Толстой о женщинах цитаты

Обновлено: 26.04.2024

Я долго сомневалась, читать ли мне "Крейцерову сонату" Льва Толстого, далеко не все идеи его произведений мне близки. Прочитав, я поняла, что хоть в целом с посылом книги я не могу согласиться, но и с отдельными его идеями сложно поспорить.

Настораживает, что обличительные речи в отношении всего людского рода вложены в уста убийцы собственной жены и человека сломленного и разочарованного в жизни. Исповедь случайному попутчику нужна Позднышеву далеко не только для покаяния, но и для собственного оправдания - не я такой, но все такие, не мое преступление, но преступление всего моего окружения, по-другому быть не могло, потому что живем в такой среде, где все происходит в противоречии с нравственным законом.

В начале Позднышев говорит не столько о себе, сколько упоминает о своих ошибках, чтобы сказать, что все такие, но он-то это осознал, поэтому имеет право обвинять всех вокруг и кричать - не на меня смотрите, а на себя. На мой взгляд, это в нем говорит страх перед собственной виной.

Тем не менее, следует признать, что мысли о положении женщин и детей звучат очень даже современно и в какой-то мере пророчески, удивляя своей откровенностью.

"Одни уступают ей место, поднимают ей платки; другие признают ее права на занимание всех должностей, на участие в правлении и т. д. Это все делают, а взгляд на нее все тот же. Она орудие наслаждения. Тело ее есть средство наслаждения. И она знает это. Все равно как рабство."

В продолжении этой мысли Лев Толстой говорит о том, что через свое угнетение женщины стали властвовать точно так же как евреи.

"Не в том отсутствие прав женщины, что она не может вотировать или быть судьей – заниматься этими делами не составляет никаких прав, – а в том, чтобы в половом общении быть равной мужчине , иметь право пользоваться мужчиной и воздерживаться от него по своему желанию, по своему желанию избирать мужчину, а не быть избираемой. Вы говорите, что это безобразно. Хорошо. Тогда чтоб и мужчина не имел этих прав. Теперь же женщина лишена того права, которое имеет мужчина. И вот, чтоб возместить это право, она действует на чувственность мужчины, через чувственность покоряет его так, что он только формально выбирает, а в действительности выбирает она ."

Лев Толстой также писал и об эмоциональном истощении молодых матерей, о котором сейчас много говорят. Любопытно, что обвиняет он в этом невоздержанность мужчин, а также врачей, которые оправдывают эту невоздержанность с точки зрения нужд здоровья.

"И вот для женщины только два выхода: один – сделать из себя урода, уничтожить или уничтожать в себе по мере надобности способность быть женщиной, то есть матерью, для того чтобы мужчина мог спокойно и постоянно наслаждаться; или другой выход, даже не выход, а простое, грубое, прямое нарушение законов природы, который совершается во всех так называемых честных семьях. А именно тот, что женщина, наперекор своей природе, должна быть одновременно и беременной, и кормилицей, и любовницей, должна быть тем, до чего не спускается ни одно животное. И сил не может хватить. И оттого в нашем быту истерики, нервы, а в народе – кликуши."

А следующая цитата хорошо объясняет причины распространения чайлдфри.

"Вот вы напомнили про детей. Опять какое страшное лганье идет про детей. Дети – благословенье божие, дети – радость. Ведь это все ложь. Все это было когда-то, но теперь ничего подобного нет. Дети – мученье, и больше ничего. Большинство матерей так прямо и чувствуют и иногда нечаянно прямо так и говорят это. Спросите у большинства матерей нашего круга достаточных людей, они вам скажут, что от страха того, что дети их могут болеть и умирать, они не хотят иметь детей, не хотят кормить, если уж родили, для того чтобы не привязаться и не страдать ."

Последняя цитата меня рассмешила, поскольку очень напомнила собственные ощущения в начале материнства. Оказывается, и сто лет назад у барышень шла голова кругом от объема постоянно меняющихся правил ухода за ребенком. А я наивно полагала, что это современная проблема, вызванная избытком информации.

"Уж не говоря о болезнях – как лечить, о том, как воспитывать, растить, она со всех сторон слышала и читала бесконечно разнообразные и постоянно изменяющиеся правила . Кормить так, тем; нет, не так, не тем, а вот этак; одевать, поить, купать, класть спать, гулять, воздух, – на все это мы, она преимущественно, узнавала всякую неделю новые правила. Точно со вчерашнего дня начали рожаться дети. А не так накормили, не так искупали, не вовремя, и заболел ребенок, и оказывается, что виновата она, сделала не то, что надо делать."

Что думаете по поводу приведенных цитат? Какое впечатление на вас произвела "Крейцерова соната" Л.Н. Толстого?

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал.

Следующая цитата

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы в богатой аристократической семье. Отец, Николай Ильич, участник войны 1812 года, принадлежал к старинному роду, мать, Мария Николаевна – в девичестве княжна Волконская. Несмотря на то, что мать умерла, когда мальчику не было и трех лет, он навсегда запомнил ее как идеал женщины и матери. После смерти матери воспитание всех пятерых детей занялась дальняя родственница Толстых, Татьяна Александровна Ергольская, а опекуншей была тетушка графиня Остен-Сакен. В 1837 году семья переехала в Москву, где летом этого же года умирает отец Льва Толстого. В 1840 году умирает опекунша графиня Остен-Сакен. В возрасте тринадцати лет Лев вместе с остальными братьями и сестрой переезжает к новой опекунше тетушке П.И. Юшковой в Казань. Будучи в Казани Толстой начал готовиться к поступлению в университет. В 1843 году он поступает на факультет восточных языков. Учился неровно, переключая внимание с предмета на предмет. Примкнув к кружку студентов-аристократов, успеваемость резко упала и, не сдав переходных экзаменов на второй курс, он перешел на юридический факультет. Но и тут он не задержался – не сдал экзамены за третий курс. В 1847 году он возвращается в Ясную Поляну и живет там безвыездно 4 года. В 1851 году, поддавшись уговорам брата, он едет в Казань. Кавказская жизнь Толстого богата всевозможными событиями. Там он занимается чтением, охотой под руководством старого казака Епишки. Там же, на Кавказе, Толстой открывает в себе талант писателя – он пишет повесть «Казаки». Далее он уходит на военную службу, принимает участие в военных действиях. За весь период совей жизни Лев Николаевич написал немало повестей и романов, драм и сочинений, среди которых стоит отметить самые известные: «Война и мир», «Анна Каренина», «Отрочество», «Дьявол», «Воскресенье». Именно благодаря этим творениям Толстого называли настоящим художником слова. Последние годы своей жизни писатель проводит в родных краях. Лев Николаевич переживает глубокую личную драму в связи с ухудшением отношений с близкими людьми и семьей, от чего он решает уйти из Ясной Поляны. В дороге он простудился, у него началось воспаление легких. На станции Астапово он вместе со своим спутником, врачом Маковицким, сходят с поезда, и уже последние семь дней своей жизни проводит в доме начальника станции. «Истина… Я люблю много… как они…» - были последние его слова. 7 ноября 1910 года величайшего писателя русской литературы не стало.

Итак, какой же вывод я сделала?

Что есть в женщинах, которых любят всю жизнь? А в них есть главное - любовь к себе. Умение получать удовольствие от текущего момента. Они разрешают мужчине сделать их счастливыми, но никогда не дарят любовь авансом, чтобы получить ее взамен.

Это и есть здоровые отношения. А все остальное - комплексы из детства, обиды настоящего и страх будущего, которые нужно искоренять из своего сознания.

Следующая цитата

Взрослые, умудренные опытом люди твердят: хватит смотреть сериалы и зависать на Youtube, читайте классику, Толстого, например, там все ответы на ваши вопросы.

Вопросов у нас, думающих людей, конечно же, уйма, но чтобы сесть и погрузиться в многослойные романы и эпопеи, на это же время нужно найти. И страх присутствует: а вдруг, прочтешь и не поймешь ничего, ни капельки, в себе разочаруешься.

Я все же выделила время и решила поискать ответ на вопрос, который меня сильно тревожил: "Почему с одними женщинами мужчины живут всю жизнь, а от других бегут, как черт от ладана, одних любят, а другими пренебрегают, превращают их в "принеси-подай" и лепят из них бытовых рабынь?"

И знаете, я вздрогнула, когда мой мозг соприкоснулся с истиной. Насколько все просто объясняется.

Нас, женщин, сбивает с толку общефилософский закон: "Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе".

Любящая женщина со своей кипучей энергией чуть ли не на руках готова носить мужчину и во всем ему угождать. И все ей кажется, если я в него "вложусь", больше, чем остальные, переплюну его бывших и его маму, то он будет держаться за меня до конца своих дней.

Но проходит время и мужчина с тоской в глазах направляется к двери с чемоданом. Не оценил ее заслуг. И в паре он ей все еще нужен, даже вот такой, холодный и равнодушный, отстраненный и незаинтересованный. А она ему - нет.

Женщина приходит к выводу, что попался ей человек неблагодарный. Она ему ЭГО взрастила, самооценку подняла, и он теперь решил, что все женщины мира будут от него без ума, будут падать к его ногам как спелые груши.

"Ну-ну" - думает женщина. "Погуляет и вернется. Уж я то знаю все его минусы и недостатки, на которые я глаза закрывала, и которые никакая другая мадам в здравом уме терпеть не будет".

И ждет. Ждет. А он не возвращается. Он нашел себе ту, которая об него ноги вытирает. И почему-то держится за нее. А домой не спешит. Умом что-ли двинулся? Эх, мужчины, мужчины.

И вот тут мы с вами подбираемся к умозаключению Льва Толстого, от гениальности которого мурашки бегут по коже:

«Мы любим людей не за добро, которое они нам сделали, а за то добро, которое мы сделали для них и ненавидим за то зло, которое им причиняем»

Получается, что держаться за нас будут только те мужчины, которые сами "вложились", а не были нами облагодетельствованы. И никто из них никогда не подумает вернуться к той, которая всем своим видом демонстрирует, как она страдает в его отсутствие.

Толстой прав: если женщина будет умолять и хныкать, она ничего не добьется, только вызовет раздражение и оттолкнет от себя.

Мужчины возвращаются к тем, кто начинает без них жить еще лучше, ярче, чем прежде.

В этих тайных манипуляциях и воздействие на сознание черт ногу сломит, но все же лучше быть в курсе этих процессов.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. И мы не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Девушки, если вы хотите прожить с одним человеком долгую и счастливую жизнь, нужно выбрать того, кто умеет любить. Умеет прощать, быть снисходительным.

Присмотритесь на его отношения с мамой и бабушкой, если они ровные, полны заботы, учтивости, уважения, значит, у него крепкая психика, и спокойный характер.

А если ваш избранник только и делает, что жалуется на то, что его никто вокруг не понимает, а только обижают и требуют: родня, педагоги, начальница, то вероятно, и вы можете очень скоро пополнить этот список.

Следующая цитата

304

Душой и телом охладев,
я погасил мою жаровню:
еще смотрю на нежных дев,
а для чего — уже не помню.

Учение Эйнштейна несомненно;
особенно по вкусу мне пришлось,
что с кучей баб я сплю одновременно,
и только лишь пространственно — поврозь.

Когда к нам дама на кровать
сама сигает в чем придется,
нам не дано предугадать,
во что нам это обойдется.

Обманчив женский внешний вид,
поскольку в нежной плоти хрупкой
натура женская таит
единство арфы с мясорубкой.

Процесс эмансипации не сложен
и мною наблюдался много раз:
везде, где быть мужчиной мы не можем,
подруги ускользают из-под нас.

На женщин сквозь покровы их нарядов
мы смотрим, как на свет из темноты;
увяли бы цветы от наших взглядов,
а бабы расцветают, как цветы.

Завел семью. Родились дети,
Скитаюсь в поисках монет.
Без женщин жить нельзя на свете,
А с ними — вовсе жизни нет.

Всюду было сумрачно и смутно;
Чувством безопасности влеком,
Фима себя чувствовал уютно
Только у жены под каблуком.

Ключ к женщине — восторг и фимиам,
ей больше ничего от нас не надо,
и стоит нам упасть к ее ногам,
как женщина, вздохнув, ложится рядом.

Мы были тощие повесы,
ходили в свитерах заношенных,
и самолучшие принцессы
валялись с нами на горошинах.

Все нежней и сладостней мужчины,
женщины все тверже и железней;
скоро в мужиках не без причины
женские объявятся болезни.

Судьбы случайное сплетение,
переплетенье рук и ног,
и неизбежное смятение,
что снова так же одинок.

С той поры не могу я опомниться,
как позор этот был обнаружен:
я узнал, что мерзавка-любовница
изменяла мне с собственным мужем.

Блестя глазами сокровенно,
стыдясь вульгарности подруг,
девица ждет любви смиренно,
как муху робко ждет паук.

Мужику в одиночестве кисло,
тяжело мужику одному,
а как баба на шее повисла,
так немедленно легче ему.

Женщине к лицу семья и дом,
гости и бесцельные расходы;
занятая умственным трудом,
женщина грешит против природы.

Хвалите, бабы, мужиков:
мужик за похвалу
достанет месяц с облаков
и пыль сметет в углу.

Когда в семейных шумных сварах
Жена бывает неправа,
Об этом позже в мемуарах
Скорбит прозревшая вдова.

Всюду плачется загнанный муж
на супружества тяжкий обет,
но любовь — это свет наших душ,
а семья — это плата за свет.

Идея найдена не мной,
но это ценное напутствие:
чтоб жить в согласии с женой,
я спорю с ней в её отсутствие.

Мужчина — хам, зануда, деспот,
Мучитель, скряга и тупица;
Чтоб это стало нам известно,
Нам просто следует жениться.

Трепещет юной девы сердце
над платьев красочными кучами:
во что одеться, чтоб раздеться
как можно счастливей при случае?

Мы дарим женщине цветы,
звезду с небес, круженье бала
и переходим с ней на «ты»,
а после дарим очень мало.

Ах, юность, юность! Ради юбки
самоотверженно и вдруг
душа кидается в поступки,
производимые из брюк.

Спеши любить, мой юный друг,
волшебны свойства женских рук:
они смыкаются кольцом,
и ты становишься отцом.

Всегда мне было интересно,
Как поразительно греховно:
Духовность женщины — телесна,
А тело — дьявольски духовно.

Опять весной мечты стесняют грудь,
весна для жизни — свежая страница.
И хочется любить кого-нибудь,
но без необходимости жениться.

Добро со злом природой смешаны,
как тьма ночей со светом дней;
чем больше ангельского в женщине,
тем гуще дьявольского в ней.

Кто ищет истину, держись
у парадокса на краю;
вот женщины: дают нам жизнь,
а после жить нам не дают.

Я женских слов люблю родник
и женских мыслей хороводы,
поскольку мы умны от книг,
а бабы прямо от природы.

Читайте также: