Темные аллеи анализ цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.

История создания

Направление и жанр

Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.

Композиция

Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.

  1. Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию.
  2. Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства.
  3. В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.

Смысл названия

Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.

Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:

Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.

Суть: о чём рассказ?

Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.

Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.

Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:

Николай Алексеевич мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд.
Надежда красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека.

Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:

Проблемы

Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.

Основная идея

Чему учит?

Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.

«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.

Критика

Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.

Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.

Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:

В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.

Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.

«Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.

Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:

«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?”

Следующая цитата

". а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования. "

". он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы."

". он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы. "

В молодости Николай Алексеевич был очень красив:

"Помню, сударь. Были и вы отменно хороши." (Надежда о герое)

В течение этих 30 лет Николай Алексеевич не был счастлив. Герой был женат и очень любил жену, от которой у него родился сын. Однако жена изменила ему и бросила очень оскорбительным образом, а сын вырос бессовестным негодяем:

В отличие от Николая Алексеевича крестьянка Надежда никогда не была замужем и не имеет детей. Судя по всему, она до сих пор любит Николая Алексеевича, хотя и не простила его:

"Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя."

Николай Алексеевич считает, что и роман с Надеждой, и его несчастливая семейная жизнь - все это "пошлая, обыкновенная история":

"Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история." (о своей семейной драме)

На прощание Николай Алексеевич признается Надежде, что все-таки она - самое дорогое, что было в его жизни:

"Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни." (Николай - Надежде)

После встречи с Надеждой пожилой Николай Алексеевич приходит к выводу, что верно поступил тогда, бросив Надежду. Он уверен, что женитьба на крестьянке была бы глупостью, "вздором":


Таков цитатный образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе "Темные аллеи" И. А. Бунина: описание внешности, характера и судьбы персонажа в цитатах.

Следующая цитата

Основной проблемой, поднятой писателем в рассказе «Тёмные аллеи», является, конечно же, трагическая любовь. В произведении Бунина представлена страстная любовь, навсегда оставшаяся в памяти главных героев. Для них это самое светлое воспоминание в их жизни, хоть оно и безвозвратно утеряно.

Образ главного героя Николая олицетворяет обыденность и примитивность жизни. Этот персонаж вызывает антипатию у автора и читателя. Его по праву можно назвать эгоистом, ведь он не умеет искренне любить, слышит и видит лишь себя и общественное мнение. По мнению Николая, если всё внешне будет пристойно, то можно поступать как вздумается. К примеру, он считает нормальным поступком разбивать сердце девушке, которую никто не может поддержать. За непристойное поведение жизнь наказала Николая, однако никак его не изменила, не прибавила твёрдости духа и силы воли. На его примере читатель может проследить вечную проблему эгоизма: Николай, будучи эгоистом, не смог построить крепкую семью, поэтому был обманут и брошен так же, как и Надежда, которую он обманул и бросил сам.

Абсолютной противоположностью Николая в рассказе выступает образ Надежды. Это возвышенная личность, способная на искреннюю любовь. Как отмечает кучер Клим, эта женщина отличается умом, сообразительностью и справедливостью. Героиня богатеет, следуя по честному и верному пути. Надежда смогла научиться зарабатывать самостоятельно и обходиться своими силами. Несмотря на трагичность своей любви, она сумела навсегда сохранить её в памяти. В ее образе выражается проблема разбитого сердца: человек, получивший такой удар, не может полюбить снова и довериться кому-либо.

По мнению Ивана Бунина, если человек смог хоть раз пережить любовь такую, какая была у Надежды, значит, он уже узнал, что такое счастье, даже если любовное чувство оказалось трагическим. Если бы герои не пережили такое яркое и сильное чувство, хоть и горькое, их жизнь была бы скучна и однообразна. Писатель утверждает, что такая любовь проверяет человека на силу воли и нравственную чистоту. Надежда смогла пройти эту проверку, а вот Николаю не хватило для этого твёрдости духа. Оба героя столкнулись с проблемой нравственного выбора: Надежда выбрала честный и трудный путь верности себе и своим чувствам, а Николай не любил глубоко, а значит, лгал Надежде ради удовлетворения юношеской страсти. Позже Николай сделал выбор в пользу здравого смысла. Однако в шестьдесят лет герой осознает, что любовь к Надежде была самым лучшим свершением в его жизни. Тему выбора в рассказе можно выразить так: герой приживает жизнь не с теми, с кем хочет, остаётся несчастным на многие годы, однако судьба помнит предательство и обман и возвращает герою то, что забыть невозможно.

Удивителен тот факт, что в произведениях Ивана Бунина любовь и брак несовместимы. Герои Бунина переживают яркие и стремительные эмоции. Они возникают и исчезают быстро, подобно явлениям природы. Это говорит о том, что счастье мимолетно, его нельзя получить по договору и заверить. Такова вечная проблема быстротечности и неуловимости счастья.

В образе любви главных героев писатель воплотил свою трагическую любовь к Родине. Будучи эмигрантом, он тоскует по родным краям, любит свою Родину, однако не может смириться с теми изменениями, которые с ней произошли. Но несмотря на все проблемы, Бунин, как и его герои, принимают свой жребий и летят на пламя любви, которое дарит свет, но опаляет крылья.

Следующая цитата

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1938.

История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности: войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.

Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.

Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.

Жанр – рассказ (новелла).

Направление – реализм.

История создания

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.

Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

Читайте также: