьюторская система зародилась в средневековых английских университетах: в Оксфорде, и чуть позже в Кембридже. Эта система продолжает успешно работать и сегодня во многих европейских школах и университетах: студент еженедельно встречается с тьютором, обсуждает с ним различные образовательные ресурсы университета и выстраивает для себя учебный маршрут на неделю. Такая работа начинается с первого курса, и у молодых людей благодаря тьюторскому сопровождению на протяжении всего обучения есть постоянная возможность обсуждать и анализировать свои учебные и профессиональные вопросы.

Сегодня в российских школах и вузах тьюторство тоже начинает восприниматься как ресурс развития образования, в частности, потому, что тьюторы помогают формированию self skills .

Hard skills

Hard skills или твёрдые навыки — это навыки, которые нужны человеку в профессиональной деятельности, то, чем он практически ежедневно оперирует в своей работе: вождение автомобиля, навык быстрой печати на компьютере, знание иностранного языка.

Soft skills

Soft skills учителя или другого специалиста или мягкие или гибкие навыки — это неспециализированные, но важные для карьеры навыки, которые человек использует для жизни в обществе: например, способность поддерживать разговор, вести переговоры, договариваться с коллегами, быть креативным и любознательным.

Читайте также: