Татьяна черниговская цитаты о мозге
Обновлено: 06.11.2024
1. Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен. Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго».
2. Некоторые все еще повторяют, что нервные клетки не восстанавливаются, но это неправда. Все зависит от того, заставляете ли вы мозг постоянно работать — вам регулярно должно быть трудно.
3. Если не давать мышцам нагрузку, они атрофируются, и с мозгом то же самое. Он не должен расслабляться, иначе быть беде. Мозг работает на максимальных оборотах именно потому, что ему нужно делать трудную работу. Трудная работа для мозга — это лекарство.
4. Великая литература, особенно великая поэзия, ярко демонстрирует возможности языка, которыми люди просто не хотят пользоваться. Язык невероятно богат, но это лишь инструмент. Мощнейший инструмент, на котором нужно учиться играть.
5. Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
6. Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?
7. Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения. Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.
8. То, что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.
9. Мы должны серьезно к мозгу относиться. Ведь он же нас обманывает. Вспомните про галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна. Так какие у нас с вами основания считать, что то, что сейчас происходит, реально, а не находится внутри нашей галлюцинации?
10. Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над нею, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.
11. Сейчас мы точно знаем: гением можно только родиться. Другой вопрос, что, родившись гением, можно им не стать.
12. Мозг хранит всю информацию, мимо которой он прошел, унюхал, попробовал, выпил и т. д., все там лежит. Если вы этого не помните, это не значит, что этого нет в мозгу. Поэтому я постоянно говорю: нельзя читать глупые книги, общаться с придурками, слушать плохую музыку, есть некачественную еду, смотреть бездарные фильмы.
13. Если тебе скучно жить — ты совсем дурак.
14. У творцов действительно другие мозги: данные томографов показывают, что некоторые его части у них работают более активно, чем у остальных людей. Я уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети — и неважно, станет он профессионалом или нет.
15. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Книга, которая, может быть, для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой.
16. Мозг — это сети, пульсирующие сети. Там нет «мест», где отдельно работает что-то одно. Поэтому даже если бы мы нашли в мозгу зоны жертвенности, любви, совести, это нам никак не облегчило бы жизнь.
17. Люди делятся на тех, у кого нет вообще никакого темпа, и на тех, у кого темп высокий.
18. Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки полезно для развития мозга, и это тоже один из способов «отодвинуть Альцгеймера».
20. Я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл.
Следующая цитата
Нашла сейчас статью о Либете (до этого не слышала и не интересовалась) - там речь о запаздывании на ПОЛсекунды, а не на 30.
Ответить
2 года назад
Если комменты скрывают, значит, это кому-нибудь нужно.
2 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».
Если человек что-то говорит и не на кого не ссылается, это автоматически считается его мнением. Значит то, что она говорила о Юнге, Фрейде и других её мнение, а не догма. У вас лично свое мнение и вы с ней не согласны, зачем вам ещё искать несогласных.
Ответить
Черниговская - ученый. И если она что-то сообщает, значит - это результат ее исследований. Она ничего не будет говорить голословно, так как репутация для ученого очень важна.
Ответить
2 года назад
Это слишком секретные материалы.
Многие считают шарлатаном именно Фрейда. Хотя это не совсем то слово, скорее он, как и многие другие психологи, слишком уж увлёкся обобщениями и попытками объяснить то, что никто в должной мере не понимает.
Мозг действительно такая штука. Ну скажем так, не только мозг, а сознание и весь комплекс психических явлений в целом. Поскольку именно они являются основой и фундаментом всей человеческой деятельности, то изучить в полной мере мозг - это всё равно, что изучить все сферы человеческой деятельности сразу. Задача непосильная только потому, что один мозг наверно никак не в состоянии толком понять даже себя, не говоря уже о миллиардах других мозгов. Может только очень примерно, обобщённо, со своей колокольни. Ну как Фрейд мерил всех по своему собственному критерию
Ответить
2 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.
Таки да. Очень много сомнительных утверждений.
Ответить
Точно так. Все "факты" бездоказательны. Да и настоящих фактов нет.
Ответить
Вопрос о том, *кто* принимает решения, -- чисто лингвистический. Включите в понятие "я" совокупность психических механизмов в мозгу - и вуаля, теперь решения и в самом деле принимаете вы. А насчет тех "30 секунд" -- тут наверняка подразумевалась отсылка к экспериментам типа Либета. Элементарно оспаривается тем фактом, что в случае экстренной ситуации принятие решения происходит в доли секунды -- и столь же быстро осознается.
Ответить
2 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.
про искусственный интеллект – байки. чтобы сеть сама себя осознала, потребуется создать что-то большее, нежели нейронную сеть, решающую одну определённую проблему
Следующая цитата
Профессор Татьяна Черниговская, доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ, читает интересные и полезные лекции о мозге, сознании и бессознательном, психике, искусственном интеллекте, мышлении и т.д.
1. Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
2.Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?
3.Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический ти…
… показать весь текст …
Читайте только хорошую литературу, слушайте хорошую музыку, смотрите хорошее кино.
Помните, мозг не сито, из него ничего не высыпается!
Ты не можешь играть с землетрясениями , с цунами. Ты не можешь играть с мозгом , это не игрушка , это опасно. Поэтому люди должны представлять себе , что если они будут читать журнал « Лиза», жевать « Stimorol» круглые сутки , и «ведь я этого достойна» — шампуни читать , что на них написано на этикетке , и пятновыводители изучать , то пусть потом они не жалуются! У них будет другой мозг , у миллионов людей. Потому что мозг строится на основе двух основных вещей — это генетика , против которой ничего сделать не можешь , и то , что на нейронной сети пишется. Нейронная сеть строится во время жизни , и сейчас тоже , пока мы с вами разговариваем. Она строится каждую секунду , поэтому нельзя читать плохие тексты , нельзя слушать плохую музыку , нельзя есть плохую еду — это все одно и то же , потому что это попадает к вам и ничто никуда не высыпается. Мозг помнит все , мимо чего вы прошли , на что посмотрели , что унюхали и что услышали.
автор - советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, профессор.
Нравится! 38 Сохранить 8 Опубликовала Маrol 11 февраля 2018 14 комментариев— Если бы мы предложили сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику и двоечнику Пушкину, а также возьмем физиков и химиков для приличия, — Менделеева («двойка» по химии), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и так далее, — они бы завалили экзамен. Мы скажем: «По физике „двойка“ тебе, Нильс Бор». Он ответит: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет по соседству». Именно за этот ответ!
— Мне не важно, чтобы ребенок знал, в каком году Наполеон женился на Жозефине. Мне важно, чтобы он понимал, что происходит на этой планете. Все остальное «гугл» знает уже. Мне нужен тот, кому придет в голову очень необычная мысль. И это будет открытием. Открытие — это ошибки.
— Мы хотим отличников или мы хотим открытия? Мы хотим прорывы в цивилизации или мы хотим армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Мы что хотим-то?
Татьяна Черниговская; профессор СПБГУ
Нравится! 36 Сохранить 4 Опубликовал Александр Меркулов 15 июня 2020 2 комментарияИскусство — не про то , что барышня из хорошей семьи должна знать , кто такой Вивальди. У неё должно быть другое мышление. Это другой мир обращения с миром.
Нравится! 36 Сохранить 1 Опубликовала Yuliana Nosova 05 июня 2019 6 комментариевМы смотрим глазами, но видим мозгом.
…мозгу все равно, существует реальный мир или нет.
Дело в том, что наши уши и глаза и вообще все органы чувств — это не более чем окна и двери во внешний мир.
Мы смотрим глазами, но видим мозгом.
Точно так же — слушаем ушами, но слышим все тем же мозгом. Наши органы чувств — просто вход. И мы видим все сразу только потому, что знаем эти предметы.
Мы мир познаем с помощью своего мозга. И это потому, что никакого другого способа нет. И то, какой на самом деле мир, зависит от того, какой наш мозг, потому что поставляет информацию нам он. В связи с этим встает много разных неприятных вопросов. Один из них — можем ли мы нашему мозгу доверять? Он нам правду говорит.
Нравится! 15 Сохранить 2 Опубликовала Саша Иванова 12 июня 2016 10 комментариевМы — это наша память. В тот момент, когда мы теряем память, мы прекращаем быть теми личностями, которыми были.
Нравится! 21 Сохранить 2 Опубликовала Саша Иванова 12 июня 2016 6 комментариев28 миллиардов нейронов только в коре, в самой ее верхней части. В среднем, это десять сантиметров нервных волокон на нейрон. Я хочу сказать, что есть части нейрона, которые могут достигать метра длиной. Метра. Метра! Если начать умножать, то это количество будет таково, что если вытянуть в одну нитку, то можно 68 раз облететь Землю и 7 раз слетать на Луну. Это находится в голове каждого из нас, и это не все еще число того, что там есть.
У плода человека нейроны образуются со скоростью 500 тысяч…
… показать весь текст …
Родиться можно Моцартом, но никогда им не стать.
Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться.
Нравится! 20 Сохранить 1 Опубликовала Версия 12 августа 2021 6 комментариевнапоминалка про мозгИ…
Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал,
попробовал, услышал, потрогал и так далее.
Мозг — не решето.
Ничего не высыпается из него.
Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть
данных лежит в «папке „Другое“».
Поэтому:
не надо слушать плохую музыку,
не надо читать плохие книги,
не надо всякое дерьмо есть,
не надо дрянь пить,
не нужно общаться с плохими людьми.
«НЕ НАЧИНАЙТЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА СЛИШКОМ РАНО»
Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок. И полностью уверены в том, что делают все правильно. Но оказывается, это не столь важно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.
Не начина…
… показать весь текст …
Можно родиться Моцартом , но никогда им не стать.
Нравится! 16 Сохранить 1 Опубликовала фантик 21 января 2019 5 комментариевМозг — это загадочная система, все тайны которой мы не сумели разгадать до сих пор. Чтобы использовать его по максимуму, нужно понимать принципы его работы. Об этом в своих лекциях подробно рассказывает Татьяна Черниговская — заслуженный деятель науки, выдающийся ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания.
« Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода , то не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы , общаться с дураками , слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы , то не на что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга , которая может быть для кого-то легкая , но для вас она сложная. Фильм , который вы не понимаете. Значит , вы будете думать , читать критику. Или спектакль , где не ясно , что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой»
Следующая цитата
Татьяна Черниговская - выдающийся советский и российский ученый в сфере нейронауки и психолингвистики, популяризатор науки, доктор филологических и биологических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры языкознания СПБГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований.
Читайте также: