Тургенев о любви цитаты

Обновлено: 22.12.2024

(Впервые этот материал был опубликован в моём литературном Интернетном журнале "Истоки и Развитие Русской Поэзии", который издаётся под моей редакцией на сайте Стихи.Ру. С НОВЫМ ГОДОМ ВСЕХ-ВСЕХ!)

("Стихи Ивана Сергеевича Тургенева о любви!" (ЧастьII)
__________

Вступление. 1 ноября 1843 Тургенев познакомился с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. Он любил её, обожал, был вдохновлён её на протяжении долгих и прекрасных сорока лет. Мы попытались создать фото-альбом из фотографий Полины Виардо. В него также вошло фото из театральной постановки, сюжетом которой явилась любовь этих двух замечательных людей! (журнал "Истоки и Развитие Русской Поэзии")

". Среди всего того, что пишут биографы И.С. Тургенева, очень трудно найти об этой женщине доброе слово. Увы, такова судьба большинства обожаемых гениями женщин. Их упрекают в недостаточной, по мнению пылких почитателей, любви к великому человеку, забывая, что в жизни великие, как правило, весьма непростые для общения люди.

Осуждать легко, гораздо труднее понять, что же привлекало гения в его музе… И особенно трудно придётся с Полиной Виардо, чья судьба неразрывно связана с именем Тургенева.

Она не только не блистала красотой, но была откровенно, вызывающе некрасива: невысокого роста, с сутулой спиной, крупными чертами лица и глазами навыкате, она была подобна лягушке. Один из художников той эпохи охарактеризовал её как не просто некрасивую женщину, но "жестоко некрасивую. " - пишет Галина Опанасенко (20.06.2008 ).

Иван Тургенев и Полина Виардо: 40 лет обожания

"СОВРЕМЕННИКИ в один голос признавали, что она вовсе не красавица. Скорее даже наоборот. Поэт Генрих Гейне говорил, что она напоминала пейзаж, одновременно чудовищный и экзотический, а один из художников той эпохи охарактеризовал ее как не просто некрасивую женщину, но жестоко некрасивую. Именно так в те времена описывали знаменитую певицу Полину Виардо. Действительно, внешность Виардо была далека от идеала. Она была сутула, с выпуклыми глазами, крупными, почти мужскими чертами лица, огромным ртом.

Но когда «божественная Виардо» начинала петь, ее странная, почти отталкивающая внешность волшебным образом преображалась. Казалось, что до этого лицо Виардо было всего лишь отражением в кривом зеркале и только во время пения зрителям доводилось видеть оригинал. В момент одного из таких превращений на сцене оперного театра Полину Виардо увидел начинающий русский литератор Иван Тургенев.

***
Создатель фото-альбома "Очарование Полины Виардо!" - журнал "Истоки и Развитие Русской Поэзии".
_____________________________________________

Иван Сергеевич Тургенев. Любовная лирика поэта!


Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды так жадно и нежно ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые!

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Дружба и любовь.


"К 1845 г. относится начало дружбы Тургенева с знаменитой певицей Виардо-Гарсия. Неоднократно были попытки пользоваться для характеристики этой дружбы рассказом Тургенева «Переписка», с эпизодом «собачьей» привязанности героя к иностранной балерине, тупой и необразованной. Ошибочно видеть в этом автобиографический материал. Виардо - необыкновенно тонкая художественная натура; муж её был прекрасный человек и выдающийся критик искусства, которого Тургенев очень ценил и который переводил его сочинения на французский язык. В первое время дружбы с семьёй Виардо Тургенев, которому мать целых три года за привязанность к «проклятой цыганке» не давала ни гроша, весьма мало напоминал популярный за кулисами тип «богатого русского». Вместе с тем, горечь в «Переписке» имела и субъективную подкладку. В воспоминаниях Фета и в некоторых письмах Тургенева видно, что права была мать Тургенева, называя его «однолюбом»: прожив в тесном общении с семьёй Виардо 38 лет, он чувствовал себя глубоко одиноким. На этой почве выросло тургеневское изображение любви, характерное для его меланхоличной творческой манеры. Тургенев — певец любви неудачной по преимуществу. Счастливой развязки у него почти ни одной нет, последний аккорд — всегда грустный. Вместе с тем, никто из русских писателей не уделил столько внимания любви, никто в такой мере не идеализировал женщину. Герои Тургенева всегда робки и нерешительны в своих сердечных делах. " - рассказывает энциклопедия *Википедия* о любви Тургенева. Но в этот период жизни И.С. Тургенев более не писал стихов. Стихи характерны только раннему творчеству писателя.

"Февральская революция и июньские события застали его в Париже. Глубоко проникнутый принципами либерализма, Тургенев в политических убеждениях всегда был, по собственному выражению, «постепеновцем», и социалистическое возбуждение 40-х гг., захватившее его сверстников, коснулось его мало. В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, но с матерью, умершей в том же году, он так и не свиделся. Разделив с братом крупное состояние матери, он по возможности облегчил тяготы доставшихся ему крестьян. " - рассказывает энциклопедия "Википедия".

Ах, давно ли гулял я с тобой!

Ах, давно ли гулял я с тобой!
Так отрадно шумели леса!
И глядел я с любовью немой
Всё в твои голубые глаза.

И душа ликовала моя.
Разгоралась потухшая кровь,
И цвела, расцветала земля,
И цвела, расцветала любовь.

День весенний, пленительный день!
Так приветно журчали ручьи,
А в лесу, в полусветлую тень
Так светло западали лучи!

Как роскошно струилась река!
Как легко трепетали листы!
Как блаженно неслись облака!
Как светло улыбалася ты!

Как я всё, всё другое забыл!
Как я был и задумчив и тих!
Как таинственно тронут я был!
Как я слез не стыдился моих! —

А теперь этот день нам смешон,
И порывы любовной тоски
Нам смешны, как несбывшийся сон,
Как пустые, плохие стишки.

Дай мне руку, и пойдем мы в поле.

Дай мне руку, и пойдем мы в поле,
Друг души задумчивой моей.
Наша жизнь сегодня в нашей воле,
Дорожишь ты жизнию своей?
Если нет, мы этот день погубим,
Этот день мы вычеркнем шутя.
Все, о чем томились мы, что любим,-
Позабудем до другого дня.
Пусть над жизнью пестрой и тревожной
Этот день, не возвращаясь вновь,
Пролетит, как над толпой безбожной
Детская, смиренная любовь.
Светлый пар клубится над рекою,
И заря торжественно зажглась.
Ах, сойтись бы я хотел с тобою,
Как сошлись с тобой мы в первый раз.
"Но к чему, не снова ли былое
Повторят?" - мне отвечаешь ты.
Позабудь все тяжкое, все злое,
Позабудь, что расставались мы.
Верь: смущен и тронут я глубоко,
И к тебе стремится вся душа
Жадно так, как никогда потока
В озеро не просится волна.
Посмотри. как небо дивно блещет,
Наглядись, а там кругом взгляни.
Ничего напрасно не трепещет,
Благодать покоя и любви.
Я в себе присутствие святыни
Признаю, хоть недостоин ей.
Нет стыда, ни страха, ни гордыни.
Даже грусти нет в душе моей.
О, пойдем, и будем ли безмолвны,
Говорить ли станем мы с тобой,
Зашумят ли страсти, словно волны,
Иль уснут, как тучи под луной,-
Знаю я, великие мгновенья,
Вечные с тобой мы проживем.
Этот день, быть может,- день спасенья.
Может быть, друг друга мы поймем.

Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.

Гроза промчалась низко над землею.
Я вышел в сад; затихло всё кругом -
Вершины лип облиты мягкой мглою,
Обагрены живительным дождем.

А влажный ветр на листья тихо дышит.
В тени густой летает тяжкий жук;
И, как лицо заснувших томно пышет,
Пахучим паром пышет темный луг.

Какая ночь! Большие, золотые
Зажглися звезды. воздух свеж и чист;
Стекают с веток капли дождевые,
Как будто тихо плачет каждый лист.

Зарница вспыхнет. Поздний и далекий
Примчится гром - и слабо прогремит.
Как сталь, блестит, темнея, пруд широкий,
А вот и дом передо мной стоит.

И при луне таинственные тени
На нем лежат недвижно. вот и дверь;
Вот и крыльцо - знакомые ступени.
А ты. где ты? что делаешь теперь?

Упрямые, разгневанные боги,
Не правда ли, смягчились? и среди
Семьи твоей забыла ты тревоги,
Спокойная на любящей груди?

Иль и теперь горит душа больная?
Иль отдохнуть ты не могла нигде?
И всё живешь, всем сердцем изнывая,
В давно пустом и брошенном гнезде?

Для недолгого свиданья.

Для недолгого свиданья,
Перед утром, при луне,
Для безмолвного лобзанья
Ты прийти велела мне.

У стены твоей высокой,
Под завешенным окном,
Я стою в тени широкой,
Весь окутанный плащом.

Звезды блещут. страстью дивной
Дышит голос соловья.
Выйдь. о, выйдь на звук призывный,
Появись, звезда моя!

Сколько б мы потом ни жили —
Я хочу, чтоб мы с тобой
До могилы не забыли
Этой ночи огневой.

И легко и торопливо,
Словно призрак, чуть дыша,
Озираясь боязливо,
Ты сойдешь ко мне, душа!

Бесконечно торжествуя,
Устремлюсь я на крыльцо,
На колени упаду я,
Посмотрю тебе в лицо.

И затихнет робкий трепет,
И пройдет последний страх.
И замрет твой детский лепет
На предавшихся губах.

Иль ты спишь, раскинув руки,
И не помнишь обо мне —
И напрасно льются звуки
В благовонной тишине. .

Когда с тобой расстался .

Когда с тобой расстался я —
Я не хочу таить,
Что я тогда любил тебя,
Как только мог любить.

Но нашей встрече я не рад.
Упорно я молчу —
твой глубокий, грустный взгляд
Понять я не хочу.

И всё толкуешь ты со мной
О милой стороне.
Но то блаженство, боже мой,
Теперь как чуждо мне!

Поверь: с тех пор я много жил,
И много перенёс.
И много радостей забыл,
И много глупых слёз.

Когда так радостно, так нежно!

Когда так радостно, так нежно
Глядела ты в глаза мои
И лобызал я безмятежно
Ресницы длинные твои;

Когда, бывало, ты стыдливо
Задремлешь на груди моей
И я любуюсь боязливо
Красой задумчивой твоей;

Когда луна над пышным садом
Взойдет и мы с тобой сидим
Перед окном беспечно рядом,
Дыша дыханием одним;

Когда, в унылый миг разлуки,
Я весь так грустно замирал
И молча трепетные руки
К губам и сердцу прижимал, —

Скажи мне: мог ли я предвидеть,
Что нам обоим суждено
И разойтись и ненавидеть
Любовь, погибшую давно?

Что тебя я не люблю.

Что тебя я не люблю -
День и ночь себе твержу.
Что не любишь ты меня -
С тихой грустью вижу я.
Что же я ищу с тоской,
Не любим ли кто тобой?
Отчего по целым дням
Предаюсь забытым снам?
Твой ли голос прозвенит -
Сердце вспыхнет и дрожит.
Ты близка ли - я томлюсь
И встречать тебя боюсь,
И боюсь и привлечен.
Неужели я влюблен.

Вы говорили мне - что мы должны расстаться -
Что свет нас осудил - что нет надежды нам;
Что грустно вам - что должен я стараться
Забыть вас,- вечер был; по бледным облакам
Плыл месяц; тонкий пар лежал над спящим садом;
Я слушал вас, и все не понимал:
Под веяньем весны, под вашим светлым взглядом -
Зачем я так страдал?

Я понял вас; вы правы - вы свободны;
Покорный вам, иду - но как идти,
Идти без слов, отдав поклон холодный,
Когда нет мер томлениям души?
Сказать ли, что люблю я вас. не знаю;
Минувшего мне тем не возвратить;
От жизни я любовь не отделяю -
Не мог я не любить.

Но неужель все кончено - меж нами
Как будто не бывало милых уз!
Как будто не сливались мы сердцами -
И так легко расторгнуть наш союз!
Я вас любил. меня вы не любили -
Нет! Нет! Не говорите да! - Меня
Улыбками, словами вы дарили -
Вам душу предал я.

Идти - брести среди толпы мне чуждой
И снова жить, как все живут; а там
Толпа забот - обязанности - нужды,-
Вседневной жизни безотрадный хлам.
Покинуть мир восторгов и видений,
Прекрасное всем сердцем понимать
Не в силах быть - и новых откровений
Больной душе напрасно ждать -

Вот что осталось мне - но клясться не хочу я,
Что никогда не буду знать любви;
Быть может, вновь - безумно - полюблю я,
Всей жаждой неотвеченной души.
Быть может, так; но мир очарований,
Но божество, и прелесть, и любовь -
Расцвет души и глубина страданий -
Не возвратятся вновь.

Пора! иду - но прежде дайте руки -
И вот конец и цель любви моей!
Вот этот час - вот этот миг разлуки.
Последний миг - и ряд бесцветных дней.
И снова сон, и снова грустный холод.
О мой творец! не дай мне позабыть,
Что жизнь сильна, что все еще я молод,
Что я могу любить!

"В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотёке был куплен ими дом.

Иван Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. Из учителей своих Тургенев с благодарностью вспоминал о довольно известном в своё время филологе, исследователе «Слова о Полку Игореве», Д. Н. Дубенском, учителе математике П. Н. Погорельском и молодом студенте И. П. Клюшникове, позднее видном члене кружка Станкевича и Белинского, писавшем вдумчивые стихотворения под псевдонимом — Ф. " (Википедия)

"В 1833 г. 15-летний Иван Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. И научный, и общий уровень Санкт-Петербургского университета был тогда невысокий; из своих университетских наставников, за исключением Плетнёва, Тургенев в своих воспоминаниях никого даже не назвал по имени.." (Википедия)

Путешествие в Германию(!)

"Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Ему не столько приходилось «усовершенствоваться», сколько засесть за азбуку. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома вынужден был «зубрить» элементарную грамматику этих языков.

В Берлине сгруппировался в это время кружок даровитых молодых русских — Грановский, Фролов, Неверов, Михаил Бакунин, Н.В. Станкевич. Все они восторженно увлекались гегельянством, в котором видели не одну только систему отвлечённого мышления, а новое евангелие жизни.

«В философии», говорит Тургенев, «мы искали всего, кроме чистого мышления».

Сильное впечатление произвёл на Тургенева и весь вообще строй западноевропейской жизни. В его душу внедрилось убеждение, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. В этом смысле он становится убежденнейшим «западником». К числу лучших влияний берлинской жизни принадлежит сближение Ивана Сергеевича со Станкевичем, смерть которого произвела на него сильное впечатление. " (энциклопедия *Википедия*)

Следующая цитата

Чужой компьютер

Великие Слова | Цитаты и Афоризмы

вернуться к странице

Великие Слова | Цитаты и Афоризмы запись закреплена

10 цитат о любви из произведений Ивана Тургенева

Следующая цитата

Иван Сергеевич Тургенев
(1818 — 1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик.
Родился в городе Орле.

Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, – настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит.

Человек, который расстаётся с женщиной, некогда любимой, в тот горький час и великий миг, когда он невольно сознаёт, что его сердце не всё, но вполне проникнуто ею, этот человек, поверьте мне, лучше и глубже понимает святость любви, чем те малодушные люди, которые от скуки, от слабости продолжают играть на полупорванных струнах своих вялых и чувствительных сердец.

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх – даже презрение. Да, все чувства… исключая одного: благодарности. Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги…, но любовь – не деньги.

Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.

Жизнь есть не что иное, как постоянно побеждаемое противоречие.

Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.

Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями.

Рад бы брать у русской жизни уроки, да молчит она, голубушка.

Старая штука смерть, а каждому внове.

Ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья. Удовольствия оно все-таки вам доставить не может, но зато лишает вас права браниться и проклинать судьбу.

Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

Счастье – как здоровье. Когда его не замечаешь, значит, оно есть.

Сильному не нужно счастья.

Каждый делает свою судьбу, и каждого она делает.

Добро по указу – не добро.

Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.

века.
Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает.

О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались…

В мелочах русская женщина может сдаться скорее нас, мужчин, но черту посмотреть в глаза сумеет лучше нас.

Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорее.

Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.

О, молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь.

Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.

У нас всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.

Исполнение долга: вот о чем следует заботиться человеку.

Честность была его капиталом, и он брал с него ростовщичьи проценты.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.


Жалок тот, кто живёт без идеала!

Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?

Ничего нет утомительнее невесёлого ума.

Стремление к отысканию общих начал в частных явлениях есть одно из коренных свойств человеческого ума.

Ум, направленный на одно порицание, беднеет, сохнет.

Смех без причины – лучший смех на свете.

Сказать, например, что просвещение полезно, это общее место; а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватее, а, в сущности, одно и то же.

Учение – не только свет, по народной пословице, – оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание.

Бесполезно доказывать предубежденному человеку несправедливость его предубеждений.

Всякому человеку следует не переставая быть человеком, быть специалистом.

Идите вперед, пока можете, а подкосятся ноги, сядьте близ дороги и глядите на прохожих без досады и зависти: ведь и они недалеко уйдут!

Какую клевету ни возведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

Человек все в состоянии понять – и как трепещет эфир, и что на солнце происходит, а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, это он понять не в состоянии.

Человек, желающий создать что-нибудь целое, должен употребить на это целое свое существо.

Заметили ли вы, что человек, необыкновенно рассеянный в кружке подчиненных, никогда не бывает рассеян с людьми высшими?

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо – то ему и нравится, что разумно – того ему и подавай, а откуда оно идет – ему все равно.

Русский человек боится и привязывается легко; но уважение его заслужить трудно: даётся оно не скоро и не всякому.

Удивительно умирает русский мужик. Состояние его перед кончиной нельзя назвать ни равнодушием, ни тупостью; он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто.

Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.

Ибо у нас уже так на Руси заведено: одному искусству человек предаваться не может – подавай ему все.

Русский человек любит потчевать – коли нечем иным, так своими знакомыми.

Склонность к грубой потехе – склонность, к сожалению, свойственная русскому человеку.

В сердце русского человека живёт такая горячая любовь к родине, что одно её священное имя, произнесённое перед публикой, вызывает приветственные клики одобрения и участия.

Самобытность русского человека и в хорошем и в дурном по меньшей мере равна его восприимчивости.

В русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития.

… Сойдётся десять русских, мгновенно возникает вопрос… о значении, о будущности России… тут же, кстати, достанется гнилому Западу… Бьёт он нас на всех пунктах, этот Запад, – а гнил!… Ругать-то мы его ругаем, а только его мнением и дорожим, то есть в сущности мнением парижских лоботрясов.

… Да, вы люди латинской расы, в вас еще жив дух римлян с их преклонением перед священным правом; словом, вы люди закона… А мы не таковы… Как бы вам это объяснить? Представьте себе, что у нас, в России, как бы стоят по кругу все старые русские, а позади них толпятся молодые русские. Старики говорят свое «да» или «нет», а те, что стоят позади, слушают их. И вот перед этими «да» и «нет» закон бессилен, он просто не существует; у нас, русских, закон не кристаллизируется, как у вас. Например, воровство в России – дело нередкое, но если человек, совершив даже и двадцать краж, признается в них и будет доказано, что на преступление его толкнул голод, толкнула нужда – его оправдают… Да, вы люди закона и чести, а мы, хотя у нас и самовластье, мы люди… Мы менее связаны условностями, мы более человечные люди!

Толпа – наш царь – и ест, и пьёт исправно
И, что в душе задумчиво живёт,
Болезнию считает своенравной.

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без неё обходится!

Неслышно и тихо совершается переворот в обществе; иноземные начала перерабатываются, превращаются в кровь и сок; восприимчивая русская природа, как бы ожидая этого влияния, развивается, растет не по дням, а по часам, идет своей дорогой, – и со всей трогательной простотой и могучей необходимостью истины возникает вдруг, посреди бесполезной деятельности подражания, дарование свежее, народное, чисто русское, – как возникает со временем русский, разумный и прекрасный быт и оправдывает наконец доверие нашего великого Петра к неистощимой жизненности России.

Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто; мы не превращаем ее в систему, не втягиваем в полемику; мы ее любим не фантастически вычурною, старческою любовью: мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные.

… Для нашего брата славянский туман – благо… Его достоинство в том, что он укрывает нас от логики наших идей, от необходимости делать выводы.

Хороша русская удаль, да немногим она к лицу…

Русская душа правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара.

Бояться за свое здоровье, за свою самостоятельность могут одни нервные больные да слабые народы; точно так же как восторгаться до пены у рта тому, что мы, мол, русские, – способны одни праздные люди. Я очень забочусь о своем здоровье, но в восторг от него не прихожу: совестно-с.

Народ консерватор par excellence… и даже носит в себе зародыши буржуазии в дубленом тулупе, теплой и грязной избе, с вечно набитым до изжоги брюхом и отвращением ко всякой гражданской ответственности и самодеятельности. Далеко нечего ходить – посмотрите на наших купцов.

Философические хитросплетения и бредни никогда не привьются к русскому: на это у него слишком много здравого смысла; но нельзя же допустить, чтобы под именем философии нападали на всякое честное стремление к истине и к сознанию.

Драматическое искусство, как и вообще все искусства и художества, занесено в Россию извне, но благодаря нашей благодатной почве принялось и пустило корни.

Себялюбие – самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево; но самолюбие как деятельное стремление к совершенству есть источник великого.

Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие – архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.

Перед вечностью, говорят, всё пустяки – да; но в таком случае и сама вечность – пустяки.

Если стремление происходит из источника чистого, оно всё-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.

Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе.

Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре».

Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами живут и жить другим не дают.

Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей.

Смешного бояться – правды не любить.

Слезы – это гроза, после нее человек всегда тише.

Говорят, всякая мысль подобна тесту: стоит помять ее хорошенько – всё из нее сделаешь.

Личность всегда главное, человеческая личность должна быть крепка как скала, ибо на ней всё строится.

Следующая цитата

Нам тягостно негодованье,

И злоба дельная — смешна;

Но нам не тягостно молчанье:

Улыбка нам дозволена.

Мы равнодушны, как могилы;

Мы, как могилы, холодны…

И разрушительные силы —
… показать весь текст …

Нравится! 38 Сохранить 5 Опубликовал Палихов Анатолий 22 мая 2013 Комментировать

Смех без причины — лучший смех на свете

Нравится! 16 Сохранить 6 Опубликовала Bzyk 03 июня 2011 9 комментариев

Ум, направленный на одно отрицание, беднеет, сохнет.

Нравится! 42 Сохранить 5 Опубликовала ___ _ 01 июня 2015 Комментировать

Если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали.

Нравится! 37 Сохранить 5 Опубликовала Ольга Лав 24 февраля 2014 Комментировать

Помните, вы вчера говорили о крыльях. Крылья у меня выросли — да лететь некуда.

Нравится! 41 Сохранить 4 Опубликовала ---Елена--- 13 октября 2015 9 комментариев

Я бы отдал весь свой гений и все свои книги за то, чтобы где-нибудь была женщина, которую беспокоила мысль, опоздаю или нет я к обеду.

Нравится! 20 Сохранить 4 Опубликовал(а) ChIkItA 04 февраля 2011 2 комментария

На молчание-то мы все горазды; особенно наши женщины этим взяли: иная возвышенная русская девица так могущественно молчит, что даже в подготовленном человеке подобное зрелище способно произвести лёгкую дрожь и холодный пот.

Читайте также: