Воспитание агафьи пшеницыной цитаты
Обновлено: 31.10.2024
Деятельный и энергичный Андрей Штольц, приехав навестить друга, старается его расшевелить, водит на приемы и знакомит с умницей и красавицей Ольгой Ильинской. Между мужчиной и девушкой появляются чувства, они собираются пожениться, но откладывают свадьбу до наведения порядка в Обломовке, отъезд куда так и не происходит, а для ведения дел Обломов нанимает управляющего. Из-за своего пассивного характера Обломов расстается с любимой, для которой большое значение имела жизненная позиция возлюбленного. Позднее Ольга выходит замуж за Штольца.
Все это время Илья Ильич снимает жилье у молодой вдовы с двумя детьми Агафьи Пшеницыной и постепенно сближается с ней. Женщина принимает Обломова со всеми недостатками, окружает его заботой и любовью и становится его незаконной супругой. Позже у них рождается сын, названный в честь Штольца Андреем. Материальное положение Ильи Ильича ухудшается, так как нанятый в Обломовку управляющий присваивает деньги, но Штольц добивается, чтобы его выгнали из поместья.
Брат Агафьи шантажирует Обломова незаконной связью со своей сестрой, тот окончательно разоряется, начинает пить. Штольц и тут добивается справедливости, и материальное положение Обломова улучшается, он по-прежнему ведет праздную жизнь и умирает от инсульта в сорок лет. Агафья сильно горюет за любимым мужем и почти теряет смысл жизни, единственной отрадой в которой остается сын Андрей.
Характеристика Агафьи Пшеницыной
Зарождение чувств
После выздоровления Обломов в шутку предлагает Пшеницыной вести совместное хозяйство, но та с радостью соглашается. Она очень рада, что может окружить мужчину ещё большим уютом. Агафья и не заметила, что уже влюбилась в Илью Ильича, который казался ей человеком непостижимым, каких она ещё никогда не встречала. Замуж в юности она вышла без любви и только дожив до 30 лет, познала это чувство к мужчине, который стал для Агафьи особенным.
Когда героиня впервые в жизни влюбляется, она не осознает появления новых чувств, потому что не привыкла копаться в себе. Пшеницына даже не помнит, что некоторое время назад ничего такого с ней не происходило. Если бы кто-то ей сказал, что она любит Обломова, это стало бы для неё новостью. Агафья любит Обломова таким, какой он есть, апатичным и ленивым, не предъявляя никаких требований. Её чувство естественно и бескорыстно, но остаётся долгое время тайной для Обломова, окружающих и нее самой.
Илья Ильич полагает, что отношение Пшеницыной обусловлено только добрым характером, но сам симпатизирует ей и часто любуется полной фигурой Агафьи. Жизнь в её доме очень нравится Обломову, она сытная и спокойная, и ничем не напоминает полную тревог и волнений историю любви с Ольгой Ильинской.
Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной
При знакомстве Илья Ильич получает впечатление, что в Агафье есть что-то особенное, но не проявляет интереса, как к женщине — в это время он ещё собирается жениться на Ольге Ильинской. Разрыв отношений с невестой наносит удар по здоровью Обломова, он впадает в горячку и долго болеет. Добросердечная Агафья Матвеевна искренне волнуется о своём постояльцев и заботится о нем.
Следующая цитата
Характеристика образа Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» дана Иваном Александровичем Гончаровым достаточно полно: это тип простой русской женщины, довольно зрелой и сознательной, обладающей житейской мудростью. Автор очень хорошо сказал о том, что именно привлекало Обломова в Агафье Матвеевне: «Он подвигался к ней как к тёплому очагу». Интересы человека, живущего рядом с ней, были её интересами. Возможно, ради такой женщины мужчина не станет совершать подвигов, но рядом с ней он будет ощущать себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной не свойственно пытаться переделать человека — она примет его таким, каков он есть. Или не примет совсем. Психологически Агафья близка Обломову, в ней он находит всё то, чего была лишена Ольга Ильинская.
Жизнь Агафьи Пшеницыной до встречи с Обломовым
Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова лет тридцати. У неё двое детей: Ваня 8 лет и Маша 6 лет. Автор не говорит о её происхождении, но в романе она несколько раз названа «благородной» женщиной, что в то время означало принадлежность к дворянству. Возможно, по мужу. Покойный муж Агафьи был коллежским секретарем, чиновником.
По существу, ничего дворянского в её облике нет: она малообразованная женщина, несколько даже ограниченная. Но при этом замечательная хозяйка: очень чистоплотная, экономная, умеет хорошо готовить. Шьет, штопает, стирает, крахмалит бельё. Работает на огороде, держит кур. Но больше ничего, кроме домашних дел, её не интересует.
Дом и хозяйство Агафьи
Агафья с братом и двумя своими детьми живёт в доме на Выборгской стороне в Петербурге. Дом небольшой и старый, но отличается чистотой. На подоконниках стоят горшки с цветами, на крыльце — чистый коврик, ручка колокольчика вычищена до блеска. Часть дома ради денег она сдаёт жильцам, кроме этого зарабатывает ещё продажей цыплят и яиц, но. в общем, семья живёт довольно бедно, экономя на всём.
Поселившись в доме Пшеницыной, Обломов занял 4 комнаты, остальные две занимала хозяйка с детьми. Брат её жил в светёлке наверху.
На кухне Агафьи Пшеницыной было всё, что может понадобиться в хозяйстве, причём утварь и посуда были в образцовом порядке. Здесь же, на кухне, хранились различные лекарства, снадобья и порошки на случай болезни кого-то из домочадцев.
Агафья была отличной хозяйкой и всегда имела в запасе набор продуктов, которые хранились в кладовой.
Двор был небольшим, но чистым и ухоженным.
Позади дома был большой огород.
Внешность
Это довольно ещё молодая женщина с полноватой фигурой, простым, но приятным лицом, удивлявшим белизной, сквозь которую никогда не просвечивал румянец. Её серые глаза, как и само лицо, обычно имели простодушное выражение.
Руки у неё также были белыми и красивыми, но жёсткими, с выступившими жилами от работы. Обломов любил наблюдать за движениями её рук с открытыми локтями — так было удобнее работать по дому. Эта деталь (открытые локти) несколько раз повторяется в романе и символизирует трудолюбие женщины.
Одета она была всегда просто, но опрятно. По словам автора, она никогда не прибегала к искусству украшения своей фигуры через одежду, её полноватая фигура сама по себе была хороша и указывала на крепкое здоровье.
Движения у неё плавные, ровные, она не суетится, неторопливо отдаёт приказания, но всё успевает и за всем в доме следит.
Характер
Обломов, поселившись по совету Тарантьева в доме Агафьи Пшеницыной, сразу отметил её добрый и спокойный нрав. Она всё делала вовремя, но без спешки и суеты и так же спокойно, даже монотонно, разговаривала, никогда не выражая эмоций, не жестикулируя, не повышая голоса.
Обломов отмечает её простоту, неприхотливый нрав, и это в ней ему очень нравится. Он знает и о её малообразованности, неразвитости (она с трудом пишет, не читает книг). От недостаточного образования и природной ограниченности она слишком доверчива и подписывает любые бумаги, которые ей подают. На вопросы она обычно отвечает усмешкой или тупо молчит. Но когда речь заходит о знакомом ей предмете, её тупость пропадает, она оживляется.
Агафья лишена способностей к самоанализу, она никогда не пытается понять свои чувства. Даже в своей любви к Обломову она разобралась не сразу: «И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих её и для неё самой».
Сравнение с Ольгой Ильинской
Две любимые женщины Обломова совершенно не похожи друг на друга. Это хорошо заметно из их сравнительной характеристики, приведенной в сопоставительной таблице:
Ольга Ильинская | Агафья Пшеницына | |
Возраст | 20 | 30 |
Внешность | Стройная красивая девушка с прекрасным изящным личиком. Глаза умные и живые, брови выразительные, а руки мягкие и нежные. | Полная женщина с белым круглым лицом, еле заметными бровями и невыразительными глазами сероватого оттенка. Руки белые, но жёсткие. Для главного героя особенно привлекательны подвижные локти с ямочками. |
Одежда | Носит дорогие шёлковые платья и крошечные туфли. | |
Личность и характер | Дворянка, имеет небольшое поместье и состояние. Умная и задумчивая девушка, гордая и не умеет хитрить. Хорошо образована, владеет французским языком, играет на фортепиано, замечательно поёт. Тонкая и чуткая натура. Любит читать, часто бывает в театре. | Вдова из обедневших дворян. Глуповатая женщина, которой не свойственно задумываться над чем-либо. Не гордая, спокойно отзывается о своем социальном положении, иногда может и схитрить, но с добрыми намерениями. Плохо образована - по-русски пишет коряво, не читает, не посещает театр. Сосредоточена на ведении хозяйства, с чем прекрасно справляется, умеет вкусно готовить, штопать и шить. Совсем не задумывается о чувствах, даже влюбившись, не осознаёт этого. |
Отношение к Обломову | Пытается изменить Обломова, поэтому её любовь становится для него похожей на службу. Агафья Пшеницына | Воспринимает Обломова со всеми его недостатками и не пытается его изменить, поэтому жизнь с Агафьей для него спокойна, размеренна и уютна. |
Роль Агафьи Пшеницыной в жизни Обломова велика — с этой женщиной ему жилось так, как всегда хотелось.
Агафья Пшеницына и Илья Обломов
Когда Обломов, снимая жильё, окончательно поселился у Агафьи, она окружила его такой заботой, создала ему такой уют и комфорт, что он почувствовал, будто снова попал в Обломовку, к родителям. Отношение Агафьи к Обломову было восторженно-благоговейным, она лелеяла его, как очень ценное растение, а затем влюбилась. Её прежнее замужество было скучным, без любви. И вот в 30 лет она впервые полюбила, и её тусклая жизнь наполнилась счастьем. Обломов совсем не был похож на её бывшего мужа.
Агафья приняла Обломова таким, каким он был, и не стремилась изменить его, как это делала Ольга Ильинская. Она боготворила его и старалась угодить во всем.
И Обломов чувствует себя уютно и спокойно в доме Пшеницыной. Она становится его женой, у них появляется сын Андрей. Они прожили вместе 7 счастливых лет. Автор пишет об этом так: «Она … любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого, как прежде, не могла никому».
После его смерти Агафья теряет смысл жизни. «С полгода по смерти Обломова жила она с Анисьей и Захаром в дому, убиваясь горем. Она проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем». Каждую неделю она приходила молиться и плакать в кладбищенскую церковь.
После смерти Обломова Агафья отдает Андрюшу на воспитание Андрею Штольцу. Она понимает, что в их семье мальчик получит лучшее воспитание, ведь она считает Андрюшу барином. Она видит сына только зимой, когда Штольцы переезжают в Петербург, и тогда не может наглядеться на своего сыночка. Вся её безграничная любовь к мужу восполняется любовью к ребёнку.
Вывод
Образ Агафьи Пшеницыной противопоставлен в романе И. А. Гончарова «Обломов» образу Ольги Ильинской, с которой не сложилось счастье Обломова.
Конечно, два эти образа несопоставимы. И лучше этого не делать – они не подлежат сопоставлению.
Часто бывает так, что два человека, каждый из которых хорош сам по себе, не могут ужиться вместе (если это семья) или не могут подружиться (если это коллеги по работе). Это случается потому, что каждый отдельный человек представляет собой микромир, и эти миры не всегда совпадают. Так случилось у Обломова и Ольги Ильинской. Несмотря на то, что Обломов любил Ольгу, они никогда не смогли бы быть счастливыми вместе. Та любовь была подобна оспе, кори, горячке, едва не погубившей его. Обломов «содрогался, когда вспоминал о ней».
А вот мироощущения Обломова и Агафьи совпали, и они были счастливы. Агафья нашла смысл жизни в хлопотах по дому, заботе о детях и Обломове. Она воплощает собой ту «обломовскую» жену-хозяйку, о которой только и мог мечтать Илья Ильич Обломов.
Она жила его жизнью: переживала неудавшееся блюдо; не спала, если Илья Ильич где-то задержался; просиживала ночи напролет у его постели, когда он болел; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней». «Всё её хозяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п. — всё это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».
А Обломов? Любил ли он её так же?
Скорее, нет. Её заботы о нём он воспринимал как должное. И. А. Гончаров пишет, что его отношение к ней было проще: в Агафье для него «воплощался идеал того необозримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей». Он с удовольствием шутил с ней, смотрел на её мелькающие в работе локти, но не скучал без неё. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он».
Идеал его жизни осуществился, хотя и без поэзии.
Характеристика образа Агафьи Пшеницыной может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Жизненные обстоятельства
Полное имя одной из главных героинь книги — Агафья Матвеевна Пшеницына. Это вдова лет тридцати, муж которой служил коллежским асессором и, умерев, оставил ее с двумя детьми:
- Ваней, восьми лет.
- Машей, шести лет.
До замужества она носила фамилию Мухоярова. У героини есть родной брат — чиновник-махинатор Иван Мухояров. Ее называют женщиной благородной, поэтому можно предположить, что она из обедневших дворян. Грамоте обучалась мало — пишет коряво и с трудом. В доме Пшеницыной нет книг и никто не любит заниматься чтением, только брат Агафьи иногда вслух читает газеты, принесенные из трактира. Не бывает героиня и в театре, считает, что ей некогда тратить время на пустые развлечения.
Живет с семьёй в стареньком ветхом домике на Выборгской стороне в Петербурге. Для того чтобы как-то прокормить и одеть детей, ей приходится разводить кур и продавать яйца.
Следующая цитата
В романе «Обломов» Гончаров изобразил два противопоставляемых и совершенно разных женских образа – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. И если Ольга с самого выхода произведения в свет привлекала критиков своей активной позицией, непрерывным саморазвитием и внутренней красотой, то Агафья получала неоправданное осуждение как современников, так и потомков писателя. Однако образ Пшеницыной в «Обломове» обладает не меньшей глубиной, чем образ Ильинской, ведь именно с по сюжету романа ней Илья Ильич обрел свое долгожданное, хотя и иллюзорное счастье.
Особенности образа Агафьи в «Обломове»
С другой же стороны, Агафья изображается Гончаровым как некое подобие светлого ангела, оберегающего своего возлюбленного каких-либо невзгод, огорчений и печалей. Пшеницына – прекрасная хозяйка, добрая, скромная, тихая и глубоко верующая женщина, однако не скорее не в христианском, а истинно православном понимании. Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье. Но именно эта жертвенность и посвящение себя другому являются для героини истинным счастьем, позволяя ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни. Примечательно, что из всех персонажей только Пшеницына обретает истинное, не иллюзорное счастье, тогда как ни Штольц с его расчетом, ни Ольга с ее высокими требованиями к возлюбленным, ни мечтательный Обломов не обретают его либо не живут им в полной мере. Гончаров словно подводит читателя к парадоксу: умные, образованные, успешные в обществе и карьере люди уступают перед простой верующей женщиной, живущей всеохватывающим чувством любви.
Хозяйственные качества
Пшеницына — прекрасная хозяйка. Она с достоинством господствует у себя дома и повелевает поварихой и дворником. У Агафьи все дела быстро спорятся, она энергичная и проворная женщина и постоянно находится в движении — успевает и стиркой заниматься, и приглядывать за готовкой на кухне, где героиня — не сторонняя наблюдательница, а непосредственная участница. Агафья вкусно готовит, чисто и аккуратно накрывает на стол. Она умеет:
- мочить яблоки и вишни;
- солить огурцы и делать варенье;
- печь роскошные пироги;
- варить вкуснейший кофе;
- готовить настойку на смородиновых листьях;
В доме у Пшеницыных чисто и тихо — уборка начинается ещё до рассвета. Везде порядок, вещи находятся под рукой и на своём месте. Хозяйка и одежду чинит сама, шьет шторы, одеяла и стеганые халаты. Когда Агафья своими руками накрахмалила Обломову рубашки, он так расчувствовался, что почти прослезился.
Портрет героини
Внешность Агафьи Пшеницыной можно представить себе по описаниям в романе. Это простая женщина с приятным лицом и простодушными серыми глазами, выглядящая свежей и здоровой. Волосы у неё слишком светлые и кажется, что бровей нет совсем. Кожа на пухлых щечках настолько белая, что сквозь неё никогда не проступает румянец. Но в героине проглядывается и благородное происхождение:
- белые, хотя и загрубевшие от работы руки, которые не грех и целовать;
- чиновница, а локти как у графини, ещё и с ямочками.
Агафья стесняется своих натруженных рук с синими жилками и старается прятать их под шаль. Молодая вдова — не худенькая девушка, она полновата и женственна, а округлые плечи и высокая крепкая грудь сияют довольством и полнотой. Платья сидят на ней в обтяжку, хотя Агафья не носит нижних юбок и не прибегает ни к каким уловкам, чтобы увеличить объем бёдер и уменьшить талию. Движется плавно и без суеты, кажется, что женщина не идёт, а плывет. Носит простую одежду, надевая для торжественных случаев только нарядный чепец и шаль на повседневное платье.
Разрушительна ли любовь Пшеницыной?
Отношения Обломова и Пшеницыной становятся для героя после разрыва с Ольгой тихой гаванью, обретением спокойствия, умиротворения и того «обломовского» счастья, о котором он мечтал многие годы. Агафья окружила его заботой и любовью, беспрекословно выполняя все его пожелания и готовая на все ради мужа. Ее любовь была основана не на дружбе или уважении к Обломову, а на полном его обожании, чуть ли не обоготворении. Женщина любила его не за что-то (как это было в отношениях с Ольгой, которая любила в Обломове только определенные черты, не принимая другие), а просто за то, что может быть рядом с мужем и чувствовать его благодарность за ее заботу.
По мнению литературных критиков, характер любви Пшеницыной может иметь разное оттеночное определение в зависимости от того, как читатель относится к Обломову и в чем видит смысл его жизни. Если рассматривать Илью Ильича как прообраз истинного русского человека, того мифического «Емели», который сидит на печи и ждет прорыва, способного перевернуть его жизнь, то, конечно, любовь Агафьи – отрицательное явление в жизни героя. Умиротворяющая, псевдосчастливая атмосфера «обломовщины» и бездействия, царящая в доме Пшеницыной, и становится причиной быстрой кончины героя, который отказывается даже выполнять рекомендации врача, все сильнее погружаясь в иллюзорный, прекрасный мир мечтаний и полудремы. Однако Обломов может рассматриваться и как типичный человек, обыватель, которому на самом деле чужды стремления и необходимость постоянно развиваться, присущие Штольцу и Ольге, а близки привычные семейные ценности, рутинные спокойствие и благополучие. В таком случае Агафья является той самой женщиной, о которой Обломов всегда мечтал, а ее любовь становится целебным бальзамом для измученного после отношений с Ольгой героя.
Заключение
Черты характера
Всем домашним хозяйством она управляет спокойно и с достоинством. О её трудолюбии говорят часто замечаемые другими персонажами открытые локти — героиня постоянно что-то делает, засучив рукава. Обломов не раз засматривался на голую шею и локти Агафьи. Андрей Штольц считает Пшеницыну простой бабой и не может понять, то ли она глуповата, то ли плутовка.
В тексте романа упоминается глуповатый взгляд героини, который иногда постепенно становится осмысленным, когда речь заходит о темах, с которыми Агафья знакома. Она любит приговаривать, что Бог велел любить всех и относиться к людям по-доброму. Взгляд у женщины отличается кротостью, но всегда бодрый и живой. Знакомые считают Агафью Матвеевну человеком славным и добродушным.
Героиня бескорыстно ухаживает за Обломовым во время болезни — сидит у его кровати всю ночь до зари. Будучи женщиной русской национальности и православного вероисповедания, ходит в церковь ставить свечку за здравие и никогда даже в разговоре не упоминает об этом. Но ей не чужда и некоторая доля упрямства — Агафья может плакать, но все равно настоять на своём или твердить одно и то же. Ей всегда есть чем заняться, она любит домашние хлопоты и очень редко ходит в гости — только водит детей к родне мужа на обед в Светлое воскресение и на Рождество.
У героини узкий кругозор и поговорить с ней можно разве что о хозяйстве. Она не привыкла ни о чем задумываться, да и, как видно из цитаты, «не к лицу это ей». До встречи с Обломовым Агафью ничего и не интересовало, кроме хозяйства, на нем сосредоточивалось все ее самолюбие. И только когда женщина влюбилась, она задумалась о чем-то другом. Она скромна и застенчивая, ей совершенно не приходит в голову хотя бы пококетничать с мужчиной.
Семейная жизнь
Первый шаг во взаимоотношениях делает мужчина. Главный герой по-своему тоже влюблён в Пшеницыну, но эта любовь совсем не такая, как его чувство к Ольге. Она спокойная и ровная — лишь лёгкое волнение будоражит его сердце, глаза не блистают, хочется только сидеть на диване и любоваться локтями Агафьи. На вопрос Штольца, любит ли он женщину, Обломов прямо не отвечает — краснеет и отшучивается. Возможно, он стыдится признаваться в своей любви.
Со временем отношения героев развиваются и перетекают в гражданский брак, у них рождается сын Андрюша. Теперь Агафья смогла обрести цель в жизни — обеспечивать мужу поддержку, уют и сытую жизнь. Героиня является преданной женой, она ухаживает за Обломовым, а когда он пьянствует — ждёт его домой, чутко прислушиваясь к шуму на улице. Иногда Агафья хитрит, чтобы отвадить мужа от спиртного и жирной еды.
Агафья любит Обломова со всей полнотой сердца — как мужа, как любовника и как барина, а его смерть становится страшным ударом. Ей нечего больше желать и некуда идти. Она продолжает жить как обычно, но больше нет в Агафье той жизненной энергии, которая бурлила в ней раньше. Сына женщина вынуждена на воспитание семье Штольц, потому что понимает — мальчик не похож на других детей и она не сможет обеспечить Андрею должное образование.
Следующая цитата
Особой красотой Агафья не была наделена. Это была полноватая женщина без какой-то изюминки во внешности. Лишь руки Агафьи выдавали, что она не понаслышке знакома с тяжелой работой.
Но настоящей страстью Агафьи был дом. Она посвятила себя быту и была отменной хозяйкой. Кухня была для нее святым местом. Она обожала готовить и всегда старалась вкусно накормить Обломова.
Агафья поддерживала в доме идеальный порядок. Такое впечатление, что она никогда не знала покоя, а беспрестанно наводила чистоту.
Обломов стал смыслом жизни Агафьи. Она дарила свою любовь и заботу, а в ответ получала благодарность. Отношения постепенно преобразились в брак, а позже Агафья родила от Обломова сына по имени Андрей.
Счастье этой доброй и бескорыстной женщины не было долгим. Обломов умирает, взрослые дети строят свою жизнь, а Андрюшу на попечение забирает Штольц. Агафья жила для других. Ее счастье зависело от счастья людей, которые ее окружали.
Читайте также: