Супернова цитаты из фильма

Обновлено: 22.12.2024

«Супернова» — неспешная, спокойная и немного наивная драма об угасании жизни, снятая практически неизвестным британцем Гарри Макквином, первый и доселе единственный полнометражный фильм которого имел бюджет всего восемь тысяч фунтов стерлингов. Какие-либо претензии на размах и визуальные эффекты отсутствуют и во второй работе. Несмотря на аскетичность и простоту кинематографических средств, главную экранную пару составили актерские величины поистине астрономических масштабов — Колин Фёрт и Стэнли Туччи.

Таскер и Сэм — немолодая пара, которая садится в дом на колесах и отправляется в ностальгическое путешествие по местам молодости, попутно любуясь живописными пейзажами английской провинции. Сопровождают их столь же пожилого вида собачка Руби и усиливающаяся деменция Таскера, которая медленно, но верно превращает остроумного интеллектуала в беспомощного старика, словно ластиком стирая его писательский талант. Сэм — скромный пианист, так и не добившийся славы и признания, преданно любит свою половинку и понимает, что сентиментальная поездка в прошлое может стать последним ярким воспоминанием Таскера. Понимает это и зритель: печальное настроение ленты, отказ пить таблетки, которые «все равно не помогают», симптомы серьезной и необратимой болезни, то и дело напоминающие о себе тревожными звоночками. Надежда на благоприятный исход тает уже в начале повествования, и нам остается лишь наблюдать, сколь достойно Таскер принимает неизбежное и сколь глубокие страдания прячет за внешним спокойствием Сэм. Прием гостей в доме сестры Сэма превращается в латентную церемонию прощания, в бодрое торжество с поминальным оттенком. Таскер до сих пор ироничен, смекалист и своенравен — ровно настолько, насколько позволяет ему отведенное время. В названии фильма незатейливо и символично зашифрована судьба героя, ведь вспышка сверхновой — это явление, при котором звезда резко увеличивает свою яркость перед грядущим медленным затуханием.

На актерских работах Фёрта и Туччи, без преувеличения, держится вся конструкция. Первый уже играл гея в драме «Одинокий мужчина», второй имеет за плечами роль манерного креативного продюсера Найджела из культовой картины «Дьявол носит Prada». Однако у Макквина оба персонажа по-настоящему мужественны — каждый по-своему, но в самом широком и самом благородном смысле этого слова. Их взаимные чувства далеки от картинности и позерства, проявляются чаще взглядами, нежели прикосновениями, однако в каждой сцене убедительно искренни и глубоки. Мастерство и удивительная точность в понимании кинообразов, наряду с недоработанным сценарием, как ни парадоксально, делают последнюю треть фильма избыточной. Идентичные мысли и эмоции повторяются в соседних диалогах, в них пережевываются одни и те же переживания, ранее исчерпывающе выраженные блестящим тандемом буквально в одном движении глаз или одном повороте головы. Оттого появляется ощущение пробуксовки, сильно смазывающее впечатление от трогательной истории.

«Супернова» — это камерное, малобюджетное роуд-муви о достойном принятии бренности бытия, о жажде, ослепительно вспыхнув, сгореть, а не истлеть, медленно угасая.

«Супернова» — это камерное, малобюджетное роуд-муви в фестивальном ключе, однако оно не похоже на конъюнктурное ЛГБТ-кино, потому как вопросы «нетрадиционности», дискриминаций и толерантности здесь вообще не поднимаются. Это о другом — о достойном принятии бренности бытия, о жажде, ослепительно вспыхнув, сгореть, а не истлеть, медленно угасая. О безвозвратно ушедшем, но бережно хранимом в памяти. Об осознании неизмеримой ценности каждого мгновения счастья, отведенного человеческому существу на Земле. Пропитанное экзистенциализмом подведение итогов прожитых лет вызывает ассоциации с такими размеренными философскими картинами, как «Земляничная поляна» Бергмана, «Сломанные цветы» Джармуша или «О Шмидте» Пэйна.

Следующая цитата

Кадр из фильма: Пресс-служба

Если в рецензии на какой-нибудь фильм вам сообщат, что между актерами на экране возникает химия, немедленно прекращайте чтение и промойте глаза Паустовским. Во-первых, это звучит чудовищно, а во-вторых, нет там никакой химии — только физика. В крайнем случае, астрофизика, как в «Супернове»: сила упругости, колебания невидимых струн, электрические разряды, магнитные поля и движение галактик, которые рождаются и умирают каждую секунду, осыпая нас звездной пылью.

Кадр из фильма: Пресс-служба

«Супернова», которую российские прокатчики почему-то не стали называть «Сверхновой», — вторая картина Гарри Макквина, выходящая на экраны спустя шесть лет после его дебюта, нежной и тонкой «Прибрежной зоны», отчасти с ней перекликающаяся. Если там герои ехали на стареньком «вольво» в зимний Корнуолл, то Сэм и Таскер из «Суперновы» путешествуют в «доме на колесах» по осенней Камбрии. Англичанин Сэм (Колин Ферт), пианист, который готовится дать свой первый концерт после долгого перерыва, бородат, статен и по-британски сдержан. Американец Таскер (Стэнли Туччи), писатель, вроде бы работающий над новым романом, лыс, саркастичен и ворчлив. Они вместе уже не один год (и даже, кажется, не один десяток лет), и, возможно, когда-то их гомосексуальность дала бы режиссеру повод поговорить обо всем том, что пришлось пережить героям из-за своей ориентации, но квир-фильмы давно уже не те. Правда, Таскер, разразившись гневной филиппикой, направленной против тирании навигаторов, упоминает одиозный «Параграф 28», тэтчеровский вариант закона о пропаганде гомосексуализма, однако «Супернова» — это кино не о правах меньшинств или проблемах гендера, а, как и положено хорошему фильму, история любви и боли.

Кадр из фильма: Пресс-служба

У Таскера быстро прогрессирующая деменция: он уже забывает некоторые слова, с трудом одевается и понимает, что скоро перестанет узнавать не только Сэма, но и самого себя. Их поездка по Озерному краю, где они встретились много лет назад, в сущности, прощальная, и осенние пейзажи, снятые оператором Диком Поупом, которого номинировали на «Оскар» за «Иллюзиониста» и «Уильяма Тернера», полны солнца и печали. Сэм к тому же готовится завершить свою карьеру музыканта: даже на выступление, ставшее поводом для их путешествия, он согласился только ради Таскера. Сыграв этот концерт, он собирается посвятить себя главному делу своей жизни — заботе о том, кого когда-то полюбил в этих сказочных местах.

Кадр из фильма: Пресс-служба

Макквин снял картину настолько целомудренную, что оскорбиться ею вряд ли удастся даже самым радикальным защитникам консервативных ценностей. То есть для профессионалов своего дела нет, разумеется, ничего невозможного, однако любовь в «Супернове» показана не столько как объятья и поцелуи, сколько как тысячи мелких жестов и касаний — начиная с первой сцены, когда Сэм, почти не глядя, находит очки Таскера, которые тот поднял на лоб. Одного этого движения достаточно, чтобы понять: перед нами семейная пара с многолетним стажем. Колин Ферт и Стэнли Туччи, которые дружат уже 20 лет, играют точно и тонко, так что будет удивительно, если хотя бы один их них не получит в этом году статуэтку от американской Киноакадемии. Это действительно никакая не химия, а физика хрупких тел, которые с такой силой притянулись друг к другу, что превратились в единый организм. Однако скоро одна из его частей исчезнет, растворившись в сером мареве деменции, и Сэму придется не только одевать Таскера или произносить за него речи, но и любить за двоих — за себя и за человека, от которого через год или два останется только оболочка. Но это еще не самое сложное: гораздо труднее осознать, что у того, ради кого ты живешь, тоже есть право делать выбор и принимать решения.

Кадр из фильма: Пресс-служба

«Супернова», по большому счету, не имеет никакого отношения к астрономии, даром что Таскер повсюду возит с собой телескоп и любит рассуждать о том, что все мы состоим из молекул звезд, которые сгорели в миллионах световых лет от Земли. Однако больше всего этот обманчиво простой фильм похож на маленькую галактику, в вихре которой все постоянно движется и переплетается, так что уже не разобрать, где эгоизм и где самопожертвование, где сила и где слабость, где любовь и где смерть. В конце концов, если звезды умирают, значит, это кому-нибудь нужно.

Следующая цитата

«Супернова» — типичный камерный фильм со скромным сюжетом. Он не заявляет никаких громких истин, полностью завязан на взаимодействии актеров, взывает к вполне общечеловеческим переживаниям. Это драма с двумя точками зрения — о том, как страшно потерять любимого, и о том, как страшно терять самого себя.

И эффект, который произвел фильм, действительно похож на взрыв сверхновой: с обсуждениями в фейсбуке, вырезанными сценами и слухами о том, что прокатчик попросил не позиционировать кино как гей-драму. Если сравнить описания «Суперновы» в интернете, по некоторым вообще кажется, что это фильм о прощании двух друзей.

Но согласитесь, странно вызывать полицию на фильм о крепкой мужской дружбе, да еще и с возрастным ограничением 18+?

При этом режиссер фильма, малоизвестный Гарри Макквин, не против сокращений: он рад, что в России вообще увидят его кино. Нет смысла разбираться в его позиции или тонкостях современного российского законодательства. Но подобное отношение особенно абсурдно и несправедливо потому, что досталось именно «Супернове» — тихой премьере, на которую при других обстоятельствах вообще не обратили бы внимания.

Фильм рассказывает о пианисте Сэме (Колин Ферт) и писателе Таскере (Стэнли Туччи), которые совершают небольшое путешествие по Великобритании. Они едут в совместно купленном трейлере со своей собакой, останавливаются у друзей, вспоминают былые приключения на берегу красивейшего озера. Но, что самое очевидное и печальное — Сэм и Таскер прощаются.

Деменция — крайне распространенный синдром (но не сама болезнь). Деменция поражает примерно 5-8% пожилых людей. По расчетам ВОЗ, к 2030 году в мире будет 82 миллиона человек с этим синдромом, к 2050 — уже 152. Именно деменция поражает Таскера. Как в драме «Все еще Элис» с Джулианной Мур или раздражающе-культовом «Дневнике памяти», он путается в словах и событиях, может потеряться в пространстве и обнаруживает за собой все больше беспомощности.

Каждый день приближает Таскера к моменту, когда он уже не вспомнит своего партнера. Сэм упорно отказывается оставлять его на чужую ответственность, всячески поддерживает и даже забрасывает свою профессию. Невозможно не упомянуть, что химия Ферта и Туччи — что-то запредельное, превращающее даже обычные разговоры двух ворчливых мужчин в поэзию.

Кстати, в далеком 2009 году Колин Ферт уже играл открытого гея — в драме неплохого режиссера Тома Форда «Одинокий мужчина». Закон о пропаганде гомосексуализма в России тогда еще не приняли, так что фильм получил рейтинг 16+: в нем есть нецензурная лексика и сцены секса.

В «Супернове» (напомню, у нее стоит рейтинг 18+) ни у кого нет времени или сил на все, что теперь запрещено показывать на отечественных экранах. Причем сил нет буквально: из фильма вырезали целомудренную сцену, в которой у Сэма и Таскера не получается заняться сексом. Вполне обыденная сцена для кино о тяжелых болезнях, да и не только о них.

Зато между Сэмом и Таскером море нежности и заботы, и это тот самый случай, когда твоя вторая половинка — твой лучший друг. Их отношения не становятся главным предметом фильма, он совершенно о другом.

Но и без них история просто рассыпается: как минимум, непонятно, почему Сэм так боится потерять своего «товарища». Если принять, что отношения между ними не романтические, как попытались смонтировать в окончательной версии — какие же они тогда?

Главный конфликт «Суперновы» упирается в то, что Сэм отказывается сдаваться и планировать свою жизнь без Таскера. Да, потеря лучшего друга может стать огромной трагедией и сломать человека — примеров этого масса, в том числе в кино. Но это совсем не то же самое, что потерять свою единственную любовь в преклонном возрасте.

У Макквина, Ферта и Туччи вышел очень спокойный, сдержанный фильм — такой же, как отношения главных героев. Он плавный и лишенный драмы в ненужных местах; в сюжете уже и так есть болезнь Таскера и все логически идущие за этим последствия.

Лично мне больше всего понравилось именно это тоскливое умиротворение. Оно сквозит во всем, включая прекрасный монолог Туччи под звездным небом. Его герой уже признал, что очень скоро присоединится к миллиардам частиц, составляющих вселенную. При этом в другие моменты и разговоры с Сэмом, и случайные реплики, которыми он перекидывается с друзьями, получаются очень обрывочными и скупыми. Так и говорят взрослые люди с естественным, не натужным и не пафосным взглядом на жизнь.

Точно так же показаны и устоявшиеся, ровные, давно лишенные искры отношения Сэма и Таскера. По первым же кадрам очевидно, что за много лет они развились в обычный брак — представьте себе, очень слабо отличающийся от гетеросексуального.

И на фоне этого тотального спокойствия и принятия вся истерия, которую вызывает «Супернова», выглядит особенно абсурдно и смешно.

Следующая цитата

История Сэма и Таскера

Если вы читали аннотацию на Википедии, КиноПоиске или рекламном буклетике в кино, то уже знаете достаточно полный сюжет фильма. Пианист Сэм (Колин Фёрт) и писатель Таскер (Стэнли Туччи) отправляются в путешествие по пригородной Великобритании, чтобы попасть на концерт, который согласился дать вышедший на покой Сэм. В пути они вспоминают былые дни, разговаривают о звёздах и вынуждены жить с тем, что Таскер, у которого постепенно прогрессирует деменция, уже не тот, каким был раньше.

Я уже миллион лет не видела на экране такой химии, которая царила между Фёртом и Туччи. Им не просто веришь – о нет. Перед нами именно что много лет прожившие бок о бок люди, знающие друг друга досконально, умеющие как вовремя поддеть партнёра, так и поддержать его самыми тёплыми словами.

«Супернова» – идеальная репрезентация

Если вы ещё не поняли, то Сэм и Таскер женаты. Однако вы будете смотреть фильм не про тяготы и лишения представителей ЛГБТ+ сообщества, вам не будут напоминать каждые две минуты, как нелегко в наше время иметь нестандартную ориентацию. Нет, это личная история двух мужчин, пытающихся жить с постигшей их трагедией.

Это именно тот вариант репрезентации, который так приятно наблюдать на экране – никаких акцентов на социальной подоплёке, никаких антагонистов или не принимающих наших героев ханжей-родственников, только бесконечные любовь и нежность.

Пейзажи «Суперновы» как ещё один герой повествования

Куда бы ни отправились наши герои, они всегда окружены бесконечно красивыми пейзажами Британии. Словно сама природа отправилась вместе с ними – такая красивая, но по-осеннему хмурая и увядающая. Цветовая палитра идеально передаёт настроение и состояние героев и выливается в картинку, на которую так приятно смотреть.

Деменция и попытки ей противостоять

И вот, наконец, мы приступаем к теме, которая является эпицентром этого фильма. Честно – если у вас был близкий и родной человек, который так или иначе страдал от достаточно серьёзной болезни, то я бы посоветовала как следует подумать, прежде чем идти на «Супернову». А стоит ли посыпать раны солью?

С другой стороны, благодаря этому лично у меня произошёл катарсис. Ведь это так тяжело – жить рядом с человеком, который уже только отдалённо похож на того, кем он когда-то был. Ты всё ещё видишь проблески, но знаешь, что, хоть он всё ещё где-то там, в скором времени от него ничего не останется.

Трагедия, через которую пытаются прорваться Сэм и Таскер, затрагивает их обоих на непостижимом уровне. Они оба пытаются сделать вид, что всё в порядке и ничего не изменилось, порой боясь признаться даже самим себе, что изменилось всё.

И это очень страшно. Очень страшно, очень печально и очень трогательно.

Разговор длиною в путешествие

Фильм не смотрится как набор сцен во время путешествия Сэма и Таскера, хотя таковым по сути и является. Фильм смотрится как единый разговор, который начинается достаточно безобидно, а заканчивается самыми глубокими размышлениями о памяти, которая остаётся у нас и которую мы оставляем за собой.

Два героя существуют на экране будто в своём мире. Они шутят, они говорят о мелких вещах и наблюдениях, но они и пытаются разобраться в том, что их окружает. Поэтому фильм ощущается как бесконечно камерный, словно весь мир сошёлся на этих двух персонажах.

Тем временем второстепенные роли тоже подобрались отличные и тоже отлично сыграны (в особенности порадовала Пиппа Хэйвуд), хоть и служат больше для оттенения главной дилеммы.

Концовка

А вот концовка, пожалуй, самый странный и неоднозначный элемент всей истории. Я бы не хотела испортить впечатление тем, кто хочет посмотреть фильм (а если вы еще на поняли, то я настоятельно советую посмотреть этот фильм), но конец, хоть и закономерен и вполне логично вытекает из рассуждений персонажей, может очень сильно оттолкнуть.

Некая романтизация состояния больного человека, которой фильм был лишён всё это время, внезапно начинает сквозить и рушить построенную канву. Не настолько, чтобы фильм в итоге вызвал неприятные чувства, но, опять же, если вы лично сталкивались с подобной ситуацией, то у вас может возникнуть множество вопросов, на которые фильм не ответит.

Вывод

Это отличное кино. Тонкое, бесконечно нежное и красивое, в котором акцент идёт именно на привязанности двух людей друг к другу, а не на страсти или повестке. К тому же, фильм достаточно короткий (в общей сложности – около полутора часов), так что он точно не покажется затянутым и не успеет надоесть, несмотря на то, что довольно медленно развивается.

Поэтому если вас хоть немного заинтересовала данная рецензия – бегите и смотрите. Вы точно не пожалеете.

Читайте также: