Вся власть от бога откуда цитата

Обновлено: 21.12.2024

Все пре­красно знают, что гово­рил апо­стол Павел об отно­ше­нии к госу­дар­ствен­ной власти (тогда совер­шенно язы­че­ской): в 13‑й главе Посла­ния к Рим­ля­нам он декла­ри­рует прин­цип полной и без­услов­ной лояль­но­сти. «Всякая душа да под­чи­ня­ется суще­ству­ю­щим вла­стям. Не бывает власти, кроме как от Бога ( οὐ γὰρ ἔστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ θεοῦ ): суще­ству­ю­щие власти Богом уста­нов­лены, и кто про­ти­вится власти, тот против уста­нов­лен­ного Богом порядка, а тако­вые навле­кают на себя осуж­де­ние. Началь­ники ( ἄρκοντες ) страшны тем, кто творит не добрые, а дурные дела. Хочешь не стра­шиться власти? Твори добро, и полу­чишь от нее похвалу, ведь она — слу­жи­тель Бога слуга ( θεοῦ γὰρ διάκονός ἐστιν ) тебе на благо. А если тво­ришь зло — бойся, не зря она как слу­жи­тель Бога носит меч и карает тех, кто творит зло. Так что ей необ­хо­димо под­чи­няться, и не только из страха кары, но и по сове­сти. Потому вы и подати пла­тите, что те, кто этим заняты, содей­ствуют Богу ( λειτουρ γοὶ θεοῦ εἰσιν) ( Рим. 13:1-6 , пере­вод мой).

Но тут речь идет не о власти как струк­туре или прин­ципе (это скорее пере­да­ва­лось бы словом ἀρχή ), а ἐξουσία — по сути, пол­но­мо­чие что-то совер­шать, и оно не то чтобы «исхо­дит от Бога», оно, по сути, Богом дано: пред­лог шгб с роди­тель­ным паде­жом ука­зы­вает на имя дея­теля при пас­сив­ной кон­струк­ции. Перед нами не столько апо­ло­гия власти как тако­вой, сколько бого­слов­ское утвер­жде­ние: если кому-то даны некие пол­но­мо­чия и воз­мож­но­сти, то они даны Богом, и ответ­ствен­ность чело­век несет прежде всего перед Ним.

А в целом в 13‑й главе Рим­ля­нам перед нами некая иде­аль­ная кар­тинка с прак­ти­че­ским нрав­ствен­ным выво­дом: поря­доч­ное пове­де­ние должно при­во­дить к гар­мо­нии в отно­ше­ниях с зем­ными вла­стями, а зло­де­я­ние ведет к нака­за­нию. При этом Павел ука­зы­вает, что власть началь­ству­ю­щим дана от Бога и чело­век полу­чает похвалу или нака­за­ние как бы от самого Бога, дей­ству­ю­щего через них. Добавлю, что это Посла­ние было направ­лено в сто­лицу импе­рии, и шансы, что оно будет про­чи­тано при импе­ра­тор­ском дворе, были доста­точно велики. Вполне есте­ственно было выра­зить в письме мак­си­маль­ную лояль­ность к импе­ра­тор­ской власти — хри­сти­ане не гото­вят ника­кого госу­дар­ствен­ного пере­во­рота.

К любой ли власти это отно­сится? Долгое время было при­нято думать, что да. Но после Тре­тьего рейха с его «немец­ким хри­сти­ан­ством», вполне лояль­ным к фюреру, так уже не ска­жешь… А ведь уже в древ­но­сти эти слова так про­ком­мен­ти­ро­вал Иоанн Зла­то­уст (всту­пав­ший в острый кон­фликт с соб­ствен­ным импе­ра­то­ром): «Неужели всякий началь­ник постав­лен от Бога? Не то говорю я, отве­чает апо­стол. У меня теперь идет речь не о каждом началь­нике в отдель­но­сти, но о самой власти. Суще­ство­ва­ние вла­стей, при чем одни началь­ствуют, а другие под­чи­ня­ются, и то обсто­я­тель­ство, что все про­ис­хо­дит не слу­чайно и про­из­вольно, так чтобы народы носи­лись туда и сюда, подобно волнам, — всё это я назы­ваю делом Божьей Пре­муд­ро­сти».

Но Павел писал о таких вещах не только рим­ля­нам. Об отно­ше­нии внутри обще­ства и о вза­и­мо­дей­ствии с вла­стями гово­рит не в мень­шей мере и другое посла­ние — 1 Корин­фя­нам. Павел гово­рит там о вос­ста­нов­ле­нии спра­вед­ли­во­сти, когда уни­жен­ные и оскорб­лен­ные хри­сти­ане вос­тор­же­ствуют над теми, кто распял Иисуса и угне­тает их ныне. Разу­ме­ется, Павел не при­зы­вает к рево­лю­ции и ожи­дает, что эта пере­мена совер­шится по дей­ствию Бога, но тогда лояль­ность суще­ству­ю­щей власти обре­тает совсем другой смысл, это скорее призыв потер­петь и вос­при­ни­мать ее как еще один инстру­мент в руках Бога, осу­ществ­ля­ю­щего Свой таин­ствен­ный замы­сел.

Вот лишь несколько отрыв­ков: «Муд­рость мы воз­ве­щаем среди совер­шен­ных, но эта муд­рость — не та, кото­рая в нынеш­нем веке, у пра­ви­те­лей нынеш­него века, ведь их скоро не станет. Мы воз­ве­щаем муд­рость Божью, сокры­тую в тайне. Бог прежде всех веков опре­де­лил ее к нашей славе, и никто из пра­ви­те­лей нынеш­него века этого не познал, а если бы они познали, то не рас­пяли бы Гос­пода Славы» ( 1Кор.2:6-8 ). Итак, именно Иисус Хри­стос есть под­лин­ный Гос­подь., а ведь это офи­ци­аль­ный титул рим­ского импе­ра­тора (греч. κὐριος , лат. dominus). А нынеш­ние пра­ви­тели объ­яв­лены вре­мен­ными, и то, что они счи­тают муд­ро­стью, на самом деле тако­вой не явля­ется.

Соот­вет­ственно, когда она будет достиг­нута, всё поме­ня­ется местами, и те, кто сего­дня под­ле­жит суду рим­ских вла­стей, сам примет на себя роль судьи. Раз­би­рая част­ный вопрос (можно ли хри­сти­а­нину пода­вать в язы­че­ский суд на дру­гого хри­сти­а­нина?), Павел пишет весьма энер­гично: «И если кто из вас что имеет против дру­гого, как смеет он выно­сить дело на суд нече­сти­вых, а не святых? Разве не знаете, что святым над­ле­жит судить весь мир? А если вам под­су­ден весь мир, неужели вы недо­стойны быть судьями в мелких делах? Разве не знаете, что мы будем судить и анге­лов — что и гово­рить о житей­ском!» ( 1Кор.6:1-3 ).

То есть, по сути, в новой реаль­но­сти теми самыми инстру­мен­тами Божьей власти станут веру­ю­щие. И все это про­изой­дет потому, что, как ска­зано в ( 1Кор15:24-25 ), «Он пере­даст цар­ство Богу и Отцу, упразд­нив всякое началь­ство, и власть, и силу. Ему пред­стоит цар­ство­вать, доколе не поверг­нет врагов к ногам Своим». Разу­ме­ется, здесь тоже может идти речь о враж­деб­ных Богу духов­ных силах, среди кото­рых тоже может суще­ство­вать своя иерар­хия. Но вместе с тем также и о земных вла­стях, кото­рые в конце времен должны при­знать власть Божью.

Еще яснее выра­жа­ется Павел в Посла­нии Филип­пий­цам, напи­сан­ном, по всей види­мо­сти, в заклю­че­нии, в ожи­да­нии суда у рим­ского импе­ра­тора — воз­можно даже, в самом Риме. Вот что Павел пишет здесь о Христе: «Потому Бог воз­вы­сил Его и даро­вал Ему имя пре­выше всех прочих имен, чтобы перед именем Иисуса пре­кло­ни­лось всякое колено на небе­сах, на земле и в пре­ис­под­ней, чтобы всякий язык испо­ве­до­вал Иисуса Христа Гос­по­дом ( κὐριος ) во славу Бога Отца» ( Флп.2:9-11 ). Таким обра­зом, под­лин­ным Царем и насто­я­щим Гос­по­дом Павел счи­тает только Иисуса.

В ( Флп.3:20 ) он гово­рит еще более откро­венно «А наше граж­дан­ство (πολίτευμα) При­над­ле­жит небе­сам, откуда мы ждем Спа­си­теля — Гос­пода Иисуса Христа». Слово πολίτευμα озна­чает не место житель­ства, скорее это и есть «госу­дар­ство» или «граж­дан­ство». По сути, это яркая декла­ра­ция лояль­но­сти только Христу. К тому же здесь упо­треб­лено не только слово κὐριος «Γос­подь», но еще и σωτήρ «Спа­си­тель» — оба слова еще в элли­ни­сти­че­скую эпоху вошли в титу­ла­туру монар­хов.

Как согла­со­вать это с Посла­нием к Рим­ля­нам? Ника­кого про­ти­во­ре­чия нет, если пом­нить, что выска­зы­ва­ния могли опи­сы­вать реаль­ность на разных уров­нях (эмпи­ри­че­ская дан­ность и под­лин­ная суть вещей) и к тому же быть обра­щены к разным ауди­то­риям. С одной сто­роны, Павел при­зы­вает ува­жать суще­ству­ю­щий поря­док вещей и под­чи­няться тре­бо­ва­ниям вла­стей, кото­рые его под­дер­жи­вают, к тому же в этой части он мог заве­рять импер­ские власти в лояль­но­сти хри­стиан и осту­жать слиш­ком горя­чие головы, стре­мя­щи­еся к бунту (это, разу­ме­ется, лишь пред­по­ло­же­ние). С другой, он напо­ми­нает о том, что чело­ве­че­ские власти — лишь инстру­мент в руках Бога, с Кото­рым одним хри­сти­ане и выстра­и­вают свои отно­ше­ния в полной уве­рен­но­сти, что послед­нее слово всегда оста­ется за Ним и одна­жды Его после­до­ва­тели будут судить весь мир.

Как это могло выгля­деть на прак­тике, нам пока­зы­вает Посла­ние к Фили­мону. На первый взгляд вообще кажется уди­ви­тель­ным, что первые хри­сти­ане вклю­чили этот текст в канон своего Свя­щен­ного Писа­ния. Это част­ное письмо по одному кон­крет­ному поводу: Павел в заклю­че­нии встре­тил бег­лого раба по имени Онисим и обра­тил его в хри­сти­ан­ство. Преж­ний хозяин Они­сима, Фили­мон, тоже был хри­сти­а­ни­ном и уче­ни­ком Павла. И вот теперь Павел отправ­ляет Они­сима к Фили­мону (с точки зрения рим­ского права — воз­вра­щает тому похи­щен­ную у него соб­ствен­ность) вместе со своим реко­мен­да­тель­ным пись­мом.

То есть Павел дей­ствует цели­ком и пол­но­стью в рамках рим­ских зако­нов, не при­зы­вая ни к вос­ста­нию, ни к отмене раб­ства, ни к чему подоб­ному. Он пре­дельно лоялен, но эта лояль­ность внеш­няя, она, по сути, сво­дится к отказу от попы­ток бунта и мятежа. И в то же время в той новой реаль­но­сти, кото­рая начала суще­ство­вать внутри хри­сти­ан­ской общины, нет ни беглых, ни каких иных рабов, а только близ­кие отно­ше­ния между чле­нами общей семьи.

Пока­за­тельно, что себе Павел при­сва­и­вает пара­док­саль­ный титул «ста­рей­шины и заклю­чен­ного», соче­тая самое почет­ное наиме­но­ва­ние с самым пре­зрен­ным. В этой новой реаль­но­сти послед­ние ста­но­вятся пер­выми, нынеш­нее поло­же­ние дел пред­став­ля­ется вре­мен­ным, а лояль­ность суще­ству­ю­щей власти — необ­хо­ди­мое усло­вие, чтобы пере­жить это не слиш­ком бла­го­при­ят­ное время.

Вопрос не в том быть ли хри­сти­а­нину лояль­ным своему госу­дар­ству — разу­ме­ется, быть (пока это госу­дар­ство откро­венно и без­за­стен­чиво не попи­рает Божьих запо­ве­дей, как Третий рейх). А вот вопрос о том, какое место зани­мает эта лояль­ность в иерар­хии хри­сти­ан­ских цен­но­стей, актуа­лен и сего­дня…

Следующая цитата

Меня сильно беспокоит Послание к римлянам (13:1-7). Понятно, что нужно платить налоги и т.п. Но неужели всякая власть от Бога, неужели я должен благословлять Гитлера, который сжигал евреев, или Сталина, убившего тысячи священников?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В данном месте св. апостол Павел применительно к обществу выражает ту истину, которая проходит через все Священное Писание. В сотворенном Богом мире всякая власть исходит от Бога: власть человека над природой (Быт. 1.28), мужа над женой (Быт.3.16), родителей над детьми (Лев.19.3), царя над подданными. Господь из начальной безвидности и пустоты (Быт.1:2) устроил порядок: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31). После дней творения Бог не оставил мир на произвол. Для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти. В этом смысле всякая власть от Бога. Она хранит мир от губительного неустройства. Опыт показывает, что наиболее тяжелыми для народа периодами всегда являются времена безвластия – так называемые смутные времена. «Многовластие же порождает партии, а партии – причина разделения и разложения» (преп. Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления. Слово 41).

Не только вождям и правителям избранного народа Господь дает полномочия управлять подданными, но и языческим монархам. Так, например, Навуходоносор был поставлен по воле Божией над всем ближним Востоком (Иер 27:6; Дан.2:37). Однако из этого не следует, что все деяния власть предержащих угодны Богу. «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими» (Прем. Сол.6:1-5).

При утверждении, что нет власти не от Бога (Рим.13:1) надо точно различать власть прямо установленную Богом и власть попущенную Им. «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, т. е. начальство и власть царская, установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему … изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание» (преп. Исидор Пелусиот. Письма, ч.2. К Дионисию). Даже помазание на царство не исключает тяжелые ошибки и преступления, не угодные Богу. Достаточно вспомнить библейскую историю. Известны примеры также из истории Византии и России. Каждый имевший и имеющий власть над людьми (Божиим творением) даст на Страшном Суде ответ Богу за свои дела и будет либо оправдан, либо осужден.

Священное Писание говорит не только о подчинении властям, но и указывает пределы послушания им. Они определяются высшими законами Божественной Правды. Подчинение властям имеет границы: в тех случаях, когда власть препятствует человеку проявлять послушание Богу, подчиняться такой власти не следует: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян.5:29). Эта мысль ясно выражена в святоотеческих творениях. «Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия» (Святитель Василий Великий. Нравственные правила. 79.1). Святейшему Патриарху Тихону во время его выступления со свидетельскими показаниями на процессе 54-х священников 5 мая 1922 года был задан вопрос председателем суда: «Законы, существующие в государстве, Вы считаете для себя обязательными или нет?». Святитель Тихон ответил: «Да, признаю, поскольку они не противоречат правилам благочестия» (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000, с.134).

Следующая цитата

Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14). Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.

Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53). Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых».

Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).

Следующая цитата

Сейчас изучал, что пишут на христианских сайтах о Библии и увидел:

Частенько, на своё выражение недовольства россиянскими властями, можно услышать: «Сказано же – "всякая власть от Бога". »
.
Запомни, русский человек: всё, что широко распространено, всё, что кажется очевидным стоит подвергнуть тщательной проверке. Недаром русская пословица говорит: "Когда кажется – креститься надо".
.
Что же на самом деле сказано в Евангелии. Для начала, отложим русский текст в сторонку, и обратимся к тому тексту, по которому проводятся богослужения – церковнославянскому. И тут же, с удивлением и облегчением обнаружим, что сказано-то совсем иное! Несть бо власть, аще не от Бога", что дословно значит: "Не есть власть, если не от Бога". Для верности, заглянем и в первоисточник – древнегреческий текст. И там увидим абсолютно то же самое: "Не есть власть, если не от Бога".
.
Но откуда же тогда взялось это лукавое "Всякая власть от Бога"? Из так называемого "синодального перевода", сделанного неким "Российским Библейским Обществом". А "Синодальным" этот перевод стал лишь потому, что Св. Синод дал РБО благословение на работы по переводу. Но при этом - никогда результат этого перевода не утверждал! Состав РБО туманен. Организованное в 1813 году РБО было закрыто в 1826 году, после того, как им были выпущены переводы Нового Завета, Псалтири и Пятикнижия. И лишь в 1859 году Св.Синод дал добро на подготовку русского перевода Библии Санкт-Петербургской, Московской, Казанской и Киевской духовным академиям, которые воспользовались уже имеющимся текстом.
Св.Синода давно уж нет, а вот Российское Библейское Общество - живёхонько. С не менее туманными личностями в правлении. Работы ведёт, какие-то конференции проводит, связи с другими, заморскими Библейским Обществами поддерживает. Уже даже новый перевод Нового Завета сделало. В соответствии с текущими требованиями политкорректности. Я хочу найти первоисточник - древнегреческий текст Евангелия и лично проверить, как правильно перевести. А Вы как думаете, Истина - "Не есть власть, если не от Бога" или тут ошибка? Что об этом пишут православные Святые Отцы? Реакции: Михаил Копейкин Москва Православный христианин

Это просто неправильный перевод с церковнославянского. Несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть - переводится как "нет власти, которая(если) не от Бога, существующие же власти установлены от Бога". Слово "несть" не значит в церковно-славянском "не есть" в нашем современном понимании, а значит просто "нет". Сравните:
"Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху". (Пс.5)
- "нет истины"

"Господи, избави душу мою, спаси мя ради млти твоея; яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе? "(Пс.6)
-- "нет поминающего"

"Раздражи Господа грешный; по множеству гнева своего не взыщет; несть Бога пред ним". (Пс. 9)
-- "нет Бога перед ним"

"Рече безумен в сердцы своем; несть Бог". (Пс. 13)
- "нет Бога"
Из контекста послания Апостола тоже совершенно ясно, что он пишет о том, что любая власть - от Бога:
« Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее».

Так же точно понимали эти слова и святые отцы. Вот толкование на это место св. Иоанна Златоуста:

Желая внушить, что это всем повелевается, не одним только мирянам, но и священникам, и монахам, он объявляет об этом в начале, говоря так: “Всякая душа да будет покорна высшим властям”; хотя бы ты был апостол или евангелист, хотя бы ты был пророк и кто-либо другой, но подчинение власти не подрывает благочестия. И (апостол) не просто сказал - да будет послушна, но – “да будет покорна”. Первое основание такого законоположения, удовлетворяющее и правильным рассудочным доводам, состоит в том, что власти учреждены от Бога. “Ибо нет власти не от Бога”, - говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, - все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: “Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены”….Апостол, сказав, откуда возникают власти, присовокупил: “Посему противящийся власти противится Божию установлению” (Рим. 13:2). Смотри, куда он ведет дело, чем устрашает и как доказывает, что повиноваться - наша обязанность. Чтобы верующие не сказали: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам тех, которые должны получить небесное царство, (апостол) доказывает, что и в настоящем случае он подчиняет их не начальникам, но опять Богу, так как подчиняющийся властям повинуется Богу. Впрочем, (апостол) не говорит это в таких, например, словах: кто слушается начальников, тот повинуется Богу, но устрашает противоположным и тоже самое подтверждает с большей силой, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему это. И он везде старается внушать это, т.е., что мы не дарим властям повиновение, но исполняем долг.
Итак, не стыдись такого повиновения, говорит (апостол). Этот закон дал Бог, Который грозно и отмщает тем, которые нарушают его. Если ты ослушаешься Его, то Он накажет тебя не случайным наказанием, а самым строгим, и никакие отговорки не спасут тебя, да и от людей ты понесешь жесточайшее наказание, потому что никто за тебя не вступится, а Бога ты сильно прогневаешь. (ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
Беседы на послание к Римлянам) Последнее редактирование модератором: 22 Июн 2015

администратор

Команда форума Православный христианин

Современный перевод Священного Писания с церковно-славянского языка предлагает нам следующую редакцию: “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены” (Рим. 13,1).
В “Полном Церковно-Славянском словаре” прот. Г. Дьяченко (М.: “Отчий Дом”, 2000 г., стр.359) слово “НЕСТЬ” переводится двояко: как “НЕТ” или “НЕ ЕСТЬ”. Но смысл фразы “НЕСТЬ БО ВЛАСТЬ, АЩЕ НЕ ОТ БОГА” в русском переводе меняется на диаметрально противоположный в зависимости от того, какой перевод слова “НЕСТЬ” применяется:
а) ибо НЕТ власти не от Бога. — современный перевод;
б) ибо НЕ ЕСТЬ власть, если не от Бога. — иной вариант перевода.
При этом применение варианта “а)” нарушает грамматический и логический строй апостольских поучений. В самом деле, если “всякая власть от Бога”, то какую информацию может добавить часть фразы “существующие же власти от Бога установлены”? При этом изменяется падеж слова “власть” с винительного на родительный, а слово “аще” вообще исчезает, как ненужное.
В варианте “б)” каждое слово на своем месте, а в смысловом контексте словосочетание “существующие же власти. ” дает переход от общего определения понятия “власть” в смысле законности пред Богом, к частному, т. е. речь идет о законности пред Богом современной апостолу Павлу римской власти. В соответствии с таким вариантом перевода земные власти могут быть от Бога и попущением Божиим, т. е. законными пред Богом и богоборческими.
Святое Писание дает нам несколько признаков власти “от Бога”. Это:
а) Прямое свидетельство откровением через пророка (1Цар. 10,1; 1Цар. 16,13);
б) Самодержавность (1Цар. 8, 10-17);
в) Родовая преемственность (Лк. 1,32);
г) Духовно-нравственное состояние общества. Если при новой власти духовно-нравственный уровень общества возвышается, то власть от Бога. Если же происходит духовно-нравственное оскудение — то это попущение Божие: “И не послушаша людие Мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми. И отпусти я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниях своих” (Пс. 80, 12-13).
__________________________________________________________________________

Вопреки широко распространенному мнению, утвердившемуся в результате не совсем удачных позднейших переводов Священного Писания (в том числе и синодального), далеко не всякая власть - от Бога. Славянский перевод, наиболее близкий к греческому подлиннику, доносит до нас истинный смысл слов святого Апостола Павла: «Несть бо власть, аще не от Бога» (Рим. 13, 1). Славянское слово «аще» означает отнюдь не «которая», а «если». Сравним греч. «ου γαρ εστιν εξουσια ει μη απο θεου». В латинском переводе Библии (Вульгата) и староанглийском переводе Библии Короля Иакова соответствующее словосочетание означает «если не», а вовсе не «которая».

Святой Павел говорит не о «всякой власти», а о «властях предержащих» - имеющих высшую власть от Бога. Власть же не предержащая, власть, не основывающаяся на Богоучрежденном порядке, может быть вовсе и не властью, а ее ложным подобием, антивластью, наивысшим проявлением которой станет временное торжество антихриста, которому христианам уж никак не должно повиноваться.

Богодухновенную мысль Апостола развивает блаженный Августин (IV-V век): «При отсутствии справедливости что такое государство, как не простая разбойничья шайка, также как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства».

Блаженный Феофилакт в объяснении этого места Священного Писания обращает внимание на то, что не каждый начальник поставлен Богом, и здесь Апостол говорит не о каждом начальнике, а о самом принципе власти как отражении Небесной иерархии в земных установлениях, как о деле премудрости Божией: о власти отца над сыном, мужа над женою и т.п.
Нечестивец же и богоборец, узурпировавший власть, дискредитирует саму природу власти, богохульствуя, сам подаёт повод хулить Бога, будто бы Он, Вседержитель, ставит нечестивца в начальственные должности. Нечестивые власти не Богом установлены, а попущены за наши грехи нам для испытания, как мы поведём себя: пойдём ли мы с безбожной властью на компромиссы, станем ли с ней сотрудничать во зле, или противопоставим ей свою волю, стойкость в добре даже до смерти.

Читайте также: