Витторино да фельтре цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Витторино да Фельтре - итальянский педагог гуманист
нового типа. Математик, профессор философии открыл при
дворе Гонзага, состоятельного дворянина, школу в Мантуе
(1423г). Там учились и дети богатых, и дети бедных.
Девочки и мальчики вместе.
Школа помещалась в красивом доме с арками, при ней -
просторный двор, выход к морю.
Основная задача обучения и воспитания - развитие интеллекта.
В программу входили в большинстве гуманитарные науки, но
изучали и астрономию, и математику, и естественные науки.
Воспитывали дух рыцарства, аскетизм был в чести: считалось,
что он помогает укреплять добродетель.

Гуманистическая педагогика развивалась и в других странах
Западной Европы, пока идеология гуманизма была основной
в эпоху Возрождения.
Когда период первоначального накопления капитала был закончен,
буржуазия в гуманистах увидела не сподвижников, а врагов:
ей не нужны были поборники античных идей, воспевающие личность
человека, которого считали "венцом вселенной"!
Необходимо было наращивать капитал и стремиться к власти!
Говоря словами Данте, "Волчица грызла кость, вслед за едой
ещё сильней алкая!".

Где море бирюзой зелёною
Волну катило к берегу шальную,
Искали Богом вразумлённые,
Как в детях воспитать такую
Любовь к гармонии, что от Небес,
К живому, светлому, природному,
Чтобы над Тьмой всегда был перевес
И жизнь лилась будто рапсодия!
Чтоб было в Школе равноправие:
Неважно, беден ты иль стал богат,
Готовят здесь к деяньям славным,
Чтоб приумножил славу во сто крат!

"Дом радости" - для просвещения!-
Оплотом Знаний стал, Добра и Света!
Любовь к живому - повеленьем
От Бога миру данного Завета!
О, Мантуя! - Ты есть начало
Мудрейших в педагогике идей!-
В страну Познания сойдут с причалов
Десятки любопытных кораблей!

Дом с арками. В том Школа ныне доме,
Такая, что не видели доселе!
Был выход к морю! - Неуёмные
Рассказам о марине могли верить!
И рыцарство воспитывалось тоже:
Культ поклоненья, уваженья к даме,
Был аскетизм в их жизни приумножен,
Чтоб добродетель чествовать веками!

Эстетика и игры, разный спорт,
И философия в чести наука!-
Звучала музыка, пел школьный хор!-
А в песнях слышны любви первой муки.
Учились вместе, без деления
На женские и на мужские классы.
Все сердца прятали стремления,
При всех о чувствах не вещали гласно!
----------

О, мир! - Бывает, крупно повезёт,
Когда вокруг идёт борьба со старым,
К тебе спасителем Орфей придёт
С своею сладкозвучною кифарой!
Зачем, скажи, как Эвридика,
Запрет нарушив, повернулся вспять?
Что кроме жадности и злого рыка
Волчицы дантовской сумел ты увидать?!

© Copyright: Надежда Ансеева, 2021
Свидетельство о публикации №121063003528 Рецензии

Дорогая Надежда, спасибо Вам от Души за Ваш уникальный поэтический Шедевр, воспевающий Культуру, Искусство, Благородство, Человека, Знание и Любовь, которые сильны настолько, что граница Веков и Тысячелетий для них весьма условна. Какое Счастье быть Человеком Творческим, Интересным, Стремящимся к Красоте, Гармонии, Эстетике и Свету самых высоких и мудрых Истин. Браво!
С глубоким уважением и самыми восторженными дружескими пожеланиями, Антон Валуев

Спасибо, Антон! Сейчас много говорят о несовершенстве нашего образования. Очень интересные идеи предлагала нам эпоха Ренессанса, вслед за итальянской школой были приверженцы нового в воспитании и обучении во Франции ("Гаргантюа и Пантагрюэль"
Франсуа Рабле - прекрасный тому образчик!). Далее Вольтер с его философскими повестями.
Сейчас я часто вспоминаю учителя-метафизика из повести "Кандид", который любил повторять: "Всё к лучшему в этом лучшем из миров!".
Объяснения бытия простодушному Кандиду были чрезвычайно просты: "В замке барона Тундентентронка хорошо плодятся свиньи, и поэтому мы едим свинину круглый год,
отчего имеем самую большую из возможных баронесс!".
Ядовитая сатира Вольтера коснулась и привычки нагромождать аристократические титулы. Сейчас вопросом образования занимается Семён Михайлович Казиник. Музыкант, культуролог, очень интересный человек. Слушаю его лекции и выступления
с удовольствием. С уважением-

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

Подборка смешных мемов за 13 мая



Поцелуй под сводом тента ждёт удобного момента, чтоб, покуда суть да дело, насладиться вкусом тела.

Следующая цитата

Витторино де Рамбольдини да Фельтре - выдающийся итальянский педагог эпохи Возрождения Витторино де Рамбальдони да Фельтре родился в 1378 году в городе Фельтре в дворянской семье. Будущий педагог уже с детства привык к труду. В Падуанском университете он изучал математику, грамматику, логику, музыку и по окончании курса обучения был оставлен в должности профессора философии. В молодости он испытал сильное влияние итальянских гуманистов П. Верджерио и Л. Бруни.

Витторино осуществлял на практике гуманистические идеи эпохи Возрождения в области воспитания и получил почетное звание «отец гуманности». Цель воспитания он, как и другие гуманисты его времени, видел в формировании гармонически развитого человека. В 1420 году он стремился организовать свою собственную школу-пансионат. Узнав о его деятельности, в 1423 году его приглашает в Мантую правитель этого города герцог (по другим источникам — маркиз) Джанфранческо I Гонзаго, и Витторино становится воспитателем его детей.

При дворе герцога Витторино создал повышенную школу для юношей. Он назвал свою школу «Дом радости», в другом переводе «Дом счастья» и руководил ею на протяжении 22 лет, вплоть до самой смерти.

Самим названием он подчеркивал отличие своей школы от типичного для того времени средневекового учебного заведения, где, как правило, процветали, по существу, насильственные по отношению к ученикам «методы обучения».

В школе Витторино обучались сыновья герцога Лудовиго и Карл, а также отпрыски придворных вельмож его двора, наследники богатых семейств и дети гуманистов Дж. Ф. Поджо Браччолини и Ф. Фильельфо. также за счет самого Витторино здесь обучались одарённые мальчики из бедных семей. В школу Витторино присылали учеников из Италии, Франции, Германии и Греции. Выходцы из богатых семей получали образование за плату, а даровитые дети бедняков — бесплатно. Всего обучалось 80 детей.

Слава школы распространилась далеко за пределы Италии. Сюда стремились отдать детей известные фамилии Европы. Сам Витторино был бескорыстным человеком, умершим бедняком и похороненным за счет государства. Он не делал никакого различия между знатными и незнатными детьми, но всё же его школа была аристократическим учебным заведением. Она была открыта в прекрасном дворце, построенном ещё в XIV веке и располагавшемся в загородном парке, на лоне природы.

Витторино первым осуществил идею открытия школы в природном окружении, к чему впоследствии призывали многие педагоги. Всё здание было специально переоборудовано для нужд школы. В отличие от типичных средневековых школ здесь было много света и воздуха. Светлое, просторное здание было расположено в живописной местности, украшено яркими фресками, изображавшими детские игры, и ничем не напоминало аскетически выглядевшие средневековые школы того времени. Впоследствии для нужд школы было построено ещё одно здание.

В «Доме радости» Витторино пытался реализовать основные принципы гуманистического образования своего времени: бережное отношение к личности ученика, гармоническое соединение умственного, нравственного и физического воспитания, привитие религиозного благочестия, освоение античного наследия, энциклопедический характер образования, позволявший впоследствии избрать любую университетскую специализацию: право, медицину или теологию. Школа была учреждением пансионного типа. Роскошная мебель, наполнявшая дворец, по настоянию Витторино была вынесена, а многочисленный штат прислуги был удален. Педагог стремился воспитать умеренность в противовес чрезмерной роскоши, блеску и распущенности аристократии того времени. Он стремился сформировать у своих учеников уважение ко всем людям, трудолюбие, умение преодолевать трудности без ропота и недовольства.

Витторино, которого современники называли «Сократом нашего времени», являл собой живой образец того, как должен себя вести педагог. Он создал стиль жизни и отношений в школе, способствовавший реализации его педагогических установок. Правильно организованное обучение становится плодотворным, по мнению Витторино, тогда, когда оно развивает природные задатки детей. В основу обучения он ставил науку, которая делает людей лучше и дает им «убежище на все случаи жизни». Он стремился максимально индивидуализировать занятия, сделать их интересными. Для того чтобы пробудить активность и самостоятельность учеников, он применял самые различные методы, широко использовал игры. Пытаясь делать жизнь детей радостной и интересной, Витторино редко применял наказания, делал упор на одобрение и похвалу.

Витторино установил в «Доме радости» распорядок, способствовавший здоровому образу жизни. Занятия начинались рано и продолжались в течение семи-восьми часов. При этом важное внимание уделялось чередованию учебных предметов. В школе изучались дисциплины традиционного для того времени «тривиума» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриума» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Греческий и латинский языки изучались на образцах из Гомера, Демосфена, Цицерона, Вергилия. При изучении философии обращались к этическим учениям. Особое внимание уделялось развитию ораторских навыков. Именно в этой школе впервые стала практиковаться игра как метод обучения. Витторино стремился выяснить индивидуальные особенности каждого ученика и постоянно их учитывать.

Основу обучения в школе Витторино составляли латинский и греческий языки, чтение античных авторов, логика и риторика. Он требовал, в противоположность господствовавшей в то время средневековой зубрежке, сознательного усвоения классических языков. В школе тщательно изучались римские (Вергилий, Цицерон) и греческие (Гомер и Демосфен) писатели.

Преподавались также естествознание, музыка. арифметика, геометрия и алгебра — новая для того времени учебная дисциплина. В преподавании применялись практические работы и наглядные пособия, в частности так называемые подвижные буквы, что было новым словом в дидактике того времени. Такой подбор предметов и новинки в методике были крайне необычны и непривычны для тогдашних учебных заведений, в которых усиленно насаждались схоластика и религиозные дисциплины.

Следующая цитата


Витторино де Фельтре родился в 1378 году в городе Падуе. В свое родном городе занимался изучением греческого языка и математики, в чем добился большого успеха. Позже он использовал полученные знания в своей педагогической практике.

В эпоху Возрождения, когда начал свою профессиональную деятельность итальянский педагог Витторино де Фельтре, основным достижением образования и науки стал тот факт, что в центре учебно-воспитательного процесса находились не методы и средства работы, а человек, ученик, как субъект основного воздействия. Именно тогда педагоги стали учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, планировать их развитие, опираясь на возможности, интересы и потребности.

Именно такие идеи преследовал и де Фельтре, ведь основной его идеей было не заставить ребенка учиться, а мотивировать его к обучению. Это один из немногих педагогов того времени, которые уважительно относился к своим ученикам. Он был убежден, что интеллектуальное и физическое развитие, формирование ценностей должно происходить одновременно, формируя таким образом гармоничную личность. Организовывая процесс обучения, он руководился тем, что ученики должны иметь энциклопедические обширные знания, которые помогут им выбрать любую специализацию в будущем. С помощью организации труда ребят, учил их быть трудолюбивыми, а показывая уважительное отношение к ним, формировал уважение к окружающим.


Это один из педагогов, который воспитывал с помощью своего примера, что является одним из самых крепких методов воздействия на психику и процесс развития ребенка.

Все эти взгляды и принципы он пытался обобщить и внедрить в процесс обучения в своей собственной школе, которая получила название «Дом радости». Назвав так свое детище, Витторино де Фельтре пытался сказать о том, что в его школе обучение будет приносить не только пользу, но и удовольствие, что являлось большим новшеством в то время, когда физическое наказание находилось в центре наиболее часто используемых учителями методов.

Школа была большим достоянием эпохи, поскольку олицетворяла идеи гуманистической теории. Основана она была по инициативе герцога Гонзага, который, заметив успехи педагога в педагогической деятельности, предложил ему заняться воспитанием своих детей. Так и началось развитие школы, где позже обучались не только дети герцога, но и потомки других знатных семей. Для школы было отведено специальное помещение, которое находилось среди прекрасной природы. Здание со всех сторон было разрисовано фресками, что существенно отличало их от классических школ того времени, которые характеризовались особой сдержанностью, даже аскетизмом. Позже там начали обучаться и дети из обычных семей, которые могли получить образование совершенно бесплатно.


В школе происходило частое чередование деятельности: сначала дети занимались умственным развитием, потом практиковали физические упражнения. Педагог способствовал формированию художественного восприятия, то есть эстетических чувств, преподавая танцы, пение и музыку. Большое внимание уделялось этическому и религиозному воспитанию, что является основой ценностной ориентации личности. Он впервые начал применять в школе игры, как метод обучения. Стараясь раскрывать личность, ее интересы, педагог становился кумиром своих учеников.

Среди основных наук, которым обучал Витторино, было изучение греческих и латинских языков, математики, в состав которой входили геометрия, алгебра и арифметика. В преподавании данных предметов педагог применял наглядность и практические работы.

Исходя из принципов современной педагогики, можно сказать, что методы работы Витторино де Фельтре были совершенно оправданы и максимально близки к современным. Данный факт переопределяет то, что основными категориями современной педагогики является обучение, воспитание и социализация. Соединение всех этих компонентов способствует формированию гармоничной личности, что является одним из принципов работы Витторино.


Организовывая учебный процесс в «Доме радости», он не только обогащал знаниями своих учеников и способствовал их воспитанию, но и помогал им социализироваться. Ведь суть социализации лежит в принятии принципов, убеждений, норм общества и их присваивании. Такое возможно только в том случае, если человек находится в постоянном контакте с социумом, который ему дает это знание и понимание. Общаясь в коллективе, хоть и маленьком, с людьми совершенно разных взглядов и слоев, дети принимали друг друга, как личностей со своими особенностями.

Что касается его идеи о гуманном подходе, то следует заметить, что современная система образования также ориентирована на личность. Изучение индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка является главным условиям нормальной организации учебного процесса. С такой целью была создана дифференциация на уроках, которая позволяет ученикам выбирать задание с таким уровнем сложности, которое ему под силу. Изучение личности, развитие личности, воспитание личности и формирование личности – основные принципы современного обучения, которое, как уже стало видно, во многом соприкасается с принципами де Фельтре.

Совершенно неприемлемыми для гуманной педагогики современности являются физическое наказание и наказания любого другого характера, ведь оно способно разрушать личность, а значит, о гармоничности речи быть не может.


Частое чередование деятельности учеников в школе (умственное развитие – физическое развитие) способствует повышению продуктивности организма, а значит, и лучшему усваиванию нового материала. Данный принцип активно используется современными педагогами на уроках, не смотря на то, какой возраст учеников.

Существует прекрасное выражение, которое гласит, что труд из обезьяны сделал человека. Приучая детей к труду, педагог облагораживает их, способствует их личностному росту. В современной школе также приучают к труду посредством распределения школьных обязанностей, дежурств или организации субботников.

И, наконец, вероятно, самым важным положением, которое стоит осветить является то, что в основе обучения лежит добровольное получение знаний, ребенок учится только тогда, когда хочет, и заставить его можно только одним способом – мотивировав его. Мотивация – это то, что заставляет человека действовать. В нашем случае мотивировать ученика к учебе можно интересным материалом, разнообразным учебным процессом, системой поощрений и наказаний. Примерно также действовал и де Фельтре, заинтересовывая и мотивируя своих учеников к деятельности.

Итак, современная педагогика много полезного и качественного взяла из арсенала мировых образователей. Одним из них оказался Витторино де Фельтре, который чуть ли не впервые показал, как правильно относится к ребенку и его обучению.

Подход к обучению, предложенный Витторино де Фельтре, намного упрощает работу учителя и делает результат в несколько раз заметнее, поскольку исключает физический примус и насилие.

Читайте также: