Старец иероним санаксарский цитаты
Обновлено: 07.11.2024
«Пророчество» схиигумена Иеронима (Верендякин, 1932-2001) – правда или вымысел?
[статья из серии по истории пророчеств].
12.11.2018 на сайте газеты «Благовест» появилась статья Антона Жоголева под названием «Старец схиигумен Иероним Санаксарский за двадцать лет предсказал развитие событий вокруг «Украинской автокефалии»:
«Было это уже настолько давно… что диву даюсь, как это и вспомнил. Зимой 1996 года меня пригласили в самарскую Нероновку. В большой и гостеприимный дом протоиерея Иоанна Державина († 1999) приехал тогда «с апостольским визитом» набиравший в ту пору уже всероссийскую известность духовник Санаксарского монастыря схиигумен Иероним (Верендякин, † 2001). Мне захотелось ещё раз увидеть старца, и я на ночь глядя отправился в путь. Уже в сумерки прибыли в Нероновку вместе с протоиереем Евгением Шестуном (ныне Архимандрит Георгий). Нас рассадили за очень большой стол, в центре которого на особом хозяйском кресле восседал отец Иоанн Державин. Рядом с ним сидел старец Иероним Санаксарский. Меня батюшка Иероним почему-то решил посадить рядом с собой, и даже угостил чаем из… своего стакана. То ли исцелял, то ли как-то вот приближал к себе… Словно бы чувствовал, что мне в дальнейшем предстоит писать о нём книгу…
Далеко за полночь затянулись и трапеза, и духовная беседа. Много интересного услышал я в ту ночь. До сих пор жалею, что не поисповедался тогда у схиигумена Иеронима, хотя возможность такая была. Но сейчас не время описывать вновь эту уже мной вполне подробно описанную встречу. А вот одна деталь той ночной беседы не вошла «ранее» в публикации.
Важная, как оказалось, деталь.
Когда старец Иероним давал мне пригубить чай с лимоном из своего стакана, он вдруг заговорил на тему очень далекую и от Нероновки, и от Санаксар, и даже от Самары. Заговорил он о Константинопольском Патриархе! Говорил в своей особенной, несколько сказовой старчески-духовнической манере. Так говорят простые люди, но наделенные духовной властью. И что-то особенное было в его словах…
Приведу их по памяти, стараясь сохранить даже особенности речи старца:
«Ветер валит могучие дубы! – так начал тот разговор отец Иероним. – Первыми в бурю падают самые высокие деревья! Нам даже и помыслить трудно, какие испытания обрушивает враг нашего спасения на таких особо вознесённых людей, как Патриархи! Помыслить трудно, какому злу приходится им противостоять! И потому не нужно их так уж осуждать за то, что не все выдерживают такой натиск. Вот и Константинопольский Патриарх, как же ему трудно устоять под ударами такой силы! Какой мощный шквалистый ветер обрушился на него… Вот если и не устоит он, заколеблется, даже падёт… И нам ли его осуждать… Русская Церковь может одна остаться, и одна она может вести нас ко спасению. Никто и не нужен Русскому Православию! Но до последнего будет Московский Патриархат стараться сохранять каноническое единство со всем Православным миром. И уж когда совсем невозможно будет это единство сохранять, когда Константинопольский Патриарх духовно падет, как могучий дуб в ураган, тогда только останемся мы одни – светить всему миру…».
Как-то примерно вот так вот он мне это тогда сказал. И не только мне, а и тем, что были в ту минуту рядом. Прошло двадцать два года с той поры. И вот вчера стало известно, что Константинопольский Патриархат пошёл на антиканонические деяния – «снял» анафему с бывшего митрополита Филарета (Денисенко), объявившего себя украинским Патриархом, пошёл на контакт с раскольниками и уже готов дать томос об автокефалии украинским раскольникам…
Вот мне и вспомнились слова мудрого старца Иеронима! Тогда я их всё-таки не опубликовал в «Благовесте», не дерзнул, ведь всё-таки так говорить о Патриархе Константинополя мог лишь старец, но не я, простой журналист. Да и время, конечно же, не пришло тогда. А сейчас вот вспомнилось. Старец Иероним ещё когда всё это предвидел! Подождём развязки».
* * *
Казалось бы очередное рядовое пророчество «патриотического содержания» в режиме «он-лайн»:
«Никто и не нужен Русскому Православию! Но до последнего будет Московский Патриархат стараться сохранять каноническое единство со всем Православным миром. И уж когда совсем невозможно будет это единство сохранять, когда Константинопольский Патриарх духовно падет, как могучий дуб в ураган, тогда только останемся мы одни – светить всему миру…». – неожиданно вызвало «взрыв эмоций».
«Дождались. даже старец Иероним предвидел – только мы будем светить всему миру. », и снова в рядах «стоящих в истине» начался кошачий концерт и ликование.
Однако у «пытливого» читателя к «данному пророчеству» могут возникнуть вопросы, так как исходит оно от Антона Евгеньевича Жоголева, который является редактором той самой газеты «Благовест».
[Историческая справка.
Газета «Благовест» выходит с 1991 года в Самаре.
На её главной странице в интернете написано, что с февраля 1993 года газета выходит по благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия.
Данная информация не соответствует действительности, никакого благословения Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского получено редакцией газеты не было, да, и братия Темниковского Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря о «литературной деятельности» Антона Жоголева ничего не знает и благословения на издание его «Воспоминаний» не давало, о чём наместник монастыря (с 24 декабря 2010) Иннокентий (Руденко) неоднократно делал заявления.
С 2008 года издателем и учредителем газеты «Благовест» является некая общественная благотворительная организация «Алексиевское Братство», о котором мало что известно].
Следующая цитата
«Один из присутствующих спросил отца Иеронима, правда ли, что странные стандартные этикетки-сертификаты, штрих-коды, с недавних пор появившиеся на многих пищевых и не пищевых продуктах, есть предтечи будущей печати антихриста. За столом заспорили… (тогда еще никто из нас не знал, что сейчас всем уже давно известно – в штрих-коде содержится число 666 – А.Ж.). Старец Иероним высказался по этому поводу последним:
- Недавно, - сказал он, - мне внук говорит: «Деда, с этими полосками пищу нельзя есть». – «Почему?» – спрашиваю. – «Нельзя. Потом болеть будешь…».
- Так что же, с этими знаками продукты нельзя есть? – спросил один из нас.
Старец задумался. И помолчав, сказал:
- Сила креста все побеждает»! (Старец Иероним, с.15).
«Однажды к батюшке Иерониму в келью «прорвалась» одна из духовных дочерей с очень дорогими заграничными витаминами «общеукрепляющими», батюшка рассердился не на шутку: «Выброси! Там такого понапичкано – силой креста не все снимешь!» То есть и крестить-то можно только то, что в пищу годится» (Поучение старца Иеронима, VII).
«Другой самарский священник подарил батюшке Иерониму бутылку со святой водой из Ташлинского чудотворного источника. Батюшка сначала обрадовался, взял бутылку, а потом как-то странно на нее посмотрел и стал, не привлекая внимания, пальцем тихонько отдирать штрих-код на ярлыке пластмассовой бутылки. Священник понял свою оплошность и сам оторвал штрих-код. Батюшка тогда с удовольствием взял бутылку» (Старец Иероним, с.43).
ИНН: НОГИ ЭТОЙ СИСТЕМЫ РАСТУТ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ
«Когда над Россией загремел гром новой беды – злополучной «идентификации», — многие монастыри вдруг превратились в своего рода крепости в борьбе с этим нежданным злом… В эти монастыри люди потянулись с вопросами, брать или нет этот пугающий «номер». И вот когда многих из нас охватило уныние, когда даже некоторые известные старцы отмалчивались или, того хуже, обреченно «юродствовали» в ответ на прямо поставленный вопрос, тогда и раздался из Санаксар громкий голос отца Иеронима! И уже не горстка духовных чад, а вся Россия узнала, что есть в Санаксарах духовник, старец, и вот этот старец открыто не благословляет брать ИНН. А кто принимает «номер», считает он, тот «повредит своей душе» (Старец Иероним, с.35).
- Вопрос к келейнику старца Иеронима иеродиакону Амвросию: «Каково было его отношение к проблеме ИНН? Я слышал, что он категорически не благословлял верующих брать «номера»…
- К нему с этим вопросом разные люди приходили, и каждый хотел услышать от него подтверждение своего мнения. Но в этом вопросе вся братия проявила твердость и солидарность. Разногласий у нас в монастыре не было. Вся братия восприняла проблему электронной идентификации как вызов Православию. Мы выступили против принятия ИНН. Батюшку однажды спросили, действительно ли он считает эту новую электронную систему учета предантихристовой. И он ответил твердо, что «ноги этой системы растут из преисподней» (келейник старца Иеронима Амвросий в кн. Старец Иероним, с.54).
«С 1997 года он предупреждал о пагубности ИНН. Говорил о том, что глобализация наступает, грядут времена, когда надо будет устоять в вере и не отречься от Христа. Потому что очень лукаво и хитро все будет сделано. И когда я спрашивала: «Батюшка, а как же спасаться?» — то он кулак сжимал, словно крепко зажимая в нем невидимое оружие, и отвечал: «Тот выстоит, кто имеет каз-зацкую веру! (и рукой еще так взмахнет… - М.Ф.). А остальные – мученичество будут принимать» (Старец Иероним, с.71).
«Было это в 1997 году. Приехали люди из Омска, сидят у батюшки в притворе кельи. Выходит отец Амвросий и раздает людям духовную литературу, чтобы они читали, пока ждут батюшку. А затем, все раздав, оборачивается к нам троим и говорит: «А это вот тем кто из Омска - батюшка передал. » Они разворачивают, а там статья про электронные деньги. А женщина-врач как раз из-за этого вопроса приехала. Она говорит: пока еще можно договориться с руководством обходиться без электронных денег, а на будущее как быть? И батюшка ей ответил: не брать. Женщина с Украины спросила его про ИНН: принимать или не принимать? Ведь пугают, говорят, что нельзя будет покупать и продавать без ИНН. Батюшка ей так ответил: нужно терпеть гонения, но «номер» не брать. Вы, говорит ей, всего боитесь» (Старец Иероним, с.64).
«Ездили мы каждые две недели. Батюшка уже в то время говорил о «печати антихриста». Давал газеты, листовки» (Старец Иероним, с.267).
«Отец схиигумен предупреждал, что ни при каких обстоятельствах нельзя принимать электронные карточки и ИНН, потому что все это - звенья одной системы, опутывающей весь мир, в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. И как же тяжело потом будет в этом мире. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби, потому что антихрист не сможет прокормить всех, кончатся запасы, и как будут те люди потом страдать! Будут потом, говорил батюшка, вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Горы непогребенных трупов, смрад над городами и селами…
Господь за наше нечестие попустит многие скорби. Будет даже и людоедство, как и было уже в безбожное время, когда Господь покарал Россию голодом…
Батюшка провидел, что при кончине времен такие времена повторятся. Но он и подбадривал нас, говорил, что это участь язычников, неверующих в Бога» (Старец Иероним, с.72).
«Еще говорил он про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: куда пришли, там и живите» (Старец Иероним, с.61).
МОЛИТВА, НОЧНАЯ МОЛИТВА
«Надо себя не жалеть, а принуждать непрестанно молиться. Ночью, говорил он, обязательно надо молиться, хотя бы по одной главе Евангелия читать. «Встаньте, говорил он, сделайте поклон, почитайте Евангелие и ложитесь спать». Тем, кто молится с 3 до 4 часов – золотой венец, с 4 до 5 – серебряный, с 5 до 6 – бронзовый» (Старец Иероним, с.60).
«Он всегда говорил, что надо молиться, возложить во всем надежду и упование на Бога, и Господь из любого тупика выведет человека. Только призывай на помощь и полностью ему доверяйся» (Старец Иероним, с.78).
« Молитва всегда должна быть на устах, - строго сказал мне батюшка» (Старец Иероним, с.142).
«Где искусительно, там и спасительно! Терпи и спасешься!» (Старец Иероним, с.77).
О ПЕРЕЕЗДЕ В ДЕРЕВНЮ
«Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, может, мне в Мордовию переехать (речь, по-видимому, шла о проблеме ИНН. Тогда «идентификация физических лиц» только начиналась и многие в смущении не знали, что предпринять. - А.Ж.). Он ответил: «Когда переедете, это уже везде будет». Не поможет и деревня (Духовные советы отца Иеронима, /3/).
«Предсказывая тяжелое время, велел траву сушить и в банки закручивать. Кто в казенных квартирах, велел перебираться поближе к земле» (Старец Иероним, с.69).
- Батюшка, а скажите, чем вреден «новый стиль»? Многие Православные Церкви (Элладская и другие) перешли на «новый стиль». Плохо это?
— Очень страшно! Еще Спаситель не родился, а мы начинаем праздновать Его Рождество. Так же и с другими праздниками. Разве же можно, скажем, в день Святителя Николая праздновать день, например, Саввы Освященного? Грех это… Это все от Римского Папы идет. Он говорит другим Церквям: «Если будете со мной иметь связь, то ни в чем не будет у вас недостатка. Я буду вам миллионы и миллиарды давать. У меня и деньги есть, и священники, и храмы. Вот потому и вводят там «новый стиль». Люди слабые, могут продаться за деньги (Старец Иероним, с.17).
ЦАРЬ НИКОЛАЙ II – СВЯТОЙ
«Старец /Иероним/ неожиданно снял со своей груди Царский серебряный рубль с изображением Последнего Императора и надел его мне на грудь, со словами: "Молись ему – Царь Святой” (это было за два года до канонизации Царственных Мучеников). Этот поступок старца сыграл в моей жизни и в жизни редакции /православной газеты «Благовест» - прим. сост./ особую роль. Тот серебряный рубль с профилем Царя-Мученика теперь всегда со мной» (Антон Жоголев в кн. Старец Иероним, с.34).
«Благодаря батюшке у меня изменился взгляд на Императора Николая II . Еще за три года до канонизации отец Иероним называл его Святым Царем и советовал читать акафист Царю-Мученику Николаю II» (Старец Иероним, с.214).
«Батюшка учил почитать Царственных Мучеников: «Кто их не признает – не спасется», — говорил он». (Старец Иероним, с.60).
РОССИЯ, ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦАРЬ
«Плакал, со слезами сетовал: «Как жалко Отечество! И как трудно вам будет - я не могу всего вам рассказать, что ждет нашу родину. » (Старец Иероним, с.72).
«Батюшка был убежден, что ни в коем случае нельзя допускать приезд Римского Папы в Россию и что не должно быть никаких договоренностей с Ватиканом. Очень скорбел о том, что сектам, уводящим людей от Бога, предоставлены в нашей стране большие права и возможность соблазнять Православный народ. Со слезами молился о людях, которые удаляются от Бога. Он говорил, что Россия тысячу лет была Православной и основной религией в ней должна быть Православная. Тогда только можно говорить о духовном возрождении нашего Отечества.
Хотя был он оптимистом и верил, что еще будет Царь в России, еще будет расцвет в нашем отечестве, и что Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия (Старец Иероним, с.73).
ПЕРЕДАЛ НАС НЕБЕСНОЙ МАТЕРИ
«Почему сразу две иконы Богородицы пришли к нам в дом сейчас, да еще обе «Казанские»? – недоумевала я. Лишь после смерти батюшки я поняла, что, уходя в Небесные Обители и зная, каким тяжелым для нас будет расставание с ним, отец Иероним передал нас Небесной Матери, Заступнице Усердной рода христианского. Только нежная любовь Богородицы может теперь защитить нас от всякого зла и избавит от всяких нужд и печали» (Старец Иероним, с.143).
«Напутствуя в Бузулук, в Тихвинскую обитель, батюшка прямо в лоб сказал: «Готовь сестер к мученичеству». Я знаю, что он это говорил и каждой из наших сестер, которые были у него. О том, что нас ждет тяжелое время: «Не бойтесь, со Христом и мучение будет не больно. И Господь даст крепость, силы перенести страдания» (Старец Иероним, с.68).
«Тогда же батюшка рассказывал нам, что Господь показал ему конец Земли. «Как четыреста громов, и земля, как море – волнами, волнами. Страшно так. » (Старец Иероним, с.279).
Следующая цитата
- Плакал, со слезами сетовал: «Как жалко Отечество! И как трудно вам будет - я не могу всего вам рассказать, что ждет нашу Родину. »
- Отец схиигумен предупреждал, что ни при каких обстоятельствах нельзя принимать электронные карточки и ИНН, потому что все это - звенья одной системы, опутывающей весь мир, в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. И как тяжело потом будет в этом мире. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби, потому что антихрист не сможет прокормить всех, кончатся запасы, и как будут те люди потом страдать!
Будут потом вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Господь за наше нечестие попустит даже людоедство, как и было уже в безбожные годы, когда Господь покарал Россию голодом. Батюшка провидел, что при кончине времен такие времена повторятся. Но он и подбадривал нас, говорил, что это участь язычников, неверующих в Бога.
- Батюшка был убежден, что ни в коем случае нельзя допускать приезд Римского Папы в Россию и что не должно быть никаких договоренностей с Ватиканом. Очень скорбел о том, что сектам, уводящим людей от Бога, предоставлены в нашей стране большие права и возможность соблазнять Православный народ. Со слезами молился о людях, которые удаляются от Бога. Говорил, что Россия тысячу лет была Православной и основная религия в ней должна быть Православная. Тогда только можно говорить о духовном возрождении нашего Отечества.
- Хотя был он оптимистом и верил, что еще будет Царь в России, еще будет расцвет в нашем Отечестве, и что Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия, но нас монашествующих, он наставлял готовиться к очень тяжелым временам.
- Батюшка учил почитать Царственных Мучеников: «Кто их не признает - не спасется» - говорил он. У него в келье было много портретов и икон Государя, перед одним из образов постоянно горела свеча. Позднее я спросила батюшку, давно ли он почитает Государя Николая Александровича? Батюшка рассказал, что еще его дед всегда носил в кармане на груди монету с изображением Николая II, время от времени доставал ее и прикладывался к ней как к иконе.
- Благодаря батюшке у меня изменился взгляд на Императора Николая II . Еще за три года до канонизации отец Иероним называл его Святым Царем и советовал читать акафист Царю-Мученику Николаю II.
- О Григорие Распутине говорил: что Царь Николай II после его смерти всегда носил при себе частицу его мощей.
«Лик Царя Николая»
рассказ р. Б. Елены г. Одесса о видении Государя Николая II по молитвам отца Иеронима
«Этот случай я сообщаю по благословению Архимандрита Ионы из Свято-Успенского монастыря г. Одессы. В мае 1996 года мне довелось побывать в Санаксарах. Я тогда еще ничего не знала об этом монастыре. Нашей группе посчастливилось попасть на молебен в келью к батюшке Иерониму. Мне сразу бросилось в глаза и очень поразило то, что в келье старца вместе с иконами находился портрет Царя Николая II .
Я тогда еще не знала, что Царь - святой. Нас в школе учили совсем иному. Я подумала: как же так, почему здесь портрет Царя возле икон? Начался молебен. И вдруг во время молебна я ясно вижу в видении перед собой такую картину: красивая узенькая речка с чистой водой, два зеленых берега, и по речке плывет плот. А в середине плота стоит человек в серебряной одежде - его лицо мне знакомо, это Батюшка Царь Николай II. Но в первый миг я подумала: почему у Иисуса Христа лик нашего Царя? (мне показалось сначала, что это Господь Иисус Христос).
Рядом с ним люди - тоже в белых серебристых одеждах. И хоругви у них в руках как будто серебряные. Я поняла, что это показан мне Царь во славе! Плот со всеми этими людьми приближался, я видела, какие у всех на плоту добрые лица. И вот этот плот приблизился настолько, что даже ударил мне по ногам. И я очнулась. Когда, спустя время, к нам в Одессу привезли икону Царя-Мученика, благоухающую и мироточащую, и стали говорить за прославление Царя, тогда я и поняла, что старец Иероним, очень почитавший Царственных Мучеников, ответил мне на мой вопрос: почему портрет тогда еще не прославленного Царя Николая стоит вместе с другими иконами. Уверена: это чудо произошло по его молитвам».
- Когда я побывала в Алапаевске, на месте убиения святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, а потом приехала к отцу Иерониму, он у меня попросил камушек с тех мест. Сказал, что там каждый камень кровью полит - Святая Земля! Батюшка сам туда ездил незадолго до смерти.
- Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, может, мне в Мордовию переехать. Он ответил: «когда переедете, это уже везде будет (имелись в виду голод и бедствия). Не поможет и деревня». «Молись непрестанно, молись», - советовал он.
Еще говорил про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: куда пришли, там и живите.
- Приведу пример из своего общения со старцем. Спрашиваю: «батюшка, жениться или не жениться». Ответ был таким: «Ищи спасения. Когда корабль тонет в море, матросы думают о спасении, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя - спасение, то женись и не сомневайся, а если это каюта на тонущем корабле, то это погибель. Ищи спасения, а там Господь все управит».
Далеко смотрел добрый батюшка. Ведь корабль - это наш тонущий мир, а каюта - это наши страсти. Если думать о женитьбе как о способе удовлетворения своих страстей, то это смерть, а если супружество - спасительный круг в море греха, то это - спасение.
- «Правды на земле нет, она на небе», «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное приложится вам», эти слова он часто повторял. Когда спрашивали его о болезнях, он так отвечал так: каким органом грешишь, тот и болит. И чтобы исцелиться, надо каяться и молиться больше.
- Еще он часто повторял: самое главное любовь - любовь покроет много грехов. Осуждающий приравнивается к чародеям. За чародеев молиться нельзя, нельзя верить им. Господь нас всех хочет под свое крыло собрать - говорил старец.
- Рубашка дальше от нас, чем Господь. Батюшка нас учил бесов не бояться, а Бога бояться. Мы каждую минуту согрешаем и надо стремиться к тому, чтобы видеть свои грехи так же ясно, как тарелку супа. Я не поняла, спросила: чьи грехи? Чужие? Он улыбнулся, ответил: зачем тебе чужие? Свои.
- Он говорил: себя не надо жалеть. Болеешь - сгнить лучше, но спастись для вечности.
- Советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) - читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина - образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).
- Еще батюшка говорил: каждому дан крест, его надо нести, не бросать. Сколько было вопросов: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и так далее. Ответ был один: крест твой такой, и чем тяжелее - тем лучше. Венчанный брак никому нельзя разрушать, терпеть нужно все скорби. Такова наша жизнь.
- Старец разъяснял: «Совесть у Адама пробудилась только тогда, когда он увидел Бога после вкушения запретного плода. Так и мы устыдимся Бога на Страшном Суде, если вовремя не покаемся. А что если завтра Страшный Суд?».
- Православный человек никогда и ни с кем не спорит. Православный в разговоре говорит либо «да-да», либо «нет-нет», ибо споры возмущают душу, и благодать уходит».
- «Берегите благодать, как драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какие деньги».
- «Господь нарисовал мир Своей рукой, и все мудро устроил ни с кем не советуясь, сотворив мир из ничего. Поэтому в природе нет ничего случайного. Будьте внимательны к любым мелочам в своей духовной жизни».
- «Мы только сняли первый пласт земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начертал Господь. Природа - это та книга, которую мы портим, еще не дочитав до конца».
- «Знания без Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадут духовные всходы, если будут посеяны семена веры».
- Три дара даны людям от Бога: разум, речь, труд - и должны служить Ему».
- Земля не может быть грязью, она - наша кормилица, а грязь - это то, что у вас на устах (показывал на губную помаду) или то, что срывается с грешных уст».
- «Линяет искусственное, а вечное - остается». «Педагогам: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь к сердцу каждого ученика».
- «Делание добра - это выращивание венца для Царства Небесного. Делаем доброе дело - сажаем цветок для такого венца. Делаем зло - срываем цветы с него. Какой венец получится, зависит от вашего труда - пышный или лысый».
- Очень строго батюшка относился к соблюдению поста. Шел Рождественский пост. По уставу Церкви в среду и пятницу не положено вкушать елей. Говорил: «Какое масло?». И хоть я еще пыталась объяснить, что у мамы боли в желудке, он не стал даже слушать: «Никаких послаблений! Веру крепко держите! - сказал на прощание старец и поднял вверх твердо сжатый кулак.
- На жалобы батюшка отвечал:
- Батюшка, в семье большие ссоры.
- Батюшка, на работе неприятности.
Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать - и все устраивается. При проблемах с детьми благословлял читать акафист Богородице перед иконой «Взыскание погибших».
- Отец Иероним много не говорил никогда. Спросишь его конкретно: «Батюшка, как быть?» - он скажет, но только то, что необходимо. Всегда говорил: «Кайтесь. Кайтесь и кайтесь». Мало говорил он, конечно, по смирению своему, не хотел показывать, что в нем есть что-то такое.
Читайте также: