Возлюби ближнего своего ницше разбор цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Фр. Ницше и этика "любви к дальнему"
Nah hab' den Nachsten ich nicht gerne:
Fort mit ihm in die Hoh' und Fernel
Wie wurd'er sonst zu meinem Sterne?
Nietzsche. Frohtiche Wissenschaft (1)
Современная наука о морали приходит к убеждению, что совокупность переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных принципов не поддается сведению на единую верховную аксиому, из которой все они вытекали бы, как выводы из логической посылки. Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все без исключения суждения, подводящие явления под категории "добра" и "зла". Нельзя распутать сложного и запутанного узора морального мира, найдя начало одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких переплетающихся и взаимно перекрещивающихся нитей (2). Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей от других и показать, каким образом они сплетаются в живую ткань моральной жизни. Совокупность моральных идей и чувств может быть сведена, таким образом, только к ряду независимых друг от друга основных принципов. Каждый из последних служит внутренней основой целой массы явлений морали и дает начало особой замкнутой системе морали; но сами эти принципы друг от друга уже не зависят и потому не обосновывают один другого. Наоборот, каждый из них в качестве моральной аксиомы вступает в коллизию со всеми остальными и ведет с ними борьбу за абсолютное верховенство в царстве морали. "Каждая из твоих добродетелей,- говорит Фр. Ницше своим образным языком,- жаждет высшего развития; она хочет всего твоего духа, чтобы он стал ее глашатаем, она хочет всей твоей силы в гневе, ненависти и любви; каждая добродетель ревнует тебя к другой" (3). Исходом этой борьбы может быть полное и частичное вытеснение одним принципом всех других либо распределение между ними власти на отдельные компетенции каждого из них (так, напр., нередко в общественной жизни и в жизни личной господствуют совершенно различные и противоречащие друг другу нравственные принципы, так что то, что считается хорошим в первой, признается дурным во второй, и наоборот); возможно даже и отсутствие всякого исхода, вечная борьба моральных чувств в душе у человека, своего рода "Burgerkrieg in Perma-nenz" (4). Психологически соотношение сил отдельных принципов и исход борьбы между ними обусловлен природными задатками людей, обстоятельствами их жизни, их личным настроением и настроением общества и эпохи; морально исход этой борьбы может быть только декретирован решительным признанием одного из борющихся принципов верховной аксиомой моральной жизни и столь же решительным отвержением всех остальных, но не может быть обоснован, так как самим признанием принципа верховной моральной инстанцией отнята возможность искать дальнейших, высших оснований. Основанием высшего морального права, как и всякого права, служит не его собственная правомерность, а фактическая сила образующих и поддерживающих его чувств.
Среди происходящих на этой почве коллизий особенный интерес имеет столкновение двух нравственных систем, основанных на двух могучих моральных принципах, которые Ницше удачно противопоставляет друг другу под именем "любви к ближнему" и "любви к дальнему". Вряд ли нужно опровергать мнение, будто "любовь к дальнему" есть чувство, впервые изобретенное Ницше,-плод его болезненной фантазии или, пожалуй, даже его болезненной нравственной организации. На самом деле "любовь к дальнему" есть чувство, столь же знакомое людям и столь же старое, как и "любовь к ближнему". Это, мы надеемся, достаточно выяснится из всего дальнейшего. Здесь же нам необходимо остановиться на предварительном выяснении значения этих понятий.
Понятие "любовь к дальнему", о котором у нас по преимуществу будет идти речь, не имеет строго ограниченного объема: оно соотносительно противопоставляемому ему понятию "любви к ближнему" и до известной степени зависит от значения, придаваемого последнему. Для того чтобы дать возможно более полное представление о "любви к дальнему" и ее значении в этической системе Ницше, мы воспользуемся следующим приемом: мы постараемся проследить ее содержание, начав с наиболее широкого мыслимого его объема и постепенно ограничивая его и, таким образом, определяя понятие "любви к дальнему" все более точно.
В наиболее широком своем смысле понятие "любви к дальнему" характеризуется противопоставлением его "любви к ближнему", в особенном значении последнего понятия, не совпадающем с его общераспространенным значением, хотя и имеющем с ним много родственного и образующем, так сказать, его корень. Под "любовью к ближнему" в том ее значении, с которым мы имеем сейчас дело, понимается совокупность симпатических чувств, переживаемых по отношению к непосредственно окружающим нас, ближайшим к нам людям ("ближним") и основанных на элементарном инстинкте сострадания, на чутком воспроизведении в своей душе психической жизни этих "ближних": если чувства эти и переносятся на более обширный круг людей- "ближних" в широком, метафорическом смысле слова,-то лишь как мысленная аналогия ощущений, испытываемых по отношению к "ближним" в тесном, буквальном смысле слова. Этика "любви к ближнему" есть, таким образом, моральная система, основанная на инстинкте сострадания (5). Понятие "любви к дальнему" не имеет столь определенного значения. Под ним может подразумеваться всякая любовь, не совпадающая с "любовью к ближнему" в указанном ее смысле. Мы можем охарактеризовать ее как чувство, испытываемое по отношению ко всему "дальнему", ко всему, что отдалено от нас либо пространственно, либо временно, либо, наконец, морально-психологически и потому действует не непосредственно, не при помощи аффекта сострадания, а через посредство более отвлеченных моральных импульсов. В этом широком значении "любви к дальнему" в нее будет включена как любовь к более отдаленным благам и интересам тех же "ближних", так и любовь к "дальним" для нас людям - нашим согражданам, нашим потомкам, человечеству; наконец, сюда подойдет и любовь ко всему отвлеченному-любовь к истине, к добру, к справедливости-словом, любовь ко всему, что зовется "идеалом", или, как выражается Ницше, "любовь к вещам и призракам". Все эти виды "любви к дальнему" имеют общим то, что они не основаны на непосредственном инстинкте сострадания или по крайней мере не исчерпываются им, и этим вникая "любовь к дальнему" резко отделена от "любви к 'ближнему". Правда, у Ницше, как увидим ниже, любовь к дальнему имеет свое более узкое и более определенное значение; но до известной степени формальный характер этого чувства, в его интересующей нас антитезе к чувству любви к ближнему, независим от содержания самого объекта чувства, от значения, которое придается понятию "дальнего", и потому наша характеристика обоих чувств достаточна для предварительного анализа их взаимных отношений.
Соответственно широте понятия "любви к дальнему" антитеза между этим чувством и чувством "любви к ближнему" может принимать самые разнообразные формы. Зародыш ее можно наблюдать в оттенках материнской любви. Любовь к ребенку, стремящаяся удовлетворить всем его желаниям и избавить его от всяких страданий, может, в качестве "любви к ближнему", быть противопоставлена материнской "любви к дальнему" - любви, направленной на обеспечение отдаленных благ для ребенка, хотя бы ценою обильных его страданий и лишений в настоящем. Та же антитеза более резко обнаруживается в отношении к больному со стороны сестры милосердия и врача (пример, приводимый самим Ницше): мягкая, сострадательная любовь первой, стремящаяся к облегчению моментальных страданий больного и к его душевному успокоению, есть типичный образец "любви к ближнему", тогда как направленная на обеспечение будущего блага больного твердая любовь врача, который ради отдаленных интересов больного должен побороть в себе чувство сострадания и подвергать своего пациента жестоким мукам, дает нам тип "любви к дальнему". Еще более резко та же антитеза проявляется в тех обильных, больших и малых, прошлых и настоящих трагедиях, которые разыгрываются на почве коллизии между общественными интересами и личными при'вязанностями: борьба между "любовью к ближнему" - чувством сострадания и непосредственной близости к окружающим близким людям-и "любовью к дальнему"-к любимому делу, к партии, родине, человечеству-исчерпывает содержание всех этих трагедий. Но и в пределах сферы общественных интересов повторяется в самых разнообразных формах все та же антитеза: всем известна, напр., противоположность между двумя типами патриотизма, из которых один есть любовь, так сказать, к отечеству "ближнему", другой-любовь к отечеству будущему, "дальнему"; еще Чаадаев указывал на эту антитезу, противопоставляя "патриотизм самоеда" "патриотизму англичанина" (6). Наконец, на высшей ступени развития нравственных чувств возможно столкновение между общественными интересами и абстрактными моральными побуждениями, напр., если любовь к партии или к отечеству вступает ? коллизию с любовью к справедливости, к истине и т. п.; здесь мы опять-таки находим антитезу между любовью к ближнему и любовью к дальнему, в наиболее отвлеченной и характерной форме.
Следующая цитата
Этого немецкого философа обвиняли в цинизме и завышенном самомнении, его ненавидели за резкую критику христианства и традиционной морали, его едкие высказывания вызывали в обществе настоящий шок. Лев Толстой, например, открыто называл Ницше сумасшедшим. А Ричард Вагнер, с которым Ницше несколько лет дружил, неоднократно намекал на его "психическую болезнь".
Ницше и впрямь производил впечатление странного человека. К 30 годам он практически ослеп, а из-за сильных головных болей вынужден был принимать опиаты.
Цитаты Фридриха Ницше, фото YouTube канал " In Cor Cadit" Цитаты Фридриха Ницше, фото YouTube канал " In Cor Cadit"Окончательно он потерял рассудок в возрасте 45 лет, увидев, как на улице избивают лошадь. По крайней мере, так гласит легенда. Говорили, что к этому привело увлечение сильными медикаментами, а еще плохая наследственность - отец Ницше тоже страдал психическим расстройством. Не исключалась и возможность опухоли мозга, но никаких документальных подтверждений этому нет.
Тем не менее, Ницше вошел в пятерку самых популярных и цитируемых философов мира. Это ему принадлежит одна из самых популярных мотивационных фраз: "То, что не убивает меня, делает меня сильнее". Он часто использовал афоризмы, давая возможность читателю додуматься до смысла фразы самому.
Мы собрали еще несколько интересных мыслей философа, которые заставляют о многом задуматься.
1. Чтобы исполнить мечту, нужен хаос
Те, чья жизнь подчинена строгому распорядку, вряд ли смогут заниматься творчеством, говорил Ницше. Нестандартное мышление, гениальность возможны лишь в хаосе. Ницше трактует хаос не как цель, а как условие осуществления человеком своих целей. О том, что конкретно подразумевал Ницше под термином "хаос", спорят до сих пор. На наш взгляд, он имел ввиду первобытную энергию человека, которая может быть преобразована во что-то новое.
Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия3. И если друг причинит тебе зло, скажи так: "Я прощаю себе то, что сделал ты мне; но как простить зло, которое этим поступком ты причинил себе?"
Не копить обиды и не посылать лучи ненависти тем, кто вас раздражает - один из самых полезных навыков в жизни. Ницше предлагает нам готовую формулу: если в момент обиды и противостояния вы подумаете не о том, как плохо вам, а о том, как сильно пострадает от плохого поступка ваш обидчик, то вам мгновенно станет легче.
2. Познай самого себя
Ницше часто писал о том, что упорядочить тот самый хаос можно лишь, поняв свои истинные потребности и научившись управлять своим телом и эмоциями. Именно в умении понимать природу самого себя, в принятии на себя ответственности за свою жизнь лежит ключ к величию и успеху, говорил мыслитель. Постоянно преодолевать себя, свои слабости и страхи - вот чем должен заниматься человек всю свою жизни.
"Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью", - писал великий философ. А затем добавлял, что тот, кто НЕ МОЖЕТ повиноваться самому себе, чаще всего становится марионеткой в чьих-то руках.
Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия4. Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной пользуется постелью: для выздоровления - и никак иначе.
Еще одна фраза о том, как важно подмечать маленькие позитивные моменты в жизни. Задайте себе вопрос: как давно вы смотрели на небо и искренне восхищались его красотой? Как часто вы радуетесь встрече с красивыми незнакомыми людьми ( "Какая красивая девушка прошла сейчас мимо!" или "Какая милая бабулька стоит на остановке!"). Как давно вы благодарили судьбу за все то хорошее, что у вас уже есть?
А между тем, говорит Ницше, этот прием - обращать внимание на маленькие радости - исцеляет душу. Подумайте об этом!
3. Соблюдение личных границ
Сегодня об этом говорит каждый психолог, а Ницше сформулировал этот принцип еще в 1885 году в трактате "Злая мудрость" . Любовь к людям - это не навязчивые советы и помощь, это, в первую очередь, предоставление им свободы - совершать ошибки, выбирать свой собственный путь. Больше всего это относится к родителям, которые пытаются контролировать каждый шаг своих чад. У Ницше был свой взгляд на заботу и любовь.
Любите других, как самих себя, - писал мыслитель, - но в первую очередь, полюбите самих себя, иначе не с чем будет сравнивать.
Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия4. Браки заключают посредственности
Ницше язвительно отзывался об институте брака, считая его не более чем штампом, который делает людей собственностью друг друга. Истинные чувства не нуждаются в документальном подтверждении, считал философ. А долг перед другими людьми, в том числе и супружеский, он называл "правом, которое другой человек на тебя имеет".
"Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, — стало быть, для большинства…" - писал Ницше. Он также говорил, что люди, которые не умеют любить бескорыстно, сильнее остальных хотят связать кого-нибудь узами брака.
Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия5. Принимая чужие подарки, не чувствуйте себя обязанными
Ницше много писал о тех, кто пытается "причинить" вам добро, но на самом деле лишь ублажает свое эго. Он также говорил, что принимая чьи-то подарки, не стоит чувствовать себя обязанным отплатить, особенно, если вам нечем. Будьте равнодушными, принимая чужие дары, вы оказываете человеку честь уже только тем, что даете ему возможность ДАРИТЬ.
Точно то же советовал Ницше и тем, кто дарит подарки, а потом ждет ответной благодарности. По его словам, это - проявление эгоизма и мое лучшее, что может сделать дарящий - испытывать радость от жизни без всяких ожиданий.
"Наша вера в других выдает то, во что мы хотели бы верить в нас самих, " - справедливо замечает мыслитель.
Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия6. Об осуждающих
Ницше ненавидел моралистов и умников, которые считают своим долгом указывать на ошибки и недостатки окружающих.
При этом он призывал не испытывать к ним ненависть, а поднимать их на смех: "Убивают не гневом, а смехом".
Он метафорически высказывался об однобокости взгляда тех, кто пытается осуждать и давать советы. Ведь они не понимают полной картины происходящего.
Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия6. Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость.
Счастье - жите не только для себя, но и для других, делать хоть что-то полезное миру каждый день.
7. Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
Эту фразу мы оставили напоследок. Скорее всего, Ницше говорил о том, что тот, кто постоянно борется со злом, сражается за справедливость, в конце-концов и сам становится этим злом. Ведь добро не должно быть с кулаками.
Праведник, упрекающий и критикующий другого, ничем не лучше того, что совершил ошибку.
7. О лживых и мелких людях
Ницше говорил, что всегда позволяет другим обманывать его, чтобы не бояться этих самых обманщиков. Он был уверен, что лгут только люди с бедным внутренними миром, ведь им постоянно нужно притворяться, чтобы пустить пыль в глаза. Также он указывал на злость и мелочность людей, которые в чем-то уступают другим.
"Остерегайся же маленьких людей! Перед тобой они чувствуют себя ничтожными, и низость их тлеет и разгорается в невидимую месть".
Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото Википедия Цитаты Фридриха Ницше, @Дзен. Счастливая Жизнь, фото ВикипедияВ тексте использованы цитаты Ницше из его трудов: «Злая мудрость», "Так говорил Заратустра", "«По ту сторону добра и зла», "Антихрист"
5. Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.
Счастье - это не обязательно высокая зарплата и новая квартира, счастье - не в известности, карьере и богатстве. Именно поэтому среди богатых и знаменитых такое же количество несчастных людей, как и среди нас, простых смертных. Это величайшее заблуждение - думать, что "вот если бы у меня было больше денег, я бы зажил. " И Ницше в свойственной ему грубоватой форме объясняет, почему величие - не синоним счастья.
Следующая цитата
2. . Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим!
Эта фраза - о том, как важно во всем видеть позитив. Понятное дело, что улыбаться постоянно никто не сможет. Но если подумать, большую часть жизни мы проводим не в беззаботной радости, а в постоянных тревогах и страхах. Мы вечно переживаем и часто о том, что даже еще не случилось.
Получается, что на счастье просто не остается времени. А ведь радоваться можно даже тому, что ничего плохого не случилось. Именно об этом говорил Ницше.
Ницше, знаменитая картина Эдварда Мунка Ницше, знаменитая картина Эдварда Мунка1. Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
Действительно. Редко можно встретить человека, который адекватно оценивает самого себя. Чаще всего мы недооцениваем свои качества, занимаемся постоянной самокритикой, но бывает, что переоцениваем свои возможности.
И поистине, это вовсе не заповедь на сегодня и на завтра - учиться любить себя. Напротив, из всех искусств это самое тонкое, самое мудреное, самое высшее и требующее наибольшего терпения, - говорил Ницше.
20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше
- «Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
- Чем шире ты открываешь объятия, тем легче тебя распять.
- Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
- Если вы решили действовать — закройте все двери для сомнений.
- С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
- Кто в себе не носит хаоса, тот никогда не породит звезды.
- Не стоит переоценивать женщин, но и недооценивать их тоже не следует.
- Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и все остальное не имеет никакой ценности в ее глазах.
- Только там, где кончается государство, начинается человек — не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, — единственная и неповторимая.
- Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
- Что падает, то нужно еще толкнуть.
- Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.
- Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
- Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
- Много говорить о себе — самый хороший способ себя скрывать.
- То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
Иллюстрации: Pascal Campion
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Следующая цитата
Знаменитый немецкий философ Фридрих Ницше прожил довольно интересную и необычную жизнь. За резкие высказывания и смелые мысли многие называли его ненормальным, но разве полностью нормальный человек мог бы быть гением?
Не слишком счастливый в личной жизни Ницше много размышлял о счастье. Некоторые из его высказываний помогают переоценить свою жизнь и изменить отношения к людям.
. Лучше обезуметь от счастья, чем от неудач, лучше неуклюже танцевать, чем ходить, прихрамывая, - говорил мыслитель.
Посмотрим, какие заповеди он нам оставил?
Читайте также: