Владимир машков цитаты из интервью

Обновлено: 19.09.2024

«Движением вверх» следовало бы назвать не только один из самых успешных фильмов Владимира Машкова, но и всю его карьеру: он прошел путь от криминальных персонажей до банкира в картине «миллиард» (в прокате с 18 апреля), от декоратора во МХАТе до худрука Московского театра Олега Табакова («Табакерки»). GQ встретился с одним из самых харизматичных российских актеров.

«Решили меня в гламур окунуть? – Владимир Машков пару минут придирчиво изучает план съемки и уже более спокойно разрешает: – Ладно, давайте, делайте свои картинки». Артист педантично выполняет все команды прошедшего тест на прочность фотографа: переодевается, замахивается в камеру клюшкой для гольфа. На сегвее с книжкой в руках он разъезжает уже с явным удовольствием. Потом взгромождается на стул напротив меня и с готовностью отвечает на вопросы. «Персонажи у меня всегда были сомнительные – в девяностые первыми фильмами, благодаря которым меня узнали, были «Лимита» и «Подмосковные вечера». Потом был Толян из «Вора» – человек, живущий в системе «понятий» о мире». Машков поворачивает голову и смотрит в окно гигантского пустого пентхауса на Мосфильмовской, из которого виднеется одна из главных российских киностудий. Он будто обращается к ней: «Знаете, в 1997-м, когда мы снимали «Вора», на «Мосфильме» везде бегали крысы, все было в запустении. Я рад, что застал несколько эпох, прошел с ними рука об руку». ­Киностудия обиженно молчит.

Замшевая куртка, Loro Piana; водолазка из шерсти, Cruciani; хлопковые брюки, Dolce & Gabbana; сумка из кожи, Louis Vuitton; чемодан из поликарбоната с деталями из кожи, Montblanc.

Повод для нашей встречи – криминальная комедия Романа Прыгунова «Миллиард». Для нее Машков превратился во влиятельного банкира Матвея Левина (библейские аллюзии оставим киноведам), который вынужден ограбить собственный банк при поддержке подросших внебрачных детей. «Я рос в семье актера театра кукол, так что о накоплениях, дачах и автомобилях речи не шло, – обрывает артист мои попытки поговорить об отношениях с капиталом. – Если деньги были – они тратились. Накопления даже вызывали некоторую неловкость. Зависимости от денег у меня нет. Конечно, они нужны, но это не самоцель». В образе миллиардера Левина Машкова, как ни странно, привлек антропологический аспект: «В нас заложен инстинкт альтруизма – это биология. Мне было интересно, как человек начинает – хотя бы временно – испытывать потребность помочь другому».

Моя первая встреча с народным артистом произошла около пяти лет назад на крыльце здания на юге Москвы, где Павел Лунгин снимал свой ремейк «Родины». Ожидая интервью с режиссером на крыльце под августовским солнцем, я услышал за спиной бодрую, сдобренную хохотом и матерком речь – поджарый Машков с сигаретой в зубах рассказывал коллегам между дублями что-то очень веселое. Вторая встреча состоялась полтора года назад в Хиве, где проходили съемки сериала Карена Оганесяна «Медное солнце». Здесь в Машкове уже было куда меньше опасной удали: усы-щетка, аккуратно зачесанные волосы, мундир, подобающий его герою – руководителю военного оркестра по фамилии Карякин. Там же я впервые услышал ключевое в машковской системе координат словечко «подселенец» – так он называет очередную роль, каждый новый свой образ.

Шерстяной смокинг с атласными деталями, рубашка из денима, все Pal Zileri; кожаные ботинки, Lloyd.

«Я был в разных странах, работал с разными режиссерами. Голливуд подарил мне пословицу: «Ты хорош ровно настолько, насколько хороша твоя последняя роль». В этом творческом кредо сосредоточен машковский принцип растворения в роли. Очевидно, именно поэтому сейчас он меньше всего напоминает лощеного банкира Левина: впалые щеки, длинные волосы, густая борода, которая словно подчеркивает красоту зрелого возраста, не столь частую для русского мужчины. «Мой внешний вид всегда зависит от того, кого я играю в данный момент. И в перерывах между ролями я обрастаю – волосы и бороду можно сбрить в любой момент, а они могут пригодиться. Никогда не клею бороду – мешает. А сейчас вы меня видите в образе Абрама Ильича Шварца».

Шварц – герой «Матросской тишины» по пьесе Александра Галича, первой постановки, которую актер осуществил на посту худрука «Табакерки». В этот театр Машков вернулся после двадцатилетнего «творческого отпуска». Именно в «Матросской тишине» молодой артист Машков сыграл свою первую главную роль – того же Абрама Шварца. Кинорежиссерский дебют Владимира Львовича – фильм «Папа» – сделан на том же материале и посвящен не только родному отцу, но и Олегу Табакову. «Я сейчас достиг возраста Абрама Ильича и знаю о нем все. Спектакль тоже поменялся – теперь он не о смерти, а о вечной жизни».

Разговоры о театре не на шутку увлекают моего визави; похоже, для него обязанности худрука сегодня самое важное. И неудивительно.

Спустя несколько дней после нашей встречи артист наведет шороху, заявив в телеэфире, что завязывает с кино.

Говорит он об этом и мне – не зарекаясь, разумеется, от возвращения (не волнуйтесь). Руководство театром для Машкова действительно важно: тут не только преемственность по отношению к великому педагогу, но и надежный способ одним махом перечеркнуть сразу всех своих «сомнительных персонажей» из прошлого.

Кашемировое пальто, джемпер из шерсти, все Isaia; джинсы, Billionaire; кеды из кожи с замшевыми деталями, Brunello Cucinelli.

Свое нынешнее положение Машков рисует с поистине античным размахом, апеллируя при этом к предшественнику: «Поверьте, Табаков действовал до последнего. Я думал, что он вечен. Палыч попадал в сложные ситуации, в двадцать с небольшим у него был инфаркт, но он выкарабкался. Он гладиатор, который продолжал бой, если ранение не смертельно». Сам Машков прямо говорит, что продолжает гладиаторские традиции и насаждает их в прикрепленной к театру актерской школе. Летом новый худрук стал героем интернета после интервью каналу «Культура», где с внезапным, оглушительным энтузиазмом пообещал учить студентов анатомии, воинским ритуалам и даже НЛП. По его замыслу, при помощи этих дисциплин начинающие артисты подчинят себе тело и научатся находить «кнопки» своего актерского аппарата. Пример виртуозного владения собственным аппаратом Машков подает и сам, отмечая, что не растерялся, когда на съемке ему выдали леворукую клюшку: «Я могу и так!»

Замшевая куртка, Loro Piana; свитер из шерсти, Cruciani.

Кожаная куртка, водолазка из шерсти, хлопковые брюки, все Corneliani.

Никакого радикального ноу-хау в своей методике сам Машков не видит, считая ее естественным продолжением системы Станиславского. «Физическое и духовное в нашей профессии очень близко. Если твое тело тебе не подчиняется, то ты не сможешь находиться несколько часов в нужном состоянии». Становится понятно, что своими мягкими, но точными жестами, уверенным и ровным звучанием голоса актер подчиняет не только свое, но и тело собеседника. Мне остается только слушать и покорно кивать, наблюдая, как этот гладиатор проводит напоследок свой коронный прием, прибегая к обезоруживающей откровенности: «Знаете, я много раз думал, что после определенных событий мне уже ничего не страшно. Но каждый следующий день несет новый вызов».

Вероятно, вам также будет интересно:

Владимир Машков: «Персонажи у меня всегда были сомнительные»

Владимир Машков воспитывает профессиональных наемных убийц

3. О свободе

Страх – это топливо для нашего существования. Все наше существование соткано из страхов: мы рождаемся с ними, преодолеваем их или пасуем перед ними. В любом случае мы каждый раз получаем опыт и совершаем выбор. У человека всегда есть свобода выбора.

13. О журналистах

В каждой профессии есть свои эмоции и чувства. Но есть и побочка. Например, у журналистов – какая? Самые успешные из них – толстокожи. Они обязаны контролировать свои глубокие чувства и переживания.

5. Об актерах

Актер – всегда актер. Это не значит, что он играет в жизни, но он не перестает быть наблюдателем. Актер пытается достичь высокого уровня эмоционального интеллекта, чтобы уметь распознать эмоции и настроение человека.

Следующая цитата

Народный артист, художественный руководитель Театра Олега Табакова – о счастье, страхе, журналистах и спектакле «Страсти по Бумбарашу», который в июне спустя десять лет вновь увидят зрители.

10. Об аплодисментах

Многое выражают аплодисменты. Они – как закрылки. Вот разгоняется самолет, и, чтобы он взлетел, нужны они, закрылки. Зрители, их аплодисменты и реакции – есть то, что поднимает артиста и помогает ему существовать на сцене еще подробней, еще интенсивней.

Следующая цитата

А именно – о возрасте, об учителях и гениальных режиссерах и о том, что значит быть сыном своих родителей.

2 290

Худрук МХТ имени Чехова Владимир Машков украсил обложку первого номера «Кинорепортера», созданного на базе популярного журнала The Hollywood Reporter (ориганальная версия прекратила выход в России осенью 2018 года – прим. ред.). Пока мы ностальгируем по харизматичному тренеру Гаранжину и планируем посещение театра под руководством ученика мэтра Табакова («А вы в театре-то у нас уже бывали? Обязательно приходите! Не пожалеете»), с разрешения коллег публикуем несколько цитат актера о себе великом и великолепном. Полный текст – в номере «Кинорепортера» за декабрь-январь 2018/2019, а пока Владимир Машков говорит…

12. О времени

У меня есть часики, которые отсчитывают время моего контракта в театре. Сейчас прошло уже 1092 дня, осталось 442. Что потом? Это же не частная лавочка, правильно? Может быть, продлят контракт, а может, найдут еще какого-то человека. Я об этом не думаю, потому что живу настоящим. Эти 442 дня надо еще прожить. Надо двигаться спокойненько дальше, а там видно будет.

О себе

Аура, что я какой-то злой и суровый, меня преследовала всегда. Буйный я был в молодости. Так складывались обстоятельства: искал себя, хотел взять мир за грудки. Был достаточно эмоциональным парнем и на многие вещи реагировал очень остро. Драка всегда казалась естественным решением в любом мужском конфликте. Ну вот Олегу Палычу (Табакову – прим. ред.) пришлось постепенно учить меня быть поспокойнее, за что я ему очень благодарен. Сейчас всегда контролирую себя и думаю, стал от этого только счастливее.

8. Об увлечении

Я с раннего детства занимался биологией, зоологией, меня это всегда очень увлекало. Будучи пионером, принимал активное участие в кружке юннатов. И наверное, отсюда во мне такая любознательность ко всему живому. На примере животных я стал впервые изучать некие примитивные, но тем не менее очень эмоциональные взаимоотношения.

4. О тоске

Нет, Чехов писал не про скуку. Здесь подойдет слово, которому нет эквивалента в английском языке – это тоска. А она имеет разные основания. Бывает тоска по кому-то, почти светлая. Она бывает тяжелая – о несбывшемся. А бывает почти вселенская.

11. О выборе выражений

На съемках картины Алексея Учителя «Край», где я играл железнодорожника, со мной случилась история. Я с огромным увлечением окунулся в изучение характера своего персонажа – контуженного героя, прошедшего войну, презирающего смерть, потерявшего все. Одну из сцен мы снимали глубоко в октябре, на реке Вуоксе под Питером. Мне предстояло ее переплыть. А вода градусов 11. На мне гимнастерка, рубашка и сапоги. Ну и мне ребята-каскадеры говорят: «Ты отплыви метров на десять, а дальше начинай уже к берегу возвращаться, потому что иначе тебя левее унесет – а там камень «Жандарм». Уйдешь к нему, мы тебя не вытащим». И я поплыл. Гребу, ничего не слышу из-за воды, думаю: хватит уже или нет? Поворачиваюсь: они уже очень далеко, машут. Понимаю, что не смогу вернуться, не хватит сил. Что надо орать «Помогите!», но не могу. Потому что я герой. И вдруг природа подкинула вариант, и я крикнул: «Мне [конец]!» Прозвучало достаточно героически. Кинули веревку, и меня вытащили.

О страхе

Меня вообще трудно напугать. От страхов я избавился еще в юности. В театральной среде мне комфортно — все люди адекватные, профессиональные, со многими работал, с некоторыми дружил. Даже не ожидал, что в театре мне будет так же хорошо, как и в кино. У меня огромные планы, наступают интересные времена.

15. О вдохновении

Как приводить себя в максимально творческое состояние? Прежде всего, не надо из него выходить.

6. О буйном нраве

Если говорить о юности, я был максималистом в некоторых проявлениях. Но не буйным. Просто, если возникало какое-то непонимание, я всегда отстаивал свою позицию. Ну да, и драки были обязательно. Это естественное проявление для молодых людей, когда они не сумели аргументировать свою мысль словами. Все это, конечно, давно в прошлом, но у меня и актеров театра каждый день состоит из очень сильных эмоциональных всплесков. Весь спектакль – это крайне напряженный процесс, попытка сфокусировать внимание сотен людей. И если кто-то что-то прохлопал, может случиться всплеск. Но его основа всегда – любовь к общему делу.

7. О Табакове

В моей жизни Олег Павлович Табаков является одним из центров мотивации. Я знаю, сколько он вложил сил, здоровья, денег своих для того, чтобы появился его театр, его школа. На книжке «Моя настоящая жизнь», которую я просил его подписать, он сделал для меня такое посвящение: «Вова! Я люблю тебя и хочу, чтобы ты реализовывался полно и интенсивно. И тебе, и людям будет хорошо». Я с этой фразой теперь живу, она у меня везде, даже на зеркале.

О движении вверх

Мы, как отражение нашего учителя, зеркало, как отражение лучших качеств своих, — должны двигаться дальше. Цель у нас одна — успех. Как бы просто это ни звучало. Это и есть сверхзадача.

1. О счастье

Да, я чувствую себя счастливым человеком, потому что живу именно в этом моменте, знаю, что делаю, меня понимают люди вокруг. Но в счастье обязательно должна быть тревога. Умберто Эко где-то писал, что счастье – это чувство удовлетворенности, которое длится хотя бы 15 минут. Возникающая затем тревожность – это и есть предчувствие чего-то нового.

9. О званиях

Одним из первых народных артистов стал в 1936 году – за два года до смерти! – Константин Сергеевич Станиславский. А самым первым был Федор Шаляпин. Можно ли себя с ними сравнивать? Нет, но эти люди из тех, кто заставляет понимать, когда ты получаешь это звание, насколько оно высоко и как ему нужно соответствовать. Не в славе, а в правильности актерского существования, в преданности этому делу.

14. О «Страстях по Бумбарашу»

Ужас в том, что Гражданская война, во время которой происходит действие «Бумбараша», не прекращается в нашей стране уже сто лет. Самая страшная русская забава – брат на брата. И белые, и красные, и бандиты – это не только наши прадеды и деды. Это все мы. Это вечная война с собой. Сегодня достаточно огонька от небольшой спички, чтобы разобщенность позволила человеку взять оружие.

Следующая цитата

Владимир Машков.

«Крайние проявления эмоций, которые человек испытывает перед лицом своей и чужой смерти, дают актерам богатейшие возможности для перевоплощения».

Новый сезон театры начинают премьерами. В Театре Олега Табакова одна из самых ожидаемых — «И никого не стало» по пьесе Агаты Кристи в постановке Владимира Машкова. Накануне премьеры Владимир Машков ответил на вопросы журналистов.

Юлия Шигарева, «АиФ»: Владимир Львович, почему такой неожиданный выбор? Ведь детектив на сцене — большая редкость.

Владимир Машков: У меня есть некий портфель с задумками, которые хотелось когда-нибудь реализовать. С этим портфелем я пришёл в Театр Олега Табакова. И вот пришло время этой пьесы. Вы правы, детектив — жанр, практически неведомый сцене. Но войти в это пространство правдоподобия чувств и искренности страстей, таких острых, таких разных, мне казалось очень интересным. Крайние проявления эмоций, которые герои испытывают перед лицом своей и чужой смерти, дают богатейшие возможности для перевоплощения.

Кадр из фильма «Десять негритят».

Статья по теме

Пьесу «И никого не стало» Агата Кристи написала в 1943 г. по мотивам своего романа «Десять негритят». Но негритят она заменила индейцами (видимо, индейцы не обижались), несколько по-другому завернула интригу и изменила финал. Агата Кристи отправила своих героев на остров Индейца, который миллиардер создал для своей любимой, чтобы таким образом приобщить её к некой первородности — первородности любви, желаний, страстей. И при этом отрезал её от мира, с островом нет никакой связи. Я попросил скульптора Александра Рукавишникова (для него это первая работа в театре) населить это пространство острова — и спектакля — тотемными животными. Их у нас десять. И каждый из них олицетворяет одного из героев. Потому что мне очень важен был этот переход из человеческого в животное и из животного в человеческое.

Мы использовали на наших репетициях такое понятие — «мурмурация». Это явление встречается в поведении у птиц, у саранчи, у рыб. Они существуют стаей и иногда образуют динамические объёмные фигуры переменной плотности. Каждой особи в такой динамической структуре свойственно стремление занять позицию, в которой она получает полный объем сведений о всей стае. Потому что из стаи хищнику труднее вырвать жертву. И мне была интересна попытка человека встроиться в эту стаю, стать этой массой, принять что-то или отвергнуть, свернуть влево или вправо моментально. Не рассуждая. Лишь подчиняясь «эффекту мурмурации». И это одна из страшных болезней современного общества — отсутствие осознанности в принятии решений. Как найти баланс между необходимостью принять или отвергнуть, есть ли вообще такая необходимость? И в чем тогда справедливость? Да и есть ли она на земле? Виноваты ли мы в том, что происходит? Насколько мы сами жестоки? Насколько быстрого мы желаем возмездия?

Художественный руководитель московского театра-студии «Табакерка» Владимир Машков.

Тренер, вор, «папа» и Гоцман. Яркие образы Владимира Машкова Подробнее

— Тяжело ли было побороть искушение и не оставить какую-нибудь роль для себя?

— Я прежде всего актёр и, подбирая пьесу, очень внимательно подхожу к материалу. Прислушиваюсь: а сам хотел бы сыграть? Мне бы было интересно попробовать? Если да, то тогда я готов объяснить, попытаться увлечь актёров. А оставить роль для себя. В эту сторону даже не думал! Для себя я оставил возможность стоять вон в том углу за кулисами и волноваться за те жизни, что актёры проживают на сцене. И радоваться, когда они в этом успешны.


Статья по теме

— В финале «Матросской тишины», в которой вы играете главную роль, рыдают даже здоровые мужики. И не стесняются своих слёз. Объясните, что театр делает с человеком?

— Товстоногов правильно сказал. Театр, говорил он, в лучших своих минутах пробуждает совесть. Совесть. Это очень открытое чувство. Оно бесстрашное. Мне кажется, и героические поступки совершаются через это понимание: что тебе совестно за что-то. Ты лежишь в окопе, тебе нужно закрыть амбразуру. А так не хочется идти на смерть. И тебе становится совестно, что ты трус. А страх — это самое страшное, что может приключиться с человеком.

Вероятно, вам также будет интересно:

15 лучших ролей Владимира Машкова

Владимир Машков исполнит главную роль в новом фильме Романа Прыгунова

4 артиста, которые совершают человечные поступки

Фото: Ваня Березкин; стиль: Татьяна Лисовская

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

2. О сверхзадаче

Сверхзадача всего, что я делаю, – это исследование моего личного существования через творчество. На спектакль пришли зрители, и я должен, я хочу пробиться к их чувствам. А это я смогу сделать, лишь пробившись к своим.

Читайте также: