Святые об ангелах хранителях цитаты

Обновлено: 21.12.2024

21 Сентябрь 2021

27 Август 2021

C 19 сентября 2021 года возобновляется работа Воскресной школы нашего Прихода. В программе занятия для взрослой и детской групп. Уроки будут проводиться по воскресным дням: взрослые - после еженедельной беседы с настоятелем, дети - с 11.00. Прошения о принятии в Воскресную школу необходимо подавать на имя директора школы иерея Сергия Зверева (через церковную лавку). В программу взрослой группы вводится новый предмет: «Введение в Литургическое Богословие».

Следующая цитата

1. Ангелы приносят всегда Богу жертву хвалы, а мы – сокрушения

И днем, вместо перебирания четок, старайтесь быть умно пред Богом, молитвою Иисусовою. Как Ангелы всегда пред лицем Бога, так и нам надо стараться. Они приносят жертву хвалы, а мы – сокрушения (1, с. 73) 13 .

2. Слова, слышанные вами в душе, Ангел Хранитель говорит

Слова, слышанные вами в душе, Ангел Хранитель говорит (3, с. 210).

3. Живое общение с Ангелами и святыми

Я уже писал вам, что внутренние внушения – от Ангела Хранителя и святых Божиих, к коим молитесь или чествование воздаете.

Так всегда бывает, что как наши сердечные молитвы тотчас слышатся святыми, так и их слово к нам тотчас отзывается в душе нашей, как бывает на телеграфах. Общение мира нашего с горним всегда есть и есть живое.

Попекитесь всегда блюсти святое настроение и всегда будете в общении живом со святыми Божиими.

Они видят нас – и или радуются, когда сердца наши в добром порядке, или печалятся и скорбят, когда там худо (3, с. 218).

4. Имейте же обращение к святому Ангелу Хранителю вашему, и он будет вразумлять вас во всяком случае

Ангел ваш Хранитель, вас блюдущий, напоминает вам через совесть вашу об усердной молитве и о ярости невидимого врага вашего. Имейте же обращение к святому Ангелу Хранителю вашему, и он будет вразумлять вас во всяком случае (3, с. 245).

5. Небесная охрана

Так вот у вас там какие подвиги.

Господь близ, охраняя всех нас. Враг хитер, но Ангел Божий сильнее его: махнет мечом, и все паутинные сплетения вражии разлетятся как прах, возметаемый ветром – (4, с. 55–56).

6. Внутренние откровения через Ангела Хранителя

Пребывайте с Господом. Недавно я узнал от одной инокини, которая внутри слышит иногда остепеняющий ее голос: «не забывай Господа» или «не скверни сердца пустыми речами и мыслями». Это ей Ангел Хранитель говорит. А у других это говорит своя совесть и свой страх Божий (4, с. 94).

К чему клонится то, что слышалось вам в сердце и уме, кто разгадает? Как это имело хорошее для вас действие, то надо производить это от Ангела Божия. Ангел Хранитель у каждого есть, и у вас есть. Он своим языком говорит с душою – одноестественною ему. След речи печатлеется в сознании и сердце. Нечто подобное бывает со всяким, кто внимает себе. Но вообще такого рода действия надо принимать с большою осторожностию и недоверием. Помилуй Бог сделать неверный шаг. Бывает, что и враг указывает нечто, кажущееся правым; а он хочет сбить с пути, уклоняя надесно 14 . Внимать надо и не всему без разбора верить (4, с. 202–203).

7. Видимое явление Ангела ниже невидимого руководительного внушения

Св. Григорий Нисский, брат св. Василия Великого, как восставал против путешественниц! То же делал и Григорий Двоеслов, коего Преждеосвященную литургию имеем. И из подвижников сколько было не благоволивших к сему?! А вы все свое. Сидите в монастыре да в келии – се величайший подвиг. Места же святые обходите мысленно, как и делаете, и поклоняйтесь умно Господу, явившему на них знамения Своего к нам благоволения. Это лучше телесного поклонения. И все умное, сердечное, духовное несравненно выше видимого. Даже видимое явление Ангела ниже ангельского невидимого руководительного внушения. Утверждайтесь же в келейном сидении и невыхождении из обители. Тут настоящая наука иночествования. Молитва, чтение и рукоделье в келии да послушание в церкви, и все тут. Как просто и несложно! А в дороге чего не наберетесь? Чего не навидитесь и не наслушаетесь? (4, с. 209).

8. О записях внушений Ангела

Вы помянули. Ангел внушает, что и как. Завели бы тетрадку и записывали. Это небесные сокровища. И самим после прочитать будет утешительно и назидательно, и другие после читали бы не без пользы. Когда соберется сотня, можно отдать в редакцию – и получить оттиски. И пойдет Божие по Божьему миру (6, с. 138).

9. О падших ангелах

Падший ангел был ли свободен? Уж конечно. В Писании, где говорится об Ангелах, везде говорится так, что нельзя не видеть, что говорящий о них признает их свободными.

Говорится еще, что Бог не пощадил ангелов согрешивших. Если не пощадил – признал их грешными произвольно. Они же именуются непокорившимися. Следовательно, имели свободу покориться. Ангелы, соблюдшие свой чин, свободны и пасть, но не захотят этого по причине обилия благ, вкушенных ими от покорности воле Божией. Падшие называются несоблюдшими своего чина, непокорившимися. Следовательно, им явно сказана была воля Божия определенная и определенное указание дел, подобно как Адаму в раю. А какое оно, не видно нигде (7, с. 110).

10. О средствах общения души с Ангелами и духовным миром

Удержите только в мысли, что душа имеет тончайшую оболочку и что эта оболочка такая же и у нашей души, как и у всех духов. Из этого вам нетрудно уже вывести заключение, что та всемирная тончайшая стихия, из которой эти оболочки и в которой витают все духи, есть посредница и для взаимного общения наших душ и духов тех.

Теперь оторвитесь от этого представления и перейдите вниманием к обычным между нами делам. Вы живете теперь в Москве, сидите в стенах своей квартиры, окружены отовсюду зданиями и, куда ни обратите очи свои, всюду встречаете препоны: многие предметы преграждают острозоркость и дальнозоркость очей ваших. Но если б вам подняться над Москвой на каком-нибудь шаре, вы увидели бы беспрепятственно не только ее всю, но и окрестности ее.

Если б вам еще повыше подняться, то вы и что есть дальше кругом увидели бы.

Усиль ваше зрение и подними вас еще выше и выше, вы можете увидеть С.-Петербург, Париж, Лондон и т.д.

Все сие потому, что зрение ваше стало острозорче и никаких ему нет помех видеть (9, с. 49).

Переходите теперь опять к святым Божиим. Та стихия, о коей речь, всюду проходит и никакой нигде помехи не встречает себе. Луч солнца проходит сквозь стекло, а та стихия – и сквозь стекло, и сквозь стены, и сквозь землю, и сквозь все. Но как она проходит сквозь все, так и те, которые витают в ней, могут проходить сквозь все, когда нужно (как Спаситель прошел в горницу, где были апостолы, дверем затворенным 15 ). Обитают они в определенном месте; но когда им повелевается или позволяется, тотчас переносятся куда нужно по той стихии и никаких преград не только не встречают, но и не видят. Когда нужно, переносятся; а когда нет такой нужды, на своем месте пребывая, видят по всем направлениям, что где есть и что где творится. И когда очи свои обращают на землю, то есть на нас, грешных, то ясно видят и нас. только не это грубое тело наше, до коего им дела нет, а видят самую душу нашу, как она есть, не непосредственно, а посредством оболочки души, сродной с их оболочкою и тою стихиею, в коей они живут, ибо состояние души верно отражается в ее оболочке (9, с. 49–50).

Извольте теперь вообразить: сидят двое и разговаривают, при этом душа каждого настроена своим образом. Каждый из них не видит, что на душе у другого по причине грубой занавески тела, за которою прячется душа; а Ангелы и святые, если обратят взор на них, увидят душу их как она есть и что в ней есть, ибо какова она и что в ней отражается в ее оболочке. Если в ней святые мысли и чувства, оболочка ее светла, и при каждом святом чувстве светла особым образом. А если мысли и чувства ее не совсем чисты, то и оболочка ее не светла и от каждого нечистого чувства своим образом помрачена, являясь то как туман, то как мрак ночи. Если б вы вознеслись на Небо и ангельское восприяли зрение, совлекшись, конечно, и этого тела, то, взглянув на землю, вы увидели бы вместо разнообразной массы людей некие тени светлые, полусветлые, туманные, мрачные; причем не дивно, что светло наряженные показались бы вам мрачными, если у них душа дурна, а одетые в рубище – светлыми, если их душа чиста. И вот такими-то видят нас небожители; и, судя по тому, какими видят, радуются о нас или скорбят (9, с. 50–51).

11. Видение об Ангелах, исцеливших старца

Некто жил где-то далеко в пустыни. Заболели у него внутренности: легкие ли, или сердце, или печень, или все вместе. Боль – хоть умирай. Людской помощи неоткуда ожидать, прибег к Богу со всеусильною молитвою. Услышал Господь. В одну ночь, заснувши, видит он такое видение. Пришли два Ангела с ножами, разрезали его, вынули больные части, вычистили их, вымыли и чем-то смазали. Затем все положили на свое место, спрыснули чем-то, и – все срослось, как будто и разрезов не было. Проснувшись, старец встал совсем здоровым, как будто никогда не болел, новеньким, будто юноша во цвете сил (9, с. 90).

12. Простота и смирение – два крила, быстролетность сообщающие

Записывал, помню, только один старец из древних. только не то, что у вас. а мысли, особенно резко печатлевшиеся в душе. Он записывал их угольком на стенках келии и прочитывал. Это, говорил, Ангел мне внушал. Это бы и вам можно сделать, но, думается, трудно самописаное отличать от внушенного. И лучше не делать и этого: чем проще жизнь, тем лучше. Простота и смирение – два крила, быстролетность сообщающие (5, с. 28).

Ссылки на источники творений святителя Феофана – Приложение 1.

Малопонятные слова и выражения см. в Словаре – книга II, Приложение 2.

. когда двери были заперты ( Ин. 20, 26 ). (Курсив наш. – Изд.)

Следующая цитата

Ангел-Хранитель – Ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны и помощи в добрых делах.

Об этом свидетельствуют слова Иисуса Христа в Новом Завете: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Святые Отцы утверждают, что только верующий человек имеет рядом с собой Ангела-хранителя: «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. Анастасий Синаит).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Если бы не было Ангелов-Хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, – если бы, то есть, Господь попустил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Из книги «Ангел молитвы»): «Ангелы-Хранители – это служители нашего спасения, так что мы не одиноки в нашей земной жизни, в наших трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы твёрдо знаем, что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева Божия.

Наш Ангел-Хранитель – это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие её сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения. Наш Ангел-Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнём его от себя во время нашей земной жизни, он поведёт нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.

Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением».

Преподобный Иоанн Дамаскин: «Они (Ангелы) охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом».

Святитель Иоанн Златоуст: «Ангелы всюду присутствуют и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этими бесплотными силами».

Святитель Амвросий Медиоланский: «Я уверен, что особый Ангел покровительствует каждой Церкви, как учит меня Иоанн в Апокалипсисе (1, 20)».

Святитель Василий Великий: «Все Ангелы имеют как одно наименование, так, конечно, и общую всем природу: но одни из них поставлены начальствовать над народами, а другие быть спутниками каждому из верных. Но, в какой мере целый народ предпочтительнее одного человека, в такой же, без сомнения, достоинство Ангела народоправителя выше достоинства Ангела, которому вверено попечение об одном человеке».

Святитель Амвросий Медиоланский: «Для защиты паствы Божией Господь не только поставил епископов, но и определил Ангелов».

Святитель Иоанн Златоуст: «Прославлять Ангелов - наш долг: они, воспевая Творца, обнаруживают Его милость и благорасположение к людям».

Святитель Иоанн Златоуст: «Служение Ангелов состоит в том, что они всюду посылаются для нас». Святитель Феодор Едесский: «Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, стараются наполнять нас духовными созерцаниями (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

Святитель Амвросий Медиоланский: «Бог посылает Своих Ангелов для охранения и для помощи тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей».

Преподобный Анастасий Синаит: «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в Него».

Филарет, митрополит Московский: «Сам Царь провозглашает, чему надлежит быть: "Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Ин. 1, 51). И действительно, мы видим Ангелов, сопровождающих Его Вознесение и возвещающих Его Второе Пришествие (Деян. 1, 10-11). Ангелов, разрешающих узы (Деян. 12, 7) и отверзающих темницы для Апостолов (Деян. 5, 19); наконец, Ангела, явившегося только еще выходящему из тьмы язычества Корнилию, чтобы указать ему вход в христианскую Церковь (Деян. 10, 3-6).

Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть "Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет и никто не затворит" (Апок. 3, 7). Итак, если Он отверз небо, кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" (Евр. 1, 14). Кто же теперь может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи?

Но чем несомненнее мы удостоверяемся в близости святых Ангелов и в их готовности помочь нам, тем с большей заботливостью мы должны помыслить о том, отчего в наши дни так мало слышат об этой помощи, а еще менее верят слышанному о ней. Или нет рядом с нами Ангелов, или мы не замечаем их, или удаляем их от себя? Что их нет, это неправда, как мы видели. Следовательно, правда то, что мы или не замечаем их, или даже удаляем от себя.

Как в видимых явлениях люди нередко принимали святых Ангелов за подобных им людей, так легко может случиться, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия. Случайно ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг, как молния, просияет чистая, святая и спасительная мысль? Что в смятенном или холодном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления нашей души не свидетельствуют ли о присутствии небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи в наш ум и искры в наше сердце? Не действия ли это Ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас? Как жаль, что мы не замечаем этой ангельской помощи! Ибо, не замечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными и не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших.

Если мы, люди, удаляемся от людей, склонности которых противоположны нашим склонностям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство, если даже отец удаляет от себя непокорного сына,- как не удалиться, наконец, от нас святым Ангелам, если мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, если мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, если мы живем в нечистоте плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, если мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя?».

Следующая цитата

– Если в тебе есть любовь, доброта, ты – ангел, и куда ни пойдешь, везде вместе с собой несешь рай. Так уже в этой жизни мы начинаем ощущать рай или ад.

Старец Фаддей Витовницкий:

– Вот уже много лет ко мне приезжает один юноша из Баня Луки, который упражняется в Иисусовой молитве. Недавно он научил молитве своего друга, у которого есть жена и дети. Я удивился, когда его друг рассказал, что в его сердце постоянно течет молитва. Он освещен такой радостью, исполнен таким миром. Он вместе со своей семьей полностью предался Богу и стяжал благодать.

Если в тебе есть любовь, доброта, ты – ангел, и везде вместе с собой несешь рай

А тот, кто рассказал ему об Иисусовой молитве, кто молился дольше своего товарища, не имеет такой благодати. Значит, Господь смотрит в сердце, и, когда мы обращаемся к Нему от всего сердца, сразу утешает нас. Только те, кто обрел такую благодать, могут испытать состояние ангелов и святых, потому что словами его объяснить невозможно. Это состояние неизреченного мира и радости неизреченной.

Не будем утешать диавола нашей печалью, будем радовать ангелов нашей радостью

Вот ты помнишь, каким ты был раньше, раздражался, а сейчас нет больше раздражения. Не существует человека, который может тебя обидеть, ни одна злая мысль не может повредить тебе, потому что ты огражден, ведом Духом Святым.

Вот почему мы должны молиться всем сердцем, ревновать Господу; Он даст нам Свою благодать, и мы постигнем состояние святых и ангелов, и никто не сможет ранить нас. Любите каждого – и стяжаете неизреченный мир и неизреченную радость, которые словами неописуемы.

Монахиня Надежда (Бреннер), последняя насельница дореволюционной Марфо-Мариинской обители:

– Какая же награда ждет тебя на Небе! Самое наше бесценное, когда за бескорыстное добро мы получаем противоположное. Это хоть и слабое, но подражание пути Самого Христа. Не будем утешать диавола нашей печалью, будем радовать ангелов нашей радостью!

Как своего Ангела Хранителя можно увидеть, а где лучше и не встречаться?

Святитель Иоанн Златоуст:

– Ангелы всюду присутствуют, и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этими бесплотными силами.

Преподобный Иустин (Попович):

– Когда земля измучит тебя своим адом, ты поспеши в храм, войди в него, и вот – вошел ты в рай. Если люди досадят тебе своим злом, ты прибегни к храму, припади к Богу, и Он примет тебя под Свою благую и всемогущую защиту. И если случится, что на тебя нападут целые легионы демонов, ты беги в храм – стань среди святых ангелов, ибо храм всегда полон ангелов, и ангелы Божии охранят тебя от всех демонов мира сего. И ничто не сможет тебе повредить. Не забывайте, братья: мы, христиане, сильны Богом. Кто тогда может быть сильнее нас? Никто, никто!

Святая литургия. Это всегда лестница, мост на Небо. Каждый день ты на Небе. Всё, что в ней, мгновенно возносит тебя в оный мир и ставит среди ангелов и святых.

Преподобный Серафим (Романцов), Глинский:

– Утешительным снам не очень-то доверяй. Лучше не принять ангела, чем принять беса в виде ангела. Мы горды, легко можем ошибаться в этом.

И я действительно увидела своего ангела

Святитель Макарий (Невский):

– Когда явится злой помысл, старайся прогнать его памятью о смерти, об адских мучениях. Представь, что ангел стоит возле тебя; вспомни, что ты Христу принадлежишь, приобщаешься Его Божественного Тела и Крови.

Игумения Хризолеонтисского монастыря Нектария, духовное чадо святителя Нектария Эгинского:

– Однажды я прогуливалась с моим духовным отцом (святителем Нектарием Эгинским – Ред.), когда он неожиданно спросил:

– Нектария, хотела бы ты увидеть своего ангела?

– О да, – ответила я, – я хочу его увидеть.

– Смотри, – сказал он, – твой ангел перед тобой.

И я действительно увидела своего ангела, но вид его был так ослепителен, что я испугалась.

Как привлечь к себе любовь ангелов?

Святитель Иоанн Златоуст:

– Украшай лицо целомудрием, скромностью, милостынею, человеколюбием, любовью, приветливостью… кротостью, смирением, терпеливостью; вот краски добродетели; ими ты привлечешь любовь не людей только, но и ангелов; за них восхвалит тебя Сам Бог.

Преподобный Гавриил Седмиезерский:

– Прошу вас – будьте чисты сердцем и душой, как ангелы Божии и небесные человеки, будьте незлобивы, жизнерадостны, любвеобильны о Христе Иисусе, Господе нашем Боге… И тогда вы почувствуете, что с вами Дух Господень, и восчувствуете свободу от грехов. И вы познаете истину, и истина освободит вас (ср. Ин. 8, 32), и слово Господне для вас будет ясно. «Аще Сын освободит вас, – то воистину свободни будете» (Ин. 8, 36) [1] .

Преподобный Андроник (Лукаш), Глинский:

– Спи мало, в меру, и будут наблюдать за тобою ангелы.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий:

– Нужно себя вести так, чтобы не огорчать своего Ангела Хранителя, у которого начальник – святой Архистратиг Божий Михаил, то есть нужно стараться жить по заповедям Господним.

Протоиерей Олег Стеняев:

– Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда ты открываешь Псалтирь и начинаешь по ней молиться, ты присоединяешься к ангельскому хору. И, живя на земле, как бы оказываешься на Небесах. Любите славянский язык, его бесы боятся, а ангелы любят. Молитва приносит радость духовную, и с нею – подлинное утешение и надежду на Божественное милосердие и любовь.

Все, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам

Преподобный Серафим Вырицкий:

– Все, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего, мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся. » и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи. ». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу [2] .

Архимандрит Макарий (Веретенников):

– Имеется древняя традиция, когда в понедельник, так же как в среду и в пятницу, соблюдается пост, и посвящён он святым ангелам. В Номоканоне, в конце Большого Требника, читаем:

«Монахи же и понедельник да хранят всего лета якоже среду и пяток, якоже от святых отец прияхом: кое бо прощение есть монаху, егда не преизбыточествует пост его, наипаче же яко и благоговейнии миряне сия хранят».

В.И. Даль приводит особое слово для этого значения: «Понедельничать, понеделовать» – значит «поститься, кроме среды и пятницы, ещё и по понедельникам». Он также приводит русскую поговорку: «Кто понедельничает, возрадуется заступничеству Архангела Михаила».

Монахиня Надежда (Бреннер):

– Молитва наша перед едой и после нее – нередко формальная, прости, Господи. А ты делай наперекор бесу – ешь с благодарностью сердечной и проси: «Ангеле мой благий, останови меня вовремя, чтобы мне не отяготить себя непосильной едой…».

Как войти в ангельский строй?

Патриарх Сербский Павел:

– В 1993-м году одна немецкая журналистка задала мне вопрос – существует ли справедливая война, и может ли вообще война быть справедливой? Я отвечаю: если на Небесах существует справедливая война, почему ее не может быть на земле? То есть речь о том, как сатана и его воинство восстали против Бога и отпали от Него из-за греха гордыни. Но Святые Архангелы Михаил и Гавриил с другими ангелами остались верны Богу. Сатана бросился на них, но Святой Архангел Михаил с ангелами сразился с ним и низверг на землю.

С другой стороны, захватническая война для христиан не только недопустима, но подлежит осуждению, в то время как война оборонительная, освободительная – благословенна. Ибо говорит Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Тот, кто защищает свой дом, свою родину, могилы отцов, собственную свободу, он действительно жертвует собой полностью… Об этом же идет речь и когда мы говорим конкретно о нашем народе.

Долг Авеля состоял в том, чтобы защититься от своего брата, поднявшего на него руку

Долг Авеля состоял в том, чтобы защититься от своего брата, поднявшего на него руку. Долг наш, законом Божиим определенный, – бороться за свое существование. Так всегда было, и когда наш народ в течение 500 лет поднимал восстания против турецкого ига, против рабской жизни. Так было и в 1941-м году, при вторжении Гитлера – и государство, и Церковь, весь народ, как один, был готов к борьбе с захватчиком, который и тогда был много сильнее нас. Вот о какой войне идет речь…

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий:

– Сразу себя не очистишь, за один пост не станешь ангелом, надо очищать себя постепенно… От поста к посту, от постного дня к постному стараться ограничивать себя, держать в рамках Божественного закона, – так человек приходит в меру совершенства.

Пословица:

Пост порождает ангельскую жизнь.

Ангельское служение

Преподобный Паисий Святогорец:

– Ангел Хранитель – это особое попечение Божие о Своём создании. Ангел Хранитель – это Промысл Божий, проявление Его домостроительства о человеке. И за это мы перед Богом в долгу.

Ангелы особо покрывают маленьких детей. Как же они их хранят! Однажды двое детей играли на улице. Один хотел бросить камнем в голову другого и уже прицелился. Второй ребёнок не видел опасности. И вот в последнее мгновение, видимо, его ангел сделал так, что малыш что-то увидел, подскочил – и камень пролетел мимо его головы.

Святитель Тихон Задонский:

– Эти святые и блаженные духи содействуют нашему спасению, чтобы мы усердно служили их и нашему Господу и так спасались.

Монахиня Надежда (Бреннер):

– Ты зря не прибегаешь серьезно к помощи своего Ангела Хранителя. Ему можно надоедать постоянно, как любимому святому, как самому близкому другу: «Помоги мне, пожалуйста! Помоги, милостивый и пресветлый ангеле, сделать мне эту работу, которую так делать не хочется; помоги непосильную тяжесть донести; помоги – не подумать! не сказать! не сделать! – ненужного…».

Ему можно надоедать постоянно, как любимому святому, как самому близкому другу

И так – во всех случаях жизни.

Ежедневно с сердцем проси Ангела Хранителя следить за тобой: «Ангел мой, святый и благий, если уж я такая невнимательная, что не в силах заметить, как меня бес среди бела дня обкрадывает, – ты уж сам, милостивый, за мной последи. Останови меня, когда на ум взбредет сказать что-нибудь неподобное!»

А то говорят: мы одинокие, нет у нас настоящих друзей. Обижаем своего ангела – сколько будешь жить, лучшего друга не найдешь. Волнуешься, например, о своих неверующих близких – молись их Ангелам Хранителям, чтобы они привели их к вере. Читаешь канон своему ангелу – и можешь прибавлять: «Ведь это я и вам, любимые ангелы моих родных, – и вам кланяюсь, и всей душой молюсь: заступитесь за дарованные вам Богом души, помогите им спастись, ими же весте судьбами». Не думай, что это бесполезно: они увидят твое горячее сострадание тем, кого им поручено опекать, – и обязательно что-нибудь сделают, чего мы сделать не в силах. Вот и ты, если кому-то небезразлична твоя работа, невольно стараешься сделать ее лучше.

Человек подражает ангелам

Святитель Василий Великий:

– Ангелы приходят посещать нас по своей воле и власти. Ибо главная и сообразная с естеством цель их жизни – погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

– Если увидишь красивую девушку или красивого юношу, сразу прославь Бога за эту красоту и подумай, сколь более прекрасны небесные ангелы.

Игумен Никон (Воробьев):

– Преподобный Исаак Сирин говорит, что познание бестелесных сущностей состоит в уподоблении им, а не через внешние чувства происходит.

Преподобный Варсонофий Оптинский:

– Бога познавать могут люди по мере того, как будут совершенствоваться еще здесь, на земле, но главным образом в будущей жизни. На Небе все бесплотные блаженные духи все время совершенствуются, подражая – низшие высшим. Самые высшие духи – это Серафимы, но и они не видят Бога таким, какой Он есть на самом деле, хотя каждое мгновение с огромной быстротой идет их совершенствование, и они подражают Богу, насколько им возможно. А Серафимам подражают Херувимы и т. д. Наконец, человек подражает ангелам. И так, друг другу подражая, все стремятся к совершенству, поэтому, познавая Бога, но никогда ни познать, ни увидеть Его не будут в состоянии, ибо Господь Бог есть Существо беспредельное, а все остальные существа, как сотворенные Богом, ограничены. Была одна попытка не только сравниться с Богом, но даже встать выше Него – и окончилась тем, что сей Серафим стал ниже всех и приобрел сразу все отрицательные свойства за свою гордость и дерзость.

Архимандрит Эмилиан (Вафидис):

– Когда человек хочет научиться святым чувствам, то разве возможно, чтобы Бог лишил его этого и не отозвался на его желание? Именно для этого устраивает Господь церковные собрания, богослужения. Поэтому посылает ангелов, и Архангелов, и святых сюда – к нам, грешникам, чтобы мы общались друг с другом, чтобы святые даровали свою святость грешным, а грешные поведали святым о своем стремлении стяжать такую же святость и в ней им уподобиться.

Архангельский глас прозвучит в конце мира

Преподобный Варсонофий Оптинский:

– . Ангелы принимают деятельное участие в судьбе человека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла.

Любвеобильные ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла

Святитель Николай Сербский:

– Все Священное Писание, от первой и до последней страницы, учит нас, что наш мир находится под наблюдением и руководством духовного мира, который направляет его к добру.

Преподобный Варсонофий Оптинский:

– Что такое благовест? Знаете, что он собой изображает? Архангельский глас, который прозвучит в конце мира. Об этом конце и напоминает нам благовест, а когда-нибудь и мы услышим тот страшный глас. Но сейчас нас о нем предупредили, мы уже ожидали его. А с тем гласом будет не так. Внезапно, безо всякого предупреждения раздастся он, а за ним – Страшный Суд, который будет длиться не год, не месяц и даже не день, а один лишь миг [3] , одно слово решит участь человечества, только слова «приидите» или «отыдите» – и все кончено! Блаженны, кто услышит «приидите», для них начнется жизнь в раю.

8 апреля 2020 г.

[1] Из письма, обращенного к сестрам Марфа-Мариинской обители.

[2] Также преподобный Серафим Вырицкий благословлял окроплять перед вкушением пищу Крещенской водой.

[3] По преданию, Страшный Суд будет длиться столько, сколько читается шестопсалмие.

Читайте также: