Темные аллеи анализ цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.
История создания
Направление и жанр
Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.
Композиция
Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.
- Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию.
- Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства.
- В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.
Смысл названия
Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.
Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:
Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.
Суть: о чём рассказ?
Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.
Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.
Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:
Николай Алексеевич | мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд. |
Надежда | красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека. |
Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:
Проблемы
Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.
Основная идея
Чему учит?
Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.
«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.
Критика
Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.
Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.
Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:
В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.
Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.
«Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.
Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:
«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?”
Следующая цитата
". а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования. "
". он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы."
". он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы. "
В молодости Николай Алексеевич был очень красив:
"Помню, сударь. Были и вы отменно хороши." (Надежда о герое)
В течение этих 30 лет Николай Алексеевич не был счастлив. Герой был женат и очень любил жену, от которой у него родился сын. Однако жена изменила ему и бросила очень оскорбительным образом, а сын вырос бессовестным негодяем:
В отличие от Николая Алексеевича крестьянка Надежда никогда не была замужем и не имеет детей. Судя по всему, она до сих пор любит Николая Алексеевича, хотя и не простила его:
"Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя."
Николай Алексеевич считает, что и роман с Надеждой, и его несчастливая семейная жизнь - все это "пошлая, обыкновенная история":
"Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история." (о своей семейной драме)
На прощание Николай Алексеевич признается Надежде, что все-таки она - самое дорогое, что было в его жизни:
"Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни." (Николай - Надежде)
После встречи с Надеждой пожилой Николай Алексеевич приходит к выводу, что верно поступил тогда, бросив Надежду. Он уверен, что женитьба на крестьянке была бы глупостью, "вздором":
Таков цитатный образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе "Темные аллеи" И. А. Бунина: описание внешности, характера и судьбы персонажа в цитатах.
Следующая цитата
Основной проблемой, поднятой писателем в рассказе «Тёмные аллеи», является, конечно же, трагическая любовь. В произведении Бунина представлена страстная любовь, навсегда оставшаяся в памяти главных героев. Для них это самое светлое воспоминание в их жизни, хоть оно и безвозвратно утеряно.
Образ главного героя Николая олицетворяет обыденность и примитивность жизни. Этот персонаж вызывает антипатию у автора и читателя. Его по праву можно назвать эгоистом, ведь он не умеет искренне любить, слышит и видит лишь себя и общественное мнение. По мнению Николая, если всё внешне будет пристойно, то можно поступать как вздумается. К примеру, он считает нормальным поступком разбивать сердце девушке, которую никто не может поддержать. За непристойное поведение жизнь наказала Николая, однако никак его не изменила, не прибавила твёрдости духа и силы воли. На его примере читатель может проследить вечную проблему эгоизма: Николай, будучи эгоистом, не смог построить крепкую семью, поэтому был обманут и брошен так же, как и Надежда, которую он обманул и бросил сам.
Абсолютной противоположностью Николая в рассказе выступает образ Надежды. Это возвышенная личность, способная на искреннюю любовь. Как отмечает кучер Клим, эта женщина отличается умом, сообразительностью и справедливостью. Героиня богатеет, следуя по честному и верному пути. Надежда смогла научиться зарабатывать самостоятельно и обходиться своими силами. Несмотря на трагичность своей любви, она сумела навсегда сохранить её в памяти. В ее образе выражается проблема разбитого сердца: человек, получивший такой удар, не может полюбить снова и довериться кому-либо.
По мнению Ивана Бунина, если человек смог хоть раз пережить любовь такую, какая была у Надежды, значит, он уже узнал, что такое счастье, даже если любовное чувство оказалось трагическим. Если бы герои не пережили такое яркое и сильное чувство, хоть и горькое, их жизнь была бы скучна и однообразна. Писатель утверждает, что такая любовь проверяет человека на силу воли и нравственную чистоту. Надежда смогла пройти эту проверку, а вот Николаю не хватило для этого твёрдости духа. Оба героя столкнулись с проблемой нравственного выбора: Надежда выбрала честный и трудный путь верности себе и своим чувствам, а Николай не любил глубоко, а значит, лгал Надежде ради удовлетворения юношеской страсти. Позже Николай сделал выбор в пользу здравого смысла. Однако в шестьдесят лет герой осознает, что любовь к Надежде была самым лучшим свершением в его жизни. Тему выбора в рассказе можно выразить так: герой приживает жизнь не с теми, с кем хочет, остаётся несчастным на многие годы, однако судьба помнит предательство и обман и возвращает герою то, что забыть невозможно.
Удивителен тот факт, что в произведениях Ивана Бунина любовь и брак несовместимы. Герои Бунина переживают яркие и стремительные эмоции. Они возникают и исчезают быстро, подобно явлениям природы. Это говорит о том, что счастье мимолетно, его нельзя получить по договору и заверить. Такова вечная проблема быстротечности и неуловимости счастья.
В образе любви главных героев писатель воплотил свою трагическую любовь к Родине. Будучи эмигрантом, он тоскует по родным краям, любит свою Родину, однако не может смириться с теми изменениями, которые с ней произошли. Но несмотря на все проблемы, Бунин, как и его герои, принимают свой жребий и летят на пламя любви, которое дарит свет, но опаляет крылья.
Следующая цитата
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1938.
История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности: войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.
Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.
Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.
Жанр – рассказ (новелла).
Направление – реализм.
История создания
Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых нетерпеливых -
для самых компанейских -
для самых занятых -
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
Композиция
Композиционно рассказ можно разделить на три части.
Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».
Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.
Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.
Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.
Читайте также: