Таблица с цитатами антоновские яблоки
Обновлено: 22.12.2024
У. Что вам известно о жизни и творчестве И. А. Бунина?
Д. и У. - Хорошо знал жизнь русского народа. Рос с крестьянскими детьми, от народа слышал много песен и рассказов. Совершил поездку по средней полосе России, знакомился с нищими, юродивыми.
- Занимала душа русского человека, славянина.
- Отразил печаль об уходящем прошлом России, традиции которой веками создавались и хранились деревней, крестьянством.
- Идеалом И. А. Бунина в прошлом была пора расцвета дворянской культуры, со временем утратившей бесчеловечный характер крепостничества. C сожалением писал о старой, уходящей России и со страхом смотрел на ростки нового.
- Возможность сохранения в России вековых традиций видел в сохранении деревни.
- Не верил в счастливые перемены в обществе.
- Считал, что «Россия сошла с ума» в октябре девятьсот семнадцатого. Вину за это возлагал на интеллигенцию и народ.
- Хранил память о смерти: «Каждое утро думай, что наступивший день есть последний день в твоей жизни; и каждый вечер — что наступающая ночь есть последняя ночь в твоей жизни».
- И. А. Бунина, наряду с А. П. Чеховым, считают величайшим мастером короткого рассказа. Писателей связывали крепкие дружеские отношения.
- Выступал как истинный художник: через художественные образы, не давая собственных моральных оценок, ставил важнейшие вопросы человеческого бытия.
- К своим произведениям относился крайне строго, мучился над ними, выправлял, часто вначале недооценивал их.
- Искал вдохновение в образах прошлого, черпал их из религиозно-литературных памятников древности.
- И. А. Бунин был «живописцем сложнейших человеческих чувств» (К. И. Чуковский).
- Стремился остановиться на красоте действительности, её деталях.
- В зрелый период творчества всё далее отходил от лично увиденного и пережитого и всё чаще сочинял.
- Начало произведений до предела сжато, энергично и упрощено.
- Художественная речь И. А. Бунина — образец взыскательного отношения к слову: внутренняя сосредоточенность и точность определений, отвращение к щегольству удачно сказанным словом.
- Не просто описывал природные явления, а сопровождал их эмоциональной оценкой, позволяющей уловить гармоничную взаимосвязь между природой и человеком.
- На примере творчества И. А. Бунина видно, что поэзия и проза на рубеже ХХ в. всё более сблизились. С одной стороны, он чувствовал музыку в прозе, с другой стороны, вносил в поэзию повествовательность, описательность, естественность речи, свойственные прозе.
- В поэзии явился продолжателем пушкинских традиций, не пытался внести в русский стих что-либо новое и чуждался новых достижений, сделанных другими.
Возможно прослушивание аудиозаписи рассказа в исполнении А. Филозова:
У. - Рассказ «Антоновские яблоки» И. А. Бунин задумал в 1891 г., но написал и издал его в 1900 г. с подзаголовком «Картины из книги “Эпитафии”».
- Вспомните, что такое эпитафия и чему был посвящён вышедший также в 1900 г. рассказ И. А. Бунина с таким названием?
Д. Эпитафия — это надгробная надпись. Рассказ был посвящён прошлому России, оскудению и запустению русской деревни.
У. - Рассказ «Антоновские яблоки» также проникнут печалью об уходящем прошлом России, трагическим чувством обречённости старого мира, близкого и родного писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием: «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах».
- От чьего лица ведётся повествование?
Д. Сначала от лица мальчика, затем от лица взрослого человека — выросшего мальчика.
У. Какой глагол постоянно звучит в устах рассказчика?
У. Можно ли в этом рассказе выделить завязку, кульминацию, развитие действия, свойственные эпическому произведению?
Д. Нельзя. Описываются пришедшие на ум мысли рассказчика, его впечатления, отношение к ним, переживания.
У. - Характерной особенностью раннего прозаического творчества И. А. Бунина является присутствие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, особый элегический настрой. И. А. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и порой чётко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе образы из собственной лирики, даже любил печатать стихи и прозу под одной обложкой, подчёркивал их нераздельность. Вот почему рассказ «Антоновские яблоки» вызывал недоумение критиков-современников И. А. Бунина: «Описывается всё то, что попадает под руку».
- Свойством какого художественного направления является изображение мира в его подвижности, изменчивости?
Д. Свойством импрессионизма.
У. - Несмотря на то, что И. А. Бунин избегал всяческих уклонений от классического искусства, художественных нововведений, элементы импрессионизма присущи и ему. И хотя в рассказе «Антоновские яблоки» эпический сюжет как таковой не просматривается, рассказ очень тонко, гармонично организован.
- Какова зримая композиция рассказа?
Д. Автор разделил рассказ на четыре главы. Каждая глава — это отдельная картина прошлого:
1-я часть — детские воспоминания о сборе яблок;
2-я часть — описание зажиточной усадьбы тетки — Анны Герасимовны;
3-я часть — великолепные сцены охоты;
4-я часть — время разорения дворянства, конец его былого величия, жизнь мелкопоместных дворян.
У. - Читая этот рассказ, мы прослеживаем целую жизнь героя — с детства до его зрелости.
- Как хронологически выстроены главы рассказа?
Д. Последовательно описана осень:
1-я часть — «ранняя погожая осень», бабье лето.
2-я часть — «прозрачная, ледяная вода», «лиловый туман», «бирюзовое небо» — сентябрь.
3-я часть — «хмурые низкие тучи», «жидкое голубое небо», «ледяной ветер», «жидкие пепельные облака» — октябрь.
4-я часть — «пустые равнины», «обнажённый сад», первый снег — ноябрь.
У. Какое хронологическое единообразие, подчёркивающее естественное течение времени, просматривается и в композиции каждой части?
Д. Описываются события с утра до вечера.
У. С чем ассоциативно связаны периоды жизни героя?
Д. С состоянием природы:
- Детские воспоминания о сборе яблок — с «ранней погожей осенью», бабьим летом.
- Описание зажиточной усадьбы тётки — Анны Герасимовны — бодрящий сентябрь.
- Сцены охоты — с надвигающейся октябрьской непогодой.
- Время разорения, оскудения — с промозглым ноябрём, глубокой осенью.
У. Каковы объекты наблюдений писателя?
Д. Природа, люди, быт.
У. На чём сосредоточивает внимание автор при изображении природы?
Д. На цвете, запахах, звуках.
У. В пределах какого пространства протекает описываемое действие?
Д. В пределах помещичьей усадьбы, помещичьих владений.
У. - Мы видим строжайший план, следуя которому, И. А. Бунин сплетал кружево своего повествования, не позволяя себе упустить ни одной детали, отчего рассказ получился живописной картиной, до предела насыщенной зримыми, звуковыми, обонятельными образами.
- Следуя хронологической логике построения рассказа, последовательно выявим центральные образы природы, отражённой через цвета, запахи, звуки; образы людей; символические образы; определим ведущее настроение, связанное с ними, на каждом хронологическом отрезке.
В помощь учителю предлагается таблица. Дети должны последовательно приводить примеры, чтобы в результате работы обнаружилась композиционная стройность повествования.
Loading.У. Какие социальные изменения отразил И. А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»?
Д. Гибель поместного уклада, исчезновение целых сословий.
У. Обобщите ваши наблюдения и покажите, как это отражено в рассказе.
Д. В рассказе показаны судьбы конкретных людей, и это воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, всего крестьянства и всей России в целом. Сначала перед читателем предстаёт приусадебный сад необыкновенно красочным и волшебным, некой сказкой. Образ дома представлен во всём его великолепии. «Людный, светлый, прочный» — такими эпитетами наделяет лирический герой то место, где он живёт. А значит, и жизнь дворянства пока ничем не омрачена. Затем дома помещиков изображаются ветхими и почерневшими от времени, некоторые совсем развалившимися. Сад стал голым и пустынным. Эпитеты «старинный, затхлый, злосчастный, тоскливый» несут на себе оттенок упадка, дряхления. Нет больше дворянских гнезд. Деревня, где жил лирический герой, стала безлюдной и тихой, как никогда. Нет уже в ней веселья, квохтанья птиц, цветущего сада. Глаголы, употребляющиеся автором, — в прошедшем времени. Это ещё одно указание на уходящее прошлое.
У. Как в рассказе меркнет образ русского помещика?
Д. - Сначала показана тётка героя — Анна Герасимовна и её крепкий быт, сохранение традиций крепостного времени.
- Затем дан образ дядьки героя — бесшабашного Арсения Семеныча, «вышедшего из кабинета с арапником и револьвером, внезапно оглушающего залу выстрелом» и смеющегося. «Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом — красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шёлковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах». Арсений Семенович декламирует стихи А. А. Фета о псовой охоте. Но жизнь дядьки обрывается трагически — он застрелился.
- Наконец изображён мелкопоместный дворянин, его «заспанное лицо татарского склада», простонародная одежда, хозяйственные хлопоты, недостаток средств. В итоге дана невыразительная картина: барин изображён покрытым хоботьём, «весь посеревший от него».
У. - «Бунин — одна из разновидностей “кающегося дворянина”. Только его раскаяние очень своеобразно. Именно это чувство общей вины, эта сопричастность греху, это отсутствие равнодушия и постороннего любопытства — именно это объясняет, почему страницы Бунина не производят оскорбительного впечатления и не возмущают против автора» (Ю. И. Айхенвальд).
- «Бунин, как мало кто до него в нашей литературе, знает житьё-бытьё, нужды, житейские расчёты и мечтания и мелкопоместного барина, часто стоящего уже на грани самой настоящей бедности, и “оголодавшего мужика”, и тучнеющего, набирающего силу сельского торгаша, и попа с причтом, и мещанина, скупщика или арендатора, шныряющего по деревням в чаянии “оборота”, и бедняка-учителя, и сельских властей, косцов. Он показывает быт, жильё, еду и одежду, ухватки и повадки всего этого разношёрстного люда в наглядности, порой близкой к натурализму, но как истинный художник всегда знает край, меру. » (А. Т. Твардовский).
- Как в зависимости от изменений уклада жизни меняется настроение лирического героя?
Д. В первой части всё спокойно и безмятежно. Эпоха дворянства ещё в самом расцвете, нет ни единого намека на то, что скоро произойдет её упадок. Лирический герой радуется всему, что окружает его в этот момент. Главный персонаж — мальчик — растёт, а эпоха дворянства постепенно приходит в упадок. Дух упадка и разорения дворянства угашает радость у людей, живших в то время. Третья глава — переломный момент в рассказе. Эпоха дворянства ещё не ушла, но постепенно завершается. Лирический герой чувствует себя разбитым и подавленным, его наполняет ощущение пустоты, тоски и одиночества. Рассказчик испытывает боль и трепетно переживает свои воспоминания.
У. - И. А. Бунина называли «птенцом, вылетевшим из дворянского гнезда, который пропел реквием усадебной жизни». Он говорил: «Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. » Современники автора не раз отмечали особый философский смысл в его произведениях.
- Как автор сумел совместить изображение внутреннего мира героя с описанием природы: образами, цветом, звуками, запахами?
Д. - В первой части небо — чистое и лазурное, преобладают золотой, красный, белый, лазурный цвета, «бриллиантовый» блеск. Все краски, выбранные автором для описания сада, очень тёплые, солнечные. Всё наполнено радостью, счастьем, ощущением праздника, любовью, верой в лучшее. Но от главы к главе краски меркнут, цвета становятся темнее: лиловый, грязно-жёлтый, синий. Небо теперь затянуто тучами, сквозь которые не пробивается солнечный свет, само оно «жидкое голубое», постоянно «сеет дождь». Постепенно преобладающим цветом становится чёрный — цвет траура и горя. Всё почернело вокруг: сад, листва, дом и небо. Описание сырости и холода, гамма тёмных цветов указывают нам на увядание и упадок дворянства. Светлый мир детства ушёл вместе с солнцем, а на смену ему пришло серое и скучное настоящее.
- Мерные звуки голосов домовитых мещан, квохтанье дроздов, стук ссыпаемых яблок, скрип ворот во второй части затихают. Слышны звонкие и резкие крики петухов и гусей. В третьей части звуки тявканья, лая, крика собак становятся жёсткими, нескончаемыми, раздражающими, пронзительными и нестройными. «Домашних» звуков больше не слышно. В чётвертой части «ветер звонит и гудит в дуло ружья».
- В первой части рассказа переданы ароматы опавшей листвы, яблок, мёда, кулеша, «душистого» дыма вишнёвых сучьев. Во второй части отмечается, что в доме «слышится» запах антоновских яблок. В третьей части запахи исчезают. Но в четвёртой как отблеск надежды упомянут запах дома и жилья.
У. - Счастье для И. А. Бунина — это полное слияние с природой. Счастье доступно лишь тем, кто проник в её тайны. Себя он относил к числу счастливых. Мастерство автора заключается в том, что благодаря этим тонким образам в нашем сознании складывается целостная картина. Мы в своём воображении видим, слышим, обоняем жизнь дворянской усадьбы, деревни, погружаясь вместе с автором в атмосферу, о которой рассказывает герой, проникаемся его чувствами светлой грусти, горечи утраты и одновременно чувством надежды.
- «Поэтизируя факты, (Бунин) не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чём останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста». «Поэт сдержанный, он не навязывает природе своих душевных состояний, он любит её за неё самоё: ведь это совсем не обязательно, чтобы она непременно и всегда соответствовала чему-нибудь человеческому. Бунин не хочет сказать больше, чем есть: у него, правдивого, слова отвечают явлениям, и оттого ему веришь, в нём не сомневаешься. Бережный и целомудренный, классик жизни, он не выдумывает, не сочиняет и не вносит себя туда, где можно обойтись и без него. Когда он говорит о себе, то это является внутренней необходимостью, и слово ему принадлежит по праву» (Ю. И. Айхенвальд).
- Проследите, как образ антоновских яблок пронизывает весь рассказ и концентрирует его смысл?
Д. 1-я глава — аромат, хруст, гулкий стук яблок.
2-я глава — «ядрёная антоновка», изобилие яблок, уют в доме от их запаха.
3-я глава — найденное в листве «забытое холодное и мокрое яблоко», которое кажется необыкновенно вкусным.
4-я глава — исчезновение запаха яблок.
У. - «Помимо густо наполняющих всё его сочинения запахов, присущих временам года, деревенскому циклу полевых и иных работ, запахов, знакомых нам и по описаниям других, — талого снега, весенней воды, цветов, травы, листвы, пашни, сена, хлебов, огородов и тому подобного, — Бунин слышит и запоминает ещё множество запахов, свойственных, так сказать, историческому времени, эпохе». «Эта сторона бунинской выразительности, сообщающая всему, о чём рассказывает писатель, особую натуральность и приметность. » (А. Т. Твардовский).
- Сделайте вывод, символом чего становятся антоновские яблоки в рассказе И. А. Бунина?
Д. Антоновские яблоки являются символом детства, достатка, устойчивого векового уклада крестьянской и помещичьей жизни, символом России, символом жизни вообще.
У. «Бунин не просто мастер необычайно точных и тонких запечатлений природы. Он великий знаток “механизма” человеческой памяти, в любую пору года и в любом нашем возрасте властно вызывающий в нашей душе канувшие в небытие часы и мгновения» (А. Т. Твардовский).
- Творчеству И. А. Бунина свойственна обдуманность и отделанность изложения, строгая красота словесной чеканки, выдержанный стиль, покорствующий тонким изгибам и оттенкам авторского замысла. Рассказы И. А. Бунина насыщены народной мудростью. В чём это выражено?
Д. Автор использует пословицы и поговорки, народные приметы:
- . «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».
- «Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: “Много тенётника на бабье лето — осень ядрёная”».
- «Ядрёная антоновка — к весёлому году».
У. - Концовка рассказа символична. Как она перекликается с началом?
Д. В начале — прохладная тишина утра, в конце — поздний вечер, когда «светятся в темноте зимней ночи окна флигеля». Это символический рассвет и закат дворянской жизни.
У. Какой многозначительный пунктуационный знак употребляется в начале и в конце рассказа?
Д. Многоточие. В начале оно придаёт характер воспоминаний, в конце — значение недосказанности и печали по ушедшей дворянской жизни, по исчезнувшей молодости.
У. И. А. Бунин «борется с конечностью мгновения. Борется с забвением, страстно уповая на Память. Борется со смертью как с таинством, в которое сердце отказывается верить» (О. В. Сливицкая).
Следующая цитата
Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!
Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах…
Следующая цитата
Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах… Во всех комнатах – в лакейской, в зале, в гостиной – прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные: синие и лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места. И вот слышится покашливанье: выходит тетка. Она небольшая, но тоже, как и все кругом, прочная. На плечах у нее накинута большая персидская шаль. Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры про старину, про наследства, начинают появляться угощения: сперва «дули», яблоки, – антоновские, «бель-барыня», боровинка, «плодовитка», – а потом удивительный обед: вся насквозь розовая вареная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас, – крепкий и сладкий-пресладкий… Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой…
Особенности сюжета
Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.
Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.
Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.
Рассказ состоит из четырех частей. В первой читатель узнает о ностальгических воспоминаниях о деревне и беззаботной жизни, здесь же и появляется образ антоновских яблок.
Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с который написал Иван Бунин – талантливый автор-классик.
В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.
Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.
Роман был поделен на четыре части неслучайно – с их помощью автор изображает жизненный цикл и наступление зрелости взамен юности.
Тема и идея произведения
Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, в рассказе традиционно выделяются тема и идея. Тема «Антоновских яблок» заключается в сожалении героя в связи с запустением помещиков и их усадеб. Ностальгия по прекрасному времени переполняет главного героя.
Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.
«Антоновские яблоки» — рассказ Бунина, вышедший в свет в 1900 году. Произведение построено на лирическом монологе-воспоминании. Какова основная тема «Антоновских яблок» Бунина? Что за события вдохновили писателя на создание этого произведения?
Следующая цитата
Вспоминается рассказчику ранняя осень, сад и запах антоновских яблок. Запах яблок сливается с запахом меда, блеском звезд на небе. Мужик с сочным треском ест яблоки, вызывая зависть и огромное желание наесться досыта. Утро наполняется квохтаньем дроздов. В праздник среди яблок собирается целая ярмарка: девки, бабы. Встает образ беременной молодой старостихи, важной как холмогорская корова. Вокруг носятся мальчишки, торговля идет бойко, до вечера в деревне шум и пляски с песнями. Ближе к ночи становится прохладно, создается сказочная картина притихшего сада. С яблонь соскальзывает тень. Млечный путь, созвездие Стожар все тает при звуке выстрела. Мещанин просит спугнуть воришек, обчищающих барские сады. Вместе с выстрелом падают в глубину сада звезды. Создается ощущение счастья и прелести того, что называется словом «жизнь».
История создания и прототипы героев
Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.
В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича. Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок. Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.
Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.
Часть 2
Жизнь деревни подчинялась приметам.
«Ядреная антоновка – к веселому году».
Яблок много — хлеба будет урожай. Выселки – крепкая деревня с кирпичными домами, складом и амбарами. Признак крепости – долгожители. Агафья прожила уже 83 года, старик Панкрат не помнит, сколько ему лет, но никак не меньше ста. Старик стоит перед барином кротко и виновато, вытянувшись и улыбаясь. Он не знает, как объяснить, почему живет так долго. Старики и старухи были высокие и седовласые:
«большие и белые, как лунь».
Жена Панкрата сидела на скамейке и смотрела куда-то вдаль. Она приготовила к смерти все: саван, молитву, даже большой могильный камень.
Автор воспоминаний говорит, что видел крепостное право в доме тетки Анны Герасимовны, ему, мальчишке, уютно было в гостях. Здание напоминало старика, крепкого и здорового. В доме пахло яблоками, разные сорта которых появлялись неизвестно откуда, с них начиналось любое угощенье.
Особенности сюжета
Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.
Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.
Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.
Рассказ состоит из четырех частей. В первой читатель узнает о ностальгических воспоминаниях о деревне и беззаботной жизни, здесь же и появляется образ антоновских яблок.
Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с анализом рассказа “Чистый понедельник”, который написал Иван Бунин – талантливый автор-классик.
В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.
Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.
Роман был поделен на четыре части неслучайно – с их помощью автор изображает жизненный цикл и наступление зрелости взамен юности.
Тема и идея произведения
Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, в рассказе традиционно выделяются тема и идея. Тема «Антоновских яблок» заключается в сожалении героя в связи с запустением помещиков и их усадеб. Ностальгия по прекрасному времени переполняет главного героя.
Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.
Меню статьи:
Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» заметно отличается не только от традиционных рассказов, но и от традиционной литературы в частности. Отличительные черты сюжета и особенности изображения стали причиной того, что рассказ привлек внимание читателей и исследователей литературы.
История создания и прототипы героев
Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.
В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича. Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок. Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.
Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.
Часть 3
Дух помещичьей Руси – охота. Она постепенно угасала и уходила в прошлое. Рассказчик вспомнил любителя охотиться, «покойного шурина Арсения Семеныча». Перед охотой гости собирались в доме, их было так много, что, казалось, они были повсюду: в доме, во дворе, в саду. Охотники не забывают допивать водку. Арсений Семеныч мог выстрелить в зале, полном народу, и, усмехаясь, сказать, что промахнулся. Автор помнит запах сырого леса, холод вечера, шум ватаги взрослых мужиков. Крики вдруг меняются на полную тишину, и снова звучат рога, визжат собаки. Вся помещичья компания отправляется на ночевку в усадьбу к мало знакомому холостяку. Охотники живут в доме несколько дней. На заре все уходили в леса, а потом опять возвращались, продолжая попойку. Помещики делились впечатлениями. Убитый волк, оскалив зубы, лежал посередине комнаты, кровь окрашивала пол. Земля убегала из-под ног рассказчика, только сон останавливал мрачные крепостные легенды.
Рассказчик любил сидеть в библиотеке и рассматривать книги, вспоминал, как играла бабушка и читала ему роман Пушкина.
В смысл названия своего рассказа писатель вкладывает грусть и печаль об уходящем времени. Запах яблок, сладкий, и вместе с тем терпковатый, воплощает в замысле писателя состояние его поэтической души. Его воспоминания имеют — такой же оттенок, порой они сладкие и счастливые, когда автор вспоминает о прошлом. О том времени, когда дворянство жило в полном расцвете, чистой и праведной жизнью. Все было занято заботами и работой, не было места вредным привычкам и скуке.
Горчинку воспоминаниям придает тот момент, когда писатель осознает, что дворянство постепенно пришло в упадок, уже нет той спокойной и размеренной жизни, и общество начало погрязать в пороках.
Перед глазами рассказчика проходят воспоминания и о людях, которых он, когда — то знал. Герои его воспоминаний так же близки и дороги поэту, как и все его прошлое. Наступившие проблемы разорения и опустошения дворянских родовых гнезд, проходят через все повествование автора.
Своими выразительными художественными средствами, автор мастерски сумел разбудить в каждом читателе дорогие его сердцу воспоминания.
Смысл произведения в том, чтобы показать ровную и безмятежную картину прошлого, идеализируя и приукрашивая его, обходя острые углы действительности. Затронуть потаенные уголки души читателя, чтобы эти воспоминания несли лишь созидательный характер, очищая от скверны и злобы.
Анализ рассказа приводит к выводу, что это произведение ведет к высоким нравственным мыслям, позволяет читателям отречься от всего грязного и непотребного, ведет к истинному очищению души, и порождает стремление к высоким идеалам. Проблематика рассказа не только в сожалении о б уходящем в прошлое дворянстве. Глубоко развита в произведении и тема природы. Автор по праву считается непревзойденным поэтом, воспевающим родную природу. Бунин не только любит природу, он ее хорошо понимает и знает. Ни один писатель не сравнится с ним в описании природы. Это тот эмоциональный и глубоко чувствующий человек, так сильно любящий природу, что даже один запах яблок позволяет ему создать гениальное произведение.
История создания «Антоновских яблок»
Иван Алексеевич Бунин задумал написать это произведение ещё в начале девяностых годов XIX века. Тогда он гостил в имении своего родственника. Однажды вышел на крыльцо и почувствовал удивительный, неповторимый запах яблок. Вместе с тем он испытал ностальгию по крепостным временам.
При анализе «Антоновских яблок» следует сказать, что в этом произведении автор воспел старый помещичий быт. Основная тема рассказа — лирические воспоминания о дворянской культуре. Ностальгией по прошлому пронизаны многие произведения Бунина, в том числе и «Антоновские яблоки».
Анализ творчества писателя предполагает изложение основных фактов из его биографии. Как известно, Бунин покинул Россию. Но произошло это спустя много лет после публикации рассказа. Однако уже в начале столетия Россия была не той, что изображена в произведении «Антоновские яблоки». Герои Бунина — это образы из прошлой, более счастливой жизни.
Читайте также: