Верь мечте своей и час наступит твой цитата

Обновлено: 06.11.2024

Можно ли сказать о Грэе, что он оказался сильнее своей судьбы?

Как шло формирование личности и характера Грэя?

Какую роль сыграли картины, развешанные в библиотеке?

Какие поступки Грэя, совершённые в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?

Как представлял он себе профессию капитана?

Каков внутренний мир Грэя?

Почему рос одиноким Грэй?

Верно ли, что одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы?

Кроме умения тонко чувствовать красоту природы, что ещё роднило Ассоль и Грэя?

Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его?

Следующая цитата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, обучать умению сопоставлять героев, уметь давать оценку их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы.

- находить ответы на поставленные вопросы;

- совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.

Развивающая:
- развивать устную речь;

- развивать способность высказывать собственное мнение;

- развивать творческое воображение, память, мышление;

- совершенствовать навык монологической речи.

Воспитательная:
- воспитывать чувство искренней любви к прекрасному, к людям, веры в прекрасную мечту, в то, что чудеса можно «своими руками совершать чудеса»;

- формировать у подростков интерес к чтению произведений;

- воспитывать ответственность за свои поступки.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, учебники, рисунки учащихся, различные издания произведений А. С. Грина, портрет писателя, презентация в формате pdf.

«Алые паруса» – поэма,утверждающая силу

человеческого духа, просвеченную насквозь,

как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек

в порыве к счастью способен своими руками

Словарь. Феерия – что-то волшебное, сказочное.

Бугшприт, бушприт (гол.) – горизонтальный или наклонный брус, выставленный вперёд с носа парусного судна; служит, главным образом, для вынесения вперёд носовых парусов, для улучшения маневренных качеств судна.

Вал – очень высокая волна.

Галс – 1) курс судна относительно ветра;

2) линия пути корабля от поворота до поворота.

Гребень – верхушка волны.

Киль – продольный брус, проходящий по всей длине судна в середине его днища.

Провидение – высшая божественная сила, направление судьбы людей и всего мира.

(слайд 1- портрет Грина)

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

(звучат 1 и 2 куплеты песни «Маленький принц»)

Учитель. Ребята! Мы закончили изучение прекрасного произведения – повести-феерии А. С. Грина «Алые паруса». И сегодня наша задача – вспомнить о том, как главные герои повести строили свою судьбу, выяснить авторскую оценку в процессе работы будут встречаться слова, с которыми мы встречались в процессе изучения произведения, но всё же ещё раз вспомним, что они обозначают: перед вами эти слова (слайд2).

Сейчас вы объединитесь в 5 групп, каждая получит задание, которое нужно выполнить до конца урока.

1, 2-я группы – составить простой план характеристики Ассоль;

3, 4-я группы – составить простой план характеристики Грэя;

5-я группа – составить план сопоставительной характеристики Ассоль и Грэя.

Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель. Итак, первый вопрос: с кем из героев мы знакомимся на первых страницах романа?

Учащийся 1 рассказывает о знакомстве с судьбой матроса Лонгрена, о том, как Ассоль росла до 5 лет. Должен обратить внимание на то, что в имени девочки есть музыкальность. Её имя звучит как удачно подобранная нота в музыкальном инструменте. Анализируется лексика, использующаяся в описании девочки. (слайд 3 - Ассоль и Лонгрэн.)

Учитель. Таким было раннее детство Ассоль. И вот происходит событие, которое круто меняет судьбу семьи. Отец девочки отказывает в помощи Меннерсу. Лонгрен и раньше не часто общался с соседями, а после случившегося жители деревни и вовсе отвернулись от него. Это сильно повлияло на дальнейшую судьбу Ассоль. Но оставим на время девочку и перенесёмся за море – к другому нашему герою – Артуру Грэю. Что мы узнаём о мальчике? (слайд 4- портрет Атура в детстве)

Учащийся2 рассказывает о детстве Артура Грэя. В рассказе нужно обратить внимание на то, что мальчик был с «живой душой», что это был «тип рыцаря причудливых впечатлений», «чудотворец», взявший на себя «роль провидения».

Учитель. Что ещё мы узнаём о нашем герое?

Учащийся 3 ведёт рассказ о том, как мальчик изучал свой замок, как помог Бетси, когда та обварила руку. Артур сделал попытку испытать на себе сильную боль.

Учитель. Мы услышали из уст ребят о том, как автор знакомит нас с героями произведения. Писатель использует в характеристике Ассоль и Грэя приём контраста, говоря об их происхождении. Наши герои вышли из абсолютно разных слоёв общеста: Ассоль – из бедной семьи (она должна была бы повторить судьбу родителей), Артур – из богатой, обеспеченной семьи (его будущее должно быть безоблачным и безбедным). Мы постепенно подошли к кульминационным моментам произведения, к моментам, резко перевернувшим судьбы наших героев. Что мы узнаём дальше?

Учащийся 4 продолжает рассказ о жизни Лонгрена и Ассоль, рассказывает о нежности отца к дочери, о том, что в глухой рыбацкой деревушке, где «…все в работе, как в драке», казалась Ассоль странной со своим обособленным артистическим внутренним миром.

Учитель. Мы знаем, что Ассоль очень любила игрушки, которые изготавливал её отец. Какое событие, связанное с игрушками, происходит дальше?

Учащийся 5 рассказывает о том, что Ассоль часто носила в город игрушки одна. Однажды девочка залюбовалась судёнышком с алыми парусами и пустила его по ручью, судёнышко стало быстро «убегать». Обращается внимание на встречу с Эглем. (слайд 5 –иллюстрация встречи с Эглем), (слайд 6 – текст портрет девочки). Читает портрет, обращая внимание на средства описания Ассоль («Стиранное много раз платье… Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой». Необычность момента (обыкновенное платье и красота), лёгкость и необычность (легка и чиста), контраст (тёмные глаза с оттенком грустного вопроса).

(инсценировка встречи Ассоль и Эгля)

Учитель. Что вы можете сказать об этом отрывке? (в ответе должно прозвучать то, что в разговоре с Эглем подчёркивается отношение автора к своим героям, говорится о мудрости старца, украсившего жизнь девочки светлой мечтой).

Учитель. А вы не заметили противоречий между жителями Каперны и Ассоль? Эгль сказал, что он хотел услышать что-нибудь никем не слышанное… «Н увас не рассказывают сказок, . не поют песен». Ещё автор усиливает впечатление от своей сказки семантической цепочкой: сверкнёт(парус) → сияющая(громада) → блистательную(страну).

В жизни Ассоль наступил переломный момент. С этой минуты она стала ждать своего принца.

Оставим на время девочку и отправимся в замок Грэев, где живет Артур – непоседа с пытливым умом, любознательной натурой и добрым сердцем.

Учащийся 6 рассказывает о том, что и Артур Грэй был одинок , но одиночество его было иного характера, чем одиночество Ассоль. Идёт рассказ о том, как мальчик попал в библиотеку отца. (слайд 7 – в библиотеке отца).

Учитель. Ещё не прошла завороженность величием и огромностью библиотеки, как, обернувшись к выходу, мальчик обнаружил удивительное зрелище. Какое? (слайд 8 – картина в библиотеке отца)

Учащийся 7 (на фоне музыки) читает наизусть отрывок . Грэй увидел над дверью огромную картину… связь с бурей исчезла…».

Учитель. Что же можно сказать об этом эпизоде, об отношении автора к описываемому им?

Учащийся 8 анализирует отрывок.

Учитель. Картина перевернула жизнь Грэя. Итак, мы с вами видим, что одиночество и умение видеть прекрасное привело и Ассоль, и Грэя к тому, что у них появилась своя цель в жизни. Что же происходит с нашими героями дальше?

Учащийся 9 рассказывает о впечатлениях Ассоль после встречи с Эглем, о том, как Артур стал капитаном.

Учитель. Мы постепенно приближаемся к концу нашей истории. Что же узнаём дальше?

Учащийся 10 ведёт рассказ о дальнейшей судьбе Ассоль и Грэя и неожиданной встрече Артура со спящей в лесу девушкой.

Учитель. Предчувствие не обмануло Грэя, он встретил свою судьбу. Что же произошло с Ассоль?

Учащийся 10. «Вдруг нечто, подобное отдалённому зову, всколыхнуло её изнутри…».

(просмотр эпизодов фильма о кольце)

Учитель. Вот и наступило время отсчёта последних дней ожидания Ассоль. Её вера в алые паруса укрепилась. Как же ведёт себя Грэй?

Учащийся 11 рассказывает о покупке ткани и установке парусов.

Учитель. Да, любовь – прекрасное чувство, которое превращает сказку в реальность. Ассоль верна своей незнакомой любви. Её верность сродни верности девушки, ждущей своего друга из армии.

Учащийся 12 зачитывает отрывок «вздрогнула, откинулась, замерла» до «Узнала ли ты меня. »

Учитель. Мокрая драгоценность… А ведь правда, что может быть драгоценнее любимого человека? Ассоль вышла из воды, как жемчужина.

Вот и свершилось чудо: сказка ожила. Мы с вами, шаг за шагом, шли с нашими героями, сопоставляя их поступки, происхождение, отношение к людям. Вы, работая в группах, составили планы. Познакомьте нас с результатами вашей работы

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Спикеры групп читают планы

Учитель. Что вы можете сказать о составленных планах?

Учащиеся анализируют планы и делают выводы (лучший план – сопоставление Ассоль и Грэя).

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель. Мы с вами прошли путь от мечты к реальности вместе с героями повести-феерии А. С. Грина «Алые паруса».

Молодость – это романтика, ведь именно в молодости и детстве каждый из нас верит в какое-то чудо, как и герои повести.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы нарисовали иллюстрации к повести. Расскажите о них.

Многие поэты воплощали в стихах и в песнях мечту об алых парусах, свою любовь к сказке. Сейчас вы услышите несколько песен, касающихся прямо или косвенно нашего урока.

(звучат песни «Маленький принц», «Я тебя не люблю..», «Алые паруса»)

Домашнее задание. Устное сочинение по теме «Их соединила величественная сказка об Алых парусах»

Грин А. Алые паруса. М: «Детская литература», 1976

Беленький Г. И. , Хренова О. М. Читаем, думаем, спорим… дидактические материалы по литературе. М: «Просвещение», 1999

Варламова Л. М. Путешествие в страну Гринландию. С: СОНАТ, 2005

Лисовская В.В. Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить // Уроки литературы. Приложение к журналу "Литература в школе". - 2002. - №1.

Соловей Т.Г. Поверьте в чудо. Анализ феерии А. Грина "Алые паруса" // Уроки литературы. Приложение к журналу "Литература в школе". - 2008. - №3.

Просмотр содержимого документа
«А. Грин «Алые паруса» «Верь мечте своей, и час наступит твой …»»

А. Грин «Алые паруса»

«Верь мечте своей, и час наступит твой …»

Всего четыре буквы,

А за ними – целый мир –

Неповторимый, поэтичный,

Загадочный и романтичный,

Что волнует, увлекает,

Поверить в чудо помогает.

Этот необычный мир

Сотворил писатель … Грин.

-Замечательно.

Имя его - Александр Грин, его портрет перед вами.

«Верите ли вы, что……»

-Интересно мне, дорогие коллеги, а верите ли вы, что

именем Александра Грина названа одна из малых планет «Гриневия», открытых в 1985 году.

-Спасибо, что верите.

-А верите, что

«Алые паруса» написал Гриневский Александр Степанович.

-Это его настоящее имя.

-А верите ли вы, что

во время Великой Отечественной войны в 1943 году феерию «Алые паруса» читали по радио в блокадном Ленинграде, а в Москве показали одноименный балет.

-Спасибо, что верите.

-А если я скажу, что Александр Грин впервые увидел море только в16 лет городе Одессе, когда хотел стать матросом.

Литературное наследие Александра Степановича очень богато и разнообразно.

- Попробуем вспомнить, коллеги, автором каких ещё произведений является Александр Грин?

«Бегущая по волнам», «Алые паруса», «Зелёная лампа», «Серый автомобиль», «Крысолов», «Земля и вода», «Блистающий мир», «Дорога никуда», «Сердце пустыни» . -Замечательно, спасибо, верно, да

-А сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент

-Коллеги, фрагмент какого художественного фильма по мотивам повести Александра Грина вы посмотрели? «Алые паруса».

- Скажите, а доводилось ли вам видеть когда-нибудь в жизни алые паруса?

- Тогда расскажите, какие сейчас ощущения, впечатления возникли у вас, глядя на алые паруса Грэя?

(Необычные, удивительные, красивые, фантастические, волшебные).

- Подумайте, коллеги, а почему именно алый цвет? Почему не красный, бордовый, розовый?

(Алый –, более яркий, чистый, цвет любви, символ мечты, исполнения желаний).

-Хорошо! Вы молодцы!

-Поднимите руки те, кто читал феерию «Алые паруса?» Браво!

- Назовите, пожалуйста, имена главных героев повести.

- Сейчас хочу предложить вам, дорогие друзья, поработать в группе и в паре (мужчина и женщина)

Группе из 4 человек я предлагаю подумать и составить кластер:

«А что, по-вашему, мечта?»

«Фантастическая добавка»

- Мужчину и женщину приглашаю на сцену. Для Вас приготовлено другое задание «Фантастическая добавка». Ваша задача – сыграть роль встречи Ассоль и Грея. Подумайте о том, что герои сказали бы друг другу при встрече?

«Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы»

Добрый волшебник Эгль предсказал маленькой Ассоль её будущее.

Внимание на экран! Я попрошу вас прочитать предсказание из произведения «Алые паруса» с остановками.

«Однажды утром в морской да­ли под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая грома­да алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль. Он подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки…

-Подумайте, а какая это будет музыка?

(- Кто помнит, о каких музыкальных инструментах упоминает Грин?)

(Скрипка, виолончель. Циммер говорит: "Виолончель - это моя Кармен". А Грэй добавляет: "Скипка: Ассоль"

- Послушаем ещё несколько строк. Прочитайте, пожалуйста.

Нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят лю­ди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он…

- Какое прекрасное имя Ассоль!

-Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

- Читаем дальше. Слушаем Вас.

Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь…

-А какая у Ассоль мечта? (быть счастливой) - Спасибо.

-Кто готов продолжить?

Он посадит тебя в лодку, привезет на ко­рабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

-Предлагаю вспомнить, как назывался корабль Артура Грея? («Секрет»)

-А какой секрет был у Грэя?

(Хорошо, я вам открою этот секрет: Грэй осуществляет мечту Ассоль.)

Наши коллеги готовы. Группа справилась с заданием. Расскажите, что у вас получилось?

(Мечта –это цель, путь к счастью, надежда, предмет желаний, счастье, вера, фантазия, стремление, чудо)

-Вы молодцы, спасибо.

- Наверное, вы хотите узнать, какие слова скажут друг другу при встрече Ассоль и Грэй? Послушаем.

- Дорогие друзья, у кого сегодня появилось желание прочитать «Алые паруса», поднимите белый парус. А кому захотелось перечитать произведение Александра Грина, кто верит, что мечты сбываются, поднимите высоко свою руку с алым парусом.

Желаю плыть вам в жизни под алым парусом - это значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное. Пусть и трудно, и непросто будет, но идти к мечте и верить в себя, верить в чудеса. «Что такое чудеса?» - спрашивает Грин. «Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово». Давайте следовать этому в нашей современной жизни. Алых вам парусов!

Следующая цитата

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер-класс конкурса "Учитель года -2017" Поповой Натальи Геннадьевны, учителя русского языка и литературы .

Следующая цитата

jajkfhwhfew

Какую роль сыграли картины, развешанные в библиотеке?

-Однажды, когда он рассматривал картину с кораблём, преодолевающим бурные волны, ему показалось, что слева подошёл, став рядом, кто-то невидимый. Это образ капитана маячил перед ним, сложившись в стойкое убеждение стать таким же смельчаком, как тот, что на картине

Какие поступки Грэя, совершённые в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?

-Грэй старался защищать слабых. «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди, текла кровь».

Чтобы «пережить чужое страдание», намеренно обварил себе руку; разбил свою фарфоровую копилку и подарил деньги бесприданнице Бетси от имени Робин Гуда. Эти поступки характеризуют героя как защитника слабых и беззащитных.

Читайте также: