Взгляды на товарищество тараса бульбы с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

Любовь к Родине является главной темой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», впервые изданной в 1835 году, а затем вышедшей во второй редакции в 1842-м. В произведении храбрые запорожские казаки отважно сражаются за честь своего народа, свою свободу и православную веру.

Именно идеей единства жителей Малороссии в борьбе с иноземцами (татарами и поляками) проникнута повесть писателя. Поэтому важное место в ней занимает конфликт, в центре которого оказывается главный герой произведения — рьяный защитник Родины Тарас Бульба и его младший сын — отступник и изменник Андрий.

В образе Тараса Бульбы собраны характерные черты типичного представителя того времени. Это старый казак, не раз бывавший во многих сражениях. Военное искусство стало жизнью для героя, и он уже не мыслит себя вне поля боя. Поэтому Бульба отправляется вместе со своими сыновьями — Остапом и Андрием на Запорожскую Сечь, а затем выступает в походе против поляков.

В сражении Тарас Бульба демонстрирует небывалую отвагу и доблесть: он храбро «рубится и бьется» наравне с молодыми и «сыплет гостинцы тому и другому ляху на голову». Отважно сражаются вместе с отцом на поле битвы и его сыновья, объединенные общей идеей и любовью к Родине.

Но вот в произведении наступает переломный момент. Случается это тогда, когда Андрий получает весть от девушки, в которую он встретил и полюбил еще два года назад, во время учебы в Киевской академии. Это известие вновь пробуждает в пылком и романтичном юноше нежные чувства к прекрасной полячке, и он, позабыв обо всем на свете, вытаскивает мешок с провизией из-под головы старшего брата, и идет на встречу с ней. С этого момента и начинается страшное предательство Андрия: поддавшись своим чувствам, он переходит на сторону противника и становится изменником Родины.

Трагедия этого юноши заключается не только в том, что он оказался слабовольным и не смог противостоять соблазну быть с красивой девушкой, но и в том, что он не знает, как жить по-другому. Андрий искренне любит свою Родину, но Родина для него там, где его сердце, а оно сейчас вместе с «панночкой».

Конечно же, совсем другое представление о Родине и о своем долге перед ней у Тараса Бульбы и Остапа. Казакам никогда не понять Андрия, поскольку им чужды его душевные терзания. Они привыкли мыслить холодно и рационально. Долг и честь для них — это непустые слова: Тарас Бульба и Остап готовы отдать жизнь за свои земли и свой народ.

Именно поэтому, когда оба этих казака по очереди попадают в плен к полякам, они ведут себя очень достойно и до последнего остаются верными своим идеалам. Остап стоически выносит «адские муки» во время казни, и его единственным желанием является лишь присутствие отца, который мог бы одобрить поведение молодого человека. Сам Тарас Бульба во время того, как поляки готовят ему костер, думает лишь о том, как помочь своим братьям-казакам спастись, и кричит им, чтобы они бежали к реке.

Всю силу любви к Родине мы видим в последних словах казака Бульбы. Он говорит противникам о том, что придет время и они узнают, что такое православная русская вера, так как «подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему».

см. также: Характеристики главных героев произведения Тарас Бульба, Гоголь
Краткое содержание Тарас Бульба, Гоголь
Сочинения по произведению Тарас Бульба, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
Товарищество, в глазах Тараса, было краеугольным камнем всего казачества. Только ощущая плечо товарища рядом, только доверяет каждому так, как себе, казак мог быть смелым в бою и не оглядываться назад. Мог не бояться, и выступать против, в сотни раз, превосходящего противника, поскольку каждый дрался как последний раз, каждый знал ради чего живет и ради какого дела он будет умирать. Дрался за себя, за честь и свободу, любовь к родине и людям которых они защищают.

Тарас возвышает товарищество над семьей, в товариществе каждый каждому брат, а если вы братья по крови, но по разные сторону фронта, нет цены такой родственной связи. Только отстаивая общие идеи и борясь за свои идеалы мужчина становиться мужчиной, таким должно быть товарищество.

В основе идеологии товарищества в частности, так и казачества в целом, лежит принцип демократии и свободолюбия. Казак не мог преклонить голову перед сапогом басурмана, не мог посрамить честь товарищества мольбой о пощаде или даже стоном. Товарищество, было основой стоя Запорожской Сечи, общие идеалы, свободолюбие, православная вера и общий враг, сплотили казаков так, как не мог сплотить никакой другой фактор.
Выше всего на свете Тарас Бульба ставил любовь к Родине. Службе отчизне он посвятил всю свою жизнь, жизнь своих сыновей. С любовью к Родине тесно переплетался у Тараса принцип товарищества, как один из самых важных. Он любил свой народ, как и своих сыновей. Для казака самое страшное – это предательство. Поэтому Бульба хоть и любил младшего сына, но сам убил его за предательство казацких идеалов, и даже не похоронил Андрия. Перед смертью же Тарас думал не о себе, а о товарищах и их спасении.
Любовь к Родине является главной темой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», впервые изданной в 1835 году, а затем вышедшей во второй редакции в 1842-м. В произведении храбрые запорожские казаки отважно сражаются за честь своего народа, свою свободу и православную веру.

Аноним

оварищество, в глазах Тараса, было краеугольным камнем всего казачества. Только ощущая плечо товарища рядом, только доверяет каждому так, как себе, казак мог быть смелым в бою и не оглядываться назад. Мог не бояться, и выступать против, в сотни раз, превосходящего противника, поскольку каждый дрался как последний раз, каждый знал ради чего живет и ради какого дела он будет умирать. Дрался за себя, за честь и свободу, любовь к родине и людям которых они защищают.

Тарас возвышает товарищество над семьей, в товариществе каждый каждому брат, а если вы братья по крови, но по разные сторону фронта, нет цены такой родственной связи. Только отстаивая общие идеи и борясь за свои идеалы мужчина становиться мужчиной, таким должно быть товарищество.

В основе идеологии товарищества в частности, так и казачества в целом, лежит принцип демократии и свободолюбия. Казак не мог преклонить голову перед сапогом басурмана, не мог посрамить честь товарищества мольбой о пощаде или даже стоном. Товарищество, было основой стоя Запорожской Сечи, общие идеалы, свободолюбие, православная вера и общий враг, сплотили казаков так, как не мог сплотить никакой другой фактор.
Выше всего на свете Тарас Бульба ставил любовь к Родине. Службе отчизне он посвятил всю свою жизнь, жизнь своих сыновей. С любовью к Родине тесно переплетался у Тараса принцип товарищества, как один из самых важных. Он любил свой народ, как и своих сыновей. Для казака самое страшное – это предательство. Поэтому Бульба хоть и любил младшего сына, но сам убил его за предательство казацких идеалов, и даже не похоронил Андрия. Перед смертью же Тарас думал не о себе, а о товарищах и их спасении.
Несмотря ни на что, любовь отца к сыну не стала сильнее, за любовь к родине и за веру в товарищество. В тоже время осознание, что твое дитя предало идеалы и святую честь напрочь отбивает любые родственные чувства. Сын, который осквернил честь товарищества, не сдержал клятву данную перед братьями по оружию, не мог существовать. Тарас не мог жить, зная, что он является творцом человека, или уже даже не человека, который осквернил память предков, полил землю кровью своих товарищей. Предал идеалы казачества и пролил позор на своего отца.

В итоге можно сделать вывод:

нет ничего крепче казацкого товарищества;
любовь к родине не имеет аналогов в любви к человеку;
родина, стоит того, чтоб убить или умереть за нее.

Как итог: Любовь к родине была искренней, безвозмездной и неограниченной пространством и временем. Товарищество - ближе чем семья.
)))))))

Чувства высоких слов

Тарас сравнивает святые узы товарищества с чувствами семьи: матери, отца и детей. Родители любят своего ребенка, он ценит тех, кто подарил жизнь. Любить с открытой русской душой не способен другой человек. Он любит разумом, душой, телом, всем, чем одарил человека Бог. На истинности взаимоотношений держится Русь, отчая земля. Символом ее для казачества является Запорожская Сечь.

Казаки умеют не только воевать, верить, любить, но и умирать. Такой силы и натуры нет у других наций. Тарас сравнивает их с мышами, тихими, скрытными и мелкими, пугающимися, прячущимися в норах. Товарищей верных, как на Руси, не было, нет и не будет.

Что являет собой товарищество и любовь

Товарищество, в глазах Тараса, было краеугольным камнем всего казачества. Только ощущая плечо товарища рядом, только доверяет каждому так, как себе, казак мог быть смелым в бою и не оглядываться назад. Мог не бояться, и выступать против, в сотни раз, превосходящего противника, поскольку каждый дрался как последний раз, каждый знал ради чего живет и ради какого дела он будет умирать. Дрался за себя, за честь и свободу, любовь к родине и людям которых они защищают.

Тарас возвышает товарищество над семьей, в товариществе каждый каждому брат, а если вы братья по крови, но по разные сторону фронта, нет цены такой родственной связи. Только отстаивая общие идеи и борясь за свои идеалы мужчина становиться мужчиной, таким должно быть товарищество.

В основе идеологии товарищества в частности, так и казачества в целом, лежит принцип демократии и свободолюбия. Казак не мог преклонить голову перед сапогом басурмана, не мог посрамить честь товарищества мольбой о пощаде или даже стоном. Товарищество, было основой стоя Запорожской Сечи, общие идеалы, свободолюбие, православная вера и общий враг, сплотили казаков так, как не мог сплотить никакой другой фактор.

Любовь и убийство сына

Несмотря ни на что, любовь отца к сыну не стала сильнее, за любовь к родине и за веру в товарищество. В тоже время осознание, что твое дитя предало идеалы и святую честь напрочь отбивает любые родственные чувства. Сын, который осквернил честь товарищества, не сдержал клятву данную перед братьями по оружию, не мог существовать. Тарас не мог жить, зная, что он является творцом человека, или уже даже не человека, который осквернил память предков, полил землю кровью своих товарищей. Предал идеалы казачества и пролил позор на своего отца.

В итоге можно сделать вывод:

  1. нет ничего крепче казацкого товарищества;
  2. любовь к родине не имеет аналогов в любви к человеку;
  3. родина, стоит того, чтоб убить или умереть за нее.

Как итог: Любовь к родине была искренней, безвозмездной и неограниченной пространством и временем. Товарищество - ближе чем семья.

Следующая цитата

Запорожский казак Тарас Бульба – полковник преклонных лет. Герой повести Н.В.Гоголя поможет пережить сложные события прошлых веков, ощутить себя участником битв и побед настоящих мужчин.

Образ и характеристика Тараса Бульбы легче воспринимается в виде краткой схемы, картины битв и сцены переживаний создают восприятие присутствия героя где-то рядом.

Внешность героя

Самая яркая черта внешности – могучая фигура. В нем все большое: рост, вес, части тела:

«Тарас был чрезвычайно тяжел и толст…». Но его крупные черты не вызывают негатива. Он здоров, как настоящий богатырь. Когда герой в бою сходство становится еще более сильным: «…тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам…». Трудно даже представить, каким должен быть Тарас, чтобы удерживать напор 30 воинов.

На теле казака многочисленные шрамы и рубцы, они добавляют в образ что-то повелительное, властное. За каждым рубцом скрывается своя битва.

Другая черта внешности – седина. Предложений, в которых она украшает образ, много:

. поседевшая голова. ;

. поник седою головою. ";

. исчерна белые брови, подобные кустам. ";

. потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою. ".

Казацкие закрученные усы, веселый чуб – обязательные украшения внешности запорожца.

Тарас – семьянин

У Бульбы много званий: пан, дворянин и помещик. У казака есть слуги, среди них он выбирает будущих попутчиков:

«отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать…». Зажиточный казак не принимает польских обычаев. Он живет просто и скромно, по-русски. Время и исторические события наложили свой отпечаток. Он оскорбляет и бьет жену. «Суровый прельститель…» держит женщину в страхе. Ласки были только из милости. Называет жену по разному, но у нее нет имени:

Нет нежности даже во взгляде, все строго и четко соответствует в семье только его желаниям. Старый запорожец не представляет себя осевшим хозяином дома:

«гречкосеем, домоводом…». Для него не возможен присмотр за животными, не его « бабиться с женой…». Он держит семью только для продолжения своего рода, для соблюдения традиций христианства.

Тарас – воин

Опытный воин провел в сражениях большую часть своей жизни. Казак редко был рядом с женой:

«Она видела мужа в год два-три дня…». Затем как все женщины оставалась одна, жила только вестями о муже: «…несколько лет о нем не бывало слуху…». Сильный характер позволял Тарасу быть всегда впереди:

    опыт и знания военного дела;

Запорожцу нет равных в доблести и стремлении победить. Бульба свиреп и беспощаден. Даже сына отец лишает жизни, он становится для него врагом, когда предает казачество и Отчизну. Жутко читать страницы гибели герои. Его сжигают на костре, а он как будто не замечает огня, смотрит вдаль, где спасаются друзья-запорожцы.

Тарас – отец

Как отец казак строг и неумолим. Он желает видеть в своих сыновьях продолжение себя, сильных полковников, защищающих Русь. Именно поэтому он не представляет «нежбу» для уставших и только что вернувшихся с учебы парней. Для него отдых – это конь и чистое поле. Нежность остается в стороне.

Другие характеристики отца:

Образованность. За внешним равнодушием и неприятием наук, Тарас скрывает знания и образованность. Остап замечает, что отец разбирается во всем:

«…все старый…. знает, а еще прикидывается. ».

Упрямство. Переменить мнение запорожца невозможно. Если он что-то решил, никто не сдвинет его с места. «…Упрямство и досада…» иногда мешают ему, но он остается непреклонен.

Прямота и грубость. Как истинный казачий полковник, Тарас родился для драки, битв и войн. Грубый нрав прямолинеен, казак вставляет в речь слово, которое автор не может повторить, «…не употребляется в печати…».

Тарас - казак

Старый запорожец любит Сечь. Для него она духовное начало и место, где раскрывается смысл его жизни. Все принципы Запорожской Сечи прошли через характер героя. Он отлично разбирается в политике. Умеет различить обман и ложь. Понимание психологии друга и врага – удивительная способность Бульбы. Он как будто видит насквозь, проникая внутрь мыслей и слов. Тарас не прочь попьянствовать, но горилка не лишает дара мыслить. Казак предпочитает чистую крепкую горелку, без всяких изысков. «…гулять напропалую, пить и бражничать…» он может как русская душа.

Тарас Бульба – личность разносторонняя и многогранная. Истинный верящий православный христианин живет любовью к Отчизне, не умеет быть ласковым и нежным. Бульба чтит традиции, славит казачество, умеет дружить. Запорожец силен духом и телом, он крепко держит в руках оружие, защищая идеалы, которые в нем воспитали.

Следующая цитата

Тема героизма, мужества и великой силы русского патриотизма звучит в обращении атамана казаков к товарищам перед решающей и страшной битвой.

Речь Тараса Бульбы о товариществе – это призыв, проникающий глубоко в душу каждого слушателя.

Цель обращения Тараса

Бульба призывает к смелости, мужеству. Атаман выступает перед друзьями, чтобы поднять боевой дух. Он хочет, чтобы его соратники приняли смерть достойно. Бульба понимает – гибель рядом, но унывать нельзя. Русская душа настолько сильна, что умирать нужно красиво. В смерти раскрывается все величие русской натуры. Мудрый казак достигает своей цели. Его слова глубоко проникают в каждого.

Героизм проснулся, заговорил, и запорожцы стали биться с огромной самоотверженностью, взаимовыручкой, проявляя настоящее товарищество, о котором говорил Тарас.

Цитата:

— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.

Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.

Всё взяли бусурманы, всё пропало.

Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!

Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество!

Нет уз святее товарищества!

Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.

Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Вам случалось не одному - помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!

Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а. .

- Нет, так любить никто не может!

Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.

Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.

Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.

И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.

Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!

Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать.

Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Речь Тараса Бульбы о товариществе - видео

Анализ речи Тараса Бульбы

Следующая цитата

Среди мужских характеров в повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя Андрий стоит отдельно. Он единственный из них покорился чувствам. Любовь к красавице – стала смыслом его жизни, она заменила ему Мать, Родину, Веру и преданность народу.

Образ и характеристика Андрия в повести «Тарас Бульба» помогут разобраться, каким должен быть настоящий запорожский казак.

Внешность младшего сына

В семье Бульбы младший красив и удивительно схож с утонченностью черт, привлекающих взгляды женщин. Эпитеты, которые подбирает для него автор, выделяют Андрия среди всех мужских образов литературного произведения:

«…всех (красивей) взрачней…»;

«… всех бойчее, всех красивее…»;

«… загорелые щеки блистали яркостью девственного огня…».

У молодого запорожца черные волосы,

«нежно всклоченные кудри». Черные, как темная украинская ночь, брови, бархатная кожа, бледная и интеллигентная, подтверждающая благородство крови. Высокий и крепкий молодой человек 21-22 лет. Если знать размер сажени, то получается, что казак ростом выше 2 метров (2,13м). Его сложением любуются все: отец, брат, красавица полячка, мать и автор. Его привлекательность усиливается, когда мужчина начинает взрослеть: «…черты лица…стали теперь грозны и сильны…»;

«…крепостью дышало…» казачье тело;

качества личности «…приобрели широкую силу льва…».

Красивый молодой человек интересно одевается: медного цвета головной убор, модный женский шарфик повязан на запястье, красные сафьяновые сапожки, серебряные подковы на каблуках. Шаровары такие широкие, что автор сравнивает их с Черным морем по ширине, переливом складок, блеском ткани. Ремешок, перетягивающий их, вышит золотыми нитями, украшен различными побрякушками и украшениями.

Андрий Бульба – воин

Младший казачок бросается в битву, как в пучину моря. Война для парня, вступающего в жизнь Запорожской Сечи, – стихия, здесь можно разгуляться, показаться и раскрыть мощь характера. Хлопец не просчитывает действия, не выстраивает схему будущей схватки, не управляет событиями.

«. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы…».

Старый Бульба, наблюдая, «не раз дивился…». Сын,

«…понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…» запорожец. Но судьба благоволила к молодому парню, «…бешеным натиском…» Андрий «…производил такие чудеса…», что изумляли опытных и много воевавших запорожцев, повидавших славу и смерть. Нерасчетливость и азарт увлекают, безумная схватка, благодаря смелой молодости, завершается победой.

Андрий – сын

Младший изобретателен, хитер и практичен одновременно. Он обретает лидерские черты уже с рождения. Ум помогает ему выстроить тактику так, чтобы избежать наказания, скрыть свои настоящие чувства. Он легко учится, восхищается музыкой. Для понимания учебных понятий ему не требуется стараться и напрягаться. Красавец – настоящий потомок семьи, перенявший и впитавший яркие черты личности главы дома и чувственность матери:

Гордость. Парень не представляет ситуации, где он

«…отдастся в плен живым…».

Смелость. Безумная смелость и храбрость:

«…Украйне не видать …храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. ».

Физическая сила. Словами описать мощь казака невозможно. Автор предлагает понять, насколько он силен такими строчками:

«. с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу. ».

Андрий перенял от матери черты доброго и способного сострадать другим человека (

«…движимый состраданием, он швырнул ему один хлеб…» - так ведет себя Андрий в осажденном городе врагов). Ему жалко мать, парень любит быть один, тишину и гармонию с собой.

Обращение Тараса Бульбы к друзьям

Речь мудрого и опытного запорожца призывает мужчин к настоящему чувству, которым славится казачество, - товарищество. Понятие мужской дружбы – основа всей речи.

Что пытается донести до казаков Бульба:

«…что такое есть наше товарищество…»;

«…в какой чести была земля наша…» у предков;

«…подали мы, товарищи, руку на братство!»;

«…вот на чем стоит наше товарищество!».

Понять дружбу казачью можно, только разобравшись в сути запорожского товарищества.

Андрий Бульба – мужчина

Любовь красавицы становится для мужчины самым важным чувством. Он так поглощен любовью, что не может реально оценивать события. Андрий выпадает из всей системы мужских характеров – сильных и увлеченных войнами и битвами. Сердце парня таяло от слов женщин. Жажда любви и потребность в чувствах появилась в 18 лет. Имя полячки заменяло ему все дорогие имена. Любовь поселилась в душе и стала смыслом, от которого казак не смог убежать. Мужчина отказывается от отца, брата, товарищей. За чувства Андрий намерен биться против всех. Не у всех читателей возникает желание осуждать парня, многим становится жалко и непонятное отношение сострадания селится в голове. Невозможно помочь. Сколько параллелей можно провести, поняв любовь мужчины:

Человек ищет свою половину, но она может оказаться недоступной и недосягаемой.

Андрий гибнет от рук Тараса Бульбы, отца. Он не противится отцу, покорно принимает свою судьбу. Отец смотрит на красоту мертвого сына и сожалеет о случившемся, о таком отличном казаке, но изменившим своей Отчизне.

Читайте также: