Судный день в исламе цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Барзах — своего рода преграда; период, который умершие должны преодолеть в ином измерении и отделяющий мирскую обитель от вечного пристанища. Завершится он с Воскрешением обитателей Земли перед наступлением Суда.

В Коране сказано:

«[И вся эта мирская суматоха, плюрализм и свобода выбора в созидательном либо в разрушительном русле, а для кого-то душевная опустошенность — продлятся до тех пор] пока не придет смерть к каждому из них [упрямо отрицавших Бога либо веривших «по-своему», игнорируя основы веры и религиозной практики, четко сформулированные в заключительном Священном Писании]. Когда же она нагрянет, человек [так до последней минуты и не понявший, зачем жил и что есть наиглавнейшее для него] будет умолять: «Господи, верни меня обратно! Я постараюсь совершать благие дела [уверую, исправлюсь], используя все то, что нажил [за десятилетия жизни]. » [Ответят ему:] «Нет же». Это [сказанное им «верни меня обратно! Я постараюсь совершать благие дела, используя все то, что нажил»] — слова, сказанные им [человеком, который говорит, но не делает][1].

А впереди [для этого человека, как и всех остальных, покидающих сей мир через встречу со смертью] — барзах (загробный мир) [где пребывают его обитатели] до Дня Воскрешения (из мертвых). [Обратного пути нет]» (Св. Коран, 23:99, 100).

До Судного Дня душа находится в мире душ. Для каждой души — свой временной период ожидания. Тот, кто был безбожником, подвергается частичным мучениям в период ожидания Судного Дня, видит место своего вечного пребывания в Аду. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «После того, как кто-либо из людей умирает, демонстрируется ему [в загробном мире] место его [в вечной обители] утром и вечером. Если он из числа обитателей Рая, то — Рай [его место в Раю], а если из числа обитателей Ада, то — Ад [его место в Аду]. Говорится ему: «Это — твоя обитель, [которой достигнешь ты] после воскрешения в Судный День»[2].

Ожидание может растянуться для него на миллионы лет, даже если он умер за день до наступления Конца Света. Такое ожидание — одна из граней наказания, продолжающегося в вечности.

Что касается верующих, которые грешили, то они тоже подвергнутся наказанию, а начнется оно уже в этом мире. Данное наказание будет причиной прощения грехов при его правильном восприятии. Если к моменту смерти за верующим остались неискупленные грехи, то он подвергнется некоторым мучениям и в загробной жизни. Если что-то останется на Судный День, то перед ним — или прощение Творца, или временное адское наказание.

Верующие, прожившие эту жизнь праведно[3], начнут испытывать радость и наслаждения через частичное видение того, что ожидает их в Раю. Время ожидания Судного Дня будет максимально сокращено для них.

До начала Судного Дня все души «складируются» в мире душ, тела становятся частью земли. С началом же Судного Дня планета Земля расстелится по всему пространству, что огибает она вокруг Солнца (таковым является предположение некоторых мусульманских ученых), и повелением Творца тела человеческие всех времен и народов будут воскрешены; мир душ распахнет свои врата, и каждая душа устремится в свое мирское тело. Перед ликом каждого из людей откроются бескрайние просторы вечности.

Начало и…

Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут — а он будет слышать их шаги — к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир][4] и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)»[5]. Верующий ответит: «Свидетельствую, что он — раб Божий и посланник»[6]. Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.][7] Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Аллах (Бог, Господь) заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения][8].

Что же касается лицемеров и безбожников, то у них спросят: «Что ты можешь сказать об этом человеке [подразумевая пророка Мухаммада]?»[9] И каждый из них будет отвечать [в растерянности]: «Не знаю [не помню, не придавал этому особого значения]. Я был того же мнения, что и все». — «[В действительности] ты [ничего о нем] не знаешь и не хотел знать (не следовал за теми, кто знал)». Он получит сильнейший удар металлическим молотом и закричит так, что услышат все [ангелы; звери, птицы, насекомые…], кроме людей и джиннов[10]. [Его обитель станет невероятно тесной, состояние — мучительным, и так до Дня Воскрешения]»[11].

Пока тело не предадут земле, душа будет находиться где-то неподалеку. После упомянутого в хадисе прихода двух ангелов произойдет частичное воссоединение души и тела, но уже в неземном измерении, в необычном для мирских законов состоянии. После допроса душа покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения[12].

На этот счет имеется интересный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Душа верующего — птичка, получающая свой удел на ветке райского древа. И это до тех пор, пока не вернется она в свое тело в День Воскрешения из мертвых»[13].

Правда ли, что человек на самом деле умирает в могиле в момент, когда он в ней просыпается, умирает от шока (я часто это слышу)?

Подобное утверждение — неправда.

Как там будет?

«Ад. Подводимы они [те, кто, прожив в мирской обители, смогли заслужить лишь адское наказание, вечное или временное] к нему ранним утром и вечером [находясь в загробном мире и испытывая уже там неприятные ощущения от неизбежности мучений в Аду. Это касается души[14], тело же гниет, становится частью земли и ожидает своего воскрешения и воссоединения с душою. В таком мучительном состоянии душа безбожника или грешника пребывает до Конца Света, который нежданно-негаданно наступит на планете Земля]. А в День Воскрешения [ожив телом и соединившись с душою, воскреснув в общем для всех измерении, когда останутся позади все этапы Судного Дня, будет отдано повеление:] «Заводите в Ад (на его наихудшие уровни) род фараонов [да и всех, подобных им, язычников и безбожников]» (Св. Коран, 40:46).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «После того, как кто-либо из людей умирает, демонстрируемо ему [в загробном мире] место его [в вечной обители] утром и вечером. Если он из числа обитателей Рая, то — Рай, а если из числа обитателей Ада, то — Ад. Говорится ему: «Это — твоя обитель, [которой достигнешь ты] после воскрешения в Судный День»[15].

Души на том свете имеют отношение к происходящему в земной жизни или до Судного Дня у них вообще нет никакой связи с живыми?

1. Нет связи, кроме как, возможно, через сон.

2. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Воистину, дела людей [еще живущих на земле] демонстрируемы их родственникам из числа покойных»[16].

1. Куда попадают клонированные люди после смерти?

2. Как известно, после смерти люди подвергаются или не подвергаются могильным мукам, также к ним приходят ангелы. А как дело обстоит с людьми, которых не удалось похоронить (например, разорвавшиеся от взрыва)?

1. Когда появятся клонированные люди, тогда и спросите об этом. Пока что таких людей можно встретить лишь в фильмах.

2. Это не могильные, а загробные муки. И постигают они не в могиле на кладбище, так, чтобы их можно было записать на диктофон, а в уже ином измерении, поэтому касаются они любого, кто жил и умер в результате отделения души от тела.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) читал в назидание верующим следующую молитву: «О Господи, я прошу у Тебя защиты от страданий в могиле, защиты от мучений в Аду, защиты от искушений жизни и смерти (от безумия, заблуждений жизни и смерти), защиты от зла Антихриста» (аллахумма, инни а‘узу бикя мин ‘азабиль-кабр, ва мин ‘азабин-нар, ва мин фитнатиль-махья валь-мамат, ва мин фитнатиль-масих ад-даджаль)»[17].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В Коране сказано: «Если их и вернуть обратно, то они все так же продолжат совершать запретное [они быстро обо всем забудут, считая это сном, и вернутся к прежним взглядам и убеждениям]. Воистину [и десятилетия мирской жизни каждого из них, прожитые в неверии, это доказали], они — лжецы» (см.: Св. Коран, 6:28).

[2] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 310, хадис № 1379 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. С. 451; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 400, хадис № 3130; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1073; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 200, хадисы № 65 (2866) и № 66; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 851, «сахих».

[3] Праведность — это не стиль, не образ жизни, не отшельничество, не высокие лозунги на религиозные темы, а исправный голос души, голос внутреннего диалога, сигнализирующего о разумных пропорциях между мирским и вечным. Голос, к которому тело прислушивается, включая силу воли и самодисциплину.

[4] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386.

[5] Это относится к историческому периоду с начала миссии пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и до Конца Света. Что же касается более ранних периодов, то у умерших тогда спрашивалось об Иисусе, Моисее и так далее в глубь истории, в зависимости от того, к какому времени относился покойный, миссия какого из пророков пришлась на его жизнь. Те же, кто не имел информации о пророках, живя в глуши (на далеких затерянных островах, в отдаленных уголках планеты), вдали от людей или в период отсутствия СМИ, то у них спросят не столько о пророках, сколько о Боге, то есть о том, кому человек поклонялся, являясь от природы разумным существом.

И, конечно же, участь каждого из людей станет известна лишь там. Она зависит от воли Всевышнего Творца.

[6] В другом достоверном хадисе приводятся следующие вопросы, которые ангелы зададут покойному: «(1) кому ты поклонялся (кто твой Господь); (2) какой религии ты следовал; (3) кто тот человек, который был послан Богом (избран из числа людей) в твоем времени». В общем-то, суть одна.

См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 75; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 517, хадис № 4753, «сахих».

[7] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 332, хадис № 1072.

[8] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072.

[9] В другом достоверном хадисе вопросы звучат следующим образом: «(1) кому ты поклонялся (кто твой Господь); (2) какой религии ты следовал; (3) кто тот человек, который был послан Богом (избран из числа людей) в твоем времени?» На все это он ответит: «Ох-ох, не знаю».

См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 78.

[10] В другом достоверном хадисе уточняется: «И закрепят за ним глухослепонемое создание с молотом (кувалдой) в руках. Удар его такой силы, что гора превращается в пыль. Будет он, безбожник, избиваем до неузнаваемости, а затем восстанавливаем. Кричать он будет настолько громко, что все живое услышит его мучительные вопли, кроме людей и джиннов».

Эти процессы относятся к загробному миру. Они не помещаются в человеческом сознании, выходят далеко за границы законов физики.

Мирская обитель — экзамен, где могут быть незначительные подсказки, намеки, но не снятие завесы перед тем, что будет после смерти. Все в пределах сохранения сути жизни и ее смысла. Пророки достоверно оповещали по воле Творца, мы же, простые смертные, можем лишь поверить, а вот проверить — только покинув сей мир через дверь под названием «смерть». И только Создателю всего сущего известно абсолютно все.

По упомянутой цитате из хадиса см.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 82.

[11] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 1374; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».

[12] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 304; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 75, хадис № 53 и пояснения к нему.

[13] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 85, 86, хадис № 54, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 305.

[14] Насколько и как это коснется покоящегося в могиле мертвого тела — неизвестно, но, возможно, и такое.

См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 200, 201.

[15] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 409, хадис 1379; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 310, хадис № 1379; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. С. 451, аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 400, хадис № 3130, ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1073; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 200, хадисы № 65–(2866) и № 66.

[16] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Табари. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 199; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 76.

[17] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 308, хадис № 1377.

Следующая цитата

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «В Судный День люди [весь род человеческий] будут воскрешены босыми и нагими [подобно новорожденным, но в зрелом возрасте]». У него в недоумении спросили: «О посланник Божий, все, и мужчины, и женщины, будут вместе, видя друг друга, смотря друг на друга?!» Он ответил: «Атмосфера [вынесения вердиктов и само ожидание начала Суда] окажется настолько тяжелой и напряженной, что им станет не до этого [люди забудут обо всех земных интересах]»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть семь категорий людей. Они будут находиться в тени [которую пожелает предоставить] Аллах (Бог, Господь) в тот День, когда другой тени не будет [то есть в Судный День]. Это:

— справедливый имам (руководитель, предстоятель);

— молодой человек (или девушка), который вырос в атмосфере набожности [с юности был религиозно-практикующим и далеким от явно запретного и греховного];

— человек, сердце которого связано с мечетью все то время, когда он вне нее;

— два человека, которые [общаются и] дружат друг с другом во имя Бога [без злого умысла или корысти]. Их встречи и расставания наполнены именно этой атмосферой [искренности];

— человек, глаза которого переполняются слезами, когда он [искренне] упоминает Бога в состоянии, не отягощенном какими-либо заботами или проблемами (когда рядом с ним никого нет);

— мужчина, у которого есть легкая возможность вступить в интимную связь с красивой и влиятельной (богатой) женщиной, а он на это отвечает: «[Нет! Ибо] я боюсь Бога, Господа миров»[2];

— человек, который дал милостыню (совершил благое деяние), но сделал это настолько скрыто и без огласки, что даже «левая рука не знала о том, что делала правая» [то есть без извещения кого-либо и когда-либо об этом]»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «В трех местах (в трех ситуациях) человек будет думать (беспокоиться) лишь и только о себе [ни о ком другом]: «(1) когда окажется перед Весами[4], пока не узнает, какая чаша тяжелее [чаша грехов или чаша благих деяний], (2) когда [будет получать] книгу[5] [свое личное дело земных слов, поступков], при этом [некоторые люди будут с радостью восклицать: «Кто хочет] берите и читайте мою книгу [посмотрите на нее, она прекрасна!»]. [Напряжение (беспокойство) для каждого будет продолжаться] до момента, пока не станет ясно, получит ли человек книгу своих [земных] дел в правую руку, в левую или со спины[6]. И (3) перед [мостом] Сыратом, что расположен над Адом [ведущим в высочайшие райские уровни]. С обеих сторон его — многочисленные крюки, [на самом мосту] очень много шипов (колючек), которыми человек будет удерживаем [они будут затруднять ему путь через Ад в Рай, а крюки — цеплять и скидывать грешников в Ад. И человек сможет успокоиться и вздохнуть с облегчением лишь] после того, как станет известно, спасся он или нет»[7]. На этих трех этапах напряжение и беспокойство в уме и сердце человека будут максимальными.

В Судный День такое непостижимое и страшное для разума людей творение Создателя, как смерть, примет волею Бога облик барашка. Его возложат на пути, ведущем в райскую обитель, и на глазах всех представителей мира людей и мира джиннов, как тех из них, кто окажется в Раю, так и тех, кто попадет в Ад, заколют подобно жертвенному животному: «Когда обитатели Рая отправятся в свою вечную обитель, а обитатели Ада — на временные или вечные муки в Ад, велением Творца смерть материализуется и разместится между Раем и Адом. [На глазах у присутствующих] она будет умерщвлена, уничтожена. Глашатай воскликнет: «Обитатели Рая, пред вами вечность и нет больше смерти! Обитатели Ада, пред вами вечность и нет больше смерти!»[8] Праведников это событие еще больше обрадует, а грешников, оказавшихся в Аду, сильнее опечалит.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) оповестил: «В Судный День приведут безбожника. Скажут ему: «Послушай, если бы у тебя оказалось [сейчас] столько золота, скольким можно было бы заполнить всю планету Земля, ты расстался бы с ним во спасение своей души и тела [от вечности в Аду]?» — «Да, конечно», — [без раздумий] ответит тот. «[К сожалению, не получится.] А ведь от тебя в мирской обители требовалось совсем незначительное [намного более легкое, простое — вера в Единого и Единственного Бога]»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Высокомерные (надменные) [все те, для кого высокомерие было в земной жизни характерным и неотъемлемым качеством, а особенно проявлялось в вопросе веры в Бога и следовании наставлениям посланника своего времени, своего исторического периода; те из них, кто ушли таковыми из жизни земной] в Судный День будут идти [воскрешенные телесно и воссоединенные с душами] к площади Суда похожими на маленькие частички (пылинки), имея обычный людской облик [руки, ноги, голова — все на месте, но размер тела во время движения в огромной толпе окажется необычайно мал и ничтожен]. Унижение будет окружать их со всех сторон…»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Человек не сделает и шага [не получит итогового относительно себя решения] в Судный День, пока не будет спрошен по четырем пунктам: жизнь — как реализовал ее возможности; знания — где и каким образом применил; достаток (доходы) — как заработал и на что потратил; собственная телесная оболочка (тело) — ради чего она изнашивалась им и использовалась»[11].

В своде хадисов имама аль-Бухари имеется повествование пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) от Абу Са‘ида аль-Худри: «Господь оголит Свою голень. И падут ниц все верующие мужчины и женщины. Останутся стоять лишь те, кто падал ниц [совершал временами молитву-намаз] лишь в угоду кому-то или из желания прославиться [чтобы люди, к примеру, восхищаясь его «набожностью», говорили: «Он так много молится!», хотя человек это делал лишь находясь среди других молящихся и оставлял молитву, оказываясь в ином кругу или наедине с самим собой]. Эта категория людей [в Судный День] пожелает упасть на колени (опуститься в земном поклоне) пред Богом, но их спины не согнутся (сгибаясь, будут сразу выпрямляться)»[12].

Основная часть мусульманских ученых, начиная с первых веков, не бралась толковать выражение «Господь оголит Свою голень», ведь по абсолютному согласию всех богословов телесность, материальность не присущи Аллаху (Богу), так как Господь нематериален, трансцендентен, и это общеизвестно. Другие, принимая во внимание тонкости арабской филологии, сказали, что данное выражение — аллегория, указывающая на значимость Судного Дня, когда все тайное станет явным, а это для кого-то может оказаться невыносимо горьким и тяжелым. Все будет происходить по Его велению и приказу[13].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2045, хадис № 6527.

[2] То же самое касается и женщин.

[3] Хадис от Абу Хурайры и Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 285, хадис № 4645, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 209, хадис № 660; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 397, хадис № 91–(1031).

[4] «В Судный День Господь установит весы Справедливости [о ней много говорили на земле, часто изображая в виде весов. Но так и не смогли на практике осуществить: если и могли узнать частично о внешних факторах, то значительная часть внутренних, незримых оставалась неизвестной, и зачастую перевешивала та чаша, на которую клали большую сумму денежных средств]. Ни одна душа даже в малом не будет ущемлена. Незначительнейший поступок (с малюсенькое зернышко) — и тот будет учтен (представлен) [ни одна единица благого либо злого не затеряется в личном деле каждого из людей и джиннов, несмотря на то что будет их на площади Суда великое множество]. В качестве выносящего решение [учитывающего все, даже незаметные «за» и «против»] Нас [говорит Господь миров] будет достаточно» (Св. Коран, 21:47).

[5] «В тот День вы [люди и джинны, восстановленные из праха или даже молекул] предстанете [на необъятной для вас площади Суда] и ни один секрет не сможете утаить. [Ни земных секретов вам, ни тайн, все станет явным и очевидным]. Кто получит книгу свою [личное дело его земных дел] справа (в правую руку), тот воскликнет [от радости]: «[Кто хочет] берите и читайте мою книгу [посмотрите на нее, она прекрасна]! Поистине, я думал, что мне придется отвечать [за грехи, но Господь простил мне их]!» Ему уготована та жизнь, которой будет доволен. [Он окажется] в высоких садах [райской обители]. Сорванные [с райских деревьев] плоды будут [невероятно] близки [и доступны, на любой вкус]. [Послышится:] «Ешьте, пейте на здоровье, все это — [проявление Божьей милости к вам и] за то, что было совершено вами в [давно] минувшие дни [в земной обители]».

Те же, кто получит книгу свою [личное дело его земных дел] слева (в левую руку), тот [удрученно] скажет: «Лучше бы я не получал этой книги! О, если б не узнал, что значит отвечать [пред Богом за дела земные]! Ох, если б смертью все и закончилось [без воскрешения и какого-либо продолжения]! Богатство мое [которое я столько лет накапливал] мне не помогло. Власть моя [возможность на что-то и как-то влиять] ушла в небытие [покинула меня навсегда]…» (Св. Коран, 69:18–29).

[6] «Человек, ты, усердно трудясь (прикладывая усилия) [направляешься] к Господу своему [непрерывно движешься к смерти] и встретишься с этим [со всем тем, на что тратил свои силы, средства и время, увидишь воочию результат трудов]. Для тех, кто получит свою книгу [«собрание» своих земных дел и поступков; личное дело] справа (возьмет в правую руку) [что укажет — ушел он из жизни земной верующим], судебный процесс будет легок. Вернутся они к своим близким полные радости.

Кто же получит свою книгу из-за спины [и сможет взять ее лишь левой рукою], те после [осознания того, что их ждет] призовут смерть [закричат: «О горе, я пропал!» Они захотят умереть, исчезнуть, но смерти после всеобщего воскрешения не станет как таковой, а потому] и отправятся в Ад [дабы вечно жариться в пекле].

[Каждый из них] в кругу семьи [находясь в привычном для него окружении в земной жизни] был рад (доволен) [не обременял себя обязательствами пред Богом и обществом, жил как ему вздумается, не признавая границ запретного]. Он считал, что уже никогда не вернется [к Господу, а потому выбросил все связанное с этим из головы и не отягощался раздумьями о готовности к вечному через дисциплину и усердие, старание и труд в земном]. Нет же, [ошибался он] Господь [всегда] видел его [и ни при каких обстоятельствах он не выходил из поля зрения Бога: Творец знал о каждом его шаге, слове, выражении лица…]» (Св. Коран, 84:6–15).

[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 100, хадис № 1603, «сахих».

[8] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 16. С. 486, хадис № 7450, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 725, 726, хадис № 2562, «хасан, сахих»; там же, хадис № 2563, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 466, хадис № 4327, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2050, хадис № 6545.

[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2048, хадис № 6538; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 488, хадис № 6538.

[10] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 709, хадис № 2497, «хасан» (часть хадиса); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 361, хадис № 3235; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 249.

[11] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 691, хадис № 2422, «хасан сахих».

[12] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1571, хадис № 4919.

[13] Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 10. С. 857 (863); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 19. С. 369, 370; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 3519, хадис № 5542 и комментарий к нему.

Следующая цитата


Когда у людей возникают какие-либо имущественные разногласия, они, как и положено праведным мусульманам, идут к имаму для разрешения спора. Но в большинстве случаев разрешение спора перетекает в другие, ещё более крупные проблемы. Тот, кому имам присудил что-то в споре, уходит довольный, полагая, что он заслуженно получил то, на что претендовал. А вот проигравшая сторона считает, что её засудили, и уходит обиженной, как будто у неё отняли кровное.

Но мы не можем знать истинного положения дел, ибо имамы судят согласно «захиру» (очевидному положению дел), а справедливый суд ждёт нас на том свете.

Передают со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что однажды Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

إنَّمَا أنا بَشَرٌ، وَإنَّكُمْ تَخْتَصِمُونَ إلَيَّ، وَلَعَلَّ بَعْضَكُمْ أَنْ يَكُونَ ألْحَنَ بِحُجّتِهِ مِنْ بَعْضٍ، فأَقْضِيَ لَهُ بِنَحْوِ مَا أسْمعُ، فَمَنْ قَضَيتُ لَهُ بِحَقِّ أخِيهِ فَإِنَّما أقطَعُ لَهُ قِطعةً مِنَ النَّارِ

«Поистине, я — только человек, а вы приходите ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда может быть так, что я вынесу решение в его пользу на основании того, что услышу, однако пусть знает тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, что выделяю я ему частицу адского пламени!» (Бухари; Муслим)

Это указывает на то, что даже Пророк (ﷺ) в принципе мог ошибаться в том, относительно чего Аллах не ниспосылал ему откровений. Также это указывает на то, что он разрешал споры и выносил решения согласно «захиру». И это является мудростью от Всевышнего Аллаха, чтобы в дальнейшем те, кто будет выносит решение, последовали примеру нашего Пророка (ﷺ).

Что касается справедливости вынесенного имамом решения, то и он, в принципе, может ошибаться, ибо каждый имам выносит решение согласно очевидному положению дел. Поэтому никто не должен обижаться или предполагать, что ему заслуженно что-то присудили, и тем более – обижаться, что его незаслуженно засудили, ибо решение вынесено согласно «захиру».

Мы не должны забывать, что в Судный день нам предстоит держать ответ за все наши деяния, и будут вынесены окончательные справедливые решения, которые не подлежат обжалованию. Положение тех, кто завладел чужим имуществом и притеснил кого-то, будет очень трудным, ибо придется отвечать за каждую пылинку.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) спросил (людей):

«أتدرونَ مَنِ المُفْلِسُ؟» قالوا: المفْلسُ فِينَا مَنْ لا دِرهَمَ لَهُ ولا مَتَاع، فَقَالَ: «إنَّ المُفْلسَ مِنْ أُمَّتي مَنْ يأتي يَومَ القيامَةِ بِصَلاَةٍ وصِيامٍ وَزَكاةٍ، ويأتي وقَدْ شَتَمَ هَذَا، وقَذَفَ هَذَا، وَأَكَلَ مالَ هَذَا، وسَفَكَ دَمَ هَذَا، وَضَرَبَ هَذَا، فيُعْطَى هَذَا مِنْ حَسَنَاتِهِ، وهَذَا مِنْ حَسناتهِ، فإنْ فَنِيَتْ حَسَناتُه قَبْل أَنْ يُقضى مَا عَلَيهِ، أُخِذَ منْ خَطَاياهُم فَطُرِحَتْ عَلَيهِ، ثُمَّ طُرِحَ في النَّارِ». رواه مُسلم.

«Знаете ли вы, кто является неимущим (обанкротившимся) человеком?» Они ответили: «Неимущими среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, неимущим из числа моей уммы (общины) окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал того, присвоил имущество этого, пролил кровьэтого и ударил этого, и тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, а что-то — тому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, то станут брать грехи обиженных им людей и возлагать их на него, а потом его ввергнут в Ад!» (Муслим)

Вся награда, которую человек с таким трудом заработал, занимаясь поклонением день и ночь, будет отнято у него за такие поступки, которые он в этом мире считал мелочью. И это будет награда за полноценно совершенные и принятые поклонения, в которых не было никакой фальши. А много ли у нас будет таких поклонений? Если нет, тогда готовьтесь понести наказания за чужие грехи…

А не легче ли отказаться в этом мире от всяких сомнительных споров и исков, ибо это будет спасением в день большого Суда, ибо в хадисе, переданном от Хаули бинт Самир аль-Ансарийа (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

إنَّ رِجَالًا يَتَخَوَّضُونَ في مَالِ الله بغَيرِ حَقٍّ، فَلَهُمُ النَّارُ يَومَ القِيَامَةِ. رواه البخاري

«Поистине, есть люди, которые распоряжаются богатством Аллаха неподобающим образом (незаслуженно присваивают имущество), но в День воскресения им достанется Огонь!» (Бухари).

Читайте также: