Третьяковская галерея цитаты и высказывания
Обновлено: 21.11.2024
Знакомство с полотнами Третьяковской галереи каждый из нас начинал еще в школе. В сочинениях на уроках литературы мы описывали свои впечатления от картины «Грачи прилетели» и гадали, о чем же думает «Девочка с персиками». И наверняка многие мечтали увидеть эти произведения искусства не на страницах учебника, а вживую — в залах знаменитого музея.
- Будущий предприниматель и меценат Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию с юных лет. Он регулярно ходил на барахолку Сухаревского рынка и покупал полотна старых мастеров. Но однажды ему подсунули вместо оригинала дешевую копию картины. В итоге Третьяков решил приобретать произведения только современных художников. В идеале у них самих, чтобы исключить возможность обмана.
- Со временем полотен становилось все больше и они постепенно отвоевывали пространство у жильцов дома. В 1859 году свободное место в особняке закончилось. Для галереи понадобилось строить отдельное здание.
- Говорят, что на самом деле «Черный квадрат» Малевича висит вверх ногами. Дело в том, что после проведения рентгенографического исследования реставраторы обнаружили под верхним слоем краски перевернутую надпись «Битва негров ночью». Вероятнее всего, это отсылка к картине эксцентричного француза Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью». Несложно догадаться, что она тоже представляет собой черный квадрат.
Павел Третьяков периодически покупал полотна, запрещенные цензурой. Меценату рекомендовали не показывать такие картины посетителям, поэтому он честно закрывал их тканью. Но это не мешало любопытным потихоньку смотреть за занавеску. И как только проносился слух, что в галерее появилась новая «запрещенка», залы буквально переполнялись посетителями. Именно так и случилось с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
«Портрет М. И. Лопухиной» кисти Владимира Боровиковского оброс недоброй славой: через 5 лет после его написания умерла от чахотки натурщица Мария Ивановна Лопухина. По Москве поползли слухи, что изображенная на портрете красавица забирает души девиц. Когда картина появилась в Третьяковке, молодежь повалила туда, чтобы пощекотать себе нервы. Московские свахи быстро просекли ситуацию и устраивали прямо в галерее встречи потенциальных женихов и невест.
Следующая цитата
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Всё сбудется, стоит только расхотеть. /Ф.Раневская/Мысли вслух о Третьяковке.
Человеку необходимо соприкосновение с прекрасным, если он хочет долго и счастливо жить.
Ему важно утолить жажду познания. Вот для чего нужно слушать старых актеров, музыкантов, поэтов, ученых, писателей. Непременно их читать. Любоваться их картинами, наслаждаться их игрой на сцене. В творения этих мастеров вошла частица жизни, и они излучают ее.
/Из книги Ярослава Говорки "Дорога к долголетию"/
Я люблю приходить в Третьяковскую галерею просто так, без цели. Брожу по залам, ощущаю атмосферу музея, радуюсь встречам с любимыми картинами и художниками: "Здравствуйте, Иван Николаевич (Крамскому), здравствуйте Валентин Александрович (Серову), здравствуйте Павел Андреевич (Федотову)" - и так далее. Автопортрету, например, Брюллова, могу сказать: "А Вы, Карл Павлович, сегодня что-то неважно выглядите, нездоровится? Посмотрите на свой автопортрет, где Вы молодой, красивый, цветущий … равняйтесь на него, не хандрите …"
А Шишкину на картине Крамского могу посочувствовать: "Что это Вы сегодня, Иван Иваныч без дичи? Али охота не пошла?" ))) Я отношусь к изображениям, как к живым людям и событиям. А ведь так оно и было – только в прошлом.
Конечно, картины, написанные сотню лет назад (и даже больше), не меняются, меняется моё впечатление от них, которое, в свою очередь, зависит от настроения. Фаина Георгиевна Раневская, посмотрев как-то один и тот же фильм несколько раз, сказала: "Сегодня актёры играли как никогда!" ))) И для меня изображения на знакомых полотнах всегда разные, хоть они и статичны на века.
Но чаще я прихожу в Третьяковку ради одной-двух картин. Вспомнила, к примеру, что в картине "Три богатыря" Васнецов изобразил себя в образе Добрыни, надо пойти взглянуть, прочла что-то новенькое о творчестве, например, Левитана, пошла посмотреть … Можно разглядывать картины в иллюстрациях, но увидеть оригинал гораздо интереснее.
Есть у меня привычное выражение, собираясь в Третьяковку, я говорю домашним: "Пойду побеседую с Богом" или "Пойду посижу рядом с Христом". Это означает, что мне надо в … дцатый раз посмотреть "Явление Христа народу" Иванова или "Христос в пустыне" Крамского.
Улыбаюсь . "посидеть рядом с Христом" - это сильно сказано. Мне бы очень хотелось посидеть рядом с ним, пусть даже в пустыне, но это невозможно, а вот посидеть напротив – вполне реально.
Напротив этих картин в залах стоят диванчики-банкетки, в зале Иванова они всегда заняты (картина привлекает своими размерами), а в зале Крамского диванчик чаще всего пустой. Усаживаюсь и … иной раз и на картину не смотрю, в предаюсь своим мыслям. Они разные, совсем не религиозные, но имеют для меня важное значение, и я думаю, что сам Иисус Христос с картины посылает моим мыслям направление.
Иногда к картине подходят группы экскурсантов во главе с гидом. Они встают сбоку от диванчика (то есть от меня), и экскурсовод начинает объяснение, направляя внимание слушающих на картину указкой. Я могу слушать эти объяснения с закрытыми глазами, потому что все экскурсоводы говорят одно и то же: "Посмотрите на линию горизонта … посмотрите на позу Иисуса,… сопоставьте эти цветовые пятна …"
Я знаю эти цветовые пятна наизусть, они, разумеется, играют важную роль в картине. Брат Крамского, будучи в Крыму, специально фотографировал камни и присылал Крамскому эти фотографии. О картине Крамского хочется поговорить отдельно (давно собираюсь), это большая тема, и в данной маленькой записи она не уложится.
На днях я ехала в метро, была вторая половина дня, особых дел у меня не было, и когда поезд остановился на Новокузнецкой, ноги сами вышли из вагона. Поднялась наверх и с удовольствием прошлась по улице до Лаврушинского переулка. Сентябрь, народу в музее после лета заметно прибавилось. Я, не спеша, прошлась по залам – целью моего посещения (пусть для кого-то незначительная) была картина В.В. Якунчиковой-Вульф.
В.В. Якунчикова-Вульф "Закат. Вечер на балконе. 1911"
Картина необычная, не написанная маслом, а сделанная методом наложения тканевых аппликаций, пришитых к холсту разного рода стежками.
Картина меня манила. Издалека – пейзаж с мрачным небом, вблизи – тряпочки со строчками из ниточных крестиков . Всё так просто и заманчиво, что хочется сказать: "И я так могу!" Но помимо примитивной техники в картине есть идея, настроение, одухотворённый талант … есть ли он у меня, это вопрос ))))
Фрагмент картины Якунчиковой-Вульф.
Очень милая картина! Я не знаю, как называется представленная в ней техника (узнаю, конечно), но это не мешает мне любоваться этой картиной. Представляю, как долго вышивала её художница, как отбирала подходящие лоскутки, как прикладывала их к основе, добиваясь выражения своего замысла … терпеливый и упорный труд.
Помню, в Музее личных коллекций я любовалась другими подобными работами-вышивками: стежками разноцветных ниток различной длины были вышиты пейзажи … неизъяснимой прелестью веяло от этих небольших картин, и благодать разливалась на сердце.
Какая польза от таких встреч?
Большая. Хочется творить. Рисовать, вышивать, лепить. В детстве у меня был талант к рисованию, в студенческие годы ездила на плэнеры, рисовала с натуры … и сейчас эти картины сохранились, стоят в дачном сарае в закутке, как память о юношеском увлечении. Может быть, талант сохраняется? Понимаю, без пищи, постоянных тренировок он глохнет, угасает. Это не езда на велосипеде, когда после долгого перерыва нажимаешь на педаль и – поехал! Живопись - это тонкое, эфемерное, живое искусство, наскоком им не овладеешь. Но есть надежда, что организм себя вспомнит!
Вчера разглядывала картины Анри Матисса. Сначала в альбоме, потом в Интернете … Из всех импрессионистов он больше всего мне по душе. Рисует по-детски, как-то простенько, но от его картин не могу оторвать взгляда, потому что не только рисунок, колорит и композиция совершенны, а то нечто, что овладевает душой и не отпускает. Наверное, этому состоянию есть определение, только не знаю какое. ))))
Следующая цитата
Не хватит и целого дня, чтобы осмотреть бесконечные залы двух зданий самого знаменитого музея Москвы. Мы выбрали картины, мимо которых не проходит ни один посетитель.
Мечтой создателя галереи Павла Третьякова была организация крупнейшего публичного музея русского искусства, ведь до него дворяне коллекционировали преимущественно западноевропейскую живопись и скульптуру. Этот успешный купец ввел моду на русских художников и страстно скупал их картины. Мечту он осуществил - даже добавил четыре пристройки к своему особняку в центре Москвы. В 1980-х была построена Новая Третьяковка - специально для искусства XX века.
Собрание музея сегодня насчитывает более 190 тысяч произведений. Давайте взглянем на самые важные из них.
Следующая цитата
Москва - заслуженная столица мирового искусства. После Санкт-Петербурга, конечно. Русский музей в Северной Пальмире - явление уникальное, спорить не будем. Но корона царицы русского искусства венчает именно первопрестольную. Государственная Третьяковская галерея является лучшим собранием отечественной живописи.
И.Крамской. Портрет П.М.Третьякова И.Крамской. Портрет П.М.ТретьяковаТретьяковка известна и в Старом, и в Новом свете. Редко какая туристическая программа обходится без посещения Галереи в Лаврушинском. Впечатления? Самые восторженные! Причём, для 99% иностранных туристов, коллекция русского искусства являет собой самый настоящий культурный шок. Даже для итальянцев, наследников Древнего Рима. Даже для французов со всемирно известной Парижской школой.
Всё дело в том, что иноземцы даже не подозревают о богатстве русской живописи и её уровне. Наше искусство знают только с двух сторон. Одна сторона - это иконопись. Вторая - авангард. Причём, помнят авангард с европейской стороны - Кандинский (учился в Германии) и Шагал (иммигрировал), иногда Гончарову и Ларионова (иммигрировали). Малевича тоже признают. Куда же без "Чёрного квадрата?"
К.Малевич. Автопортрет. ГТГ К.Малевич. Автопортрет. ГТГ Здание ГТГ в Лаврушинском переулке Здание ГТГ в Лаврушинском переулкеБилеты в Третьяковскую галерею
Купить билеты можно либо онлайн на сайте музея, либо у посредников, либо в кассе музея. Почему у посредников? Потому что количество билетов на сайте музея регламентировано. Посредники не дремлют, бронируют билеты. На официальном сайте галереи может не оказаться билетов на нужную вам дату и время.
Работает и старый дедовский способ. Пришли в музей и купили билеты в кассе. Скоко-скоко? 500 рублей. Пенсионерам - 300 рублей.
Посетителю на заметку
Выходной в Третьяковской галерее, как и во всех порядочных музеях, в понедельник.
Летом 2021 года очередей на вход в Третьяковскую галерею нет. Подошли к зданию и сразу вошли внутрь. Бывало, стояли на вход более часа.
Здание ГТГ в Лаврушинском переулке Здание ГТГ в Лаврушинском переулкеПомните, что три дня в неделю музей работает до 21 часа (касса до 20 часов) - четверг, пятница и суббота.
Ближайшая к галерее станция метро носит имя её основателя: Третьяковская. Станция Новокузнецкая тоже рядом. Я предпочитаю ходить от станции Полянка. Идёшь по безлюдному Старомонетному переулку и ощущаешь дух патриархального Замоскворечья.
Старомонетный переулок выведет к Третьяковской галерее Старомонетный переулок выведет к Третьяковской галерееВ залы нельзя проносить воду. Это обычное правило художественных музеев. Дамскую сумку проверять не будут, спрячьте в неё бутылку. Отхлебнуть сможете на лестнице.
Как осматривать Третьяковскую галерею
Третьяковская галерея состоит из 62 залов. Коллекция расположена на двух этажах. Есть у меня в музее свои любимые тропы. Использую "потайные" лестницы и проходы. Но их цель - утаить некоторые залы и сократить экскурсию. Мы же стремимся посмотреть максимум из возможного. При этом не делать лишних манёвров и сэкономить силы для Борисова-Мусатова и Троицы Андрея Рублёва.
Читайте также: