Владимир меньшов цитаты и афоризмы

Обновлено: 21.12.2024

Те, кто нес деньги Мавроди двадцать лет назад, — они просто доверчивые. А те, кто несут деньги таким же, как он, сейчас — подлые. Они думают: может быть, мы в самые первые ряды попадем, тогда успеем удвоить капитал, а там — пускай. (Владимир Меньшов) [05.07.2021 17:52:05] < 4 / 2 / 0 >

С годами мне стало совершенно ясно: вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии. Человек, последовательно занимающий антисоветские позиции, неизбежно понимает, что эти взгляды народом не разделяются, и тогда он вынужден констатировать — народ не тот. С этим народом вообще ничего невозможно создать, это ошибка природы. Далее — чистый расизм: выкорчевать нужно этот народ, и только тогда человечество сможет двигаться семимильными шагами к счастью. (Владимир Меньшов) [05.07.2021 17:51:58] < 9 / 2 / 0 >

Режиссёра очень трудно возвратить на землю, если картина не получилась. Сталкивались с тяжелобольными детьми в семьях? Попробуй сказать родителям, что их ребёнок — больной. (Владимир Меньшов) [РЕБЕНОК, ЕСЛИ] [17.09.2019 03:14:36] < 126 / 2 / 0 >

я молодым говорю много комплиментов. Вот сейчас, когда вы пришли, мы смотрели с женой фильм «Горько», новый. Так талантливо! Но кто он такой? Откуда он взялся, этот Крыжовников? (Владимир Меньшов) [ФИЛЬМ] [14.09.2018 10:34:11] < 209 / 2 / 0 >

Свой первый сценарий я написал к столетию со дня рождения Ленина — «Требуется доказать», по мотивам его книги «Детская болезнь левизны в коммунизме». Получилась довольно лихая вещица — триллер такой, в котором обсуждается вопрос, где кончается компромисс и начинается предательство. В книге ведь буквально об этом разговор. (Владимир Меньшов) [РАЗГОВОР, КНИГИ, КОМПРОМИСС] [14.09.2018 10:33:29] < 92 / 2 / 0 >

С годами мне стало совершенно ясно: вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии. Человек, последовательно занимающий антисоветские позиции, неизбежно понимает, что эти взгляды народом не разделяются, и тогда он вынужден констатировать — народ не тот. С этим народом вообще ничего невозможно создать, это ошибка природы. Далее — чистый расизм: выкорчевать нужно этот народ, и только тогда человечество сможет двигаться семимильными шагами к счастью. (Владимир Меньшов) [МУЖЧИНЫ, ЧЕЛОВЕК, НАРОД] [09.12.2016 01:00:03] < 260 / 0 / 1 >

Примечание: Владимир Меньшов

мне доводилось нечасто драться в жизни, буквально раз пять. Выяснить отношения это не помогало. (Владимир Меньшов) [ОТНОШЕНИЯ, РОДСТВО, ПЯТЬ] [26.11.2016 00:11:11] < 353 / 6 / 0 >

это так скучно: не снимать фильмы, а сидеть в президиумах и надувать щеки. (Владимир Меньшов) [26.11.2016 00:11:11] < 271 / 0 / 0 >

нет, я не пользуюсь компьютером. Это надо начинать, когда тебе пятнадцать лет, и тогда этот мир твой. А я и без этого доживу. (Владимир Меньшов) [Я, МИР] [26.11.2016 00:11:11] < 334 / 0 / 1 >

хороших ремейков я не видел. Думаю, рано или поздно доберутся и до «Москва слезам не верит», но я дистанцируюсь от этого. (Владимир Меньшов) [Я] [26.11.2016 00:11:11] < 268 / 0 / 0 >

я всегда живу с фильмом «восемь с половиной» — живу, вспоминаю. А еще есть советский фильм «Родная кровь», который я обожаю и рыдаю каждый раз в одном и том же месте. (Владимир Меньшов) [ФИЛЬМ, Я, ВСЕГДА] [26.11.2016 00:11:11] < 266 / 0 / 1 >

быть интересными друг для друга — самая важная составляющая брака. Если она пропадает, все разваливается. (Владимир Меньшов) [ЕСЛИ] [26.11.2016 00:11:11] < 224 / 6 / 0 >

режиссера очень трудно возвратить на землю, если картина не получилась. Попробуйте Михалкову сказать, что «Предстояние» не получилось, — он укажет на тысячи причин, по которым ему просто загубили картину, но он уверен, что снял превосходный фильм. Сталкивались с тяжелобольными детьми в семьях? Попробуй родителям сказать, что их ребенок — больной. (Владимир Меньшов) [ЕСЛИ, ФИЛЬМ, РЕБЕНОК] [26.11.2016 00:11:11] < 245 / 0 / 0 >

долгое время я был наивным провинциалом. Слишком много потратил душевных сил на восторги перед чужими талантами. (Владимир Меньшов) [ВРЕМЯ, СЛИШКОМ, Я] [26.11.2016 00:11:11] < 307 / 0 / 0 >

«Москва слезам не верит» запустила меня ракетой. Но меня оберегло от головокружения то, что я вступил в пору известности уже взрослым человеком. Молодая слава очень опасна: она вскруживает голову и всю дальнейшую жизнь скособочивает. (Владимир Меньшов) [ЖИЗНЬ, МОЛВА, СЛАВА] [26.11.2016 00:11:11] < 230 / 0 / 0 >

Я, вообще, ленивый человек. Если меня не подгонять какими-то обстоятельствами, то я просто лежу и читаю. А подгоняют меня обстоятельства такого рода — заработки. (Владимир Меньшов) [ЕСЛИ, ЧЕЛОВЕК, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА] [26.11.2016 00:11:11] < 318 / 0 / 0 >

Силы, которые движут историей, гораздо более высокие, чем те, о которых мы предполагаем мозгами. История не делается за четыре года, пока ты избран на срок. (Владимир Меньшов) [ИСТОРИЯ, СРОК] [26.11.2016 00:11:11] < 265 / 0 / 0 >

Следующая цитата

Автор по-настоящему народных фильмов — «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-Мырли» — родился в Баку в семье военного, рос в Астрахани и Архангельске. Должен был пойти по стопам отца, но в армию не попал, зато отправился «узнавать жизнь» к токарю в ученики, в воркутинскую шахту — за углем, на водолазный катер — матросом. С трудом, не с первого раза, благодаря «Мухе-цокотухе» пробился на актерский факультет в Школу-студию МХАТ, но понял, что стезя немного не та. И после окончания отправился в аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе, в мастерскую Михаила Ромма.

Первый фильм «Розыгрыш» он снял в 1976 году, открыв зрителю Дмитрия Харатьяна и Наталью Вавилову. Картину отметили Госпремией РСФСР.

Ставший легендарным фильм «Москва слезам не верит» режиссер снял уже будучи женатым на однокурснице Вере Алентовой, которая стала постоянной соратницей художника. Советскую мелодраму признали во всем мире, Американская киноакадемия присудила ей «Оскар» в 1981 году, о чем Меньшов узнал из новостей по телевизору 1 апреля. Получил он статуэтку только в 1989 году.

Режиссер ушел из жизни 5 июля 2021 года в возрасте 81 года. Об этом сообщила студия «Мосфильм», выразив соболезнования. Дочь Владимира Меньшова, Юлия, опубликовала в Instagram финальный кадр из фильма «Любовь и голуби», на котором герой Александра Михайлова окидывает зрителей последним взглядом и произносит вполголоса: «Всё».

Об успехе

«Я счастлив, что мои фильмы по-прежнему любят».

«Мне странно обсуждать собственный успех. Зачем? Прекрасно, что коллеги так говорят. Знаю, что когда показывают этот фильм ["Москва слезам не верит"] по телевидению, люди по всей стране, которые сто раз уже его смотрели, буквально прилипают к экранам. Что тут сказать? Такое отношение — подарок для меня».

«Я во всем и всегда полагаюсь на судьбу. Она все сама за меня выбирает».

«Если личность с принципами, то принципы потом прорастут в кино».

О народном фильме

«Меня невзлюбили мои коллеги, когда вышла картина "Москва слезам не верит", и когда на нее начались очереди в кинотеатры. Это вызвало очень понятную, но, честно говоря, чрезмерную с моей точки зрения ненависть. Однажды было собрание, и из зала поступил вопрос: "Что же нам делать с этим фильмом, надо же принимать меры, это же позор «Мосфильма»". Реакция была абсолютно в духе собраний 1937 года».

«Для западных зрителей фильм стал ключом к пониманию советской действительности. Говорят, что Рональд Рейган восемь раз пересматривал фильм, чтобы подготовиться к предстоящей встрече с Горбачевым».

«Сборы у нас были около 50 млн руб., а затраты на фильм — 500 тыс. руб. Один к ста получилось. Советский зритель был разный. Не зря зритель ходил в кинотеатры по нескольку раз, чтобы увидеть фильм: выходил из зала, брал билет и возвращался, чтобы повторить».

«Картину послали на "Оскар", потому что она очень понравилась Леониду Брежневу, и вообще руководству страны. Рискнули послать, но ждали, что провалимся. Тот год как раз был очень урожайным: были представлены картины Трюффо, Куросавы. Было очевидно, кто в этой компании аутсайдер».

«1 апреля утром мне позвонили и поздравили с "Оскаром". Я эту шутку оценил по достоинству. Все звонившие потом тоже как-то мялись, думали, что их разыграли».

Атташе по культуре советского посольства получает статуэтку «Оскар», присужденную фильму «Москва слезам не верит», 31 марта 1981 года на 53-й церемонии Американской киноакадемии в Лос-Анджелесе © ABC Photo Archives / Getty Images

О прошлом и о политике

«Я пересматриваю свои оценки советской жизни и вижу, что разделение на "они и мы" — злые и подлые начальники и хороший народ, которому не давали жить, — ошибочное».

«"Мой отец работает в НКВД" — фраза производила впечатление. Шарахались все от меня».

«Когда не стало Сталина, мне было 14 лет. Это было горе всей страны. У нас был друг семьи, работал проводником на поезде Астрахань — Москва, я попросился к нему на поезд, чтобы попасть на похороны, увидеть Сталина в гробу. К счастью, он не согласился».

«Со Сталиным я бы хотел поговорить. Но не знаю, способен ли он рассказать свою жизнь с той же откровенностью, с которой я разговариваю. Если бы он выложил мне всю правду, мне было бы очень любопытно. Так что если есть встречи на том свете, то я несколько вечеров буду ему вопросы задавать».

«Ельцин меня никогда не очаровывал. Горбачев очаровывал».

«Когда Солженицына спросили, почему он сделал главным героем повести "Один день Ивана Денисовича" человека из самых низов, ведь главный удар сталинских репрессий пришелся по интеллигенции, Александр Исаевич ответил: "Во-первых, это неправда, что он пришелся только по ней — в лагере я видел множество и простых людей тоже, а во-вторых, интеллигенция как-нибудь сама о себе напишет, а о малограмотном Иване Денисовиче могут и забыть". Этот его ответ в то время я очень уважал».

«Люди, которые должны делать нашу жизнь лучше и проще — то есть чиновники и депутаты, эти люди — всего лишь функции, которыми их наделило государство, состоящее из народа. А они считают это привилегией».

О судьбе

«Когда читаешь биографии великих людей, видишь, что они тоже не подозревали, что будет. Да и я не был стопроцентно упертый — не знал, что я великий артист. После первого тура во ВГИКе меня поселили в общежитие. Там рядом жили режиссеры, сценаристы, актеры, киноведы, операторы. Особый мир. Неделя жизни в общежитии меня убедила. Я понял, что другой жизни не хочу».

«Когда мы снимали кино, мы знали, что его ждут. Появление каждого нового фильма — это было событие, все бежали посмотреть, не пропустить. Уходили очарованные или разочарованные. Молодежь ждала эти фильмы, они воспитывали нас не в меньшей степени, чем книги. Тогда все обстоятельства были, чтобы создавать народное кино. И тогда она получалось. Потом все стало хуже».

© Любимов Андрей / Агентство «Москва»

О кинематографе

«Какую-то роль кинематограф продолжает играть в нашей жизни, но это не те "взрывы", когда мы ждали понедельника, когда откроется кинотеатр и будут показывать новый фильм. Потом четверга. Мы ничего не пропускали».

«В восьмидесятые, когда вышла "Москва слезам не верит", прокатчики подумали, что схватили бога за горло. Вышли еще "Экипаж" Александра Митты и "Лидер" Бориса Дурова. Посещения — за 50 млн зрителей. Все решили, что это новый расцвет. А на самом деле это была агония».

«"Зависть богов" попала в неудачное время, но все равно я считаю, что это лучшая моя картина».

О своей личности

«Должен сказать с великим изумлением, но я потерял интерес и к театру, и кино. В театре я вижу только бесконечное самолюбование режиссеров, которое не дает мне возможности наслаждаться искусством».

«От Шахназарова я многому научился. Он людям слабости прощает, а для меня это стало открытием в последние десятилетия. Я остался категоричен все равно. И это во мне неправильно».

«Я ведь натура, по большому счету, уже уходящая. Каждый свой фильм я воспринимал как серьезный поступок. А потому к выбору проекта всегда подходил ответственно. Наверное, я какой-то нетипичный режиссер».

«Истинный режиссер, который попробовал эту профессию, уже не вернется в другие. Он как тигр, наевшийся человеческой плоти».

«У меня есть все основания считать, что жизнь прожита с пользой».

Следующая цитата

Историю партии я учил, как все. Но я учил ее как: в истории партии можно найти историю мира. Так и в истории, скажем, Московского художественного театра вы можете модель мира разглядеть. Вся жизнь развивается по одним сценариям. (Владимир Меньшов) [ЖИЗНЬ, ПАРТИИ, ИСТОРИИ] [26.11.2016 00:11:11] < 257 / 0 / 0 >

Те, кто нес деньги Мавроди 20 лет назад, — они просто доверчивые. А те, кто несут деньги таким же, как он, сейчас — подлые. Они думают: может быть, мы в самые первые ряды попадем, тогда успеем удвоить капитал, а там — пускай. (Владимир Меньшов) [КАПИТАЛ, ПЕРВЫЕ, ДЕНЬГИ] [26.11.2016 00:11:11] < 241 / 0 / 0 >

Первая советская нефть пошла за границу в конце 1960-х или начале 1970-х. И мы вдруг выяснили, что фантастически богаты. Но жили же мы без этих нефти и газа, и стали при этом мощнейшей мировой державой. (Владимир Меньшов) [НЕФТЬ] [26.11.2016 00:11:11] < 190 / 0 / 0 >

За 10 лет афганской войны мы потеряли меньше людей, чем у нас гибнет за год в автомобильных катастрофах сегодня. (Владимир Меньшов) [СЕГОДНЯ, У нас] [26.11.2016 00:11:11] < 301 / 0 / 0 >

Стада разные есть, но все равно стада. Там пасутся на лугах очень тучные коровки, которые разделяют позицию партии. А рядом — тоже стадо: несогласные, которые говорят, что это все говно, все не так, не туда идем и не то делаем. Я остановился где-то посередине между этими двумя стадами, но это очень непросто. (Владимир Меньшов) [ПАРТИИ, ГРУЗ, Я] [26.11.2016 00:11:11] < 295 / 0 / 1 >

Еда раньше была вкуснее, это точно. У меня очень чуткий организм, и я вынужден питаться с базара. Езжу по выходным. (Владимир Меньшов) [ОРГАНИЗМ, Я] [26.11.2016 00:11:11] < 259 / 0 / 0 >

Американцы могут походя бросить оскорбительные фразы, которые они не пропускают в свой адрес, а в наш адрес такого немало. За последнее двадцатилетие мы насмотрелись и наслушались этих реплик. И в фильмах в том числе. (Владимир Меньшов) [ФРАЗА] [05.11.2016 02:01:11] < 237 / 0 / 0 >

У меня нет претензий к нашей стороне. Мы не даем даже повода. Если только не брать последний год, когда уже появились "ДНР" и "ЛНР", а так каждый раз нас шпыняют. Что мы сделали не так, чтоб быть перед ними виноватыми? (Владимир Меньшов) [ЕСЛИ, БРАТЬ] [05.11.2016 02:01:11] < 173 / 0 / 0 >

Я горжусь своим народом, который при том, что в него бесконечно втыкаются стрелы, не проникся ненавистью. Мы легко пережили грузин и нигде не громили грузинские рестораны. (. ) Потому что там это происходит. Там просто выживают русских со своей территории, все перешли на грузинский язык и перестали понимать по-русски. (Владимир Меньшов) [ЯЗЫК, ЛЕГКО] [05.11.2016 02:01:11] < 231 / 0 / 0 >

…С годами мне стало совершенно ясно: вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии. Человек, последовательно занимающий антисоветские позиции, неизбежно понимает, что эти взгляды народом не разделяются, и тогда он вынужден констатировать — народ не тот. С этим народом вообще ничего невозможно создать, это ошибка природы. Далее — чистый расизм: выкорчевать нужно этот народ, и только тогда человечество сможет двигаться семимильными шагами к счастью… (Владимир Меньшов) [МУЖЧИНЫ, ПУТЬ, НИЧЕГО] [05.11.2016 02:01:11] < 247 / 0 / 0 >

Режиссёра очень трудно возвратить на землю, если картина не получилась. Попробуйте Михалкову сказать, что «Предстояние» не получилось, — он укажет на тысячи причин, по которым ему просто загубили картину, но он уверен, что снял превосходный фильм. Сталкивались с тяжелобольными детьми в семьях? Попробуй родителям сказать, что их ребёнок — больной. (Владимир Меньшов) [ЕСЛИ, ФИЛЬМ] [05.11.2016 02:01:11] < 207 / 0 / 1 >

Следующая цитата

Владимир Меньшов умер на 82-м году жизни от последствий коронавируса. Прощание с режиссером состоится 8 июля в Доме кино, похоронят Меньшова на Новодевичьем кладбище. Коллеги вспоминают создателя легендарных кинолент.

Актер Александр Михайлов, исполнивший главную роль в фильме Владимира Меньшова «Любовь и голуби»: «Удар, сильный удар. Я потерял просто друга и коллегу своего. Вообще сейчас огромная потеря, ушел из жизни уникальный художник, талантливый».

Режиссер Николай Лебедев, в картине которого «Легенда № 17» Меньшов сыграл одну из самых запоминающихся своих ролей — Балашова, работника ЦК, курирующего хоккей, отметил, что уход режиссера — огромное горе для всех.

Лебедев говорит о Меньшове как о человеке искреннем, честном, сетует, что вспоминаем о людях такого масштаба, только когда они уходят. «Меньшова обожала большая аудитория, мне кажется, что он переживал, что недооценивают его место в кино. А оно действительно огромно. И вопрос тут не в «Оскаре», а в том, что каждая его картина — очень искреннее высказывание, сделанное с любовью и со страстью, с огромным талантом. И мы не так давно говорили о его картинах, я перечел его сценарии, а потом посмотрел фильмы. Я его знал, любил, как и все мы. Но тут я вновь открыл для себя столько неожиданного, столько уникальных, талантливых деталей, которые исходили от Меньшова. И я ему позвонил, чтобы выразить свой восторг. И я чувствовал, как ему важно это слышать».

Читайте на РБК Pro

Актеру Валерию Гаркалину удалось поработать и с Меньшовым-режиссером (в фильме «Ширли-мырли» он исполнил сразу несколько ролей), и с Меньшовым-артистом (спектакль «Двор» студии SounDrama). «Я очень скорблю об этой вести трагической, по-настоящему трагической для меня и для всех. Сколько он сделал счастливых минут для нас, для артистов. Просто сейчас нет слов, поверить в это невозможно», — сказал артист.

Режиссер, генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров вспоминает о Владимире Меньшове как о близком друге и художнике, чьи фильмы «формировали мировоззрение» всех русскоговорящих зрителей. «Это потеря совершенно огромная, эпохальная. Человек был неординарный и необыкновенный во всех отношениях. Талантливейший, великий режиссер, великий актер. Яркий очень человек, темпераментный, невероятный во всех отношениях. Рассказать о нем в трех словах не получится. Соболезнования выражаю семье, Вере Алентовой, великой русской актрисе, Юле Меньшовой замечательной и всем зрителям, всем, кто любит, а их десятки, миллионы».

Сергей Безруков назвал Владимира Меньшова «потрясающе точным артистом», который был очень требователен и к себе, и к окружающим. Также он отметил, что сложно переоценить значение его как режиссера, назвав его картины «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Розыгрыш» «культовыми».

Video

Режиссер Валерий Тодоровский сообщил РБК, что познакомился с Меньшовым, еще когда был ребенком, и помнит коллегу «веселым, молодым, смешным». «Потрясающий артист и режиссер. Его место никем будет не занято», — уверен Тодоровский.

Режиссер Владимир Хотиненко выразил соболезнования родным и близким и отметил: «Говоришь: Владимир Меньшов — и сразу же возникает образ, такой цельный. Цельная такая фигура и в творчестве, и суждениях. Светлая ему память, останутся фильмы. В его фильмах он сам».

Коллеги Владимира Меньшова по съемочной площадке размещают в соцсетях фотографии режиссера и вспоминают о работе с ним.

Актер Гоша Куценко: «Ушел Владимир Валентинович Меньшов… Великолепный Человек. Неповторимый Мастер. Благодарю Судьбу за знакомство и совместное творчество. На всю Жизнь буду хранить в сердце Вас — Владимир Валентинович… Светлая Память…»

Читайте также: