Тени забытых предков цитаты

Обновлено: 21.11.2024

кум-кума, кум-кума, что варила, что варила?
Свеклу-борщ, буряк-борщ, буряк-борщ!
Стой! Откуда ты?
Из Яворова!

- а чья ты?
- Гутенюкова.
Будь здорова, Гутенюкова.
Маричка!
Маричка!
Иванко.
что, моя Маричка?
Будем ли мы парой?
как Бог даст.
Большая злость у родни нашей.
ничего, Маричка. Скажу маме и заберу тебя к нам.
О, мой, мой Иванко!
не грусти, не грусти, моя сладенькая!
Маричка!
Слышишь?
Иди ко мне.
что ты, Иванко.
Пускай говорят, что хотят, а ты будешь моею.
Слышишь, Маричко? Слышишь?
Иван. не быть нам вместе.
что ты говоришь, Маричка?
Маричка!
что с тобой, моя сладкая?
Пусть станет пустым дом Гутенюков, как и мой.
Пусть сгинет их скотина! Иванку!

- Они уничтожили наш род, а ты.
- Мама!
дорогой ты мой.
думала ли я, что не будешь ты хозяином,
а пойдешь в батраки зарабатывать на хлеб.

- Сыночек!
- Мама.
на кого же ты меня оставляешь?
держитесь, мама.
Пусть будет так. Пусть.
Благословите в дорогу.
Счастья тебе. везения тебе.
Господи!
Сохрани и защити
сына моего Ивана
и помяни души детей моих - Михаила, данила,
Анны,
Василя,
Миколы,
Олексы
Отче наш, иже еси на небесех,
да святится имя твое,
да будет воля твоя,
хлеб наш насущный даждь нам днесь.

- Слава Иисусу!
- вовеки слава Богу!

- Слава Иисусу!
- вовеки слава Богу!

- Счастливо, Иванко!
- Большое спасибо!
Иванко на полонину пошел, а она.

- как спалось, Маричко?
- как спалось?
хорошо, а как вам?
Иван!
Маричка!
Идешь, Иванко?
Иду, Маричка, такая уж судьба.
к зиме вернусь, а ты жди.
ночью я буду смотреть на звезду, что над полониною.
И ты тоже смотри.
хорошо, будем смотреть оба.
Иван!
Маричка!
Слава Иисусу Христу.
а чья это дивчина? Гутенюкова?
Ой, какая же ты, Маричко, ой, какая полная, Маричко!
Маричко, Маричко, а съешь черничку.
а что у тебя здесь, а?
ПОЛОНИНА
Пригонят нам скотину.
Лишь бы Господь-Бог помог
осенью вернуть ее людям.
а чей будешь, парень?
Петра Палийчука, с криворивни.
Пришел к вам проситься.
Может, примите? Буду делать, что скажете.
"Почему ты не женишься, высокий Бескиде", -
спрашивает ветер
черную Гору.
а она отвечает:
"Потому что зеленая полонина
за меня не пойдет".
И стоят они вместе веками.
Любуются красотою,
а пожениться не могут.
только ветер им
песенки носит.
не знаю.
Почему ты не женишься,
высокий Бескиде.
Слышите?
Иван!
Слава Иисусу.
Мико, что это?
Мико, хоть ты скажи правду.
что там внизу?
Мико!
Маричка! Маричка!
как же ты такая молоденькая утонула!
деточка моя!
Онуфрий, ищи нашу доченьку!
Подожди там, подожди Параска.
какую недобрую смерть ты нашла!
Ой, дорогое дитя.
зачем так напрасно ушла ты с этого света?
Ох, дитятко любимое, молоденькое, тебе бы еще жить да жить,
а ты уже на тот свет ушла.
какая

Следующая цитата

смертьнедобрая тебе досталась, дитятко.
Люди думали, что он он умер от тоски,
а девушки сложили песни про их любовь.
ОДИНОЧЕСТВО
Миколо, дмитре, пошли!
Приходи ко мне на кривое Поле, я жениться буду.
Спасибо. Будет время, обязательно приду.
дмитре, приходи ко мне на Святвечер.
Пошли, хлопцы.
Счастливой вам дороги. Счастливо!
Иване, не гаси огонь, он сам должен прогореть.
Сам знаю. Спасибо.

- как здоровье, Евдо?
- хорошо.
вы слышали, что у Палийчуков сделалось?
вы видели, что Иванко под стеною стоит?
Иванко?
какой пригожий парень был, а теперь такой несчастный,
зарос, оборван, нечист, как будто дед старый.
Удивляется, что за хозяйка там была.
хата валится, чисто валится,
все вымерло, отца убили.
никого у него нет из родни.
Я слышала, когда он продавал скот, лишь овечку.
Приехал какой-то богач с Буковины, да и ту овечку. продает и ее.
даже на человека не похож, о, Господи.
такой парень был, а теперь.
как здоровье, батько?
хорошо. как ты гостил? Откуда идешь?
ходил к армянину-купцу, продал ему выдру и куницу,
купил перца и пошел домой.
И вот тут на еврейском кладбище видел Ивана Палийчука.

- знаете?
- знаю.
Он там яму копал, черный весь, страшно смотреть.
что с ним случилось.
знаешь, Дмитрику, о чем я тебя попрошу.
никому об этом не рассказывай.
Стыдно, до чего любовь может довести.
Боже, весна идет!
Солнышко греет, лед тает.
а что же наш Иван?
кто ему сорочку выстирает,
кто ему есть сварит,
к людям вернет?
Ой, Боже!
хата пустая стоит.
Пришел бы, мы бы помогли.
Ой, Боже, до чего его та любовь довела!
У меня хата завалилась.
Я продала корову
и наняла Ивана Палийчука, сироту, новую построить.
работает Иван у меня целый месяц.
И все думает бедный, а о чем не знаю.
Я его спросила, а он не говорит.
Принесла я ему поесть вечером,
а он не хочет, сел, играет на дрымбе и думает.

- ты куда ходила?
- в Красноилье к попу.
а зачем?
Отнесла ему сала и прочее,
чтобы запечатал гроб моему сыну Дмитрику.
видела там Ивана.

- которого?
- Палийчука.
красил доски или делал крест, не знаю,
такая я была недовольная, что ушла.
Стужа стояла. в кожухе, и то замерзла.
а он такой оборванный был.
И тут такая стужа стояла.
Ученые говорят, что в этом году все вымерзнет.

- как здоровье?
- хорошо.
ты где была?
С парнями.

- С нашими или с мадьярами?
- Где мадьяр-то взять?
на Святой вечер мадьяры приехали, так на все село.
Ой, пили и гуляли, и колядовали с парнями.
видела Ивана, что стоял около каплицы?

- как не видеть.
- Правда пригожий?
как удалось расшевелить его?
дала ему порцию горилки, свечку в руку,
яблочком закусить, он и рад.
напоили Ивана так, что он на молодиц вешался,
как коза на вербу.
Иван женится. надо же было обзаводиться хозяйством.
Иван и Палагна

Следующая цитата

Ляк проганяв їх звідти в долину, де потік плив спокійніше. Вони робили собі курбало у потоці, глибоке місце, і, роздягшись, бовтались в нім, як двоє лісних звірят, що не знають, що таке сором. Сонце спочивало на їх яснім волоссі і било в очі, а льодова вода потоку щипала тіло.

І ось раптом в сій дзвінкій тиші почув він тиху музику, яка так довго і невловимо вилась круг його вуха, що навіть справляла муку! Застиглий і нерухомий, витягнув шию і з радісним напруженням ловив дивну мелодію пісні. Так люди не грали, він принаймні ніколи не чув.

Іван сидів і слухав, забувши зовсім, що має доглядати корови.

Вона давно вже була Іванкова, ще з тринадцяти літ. Що ж в тому дивного було? Пасучи вівці, бачила часто, як цап перчить козу або баран валує вівці,– все було так просто, природно, відколи світ світом, що жадна нечиста думка не засмітила їй серця. Правда, кози та вівці стають од того кітні, але людям помагає ворожка. Марічка не боялась нічого. За поясом, на голім тілі, вона носила часник, над яким пошептала ворожка, їй ніщо тепер не зашкодить. На згадку про се Марічка лукаво осміхалась до себе і обіймала Івана за шию.

на всьому світі тільки дві барви: в зеленій – земля, в блакитній – небо…

Тепер Іван був уже леЄінь, стрункий і міцний, як смерічка, мастив кучері маслом, носив широкий черес і пишну кресаню. Марічка теж вже ходила в заплітках, а се значити мало, що вона вже готова й віддатись. Не пасли більше вкупі ягнята і стрічались лиш в свято або в неділю. Сходились коло церкви або десь в лісі, щоб стариня не знала, як кохаються діти. ворожих родів. Марічка любила, коли він грав на флояру. Задуманий все, встромляв очі кудись поза гори, неначе видів, чого не бачили другі, прикладав мережану дудку до повних уст, і чудна пісня, якої ніхто не грав, тихо спадала на зелену отаву царинок, де вигідно послали свої тіні смереки.

Ляк проганяв їх звідти в долину, де потік плив спокійніше.

Следующая цитата

Год - 1964
Страна - СССР

Режиссер - Сергей Параджанов
Сценарий - Иван Чендей, Михаил Коцюбинский, Сергей Параджанов
Оператор - Юрий Ильенко
Композитор - Мирослав Скорик

Жанр - эпическая драма
Премьера - 29 апреля 1966

Иван Миколайчук — Иван
Лариса Кадочникова — Маричка
Татьяна Бестаева — Палагна
Спартак Багашвили — Юра-мольфар
Николай Гринько — Бананг
Леонид Енгибаров — Мика
Нина Алисова — Палийчук
Александр Гай — Палийчук
Неонила Гнеповская — Хутенюк
А. Райданов — Гутенюк

- Государственная премия Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко С. Параджанову (посмертно), оператору Ю. Ильенко, актрисе Л. Кадочниковой, художнику Г. Якутовичу в 1991 году.
- Премия Британской киноакадемии в 1966 году. (Британская киноакадемия, в официальном письме Мартиросу Вартанову, сценаристу фильма Параджанов — Последняя весна, сообщила что фильм Тени забытых предков не получал этой награды).
- Кубок на фестивале в Риме в 1965 году.
- Вторая премия за лучшую постановку, специальная премия Ассоциации аргентинских кинокритиков за цветную фотографию и съемочные эффекты на международном кинофестивале в Мар-дель-Плато в 1965 году.
- «Золотая медаль» на международном кинофестивале в Салониках в 1966 году. Специальная премия жюри на кинофестивале в Киеве в 1966 году.

Два гуцульских рода враждуют многие годы. Среди озлобленности и мести зарождается чистая, светлая любовь Ивана и Марички, относящихся к враждующим родам. Иван вынужден был уйти на заработки, в это время Маричка гибнет в речной пучине. Иван пытается забыть любимую, но у него это не получается. Не помогает и женитьба на красивой Палагне. Только в предсмертном бреду Иван вновь обретает своё счастье.

Отзывы о фильме:

В 2010 году известный сербский режиссёр Эмир Кустурица назвал «Тени забытых предков» лучшей картиной в мире, снятой до сих пор.

Миниатюры Последний раз редактировалось hillfunt; 28.10.2010 в 15:05 . Причина: Дополнение Новичок Адрес: Москва История создания фильма

Задумывались ли мы когда-нибудь, например, о том, какие события сопутствовали автору при работе над фильмом "Тени забытых предков", какие душевные переживания отображались в сюжете, какие люди были прототипами героев и т.д. Вот об этом и хотелось бы немного поговорить. За каждым произведением стоит грандиозная и самобытная история, жизненный путь автора. который сам по себе является сценарием для фильма.

«Сержик, дарагой! Посылаем тибе пятьдесят рублей. Если комната плохая – сними лучше. Питайся тоже хорошо: пей какао по утрам и иногда ходи в ресторан покушать шашлык. В театре тоже себе не отказывай, говорят в Большом сичас поют Бадридзе и Лисициан. Одевайся тоже хорошо. Купи теплое белье, и если останутся деньги, купи мне и Ане боты. Мама». Параджанов читал эти письма однокурсникам, которые в эти послевоенные годы получали хлеб по талонам, падая в голодные обмороки в огромных очередях. Кто-то сердился, а кто-то от души хохотал, догадываясь, что Сергей Иосифович посылал себе «весточки из дома» сам.

Правда, первую любовь он всё же встретил в парфюмерном отделе ЦУМа. Красавица Нигяр была родом из строгой татарской семьи. Узнав, что она вышла замуж, братья приехали в Москву и потребовали огромный выкуп, которого, у Сергея, конечно, не оказалось. Подождав немного, они стали уговаривать Нигяр уйти от нищего студента, потом – заставлять; но она отказалась. Тогда братья связали её и бросили под поезд.

Эта трагедия произошла в июле 1951-го. Едва опомнившись, он поставил в память о жене печальную молдавскую сказку «Андриеш», сначала как диплом, а потом – как свой первый полнометражный фильм. Но ещё много, много лет горе не отпускало его, пока не вылилось, наконец, в повесть о Ромео и Джульетте, которая называется «Тени забытых предков».

Сергей Параджанов: Это было время, когда я взошел на свой материал, свою тематику. Это был фильм, где была этнография, был Бог, была любовь и была трагедия».

И смерть Офелии, и недолгое земное счастье великих веронских влюбленных родились из таких же народных сказаний – об Иване да Марье, как и роман Михаила Коцюбинского, погружающего вечную притчу в мир старых Карпат. «Я влюбился, - пишет Сергей Иосифович, - в это кристально чистое ощущение красоты, гармонии, бесконечности, ощущение грани, где природа переходит в искусство, а искусство – в природу». Но «Тени забытых предков» – не идиллия.

Параджанов очень любил Третьяковку, где есть «Крестный ход на Пасху» Перова, и вот здесь - «гуляния на Рождество». Вслед за Шекспиром и отцом пасторали – Вергилием, он рисует духоту окружающего, современного любой эпохе, ада, в которой гибнет любовь. Но чтобы выдержать стиль такой эпической поэмы, которая начинается и заканчивается заколачивающим стуком топора, нужны были грандиозные физические и нравственные усилия. Из воспоминаний оператора фильма Юрия Ильенко: "Буквально через неделю после начала съемок я ушел с картины и вызвал Сергея на дуэль. Просто хотел убить его. За всё. Это была идейная ссора по творческим мотивам. Мы должны были встретиться на мосту и стреляться на гуцульских боевых пистолетах. Но Черемыш вздулся так, что мост снесло, а с тридцати метров я никак не мог стрелять. А вечером из Киева привезли первый проявленный материал. Мы сели по разным углам. Посмотрели первую партию материала, и я понял, что никуда не уйду. Мы обнялись, поцеловались и начали опять биться".

Параджанов добивался, чтобы все было подлинным. Актеры даже говорили на гуцульском диалекте, а для сцены погребения пригласили настоящих баб-плакальщиц. "Готовы?" - "Готовы" - "Мотор!" Бабушки не плачут. Сергей Иосифович: "Ну, в чем дело, что-то не так?" - "Гроб пустый". Параджанов – ассистенту: "Ложись в гроб!". Тот лёг послушно – "Мотор!" Бабушки опять молчат. "Что такое!?" - "Вин молодой". Нашли местного деда и его уговорили лечь. "Мотор!" Бабушки не плачут. "Ну, этот же старый!" - "Вин дурный". Ну, что тут скажешь? Некоторое время в Параджанове борется восхищение с яростью. Наконец, он останавливает съёмку и дает указание отыскать хорошего «покойника». Через несколько часов помощник привозит другого дедушку и уверяет, что это всенародный любимец. Положили его в гроб, и тут такой вопль поднялся – уже снимать закончили, а бабушек всё успокоить никак не могли.

В таком бескомпромиссной атмосфере шекспировской драмы как-то уже не очень удивляли и даже казались естественным слова, с которыми люди встречают друг друга всю картину – «Слава Иисусу!»

Сергей Параджанов: Когда министерство увидело фильм, на носу был юбилей. Они его выпустили на экран в надежде, что потом с ним справятся. Я сделал этот фильм, но после произошла трагедия.

Зная, что соберётся цвет украинской интеллигенции, на премьеру пришел человек, который набрался храбрости заявить, что в стране 37-ой год. Сергея Иосифовича не предупредили о готовящейся акции, но он тоже был настолько «не советским» человеком, что и у него начались очень серьёзные неприятности, которые он сам же порой и провоцировал. Например, написал письмо Брежневу с просьбой отпустить его на постоянное место жительства в Иран. Ему долго не давали работать, а потом, не взирая на мировую славу, решили посадить. Друзья умоляли его уехать в Армению, не показываться в Киеве. Параджанов уехал, но сын заболел брюшным тифом; он вернулся и был арестован.

Сначала инкриминировали спекуляцию, потом взятку, потом обвиняли в изнасиловании какой-то пьяной женщины. Но все эти шитые дела рассыпались на глазах по причине отсутствия всяких доказательств. Тогда завели дело о мужеложстве. Из воспоминаний второй жены Сергея Иосифовича, Светланы Щербатюк: "Они остановились на этой статье и нашли человека, который заявил о домогательствах со стороны Параджанова. По тем временам, по советскому законодательству, это была ещё и грязная статья. Нужно было его вымарать. Людей отвратить. Ну, вот они пошли на такой шаг".

Сергею Иосифовичу дали пять лет строгого режима, надеясь, что с такой статьёй его там просто уничтожат. Первое время его действительно стали бить, подозревая в нём подсадную утку, которая собирается снять фильм про уголовный мир. Но вскоре Параджанов начал удивлять заключенных: он постоянно что-то рисовал, делал из тряпья коллажи, чеканил на крышках от молочных бутылок. Одна из них с профилем Пушкина попадет через десять лет в руки Феллини и превратится в главный приз кинофестиваля в Римини.

Сергей Параджанов: "Спустя тридцать лет я вернулся в город, в котором родился в 1924 году. Вернулся стариком, за плечами которого словно два крыла: с одной стороны – слава, триумф и признание; с другой – униженность раба, пленника, зека. У меня нет официальных званий, ни наград. Я никто. Я живу в Грузии, в Тбилиси, в старом доме моих родителей, и, когда идет дождь, я сплю с зонтиком и счастлив, потому что это похоже на фильмы Тарковского".

Его освободили на 11 месяцев и 18 дней раньше срока. Помогло вмешательство Лили Брик. Ее сестра была замужем за Луи Арагоном, а тот, получая от советского правительства какую-то награду, сказал о Параджанове Брежневу. Выяснилось, что Леонид Ильич никогда не слышал о таком режиссёре, но и к лучшему, наверное.

Сергей Параджанов: Я считаю, что я привёз очень интересный материал, созданный в изоляции. Обрёл чистоту и духовность.

Пройдя через пятнадцать лет молчания, он снимает «Тайну Сурамской крепости» - гениальное завершение разговора о добре и зле и торжестве жизни и над смертью, начатое в «Тенях забытых предков». Это гимн жертвенной любви матери и сына. В нём поётся о том, как юноша дал замуровать себя в стену живьём, чтобы устояла крепость.

Сергей Параджанов: Мне хотелось бы именно после этого фильма умереть, потому что я его очень люблю.

В лермонтовской версии «Ромео и Джульетты», конечно, снова была любовь, и был Бог. Только уже не было трагедии, хотя в детстве Сергей Иосифович горько плакал всякий раз, когда мама читала ему эту сказку – он боялся, что суженая Кериба, Мегуль, выйдет за другого. Эту картину он называл своей самой любимой и считал её «возвращением в детство», очищением и подготовкой к последнему пути.

В 1969 году, в Киеве, лёжа в больнице с двусторонним воспалением лёгких, он умолял врача продлить его жизнь хотя бы на шесть дней, чтобы успеть написать сценарий. И он написал его в эти дни. И назвал «Исповедью».

Двадцать лет спустя, умирая от рака лёгких, он надеялся, что Господь снова подарит ему немного времени, чтобы вслед за «Зеркалом» Тарковского и «Покаянием» Абуладзе смогла прозвучать и его молитва о прощении. И в мае 1989 года «Арменфильм» запустил эту ленту в производство, но экранизировать удалось только одно воспоминание. Последним фильмом стал всё-таки «Ашик-Кериб», а последней сценой, которую снял в своей жизни Сергей Иосифович, - похороны девочки-соседки во дворе их родительского дома в Тбилиси.

Сергей Параджанов: Это моя мать, мой отец, моё детство, мои личные сновидения, сны и эта потрясающая трагедия. И я должен умереть перед ними, чтобы доказать, что я их люблю.

Вот такая, довольно интересная история создания великолепного кино "Тени забытых предков". Если она у кого-то вызовет интерес, желание что-то прокомментировать, то добро пожаловать. Будет очень интересно пообщаться.

Между прочим. Разыскал одно интересное видео, также касающееся истории создания данного фильма. Если кому-нибудь будет интересно взглянуть, то прошу сюда: Тени забытых предков. Книга родства. Сергей Параджанов

Читайте также: