Уличная жизнь в романе преступление и наказание цитаты из текста

Обновлено: 07.11.2024

Автор дает довольно мало информации о погоде и обстановке в городе. Однако и этих скудных сведений достаточно, чтобы составить образ Петербурга, а также проследить связь природы с состоянием героев и т.д.

В этой статье представлены материалы о роли пейзажа в романе "Преступление и наказание" Достоевского (природа, погода).

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"

Роль пейзажа в романе "Преступление и наказание" Достоевского

Природа в романе "Преступление и наказание" проживает свою особенную жизнь параллельно с действующими лицами.

История о Раскольникове начинается в июле в Петербурге. На протяжение всего романа (в течение около 2 недель) в Петербурге стоит жара и духота. Об этом автор часто мельком упоминает в тексте.

Жара, несвежий воздух и духота сопровождают Раскольникова все две недели после его ужасного преступления. Жара и духота словно усиливают болезненное и мучительное состояние главного героя. После преступления Раскольников находится в болезненном состояниие, которое перекликается с тяжелой атмосферой в городе, вызванной летней жарой.


Жара и долгожданный дождь. Что этим хотел сказать Достоевский?

Любопытно, что спустя почти две недели жары в Петербурге все-таки проходит долгожданный дождь. Достоевский наделяет этот "спасительный" дождь особенным смыслом: дождь идет как раз накануне явки Раскольникова с повинной.

Длительный период удушающей жары завершается дождем. Так же страдания Раскольникова перерастают в решительные действия и он является в контору с повинной.

Вот как автор описывает жаркую погоду в Петербурге до дождя:
"На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных. " (часть 2 глава I)
А вот как Достоевский описывает долгожданный дождь в душном Петербурге, который случается накануне явки Раскольникова с повинной:
"Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева." (часть 6 глава VI)

На следующий день после этого дождя и грома Раскольников прощается с матерью и сестрой и отправляется в контору, где признался в убийстве старухи и ее сестры.

Этот долгожданный дождь в конце романа становится символом очищения и перемен в жизни и других героев:

    получает 3 тысячи рублей от Свидригайлова в качестве благотворительности и прекращает заниматься своим "непристойным ремеслом"
  • Юная невеста Свидригайлова получает от него 15 тысяч рублей в качестве подарка
  • Свидригайлов кончает жизнь сaмoубийством утром после этого дождя

Это были материалы о роли пейзажа в романе "Преступление и наказание" Достоевского (природа, погода).

Следующая цитата

(289 слов) Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» изображает уличную жизнь Петербурга, где каждый человек теряет себя в сутолоке и давке за место под солнцем, которое так и не находится для большинства из горожан. Именно эта атмосфера становится движущей силой для развития жестокой теории Родиона.

Описание уличной жизни столицы начинается с первых страниц. В городе царит духота, сгущается летний смрад трактиров, откуда доносится грубая брань завсегдатаев распивочных. На нервную натуру героя эта картина оказывает глубочайшее воздействие: он становится еще несчастнее и злее. Обитатели города, впрочем, тоже не отличаются жизнелюбием и радушием. Повсюду царит атмосфера враждебности и конфликта. Родион даже ловит себя на мысли, что боится свою хозяйку: настолько глубоко въелась во взаимоотношения людей всеобщая неудовлетворенность. Горожане живут бедно, нужда следует за ними по пятам. Именно поэтому Раскольников решается на убийство: гнет столичных улиц затуманивает его разум. Он видит самоубийцу на мосту, пьяницу Мармеладова в трактире и слышит вокруг лишь жалобы на жизнь и упреки в адрес немногих счастливцев, которые устроились лучше ценою подлости.

Но есть в уличной жизни и чудеса, способные разбавить мрачность узких и вонючих переулков. Например, именно здесь встречается нам Соня Мармеладова, которая не запятнала душу пороком улицы. Будучи продажной женщиной, она все же смогла сохранить чистоту помыслов и доброту сердца. Своими силами героиня долгие годы содержала целую семью и спасла детей мачехи от голодной смерти. Она же выручает Раскольникова и направляет его к очищению и раскаянию. Именно такие святые люди встречаются на дне среди пьяниц и сумасшедших, блудниц и хапуг. Ради них читателю стоит посмотреть на жизнь петербуржской улицы по-другому.

Таким образом, уличная жизнь в романе представлена с разных сторон. С одной стороны, она наполнена грязью и желчью нищеты, безнадежностью социального дна. С другой, именно такая среда плодит святых мучеников, способных изменить этот мир к лучшему.

Следующая цитата

В этой статье представлены цитаты из романа "Преступление и наказание" Достоевского: афоризмы, крылатые выражения, мудрые высказывания из произведения.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"

Цитаты из романа "Преступление и наказание", афоризмы, крылатые выражения, интересные высказывания

". всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся. " (Раскольников, часть 1 глава I)

"Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить. Мелочи, мелочи главное. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё. " (Раскольников, часть 1 глава I)

"Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово." (автор, часть 1 глава II)

". сострадание в наше время даже наукой воспрещено. так уже делается в Англии, где политическая экономия." (Мармеладов передает слова Лебезятникова, часть 1 глава II)

"А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!" (Мармеладов, часть 1 глава II)

"Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу. Пью, ибо сугубо страдать хочу!" (Мармеладов о своей зависимости, часть 1 глава II)

"Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?" (Мармеладов, часть 1 глава II)

"Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела. А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!" (Мармеладов о дочери Соне, часть 1 глава II)

"И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!" (Раскольников о Соне, часть 1 глава II)

". всякого человека нужно сначала осмотреть самому и поближе, чтоб о нем судить. " (Лужин, часть 1 глава III)

"Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя!" (Раскольников, часть 1 глава IV)

"И как подумать, что это только цветочки, а настоящие фрукты впереди!" (Раскольников, часть 1 глава IV)

"Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого. Ведь это будущий тон после брака, пророчество. " (Раскольников о браке Дуни и Лужина, часть 1 глава IV)

". до последнего момента рядят человека в павлиные перья, до последнего момента на добро, а не на худо надеются; и хоть предчувствуют оборот медали, но ни за что себе заранее настоящего слова не выговорят; коробит их от одного помышления; обеими руками от правды отмахиваются, до тех самых пор, пока разукрашенный человек им собственноручно нос не налепит." (Раскольников, часть 1 глава IV)

". для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст! Вот в чем вся наша штука-то и состоит: за брата, за мать продаст! Всё продаст! . свободу, спокойствие, даже совесть, всё, всё на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы." (Раскольников о сестре Дуне, часть 1 глава IV)

"Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" (Раскольников, часть 1 глава IV)

"Понимаете ли вы, что лужинская чистота всё равно, что и Сонечкина чистота, а может быть, даже и хуже, гаже, подлее, потому что у вас, Дунечка, все-таки на излишек комфорта расчет, а там просто-запросто о голодной смерти дело идет! " (Раскольников о браке Дуни с Лужиным, часть 1 глава IV)

"Ах, стыд-то какой теперь завелся на свете, господи!" (городовой о пьяной девушке на улице, часть 1 глава IV)

"В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостию, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. . Такие сны, болезненные сны, всегда долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека." (автор о снах, часть 1 глава V)

". болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?" (Раскольников, часть 1 глава VI)

"Поневоле станешь бледный. коли есть нечего. " (Раскольников, часть 1 глава VII)

"Умные речи приятно и слушать." (Разумихин, часть 2 глава III)

"То-то вот и есть: честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест." (Разумихин, часть 2 глава III)

". чтобы сделать в свете карьеру, достаточно, по-моему, всегда сезон наблюдать; если в январе спаржи не потребуешь, то несколько целковых в кошельке сохранишь. " (Разумихин, часть 2 глава III)

"Человека не уважаете, себя обижаете. " (Разумихин об уважении другого человека, часть 2 глава IV)

"Ведь тут что всего обиднее? Ведь не то, что они врут; вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет. Нет, то досадно, что врут, да еще собственному вранью поклоняются." (Разумихин, часть 2 глава IV)

"Да ведь нельзя же молчать, когда чувствуешь, ощупом чувствуешь, что вот мог бы делу помочь. " (Разумихин, часть 2 глава IV)

"Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел." (Лужин, часть 2 глава V)

". всего больше заметишь и узнаешь, наблюдая молодые поколения наши." (Лужин о молодежи, часть 2 глава V)

"Деловитость приобретается трудно, а с неба даром не слетает. А мы чуть не двести лет как от всякого дела отучены. Идеи-то, пожалуй, и бродят, . и желание добра есть, хоть и детское; и честность даже найдется, несмотря на то что тут видимо-невидимо привалило мошенников, а деловитости все-таки нет! Деловитость в сапогах ходит." (Разумихин, часть 2 глава V)

"И что за охота благодетельствовать тем, которые. плюют на это?" (Раскольников Разумихину, часть 2 глава VI)

"На таких-то пустейших вещах всего легче и сбиваются хитрые-то люди. Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать." (Раскольников, часть 3 глава VI)

". вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею. " (Раскольников, часть 5 глава IV)

"Ну как же, как же без человека-то прожить!" (Соня о необходимости поддержки людей, часть 5 глава IV)

"А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как ненавидел я эту конуру!" (Раскольников, часть 5 глава IV)

"Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства, ведь вот как одна английская пословица говорит. " (Порфирий Петрович о подозрениях и доказательствах, часть 6 глава II)

". ведь в том-то и штука, что вся эта проклятая психология о двух концах! <. > . психология эта о двух концах и что второй-то конец больше будет, да и гораздо правдоподобнее. " (Порфирий о психологии в расследовании убийства, часть 6 глава II)

"Потому страданье, Родион Романыч, великая вещь. в страдании есть идея." (Порфирий о страдании, часть 6 глава II)

". я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!" (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)


Это были цитаты из романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского: афоризмы, крылатые выражения, мудрые высказывания из произведения.

Следующая цитата

(568 слов) Петербург по традиции ассоциируется с красотою дворцов, новинками моды, великолепием и шиком. Это место создавалось с целью стать новой столицей, центром всех новинок, самым красивым городом в стране. Но, как известно, у всего есть обратная сторона. В этом городе уживались роскошь и беднота, граничащая с нищенством.

Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу.

Достоевский знакомит читателей с одним из беднейших кварталов, где живет главный герой Родион Раскольников. Изображая пейзаж города в разное время суток, автор дает еще более полное представление о нем. Городской пейзаж помогает понять психологическое состояние героя. Петербург враждебен человеку. Он давит, создает атмосферу безысходности, толкает на преступления.

Комната Раскольникова была похожа на гроб или шкаф:

Крошечная комната, в которой он жил, не могла не повлиять на его психологическое состояние. Жилище Мармеладовых было похоже на проходной угол:

Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длинной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно помещалась кровать. В самой же комнате было только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван.

Сонина комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Достоевский изображает фантастику и реальность петербуржской жизни. Больному Раскольникову снится сон. Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Этот сон открывает истинное состояние его души, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре. Жизнь реальная приобретает уродливые фантастические очертания, и реальность кажется ведением, а сон становится реальностью.

Наряду с представлениями об уродливом городе, в душе главного героя живет мечта о городе прекрасном, который он мечтает создать. Об этом думает Раскольников, идя на убийство:

Он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях.

Читайте также: