Старуха изергиль анализ произведения с цитатами
Обновлено: 22.12.2024
(535 слов) Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» по праву считается выдающимся произведением русской литературы. В этом литературном творении примечательно не только идейно-смысловое содержание, но и своеобразие художественных приёмов, которые использовал автор для того, чтобы наиболее полно и глубоко раскрыть идею произведения. В данном сочинении я рассмотрю именно эту вторую составляющую рассказа.
Главный художественный приём — композиционный, а именно, рассказ в рассказе. Две легенды читатель узнаёт как бы из уст старухи-рассказчицы, которая беседует еще с одним героем, возможно, в нём автор видел себя самого. Во-первых, именно за счёт этого композиционного приёма достигается назидательность, поучительный характер произведения. Также благодаря этому приёму писателю удаётся лучше раскрыть образ главной героини — старухи Изергиль. Ведь после двух ею рассказанных историй следует повествование о судьбе самой Изергиль.
Во-вторых, рассказ в рассказе позволяет искусно применить антитезу в качестве второго основного художественного приёма. Противопоставляются как Данко и Ларра, так и более глобально — идея об альтруизме, самопожертвовании на благо всего общества и эгоизм, равнодушие к судьбам других людей. Благодаря антитезе главная мысль произведения становится более явной, яркой, ведь она находится будто бы на контрасте с противоположными суждениями. Сначала мы читаем о жестоком Ларре, которого совсем не заботил народ, который резко возвысил себя над обществом, который страдал гордыней. Затем читатель узнаёт легенду о Данко — благородном юноше, который оказался способен пожертвовать собственной жизнью для того, чтобы спасти других людей. Данко вырывает своё сердце из груди, и оно освещает путь для всех. Этот свет — это доброта, благородство самого героя, которые буквально струятся, освещая всё вокруг. Благодаря подобной композиции и полярно разным героям, мы глубже ощущаем, насколько губительна гордыня, насколько безнравственны жестокость и самовлюблённость, которые разрушают человеческую душу, очерняют её. И насколько же при этом прекрасен светлый Данко на фоне мрачного Ларры.
Третий и четвёртый тропы, которые можно заметить в рассказе М. Горького — сравнение и метафора. Трудно без них представить себе такое романтическое и эмоциональное произведение. Сравнения и метафоры помогают раскрыть образы персонажей, их характеры. Например, мы читаем о старухе Изергиль: «Время согнуло её пополам… Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». В воображении читателя мгновенно рисуется образ рассказчицы, так явно, будто бы сидим рядом с героями и сами слушаем её легенды.
Помимо сравнений и метафор, описать персонажей и раскрыть их характеры помогают эпитеты. Их очень много, но все они тщательно подобраны автором, каждый из них находится на своём месте, и ни одного нет лишнего. К примеру, вот отрывок, в котором писатель повествует о матери Ларры и о нём самом:
Благодаря красочным определениям мы хорошо представляем себе этих героев.
Для того чтобы рассказать читателю поучительные истории, М. Горький придумывает легенды и вкладывает их в уста старухи Изергиль. Тут автор использует гиперболу, с помощью которой и рисует легендарные и нереальные образы и события.
Таким образом, благодаря необычной композиции — рассказ в рассказе, — антитезе, сравнениям, метафорам, многочисленным эпитетам и гиперболам, М. Горький рисует великолепные пейзажи и изображает интересных героев. А с их помощью он рассказывает читателю основную идею произведения — о том, как важно уметь жертвовать собой и своими интересами на благо целого общества, как губительно и аморально возносить себя над другими и не заботиться ни о ком, кроме себя самого.
Следующая цитата
"Ее черные глаза были все-таки тусклы. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос, выбившихся из под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами."
У Старухи Изергиль сухой, скрипучий голос:
"Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями."
"Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века. "
"Она снова начала рассказывать своим хрустящим голосом. "
"Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой. "
Старуха Изергиль знает много сказок и легенд:
Изергиль любит рассказывать свои поучительные легенды молодым людям. Те с удовольствием слушают старую рассказчицу:
Изергиль прожила жадную жизнь. Она любит жить и петь:
". хорошие минуты моей жадной жизни."
За свою долгую жизнь Изергиль много любила, у нее было много романов:
"А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала. "
Старуха Изергиль - свободолюбивая личность. Она рвет цепи, которыми ее сковывает жизнь:
". я порву цепи, как бы они крепки ни были. "
Изергиль никогда не была ничьей рабой:
"Он хотел сразу так себе взять меня, но я не далась. Я не была никогда рабой, ничьей."
У Изергиль есть свои понятия о гордости и достоинстве. Она, например, прощает мужчинам побои, но не прощает обидные слова. Так, Изергиль прощает побои гуцулу и продолжает встречаться с ним:
При этом гордая Изергиль не прощает обидных слов. Так, она не простила поляку обидное слово и тут же рассталась с ним:
Изергиль никогда не встречается со своими бывшими возлюбленными. Она разрывает отношения раз и навсегда:
"Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками."
Изергиль никогда не ползала за мужчинами, кроме одного - шляхтича Аркадэка:
Изергиль родилась в городе Фальчи (сейчас город в Румынии) на берегу реки Бырлад:
"Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада. "
". я достану немного денег, чтобы воротиться к себе на Бырлад. "
В молодости Изергиль много работала:
"Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти."
Молодая Изергиль была живой, как солнечный луч:
"Я, как солнечный луч, живая была."
В молодости Изергиль была красавицей:
В 15 лет Изергиль встретила свою первую любовь - молдаванина-рыбака:
". и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. <. > Он был рыбаком с Прута. <. > . только поет да целуется, ничего больше!"
Второй возлюбленный Изергиль был гуцулом (жителем Карпат):
Затем Изергиль влюбилась в старого богатого турка в Бухаресте и прожила в его гaреме целую неделю:
Из гарема Изергиль бежала в Болгарию с сыном турка. Этот 16-летний юноша вскоре умер. Самой Изергиль было 30 лет на этот момент:
В Болгарии Изергиль встречалась с мужчиной, у которого была жена или невеста. Обиженная женщина однажды напала на Изергиль:
После этого Изергиль залечивала раны в Польше в монастыре. Здесь она познакомилась с монахом-поляком, с которым ушла в Польшу:
Расставшись с монахом, Изергиль попала к одному еврею и работала на него:
"Дошла до города Бохнии. Ж*д один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. <. > И жила я там. Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня."
Здесь же в Польше за Изергиль ухаживали богатые паны и дрались между собой из-за нее. Один пан буквально обсыпал ее золотом, но гордая Изергиль прогнала его, потому что любила другого:
"Это им дорого стоило. Дрались из за меня они, разорялись. Один добивался меня долго. <. >Да, выгнала я его, хоть он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом."
В это время Изергиль любила одного хорошего, храброго поляка с изувеченным лицом, но тот вскоре погиб:
"Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом. Всё лицо было у него изрублено крест накрест саблями турок. <. > он любил подвиги. <. > О, этот, рубленый, был хороший человек! <. > Наверное, ваши убили его во время бунта."
Также Изергиль встречалась с венгром, который был убит, судя по всему, другим ее поклонником:
Наконец Изергиль выкупила себя у своего хозяина и стала независима. Она жила в Кракове и была богата:
Когда Изергиль было около 40 лет, она встретила свою последнюю любовь - красивого шляхтича Акадэка. Изергиль любила его, а он смеялся на ней:
Чтобы спасти шляхтича Акадэка из плена, Изергиль совершила убийство. Освободив Аркадэка из плена, она рассталась с ним:
Затем Изергиль уехала в Галицию, затем в Добруджу а после поселилась под Аккерманом в Бессарабии, где живет уже 30 лет:
40-летняя Изергиль вышла замуж за молдаванина, с которым прожила 30 лет. Ее муж умер за год до событий, описанных в рассказе:
"И вот уже около трех десятков лет живу здесь. Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени."
Старая одинокая Изергиль доживает своей век, рассказывая сказки молодежи:
Следующая цитата
(614 слов) Одним из самых значительных произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Горький вложил глубокий смысл в свое произведение. Чтобы понять его, нужно подробнее рассмотреть проблематику знаменитого рассказа Максима Горького. Трехступенчатая композиция произведения выводит его за рамки традиционного жанра. Автор построил свой рассказ на двух сюжетных линиях, изолированных друг от друга. Писатель объединил три сюжета типом сильной личности и темами свободы, подвига, счастья, нравственного выбора. Рассказ еще уникален и тем, что в нем присутствуют два рассказчика. Автор-повествователь в произведении выступает со своими размышлениями. А Старуха Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко, а также историю собственной жизни.
Основной проблемой, поднятой в произведении, является поиск смысла жизни. У каждого героя был свой смысл жизни. Данко считал своим предназначением спасти людей. Для героя превыше всего было счастье и благополучие соплеменников. Он жертвует своей жизнью ради спасения племени. Человеческая беззащитность вызывает у персонажа жалость и стремление любой ценой помочь тем, кто в этом нуждается.
Для Ларры важнее всего было удовлетворение своей гордыни. На первое место он поставил личные желания и потребности. Герой лишает людей свободы и жизни ради собственной прихоти. Человеческая жалость и беспомощность у героя вызывают лишь презрение и отвращение к людям. Данко и Ларра являются абсолютным антиподами, поскольку Данко совершает великий подвиг, а Ларра — преступление. Несмотря на то, что эти герои совершенно разные по своим взглядам и ценностям, у них есть и общие черты. Так данные персонажи — сильные личности, которые ценят свободу и которые при этом одиноки. Жизненный путь обоих героев заканчивается на трагической ноте. Можно сказать, что это две неординарные личности, которые различаются представлениями о счастье и смысле жизни.
Также в рассказе автор поднимает проблему эгоизма. Ларра является ярким представителем самовлюбленной натуры. Из-за своих отрицательных качеств персонаж не смог найти себе места в обществе. Ведь оно не позволит изменить свои принципы и законы.
Одной из главных проблем рассказа Горького «Старуха Изергиль» является вопрос о сильной личности. Автор задумывается над тем, каким должен быть сильный человек? Какими качествами он должен обладать? Образ Ларры является олицетворением абсолютного зла. У него нет никаких жизненных ценностей, кроме себялюбия. За убийство он расплачивается вечным изгнанием. А в образе Данко Горький воплотил все самые лучшие качества сильного человека. Герой понимает цену людям. Он осознаёт, что они слабы и беззащитны физически и духовно. Несмотря на это, люди обвинили во всем Данко, когда испугались, что не смогут выйти из болота, он отступился от своих идеалов. Писатель искренне восхищается своим персонажем. Ведь Данко обладает волевым характером и душевной стойкостью. Герой жил ради людей своего племени. Горький изначально наделил Ларру красотой и гордостью. Однако эти бесценные качества теряются под воздействием стремления героя к достижению своих целей любыми путями. Горький лишил персонажа человеческой судьбы. Ведь Ларра не может даже умереть.
Проблема смысла жизни раскрывается и в образе Старухи Изергиль. Героиня имела довольно противоречивый характер. Только к старости ей удалось понять, как на самом деле нужно было жить. Она пытается предостеречь молодых от ее собственных ошибок. Ведь героиня прожила бесполезную и пустую жизнь, лишенную всякой цели. Самым благоприятным поступком в жизни Изергиль считает подвиг, если он совершается во имя людей. Если человек готов к этому подвигу, то он сумеет его совершить, где угодно.
В своём произведении Горький также ставит проблему старости. Старуха Изергиль дожила до преклонных лет, и теперь она лишь с грустью вспоминает о прожитых годах. Героиня осознает, что у нее уже нет былой красоты, силы и женственности. Она поняла, что прожила бесполезную жизнь.
Можно утверждать, что основная мысль произведения заключается в том, что необходимо чувствовать единство с людьми и искать свое предназначение в общественно полезных делах. Живя по законам эгоизма, человек никогда не получит духовного удовлетворения от жизни. Но если он выйдет за рамки своих мелких целей и нужд и осветит людям путь к лучшему миру, то его миссия на этой земле будет источником счастья.
Следующая цитата
Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.
История создания
Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.
Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».
Род, направление, жанр
Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.
До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.
- Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми.
- В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.
- Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.
Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Композиция и конфликт
- Легенда о Ларре
- История жизни старухи Изергиль
- Легенда о Данко
Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя. И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.
Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.
Суть: о чем рассказ?
Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.
Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его. Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти. Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.
После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.
Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места. Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса. Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:
старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.
общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.
Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:
Проблемы
Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:
Основная идея
- Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
- С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.
Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.
Чему учит?
Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».
Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.
Критика
«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.
Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.
Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:
Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:
Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.
Критика об образе старухи Изергиль
"Сколь разнообразные впечатления пережила старуха Изергиль, сколько у нее было привязанностей, и она, выросшая на лоне природы, всегда выходила победительницей, свободно и без сожаления порывая эти привязанности, когда замечала, что они посягают на ее свободу пользоваться жизнью.
Многие ее любили и она многих любила, но особенной любовью она пылала к поляку Аркадэку. <. >
Она угомонилась и уже третий десяток лет живет средь молдаван, под Аккерманом, в Бессарабии. Молдаванская молодежь напоминает ей ее молодость, и теперь, на пороге смерти, старуха Изергиль, окруженная молодой жизнью и чудной природой, молодо восклицает: "мы любим петь. ". <. >
Герои М. Горького. в союзе с могучей природой наслаждаются веселой свободой, подобно старухе Изергиль. до глубокой старости бодро проводящей жизнь с молодыми молдаванами под Аккеррманом, в Бессарабии, на морском берегу. "
("Корифеи новейшей русской литературы. В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький" : критические очерки", Одесса, 1912 г.)
Это был цитатный образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе "Старуха Изергиль" Горького, история жизни героини, описание внешности и характера в цитатах.
Читайте также: