Володя бусыгин характеристика с цитатами

Обновлено: 24.11.2024

На изучение данной темы выделен 1 урок. Поэтому накануне учащиеся прочитали краткое содержание пьесы, чтобы ознакомиться с сюжетом, системой образов. В качестве формы урока выбран учебный диалог, предполагающий вовлечение обучающихся в активное рассуждение с помощью системы вопросов. Такая форма урока целесообразна, так как учащиеся нашей школы нуждаются в постоянной активизации их учебной деятельности.

Цели и задачи урока:

  1. Познакомиться с биографией В.А. Вампилова, особенностями творчества;
  2. Проанализировать текст пьесы (система персонажей, конфликт);
  3. Определить ведущие темы, проблемы пьесы;
  4. Развивать творчество детей, познавательную и поисково-исследовательскую активность, аналитическое мышление.

Методические приемы: аналитическая беседа, просмотр и анализ фрагментов художественного фильма «Старший сын», работа с текстом (фрагменты).

Тип урока: урок-усвоение новых знаний через решение учебных проблем, комбинированный.

Форма урока: урок с применением технологии учебного диалога.

Оборудование урока: видеофильм «Старший сын» (фрагменты), презентация к уроку (о жизни и творчестве драматурга, по пьесе «Старший сын»), текст пьесы «Старший сын» (фрагменты).

Важнейшие даты жизни и творчества А. Вампилова

1937г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область.

1960г. – закончил историко-филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией.

В 1962 г. А.Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом»

В 1963 г. написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».

В 1964 г. написана первая большая пьеса-комедия «Прощание в июне».

В 1965 г. А.Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»).

В 1968 г. драматург заканчивает пьесу «Утиная охота».

В начале 1971 г. А.Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).

1972 г. – гибель в расцвете лет.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около семидесяти рассказов, но основное направление его творчества – драматургия.

Работа с терминами: драма, драматургические жанры, пьеса.

Драма:

  1. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене.
  2. Литературное произведение с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода.

Пьеса – это произведение драматургического характера, предназначенное для театральных постановок, а также телевизионных и радиоспектаклей.

Расцвет творчества драматурга пришелся на 60-е годы, в это время в литературе активно развивается социально-психологическая драма.

Стремительно войдя в литературу, Вампилов становится представителем именно этого направления драматургии, для которой характерно отражение вечных общечеловеческих вопросов и проблем, соединение обыденного фона самого действия с глубокими психологическими вопросами.

Все это характерно для пьесы «Старший сын».

Пьеса «Старший сын».

Система персонажей. Краткая характеристика героев.

Беседа по вопросам (что мы знаем о семье Сарафановых; каковы отношения в этой семье, в какой момент мы с нею знакомимся и т.д.)

Сюжет пьесы. Работа по вопросам.

Какова завязка действия? Можно ли назвать завязку комической? (Просмотр фрагмента из х/ф «Старший сын»).

Какова ключевая реплика в этом эпизоде? (Бусыгин: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить»).

Как меняется отношение Бусыгина к происходящему с течением времени? Какой эпизод можно назвать переломным с этой точки зрения? (отношение к семье Сарафановых меняется кардинально. В этом молодом весельчаке просыпается чувство сострадания, желание помочь своему «отцу»).

3. Система образов. Чтение отдельных фрагментов пьесы (работа с раздаточным материалом).

Можем ли мы назвать семью Сарафановых счастливой? (обсуждение).

Семья Сарафановых находится на грани распада, дети собираются оставить отца одного.

Каково значение появления в их жизни Володи Бусыгина? (обсуждение)

Главная трагедия связана с образом Сарафанова – главы семьи.

Характеристика образа. Андрей Григорьевич Сарафанов – один из основных персонажей пьесы. Давайте попытаемся охарактеризовать его (чем он занимается, каковы черты характера, можно ли назвать его неудачником, каковы отношения с детьми).

Особенное внимание нужно уделить теме таланта этого героя (как музыканта и просто человека).

Герой пишет музыкальное произведение «Все люди братья». Как оно характеризует его? (Это для него не просто декларация, а принцип жизни).

Это название неспроста перекликается с фразой Бусыгина в начале пьесы «Человек человеку брат», сказанной им в шутку, чтобы добиться доверия у чужих людей.

Почему Сарафанов поверил в родство с Бусыгиным?

(Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось — пришлось оставить должность актёра-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не всё хорошо. Сын Васенька влюблён в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребёнку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин. Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну»).

Между отцом и детьми семьи Сарафановых духовная связь разорвана. В момент ссоры по поводу отъезда Васеньки Сарафанов произносит то, в чем сам себе не хотел признаваться: «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных… теперь я на старости лет могу наслаждаться одиночеством…».

Характеристика героя. Володя Бусыгин.

Володя Бусыгин, выросший без отца, тянется к доброму, славному Сарафанову. К тому же ему понравилась дочь Андрея Григорьевича Нина.

Как меняется его отношение к ситуации, которую он сам и создал?

Работа с репликами героя (система вопросов)

Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют…

«Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову».

Как это характеризует героя? Как меняется смысл слов, сказанных Бусыгиным в начале пьесы:

«Люди должны доверять друг другу…» «Человек человеку брат…»?

4. Работа со схемой

Сделайте вывод, какие две нравственные категории встречаются в пьесе?

Какие темы/проблемы пьесы вы еще можете назвать?

Задание: выбрать из перечня ключевые слова, как они связаны с идейным содержанием (темы/проблемы) пьесы? (работа с раздаточным материалом).

Правда, богатство, предназначение человека, подлость, милосердие, карьера, любовь, одиночество, взаимопонимание, престиж, духовное и кровное родство, ложь, счастье, семья, расчет, равнодушие, взаимоотношения отцов и детей, сострадание, подлость, доверие

Назовите самые важные темы и проблемы, поднятые автором в тексте пьесы.

Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающегося дома. За идею старшего сына как за соломинку хватаются Сарафанов и его дети… И Бусыгин внезапно чувствует себя ответственным, это выражается в том, что он не только длит затеянный Сильвой обман, но и становится участником внутрисемейных обманов. Роль, заведомо неправдивая, отвечает внутренней потребности Бусыгина быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи.

Вампилов постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца — главнейшее человеческое достоинство… Душа Бусыгина преображается под влиянием встречи с Сарафановым. Пожилой музыкант и «блаженный», по мнению бросившей его жены, являет собой вместилище лучших чувств.

Люди становятся родными, чувствуют ответственность друг за друга только по счастливой случайности. В этом парадокс пьесы.

Все герои пьесы изменяются. Как именно?

Сарафанов: от одиночества к любви, обретению «новой» семьи любимого, хоть и не родного сына, он возрождается с появлением Володи к жизни.

Бусыгин: от лжи к правде, от розыгрыша к обретению родного человека и семьи.

Финал у пьесы благополучный: Володя честно признаётся, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого человека, Васеньку удаётся уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым и желанным гостем этой семьи.

Почему Сарафанов, даже узнав про ложь Бусыгина, не прогоняет его?

Творческое задание. Ответьте на вопрос (устно/письменно): актуальны ли проблемы, поднятые в пьесе, в наше время и почему?

Следующая цитата

Семен — циничный отрицательный герой. В экранизации пьесы сыгран М. Боярским.

Семен познакомился с Бусыгином в кафе, где они вместе пытались ухаживать за девушками. Проводив их до дома, парни оказались в неприятной ситуации - они опоздали на последнюю электричку. Желая получить ночлег, Бусыгин и Сильва смогли войти в доверие к Андрею Григорьевичу Сарафанову, пожилому музыканту (Бусыгин выдал себя за его сына). Когда Семен понял, что "склеить" дочку музыканта не получится, он стал "подбивать клинья" к соседке, в которую был влюблен сын Сарафанова. Дело кончилось скандалом. Семена выгнали, но, желая отомстить Бусыгину, он успел сообщить семье Сарафановых, что тот обманщик.

О личности

Семен Парамонович Севастьянов по прозвищу Сильва работал торговым агентом и был весьма циничным и любвеобильным человеком. Циничный характер не позволил Семену понять трагедию, происходившую в доме Сарафановых. В отличие от Бусыгина, который проникся к Андрею Григорьевичу теплыми чувствами, Семену было наплевать на него. Но, тем не менее, он сразу понял тупоголовость и бестактность жениха Нины и даже попытался отвлечь внимание Сарафановых от неловкой ситуации.

Цитаты

- Я не люблю впутывать государство в свои личные дела. Зачем? У государства и так забот хватает.

- С женщинами главное – не забывать, что на свете есть много других женщин…

- Огонь, а не сестричка. Дай-ка я помогу ей прибраться.

- Да, здорово ты его напаял. Просто красиво.

- Черт побери! Почему ты говоришь мне "вы"?
А почему вы говорите "ты"? Мне и моему другу. Это нас шокирует.

Следующая цитата

Владимир Бусыгин учился в иркутском медицинском институте и жил общежитии. Немного подгуляв в свой выходной, Бусыгин познакомился с Семеном и двумя девушки. Парни проводили девушек до дома (те жили в Ново-Мыльниково) и опоздали на электричку. Перед ними открылась мрачная перспектива ночевке на улицу (было холодно). И тут отчаявшиеся ухажеры увидели пожилого человека (Сарафанова), направляющегося в гости к молодой женщине, живущей неподалеку.

Мать Бусыгина бросил ее муж и Владимир вырос без отца. Увидев Сарафонова Андрея Григорьевича, ему в голову пришла идея зайти к нему в квартиру и выдать себя за его сына, родившегося "на стороне" (он хотел отомстить всем неверным отцам). Бусыгин и Семен зашли и познакомились с сыном Сарафанова Васенькой, а затем и с главой семейства.

Обман удался, но Бусыгин, познакомившись с Сарафановым поближе, узнал, что тот был "святым" человеком (к соседке он ходил ради сына). К тому же ему очень понравилась дочь Сарафанова. Совестливому Бусыгина было тяжело продолжать свой обман и он хотел убежать от своей "новой семьи" утром. Но, его "поймал" Сарафанов. Бусыгин, видя, что тому очень тяжело с ним расставаться, решил остаться у Сарафановых еще на сутки.

Семья Сарафановых в это время переживала кризис и приезд "старшего сына" поддержал Андрея Григорьевича. Всего за день он полюбил Бусыгина всей душей и уже не понимал, как жил без него раньше.

В это время, Бусыгина терзали внутренние сомнения. Он не знал, что делать. С одной стороны он понимал, что обманывать старика больше нельзя, но с другой - он боялся, то правда просто убьет его. Кроме того, он влюбился в свою "сестру" Нину и не желал быть ее "братом".

Когда к Нине пришел жених, в доме начался семейный скандал. Бусыгин подлил масла в огонь из ревности сделав из жениха Нины полного дурака (кем он и являлся).

В итоге, все кончилось благополучно. Когда выяснилось, что Бусыгин является самозванцем, Сарафанов простил его и попросил его приезжать к ним в гости и чувствовать себя его настоящим сыном. Нина, разочаровавшиеся в своем женихе была не против.

Цитаты Бусыгина

- Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову.

- А зачем мне задерживаться?
- Правильно, зачем ему задерживаться?

- Тонкая организация всегда выходит боком.

- Папа, о чём ты грустишь? Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Где ещё быть музыканту, если не на танцах и похоронах? По-моему, ты на правильном пути.

- У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.

Следующая цитата

Судьба главы семейства Сарафановых не сложилась: жена ушла, на работе не ладилось - пришлось оставить должность актёра-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не всё хорошо. Сын Сарафанова Васенька - десятиклассник - влюблён в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребёнку. Дочь Нина собирается замуж за военного лётчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет ехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к "старшему сыну". И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему ещё и нравится Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признаётся в том, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удаётся уговорить не бежать из дома. Частым гостем этой семьи становится "старший сын".

По мнению учащихся, название пьесы "Старший сын" наиболее удачное, так главный ее герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью.

Чувствуется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушёл из театра, признаёт "старшего сына", старается успокоить Васеньку, понять Нину. Ученики считают, что неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. В противовес соседу, отказавшему в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю с "побочным сыном". Но самое главное - Сарафанов дорожит своими детьми и любит их.

Сопоставляя старшего Сарафанова с Ниной и Васенькой, ребята заметили, что дети по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар, не мучаясь совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского - к такому выводу приходят ученики.

В Нине, умной, красивой девушке, ребята отметили практичность, расчётливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней главными, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет её жизненные ориентиры.
Сопоставление образов Бусыгина и Сильвы не представило особого труда. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно, во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в особых обстоятельствах, персонажи проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочна "Положительность" устремлений делает его сильным, благородным.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: он при живых родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывает Володе: "На, говорит (отец - В. Г.) , тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел". Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчёркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, "сирота" Сильва - весёлый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он "разоблачает" Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист.

Читайте также: