Великая княгиня ольга цитаты
Обновлено: 21.12.2024
В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился её разуму, беседуя с нею, и сказал ей:
-Достойна ты царствовать с нами в столице нашей.
Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю:
- Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь.
И крестил её царь с патриархом.
(Повесть временных лет)
Ссылки на афоризм:
Прямая ссылка на афоризм
HTML код ссылки на афоризм
BB код ссылки на афоризм
Ольга же просветившись радовалась душой и телом. И наставил её патриарх в вере и сказал ей:
- Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях внуков твоих.
И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте.
Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами:
- Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских.
И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил её патриарх и отпустил.
(Повесть временных лет)
Ссылки на афоризм:
Прямая ссылка на афоризм
HTML код ссылки на афоризм
BB код ссылки на афоризм
После крещения призвал Ольгу царь и сказал ей:
- Хочу взять тебя в жены себе.
Она же ответила:
- Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь.
И сказал ей царь:
- Перехитрила ты меня, Ольга.
И дал ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своею дочерью.
(Повесть временных лет)
Следующая цитата
Что известно о княгине Ольге Киевской?
Истории известны имена немногих женщин, стоящих у власти. Но в те времена, когда жила княгиня Ольга, такое было практически невозможно: миром управляли мужчины. Однако княгиня стала настоящей правительницей Древней Руси в очень важный для страны период и удостоилась канонизации как Святая равноапостольная великая княгиня Ольга.
В те времена, когда жила княгиня Ольга, женщине властвовать было практически невозможно: миром управляли мужчины. Законы жизни, точнее — выживания, были жестоки, вся внешняя политика в конечном счете сводилась к военным конфликтам, где мужчинам отводилась главная роль.
Но по воле судьбы в нужное время и в нужном месте рождаются неординарные люди. Княгиня Ольга Киевская как раз из таких людей. Она смогла управлять очень молодым еще государством, крайне нуждавшемся в наведении внутреннего порядка. Умело балансируя среди сильных и суровых мужчин, княгиня показала себя хорошим дипломатом и управленцем.
Рубеж первого тысячелетия в истории России — период, мало изученный по причине малого количества документальных источников. Поздние свидетельства о княгине Ольге теоретически вполне могут быть поставлены под сомнение, так как написаны уже после ее смерти. И сегодня написано немало, однако — почти одно и то же, лишь в разных вариантах пересказа. В основном, все статьи про княгиню начинаются с красивой сказки про знакомство с князем Игорем и заканчиваются подробным описанием мести Ольги древлянам за убийство мужа. Слишком давно это было и скорее всего ничего нового мы не узнаем.
Есть несколько версий происхождения княгини Ольги. Согласно Повести Временных лет ( XII в.), будущая правительница родилась в окрестностях Плескова ( Пскова), в деревне Выбуты, приблизительно в конце IX века. Точная дата рождения не установлена, принято считать годом рождения Ольги 890 год.
Есть предположение, что она из знатного изборского рода посадника Гостомысла. Об этом свидетельствует Иоакимовская летопись ( начало XI в.), которая наиболее близка по времени к периоду жизни княгини, поэтому могла бы претендовать на некоторую достоверность, если бы сама по себе не являлась спорным источником. Также есть мнение о болгарском происхождении Ольги из-за созвучия наименований городов Плесков и Плиска, бывшей в то время столицей Болгарии.
Когда пришла пора жениться, Игорь отверг всех претенденток и вспомнил « дивную в девицах», послал за ней и женился. Неудивительно, что он ее запомнил: вряд ли хоть раз в жизни кто-то осмелился князю отказать, да так ловко, что он и сам не понял, как это случилось. С женщинами тогда никто не церемонился, и если какая-то все-таки заставила себя уважать — такую не забудешь.
Есть еще одна версия происхождения княгини Ольги — нормандская. Будто бы она родом из варягов, возможно — Олега Вещего дочь ( родственница, воспитанница). На это наталкивает имя: Олег — созвучно варяжскому Хельги, соответственно, Ольга — Хельга ( Вольга). И вроде бы Олег давно этот брак запланировал. Но тогда зачем ему дочь прятать? От интриганов? Вряд ли: власти и влияния и у Олега было достаточно — смог бы семью сберечь.
Однако, логически рассуждая, это может быть так. Видимо, у Олега своего сына не было, иначе вряд ли власть досталась бы Игорю. На момент смерти Рюрика Игорь был маленьким мальчиком, а правил фактически именно Олег, для которого не составило бы никакого труда избавиться от наследника.
Только зачем, если своего сына нет? А если есть дочь, то можно воспитать ее в правильном направлении и выдать замуж за Игоря. Тогда все начинания князя-варяга не пропадут даром. В пользу этой версии говорит и тот факт, что уж очень быстро и разумно княгиня вела все дела, как будто всегда знала, как это делать. Политика Ольги была последовательна политике Олега. Он приумножал земли, она — укрепляла, наводила порядок.
Под подобные рассуждения подходит и версия о ее родстве с родом Гостомысла. Все-таки в такой семье образование получить можно хорошее и воспитание соответствующее. А на переправе Ольга могла оказаться как бы случайно, но — совсем не случайно. Возможно, и не было никакого знакомства на речке, просто выдали девушку за князя — и все.
В самом деле, откуда у простой неграмотной девицы ( если верить в простое происхождение княгини) такие интеллектуальные данные, такая воля, стать княжеская, умение себя вести и подавать? Этому и за несколько лет не научиться, да и кто бы стал учить всему этому новоявленную княгиню ( возможно, и не единственную жену), от которой требуется только женской половиной руководить, да наследника князю родить и вырастить до отрочества, а там все равно он на мужскую половину перейдет воинскому делу учиться. Так было принято.
А если и учил кто-то Ольгу, то кто? Зачем им с бабой возиться, если есть батька — князь? Невиданное дело. Напрашивается вывод, что Ольга уже всему наученная прибыла под венец. А как и откуда она прибыла, об этом, как говорится, история умалчивает.
Как бы то ни было, но княгиня Ольга Киевская быстро, крепко и со знанием дела взялась за государственные и административные дела — это факт, который трудно опровергнуть. Причем еще при жизни мужа — он охотно переложил на нее скучные управленческие обязанности, оставив за собой любимые занятия — охоту и сбор дани.
Произвол княжеских людей порождал хаос в еще молодом, не окрепшем государстве. Дошло до убийства самого князя Игоря. И с этим надо было что-то делать. Свирепо отомстив древлянам за убийство мужа, Ольга взялась за дело с истинно государственным размахом. Надо было передать сыну Святославу крепкое и богатое наследство. Княгиня вдовела всю жизнь, так и не связав себя узами брака повторно, но это вовсе не из любви к мужу. Ольга жила ради благополучия Святослава и страны. И многого добилась.
Мудрая княгиня поделила страну на своеобразные административные образования, которые управлялись тиунами. Определила т. н. погосты, ставшие центром сбора дани. Она не ленилась и много ездила по стране, желая лично проследить за исполнением ее приказов.
Именно Ольга ввела и установила первый в истории Руси фиксированный налог. Люди теперь знали, сколько должны, заранее и могли больше не опасаться, что, обобрав их до нитки, князь с дружиной явятся через пару недель за добавкой, и ничего против них не сделаешь. Ольга поощряла торговлю, положила начало каменному градостроительству.
И пусть до всеобщего порядка было еще далеко, однако это большой прорыв, на самом деле — первые шаги к формированию настоящего феодального государства со своим внутренним территориальным делением и законами.
Из всех княжеских жен периода Древней Руси одна Ольга запомнилась истории как самостоятельная и самодостаточная личность, а не дополнение к мужу, как остальные княгини. Ее наравне с князьями упоминали в летописях. И сегодня она канонизирована как Святая равноапостольная Русской Православной Церкви, великая княгиня Ольга Киевская.
Это тоже не случайно. Во многом именно благодаря Ольге Русь стала православной. Только она могла осмелиться пытаться поменять религию — язычество — на христианство, так как давно уже к тому моменту крепко держала в руках все бразды правления и могла позволить себе многое.
Даже сын Святослав, выросший закоренелым язычником, не стал матери ничего запрещать. Но и поддержать не захотел. Христианство — путь смирения, а такой путь не для него — этот свирепый человек жил, дышал войной. Святослав вырос среди воинов, с детства ходил в бой. Впрочем, Ольга сама была с сильным характером и сына воспитала таким же, точнее, доверила его преданным и знающим людям. В противном случае, выросший изнеженным, не знающим трудностей сын не смог бы удержать власть в своих руках.
Крестившись, если верить летописям, в Константинополе, княгиня намеревалась распространить на родине христианство, но язычники ничего не хотели слышать. Предать веру предков никому бы и в голову не пришло. Однако медленно, но верно, ряды христиан пополнялись. Подвергаясь насмешкам, иногда — гонениям и погромам, люди не отрекались от веры в Христа. Завершил дело внук Ольги — князь Владимир, императивной мерой крестивший всех подданных.
Похоронили княгиню Ольгу по христианскому обряду — в этом Святослав не мог отказать матери, которую глубоко уважал, любил и которой был слишком многим обязан.
Следующая цитата
Факты , вымыслы , гипотезы и мифы об одной из самых почитаемых женщин в России — Великая княгиня Ольга , История нарекла ее — мудрой , церковь — святой , а простой народ — хитрой…
Что мы знаем о княгине Ольге?
Для ответа на этот вопрос достаточно открыть любой энциклопедический словарь , где прочтем:
« Ольга — ( христианское имя — Елена) ( около 890−969 , Киев), великая княгиня киевская , жена Игоря. После убийства мужа древлянами ( 945) жестоко подавила их восстание. В 945−947 установила размеры даней для древлян и новгородцев , организовала административные центры — погосты.
Значительно расширила земские владения Киевского великокняжеского дома. В 955 ( или 957) посетила Константинополь; приняла христианство. Правила государством в годы малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее , во время его походов. В 968 руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью».
В более развернутом литературном изложении ее биография выглядит так:
В далеком 945 году жил-был князь Игорь. И была у него жена. Князь был дюже жадный и как-то решил дважды налоги собрать с одного юридического лица. Лицо обиделось и коварно убило сборщика налогов. Ольга узнала об этом , и история мести ее была зафиксирована в «Повести временных лет» талантливым летописцем.
Поскольку нехорошие древляне пожелали взять вдову в жены своему собственному князю , то послали к ней делегацию со свадебным предложением. Первую делегацию Ольга похоронила заживо , вторую сожгла аналогичным способом , третью коварно напоила и велела воинам поубивать.
Прямо мороз по коже от простого изложения фактов… А если еще и вспомнить заключительный акт драмы , когда княгиня сожгла дотла столицу древлян , то и вовсе не самая приятная личность встает перед нашими глазами.
И , тем не менее , Ольга была канонизирована святой церковью. Разумеется , не за свое ревностное соблюдение языческих обрядов мести , а за то , что она стала первой правительницей страны , принявшей христианство.
Официальная версия гласит , что вышеописанная месть оказалась не по силам женщине , что убиенные являлись ей в ночных кошмарах , пока один мудрый священник не посоветовал ей принять христианство , описав все плюсы обряда покаяния.
Ольга послушалась , съездила в центр тогдашнего христианства — Константинополь , что в Византии ( ныне Стамбул), обрела крестного отца в лице императора Константина Багрянородного , прониклась идеями веры и стала ее явной поборницей , что успешно приблизило всеобщую христианизацию Руси в 1000 году. Очень « причесанный» персонаж получился…
Что же на самом деле известно об этой удивительной женщине?
В первую очередь — кто она по происхождению?
История противоречит сама себе , выдавая разные версии , самая распространенная из которых — что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга и что она была воспитанницей Олега ( «Вещий Олег», тот самый , что погиб от укуса змеи).
В Летописях говорится , что именно Олег « привел» Ольгу в жены Игорю , своему воспитаннику , в 903 году. Доказательством этой теории можно считать тот факт , что Ольгу весьма уважали варяжские дружины , ведь не было отмечено ни одного заговора против нее внутри государства.
Возможно , она была славянкой из Пскова по имени Прекраса. Переименовалась благодаря Олегу , который ( перекликаясь с предыдущей версией) привел ее к Игорю. В пользу Пскова ( как и Изборска) говорит тот факт , что из всех городов русских именно они были одарены Ольгой средствами более всех других.
Историк Карамзин считает ее женщиной из простого ( незнатного) русского рода. Описывает он и знакомство Ольги с Игорем:
Когда они плыли , Игорь , внимательно всматриваясь в лицо гребца , увидел , что это не юноша , а девица. Девушка оказалась очень красивой , умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря , и он начал прельщать ее словами , склоняя к нечистому плотскому смешению.
Однако целомудренная девица , уразумев помыслы Игоря , разжигаемого похотью , пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы , и не стал её домогаться…»
Красивая сказка , но очень сомнительная. Первые Рюрики были настолько полны желания создать знатный род Рюриковичей , что неравный брак был не в их интересах.
Однако все легенды сходятся на одном: Ольга была « пришлой», не киевлянкой. Возможно , именно поэтому ей удалось так лихо прибрать власть к рукам — в нашей стране издавна наблюдается гораздо большее уважение к «пришлым», нежели к «своим». Вспомним хотя бы Екатерину II.
Ничего не знаем мы и о возрасте Ольги.
Когда она могла родиться? Во сколько лет могла она быть выдана за Игоря? В каком возрасте родила она своего единственного ( ?) сына Святослава? Одни историки считают датой ее рождения 925 год. Приятно , конечно , считать ее молодой и красивой вдовой 20-ти лет , когда в 945 году она столь жестоко мстила за погибшего мужа.
В пользу этой версии говорит и дата рождения Святослава — 942 год. Правда , тогда разница в возрасте супругов получается в районе 40 лет ( дата рождения князя Игоря тоже неизвестна , но мы знаем , что он принял престол от князя Олега в 882 году , и явно уже был способен управлять государством).
Однако « Повесть Временных Лет» говорит , что князь Олег привел своему воспитаннику Игорю жену в 903 году , что автоматически увеличивает возраст Ольги на 25 лет , как минимум. Могла ли родить ребенка женщина , которой под пятьдесят? В принципе , все возможно…
В 903 году стареющий Олег , женив молодого княжича на Ольге , стал усердно приносить жертвы богам , чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег , столько людей и быков заживо спалил , ждал , что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи , выползшей из черепа его бывшего коня.
Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену , третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.
И вот на двадцать четвертом году совместной жизни родился у князя Игоря наследник — Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии — для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.
Согласно летописи , в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани ( он стал первым правителем в истории России , который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили , в урочище , с помощью почетной « размычки». Нагнув два молодых , гибких дуба , привязали за руки и ноги , и отпустили…
Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года , поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей , признав Ольгу представителем законного наследника престола.
Также ничего не известно о личной жизни княгини Ольги после смерти мужа.
Или почти ничего. Если ссылаться на единственный источник « Повесть временных лет», то становится ясно , что древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала.
Княгиня жестоко отомстила древлянам , проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет». Известны 4 ее расправы. Так , например , древляне приехали к Ольге на встречу — пока они мылись , княгиня приказала сжечь их в бане. В другой раз к ним она приехала сама — напоив древлян , Ольга приказала их рубить. В Летописи указано , что тогда было убито 5 тысяч древлян.
Историки отмечают успешные дипломатические отношения Ольги во внешней политике , укрепившей международные связи с Германией и Византией. А отношения с Грецией открыли Ольге , насколько христианская вера выше языческой.
Правда , рассуждать на тему , что выше — христианская вера или язычество , что лучше , а что хуже — по меньшей мере невежественно. Для каждого человека выбор его собственной веры и религии индивидуален. Но вернемся к Ольге и «Повести временных лет».
В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград ( Константинополь), где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской , посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.
( !) И только после двух лет ознакомления , Ольга принимает обряд Таинства крещения. А по возвращению в Киев , встречает неповиновение сына в выборе матери новой веры.
По возвращении в Киев Ольга , принявшая в крещении имя Елена , пробовала приобщить Святослава к христианству , однако « он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься , то не запрещал , а только насмехался над тем». Более того , Святослав гневался на мать за её уговоры , опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.
По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам , стала воздвигать первые христианские храмы , распространяя или буквально навязывая язычникам на Руси новую веру — христианство. Однако Крещение Руси произошло аж через 31 год.
Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году , в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.
Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич , Креститель Руси , перенес ( в 1007 году) мощи святых , включая Ольгу , в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве.
В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории ( Мария Магдалина , первомученица Фёкла , мученица Апфия , царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная , Ольгинский мост , Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков ( 23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.
Великая Ольга стала духовной матерью русского народа , через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег ( Хельги), что означает « святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского , но оно предполагает в человеке особый духовный настрой , целомудрие и трезвление , ум и прозорливость.
Раскрывая духовное значение этого имени , народ Олега назвал Вещим , а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой , подчеркивая ее главный дар , ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость.
Если подытожить , получается , что о первой знаменитой русской женщине нам известно только то , что рассказал нам киевский монах-летописец Нестор , создавший « Повесть временных лет» значительно позже описываемых им событий. Не потому ли образ княгини Ольги из года в год столь притягателен
Оглавление
- Княгиня Ольга. ? – 969 гг.
- Сэй-Сёнагон. Ок. 966–1017? гг.
- Мурасаки Сикибу. Ок. 973–1014 гг.
- Элоиза. Ок. 1101–1164 гг.
- Жанна д’Арк. Ок. 1412–1431 гг.
- Маргарита Наваррская Старшая. 1492–1549 гг.
- Диана де Пуатье. 1499–1566 гг.
- Святая Тереза Авильская. 1515–1582 гг.
- Елизавета I. 1533–1603 гг.
- Маргарита Валуа. 1553–1615 гг.
- Нинон де Ланкло. 1620–1706 гг.
- Кристина Августа. 1626–1689 гг.
- Мари де Севинье. 1626–1696 гг.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Афоризмы великих женщин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© ООО «Издательство АСТ», 2020
Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, сказал ей:
— Достойна ты царствовать с нами в столице нашей.
Она же, поразмыслив, ответила царю:
— Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь.
И крестил ее царь с патриархом. После крещения призвал ее царь и сказал ей:
— Хочу взять тебя в жены.
Она же ответила:
— Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь.
И сказал ей царь:
— Перехитрила ты меня, Ольга.
(По «Повести временных лет»)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Афоризмы великих женщин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Следующая цитата
В сборнике собраны афоризмы, цитаты и высказывания выдающихся женщин. Они тайно или явно правили государством, преданно служили искусству и всё отдавали во имя науки. Великие женщины оставили нам огромное наследие: это мудрость, как возвышенная, так и житейская. Сегодня их примеру следуют потомки: как женщины, так и мужчины.
Читайте также: