Таблица лужин и свидригайлов цитаты

Обновлено: 29.04.2024

Признаться, хрестоматийная данность о двойничестве Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым с самого начала (с моих далеких школьных лет) казалась мне странной, скажу больше - сомнительной. И чем дольше и больше приходилось с этим сталкиваться, тем сильнее становилось мое сопротивление этой мысли. Несмотря на то что, став учителем, я как-то должна была с этим жить, должна была об этом как-то говорить с учениками, я внутренне недоумевала. Казалось, всё правильно, но уж слишком эти трое разные, чтобы называть их словом, подразумевающим сходство. Не двойничество, всегда казалось мне, а отражение, непременно зеркальное. Во всяком случае эмоционально я не могла воспринимать их - Раскольникова, Лужина и Свидригайлова - как двойников, поставить их в один ряд. Словом, мысленно приходилось лавировать между тем, что принято в литературоведении как истина, и тем, что “душа поёт”.

Чем похожи эти три персонажа, известно каждому: чертами характера, поведенческими проявлениями, философией жизни. Если последние два аспекта можно считать хоть бы в какой-то мере справедливыми, то с первым (и главным) согласиться, на мой взгляд, можно только ради литературоведческих изысков.

Начнем со второго. Преступления, совершенные героями, очевидны. Причем гораздо важнее правовой составляющей другая характеристика преступлений - их аморальность, грязная нравственная сущность, “грязнотца”.

Достоевский “породнил” героев, интересующих нас на предмет двойничества, наличием у каждого из них теории. На первый взгляд, теории различны: деление людей на “высших” и “низших” Раскольникова, ". единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел. " Свидригайлова и “теория целого кафтана” Лужина. Это третий параметр двойничества, который без особых усилий укладывался в голове у меня и, надеюсь, у моих учеников. Не скрою: отношение к некоторым аспектам названных теорий у ребят было неоднозначным, не позволяло дать “единственно верную оценку”. Например, они ставили в тупик друг друга и меня, предлагая задачки Марка из “Хроник Раздолбая” Павла Санаева и тем самым не позволяя отнести теорию Свидригайлова к разряду совершенно безобразных. Были и те, кто оправдывал Лужина с его “кафтаном”, приводя в пример страшные страницы нашей истории.

Теперь, вопреки логике, обратимся к первому пункту в нашем списке, определяющем сходство героев романа “Преступление и наказание”. Этот-то пункт и вносит огромное смятение в мою душу и в души моих учеников, очевидно, тоже, поскольку я не могу и не хочу внушать им мысль, которой сама не верю.

Можно начать традиционно, с портрета героя. Полная противоположность всех всем. Но это, скажете вы, не самое главное. Пожалуй, соглашусь: этот аспект можно определить как “зеркальное сходство”. Один худ, бледен, физически слаб, так плохо одет, что испытывает мучительный стыд за свой внешний вид. Другой ". росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами … Он щегольски и комфортно одет и смотрит осанистым барином. Лицо его довольно приятно, и цвет лица свежий, не петербургский. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет. " Третий, с его батистовым платком, “от которого понесло духами”, золотым лорнетом и перстнем с желтым камнем, ни в какое сравнение со страдающим от уязвленной гордости Раскольниковым не входит. Вообще, физическая слабость, нервическая натура Раскольникова нравятся нам (уверена, не только лично мне) гораздо больше, чем физическая мощь, сытость и лоск Лужина и Свидригайлова. Какова роль такого соотношения портретов у Достоевского? Думаю, про зеркальность портретов автор не думал, но свою роль в понимании смыслов текста они сыграли.

Ранимый, уязвимый, рефлексирующий, сомневающийся, странный, сумасшедший, мрачный, одинокий, игнорирующий чужое мнение, часто резкий, человек без кожи, Раскольников - сильный тип. В чем его сила? Почему все герои, даже преданный Разумихин, трепетная Соня, любящие и нежные Дуня и Пульхерия Александровна, проницательный Порфирий Петрович, находятся в тени Раскольникова? Почему они готовы подчинить свою жизнь его интересам и потребностям, принести в жертву себя, принципы, чтобы помочь Раскольникову, спасти его? В этом настоящая загадка героя. И как же далеко стоит от него и уверенный в себе, расчетливый, безнравственный Лужин! Как далеко до Раскольникова пусть и страдающему от осознания собственной греховности и изо всех сил стремящемуся раскаяться, покаяться, откупиться Свидригайлову! Раскольников добр органически: спасает от нравственного рабства Дуню, щадит мать, помогает материально товарищу по университету, спасает детей на пожаре, организует похороны Мармеладова, которого едва знал. Он противостоит злу, в первую очередь в лице Лужина и Свидригайлова, ему больно, когда он слушает Мармеладова, но ещё он убивает Алену Ивановну и Лизавету, не принимает Соню (в эпилоге романа) - всё это странным образом смешалось в Раскольникове. И всё это так ярко, так сильно, так значимо, так мощно, что не позволяет мне согласиться с теми, кто ничтоже сумняшеся говорит как о двойниках о таких героях, как Раскольников, Лужин и Свидригайлов. Художественная сила, с которой в романе показаны разные герои, в том числе “двойники”, не менее значительна, чтобы утверждать, что эти персонажи лишь оттеняют главного героя.

Вот поэтому я каждый раз на уроках по “Преступлению и наказанию” с оговорками использую понятие “двойники”.

Марфа Петровна Свидригайлова

Богатая женщина, выкупила Свидригайлова из тюрьмы, и вышла за него замуж. Очень сильно любит мужа, однако разрешает ему мимолетные романы с крестьянками, под запретом стоит лишь любовь равным по положению женщин. Умерла при загадочных обстоятельствах.

Катерина Ивановна Мармеладова

Мачеха Сонечки. Мучается от беспробудных запоев мужа, и постоянной нищеты. Еще молодая женщина, умирает в мучениях от туберкулеза.

Никодим Фомич

Работает в полиции, серьезный и умный мужчина. В общении открытый и добродушный человек.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич

Характеристика героя Разумихина содержит лишь положительные черты. Это честный и благородный молодой человек, верный друг Раскольникова. Несмотря на стесненные обстоятельства, находит возможность продолжать учебу. Женится на сестре Родиона.

Лизавета

Бессловесная сестра Алены Ивановны, стала случайной жертвой студента.

Амалия Ивановна Липпевехзель

Вздорная женщина, немецкого происхождения, плохо знает русский язык. Сдает жилье Мармеладовым.

Следующая цитата

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации представлен материал для урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Миколка

Молодой деревенский парень, попадает под подозрение в убийстве старушек, признается в том, чего не совершал, но умный следователь, путем психологического анализа, делает вывод, что маляр не виновен.

В книге Достоевского главной темой является не только идея Раскольникова о «наполеонстве», но и рассуждения о социальных причинах, по которым человек готов пойти на преступление. В этой таблице приведен список персонажей, краткое описание каждого из героев может быть использовано для сочинения по роману «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова

Основные черты ее характера – кротость и робость. По велению мачехи отправляется на «панель», чтобы прокормить младших детей мачехи. Именно ее любовь толкает Раскольникова на путь раскаяния.

Следующая цитата

Для полного раскрытия специфики теории Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» Федор Михайлович Достоевский помещает образы Свидригайлова и Лужина, которые являются двойниками главного героя.

Раскольников

По рассказу Разумихина, Родион – это человек, в котором сочетается два противоположных характера. С одной стороны, он угрюмый и скрытный, а с другой – добрый и искренний. Фактически, нищий студент, но ценит себя высоко, его больное самолюбие противится нищенскому существованию. Его незаурядный ум создает собственную теорию, в которой можно оправдать любое преступление, и Раскольников совершает убийство.

Двойничество

Ф. М. Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание» использовал прием двойничества. Сделал это автор для того, чтобы подчеркнуть важные черты характера Раскольникова, акцентировать внимание на них, показав их в преувеличенном виде в образах двойников. Причем у главного героя не один двойник, а двое: Петр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. Каждый из них имеет свою теорию, согласно которой и проживает свою жизнь.

Герои являются двойниками Раскольникова, потому что так или иначе отражают теорию о «тварях дрожащих» и о «право имеющих». Все трое придерживаются собственных теорий, которые влияют и на образ жизни героев. И теория Лужина, и теория Свидригайлова схожи с теорией главного героя.

Свидригайлов считает, что цель всегда оправдывает средства, что ради результата можно совершать злодеяния. Теория «вседозволенности» позволяет герою переступать через все нравственные границы.

Лужину же принадлежит теория «целого кафтана», которая гласит, что нужно сохранять свой кафтан и ни с кем не делиться им. Только забота о себе и собственной жизни, по мнению героя, принесет благополучие каждому человеку.

Илья Петрович

Служит помощником Никодима Фомича. Принципиальный человек. Ему Раскольников рассказывает о том, что убил старушек.

Дуня Раскольникова

Образованная, привлекательная девушка. Работала у Свидригайлова, после его непристойного поведения ушла. Нежно любит брата. Ради помощи семье, согласна на замужество с Лужиным. В конце концов, становится женой Разумихина.

Лужин Петр Петрович

Состоятельный мужчина лет 45. Мечтает открыть свое дело. Расчетливый и неприятный человек, думает взять в жены Дуню, чтобы она чувствовала себя обязанной ему, ради того, чтобы потешить свое самолюбие.

Пульхерия Александровна Раскольникова

Приходится матерью Родиону. Живет с дочерью Дуней, не имея достаточных средств, выбивается из сил, чтобы материально помочь сыну – студенту. Ради избавления от нищеты, хочет выдать Дуню за Лужина.

Сходства

Лужин и Свидригайлов похожи происхождением и положением в обществе. Оба ценят богатство и привыкли платить за все, даже за человеческие чувства. Здесь общим является образ Дуни, с которой оба планировали брак. Однако о любви здесь речи не может и идти. Брак с Дуней нужен был и Лужину, и Свидригайлову ради корыстных целей.

Так как теории Лужина и Свидригайлова похожи – говорят о жизни ради собственного блага и удовольствия – схож и образ жизни персонажей. Оба они совершают нравственные и физические преступления. Совершают они такие поступки из-за своего эгоизма, бесчеловечности, индивидуализма и самоутверждения за счет других. Оба персонажа лишены каких-либо нравственных принципов, перейти границу дозволенного для них не проблема.

Лужин и Свидригайлов живут по собственным теориям, согласно которым они считают себя людьми особенными, которым позволено абсолютно все. Их образ жизни – это теория Раскольникова в наивысшей степени ее проявления в реальной жизни. Жизнь героев бесчеловечна, пуста и ничтожна.

Сходство персонажей также заключается в том, что Раскольников негативно относится и к Лужину, и к Свидригайлову. Он не ценит их как личностей, а также ему противны их теории. Родион не хочет признавать, что они «одного поля ягоды». Теории персонажей помогают главному герою убедиться в несостоятельности своей теории.

Свидригайлов Аркадий Иванович

Можно сказать, Свидригайлов и Раскольников – нравственные двойники. У него такое же понимание преступления, которое можно оправдать.

Различия

Лужин и Свидригайлов – разные стороны характера Родиона Раскольникова.

Свидригайлов, в отличие от Лужина, понимает крах своих жизненных принципов. После отказа Дуни он убеждается в том, что он не является человеком особенным, которому дозволено абсолютно все. Поэтому Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, как бы перечеркивая всю свою теорию.

Лужин же продолжает жить так, как ему хочется. Он не задумывается о своем перерождении. Герой продолжает совершать злые поступки, ничего доброго в нем нет. Свидригайлов же хотя бы в конце жизни решает сделать что-то благородное для других. Он пытается искупить свою вину за такой образ жизни.

Заметов Александр Григорьевич

Молодой секретарь мелкой конторы, взяточник. Разговаривал с Раскольниковым о преступлении.

Следующая цитата

«Преступление и наказание» главные герои

Характеристика героев «Преступления и наказания»

Главные герои

Алена Ивановна

Старушка лет 60 – ти, вдова, живет в чистенькой квартире вдвоем с сестрой, которую считает умственно неполноценной, и постоянно над ней издевается. Занимаясь ростовщичеством, накопила приличное состояние. К окружающим относится с опаской и недоверием, ни с кем не общается. Берет в залог вещи, никого не обманывает, ведет себя честно. Является несчастной жертвой Раскольникова.

Просмотр содержимого документа
«Двойники Раскольникова»

Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова

в романе "Преступление и наказание»

Главы романа, связанные с двойниками Раскольникова:

Петр Петрович Лужин

Аркадий Иванович Свидригайлов

«Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел. »

«Человеку все позволено»

Желание жениться на Дуне, чтобы вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя.

Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками.

Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравле­нию его жены; подслушал признание Рас­кольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова.

Но: дает деньги на содержание сирот Кате­рины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу.

Заканчивает жизнь самоубийством.

Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова

Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчело­вечный, циничный характер.

Лужин и Свидригайлов являются яркими второстепенными персонажами романа "Преступление и наказание" Достоевского.
Лужина и Свидригайлова называют двойниками, или антиподами, главного героя романа, Родиона Раскольникова.

Что общего у этих трех героев?

Портрет Лужина

Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и моложавое, на вид и не дашь 45 лет. Предпочитает одежду светлых «юношеских» тонов, носит сиреневые настоящие жувеневские перчатки.

Преуспевающий деловой человек. Достаточно прямолинеен, рационален и практичен. Не поддается эмоциям, интуиции не верит. Подл, морально не брезгует ничем для достижения своих целей. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что в изменяющиеся времена будет успешен.

Жизненная позиция:

Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим.

Отношение к любви:

Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину.

Герои испытывают друг к другу взаимную неприязнь, не понимая, насколько внутренне они похожи. Видя в другом свои худшие черты, исковерканную теорию самопревозношения, герои сердятся. Ставя себя выше других людей, Лужин в этом сближается с Раскольниковым, хотя оба они не понимают сходства.

Портрет Свидригайлова

Глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Жизненная позиция:

Отношение к любви:

Любыми путями будет добиваться необходимого ему результата.

Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью, он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем.

Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

Теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. У этих теорий есть кое-что общее.

Теория Раскольникова
Теория Раскольникова об обыкновенных людях и "Наполеонах" говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-"материал") и людей гениальных, выдающихся ("Наполеоны"). Согласно теории Раскольникова, "Наполеоны" идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления:

"Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово."

". я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…"

Теория Лужина
Экономическая теория Лужина "о целом кафтане" гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес - это залог счастливого общества. Теория Лужина по сути пропагандирует индивидуализм. Однако теория Лужина не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага:

"Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. " (Лужин о своей теории )

". доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…" (Раскольников о теории Лужина)

Теория Свидригайлова
Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если эта цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления. Таким образом теория Свидригайлова по сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова:

". своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" (Свидригайлов о своей теории)

В результате становится очевидно, что теория Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.

2. Преступники
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.
Среди этих трех персонажей Лужин является самым "мелким" преступником. Его преступление заключается в том, что он клевещет на Соню Мармеладову, обвиняя ее в воровстве 100 рублей:

". вы… клеветник. "

". мерзкий, преступный вы человек. " (Лебезятников о Лужине)

Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Свидригайлов также был замешан в "темных" уголовных делах со смертельным исходом. Также есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну.

". затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства. "

". об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права. "

Раскольников, безусловно, становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы.

"Он убийца. Он убил старуху - чиновницу, процентщицу ; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавета."

3. Подлецы


Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, однако сам он говорит о том, что считает себя подлецом:
О Лужине:
". подлейший из подлецов. " (Катерина Ивановна о Лужине)
О Свидригайлове:
". сладострастного развратника и подлеца. " (Раскольников о Свидригайлове)
О Раскольникове:
". я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец!" (Раскольников о себе)

Вывод:

Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок – одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.

В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои – эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольникова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», – пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.

Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели.

Д/З: Ответьте на вопрос:

Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Второстепенные персонажи

Лебезятников Андрей Семенович

Мерзкий тип, служащий министерства, младший друг Лужина.

Зосимов

Состоит в приятельских отношениях с Разумихиным, доктор. Лечил Раскольникова, когда тот был болен после своего преступления.

Порфирий Петрович

Ведет следствие по делу старухи. Умный, использует в работе психологические приемы. Именно он убеждает Раскольникова, чтобы тот сознался в убийстве.

Мармеладов Семен Захарович

Спившийся бывший чиновник зрелого возраста. Добрый и отзывчивый. Когда впервые потерял работу, в силу своей слабохарактерности, пристрастился к алкоголю. Его алкоголизм привел семью к нищете.

Читайте также: