Утренняя заря ницше цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Какой человек самый нравственный? Во-первых, тот, кто наиболее часто исполняет закон, т. е. подобно брамину, всюду в каждую минуту носит с собой сознание этого, так что при каждом удобном случае исполняет закон. Во-вторых, тот, кто исполняет закон в самых тяжелых обстоятельствах. Самый нрав

Например, вот главное положение старых времен: нравственность не что иное (или не более) как подчинение обычаям, како

Фокусник и его антипод. То, чему мы удивляемся в науке – противоположно тому, чему мы удивляемся в искусстве фокусника. Фокусник обманывает тем, что показывает простую причинность там, где, в действительности, существует причинность очень сложная

Предубеждение ученых. Правильно убеждение ученых, что люди всех времен думали, что они знают, что такое добро и зло, что похвально и что достойно порицания

Становление (das Werden) влечет за собой исчезновение; зачем же из этой вечной игры делать исключения для какой-то планетки! И на этой планетке для одного вида, живущего на ней? Прочь эти сентиментальности!

Следующая цитата

Вот стоит великий художник: наслаждение, которое испытывает он, зная зависть побежденных соперников, дает энергию его силам и помогает ему сделаться великим: скольких горьких минут стоило другим его величие! Непорочность монахини: какими глазами смотрит она в лицо других женщин. Тема не велика, но вариантов можно набрать

Свободный человек безнравствен, потому

он скажет вам об этом сам, если он снова сделается человеком, этот мнимый Трофоний, этот житель подземелья. Разучиваются молчанию, когда

Жизнь и фантазия. Как бы далеко ни простирал кто-нибудь своего самосознания, ничто не может быть так неполно, как картина всех влечений, составляющих его существо. Едва ли он будет в

Так называемое «я». Язык и предрассудки, на которых построен язык, часто мешают нам выяснить сущность внутренних процессов и желаний. Например, вследствие того, что существуют

Самообладание и умеренность: их последний мотив. Я нахожу только шесть существенно различных методов, чтобы побороть силу страсти

Отдельные положения. Если индивидуум хочет счастья, ему не надобно давать никаких предписаний о пути к счастью: индивидуальное счастье вытекает из собственных неизвестных

Мораль добровольного страдания. Ка

К новому воспитанию человеческого рода. Помогите, здравомыслящие, удалить понятие наказания, которое завладело всем миром! Нет более вредных плевел! Его не только сделали следствием нашего образа действий – как страшно и нелогично уже одно это: понимать причину и следствие как причину и наказание, – но сделали больше: всю чистую случайность совершающегося лишили ее невиновности ради этого проклятого искусства толкования понятия наказания…

Следующая цитата


Вежливость - очень хорошая вещь и принадлежит к числу четырёх главных добродетелей, хотя и занимает среди них последнее место; но для того, чтобы не быть тягостными друг другу из-за неё, тот, с кем я имею дело, должен быть одной степенью выше или ниже меня в деле вежливости; в противном случае мы не сдвинемся с места.


Никогда не скрывай и не замалчивай того, что сможет быть противопоставлено твоей мысли! Обещай себе это! Это - основа честности мысли. Каждый день ты должен совершать поход против самого себя. Победа, одержанная тобою, принадлежит не тебе, а правде, но зато и твоё поражение - уже не твоё.


Птица феникс показала поэту пылающий и обуглившийся свиток. "Не пугайся, - сказала она, - это - твоя работа! В ней нет духа времени, и ещё меньше духа тех, которые идут против времени, следовательно, она должна быть сожжена. Но это хороший признак. Есть другие утренние зори".


Чему всего опаснее разучиться? Начинают тем, что разучиваются любить других, и кончают тем, что не находят ничего достойного любви и в себе.


Чем выше мы поднимаемся, тем меньше кажемся мы тем, которые не умеют летать.


. люблю я шаг вперёд и идущего вперёд, того, который покидает постоянно самого себя и вовсе не думает о том, следует ли за ним кто-нибудь другой. «Где я остановлюсь, там найду я только себя одного: зачем мне останавливаться! Пустыня ещё велика!» — так чувствует такой идущий вперёд.


Боль от страсти ощущается потому, что есть другая такая же сильная, а может быть и более сильная страсть; потому что этим страстям предстоит вступить в борьбу, в которой должен принять участие наш интеллект.


Мы, люди, единственные создания, которые в случае неудач могут зачеркнуть самих себя, как неудавшуюся фразу, - всё равно делаем ли мы это к чести человечества, или из сострадания, или из ненависти к нему.


Каким образом разум вошёл в мир? Само собою разумеется, неразумным образом, случайно.


Многие десяток раз на дню говорят злое, холодное слово окружающим их и не думают при этом, что через несколько лет они создадут себе закон привычки, который будет заставлять их по десяти раз в день оскорблять окружающих. Но они могли бы также привыкнуть и к тому, чтобы десяток раз в день делать им добро!


Лорд Байрон, знавший это очень хорошо, писал в своём дневнике: "Если бы у меня был сын, он должен был бы сделаться человеком вполне прозаичным - юристом или морским разбойником".


. если человечество не погибнет в страсти, оно погибнет в слабости. Что же лучше? Вот вопрос! Предпочтём ли мы иметь конец в огне и свете или в тине?


Когда даётся обещание, то им бывает не слово, которое обещает, а то невысказанное, что стоит позади слова. Наоборот даже, слова делают обещание менее сильным, так как на них идёт частица той силы, которая обещает. Итак, подавайте руку и ничего не говорите - вот лучшее обещание!


Когда молчишь целый год, то отвыкаешь болтать и приучаешься говорить.


Мы выражаем наши мысли постоянно словами, которые у нас под рукою. Или, чтобы вернее выразить мою мысль, мы в каждую минуту имеем именно только ту мысль, для которой у нас есть под рукой слова, которые могут приблизительно выразить её!


Если мы будем рассматривать зеркало, то мы ничего не найдём, кроме вещей в нём; если будем рассматривать эти вещи, то найдём опять зеркало.


Страдание! Это очень хороший способ извинения! Вы наказываете самих себя, если бываете несправедливы к чему-нибудь; вы омрачаете этим свой собственный глаз, а не глаз других; вы приучаете себя к ложному, кривому взгляду.


Век полный опасностей, какой теперь начинается, и в котором храбрость и мужественность получают большее значение, может быть, мало-помалу снова сделает души жёсткими, так что им понадобятся трагические поэты, но теперь они несколько излишни, если употребить мягкое выражение. Может быть, и для музыки придёт некогда лучшее время - тогда, когда художникам придётся обращаться с нею к людям с вполне развитой личностью, твёрдым, страстным, - а к чему музыка теперешним непостоянным, непоседливым, недоразвившимся, полуличным, любопытным, похотливым душонкам уходящего века?


Подчинение морали может быть или рабским, или суетным, или своекорыстным, или самоотверженным, или глупо-восторженным, или бессмысленным, или актом отчаяния: само по себе это не содержит ничего нравственного.


Самая дешёвая и безмятежная форма жизни есть жизнь мыслителя, ибо он нуждается больше всего в тех вещах, которые другими мало ценятся или оставлены без внимания. Он радуется легко и не знает дорогих подходов к удовольствиям; его работа не тяжела и в то же время приятна; его дни и ночи не отягощены угрызениями совести. Он ходит, есть, пьёт, спит столько, сколько ему необходимо для того, чтобы его ум был покоен, силён и ясен; он наслаждается своей жизнью и не имеет поводов бояться её; он не нуждается в обществе, разве только для того, чтобы полюбить потом ещё больше своё одиночество. Живых и даже друзей ему заменяют мертвецы, разумеется лучшие, какие только жили.


Нелогично поступают, если по вечеру судят о дне, потому что там очень часто о силе, успехе и доброй воле судит усталость. Точно так же следовало бы остерегаться и суждения стариков о жизни, так как старый возраст, как и вечер, обыкновенно наряжается в новую привлекательную нравственность и умеет с помощью вечерней зари, сумерек, мирной и томительной тишины унизить день.


Признаком гуманности часто служит то, чтобы не судить другого и отказаться думать о нём.


Совесть - большая искусительница всех фанатиков. То, что являлось Лютеру в образе дьявола или прекрасной женщины и что он гнал от себя таким невежливым образом, была совесть, а может быть, в более редких случаях даже и правда.


Невзыскательные ландшафты - для великих художников, а замечательные и редкие - для маленьких. Именно великие явления природы и человечества должны ходатайствовать за всех: за маленьких, средних и честолюбивых своих почитателей, - а великий ходатайствует за незаметные явления.


Беспокойство открытия и разгадывания сделалось до того привлекательным и необходимым для нас, как безнадёжная любовь для влюблённого, которую он не отдаст ни за какую цену ради состояния спокойствия, - да может быть - мы тоже безнадёжно влюблённые!

Следующая цитата


Мы с уважением относимся к тому, чего не понимаем, например, к древним обычаям, к словам, высказанным торжественным тоном и т.п. Но нам следовало бы воздерживаться от суждений и приговоров о том, чего мы не понимаем, чтобы не было больше на земле пустых башен, воздвигнутых уважением. Однако наш духовный мир похож ещё на Египет - пустыня и громадные пирамиды, а в этих пирамидах, большей частью недоступных, только жалкие трупы!


Культура есть постепенное следствие счастья бесчисленного количества единичных личностей!


Большая часть философии придумана для того, чтобы изменить в ощущениях зло и недостаток так, чтобы они казались необходимыми миру. Роль философии - борьба с болью; следовательно, ей предстоит исчезнуть.


Наше теперешнее образование представляет собою нечто очень жалкое, какое-то гнилое блюдо, в котором плавают какие-то невкусные куски, куски знания, искусства, которые не станет есть ни одна собака. [. ] В действительности современное образование является жалким потому, что на горизонте пред ним восходит великая задача, именно пересмотр всех ценностей. Но прежде чем положить все вещи на весы, надобно иметь в руках весы.


Наука принесла много пользы, теперь можно было бы ей вполне подчиниться. Но это ошибка: она не может приказывать, указывать дорогу; она может быть полезной только тогда, когда знают, куда идти.


Сострадание, как изображает его Шопенгауэр, есть главное извращение нашего бытия, самая основная из всех возможных глупостей.


Мы чаще гибнем от наших сил, чем от наших слабостей; свои слабости мы знаем, но сил своих не знаем.


Безопасность и продолжительность жизни, которыми так гордится наш новый мир, как своим приобретением, куплены скорее уменьшением, а не увеличением чувства счастья.


"Обязанность" - это мысль, посредством которой одна склонность берёт верх над другой, - с некоторой задержкой в работе разума!


Общая заповедь всех обычаев и моралей гласит: будь осторожен и бойся, владей собою и притворяйся.

Читайте также: