Тихон задонский цитаты наставления

Обновлено: 06.11.2024

Тихон Задонский — епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века.

Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец. Wikipedia

Следующая цитата


1. Не должен ты в праздности жить, но в трудах благословенных упражняться. Потому что праздность — всему злу причина, и кто в праздности живет, непрестанно грешит. Исключение составляют немощные и престарелые люди, которые не могут трудиться.

2. Всякого греха как смертоносного яда берегись, поскольку всякий грех великого Бога оскорбляет и прогневляет, а согрешающего отлучает от Бога и вечному спасению препятствует. Берегись же греха, чтобы он навечно тебя не умертвил.

3. Не делай того, что совесть возбраняет тебе делать, ибо что совесть непогрешительная возбраняет, то возбраняет и закон Божий. Совесть добрая согласна закону Божию <…>.

4. Бога почитай не веществом и наружностью, но доброй совестью, страхом, любовью, послушанием, благодарением, молитвой, верой. Ибо Бог есть Дух невещественный, и потому ничем иным, как только духом и истиной, почитается.

5. Старайся Богу угождать верой и послушанием, то есть делай то, чего Он хочет и что Ему угодно, и не делай того, чего Он не хочет и что Ему неугодно. Без послушания что ни делает человек, неугодно Богу.

6. Во лжи и шутках крайне берегись помянуть имя Божие, чтобы тотчас суд Божий не постиг тебя. Ибо Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12: 29).

7. В начинании всякого дела призывай имя Господа Бога твоего, и начинай с молитвой, да поможет тебе Господь начать и совершить. И из этого видно, что ничего не должно христианину начинать, что закону Божию противно, но только то, что ему согласно.

8. Что люди делают, тому безрассудно не подражай; ибо от такого безрассудного подражания люди портятся и развращаются, и час от часу умножается зло, и оскудевает благочестие, — но внимай только тому, чему Слово Божие учит.

9. Истинные христиане в этом мире живут так, как путники, странники и пришельцы, и всегда к небесному отечеству верой и душевными очами взирают, и его достигнуть стараются. Будь же и ты в мире этом странником и пришельцем, и непрестанно к небесному отечеству взирай, и его получить старайся. Тогда мир со своими прелестями и похотями станет мерзким для тебя. Кто вечного блаженства ищет и желает, и старается получить, тот всё временное презирает, чтобы, временного ища, вечного не лишиться.

10. Роскоши как моровой язвы берегись. Она весьма душу христианскую расслабляет; научает чужое похищать, людей обижать и от подаяния милостыни, что требуется от христианина, руку удерживать. Роскошь, как чрево, сытости не знает и, как пучина, всё добро пожирает. Ей всё надобно, и всё переделывать хочет. Не хорош, мол, у меня дом — надобно мне новый сделать. Худо у меня платье — надобно мне лучше пошить. Стыдно мне на простой коляске выехать — надобно мне английскую карету купить. Кушанье сие мне мерзко — надобно мне лучшее варить. Я простого вина пить не могу — надобно мне вейневой водки купить. Слугам моим в таком-то платье мне служить непристойно — надобно мне их лучше приодеть, и прочее. Так роскошь всё пожирает и ум расслабляет. Берегись же роскоши. Естество малым довольствуется, а похоти и роскоши много надобно.

11. Тела своего щегольской одеждой не украшай, как у некоторых, христианами именующихся, есть обычай, но да будет у тебя приличное одеяние, соответствующее твоему званию. Христианское одеяние есть душевное одеяние, христиане должны душу украшать, а не тело. Красота души есть образ Божий, по которому мы созданы, — этой красоты ищи, и довольно с тебя.

12. Стоя в церкви, прилежно внимай чтению и пению. Тогда родится умиление, истинная молитва, сердечное пение и благодарение. Берегись телом стоять в церкви, а умом бродить вне церкви; телом пред Богом стоять, а духом по мирским делам бродить, чтобы и тебя не обличило слово из Писания: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15: 8). Стоя в церкви телом, стой сердцем и духом, ибо пред Богом стоишь.

13. На пиршества и банкеты ходить берегись. Весьма трудно на них быть и совести не уязвить. Не таким уже в дом возвратишься, каким из дома вышел, — потому берегись. Нет ничего лучше и спокойнее, как дома своего держаться. Чего глаз не видит и ухо не слышит, то в сердце не будет ударять. Мысли добрые и Богу угодные нигде так не бывают, как в уединении и молчании. Какое добро в доме и уединении ни соберешь, всё между людьми потеряешь.

14. Если нужду имеешь из дома выйти и к людям пойти, внимай себе и со всякой осторожностью сердце свое береги. Везде представляй Господа Бога твоего пред собою, и святой страх Божий, как свеча, да освещает и направляет путь твой. Куда ни выйдешь и где ни будешь, везде Бог с тобою есть, и всё про тебя знает, и видит дело, и слышит слово. Везде береги себя.

15. Если в чем как человек согрешишь или совершишь проступок, не отчаивайся, но тотчас, познав свой грех, припадай со смирением пред милосердными Божиими очами и проси милости мытаревым гласом: Боже! милостив буди мне грешному! (Ср.: Лк. 18: 13) — и отпустится тебе согрешение твое. Аминь.


Источник: «Наставление христианское» святителя Тихона
Задонского
Подготовила Татьяна Запека

Следующая цитата

Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский затворник, – крупнейший русский духовный писатель. Ему выпало жить в безбожном «просвещенном» XVIII веке, и он видел, как язва безверия разъедает умы и сердца. Он болел душой за мир, и уйдя от мира. И слово его было обращено к миру – а следовательно, ко всем нам.

Предлагаем нашим читателям подборку высказываний святителя Тихона Задонского о духовной жизни.

О Боге


«Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою пеед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему и осторожность в словах, делах и мыслях – как и перед отцом своим не смеешь ни говорить, ни делать ничего пустого. Горе тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величия Его не почитают».


«Хочешь всякий день видеть чудо? – Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом».


«С Богом быть – на всяком месте дом и отечество; без Бога же и дом и отечество – ссылка и плен».


«Вижу, что Ты как все премудро сотворил, так всем премудро управляешь. И от этого научаюсь во всем, в благополучии и неблагополучии моем, отдаваться на премудрый и дивный Твой Промысл. Все от Тебя посылается мне во благо и ради моего блаженства, как от источника всех благ. Возносишь ли меня – благо мне! Смиряешь ли меня – благо мне! Радуешь ли меня – благо мне! Опечалишь ли меня – благо мне! Слава Тебе, Боже, за все! Ибо все творишь, чтобы сделать меня блаженным».


«Ум, помраченный похотью мира, не может вместить просвещения Божиего».

«Помни: Бога без Бога познать не можем и чем кто более Бога познает, тем более смиряется, боится и любит Его».


«Человек может сам себя погубить и губит, но спасти сам себя не может. Мы сами можем зло творить и грешить, но добро творить без Бога не можем».

О терпении

«Возведи умные очи в небесные селения и осмотри там всех жителей – ни одного не найдешь, кто бы ни пришел туда путем терпения».

«Кто хочет быть участником вечного царствия с Иисусом, тот должен быть участником и страданий, и терпения Его».

«Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении».

О Царствии Небесном

«Жизнь наша в этом мире – не что иное, как непрестанное путешествие к будущему веку».

«Мы созданы не для временной жизни, но для вечной. Именно для нее мы позваны словом Божиим и обновлены святым крещением».


«Если хочешь, чтоб вечное спасение было твоим главным делом, будь посреди этого мира, как странник и пришлец».


«Обращайтесь умом и сердцем вашим к небу и вечности и не будете уловлены от диавола. Птица чем выше летает, тем бывает безопаснее, а когда вниз, на землю спустится, то легко может быть поймана или застрелена».

«Презри мир сей с прелестью его и возлюби единого Бога и вечную жизнь и будешь жить в мире, как Лот в Содоме, – невредим».

О молитве

«Молитва печальному – все равно что прохлада во время зноя».

Бог везде и в любом месте есть, и всегда двери к Нему открыты и подход к Нему прост

«Молитва не в том только состоит, чтобы стоять и кланяться телом пред Богом и написанные молитвы читать, – можно и без этого в любое время и в любом месте умом и духом молиться. Можешь на ходу, во время еды, лежа, в пути, за трапезой сидя, дело делая, при людях и в уединении к Богу ум и сердце обращать и так милости и помощи у Него просить. Бог везде и в любом месте есть, и всегда двери к Нему открыты и подход к Нему прост, не так как к человеку; и везде и всегда по Своему человеколюбию Он готов нас слушать и нам помогать».

«Молитвою утверждается и умножается вера, по подобию древа, которое чем более орошается, тем более растет. Божия бо благодать, как дождь тихий, снисходит на молящегося, и орошает сердце его, и плодоносным творит к творению добрых дел».

«Когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчаньем, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные».

«С какой надеждой будешь молиться Богу, когда сам не слушаешь молитвы подобных тебе людей? Как будешь просить с прочими в церкви: “Подай, Господи”, когда сам не подаешь нищим, а можешь подать? Какими устами скажешь: “Услыши мя, Господи”, когда сам не слышишь бедного, или, вернее, в бедном – Самого Христа, вопиющего к тебе? С каким упованием прострешь руки свои к Создателю своему, когда сам подобного себе, простирающего руки, отвращаешься?»


«Оставление молитвы есть доказательство потерянной веры. Молитва есть оружие христианское против врага диавола и прочих врагов. Тому, кто оставил оружие, следует оставить и брань и покориться врагу».

О Священном Писании и святых книгах

«Как тело каждый день укрепляется пищей, чтобы не ослабело и, ослабев, не погибло, так нужно каждый день укреплять душу духовной пищей слова Божиего, чтобы душа, истаяв от голода, не ослабела и не погибла».

Не единого дня не пропусти без чтения Писания и молись Богу, чтобы дал тебе разуметь то, что читаешь. Враг побеждается чтением


«Книги святые читай всегда, и от них учись христианскому благочестивому житию, и не единого дня не пропусти без чтения, и молись Богу, чтобы дал тебе разуметь то, что читаешь. Враг побеждается чтением книг».

«Обратись от суеты и самообольщения, обратись к истине! Обратись от греха и мира к Богу! Обратись от временного к вечному! Отвергши все пустые занятия и наслаждения, приступи к слову Божию, держись этого спасительного, животворящего слова: оно просветит тебя и будет руководствовать к вечному блаженству».

О памяти смертной

«Возлюбленный! непрестанно вспоминай, постоянно помни час смерти твоей. Страшен этот час не только для грешных, но и для святых. Святые проводили всю жизнь свою в размышлении о смерти… из сердца сокрушенного, из сердца болезнующего проливали они теплейшие и непрестанные молитвы к Богу о помиловании».

«Снисходи ныне умом в ад, чтобы потом не сойти туда душою и телом».

«Время жития нашего беспрестанно уходит. Прошедшего времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем. Кончина наша нам неизвестна. Следовательно, всегда, во всякий час мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Каким он <христианин> хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра – дождется ли вечера, и с вечера – дождется ли утра».

О любви к ближнему

«Если любишь Бога, то надобно любить и того, кого Бог любит, потому что когда мы любим кого, то любим и того, кого любимый нами любит».

О грехах

«Какие грехи видим в людях, те есть и в нас».

«Согрешить – дело человеческое, но упорствовать во грехе – дело диавольское».


«Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к живущему в праздности и лености».


«Кратка сладость греха, но вечная смерть последует».

«Если помыслы будем отсекать, отсечем и грех. От помыслов и грех бывает, как от корня – дерево или как от семени – плод. Отсеки корень, и дерева не будет; подави семя, и плод не возрастет».

«Безопаснее не допускать врага (греха) в дом, нежели, допустив, с ним бороться».

«Как дерево чем больше, тем с большей трудностью исторгается из земли, так чем более усилится и утвердится греховный обычай, тем с большей трудностью от него освобождается человек».

«Никто так не бывает любезен диаволу, как пребывающий в пьянстве, потому что никто так не исполняет его воли, как пьяница».

«Блуд есть яд, умерщвляющий душу».

О христианской жизни

«Истинно любящий Бога – всего, что противно Богу, бережется и все, что Ему угодно, старается исполнять».


« Человек, любящий Бога, пребывает на земле ногами, а на небе сердцем, на земле телом, а на небе духом; с людьми живет, но духом предстоит любимому Богу и поклоняется Ему».

О скорбях, испытаниях, наказаниях

«Мы утешаемся и радуемся, когда лекарь исцеляет наше немощное тело, хотя бы горьким и жестоким лекарством; мы благодарим его и возмездие даем ему. Тем более нам следует радоваться и от сердца благодарить Бога, когда Он наши душевные немощи исцеляет скорбями и напастями».

«Бог не попускает нам искушение выше силы нашей. В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение».

«Бог, Который налагает крест, помогает нам и нести его».


«Крест и различные скорби – знамя христианское, под которым христиане воюют ради Царя Своего, на кресте распятого».

«Когда хорошо рассудишь, Кто есть Христос – что и ради чего и ради кого страшное мучение и бесчестие претерпел, получишь великое утешение во всякой скорби и всякую скорбь примешь с благодарением и радостью».

Когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости

«Когда отец оставляет сына без наказания и попускает ему по своей воле жить, то видно, что он отринул его от себя: так, когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости, и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий».

«Если рассудишь лучше, что есть вечность, и вообразишь в уме, как тяжко лишиться славы вечной и попасть в огонь гееннский, которого и демоны трепещут, изберешь всякое страдание и бедствие терпеть и будешь благодарить Бога за милостивое Его отеческое наказание».

Об истинной любви


«Такова истинная любовь – любить без всякой корысти и делать добро без надежды на воздаяние».

«Явный признак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь не может быть без радости».

О смирении

«Путь смирения низок, но к высокому отечеству – небу – ведет. Если хочешь достигнуть сего отечества, этим путем иди».

«Истинно смиренный не может огорчиться и гневаться по причине укора, потому что считает себя достойным всякого уничижения».

О воспитании


«Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки, но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми».

О богатстве

«Богатый – не хозяин богатства, данного ему от Бога, но приказчик и расходчик, который даровавшему Господу должен дать ответ в свое время».

«Лучше в нищете жить, нежели в богатстве неправедном».

О болезни

«Болезнь хотя мучает твою плоть, но дух спасает».

«Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет».

О гонениях

«Нет благочестивой душе в мире сем истинного дома и отечества, но везде изгнание и ссылка».


«Пусть меня весь мир ненавидит, когда хочет, и делает мне, что хочет, только бы Бог один любил (меня) и в милости Своей содержал».

О совести

Лучше от одной совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит

«Лучше от одной совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Лучше терпеть биение тела, нежели биение совести, лучше всякие внешние беды принимать, нежели иметь эту одну внутреннюю беду».

«Нет злейшего мучителя, как злая совесть».

«В совести, грехами замаранной, и великие грехи едва усматриваются, так же как в закопченном зеркале ни лица, ни пороков своих не видит смотрящий в него».

О покаянии

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский

«Познание себя и своей греховности – начало спасения, потому что познание своей бедности приводит к исканию способа, чтобы избавиться от беды».

«Одним тем непременно следует вечное осуждение с диаволом в аду, кто не хочет каяться и оставить грехи, а кающимся и отставшим от грехов двери милосердия Божиего открыты».

«Не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося».

«Вся христианская жизнь есть не что иное, как постоянное до кончины жизни покаяние».

О Евхаристии

Приготовление к причащению состоит не в одном вычитывании молитв, но в исправлении сердца

«Приготовление к причащению состоит не в одном вычитывании молитв, но в исправлении сердца».

О сердце человеческом


«Сердце, которое осквернено любовью к миру, не посещается Богом».

«Сердце – начало и корень всех деяний наших. Ибо что ни делаем, мысленно или делом, – сердцем делаем: или добро, или зло… Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: “Сын Мой, отдай сердце твое Мне”».

«Сердце у человека – одно: когда оно ищет временного, тогда забывает о вечном; когда же обращается к вечному и углубляется в нем, тогда забывает о временном и нерадит о нем. Двояких попечений – о временном и вечном, – двоякой любви – к временному и вечному – в сердце быть не может. Непременно обладает им одно из двух: или временное, или вечное».

О семье

«Муж и жена должны считать основой любви своей добродетель, а не страсть, то есть когда муж в жене своей усмотрит какой-то порок, должен снисходительно ей внушить, и жена должна в том повиноваться своему мужу. Равно и жена, когда усмотрит какой порок в муже, должна его увещевать, и он обязан ее слушать».

Прочее


«Блаженство состоит не во многом стяжании, но в покое душевном; не в том, чтобы много иметь, но в том, чтобы тем довольствоваться, что имеем».


«Сан или честь для христианина – наложенное иго, которое нужно носить во славу имени Божиего и на пользу ближнего».


«Многие хотят знать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится, не ищут».

Следующая цитата


1. Не должен ты в праздности жить, но в трудах благословенных упражняться. Потому что праздность — всему злу причина, и кто в праздности живет, непрестанно грешит. Исключение составляют немощные и престарелые люди, которые не могут трудиться.

2. Всякого греха как смертоносного яда берегись, поскольку всякий грех великого Бога оскорбляет и прогневляет, а согрешающего отлучает от Бога и вечному спасению препятствует. Берегись же греха, чтобы он навечно тебя не умертвил.

3. Не делай того, что совесть возбраняет тебе делать, ибо что совесть непогрешительная возбраняет, то возбраняет и закон Божий. Совесть добрая согласна закону Божию <…>.

4. Бога почитай не веществом и наружностью, но доброй совестью, страхом, любовью, послушанием, благодарением, молитвой, верой. Ибо Бог есть Дух невещественный, и потому ничем иным, как только духом и истиной, почитается.

5. Старайся Богу угождать верой и послушанием, то есть делай то, чего Он хочет и что Ему угодно, и не делай того, чего Он не хочет и что Ему неугодно. Без послушания что ни делает человек, неугодно Богу.

6. Во лжи и шутках крайне берегись помянуть имя Божие, чтобы тотчас суд Божий не постиг тебя. Ибо Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12: 29).

7. В начинании всякого дела призывай имя Господа Бога твоего, и начинай с молитвой, да поможет тебе Господь начать и совершить. И из этого видно, что ничего не должно христианину начинать, что закону Божию противно, но только то, что ему согласно.

8. Что люди делают, тому безрассудно не подражай; ибо от такого безрассудного подражания люди портятся и развращаются, и час от часу умножается зло, и оскудевает благочестие, — но внимай только тому, чему Слово Божие учит.

9. Истинные христиане в этом мире живут так, как путники, странники и пришельцы, и всегда к небесному отечеству верой и душевными очами взирают, и его достигнуть стараются. Будь же и ты в мире этом странником и пришельцем, и непрестанно к небесному отечеству взирай, и его получить старайся. Тогда мир со своими прелестями и похотями станет мерзким для тебя. Кто вечного блаженства ищет и желает, и старается получить, тот всё временное презирает, чтобы, временного ища, вечного не лишиться.

10. Роскоши как моровой язвы берегись. Она весьма душу христианскую расслабляет; научает чужое похищать, людей обижать и от подаяния милостыни, что требуется от христианина, руку удерживать. Роскошь, как чрево, сытости не знает и, как пучина, всё добро пожирает. Ей всё надобно, и всё переделывать хочет. Не хорош, мол, у меня дом — надобно мне новый сделать. Худо у меня платье — надобно мне лучше пошить. Стыдно мне на простой коляске выехать — надобно мне английскую карету купить. Кушанье сие мне мерзко — надобно мне лучшее варить. Я простого вина пить не могу — надобно мне вейневой водки купить. Слугам моим в таком-то платье мне служить непристойно — надобно мне их лучше приодеть, и прочее. Так роскошь всё пожирает и ум расслабляет. Берегись же роскоши. Естество малым довольствуется, а похоти и роскоши много надобно.

11. Тела своего щегольской одеждой не украшай, как у некоторых, христианами именующихся, есть обычай, но да будет у тебя приличное одеяние, соответствующее твоему званию. Христианское одеяние есть душевное одеяние, христиане должны душу украшать, а не тело. Красота души есть образ Божий, по которому мы созданы, — этой красоты ищи, и довольно с тебя.

12. Стоя в церкви, прилежно внимай чтению и пению. Тогда родится умиление, истинная молитва, сердечное пение и благодарение. Берегись телом стоять в церкви, а умом бродить вне церкви; телом пред Богом стоять, а духом по мирским делам бродить, чтобы и тебя не обличило слово из Писания: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15: 8). Стоя в церкви телом, стой сердцем и духом, ибо пред Богом стоишь.

13. На пиршества и банкеты ходить берегись. Весьма трудно на них быть и совести не уязвить. Не таким уже в дом возвратишься, каким из дома вышел, — потому берегись. Нет ничего лучше и спокойнее, как дома своего держаться. Чего глаз не видит и ухо не слышит, то в сердце не будет ударять. Мысли добрые и Богу угодные нигде так не бывают, как в уединении и молчании. Какое добро в доме и уединении ни соберешь, всё между людьми потеряешь.

14. Если нужду имеешь из дома выйти и к людям пойти, внимай себе и со всякой осторожностью сердце свое береги. Везде представляй Господа Бога твоего пред собою, и святой страх Божий, как свеча, да освещает и направляет путь твой. Куда ни выйдешь и где ни будешь, везде Бог с тобою есть, и всё про тебя знает, и видит дело, и слышит слово. Везде береги себя.

15. Если в чем как человек согрешишь или совершишь проступок, не отчаивайся, но тотчас, познав свой грех, припадай со смирением пред милосердными Божиими очами и проси милости мытаревым гласом: Боже! милостив буди мне грешному! (Ср.: Лк. 18: 13) — и отпустится тебе согрешение твое. Аминь.


Источник: «Наставление христианское» святителя Тихона
Задонского
Подготовила Татьяна Запека

Читайте также: