За что борется чацкий с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

Жизненная позиция Чацкого заключается в словах:
"Служить бы рад, прислуживаться тошно",и это не
сходится с позицией Фамусова и его окружения.
Основные ценности фамусовского окружения -
богатство и чины, а отношение к службе
“сгибаться вперегиб”,когда надо “подслужиться”.

Фамусов не отличается образованностью и говорит,
что в чтении нет проку, а его “соратник”, в
“ученый комитет который поселился”, требует
присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился".
Фамусов так говорит о свободе мысли:
"Ученье-вот чума, ученость - вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений"
И его окончательное слово о просвещении
в России-"забрать все книги бы, да сжечь".
Фамусовскому обществу чужда родная культура,
русские обычаи, традиции, даже язык.
Чацкий с иронией говорит, что в свете
"господствует смешенье языков: французского с
нижегородским".
Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал,
на который равняются представители фамусовского
общества. Сам Фамусов-"Английского клуба почтенный
член до гроба"-говорит, что
"дверь отперта для званых и незваных, особенно для
иностраных".
Только Чацкий выступает за истинное просвещение,
а не за внешний лоск, осуждает стремление
"набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле"

Монолог "А судьи кто?" это обличительная
речь, направленная против всего фамусовского
общества, и автору этот монолог необходим для того,
чтобы показать полную несовместимость Чацкого
не с отдельными лицами этого мира, а со всем
консервативным обществом.
А судьи кто?
– За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забыты́х газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же, Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве
И где не воскресят клиенты‑иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли вы, к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких‑то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке.
Вот те, которые дожи́ли до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
– Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!
– Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда‑то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету.

На балу у Фамусова собирается элита дворянской
Москвы. Они многолики, но всех объединяют
крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание,
корыстолюбие.
Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий бросает всему
фамусовскому обществу:
". из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день про­быть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет. "
Отсюда и решение:" бегу, не оглянусь, пойду искать по свету. "
"Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок"

Следующая цитата

Чацкий не похож на остальных героев пьесы и вообще на многих людей того времени. Фамусовское общество ни к чему не стремится и живет по старым традициям. Люди не стремятся к образованию и зачастую не уделяют внимания воспитанию. Чацкий же наоборот считает образованность и воспитание человека высшей ценностью. Поэтому он борется с невежеством и глупостью общества.

Главный герой ни под кого не прогибается. Служение отечеству он считает долгом. К тому же Чацкий считает, что человек должен быть полезен обществу, а не вышестоящим чинам. Он был приближен к министрам, но так как им необходимо было служение, отказался от этого общества. Чацкий выступал против рабства, каждый человек свободен и не должен ни кому прислуживать. Прислуживание и подчинение вызывало у героя чувство гнева.

Также Чацкий выступал против всего иностранного. В те времена высшее общество общалось на смеси родного и иностранного языка, хотя родной язык знало абы как. Человек в первую очередь должен знать родной язык и придерживаться своих традиций, считал герой пьесы. Он боролся с невежеством общества и выступал за то, что человек должен быть воспитанным и образованным. Чацкий свято верил в правоту своих взглядов и до конца отстаивал их, пытаясь открыть глаза представителям фамусовского общества.

Следующая цитата

Александр Андреевич Чацкий - молодой дворянин. Он воспитывался в доме Фамусова после смерти родителей. Чацкий давно влюблен в Софью, на которой надеется жениться. Он – остроумный, гордый человек. Чацкий осуждает нравы и ценности дворянского общества.

По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только чиновничьей или военной службой. Чацкий считает, что умный человек может найти себя также и в творчестве или науке: "Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим, высоким и прекрасным. " Чацкий - искренний человек, не притворщик: ". Раз в жизни притворюсь. " Чацкий любит правду: ". К чему обманывать себя мне самого. " ". Зачем мне прямо не сказали. " Чацкий - чувствительный человек: ". Кто так чувствителен, и весел, и остер, / Как Александр Андреич Чацкий. " Чацкий - страстный, пылкий человек: ". та страсть? то чувство? пылкость та. ". Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, / Не пожелал бы я и личному врагу. " Александр Чацкий презирает глупых и пустых людей: ". В презреньи к людям так нескрыту. " У Чацкого обо всем есть свое мнение: ". Зачем же мнения чужие только святы. " Чацкий - независимый человек. Он не хочет зависеть от других, как например, Молчалин: Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других. Чацкий: Зачем же надобно. Чацкий - патриот. Он любит русский народ и Россию: ". Чтоб умный, бодрый наш народ. " В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов: ". Безумным вы меня прославили всем хором. " Чацкий не любит "людскую толпу" и московское фамусовское общество. В конце пьесы он уезжает из Москвы: ". И в многолюдстве я потерян, сам не свой. / Нет! недоволен я Москвой. " ". Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету. "

Следующая цитата

Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить:
Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:
Служить бы рад, прислуживаться тошно…
Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.
За что он действительно борется, это за своё счастье, за любовь Софьи. Ему трудно находиться среди людей, сплетников и подражателей.
Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.
Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.

Читайте также: