Ведьма из блэр цитаты
Обновлено: 06.11.2024
«Ведьма из Блэр» была не первой попыткой продать общественности фейковую историю под видом реальной (еще в 1980 году итальянский режиссер Руджеро Деодато шокировал публику своим псевдодокументальным «Адом каннибалов»), но по части финансового успеха лента Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеза переплюнула всех своих предшественников и многочисленных последователей. На съемки фильма о трех пропавших в лесу студентах были потрачены смешные 20 тысяч, мировые же сборы составили почти 250 миллионов.
Без сомнения, о «Ведьме из Блэр» еще будут написаны свои страницы в учениках по киноискусству: о том, как трое центральных актеров ленты 8 дней подряд провели «в образе», бродя по незнакомому лесу с камерами в руках (весь фильм в итоге был снят их руками, а диалоги сымпровизированы, режиссеры же ограничили свое участие тем, что оставляли в условленных местах записочки с общими указаниями и трясли актерскую палатку по ночам, чтобы нагнать на своих подопечных настоящей жути – и таки довели их в итоге до истерики), о пиратской копии фильма, ушедшей в народ под видом «реального футаджа», и о том, как толпы молодых людей, поверивших, что пленка найдена в лесу, рванули в леса Мэриленда искать «пропавших без вести» студентов, распугав все зверье и на годы вперед сделав охоту в этом штате невозможной. «Ведьма из Блэр», снятая в максимально реалистичной, «сырой» манере, не была зрелищной (более того, качество видеозаписи нарочно было ухудшено для релиза), не имела внятного сюжета, не могла похвастать хоть одной узнаваемой актерской физиономией – в общем, обладала всем необходимым для того, чтобы зритель поверил в то, что рассказанные в фильме события правдивы. Она будоражила и пугала, ничего ему фактически не показывая: зритель сам додумывал все то, что осталось за кадром, и воображение неизменно облекало эту фигуру умолчания в форму его худших кошмаров.
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр 2: Книга теней»
То, что успех «Ведьмы» был неслучаен, стало ясно лишь десятилетие спустя, когда вышло «Паранормальное явление» и породило целую волну псевдодокументальных хорроров о демонах, зомби и прочей нечисти. Сегодня Мирик и Санчез не без зависти взирают на молодое поколение режиссеров, невозбранно снимающее пенки с популяризованного ими поджанра, и периодически обещают возродить франшизу, сняв новую «Ведьму из Блэр», которая бы игнорировала гадкий сиквел Берлингера. Artisan Entertainment эти высказывания никак не комментирует – по всему видать, на блэрской ведьме они уже поставили крест. Между тем легенда живет своей жизнью и продолжает волновать умы: в лесах вокруг реально существующего городка Беркитсвилль, из которого начинали свое кинопутешествие пропавшие студенты, по выходным массово ошиваются фанаты фильма, да неизвестные любители сувениров периодически воруют стоящий на въезде в город дорожный знак с уточнением: «Население – менее 200 человек». Помнят…
Следующая цитата
"ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР: КУРСОВАЯ С ТОГО СВЕТА"
В октябре 1994 года трое студентов- кинематографистов пропали в лесах
штата Мэриленд во время съёмок документального фильма.
Через год был найден снятый ими материал.
- Уже идёт запись?
- Да.
- Вот мой дом!
- Сниму крупней.
Давай. Нормально?
- Вот мой дом!
- Так.
Я покидаю свой дом, чтобы узнать историю ведьмы из Блэр.
Важная информация. "Как выжить в лесу". На всякий случай.
В этой книге - рассказ о том, что случилось на Гробовой скале.
Очень старая книга. А это блокнот. Привет! Ты самый пунктуальный!
- Привет.
- Как самочувствие?
- Устал. Достал камеру.
- Отлично.
- Это важно. Есть чем снимать.
- Никто не знает, где я её взял.
Пошли в дом. Пошли. Пошли.
Я тебя вижу!
Не надо делать глупостей. Нужно постараться не разбить камеру.
- А где Майк?
- Мы за ним заедем.
Он ждал нас в восемь тридцать. Мы опоздали. Но сок выпить надо.
- Класс.
- Ты, наверное, Майк?
Постой. Стоп, стоп.
Мы не увидим твою маму?
Пока, мама!
- Привет, Майк. Рада знакомству.
- И я рад. В восторге от проекта.
- Спасибо, что пригласили.
- А тебе, что нашёл аппаратуру.
Батарея мощная, с ней можно месяц освещать небольшую страну.
- Берём рис, кексы.
- Печенье с изюмом.
Супер еда для пикника.
Какой мягкий,
какой мягкий зефир!
Вы верите в привидения? Вы слышали про ведьму из Блэр?
Что-то слышала. Моя старшая сестра ходила там в школу.
В период Хэллоуина в здешних лесах жутковато.
- Изложи замысел.
- Я хочу избежать эмоций.
Хочу просто изложить факты. Легенда и так очень эмоциональна.
Хотите устроить ритуал "первого кадра"?
Конечно.
Идёт подготовка к первому кадру.
Может, пустить кровь из пальцев и расписаться на хлопушке.
- Нет, это потом.
- Целуем, целуем хлопушку.
- Первый кадр.
- Отметим его губной помадой.
Майк, целуй на удачу.
Он лизнул хлопушку! Не съешь её! Она нам нужна!
Это - Бёркитсвиль,
в прошлом Блэр. Тихий городок штата Мэриленд,
похожий на любой другой городок.
Двести с лишним лет назад здесь поселились двадцать семей.
Их потомки либо здесь, на холме, либо в городке у его подножия.
Здесь много могил детей, умерших в сороковых годах двадцатого века.
Хотя никто из горожан не рассказал нам о том времени
ничего необычного.
Но есть удивительная легенда.
Здесь повсюду её отголоски.
Они на этих камнях.
Мы сняли первую сцену. Кладбище. Начало фильма готово!
Мы снимаем документальный фильм. О ведьме из Блэр.
Вы о ней слышали?
Да! Это старинная история.
Насколько я знаю, был здесь мистер Парр - одинокий старик.
У него был дом на горе. Он долго жил там в уединении.
Вы слышали о ведьме из Блэр? Когда вы услышали о ней впервые?
О ней рассказывали жители нашего городка. Ещё я видела фильм
на канале "Дискавери". О ведьме и о призраках
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»
Конечно, Мирик и Санчез вряд ли сумели бы самостоятельно превратить в культурный феномен выдуманную ими легенду о ведьме, призрак которой убивает своих жертв руками тех, в кого вселяется, – им сильно помогла кинокомпания Artisan Entertainment, выкупившая права на ленту за 1,1 млн. сразу после предпремьерного показа на фестивале «Сандэнс», вложившая еще полмиллиона в ее монтаж, переозвучку и пересъемки финала и доставившая творение безработных инди-режиссеров в кинотеатры, сопроводив релиз беспрецедентной рекламной кампанией. Но она же без колебаний выбросила креаторов феномена за борт, когда выяснилось, что те не готовы немедленно приняться за сиквел. Мирик и Санчез полагали, что сперва нужно дождаться, пока не утихнет шум вокруг их фильма, Artisan придерживалась противоположной точки зрения и на мнение авторов плевала: студией был оперативно нанят режиссер-документалист Джо Берлингер, который уже в следующем году представил на суд публики сиквел «Ведьма из Блэр 2: Книга теней».
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света"
Вторым интересным новшеством, оказавшимся для «Ведьмы из Блэр» существенным подспорьем, оказался Интернет. Это сегодня даже зрителей совсем детских «Бумажек» или «Свинки Пепы» не удивишь наличием у проекта своего сайта, дополнительных возможностей погрузиться в мир героев в играх, соцсетях и виртуальных реальностях – без поддержки на популярных интернет-платформах сегодня не выходит ни один блокбастер. Но «Ведьма» вышла тогда, когда привязать интернет-технологии к своему фильму догадывались только самые увлеченные энтузиасты. Нет, здесь Blair Witch тоже не была первой, но зато она воспользовалась своим главным преимуществом – аудиторией – и ударила в наиболее продвинутый класс пользователей еще только зарождающегося интернет-сообщества, «Ведьма из Блэр» в Интернете стала хитом в американских и европейских университетах и колледжах. Сегодня об этом смешно говорить, ведь в 1999 году сайт, сопутствующий фильму, содержал лишь несколько экранных страниц текста, пару кадров да был украшен зловещими звуками. Но тогда Интернет еще не был «помойкой», заваленной фейками, откровенной ложью или безобидными выдумками. Фальсификации случались, но в остальном Сеть казалась сообществом объективных, заинтересованных людей. Было непросто не верить в пропажу студентов, отправившихся искать подтверждение легенде о колдунье. Даже спустя многие месяцы после премьеры фильма посещаемость сайта фильма, по меркам конца прошлого века, «зашкаливала». Мирик и Санчес «оживили» свой фильм силами сетевых компьютерных технологий – и это было важной составляющей, сделавшей ленту культовой.
2. Разветвленная мифология «Ведьмы» много лет остается образцом жанра.
1. Тема «Ведьмы» практически неисчерпаема.
Следующая цитата
Мэриленда.
Бабушка рассказывала эту сказку. Чтобы уложить внуков спать.
Говорила: "Встанете с постели ночью, вас схватит ведьма".
Осенью или зимой прошлого года в городе вдруг стали исчезать дети.
Никто не знал, почему они пропадают.
Самое страшное.
Самое страшное, что я слышала про ведьму, это два охотника.
. остановились у хижины, где жил призрак ведьмы.
- Они бесследно исчезли.
- Правда?
Не бойся, дочка, это страшная сказка, это неправда.
Однажды Парр пришёл на рынок и заявил: "Я, наконец, закончил!"
Что это значило?
Никто не понял. Потом полицейские поднялись на гору,
обыскали его дом и нашли трупы семерых детей.
Он попарно уводил детей в подвал, ставил одного лицом в угол.
- Серьёзно?
- А второго убивал.
Потом убивал и того тоже.
Это были те самые, пропавшие семеро детей. Жуткое зрелище.
Их выносили из леса по одному. Весь город рыдал.
В суде Парр сказал, что не мог выносить взглядов детей.
Поэтому ставил их лицом в угол.
Я всю жизнь верю во всяких ведьм и призраков.
И думаете, что они здесь есть?
- Вы верите в колдовство?
- Нет.
Понятно.
Мне кажется, что ведьма всё ещё творит жуткие вещи.
По-вашему, она всё ещё на горе?
По-моему, туда лучше не ходить.
- Говорят, в лесу полно призраков.
- Что это за призраки?
Не все в них верят, но о них твердит одна дама - Мэри Браун.
- Мэри Браун?
- Да. Она слегка с приветом.
Так считают горожане.
Здесь американский флаг. Это дом Мэри.
Я выманю её из дома. А вы пока думайте, где освещённость лучше.
Вот калитка Мэри.
Не знаю, как она открывается.
В вашей жизни вы встречались с ведьмой из Блэр?
Да.
Жуткая история.
Мы с моим отцом ходили рыбачить на ручье Тэппи.
Он течёт через Бёркитсвиль.
Как-то я лежала на куче листьев, следила за поплавком,
смотрела в небо.
Вдруг чувствую, рядом со мной кто-то есть.
Неприятное чувство. Смотрю, вроде женщина.
Но её руки, даже ладони, покрыты волосами.
- Тёмными, как у лошади.
- Шерстью?
Да, шерстью, как у лошади. На плечах, вроде бы, шаль.
- Большая шаль.
- Она вас пугала, угрожала?
Она ничего не сказала. Только смотрела. Потом распахнула шаль.
- Что было под ней?
- Тело покрытое шерстью.
Шерсть с головы до ног?
Да. И ноги тоже. Но было видно, что она женщина.
Лицо было очень странное.
Хорошо, что она не киношница.
Она считает себя киношницей. И балериной.
И историком. Пишет книгу по истории Америки.
Был сбой. Посмотрю, сколько плёнки испортил.
- Меряешь плёнку метрами?
- На объективе указаны метры!
Там есть и наша система!
Нет, только метры.
- Но камера американская!
- Но тут метры!
Коричневые цифры - футы?
- Значит, тут есть и футы!
- Но белые цифры видней!
- Ты работал с этой камерой?
- Работал один раз.
Как вам сегодняшний день?
Я многое узнал.
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: Новая глава"
Кому-то может показаться, что «Ведьма из Блэр» – продукт разовый и, более того, конечный. В конце концов ни занятым в картине актерам, ни постановщикам Эдуардо Санчесу и Дэниэлу Мирику в последующие полтора десятка лет не удалось достичь сколько-то заметных успехов. Однако это не минус, а плюс фильма – «Ведьма» с января 1999-го живет самостоятельно, в отрыве от тех, кто ее впервые вывел на экраны. И речь не только о том, что эта картина породила множество последователей, эксплуатирующих и тему «найденных пленок», и ужас нахождения в палатке ночью в лесу, и возродившийся интерес к древним колдуньям. «Ведьма из Блэр» стала ориентиром для многих кинематографистов, как начинающих, так и уже набивших руку, – приемы фильма используются до сих пор, авторы современных хорроров не стесняются напрямую использовать название классики в своих работах – герои подобных «ужастиков» частенько упоминают Хезер и то, чем закончились ее «поиски приключений». Но главное даже не это – «Ведьма» оставила открытой дверь в свой «пряничный домик». В проеме темно, холодок пробирает до костей от одного взгляда на ее зловещее жилье, но путь в неизведанное открыт – тебе лишь должно достать смелости взять камеру и погрузиться в кошмар тьмы и одиночества. Ничто не мешает любому желающему проявить изобретательность и ступить на опасную тропу, украшенную жуткими фигурками из веточек. И подобные попытки предпринимались – к несчастью, неудачные. И все же, как большой поклонник оригинальной ленты, я не теряю надежды ощутить себя снова потерянным в лесу, наполненном пугающими шорохами, зловещим шепотом и леденящими кровь вздохами, – я жду «Новую главу». А следом за ней жду чего-то подобного и от наших молодых хоррормейкеров. Неужели в России невозможно заблудиться или пропасть во время этнологической экспедиции? «Ведьма из Блэр» манит простотой реализации и уникальным эффектом погружения. Так чего же мы все ждем? Камеру в руки – и снимать! Именем Хезер, Майкла и Джоша – вперед!
Следующая цитата
Сегодня подросло поколение, которое сомневается в достоинствах классической «Ведьмы из Блэр»: мол, и финансовые ее заслуги преувеличены, и творчески она сделана с минимальными стараниями, и ни в чем не была первооткрывателем
5. «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» – универсальный хоррор.
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света"
Полагаю, для большей части зрителей это не имело столь существенного значения, как для меня, но мое личное восприятие «Курсовой с того света» было многократно усилено тем, что незадолго до выхода в фильма в прокат у меня появилась первая видеокамера. Об этом говорят практически все культовые режиссеры – в детстве у них появилась любительская камера, на которую они сначала записывали семейную хронику, потом попытались сделать что-то игровое, а затем мир для них сузился до размеров кадра, а каждый эпизод окружающего мира они стали воспринимать в жесткой привязке к общему сюжету. Не то чтобы я столь же глубоко погрузился в творчество, но, как и любой человек, в руках которого оказалась камера, много снимал. В определенный момент мир для меня и вправду превратился в небольшое черно-белое окошко с зарядом батареи в верхнем правом углу и бегущим хронометражем внизу слева. Я снял километры юбилеев, свадеб и дней рождений, а потом… «оказался в призрачном лесу». Для меня погружение в мир блэрской колдуньи было более чем реальным, ведь я и сам жил в этом мире. Все эти разговоры о камерах и пленке, эти шарахания из стороны в сторону в поиске объекта съемок, все эти «игры» зумом – для любого, кто держал камеру в руках, это обрело удивительный эффект погружения. И не то чтобы «Ведьма из Блэр» стала здесь каким-то новатором, нет, разумеется, фильмы, снятые в жанре «документалка-фальшифка», были известны и прежде, да и пленки от «пропавших» киношников раньше тоже находились. Но фильм Мирика и Санчеса вышел ровно тогда, когда достаточное число людей обзавелись собственными портативными видеокамерами, когда люди прочувствовали, что такое находиться за объективом, но в то же время быть частью сцены. В этом кроется часть секрета удивительного успеха фильма.
3. Картина ловко одной из первых использовала Интернет.
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр 2: Книга теней»
Снятым наспех фильмом остались недовольны, кажется, все, кто только мог: во-первых, Мирик и Санчез, которые в виде одолжения получили места «исполнительных продюсеров», но на деле никак не могли повлиять на процесс; во-вторых, сам Берлингер, которого студийное начальство било по рукам за излишнюю «документальность» и в итоге отстранило от монтажа ленты; в-третьих, студия, расстроенная реакцией критиков и сборами и в итоге отказавшаяся от съемок продолжения. Главная проблема «Книги теней» заключалась в утрате псевдодокументальности в пользу стандартного голливудского сюжета: по следам пропавших студентов отправлялась группа туристов, решивших повторить их маршрут и, разумеется, нарвавшихся на козни титульной ведьмы. Сиквел был снят как обычная художественная лента, вид от первого лица исчез, зритель больше не идентифицировал себя с героями, и от атмосферности первой части не осталось и следа. Фильм Берлингера пытался играть на том же поле, что и оригинал, грубо манкируя заданными авторами правилами игры, – но в результате одной голой мифологии оказалось недостаточно, чтобы завоевать интерес аудитории и собрать сколь-нибудь приличные деньги. Но усилий студии хватило на победу в номинации «худший сиквел», когда антипремия «Золотая малина» раздавала свои награды.
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света"
Я уже упомянул о том, что страх – понятие как минимум слабо прогнозируемое и почти непредсказуемое? Да? Тогда добавлю к этому то, что причины чего-то пугаться у каждого свои: кто-то боится бабайку под кроватью, кого-то дрожь пробивает при виде кровавых ран или просвечивающих сквозь лохмотья одежды гниющих кусков плоти, а кого-то проще всего свалить в обморок публичным осмеянием. Охватить все возможные способы заставить зрителя трепетать невозможно, даже запустив шестисезонный сериал-альманах «Американская история ужасов», но можно попробовать не пугать зрителя, а заставить его самого бояться того, чего он «хочет». В этом отношении «Ведьма из Блэр» была идеальным «самопугателем». Кто знает, что там скрывается в лесу? Что за звуки раздаются за пределами палатки? Кто прячется в заброшенном доме? Зомби? Вампиры? Оборотни? Призраки? Бешеные лесные твари? Пришельцы? Глядя на путешествие сквозь чащу Хезер и ее друзей в первый раз, можно насочинять себе всего что угодно. Я скажу больше: финал не дает четкого ответа на вопрос, что же угрожало студентам – вы можете продолжать верить хоть в ведьму на метле, хоть в черта в ступе. Фильм закончился, а страх остался. А помните ли вы, каково вам было при первом просмотре даже самых безобидных сцен фильма? Ужас охватывал зрителя с самого начала и не отпускал до последнего необъяснимого кадра. Заблудиться в чаще – это же кошмар. В какую сторону ни пойдешь – неизвестность. А каково это, кружить на одном месте, видеть уже пройденные не по разу ориентиры – с ума можно сойти. Наконец, выходить в ночь из палатки или оставаться внутри, пускать сопли пузырями или записывать свое прощальное обращение – свихнешься от такого выбора. «Ведьма из Блэр» блистательно вывернула наизнанку зрительский ливер, заставила по-настоящему бояться каждого шороха. Не демонстрацией ужасного, а погружением зрителя в атмосферу, где ужасное работает изнутри и может проявиться как угодно.
4. «Ведьма» задала новый виток жанру мокьюментари и «найденным пленкам».
Читайте также: