Вывод воланда после сеанса черной магии цитата
Обновлено: 21.11.2024
Литературные произведения всегда интересовали меня в первую очередь, сами по себе. Конечно и история их написания, и прототипы героев, и возможные зашифрованные моменты личной жизни автора или политической обстановки – это очень интересно и полезно. Для того, чтобы разобраться в этом, литературоведы годами изучают биографию писателя, круг его знакомых, места, где он любил бывать, исторические события этого периода. Но автор вряд ли задумывается о литературоведах, когда создает своё произведение. Все свои мысли, идеи и переживания он должен уметь вместить в диалоги, описания, логическую цепь событий в самом произведении. А значит достаточно изучить тест и логику событий, чтобы найти ответы на большинство вопросов. Я всегда стараюсь руководствоваться именно этой идеей при изучении произведения.
Интересным для меня является и вопрос, зачем Воланд приехал в Москву? Читатель может сказать, что никакого вопроса здесь нет: Воланда в Москву любопытство, так как ему хотелось посмотреть на «москвичей». Однако такой ответ довольно странен. При возрасте и опыте Воланда вопрос, «изменились ли москвичи». Если мы вспомним гостей на балу Воланда, которые попадают туда как минимум со времён мессалины и Калигулы до самого времени романа, то вряд ли кто-то будет сомневаться, что Воланд прекрасно знаком с человеческим характером и с его неизменностью. К чему же этот визит.
Ещё одна ремарка оишь усугубляет это удивление. Рассказывая Берлиозу и Бездомному о Понтии Пилате, Воланд вскользь упоминает, что присутствовал при этом:
- Дело в том. - тут профессор пугливо оглянулся и заговорил
шепотом, - что я лично присутствовал при всем этом. И на балконе у Понтия
Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте, но только
тайно, инкогнито, так сказать, так что прошу вас - никому ни слова и
полный секрет. тсс!
Когда человек, а Воланд ведёт себя предельно по-человечески, говорит, что он где-то был инкогнито, это чаще всего означает, что теперь он где-то находится официально. И действительно, он представляется именем, под которым его уже знает Мастер и однозначно ассоциирует с сатаной. Он представляется при этом «профессором чёрной магии», что, несомненно, максимально близкий мирской аналог его сущности. То есть, в Москве он явно не инкогнито.
Из всего вышеизложенного можно сделать два вывода: Воланду нужно было встретиться с москвичами официально. То есть он прибыл в Москву с миссией.
В чём же эта миссия? Давайте разберём действия Воланда.
Во-первых, сразу по приезде он встречается с Бездомным и Бердиозом и закладжывает в голову к Бездомному историю о Понтии Пилате, которая сыграет свою роль при встрече с Мастером. Попутно Воланд берётся доказать Берлиозу, что дьявол существует, с чем потом и справляется.
Во-вторых, Воланд поселяется в «нехорошей» квартире и беседует с Лиходеевым.
В-третьих, Воланд приезжает на сеанс чёрной магии и наблюдает за москвичами.
В-четвёртых, беседует с буфетчиком, когда тот к нему приходит.
В-пятых устраивает бал и знакомится с Маргаритой.
В-шестых, вытаскивает Мастера из психбольницы и отдаёт его рукопись на Суд.
В-седьмых, устраивает судьбу Мастера и Маргариты.
Всё.
Что же из этих действий- миссия Воланда? Исходя из названия книги и того, что четыре действия из семи относятся либо к Мастеру, либо к Маргарите, они – его основная миссия. Так как Берлиоз, квартира и Лиходеев все относятся к сеансу чёрной магии, значит эта встреча с москвичами – ещё одна миссия Воланда.
О роли Мастера, Берлиоза и Бездомного я уже писал в статье «Зачем Мастер писал историю Понтия Пилата?». Мне кажется, что Мастер – последователь Воланда, такой себе Фауст наших дней. Свои идеи вместе с романом он передал своему ученику – Бездомному. И всё это входило в цели Воланда. Целью романа, по моему мнению, было насаждение полуатеизма, то есть прямой насмешки над Евангелиями. Воланд со своей частью сделки справился, атеистический роман получился увлекательным, почти историческим, от свидетеля событий. Но произошёл сбой, так как новая тенденция материалистов была не просто богоборчество и поклонение Сатане, как во в времена Средневековья, но и вообще отрицание всего сверхъестественного.
На мой взгляд, это в принципе могло вызвать недоумение Воланда, да и других, как он выразился, «ведомств». Тут следует отметить ещё раз, что самыми древними гостями Воланда были Калигула и Мессалина, которые жили в эпоху после распятия Христа, что однозначно указывает на то, что воланд – христианский дьявол, а не Ветхозаветный. Поэтому для него логично предположить, что, отрицая Бога, человек становится на путь к дьяволу. Люди же в СССР этого видимо не понимали. Учитывая, что основная задача тёмных сил, например по «Фаусту№ Гёте, - искушать людей, то перед Воландом вставала более сложная задача. Как искушать тех, кто в тебя не верит?
Видимо Воланду хотелось (или следовало) убедиться в этом лично. Поэтому он приехал в столицу атеистического государства «официально», и вышел к большому скоплению людей, в Варьете. Эти люди, по определению, попадали под определение грешников, так как театр с давних времён считался территорией без Бога. Актёров даже на кладбищах христианских не хоронили. То есть кто-то должен был его узнать. Его свита демонстрировала настоящие чудеса во всех традиционных категориях: фокусы, оживление умерших, раздача денег и нарядов.
Но никто его не узнал. Даже в голову никому не пришло. При этом во всём остальном люди были обычными слабыми существами, склонным ко всем обычным порокам. При этом, как убедительно Воланд доказал Берлиозу, эти люди всё равно оказываются в его «ведомстве». Поэтому о москвичах, а на их примере и обо всех советских людях, можно было забыть, оставив их на попечение слуг – вроде Коровьева и Бегемота.
Теперь оставалось позаботиться о душе Мастера. Как я уже говорил, Мастер своё дело выполнил – нашёл и завербовал ученика. Во всём, что связано с Мастером, заметна полемика с Гёте. Из «Фауста» взят не только эпиграф, но и имя любовницы Мастера, голова пуделя на трости Воланда при его появлении на Патриарших и многие другие мелкие детали указывают на «альтернативную историю» Фауста. Как мы помним, Мефистофелю не удалось забрать душу Фауста, в самом конце её отбили ангелы. Так что Воланд под шумок официальной миссии проводит и миссию неофициальную.
Забавно, что увидев Мастера, воланд делает вид, что не знает ни его, ни романа. Хотя полная тождественность сюжета и текстов Воланда и Мастера свидетельствует об обратном. Кроме того, Воланд явно подготавливает Бездомного к встрече с Мастером. Без такой подготовки Бездомный бы просто принял мастера за шизофреника. Слуги Воланда безошибочно находят любовницу Мастера в Москве. Интересное совпадение получается. Все следы ведут к мастеру, а воланд его не знает!
Маргарита окончательно и бесповоротно становится подданной Воланда –ведьмой, короллевой бала. При этом искушают её именно любовью к Мастеру, о чём прекрасно известно и Воланду и свите. Однако формально Воланд нигде не руководит действиями Маргариты – она всё делает сама, по своему желанию. Вплоть до освобождения Мастера и знакомства Воланда с романом.(Замечу что, если роман продиктован Воландом, то понятно, почему эта рукопись не сгорела).
Однако, несмотря на своё всесилие, Воланд не может решить судьбу Мастера – не в его это власти. Роман Мастера и его жизнь отправляются на Суд.
-….Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд, не отрываясь, смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.
Замечу, что Воланд «при параде». Он ждёт решения Суда, ждёт и смотрит на импровизированные часы Ждёт, так сказать «у дверей суда», где ему, по-видимому, делать нечего. но приговор для Воланда важен, только неизвестность судьбы Мастера удерживает его в Москве. Как только посланец Левий доставляет ему приговор, он тут же собирается в путь. Битва с ангелами, на этот раз, выиграна Воландом и ему пора приводить приговор в исполнение.
Замечу, что о Боге напрямую в романе Булгакова почти ничего не говорится, в отличие от дьявола. Однако по некоторым эпизодам, присутствие Бога видно. Воланд не может ничего решать кардинально «без одобрения сверху» . Фриду, он конечно простил, но только в смысле наказания, которое по-видимому сам и назначил уже внутри своих владений. По сути она так и остаётся в тюрьме, но ей слегка меняют режим содержания.
Иешуа, как и Свет вообще, стоят выше Воланда. Ему доступна только пикировка с Левием, не больше.
Крёстное знамение имеет влияние на дьявольщину: и шляпа превращается в котёнка и Азазелло гролзится отрезать руку женщине, которая собирается перекреститься. Ему это движение явно неприятно и может быть даже опасно, иначе, зачем угрожать.
При этом воланд изо всех сил старается игнорировать существование Света, то есть именно то, в чём сам Воланд обвиняет Левия.
Каковы результаты визита Воланда? Вначале бурная общественная реакция переходит в абсурд (аресты котов) и забывается. Это лишний раз доказывает, что встреча Воланда и москвичей была более нужна только Воланду и отвечала его скрытым внутренним потребностям. Её влияние на горожан его не интересовали.
А вот встреча с Мастером принесла вполне реальные плоды: Воланд получил две души, получил разрешение на их вывоз, и определил на место отбывания приговора, в Покое. При этом Мастер оставил ученика, с которым поддерживается связь. А значит и новые творения Воланда попадут в мир.
Следующая цитата
Воланд обличает худшую сторону человеческой натуры, разоблачает людские пороки и наказывает человека за его проступки. Наиболее яркой сценой “добрых” деяний злой силы является глава “ Черная магия и ее разоблачение”. В этой главе сила разоблачения достигает апогея. Воланд и его свита соблазняют зрителей, тем самым раскрывая самые глубокие пороки современных людей, и немедля показывают наиболее порочных. Воланд приказывает оторвать голову надоевшему ему Бенгальскому, который слишком много врал (“суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс !”). Тут же читатель замечает жестокость зрителей по отношению к провинившемуся конферансье, затем их слабонервность и жалость к несчастному с оторванной головой. Силы зла разоблачают такие пороки, как недоверие ко всему и подозрительность, воспитанные издержками системы, жадность, надменность, корысть и хамство. Воланд наказывает виновных, направляя их тем самым на праведный путь. Конечно же разоблачение пороков общества происходит на протяжении всего романа, но более ярко выражено и подчеркнуто оно именно в рассматриваемой главе.
В этой же главе задается один из наиболее важных философских вопросов всего романа: “изменились ли эти горожане внутренне? ” И, немного проследив реакцию зрителей на фокусы черной магии, Воланд заключает: “В общем, напоминают прежних.. .квартирный вопрос только испортил их. ” То есть, сравнивая людей, живших тысячелетия назад, и современных, можно сказать, что время ничего не изменило: люди так же любят деньги, а “милосердие иногда стучится в их сердца”.
Возможности зла ограниченны. Воланд обретает полноту власти только там, где последовательно истребляются честь, вера, подлинная культура. Люди сами открывают ему умы и души. И как же доверчивы и порочны оказались люди, пришедшие в театр варьете. Хотя на афишах было написано: “ Сеансы черной магии с полным ее разоблачением”, все равно зрители поверили в существование магии и во все фокусы Воланда. Тем сильнее было их разочарование, что после представления все подаренные профессором вещи испарились, а деньги превратились в простые бумажки.
В художественной структуре рассматриваемая сцена занимает особое место. Московская линия и линия темного мира сливаются воедино, переплетаясь и дополняя друг друга. То есть темные силы показывают все свое могущество посредством порочности московских граждан, а читателю раскрывается культурная сторона московской жизни.
В заключение можно сказать, что глава о сеансе черной магии очень важна в идейно-художественной структуре романа: она является одной из важнейших в раскрытии автором темы добра и зла, в ней тесно переплетаются между собой главнейшие художественные линии романа.
Следующая цитата
Острой сатирой пронизана глава двенадцатая - «Черная магия и ее разоблачение». Воланд и его свита выступают в Варьете с так называемым сеансом черной магии. В этой главе Булгаков показывает нам собирательный образ москвичей. И зрелище это, стоит заметить, не из приятных… Публика восхищенно наблюдает за карточными фокусами Коровьева и Бегемота. Но лишь до тех пор, пока в карманах то одного, то другого не начинают появляться пачки с червонцами. Здесь человека уже не интересует, каким образом в его кармане вдруг оказалась пачка денег. Главное, что вот они, хрустящие и чудесно пахнущие червонцы! Страшную картину видим мы, когда деньги волшебным образом начинают падать из-под купола: «Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки».
Люди обнажили один из своих тяжелейших пороков – жажду денег. Когда с неба летят червонцы, уже нет места чувству достоинства, приличия: «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» И вдруг послышалась плюха». Почувствовав в своих руках свалившиеся с неба червонцы, зрители уже не хотят разоблачения этого фокуса. Замечание Бенгальского о том, что это «случай массового гипноза», публика встречает «полным молчанием».
Выявление чисто женских пороков мы видим во второй части представления, во время открытия модного женского магазина. Понимание того, что можно обменять свою старую одежду на модную французскую, чудесным образом преобразует «прекрасный пол» в животное стадо: «Опоздавшие женщины рвались на сцену… Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось…». Страшна их страсть украсить себя внешне при полной внутренней пустоте.
Смешно наблюдать за разоблачением Аркадия Аполлоновича Семплиярова. Хозяин жизни, почетный гость вечера, он восседает в ложе с двумя дамами: женой и дальней родственницей. Чувствуя себя большой и именитой персоной, Аркадий Аполлонович требует разоблачения фокусов. В ответ на это пожелание Коровьев разоблачает его. И тут важность и напыщенность слетает со всех троих и начинается невероятно комичный момент драки зонтиками: «… раздался сухой треск зонтика, отскочившего от головы Аркадия Аполлоновича».
Да, люди полны всевозможных пороков, но и «… милосердие иногда стучится в их сердца…». Зрители жалеют бестолкового и откровенно глупого конферансье, когда тому Бегемот отрывает голову. Переживание за Бенгальского объединяют москвичей, и они хором просят простить его.
Хочется сказать, что название этой главы очень символично. В ней говорится именно о разоблачении. Это разоблачение людей и их пороков, не меняющихся со временем. Публика в Варьете – это собирательный образ современных автору москвичей. Они, как и много веков назад, любят деньги, украшают свою внешнюю оболочку, не обращая внимания на внутреннюю: «Квартирный вопрос только испортил их…».
Мне кажется, что содержание этой главы одинаково смешно и горько. В этом и проявилось огромное мастерство Булгакова-сатирика. Автор сумел увидеть главные человеческие пороки и талантливо их высмеять.
Следующая цитата
Я люблю сидеть низко – с низкого не так опасно падать.
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Чтобы делало твое добро, если бы не существовало зла?
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Рукописи не горят.
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Вздор! Лет через триста это пройдет.
Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня?
Каждому воздастся по его вере.
Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, — но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи.
то-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!
Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
— …но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
— Сам человек и управляет.
— Как же, как же, — отозвался Воланд, — я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!
Всё будет правильно, на этом построен мир.
Странно ведут себя красавицы.
Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.
А не надо никаких точек зрения, просто он существовал, и больше ничего.
Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них косноязычна, как будто таких нарочно подбирают.
Читайте также: