В огне брода нет цитаты из фильма

Обновлено: 21.11.2024

50 лет назад вышел фильм "В огне брода нет". Полвека прошло, а он жив и помнится. Само его появление было чем-то вроде чуда. В 67-м году уже наметился застой, а фильм еще явно оттепельный. Режиссер Глеб Панфилов поначалу был комсомольским работником, и даже вполне высокого ранга – вторым секретарем горкома комсомола. Должно быть, умел с номенклатурными людьми разговаривать, потому и фильм свой пробил. Но это, конечно, шутка, и куда проще, не вдаваясь в такую конкретную социологию, говорить просто о чуде. Таким чудом была сама оттепель, Хрущев, заговоривший о преступлениях Сталина и распустивший лагеря. Но "В огне брода нет" проскользнул в прокат, повторяю, уже на излете оттепели, это было удачей. Вскоре Панфилов и другой фильм с Чуриковой сделал – "Начало", опять же о талантливой девушке из самого что ни на есть народа, но там уже другой контекст был: не революция, а вполне устоявшаяся советская жизнь.

Подчас под видом самодеятельности удавалось реализовать очень смелые художественные проекты

Главной удачей, главной сенсацией была, конечно, Инна Чурикова в роли Тани Теткиной, простенькой дурочки, у которой вдруг явился художественный талант. Кстати сказать, первоначальное название фильма было "Дура", и в фильме его героиню не раз именно так и называют. И сочетание такой простоватости с художественным талантом было острым сюжетным ходом, много способствовавшим успеху картины. Но это же, кажется, как раз помогло ее выпуску на экраны: начальство советское всегда было благосклонно к такому сочетанию, к прославлению талантов из народа. Советская власть как бы даже способствовала такому процессу, поддерживала всякую самодеятельность, и подчас под видом самодеятельности удавалось реализовать очень смелые художественные проекты. Об одной такой истории рассказывает знаменитый театральный художник Эдуард Кочергин: как авангардную постановку "Клопа" Маяковского выдали за работу каких-то любителей, и она завоевала первый приз на всесоюзном смотре этой самой самодеятельности, и Кочергин за это получил квартиру. Деньгами не давали, потому что именно самодеятельность, – так Кочергину именно на этом повезло, квартира была дороже денег.

Был заведен разговор о гражданской войне как беде всенародной, о трагедии

В фильме Панфилова наиболее заметным (но в сущности не главным) был другой мотив, и вот тут бросалась в глаза непривычная смелость: был заведен разговор о гражданской войне как беде всенародной, о трагедии, которой не гордиться следует, а о которой сожалеть надо. Был белый офицер, печалящийся о братоубийственной войне, который отпускает попавшую в плен Таню, и офицер этот был всячески человечен, и в живописи разбирался, и поверил Таниному таланту, когда она, посмотрев на иконы, сразу увидела лучшую. И была такая же человечность на другом полюсе: комиссар санитарного поезда Игнатьич, которому невмоготу было его комиссарство и который от этого комиссарства сбежал, можно сказать, дезертировал на фронт. Комиссар, не желающий командовать, тяготящийся своим маузером, – это был очень необычный персонаж в советском кино. Да пожалуй, такого вообще не было нигде, кроме как в панфиловском фильме.

Режиссер Глеб Панфилов (в центре) на съемочной площадке фильма "В огне брода нет" Завуалированный бунт против идеологической и всякой другой цензуры

И был еще один персонаж, который в принципе и в реале, как теперь говорят, как раз был бы уместен на комиссарском посту, он был эвфемистически обозначен как комендант поезда. Это свирепый инвалид на деревянной ноге Фокич. Вот чьей пастью говорила партия, вещала революция. Этот Фокич хотел сразу всех расстрелять, радовался расстрелу царской семьи, бранил Игнатьича за слабость, говорил: какой из тебя комиссар. Ну и, наконец, он нес главный, хотя замаскированный месседж картины, тут-то и таилось зерно замысла, идея фильма: он был цензором. Ударная сцена фильма: художник расписывает агитвагон, а Фокич ему говорит: как ты солнце нарисовал, это ж не солнце, а колесо. Художник отвечает: иди отсюда, занимайся своим делом, я, а не ты художник. На что Фокич отвечает: ты художник, а я комендант. Сдается, что для этого диалога и был сделан фильм "В огне брода нет". Этот фильм не столько о гражданской войне (строго говоря, вообще не о ней), а декларация о намерениях, даже декларация независимости советского времени художников, завуалированный их бунт против идеологической и всякой другой цензуры.

Удивительно, что начальство не заметило этого. Вот это и было подлинным чудом, отнюдь даже не сам фильм, строго говоря: ведь художники, люди искусства и всегда должны говорить независимую правду. Чудом было вот это невнимание начальства, оно выступило, как Таня Теткина, дурой. Но искусство от этого только выиграло. И кинозрители, конечно.

Следующая цитата

вернуться к странице

В огне брода нет

Баба. как баба, только что не красивая.

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Какой Вы хороший человек, Игорь. )))

Нравится Показать список оценивших

Игорь Потлов ответил Людмиле

Нравится Показать список оценивших

Игорь Потлов ответил Людмиле

Нравится Показать список оценивших

Игорь Потлов ответил Людмиле

Суфийские гиштории.вещь занимательна и поучительная,особенно в изложении Джалаладдина Руми-мавляны.

Следующая цитата

Вы хотите зарегистрироваться?

В огне брода нет:
смотреть фильм онлайн

отзывы

< 1 2 3 4 5 6 > Невыспавшийся Фрейд (Вена - Санкт Петербург) 04.09.2014 - 07:36:14 №74 Russe
Это не "Панфилов стебется", - а конкретно вы так воспринимаете. Ну вот такое у вас своеобразное восприятие, бывает. Либо будьте любезны ссылку на источник (слова самого Панфилова, которые подтверждали бы ваши собственные). Допускаю, что возможны различные взгляды на сюжет фильма, в том числе и Ваш..
Если Вы всерьез считаете, что на Западе не сделали революцию - "потому что глупые такие" - значит, возможно, так оно и есть. С Вашей точки зрения, конечно.
Я лично этот и другие аналогичные диалоги из фильма воспринимаю как чистый стеб, шутку :(. И искать документальное подтверждение этому считаю излишним, так как не хотите со мной соглашаться - не соглашайтесь, это Ваше право :)
Более того. Я настолько уважаю это Ваше право иметь собственное мнение, что не буду требовать от Вас документы, доказательства, пруфы где бы и сам Панфилов уверял - "На Западе. глупые живут".
Russe 03.09.2014 - 22:16:56

№69 Невыспавшийся Фрейд

Так что - в этом фильме Панфилов к гиперболам и юмору обратился "вынужденно" не потому, что в других ситуациях он брутален и жесток, а просто чтобы завуалировать, "зашифровать" разные уровни понимания сюжета, так как этот способ наиболее удобен в эзоповом языке. Настолько удобен, что многие даже приняли изречения ггероев всерьез, за чистую монету.


Да над какими "мертвыми"?
"Над самими собой" Панфилов стебется.


Это не "Панфилов стебется", - а конкретно вы так воспринимаете. Ну вот такое у вас своеобразное восприятие, бывает. Либо будьте любезны ссылку на источник (слова самого Панфилова, которые подтверждали бы ваши собственные). Невыспавшийся Фрейд (Вена - Санкт Петербург) 03.09.2014 - 21:43:11 №70 Марина Морская
Специально пересмотрела этот фильм. Нисколько не разочаровалась. Только я здесь вижу другой смысл-талантливый человек не смог реализовать себя. И это грустно, и даже больно, потому что таких было великое множество, и не только в гражданскую, но и во все другие войны. Невыспавшийся Фрейд (Вена - Санкт Петербург) 03.09.2014 - 21:25:32 №66 Турандот из страны Оз
Невыспавшийся Фрейд
Добавляю к списку ещё "Свадьбу в Малиновке" и "Интервенцию". Последняя на полке провалялась до конца 80-х. . №66 Турандот из страны Оз
Невыспавшийся Фрейд
Сейчас другие проектировщики. Удивительно - поймал себя на мысли, что соглашаться с Вами - гораздо приятнее, чем спорить :) Марина Морская 03.09.2014 - 21:22:31 Специально пересмотрела этот фильм. Нисколько не разочаровалась. Только я здесь вижу другой смысл-талантливый человек не смог реализовать себя. И это грустно, и даже больно, потому что таких было великое множество, и не только в гражданскую, но и во все другие войны. Невыспавшийся Фрейд (Вена - Санкт Петербург) 03.09.2014 - 21:17:55

№68 Андрей Ляпчев

Всё разложено по полочкам, с пояснительными табличками.
Но Иванушка-дурачок, как архетип, должен в итоге оказаться победителем. Не должен он погибнуть, даже если и «в юбке». Таня Тёткина, скорее, юродивая. (Многие святые были юродивыми. ) Она не «оболванена пропагандой». Она малограмотна, «тёмная». Но разве в этом большевики виновны, а не та действительность, которая была ДО революции?
Она видела много несправедливости и мечтает о всеобщем счастье.

Хм-мм..
Во-первых, спасибо за развернутый и обдуманный ответ :)
Во-вторых. можно было бы попытаться копнуть глубже. От выяснения реальных причин "дурачливости" Иванушек -дурачков (младших детей в больших крестьянских семьях), которых воспитывали уже не родители, а чуть более их старшие братья - сестры, которые мало чему могли научить. До вложения сакрального смысла в "убийство" Панфиловом "Тани - Иванушки", как грядущей постреволюционной бездуховности, как предлагаете это сделать Вы..
Но ограничусь тем, что напишу - было интересно прочесть Ваше мнение, спасибо :)

№68 Андрей Ляпчев
Неужели к гиперболам, иносказаниям и особливо к юмору творческие люди пребегают «вынужденно»? Это что же: дай им волю, так ни иносказаний, ни юмора не дождёшьс? Всё будет «в лоб» и хмуро?

Тоже неплохой "выпад" с Вашей стороны :)
Думаю, к юмору и гиперболам люди обращаются всегда, почти в любых ситуациях. Это - нормально. Ненормально - когда люди искажаются в злобе и "обращаются к кулакам" :)
Так что - в этом фильме Панфилов к гиперболам и юмору обратился "вынужденно" не потому, что в других ситуациях он брутален и жесток, а просто чтобы завуалировать, "зашифровать" разные уровни понимания сюжета, так как этот способ наиболее удобен в эзоповом языке. Настолько удобен, что многие даже приняли изречения ггероев всерьез, за чистую монету.

№68 Андрей Ляпчев

С «острым стебом» тоже не вполне понятно. Мало-мальски приличный стеб возможен только в том случае, если это «дело обоюдное». А стебаться над мёртвыми это.

Да над какими "мертвыми"?
"Над самими собой" Панфилов стебется.
Это же -наше все, мы сами в плоти от плоти ггероев.
Вот если это какой иностранец снял - да, было бы, думаю, неприятно.

№68 Андрей Ляпчев
. И роль у Евгения Лебедева такая, что фильм могла на полку положить с большим основанием, чем «смешные красноармейцы». Ведь белый полковник – хороший человек. И если этот хороший человек, не желая того, становится убийцей Тани, здесь есть о чем задуматься

Поэтому я и написал - "грустный стеб"
Про полковника - абсолютно с Вами согласен, просто специально не стал на нем внимание акцентировать, так как он уже "не наш герой" - см. чуть выше о "наших" :)

№68 Андрей Ляпчев

Глубоко копает.
Впервые встречаю человека, у которого «сегодняшняя действительность» ассоциируется с «тогдашней оттепелью».

Действительность ассоциируется не с ее началом, а - с концом :(
Вот в чем заковыка :( Андрей Ляпчев (Омск) 03.09.2014 - 16:50:00 У Фрейда довольно любопытный анализ.

№46 Невыспавшийся Фрейд

Следующая цитата

Отписаться можно в любой момент.


На днях свое 87-летие встретил известный режиссер и сценарист, народный артист РСФСР Глеб Панфилов. Уже больше 50 лет его имя обычно упоминается вместе с именем знаменитой актрисы Инны Чуриковой, которая все эти годы остается его неизменной музой и женой. Сегодня их сложно представить порознь, а появился этот союз благодаря фильму «В огне брода нет». Эта картина стала дебютом Панфилова как кинорежиссера и заставила зрителей по-другому посмотреть на актрису, которую из-за ее нестандартной внешности настоятельно не рекомендовали снимать в главных ролях.

В поисках другой красоты

Казалось, их встреча была предопределена судьбой. Еще до того, как 32-хлетний Глеб Панфилов приступил к съемкам своего первого фильма, в его доме друзья заметили висевший на стене рисунок, на котором была изображена неизвестная девушка. Когда позже они увидели Инну Чурикову, они поразились, насколько ее черты напоминали ту незнакомку – словно он мечтал о ней еще до того, как они познакомились.

Глеб Панфилов пришел в кино не сразу: до этого он успел окончить химико-технологический факультет Уральского политехнического института, работал мастером цеха химочистки на заводе в Свердловске, а затем стал завотделом пропаганды и агитации в горкоме ВЛКСМ и создал городскую любительскую киностудию, а позже пришел на местное телевидение, где снял несколько документальных и короткометражных телефильмов. В 1965 г. Панфилов окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров и устроился на «Ленфильм». Однажды его педагог Евгений Габрилович рассказал слушателям курсов о судьбе юной санитарки, мечтавшей стать художницей, но не успевшей осуществить мечту – она погибла во время Гражданской войны. На основе этой реальной истории Габрилович написал повесть «Случай на фронте», а затем согласился стать соавтором сценария дипломной работы Глеба Панфилова. Военная драма «В огне брода нет» стала его дебютным полнометражным фильмом в качестве кинорежиссера.

Главной героиней фильма стала санитарка-дурнушка из санитарного поезда, вывозящего раненых с фронтов Гражданской войны. Она неуклюжая, застенчивая, странноватая и даже нелепая, но чистая и искренне преданная своему делу. К тому же у нее вдруг обнаруживается талант художницы, и ее наивные рисунки поражают силой духа. Найти актрису на эту роль было очень трудной задачей, ведь тут важно было не только разыскать юную артистку, не боявшуюся выглядеть на экранах некрасивой, но и передать главную идею сценаристов – несоответствие внешней несуразности внутреннему богатству. Все актрисы, приходившие на пробы, казались режиссеру слишком красивыми. Как ни пытались их «подпортить» гримом, все это выглядело неестественно. Панфилову хотелось найти такую актрису, которая не считала бы сама себя привлекательной, но при этом была бы очень обаятельной и харизматичной.

Судьбоносная встреча

Инна Чурикова не боялась выглядеть на экранах некрасивой и нелепой, ведь в кино ей предлагали только гротескные и комедийные роли. Из-за ее нестандартной внешности Инну поначалу не хотели принимать ни в один из театральных вузов и ни в один из театров. Даже в Театре юного зрителя, куда ее в итоге взяли, ей доверяли только второстепенные роли. А вот в кино ее судьба складывалась более удачно: к моменту встречи с Глебом Панфиловым она уже успела сняться в эпизодах фильмов «Тучи над Борском», «Я шагаю по Москве», «Неуловимые мстители», «Старшая сестра», а также запомниться зрителям по главным ролям в фильмах «Морозко» и «Стряпуха». Конечно, она не считала себя красавицей и не старалась на экранах выглядеть лучше, чем в жизни. В ней было главное – органичность, непосредственность и та самая доля «чудинки», которую искал режиссер.

Он увидел ее по телевизору, в телеспектакле Театра юного зрителя, где Инна Чурикова играла Бабу Ягу. Тогда Панфилов подумал, что вот такую героиню хотел бы видеть в своем фильме. А после этого на Чурикову ему посоветовал обратить внимание Ролан Быков, и режиссер убедился в том, что чутье его не подвело. Об их первой встрече Панфилов вспоминал: « Я вошел в комнату, и на меня подняла свои лучистые глаза девушка с моего рисунка и из телеспектакля, в котором я однажды видел ее. Это была судьба ». А она позже говорила: « Еще во время первого разговора я поняла: это тот человек, которого я полюблю на всю жизнь ».

Руководство киностудии поначалу не хотело утверждать Чурикову на главную роль, ведь главные героини обычно были яркими красавицами, но Панфилов был непреклонен: ему нужна именно эта актриса! Режиссер помог ей найти свой собственный актерский почерк, открыл ее для нее самой. Позже Чурикова говорила, что именно в фильме «В огне брода нет» она родилась как актриса, ведь Панфилов не только эксплуатировал ее специфическую внешность, но и дал возможность раскрыть весь диапазон многогранного актерского потенциала.

«Клевета на красоту советского человека»

В 1968 г. фильм «В огне брода нет» вышел на экраны. Премьеру в Доме кино кинематографисты встретили восторженно, а вот в прессе начались дискуссии. Кто-то увидел в Инне Чуриковой кинозвезду нового формата и написал рецензию под заголовком «В красоте ли красота?», а кто-то удивлялся такому выбору режиссера и находил героиню слишком странной и нетипичной. Киноначальство оставалось непреклонным: Чурикову и таких, как она, нестандартных актрис, настоятельно не рекомендовали снимать в главных ролях, « чтобы они своим внешним видом не клеветали на красоту советского человека ». Впрочем, Глеб Панфилов оставался верен себе и своей музе и этот запрет игнорировал.

А вот зрители приняли фильм очень тепло. В 1969 г. режиссер-дебютант завоевал признание и за рубежом: на Международном кинофестивале в Локарно (Швейцария) Панфилов получил первый приз – «Золотого леопарда», а работу Инны Чуриковой отметили дипломом жюри. Для дебютной картины это был невероятный успех.

После премьеры фильма «Начало» Фаина Раневская восхищалась коллегой: « В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Она необыкновенно выразительна. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам. Никогда не забуду, как она угощала своего любимого: «Ешьте, это птица», как держалась, смотрела на него. И – делалась красивой! Талант делает человека красивым ».

Такой, какой показал Чурикову Панфилов, ее не видел ни один из режиссеров, ведь он смотрел на нее влюбленными глазами. Благодаря этому зрители тоже смогли разглядеть в ней то, чего не замечали раньше – не только мощный комедийный и острохарактерный потенциал, но и тонкую лирику, душевную глубину, хрупкую женственность и невероятное обаяние.

Читайте также: