Сухой павел осипович цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Сухой Павел Осипович
В детстве он впервые увидел полёт самолёта «Фарман», пилотируемого С.И. Уточкиным.
«Тогда же гимназисты впервые увидели низко летящий аэроплан. Эта встреча с рукотворной птицей для Павла стала судьбоносной.
Теперь фотографии аэропланов, статьи в газетах и журналах о полётах стали предметом его постоянного внимания. А сестры и родители увлечены литературой, театром, живописью. Он всё это будет любить всю жизнь, но преданность авиации и новой технике сохранит навсегда. Серебряная медаль по окончании гимназии - знак очень ответственного отношения к учёбе и несомненных способностей юноши, которому скоро будет 19.
Разразилась мировая война, а он едет в Москву и становится студентом математического факультета университета. Но следующий, 1915 учебный год он уже начинает в Московском высшем техническом училище (МВТУ), чтобы быть ближе к авиационной технике.
Именно здесь профессор Николай Егорович Жуковский собрал молодых энтузиастов воздухоплавания со всей России и с их участием был создан ЦАГИ, и разработаны теоретические основы проектирования, аэродинамики и прочности самолета. Павел попадает в компанию талантливых и увлечённых молодых людей: Туполев (он только через три года защитит свой дипломный проект в МВТУ), Стечкин, Юрьев, братья Архангельские, Петляков, братья Погосские.
Старый и всеми уважаемый профессор открывает перед ними широчайшие перспективы создания воздушных судов. Школа профессора Жуковского закладывает основу высочайшей квалификации будущего Генерального конструктора авиационной техники Павла Сухого.
Но тут незадача - парню 21, а его, студента престижнейшего вуза империи, призывают в армию. Делать нечего - поехал в школу прапорщиков в Петергофе, а оттуда на Северо-западный фронт заместителем командира пулеметной роты. Звание прапорщика так и останется его высшим воинским званием на всю жизнь. Но уже здесь, на фронте, проявились его качества лидера. На фотографии того времени в каракулевой папахе и добротном овчинном полушубке, туго перетянутый широким кожаным ремнем, он выглядит очень бравым. Но его красивое лицо отражает накопившуюся усталость фронтовика. Складки на концах губ проявились более резко, левое веко чуть опущено. Здесь на фронте во время боевых действий Павел своими глазами видит эффективную «работу» российского бомбардировщика «Ильи Муромца» по немецким позициям, когда он подавил сразу несколько артиллерийских батарей. Штабы его полка и дивизии часто получают очень важные данные воздушной разведки с самолётов. И уж совсем захватывающим был воздушный бой двух истребителей над их головами. Всё это только укрепило в сознании молодого офицера значимость авиации и мечту стать авиаконструктором.
Брестский мир позволил обстрелянному прапорщику вернуться в МВТУ. Но перед новым 1919 годом разруха и голод в Москве вынудили его вернуться к родителям в Гомель. Ему предложили место школьного учителя математики в городке Лунинец в западной части Белоруссии. Павел едет туда. Здесь он не только преподаватель математики, но и инструктор по ремонту сельскохозяйственных машин. [. ]
Павел преподаёт математику в школе отца. Узнав об обращении правительства России к бывшим студентам вузов вернуться на учёбу - спешит в Москву. Снова годы студенческой жизни в МВТУ. Лекции, лабораторные работы, курсовые проекты. Он всё делал с присущей ему тщательностью, хотя условия проживания в переполненном общежитии были порой невыносимы. После защиты курсового проекта по паровым котлам его руководитель, профессор Щеголев, предложил специализироваться в этой области техники: «Зачем вам эта авиация? Из вас получится отличный котельщик. »
Анцелилович Л.Л., Сухой против Америки. Дуэль авиаконструкторов, М., «Яуза»; «Эксмо», 2009 г., с. 100-102.
С 1925 по 1931 годы П.О. Сухой под руководством А.Н.Туполева принимает участие в создании целой серии самолётов
В 1939 году под руководством П.О. Сухого организуется конструкторское бюро.
«… целью своей жизни он сделает создание новых, самых совершенных самолётов. И будет верен своей профессии авиаконструктора, несмотря ни на какие превратности судьбы. Почему же Павел Сухой стал авиаконструктором?
Он никогда не повышал голос, хотя и был очень остёр на язык. Никогда не опускался до употребления ненормативной лексики. Его непобедимым оружием в дискуссиях были безупречная логика и высочайший инженерный профессиализм.
Он никогда не курил и не переносил алкоголь, избегал застолий и панибратства. Любил читать и наслаждаться природой. Прекрасно разбирался в литературе и изобразительном искусстве.
Из-за перипетий Первой мировой и Гражданской войн он получает высшее инженерное образование только в тридцать лет. Успеху в жёстких условиях советской авиапромышленности он обязан своей интуиции и способности окружить себя как щитами стойкими и верными партийными помощниками».
Анцелилович Л.Л., Сухой против Америки. Дуэль авиаконструкторов, М., «Яуза»; «Эксмо», 2009 г., с. 48.
Следующая цитата
--> FISHKINETНашли ошибку? Выделите
и нажмите CTRL+ENTER
сообществ
За день
12791
За день
Весь топ
Лучшие демотиваторы
Популярные теги
Наблюдать
Нам нужно убедиться, что Вы не бот. Введите символы, изображённые на картинке ниже.
На что жалуетесь?
Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie. Ok
Следующая цитата
22 июля исполнилось 124 года со дня рождения Павла Осиповича Сухого – выдающегося авиаконструктора, одного из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 моделей самолетов, многие из которых произвели настоящую революцию в мировом авиастроении.
Самолеты марки «Су» не раз становились мировыми рекордсменами. Истребители, штурмовики Сухого находятся на вооружении во многих странах мира. Их создатель был всегда нацелен на будущее, создавая машины, опережающие свое время. Во многом это и стало залогом успеха КБ Сухого на долгие годы вперед.
Рождение мечты
Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом селе Глубокое Виленской губернии Российской империи. Сегодня об этом напоминает установленный на въезде в Глубокое истребитель-бомбардировщик Су-17.
В 1905 году Павел Сухой поступает в Гомельскую мужскую гимназию, а позже заканчивает ее с серебряной медалью.
Именно в эти годы гимназист Павел становится свидетелем удивительного для того времени события, которое предопределяет весь его жизненный путь. Как-то раз, возвращаясь из гимназии, он впервые в небе увидел самолет. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами…», – позже описывал свои ощущения от первого знакомства с авиацией Павел Осипович. С этого момента гимназист Павел принялся конструировать свои первые модели самолетов на чердаке дома.
В тот день над Гомелем пролетал Сергей Уточкин – один из пионеров русской авиации. К 1910 году авиационная тема быстрыми темпами набирала обороты, интерес в обществе к воздушным полетам «взлетал» с огромной скоростью. Показательные полеты первых летчиков проходили в различных уголках страны. Кстати, полеты Уточкина оказали такое впечатление не только на Сухого. Они стали отправной точкой в судьбе и других знаковых представителей отечественной авиации, таких как Королев, Поликарпов, Нестеров.
Первые шаги в профессии
В России в начале прошлого века изучать теорию воздухоплавания возможно было только в Москве – в Императорском высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). Именно здесь решает продолжить свое обучение будущий авиаконструктор.
Однако Первая мировая война вносит свои коррективы: вскоре студента Павла Сухого мобилизовали в армию. Учеба была прервана на целых шесть лет, но в 25-летнем возрасте он возвращается в училище и в 1925 году получает заветный диплом инженера. Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Он одним из первых отметил неординарное мышление и особый талант молодого инженера и пригласил 30-летнего Павла Сухого на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Здесь за короткий срок он вырос от инженера-конструктора до заместителя начальника бригады. На этой должности, будучи правой рукой Путилова, Сухой занимался созданием первого советского цельнометаллического истребителя АНТ-5 (И-4). В 1930 году Павел Сухой стал начальником бригады, а позже ведущим конструктором по проектированию самолета АНТ-25, на котором через несколько лет экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили легендарные перелеты через Северный полюс в Америку.
Два рождения КБ Сухого
В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Проект Сухого стал победителем и был запущен в серийное производство, а Павла Осиповича назначили главным конструктором и поручили создание собственного конструкторского бюро. Это произошло 29 июля 1939 года.
Итогом разработки «Иванова» стало появление первого самолета с инициалами «Су» – бомбардировщика Су-2. Почти 900 таких самолетов героически сражались в воздушных боях на начальном этапе Великой Отечественной. Во время войны КБ Сухого не приостанавливало работу над новыми боевыми машинами. Так, в 1943 году за разработку штурмовика Су-6 Павла Осиповича наградили Сталинской премией первой степени.
Несмотря на это, в 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано. Павел Сухой стал заместителем Андрея Туполева. Он занимался внедрением в серию самолета Ту-14, а затем летными испытаниями. Возродить КБ Сухого помог трофейный американский реактивный истребитель «Сейбр», который попал к советским военным во время войны в Корее. Для изучения трофея в 1952 году было организовано КБ-1, которое в мае 1953 года возглавил Павел Осипович.
Второе рождение КБ Сухого совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В 1955 году поднялся в небо первый самолет возрожденного КБ – реактивный истребитель Су-7. Именно эта машина на долгие годы определила облик отечественной военной авиации, была также принята на вооружение девятью странами мира.
Павел Сухой инициировал разработку сразу двух направлений новых машин – со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С» (в серии Су-7), и с треугольным с обозначением «Т» (в серии Су-9). Оба проекта были успешно реализованы. Развитием Су-7 стало создание в середине 1960-х годов первого отечественного самолета с крылом изменяемой стреловидности Су-17. Идея применения такого крыла позволила значительно увеличить боевую эффективность исходного самолета.
В 1970 году первый полет совершил бомбардировщик Т-6 (в серии Су-24) – всепогодный самолет с крылом изменяемой стреловидности и с первой цифровой вычислительной машиной на борту. Этот самолет до сих пор, то есть спустя 26 лет со времени прекращения выпуска, успешно эксплуатируется ВКС России.
Безграничный потенциал
Один из ярких примеров высокого потенциала ОКБ – это высокоманевренный истребитель Су-27 . Взлетев в 1977 году, этот самолет по праву признан одним из главных символов отечественной авиации.
«Двадцать седьмой» объединил в себя все самые передовые разработки своего времени, обеспечив тем самым грандиозный потенциал для модернизации на годы вперед. Создан ряд модификаций Су-27, а также новые самолеты на его базе: палубный Су-33, истребитель-бомбардировщик Су-34, многофункциональные истребители четвертого поколения Су-30СМ и Су-35. Можно сказать, что «двадцать седьмой» заложил основы для создания первого российского истребителя пятого поколения Су-57.
Силуэт Су-27, его сверхманевренные особенности были особо оценены специалистами всего мира. «Никогда не забуду первый демонстрационный полет Су-27 в Париже. Виктор Пугачев делал вираж на Су-27 в 360 градусов за 10 секунд, средняя скорость на вираже – 36 градусов/с. А мы тогда лишь надеялись, что наш истребитель следующего поколения сможет достигнуть 25 градусов/с», – вспоминал летчик британских ВВС Джон Фарлайт.
К сожалению, сам Павел Осипович не застал триумфальную иностранную премьеру Су-27 на Ле-Бурже. Выдающийся конструктор скончался в сентябре 1975 года на 81-м году жизни. Но созданная им научная школа проектирования смогла обеспечить стабильную деятельность и развитие коллектива на многие годы вперед. «Путь к сегодняшнему мировому триумфу семейства самолетов нашего КБ был непрост и нелегок. Но такой несомненный успех, всемирное признание заслуг ОКБ закономерны, в каждой новой машине, сконструированной коллективом, неизменно присутствует стиль, дух и незаурядный инженерный ум Павла Осиповича, сумевшего подготовить и воспитать не одно поколение талантливых конструкторов, летчиков-испытателей, производственников, способных удерживать отечественную авиацию на самом высоком современном уровне», – отмечал генконструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов.
За свою историю коллективом ОКБ создано более 100 типов самолетов и их модификаций. Общее число серийно выпущенных самолетов превысило 12 тыс. единиц. Более 2500 машин экспортировано в 42 страны мира. На самолетах марки «Су» установлено около 70 мировых рекордов.
Следующая цитата
Павел Осипович Сухой – один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации – был не только талантливым инженером, но и выдающимся организатором. Созданное им конструкторское бюро продолжает эффективно работать по сей день, развивая идеи своего основателя и подтверждая верность принципов его научной школы. В КБ Сухого было разработано более 100 типов самолетов, практически каждый из которых являлся прорывом в отечественном и мировом авиастроении.
Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом белорусском селе. Уже в детстве он проявлял незаурядные способности к точным наукам, в особенности – к математике и физике, за что по окончании Гомельской мужской гимназии даже получил серебряную медаль. В аттестате у него было десять отличных оценок и всего две «четверки» – по немецкому и латыни. Однако впоследствии он свободно читал авиационную техническую литературу не только на немецком, но и на английском, французском, итальянском и других европейских языках.
С удивительным упорством Павел Осипович добивался получения лучшего образования из возможных: сначала в Московском университете, куда поступил в 1914-м, а затем в Императорском Московском техническом училище (впоследствии – МВТУ, а ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана). Из-за Первой мировой войны, а затем революции ему пришлось прервать обучение. Но в 1920-е он вернулся в училище и в 1925-м получил-таки диплом инженера.
Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Именно он разглядел в молодом инженере талант авиаконструктора и пригласил на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) в Москве. Первым проектом, к которому привлекли Сухого, был истребитель АНТ-5 (И-4). Следующим – цельнометаллический И-14.
В 1932-м Павел Сухой впервые стал руководителем – по проектированию самолета АНТ-25, на котором через два года был установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту (отсюда и его второе краткое наименование – РД, «рекорд дальности»). А в 1937-м на нем же экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили легендарные перелеты через Северный полюс в Америку.
Осенью 1934 года ОКБ А. Туполева получило задание на постройку дальнего бомбардировщика АНТ-37 (ДБ-2). В соответствии с требованиями военных, самолет должен был иметь дальность не менее 3000 км и развивать максимальную скорость не менее 350 км/ч. Руководителем назначили Сухого, уже имеющего опыт разработки самолетов АНТ-25 и АНТ-36. В 1938 году на самолете ДБ-2Б «Родина» экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой осуществил еще один рекордный перелет на дальность.
В конце 1930-х Павел Осипович победил в конкурсе на создание ближнего бомбардировщика «Иванов». Благодаря этой победе, появилась возможность организовать отдельное, самостоятельное конструкторское бюро. Оно открылось 5 марта 1940 года.
Работа над «Ивановым» закончилась созданием первого самолета марки «Су» – боевого многоцелевого «ближнего бомбардировщика» Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»). Более 900 самолетов Су-2 героически сражались в годы Великой Отечественной войны в Бессарабии, Белоруссии, защищали небо Сталинграда.
В военные годы Павел Осипович Сухой продолжал создавать все более совершенные боевые машины. В 1943-м за разработку штурмовика Су-6 его наградили Сталинской премией I степени.
После появления в 1945 году опытного Су-9 в авиации началась эра реактивных самолетов. Именно здесь Павел Осипович смог проявить свой талант в полную силу. Всего за четыре года были созданы Су-11, Су-15, Су-17. Многие разработки Сухого и его КБ можно было помечать биркой «сделано впервые»: убирающееся в полете шасси, гладкая металлическая обшивка, топливные баки-отсеки крыла, катапультируемое кресло летчика, система спасения экипажа в отделяемой кабине, бустер в системе управления, тормозной парашют.
Однако в 1949 году, по решению правительства, конструкторское бюро Сухого расформировали. Павел Осипович стал заместителем Андрея Туполева и под его руководством работал над модификацией Ту-2 – самолетом УТБ.
Вновь главой КБ Сухой стал лишь в мае 1953 года. Его коллективу было поручено изучение трофейного американского истребителя «Сейбр». Отдельные результаты этого исследования были творчески использованы конструктором в дальнейшей работе. А в октябре 1953 года Павел Сухой возглавил производственный коллектив завода № 51. Здесь в кратчайшие сроки им были созданы выдающиеся по своим характеристикам самолеты, каждый из которых являлся прорывом в отечественной и мировой авиационной науке и технике.
Еще одним легендарным советским истребителем-бомбардировщиком стал Су-17, разработанный в ОКБ Сухого в середине 1960-х годов. Это первый отечественный самолет с крылом изменяемой стреловидности. Угол отклонения крыла по отношению к оси симметрии летательного аппарата стало возможно поменять прямо во время полета, что позволило значительно увеличить эффективность летательного аппарата.
В 1970 году впервые в небо поднялся советский бомбардировщик Су-24 – всепогодный самолет с крылом изменяемой геометрии, который эксплуатируется до сих пор.
А высокоманевренный истребитель Су-27 (впервые взлетевший в 1977-м) признан одним из лучших боевых самолетов, произведенных в Советском Союзе. Он имеет отличные летные и боевые характеристики и превосходит ближайшего «конкурента» МиГ-29 по дальности полета и возможной нагрузке. Су-27 регулярно используется для создания новых авиационных рекордов и демонстрации фигур высшего пилотажа. Это главный самолет группы «Русские витязи».
В течение 22 лет КБ Сухого успешно конкурировало с лучшими отечественными и зарубежными самолетостроительными фирмами. В сентябре 1975 года на 81 году жизни Павел Осипович скончался. Но он смог обеспечить стабильную деятельность и творческое развитие коллектива и в дальнейшем, после ухода. В своем КБ Сухой создал подлинно новаторскую научную школу проектирования авиационной техники. По воспоминаниям современников, Павла Осиповича отличала особая инженерная интуиция и большая творческая смелость: «езда в незнаемое», как он сам характеризовал свой стиль работы. Коллег он призывал к тому же: не бояться экспериментов, выбирать нестандартные пути к решению технических задач.
Коллектив ОКБ Сухого разработал более 100 типов самолетов и их модификаций, около 50 из них выпускалось серийно. Общее число серийно выпущенных самолетов превышает 11 тысяч единиц. Более 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах марки «Су» установлено свыше 50 мировых рекордов.
Читайте также: