Святые отцы об исламе цитаты

Обновлено: 06.11.2024

И именно потому, что по этой вере Бог не имеет Сына, в Коране нигде не говорится о любви Божией, но только о правде Божией и милосердии. Несмотря на то, что почти все свои понятия Мухаммед почерпнул из Ветхого Завета, он не заметил слов Всевышнего: Ужели Я, Который отворяет утробы, не могу родить? Ужели Я, Который дарует жизнь, останусь без наследия? (Ис. 66,9) Любовь в одном лице - не любовь, а самолюбие и себялюбие.

Вот почему Мухаммед сказал: "Моисей и бывшие после него так называемые пророки и сам Христос были посланы от Бога с чудесами и различными знамениями, а я послан с мечом и имею повеление убивать непокоряющихся моим словам". С этим жестоким и насильственным Востоком, с магометанством - еврейско-христианской ересью, не могут отождествляться православные".

Прп. Иоанн Дамаскин (VIII век) : "Но кто же свидетель, что Бог дал ему писание? … когда Мухаммед в вашем писании приказывает вам ничего не делать и не принимать без свидетелей, не сказали ему: прежде всего сам подтверди чрез свидетелей, что ты пророк, что от Бога пришел и какие писания свидетельствуют о тебе?"

Свт. Симеон Фессалоникийский (XIV век) : "Помешанные на деньгах, помешанные на наслаждениях и распутном образе жизни, сии заблудшие веруют, будто эти вещи они получают как праведные и верные… и осмелился сей нечестивый (Магомет) назвать самого себя более высшим, чем Христос; и [сказал он], что видел Бога подобным кристаллу (кристаллическим), целиком сферическим, а кроме того своим сторонникам обещал предоставить райские сады, исполненные всякой распущенностью".

Свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов) (XIX век) : "Ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между магометанами спасутся… Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христом и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства".

Подобные мысли высказывали св. прп. Максим Грек, св. равноап. Кирилл, свт. Григорий Палама и многие другие.

Следующая цитата

Александр Пушкин
«Подражания Корану
С небесной книги список дан Тебе, Пророк, не для строптивых; Спокойно возвещай Коран, Не понуждая нечестивых! Почто ж кичится человек? За то ль, что наг на свет явился, Что дышит он недолгий век, Что слаб умрет, как слаб родился? За то ль, что Бог и умертвит И воскресит его по воле? Что с неба дни его хранит И в радостях и в горькой доле? Творцу молитесь; Он могучий: Он правит ветром; в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну сень
Он милосерд: Он Магомету Открыл сияющий Коран, Да притечем и мы ко свету, И да падет с очей туман.»
«Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой, Клянуся утренней зарей Клянусь вечернею молитвой; Нет, не покинул Я тебя. Кого же в сень успокоенья Я ввел, главу его любя, И скрыл от зоркого гоненья? Не Я ль в день жажды напоил Тебя пустынными водами? Не Я ль язык твой одарил Могучей властью над умами? Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй, Люби сирот и мой Коран Дрожащей твари проповедуй».

Иван Бунин
«Проклят тот, Кто велений Корана не слышит. Проклят тот, Кто угас для молитвы и битв, - Кто для жизни не дышит, Как бесплодный геджас».
«Ты уснул, но твой сон — золотые виденья. Ты сквозь сорок шелков Дышишь запахом роз и дыханием тленья — Ароматом веков. Ты покоишься в мире, о Слава Востока! Но сердца покорил
Ты навек. Не тебя ли над главою пророка Воздвигал Гавриил? И не ты ли паришь над Востоком доныне? Развернися, восстань — И восстанет Ислам, как самумы пустыни, На священную брань!».

Наполеон Бонапарт
«Моисей открыл существование Бога для своей нации. Иисус Христос - для Римского мира, а Мухаммад для древнего континента. ».
«Аравия была страной идолопоклонников, когда VI веков спустя после Иисуса Мухаммад ввел поклонение Богу Авраама, Исмаила, Моисея и Иисуса. Арабы поколебали спокойствие Востока, подняв вопрос о природе Отца и сына и Святого духа. Мухаммад объявил, что не существует никого, кроме единого Бога, не имеющего отца, сына и что троица предполагает идолопоклонство».
«Я надеюсь, что недалеко то время, когда я смогу объединить всех умных и образованных людей со всех концов света и установить единый режим, основанный на принципах Корана, который один и есть истина, и который сможет повести людей к счастью».

Шведский король Густав III
В предисловии к своей книге "Ислам в Хиджазе" шведский король Густав III пишет: «Основа Ислама очень проста - это формула: Нет бога, заслуживающего служения, кроме Аллаха, и Мухаммаду была ниспослана эта истина. И не найдете в этой Книге [в Коране] ничего, что противоречит наукам нынешней эпохи. И заслуживает эта религия, чтобы ей последовали».

Тони Блэр
«Коран дал мне вдохновение».
«Я прочитал Коран, это очень ясная Книга. Она предельно открыто показывает людям путь к истине и разъясняет глубокий смысл понятия любви и братства».
«Я прочитал Коран в переводе на английский язык и с удовольствием читаю книги об Исламе, мне нравится постигать его. Я узнал много нового о Коране, и, думаю, что в Коране очень многое важно знать и христианам».

Билл Клинтон
«В разделе Корана, который читал имам, Аллах извещает нас о том, что Он создал разные расы людей не для того, чтобы они враждовали друг с другом, а для того, чтобы они познавали друг друга. По-моему, эти слова потрясающи. В Торе говорится о том, что люди, которые отворачиваются от чужестранцев, поступают против законов Господа. В Евангелии также говорится, чтобы верующие с добром и благом относились к своим соседям.
Но в Коране говорится о том, что Аллах сотворил народы и расы для того, чтобы они познавали друг друга, стремились делиться мыслями с другими народами, по-моему, это потрясающе… Позвольте мне сказать: по-моему, мир должен очень многому научиться у Ислама. Сегодня каждый четвертый человек на земле – мусульманин. Американцы в колледжах и университетах изучают Ислам. И когда моя дочь училась в колледже, она тоже изучала историю Ислама и прочитала большую часть Корана. И даже придя домой, она учила нас, задавала нам вопросы.
Я прошу вас еще раз рассказать людям этой страны, для того чтобы они лучше стали понимать ваши обычаи, вашу веру, ваше служение Аллаху, рассказать им о вас самих, о ценностях вашей религии и о том, что вы делаете для всего человечества. В Коране содержится повеление о том, что люди должны относиться к ближним так же, как они хотели бы, чтобы люди относились к ним.
Мы не должны желать ближнему того, чего мы не желали бы для себя, и мы обязаны делать все для обретения мира…
… каждый раз, когда мы берем его в руки, … мы понимаем: это произведение, которое производит сильнейшее впечатление за очень короткое время, изумляет и, в конце концов, духовно поражает так, что хочется преклонить перед ним (Кораном) колени… Стиль Корана и содержание очень сильны, величественны и великолепны и полностью соответствуют его целям… эта книга будет самой действенной на все времена».

Лев Николаевич Толстой
«Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что Магометанство [Ислам] по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия.
Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или Магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтёт Магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его Пророка, вместо того сложного и непонятного в богословии - Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений.
Мир делал все что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа.
Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни - богатства, почестей, славы - всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня. Одни - либералы и эстеты - считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие - революционеры и радикалы - считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом.
Признаюсь, что это тяжело мне. И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина [мусульманина], тогда все будет прекрасно».
«Конечной инстанцией любого разумного человека является Ислам».

Джордж Бернард Шоу
«Если у какой-то из религий и был бы шанс управлять Англией, да собственно и всей Европой в последующие 100 лет - так это мог бы быть только Ислам».
«Я всегда с большим уважением относился к религии Мухаммада из-за ее высокой жизненности. Это единственная религия которая на мой взгляд обладает способностью адаптации к изменяющимся условиям жизни, что [без сомнения] может понравится людям любого возраста. Я изучил его жизнь - по моему он удивительный человек - уж никак не антихрист, напротив - его можно называть спасителем человечества».
«Думаю, что если бы человеку, подобному ему были даны права диктатора в современном мире, он смог бы решить его проблемы так, что эти решения принесли столь желаемый мир и счастье: я предсказывал о вере Мухаммада, что она будет принята завтрашней Европой, и она уже начинает приниматься Европой современной».
Из книги «Истинный Ислам», т. 1, No.8, 1936

П.Я. Чаадаев
«Ислам - одно из наиболее замечательных проявлений Закона. Мухаммад - несравненно более заслуживает уважения со стороны людей, чем вся эта толпа бесполезных мудрецов, которые не сумели ни одно из своих размышлений облечь в плоть и кровь, и ни в одно человеческое сердце вселить твердое убеждение; которые лишь внесли разделение в человеческое существо, вместо того, чтобы постараться объединить разрозненные элементы его природы».

Отто фон Бисмарк
«О Мухаммад! Я опечален, что не был твоим современником. Человечество только единожды увидело твою великую силу и больше никогда ее не сможет увидеть. Я восхищаюсь тобой».

Ричард Белл
«Европа стоит на пороге большого упадка. За блестящим, великолепным фасадом таятся стрессы, безумие, самоубийства, душевные болезни, разврат, употребление наркотиков и алкоголя, разбой, изнасилования, невообразимый рост венерических заболеваний. Взаимная любовь и доверие друг к другу исчезли. Всех панически угнетает страх смерти. Нарушена целостность семьи и оборваны связи между ее членами. Правители государств не могут найти выхода из этого положения. Интеллектуальные круги бездействуют в нравственной пустоте. Перед Европой стоит единственный выбор. Единственный путь к спасению. Этот путь - Ислам. Другого выбора нет».

Гете
«Как глупо так и эдак воспевать
Свои суждения об этом и о том!
Ведь если ислам покорность означает Богу,
Мы все живем, и все умрем в исламе».
«Вера в единого Бога - всегда поднимает дух, поскольку служит критериям внутреннего человека».
«Уже само по себе перебирание магометанских четок для восхваления имен Аллаха, отражающих девяносто девять Его качеств, - это великолепное хвалебное молебствование. Одновременное поминание присущих Творцу утверждающих и отрицающих качеств говорит о непостижимости Его Существа; молящийся удивлен и очарован, покоряется Его воли и успокаивается. ».
«. Итак, мы должны остаться в Исламе (т.е. в полном подчинении воле Божией). К этому не могу добавить больше ничего».
«Он не поэт, а Пророк, и донес до нас Мухаммад Коран - божественный закон, а не книгу, написанную человеком для развлечения или повышения общей образованности».
«Пречист Иисус и был покорен
лишь Богу одному Единому;
Оскорбляло Бога, что возвеличили
как Бога Иисуса.
Пусть воссияет правда,
которую донес до нас Мухаммад,
Который через постижение Единого
Весь мир к покорности перед Аллахом клонил».

Кассиус Клей (Мохаммед Али)
«Я здесь, потому что все мусульмане против ужасной трагедии, случившейся в эти дни. Люди должны знать настоящую правду об исламе. Я не пришел бы сюда, чтобы представлять ислам, если бы он был тем, что из него пытаются сделать».

Майкл Харт
Американский писатель и ученый Майкл Харт решил выбрать сто самых выдающихся личностей в истории человечества и составить книгу о них, располагая биографии этих людей в своей книге по степени их влияния на общество.
Для беспристрастности и объективности при подборе ста самых великих из людей и расположения их по степени величия он и его помощники использовали компьютер. В компьютер были заложены данные о способностях, поставленных целях, предприятиях, делах, достигнутых успехах и влиянии на историю человечества всех выдающихся людей. Этому предшествовали месяцы кропотливой работы Харта и его помощников.
Компьютер путем анализа вычислил и выдал имена ста человек, оставивших наиболее заметный след в истории.
Теперь компьютер должен был определить, кто же лучший из лучших. Харт с волнением нажимает нужную кнопку, и на экране появляется надпись: «Пророк Мухаммад (мир ему)». Это вызвало шок у Харта и его коллег. Коллеги стали настаивать на повторении эксперимента, предположили, что где-то вышла ошибка. Проверили и перепроверили всю информацию заново. Но компьютер опять показывает: «Пророк Мухаммад (мир ему)».
Однако, неудовлетворенные ответом компьютера, Харт и его коллеги повторяют эксперимент несколько раз. Компьютер упорно настаивает на своем.
И ученые были вынуждены признать сей факт. По результатам эксперимента Майкл Харт написал книгу «100 человек в истории», в которой на первом месте поставлен Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Она издана в США. (Кстати, среди этих 100 человек есть и имя Иисуса Христа).
Приведем некоторые выдержки из этой книги: «. Он (Мухаммад, мир ему) был единственным человеком в истории человечества, который достиг наибольших успехов как в религиозных, так и в мирских делах. . И теперь, по прошествии 14 веков с момента его кончины, влияние этого человека на весь мир очень велико».

Лорд Давенпорт
«Ислам стремительно распространяется в основном по той причине, что он крайне требователен в вопросах нравственности. Мусульмане во время сражений щадили иноверцев, склонивших головы под мечи (т.е. сдавшихся на милость победителя). Отношение мусульман к христианам совершенно несравнимо с тем, что допускали папы и короли в отношении верующих.
Например, 24 августа 1592 года, то есть в ночь Варфоломеевской резни, по приказу короля Карла IX и королевы Екатерины в Париже и его окрестностях было убито шестьдесят тысяч протестантов. По сравнению с действиями, граничащими с варварством и вандализмом, совершенными христианами, отношение мусульман к немусульманам подобно невинности грудного младенца. Ислам среди других религий, погрязших в трясине небылиц и сомнений, поднялся с чистотой цветка и стал символом силы и ума.
Ислам привнесением смирения и милосердия вместо кровопролития привил людям добронравие, и поэтому, не прибегая к убийственному оружию, легко распространился в мире.
Можно сказать, нет народа и нации, которые бы сравнились с мусульманами в тяге и почтении к науке. Многие хадисы досточтимого Пророка являют образцы распространения науки и почтения к ней. Ислам отдает большее предпочтение науке, чем материальным ценностям».

Эдвард Гиббон
«Мухаммад достиг величайшего успеха в своей жизни не благодаря мечу, а благодаря всепроникающей силе морали».
«История Империи сарацин», Лондон, 1870

С. Триттон
«Представление о мусульманине как о солдате, нападающем с мечом в одной руке и с Кораном в другой – совершенно ложное».
«Ислам», Лондон, 1951, стр. 21

Де Лейси о’Лиари
«История показала, что легенда о фанатичных мусульманах, захватывающих мир и навязывающих Ислам покоренным народам силой оружия – один из самых абсурдных мифов, когда-либо придуманных историками».
«Ислам на перекрестке»,
Лондон, 1923, стр.8

Рамакришна Рао
«Сейчас писать эту монографию мне намного проще, поскольку мы избавились от навязываемого (неправильного) представления об истории, и не приходится так много внимания уделять разоблачению ложных теорий об Исламе. Например, ни в одной серьезной работе сегодня не встретишь утверждения, что Ислам распространялся мечом. Хорошо известен принцип Ислама: нет принуждения в религии».
«Мухаммад – пророк Ислама»,
Эр-Рияд, 1989, стр.4

Джеймс А. Миченер
«Ни одна религия в истории не распространялась так быстро, как Ислам… На Западе многие считают, что приток новых верующих (в эту религию) стал возможным благодаря мечу. Но ни один из современных ученых не разделяет этого мнения, и в Коране ясно сказано о свободе совести».
«Ислам – непонятая религия», Readers’ Digest,
американское издание, май 1955

Карл Маркс
«Мухаммад понял опасность заблуждения христианства и иудаизма. Рискуя своей жизнью, он начал призывать к Единобожию идолопоклонников и начал засеивать поле вечной жизни. Было бы несправедливо причислять его лишь к выдающимся людям человеческой истории. Мы обязаны признать его пророчество и то, что он небесный посланник на Земле».

Анни Бесант
«Он (Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не был ни цезарем, ни папой. У него никогда не было таких претензий. За его спиной не было их войск. Ни о какой личной охране и речи не было. Он не имел ни жалования, ни определенного материального состояния. Никогда он не жил во дворцах. Если кто-нибудь мог вести за собой массы лишь с помощью религиозных канонов, то это был Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он никогда не нуждался в поддержке или в специальной одежде. Он никогда не переоценивал себя. Право быть Пророком, без сомнения, принадлежало ему.
Ныне те, кто исследует жизнь и взгляды этого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), глубоко преклоняются перед его величием.
На эту тему я могла бы сказать многое, но в обобщенном виде я хотела бы отметить: любой текст о нем вызывает во мне чувство преклонения и восхищения. И надолго я остаюсь в плену этого замечательного Учителя».
The life and Teachings of Muhammad Madras, 1932, p.4

Морис Буке
«Если бы я знал Коран раньше, я не шел бы вслепую в поисках научного решения, у меня была бы путеводная нить!».

Иммануил Кант
Великий немецкий мыслитель, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился в 1724 году в Восточной Пруссии, в г.Кенигсберге (нынешний Калининград). Детство его прошло в обстановке, далекой от лжи и суеты, в окружении заботливой, религиозной семьи. В 13 лет он лишился матери. Это было его первое столкновение с жизнью. По мнению ученого, лишь тот способен глубоко проникать в тайны жизни, кто страдал. Кант написал множество трудов, но в конце жизненного пути сказал: «Этот самый лучший».
Канта опустили в могилу его ученики. По его просьбе на надгробном камне написали следующую эпитафию: «Надо мною звездное небо, и в нем нравственные законы».
При изучении трудов Канта обнаруживается, что многие из них написаны под влиянием учений мыслителей Востока, суфиев – имама Газали и Мухиддина Араби.
Интересен тот факт, что на диссертации Канта его рукой было написано по-арабски «Бисмилляхи р-рахмани р-рахим», что означает «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!».

Герберт Уэллс
«Исламское учение оставило после себя великие традиции справедливого и терпимого поведения, которые вдохновляют людей на достоинство и терпимость.
Это учение, отличающееся человечностью высшего порядка, которое может быть реально осуществлено на практике.
Это учение дало рождение сообществам, в которых жестокосердечие и коллективное притеснение и несправедливость были наименьшими, если сравнивать их с другими сообществами, которые предшествовали ему. Ислам полон мягкости, изящества и духа братства».

Махатма Ганди
«…Я более чем когда-либо, убежден, что Ислам завоевал те позиции, которые он сейчас имеет, не при помощи меча. Причиной были строгая простота, полная самоотверженность Пророка, его щепетильное отношение к своим обязательствам, его неизменная преданность друзьям и последователям, его отвага и бесстрашие, его абсолютное доверие Богу и вера в собственную миссию. Таким образом, не меч нес Ислам и помогал мусульманам преодолеть все трудности».
«Молодая Индия», 1924

Следующая цитата

Арина Илатова

Против ислама писали такие святые как: прп. Анастасий Синаит, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Феофан Исповедник, прп. Григорий Декаполит, св. Константин философ, свт. Николай Мистик, свт. Самон Газский, свт. Григорий Палама, св. Иосиф Вриенний, свт. Симеон Фессалоникийский, прп. Максим Грек и многие другие.

Они рассматривали и давали четкие, аргументированные ответы на те же в основном мусульманские полемические выпады, что и сейчас распространены в среде мусульман, а именно:

Учение о Троице как уклонение в многобожие.

Учение о том, что Христос – пророк, а не Сын Божий.

Невыполнимая нравственность христианства.

Таинства христианской Церкви.

Затрагивали отцы, помимо этого, и многие другие вопросы, а также высказывали полемические аргументы против ислама:

Указывали, на каких основаниях Мухаммед не может считаться пророком.

Указывали, на каких основаниях Коран не может считаться богооткровенным писанием.

Критиковали учение о предопределении и представления о Боге в исламе.

Критиковали мусульманскую эсхатологию.

Осуждали нравственные и ритуальные заповеди ислама как богопротивные.

Осуждали культ насилия в исламе.

А также предлагали и другие аргументы. Эта полемика, хотя и испытывавшая иногда печальные влияния искажений или непонимания тех или иных мусульманских воззрений, в целом довольно высокого уровня и качества. Многие из Отцов лично общались с мусульманами, подолгу жили среди них и хорошо понимали их менталитет. В силу этого, знакомство со святоотеческим взглядом на ислам может помочь и в современном диалоге и в современной миссионерской работе.

Вместе со святоотеческой письменностью об исламе находятся в неразрывном единстве и сочинения византийских полемистов, не прославленных в лике святых, среди которых особенно замечательны сочинения Феодора Абу Курры, Никиты Византийского, Еводия Монаха, Псевдо-Льва, Арефы Кесарийского, Варфоломея Эдесского, Иоанна IV Кантакузина, Мануила II Палеолога и др.

До настоящего времени российскому читателю не доступно в совокупном объеме византийское наследие VII–XV вв., посвященное исламу, хотя еще в начале ХIХ века прп. Макарий Глухарев писал, что в целях успешной миссии среди мусульман необходимо перевести и осмыслить все, что было написано на греческом языке по этому поводу в средние века.

Нравится Показать список оценивших

Арина Илатова

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Высказывания об исламе и мусульманах

(извелечённые из писем святителя)

Нравится Показать список оценивших

Арина Илатова

Блаженны Вы, познавшие различие между добродетелями духовными и душевными, между добродетелями, свойственными одному Новому Адаму, и добродетелями, к которым способен ветхий Адам: между добродетелями евангельскими и добродетелями нашего падшаго естества, добродетелями, которых не чужды идолопоклонники, магометане и все прочие люди, уклонившиеся от последования святой Истине.

Тогда только вера свята и истинна, когда она - вера в святую Истину, когда она - вера, принесенная на землю вочеловечившеюся Божественною Истиною, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия - погибель. Такая вера осуждена Богом: ею веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепророка Магомета и Коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересеархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи.

Следующая цитата


По кончине святого Императора Греческого Константина I Великого, в 337 г., воцарился сын его именем тоже Константин. Он перенес тело родителя своего из Никодимии в Константинополь и погреб его с честью, приличествовавшей Царской особе, во храме Святых Апостолов. И до сего времени в Константинополе, у мечети Османие показывают саркофаг из цельного порфира, имеющий около полутора сажени в длину; на нем нет никакой надписи; но верхняя порфирная плита, на которой была, без всякого сомнения, надпись, потеряна. Общее поверие приписывает его Константину Великому, и Турки показывают гроб Императора, как трофей с гордостью завоевателей и охотно верят Греческому сказанию.

В то время, когда тело Константина было привезено в Царьград, то нашлись некоторые благочестивые и прозорливые мужи, которые на крыше гроба его начертали по-гречески письмена, пророчествующие о будущей судьбе и разрушении Турецкого царства. Но чтобы сокрыть до времени смысл этого писания, они в словах, опуская гласные буквы, поставляли только согласные. Эта надпись долгое время казалась непонятною, но впоследствии, в царствование Иоанна Палеолога, премудрый старец Геннадий, патриарх Цареградский, истолковал значение оного пророчества, добавив к согласным буквам пропущенные гласные.

Патриарх Геннадий, добавив буквы, изъяснил эту надпись, которая, будучи переведена на русский язык, означает следующее речение:

«В первый индикт, царство Измаила, завоеванное Магометом, долженствует победить род Палеологов. Седмихолмие разорит, в Константинополе воцарится, премногими будет обладать народами и все опустошит острова, даже до Евксинского понта, разорив и самых ближних соседей.

В осьмой индикт в северных странах долженствует воевать.

В десятый индикт Далматов (Сербов) победит и малое время пребудет без брани; по сем же далматами паки воздвигнет великою Войну, и часть некая (Далматов) сокрушится [ ]. Многие народы, совокупясь с Западными, соберут ополчение на море и суше и Измаила победят. Наследие его поцарствует весьма мало. Русский же народ, соединясь со всеми языками, желающими мстить Измаилу, его победят вторично и Седмихолмие возьмут со всеми его принадлежностями [ ]. В сие время междоусобную возставят битву, которая продолжится даже до девятого часа.

Тогда глас возопиет трижды:

"Станите, станите со страхом! Бегите скорей, в десных странах обрящете мужа знаменитого, чудного и мужественного. Его имейте владыкой [ ]; друг бо Мой есть, и, взявши его волю, Мою исполняйте”. » Здесь индикты и часы должны считаться не по обыкновению; ибо это есть пророчество, а должны приниматься иносказательно, как седмицы Данииловы. Под именем Палеологов разумеются Греческие Императоры, а под именем Измаила — Турецкий народ.

ПРОРОЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ МОНАХА ДАНИИЛА

В видении монаха Даниила, напечатанном в Повести о Царь-граде, говорится так о падении Седьмохолмого:

«Взыдет огнь от моря, и землю живую зажжет море, и найдет на Седьмихолмого, и обратит лице свое на запад солнцу. Горе тебе, Седьмохолмый, от такового гнева, егда окружишися вои многими. Красные стены твои падут, яко смоковное лествие, и внидет отроча в тя, и умилено скипгро поставить, и в нем не пребудет. Востанет змий спяй, и поразит отроча, диадему же его облек, и возвеличит имя свое в мале. И сынове же погибельнии угвердившися дадят лица своя к западу солнцу. И тако дасть змий спяй смерть преподобному, и удержит Седьмохолмаго. Русь же язык шестый и пятый насадит в нем зелие, и снедят от него мнози в отмщении святым. На западе же некто, промышляя восточною, и по сих воздвигнется самозаконный и со иным, и ин велик дивне виден, избиют Измаилиты и поженут их.

И смутятся языцы сидящии, и иже суть на северной стране, и вси севернии пойдут с лютейшим гневом и сойдут до великия реки [ ]. Тогда смутятся языцы сидящии на южном угле. И восстанет великий Филипп со языки осмнадесяти и соберутся в Седмохолмом, и сразится бои, иже не бысть никогда тако. И потекут по удолиям и по улицам Седмихолмого яко реки крови человеческия, и возмутится море от крови до тесного моря устию. Тогда Ввусь возопиет, и Скеролав восплачет, и Стахорин речет: станите, станите, мир вам и отмщение! На непослушных глас снидет с небесе, и изыдите на десныя страны Седьмохолмого, и обрящете человека, у двою столпов стояща, сединами праведна и молость (молитву) носяща, нища, взором остра, разумом же кротка, среднего верстою, имеюща на десной нозе, посреди голени, белег (знак), возмите его и венчайте Царем — той есть вам владыка, друг бо Ми есть и волю Мою творит [ ].

И вземше два ангела жквоносные и введут его во Святую Софию, и венчают его Царя, и дадут в десную руку его оружие, глаголюще ему: мужайся и побеждай враги своя. И восприем оружие от Ангела и поразит Измаилты, и Ефиопы, и Фриги, и Татары, и всяк род[ ]. Ибо Измаилты разделит он на трое: первую часть победит оружием, вторую крестит, а третью же отженет с великою яростью до единодубного возвращения его, и открыются сокровища земная, и вси обогатеют, и земля даст плод свой седмерицею, и оружия, ратная сотворит серпы, и царствует; и по нем станет ин от него, и тако проуведав смерть свою, идет во Иерусалим, да предаст царство Богу своему; и оттоле воцарятся четыре сына его: в Риме, во Александрии, в Седьмохолмом и в Селуне. И сии между собою ратующеся воины священников и иноков, и ни един от них спасется, и по сих воцарится ни в Селуне лето мало, и абие просядется и Смирна и Кипр от ветряного дыхания в море».

В сей же повести о Цареграде в виде угрозы магометанам прибавлены следующие слова:

«Но убо до разумееши, окаянне, аще вся преждереченная знамения о граде сем (о Цареграде) совершишася, то и последняя не прейдуг, но также совершитися имут; пишет бо (Император Лев Премудрый); Русский же род со преждесоздательными всего Измаилита победят, и Седьмохолмого приимут, и в нем воцарятся».

Действительно, Император Лев в одной из своих книг пишет подобное вышесказанному, а именно: «Белорусая фамилия, с ее совместниками, обратит в бегство весь род Измаяльтян и овладеет семью холмами и станет их обладателем». Тот же Император, говоря о колонне, поставленной в Константинополе, пишет, что патриарх истолковывал надпись, находившуюся на колонне: «Смысл этой надписи тот, что после магометан Христиане возьмут Константинополь, и тогда воссядет на царство Император Христианский».

ПРЕДСКАЗАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО

Святитель Мефодий Патарский так пишет о падении сынов Измаиловых, т.е. Турок:

«Восстанет Христианское колено и будет ратоборствовать с Бусурманы и мечом своим погубит я, и жены их в неволю загонят, и побьет чада их, и пойдут сынове Измаиловы под меч в пленение и не вольное утеснение, и отдаст убо им Господь злобы их, якоже они христианам сотвориша. И найдет им зло седмократно, убьет бо и поразит их Господь рукою Христианскою, и будет Царство Христианско над вси царства превознесено».

Потом прибавляет тот же святый Мефодий:

«Мурины верят, яко полуночный некий Самодержец святой град Иерусалим и все кесарство Турецкое в державу свою мечом своим приимет; полуночный сей Самодержец Царь и Великий Князь Московский, сей бусурманскую Мегметскую скверную ересь и богопротивный закон истрит (уничтожит), и потребят и погубит до конца».

В самом деле Мурины (Турки) сильно уверены в том, что Константинополем непременно овладеют Христиане, русые или русские победители. На Персидском языке есть одно пророчество, по которому царство Оттоманское падет под мечом Христиан. Оно переведено было на Латинский язык и содержит в себе следующий смысл:

«Придет некоторый Император, овладеет Черным морем, покорит под власть свою часть земли даже до семи лет, будет над ними начальствовать даже до двенадцати лет, выстроит дом, насадит виноградный сад, оградят сады забором, будет иметь сыновей и дочерей. Спустя двенадцать лет Христианский меч восстанет и Турок прогонит».

ПРЕДСКАЗАНИЕ СВЯЩЕННОИНОКА АГАФАНГЕЛА

Иеромонах Агафангел, живший в Х веке, имел от Господа откровение о будущей судьбе Византии. Вот что он говорит:

«И Константин основал, и Константин потеряет царство Византийское. Но не бойся: как древле народ Израильский покорен был Навуходоносором, так и народ Греческий будет под властью нечестивых Агарян до определенного времени и пребудет под игом до исполнения четырех сот лет. Монарх Русский, новый Петр, восстановит в Византии победоносное знамение Христово и сокрушит силу Измаильтян [ ]».

ПОСЛЕДНЯЯ ЛИТУРГИЯ В ХРАМЕ СВ. СОФИИ

У всех почти греческих историков, описывавших взятие Константинополя, находится следующее сказание. Когда Магомет завоеватель въехал в храм Святой Софии, духовенство служило в нем литургию, и клир пел херувимскую песнь. Тогда невидимая рука затворила царские врата алтаря. С тех пор, как говорит предание, никто не смеет проникнуть в сей алтарь, а литургия будет продолжаться целые столетия, до самою того времени, в которое Христиане снова возьмут Константинополь. Тогда отворятся святые врата и выйдет священнодействовавший архипастырь и, приняв Святые дары, помянет блачестивейшего Государя (. ), и после сего отойдет на вечный покой вместе со священнодействовавшими пресвитерами.

Греки убеждены в справедливости этого предания и с твердою верою, надеждою и любовью ожидают того великого, святого дня, в который услышат во храме Св. Софии христианское Богослужение. Придет наконец время, когда во воле Божией восстанет Святая София, свергнет с златой главы своей луну — знамение лжепророка и водрузит на месте его победоносный Крест Господень; и снова обогатится сокровищами Матерь Царяграда, украсится и освятится ликами и мощами святых Божиих; опять в сем храме будут совершаться величественные, торжественные Богослужения и снова услышится в нем умилительное христианское пение [ ].

Вышесказанное предание до такой степени укоренилось не толь ко в Греческом, но и в Турецком народе, что в 1849 году, когда возобновляли Софийскую мечеть, никто не решился выломать заветную дверь, страшася появления четырехсотлетнего духовенства.

ПРЕДСКАЗАНИЕ АРАБСКОГО УЧЕНОГО МУСТА-ЭДДИНА

Султан Амурат, внук султана Солимана, был страстный любитель наук и занимался преимущественно астрономией. Он пригласил к своему двору знаменитого арабского ученого Муста-Эддина и, по его желанию, построил для него обсерваторию в Константинополе. Амурат часто посещал Эддина в обсерватории и спрашивал о замеченном им.

Однажды спросил его султан, не видал ли он какого-нибудь знамения на небе.

«Видел я знамение, — отвечал Эддин, — которое предвещает, что великий твой визирь ныне же погибнет жестокою смертью от руки своего невольника». действительно, не прошло и нескольких часов, как доложили Амурату, что верховный визирь его убит.

В другой раз астроном сказал султану: «Вскоре над твоими безчисленными войсками Персы одержат блистательную победу». И во второй раз предсказанное Эддином сбылось: вскоре султан узнал, что паша, отправленный против Персии с 80.000 воинов, разбит наголову, потерял много тысяч убитых и сам умер от горя.

Эти верные предсказания внушили Амурату безусловное доверие к словам мудрого Эддина, так что он решился однажды предложить ему вопрос: «Благополучно ли будет мое царствование, и долго ли будет существовать Оттоманская империя, и кем она будет разрушена? На этот вопрос Муста-Эддин отвечал: «Государь! Ты будешь жить в мире до тех пор, пока сам того пожелаешь. Ты победишь всех своих неприятелей; никакой народ тебе и царству твоему не будет, страшен, и никто не одержит победы над тобою; но только дотоле, пока ты будешь сохранять мирные отношения с народом, живущим от полуночи к востоку. Народ этот силен и славен, и имя его будет греметь по всему свету, и все ему будут покоряться [ ]. От сего то великого народа падет держава наследия твоего такова воля Всевышнего!

Амурат, выслушав это предсказание, предложил его мнения совету, который нашел, по сравнению со словесными преданиями и некоторыми рукописями, что оно с ними согласовалось, и поэтому считал его верным; но в то же время совет сказал Амурату, что должно умертвить Муста-Эддина для того, чтобы он не разгласил предсказания своего народу. Султан послал Капиджи-пашу с отрядом невольников, чтобы взять астронома и бросить его в море.

Муста-Эддин, встретив убийц у входа своего дома, сказал им:

«Мир вам! Суд Божий никогда не минует. Я знаю, что сегодня же буду добычею морских рыб; а вами и всем царством овладеет народ Северный». После сих слов ученого схватили, связали и бросили в море между Галатою и Константинополем.

Подобных предсказаний и преданий очень много в Константинополе, между магометанами. Упоминаем о некоторых из них: 1) Придет назначенное Аллахом время, когда Мекка и Медина и другие Аравийские города разрушатся, и все это сделает некий Христианский Царь, который придет из стран Севера [ ]. Он займет Египет и Палестину.

2) Царство Магомета продлится только до пришествия белорусых юношей, белых сынов Севера, по пророчеству, которое гласит так: «В десятый индикт придет из северных стран Царь, возьмет Эпталофон, и в нем воцарится, и будет величайшая брань [ ]».

3) Сами Турки сознаются и говорят, что в их Коране есть подтверждение того, что Константинополь будет взят Христианами.

а) Первый халиф был Аббасс, то и имя последнего халифа будет начинаться теми же буквами,

б) Магометане должны опасаться того Христианского народа, который в названии своем имеет начальную букву Р [ ],

в) Пред падением Стамбула произойдут три кровопролитные битвы, Христиане одержат верх над магометанами и возьмут город, и жители его погибнут от глада и меча. Магометане будут прогнаны прежде до Алеппо, потом до Дамаска. Иерусалим и все принадлежащие к нему страны будут завоеваны Христианами [ ].

Эти верования распространились по всей Турции. Они часто встречаются не только у простолюдинов, но и проникают в высшие слои народа Турецкого. Столичные Турки из преимущественной любви к Азии, колыбели их религии и нации, предпочитают хорониться на Азиатском берегу. Но более побудительная причина любви Турок погребаться в Азии заключается в следующем: у Турок существует много предсказаний о долженствующем быть падении Оттоманской империи, особливо же распространены между ними предсказания султана Солимана и арабского астронома Муста-Эддина, что всем царством овладеет народ Северный.

Они верят этим предсказаниям и считают временным свое пребывание в Европе; ибо неизбежно должно наступить то время, когда Христиане, русые победители возьмут во власть свою Стамбул, и изгонят их в Азию. Для того-то все сколько нибудь зажиточные магометане стараются хоронить своих родных на Азиатском берегу, дабы могилы "правоверных” не бы ли попираемы стонами "неверных”, когда они, по воле Аллаха, снова возьмут Константинополь. Вероятно, на сем то основании султан Абдул-Меджид сказал про Златые врата зодчему, который возобновлял Софийскую мечеть в 1849 году: «Закрасьте мозаики как можно легче, чтобы всегда можно было стереть краску. Кто знает, может быть, мой преемник захочет совершенно открыть их».

ПРЕДСКАЗАНИЕ СТОШЕСТИЛЕТНЕГО СТАРЦА МАРТИНА

Старец Мартин Задека, проведший тридцать лет пустынником, считался человеком необыкновенно проницательного ума. Между прочими разными его предсказаниями мы имеем следующее о судьбе Турции, сказанное им пред смертью (1769 г.):

«Послушайте, друзья мои, что расскажу я вам о будущих временах и чему весь мир с ужасом удивляться будет. — Константинополь будет взят Христианами без наималейшего кровопролития. Внутренние мятежи, междоусобие и беспрестанные беспокойства Турецкое государство вконец разорят; голод и мор будет окончанием сих бедствий; они сами от себя погибнут жалостнейшим образом. Турки потеряют все свои земли в Европе и принуждены будут удалиться в Азию, Тунис, Фецан и Марокко.

Безпокойные Поляки совсем усмирены будут. Восстанет на них такая буря, каковой они никогда не ожидали. Королевство Польское получит новый вид, потому что много немцев [Баварцев] в него переселится. Несчастные Турки Грецию и всю Венгрию оставят; мечети их разорятся, алкоран истребится и гробница Магомета сожжена будет. Франция распространит ветви и листья свои над большею частью Галлии. Духовное владение придет в изнеможение.

Рим будет занят Французами [ ]; но они не распространят там корень свой и должны будут уступить другой силе. Великий Государь в Европе всю почти Азию покорит своей власти, и никакая сила неприятелей его удержать не может [ ]. Неверные магометане совсем истребятся.

Вся Азия примет Христианскую Веру, и в ней после многих столетий мрака настанет свет. Турки пред погибелью своею будут в несказанном бешенстве, и всячески стараться будут о искоренении всех Христиан; но Господь Бог приуготовляет уже им достойное наказание. Кровожаждущие враги Христиан весьма малым числом оных поразятся и чрез несколько лет совсем истреблены будут [ ]».

Читайте также: