Сравнительная характеристика вечера у шерер и именин у ростовых с цитатами

Обновлено: 07.11.2024

Читая описание именин Ростовых и вечера Анны Шерер, начинаешь сомневаться, что это одно время и примерно один и тот же слой общества.

Начну с того, что граф Илья Ростов славится радушием и гостеприимством. На обед приглашены люди и выше, и ниже его по общественному положению. Хозяин много сил потратил на устройство мероприятия, лично продумывал все детали, включая цветы. Гости рассажены кружками по интересам: женский, мужской, молодёжь: "разговор рассредоточился — дамский на своём конце стола, мужской на своём". После обеда гости разошлись по двум гостиным, диванной и библиотеке. У всех было хорошее настроение, отовсюду слышался смех. Громче всех смеялся старый граф. Также он проводил время в своём любимом развлечении: стравил двух говорливых собеседников и наслаждался их эмоциональным спором. Из кучки молодежи слышалась игра на клавикордах и арфе, пение.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Из компании мужчин-политические споры, возмущения проигравших в карты. Когда это все наскучило, составились пары для вальса. В завершение граф отжег свой любимый танец — под Данилу Купора.

Совсем по-другому идёт вечер у Анны Шерер. У неё в гостиной собрались "сливки" петербургского общества. На свой вечер фрейлина подбирала только достойных её людей (в отличие от радушных Ростовых). Гости одеты нарядно, дамы в бальных платьях или шифрах (именины Ростовых гости не воспринимали как светское мероприятие, поэтому описания нарядов нет). Строго соблюдаются приличия (на именинах Наташа через весь стол спросила, какой будет десерт), разговоры идут в основном на французском, темами служат анекдоты, сплетни. Огромную роль играет хозяйка, она чувствует себя владелицей прядильной мастерской и следит, чтобы нити разговоров тянулись равномерно и спокойно: "веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели". Если где-то разговор замедлялся, то она спешила и подкидывала новую тему, как бревно в потухающий костёр. А если гости начинали говорить слишком эмоционально или естественно, например, Пьер и аббат, она разводила этих людей. "Анна Павловна, очевидно, угощала знаменитостями своих гостей. Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утончённое. Виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью". Несмотря на бессмысленность толков, на этом и таких вечерах решались людские судьбы. Этим вовсю пользуется Василий Курагин, одновременно ищущий мужа для дочери, желающий пристроить Ипполита на какой-нибудь достойный пост и найти богатую партию для Анатоля. Писатель подробно описывает помыслы героев, так что читатель проникается отвращением к таким откровенным бракам по расчету и устройству должностей по связям.

Итак, вечер Анны Шерер и именины Ростовых — два совершенно разных мероприятия. У Ростовых люди собираются, чтобы отдохнуть, повеселиться. Все чувствуют себя свободно и находят дело по душе. У Анны Павловны гости собрались не по характеру, возрасту или интересам, а исключительно по обществу, в котором живут. Цель — блеснуть в свете, почувствовать себя в центре внимания, обустроить личные дела. На таких вечерах необходимо вести себя чинно, прилично, все, особенно женщины, надевают маски, кокетничают, лицемерят.

Следующая цитата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе. Анализ эпизода "Именины у Ростовых".

Просмотр содержимого документа
«Именины у Ростовых. Лысые горы»

Именины у Ростовых. Лысые горы

Цель: на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

Оборудование: карточки.

I. Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины».

С элементами анализа. Ответить на вопрос: что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?

1. Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.

2. Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.

3. Приход молодежи. Ее интересы и поведение.

4. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

5. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

6. Развлечения и обычаи у Ростовых.

Толстой, чередуя эти главы, передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, радость и смерть.

Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. Отметим подчеркнутое сходство: и там и тут гости. Мир Ростовых — это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». При пересказе обратить внимание на описание приема гостей у Ростовых, цели их приезда, семейный и радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.

Вечернее празднование именин. Главный гость Ростовых — Марья Дмитриевна Ахросимова, без которой не начинали обеда. Она знаменита прямотой ума и откровенной простотой общения, «все без исключения уважали ее и боялись» (гл. 15). В обществе же Анны Павловны Шерер главное лицо — утонченный виконт-эмигрант. Появление фигуры, подобной Марье Дмитриевне, невозможно в салоне Шерер так же, как невозможны ее разговоры: «. ты, что старый греховодник. чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде. »

За столом у Ростовых же, как и у Шерер, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. Старшее поколение этот вопрос волнует в той связи, что идут на войну сыновья. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения (выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых, граф-отец танцует Данилу Купора, улыбающиеся лица дворовых, которые любуются барином).

Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Толстой словно подчеркивает: Ростовы и Шерер — люди одного класса, но разной «породы». Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай, осторожный и расчетливый Борис Друбецкой и др. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.

II. Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея (гл. 22-25).

Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни Болконского.

В чем сходство и различие Ростовых и Болконских? На кого больше похожи Болконские — на Ростовых или на Шерер?

(Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, так же, как и у Ростовых, большая близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи одинаково противопоставлены высшему обществу.

Существуют и различия между этими семьями. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи и старого князя, и княжны Марьи, и ее брата, которые склонны к умственной деятельности Кроме того, характерной чертой породы Болконских является гордость.)

Зачитайте портрет Болконских и через внешний облик героев покажите своеобразие их характеров.

(Князь Андрей — 3 гл., портрет старого князя гл. 22. Портрет княжны Марьи не дан в собранном виде: отмечены порознь худоба и болезненность ее лица и тела, «тяжелые ступни», ее глаза, грустные, но глубокие и лучистые и оттого прекрасные. Во всех портретах видны черты «породы» Болконских: невысокий рост, определенные и сухие «черты», маленькие руки и ноги; главное — сходство глаз: как и у княжны Марьи, такие же «прекрасные глаза» у князя Андрея (гл. 25), они также светились умным и добрым, «непривычным блеском», умные и блестящие глаза всюду подчеркивает Толстой у Болконского-отца.)

Итак, аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, — вот характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты, В этом проявляется мастерство толстовских портретов, его умение передать самое существенное, постоянное в человеке и мимолетные изменения его облика при изменении настроения.

III. Самостоятельный вывод.

Как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских, каковы нравственные ценности этих семей.

IV. Беседа о роли ч. 1 в общем развитии действия и о том, что она дает читателю.

В каком году происходит действие в ч. 1?

(Июль-август 1805 г., предвоенная атмосфера; назревает, но еще не показан конфликт с Наполеоном.)

Происходит ли в этой части развитие основного действия — столкновение двух миров, России и наполеоновской Франции и какую роль она играет в развитии действия?

Толстой знакомит нас с основными героями, с обстановкой, следовательно, эта часть играет роль экспозиции.

Какие слои русского общества были показаны?

(Разные группы дворянства в Москве и в Петербурге, в городе и поместье, старшее и младшее поколение, мужчины и женщины. К общему конфликту добавляется конфликт князя Андрея и — пока частично — Пьера со светским обществом, а также Николая Ростова. Кроме дворянства, видим слуг, гувернеров, компаньонку, доктора, архитектора, т. е. уже в экспозиции намечается широта охвата жизни.)

Какие же основные группы героев выделяет Толстой в этом многолюдье?

(Основные сюжетные линии — история семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких и салона Шерер.)

Вокруг каких событий в ч. 1 группируются эти герои?

(Четыре эпизода: вечер у Шерер, именины у Ростовых, смерть графа Безухова, приезд князя Андрея в Лысые Горы.)

Что повторяется в эпизодах, скрепляя их в единое целое?

(Сквозное действие — разговоры о Наполеоне, через отношение к которому проверяются взгляды героев. Итак, уже в ч. 1 намечается сложность и стройность композиции романа.)

V. Проверочная работа по т. I, ч. 1

Задания раздаются на каждый стол.

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т. 1 «Война 1805-1807 гг.»:

Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл. 2)

Что предпринимает Кутузов (гл. 14)

Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл. 3, 12)

Почему после встречи с Тушиным князь Андрей подумал: «Все это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся»? (Гл. 12, 15, 20-21).

2. Сделать закладки:

а) по образу Кутузова;

б) Шенграбенское сражение (гл. 20-21);

в) поведение князя Андрея, его мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3, 12, 20-21);

г) Аустерлицкое сражение (ч. 3, гл. 12-13);

д) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч. 3, гл. 16, 19).

Индивидуальные карточки. Задания выполняются письменно

Почему роман начинается с описания вечера в салоне Шерер?(т. I, ч. 1, гл. 1-4)

Почему князь Василий появляется в салоне самым первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона? (т. I, ч. 1, гл. 1-4)

Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Толстой салон и его хозяйку? Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу. (т. I, ч. 1, гл. 1-4)

Что можно сказать по первым впечатлениям о П. Безухове и о князе Андрее Болконском? (т. I, ч. 1, гл. 1-6)

Кто привлек ваше внимание в этих главах? Чем именно (т. I, ч. 1, гл. 1-4)

Каковы отношения в семье Ростовых?

Каковы отношения в семье Болконских?

В повести «Детство» Толстой писал: «. В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Как используется эта деталь портрета для характеристики персонажей?

Как через внешний облик художник раскрывает своеобразие характеров персонажей (например, отца, сына и дочери Болконских; членов семьи Ростовых и др.)?

Проверочная работа по т. I, ч. 1 романа «Война и мир»

Просмотрите гл. 1-5 ч. 1, т. I романа, составившие сценический эпизод «Салон А. П. Шерер». В нем перед читателем предстает картина жизни петербургской знати в начале 19 века.

«Салон А. П. Шерер вместе с другими подобными ему салонами был совершенно определенным звеном петербургского придворного круга — тем звеном, в котором создавалось «общественное мнение». Как высшие военные круги командовали армией, как высшие гражданские власти начальствовали над гражданской администрацией всей страны, так салон А. П. Шерер, «княгини Марьи Алексеевны» и др. законодательствовали в области дворянского «общественного мнения». Само существование таких салонов было очень характерным историческим явлением, сложившимся при Екатерине II и приобретенным наибольшую силу в первой четверти 19 века, а затем постепенно потерявшим свое значение» 1 .

Эпизод начинается с диалога, который вообще занимает в романе очень большое место.

«Для Толстого реплика — это еще сырой материал; только объясняющее автором сопровождение оформляет ее смысл, часто изменяет этот смысл, переключая реплику в другой, скрытый контекст» (Л. Гинзбург).

Прочитайте диалог А. П. Шерер и князя Василия без авторских ремарок. Как изменится его содержание? Объясните роль ремарок.

В чем смысл сравнения салона А. П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?

Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А. А. Сабуров «Война и мир Л. Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительною сходства Ипполита и Элен?

Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А. П. Шерер ситуацию «горя от ума»?

Эпизод «Салон А. П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» — «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?

Эпизод «Салон А. П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых» (гл. 14-17, ч. 1, т. I). В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой» молодежи? Справедливо ли мнение, что детскость присуща всей семье Ростовых? В чем она проявляется в эпизоде имении? Как оценивает это качество человека автор?

И эпизод «Салон А. П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских (гл. 22-25). Попробуйте сами установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне Шерер, а в чем — в доме Ростовых?

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой. "Война и мир". Именины у Ростовых.»

В доме Ростовых. Анализ эпизода «Именины у Ростовых».

В доме Ростовых. Анализ эпизода «Именины у Ростовых».

 Цели: 1. На примере семьи Ростовых показать иные слои дворянства с иными нормами жизни. 2. Показать на примерах, что сопоставление и контраст являются основным композиционным принципом романа.

Цели: 1. На примере семьи Ростовых показать иные слои дворянства с иными нормами жизни.

2. Показать на примерах, что сопоставление и контраст являются основным композиционным принципом романа.

В семье Ростовых, Болконских Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье. Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

В семье Ростовых, Болконских

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова. Чередуя эти главы, Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни , в которых одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.

Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова. Чередуя эти главы, Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни , в которых одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.


 Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер . Толстой подчеркивает сходство положений : там гости и тут гости. Наша задача: выяснить, в чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и Шерер? - С какой целью приезжают гости в дом Ростовых? В доме Ростовых семейный праздник.

Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер . Толстой подчеркивает сходство положений : там гости и тут гости.

Наша задача: выяснить, в чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и Шерер?

- С какой целью приезжают гости в дом Ростовых?

В доме Ростовых семейный праздник.

 Хозяева дома: 1) Что вы скажете о хозяйке дома? Хозяйка дома – графиня Н. Ростова – в том же возрасте, что и Анна Павловна – 40-летняя женщина. Но та - общественная энтузиастка, старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого). Графиня – глава семьи, мать, жена, хозяйка дома.

Хозяева дома:

1) Что вы скажете о хозяйке дома?

Хозяйка дома – графиня Н. Ростова – в том же возрасте, что и Анна Павловна – 40-летняя женщина. Но та - общественная энтузиастка, старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого). Графиня – глава семьи, мать, жена, хозяйка дома.

2) Хозяин дома: а) Радушен, хлебосолен, добр, великодушен, прост. Граф Илья Ростов своей добротой известен всей Москве, а между тем принимает всех гостей без исключения (и выше, и ниже стоящих его людей), одинаково : мой дорогой, моя дорогая.

2) Хозяин дома:

а) Радушен, хлебосолен, добр, великодушен, прост. Граф Илья Ростов своей добротой известен всей Москве, а между тем принимает всех гостей без исключения (и выше, и ниже стоящих его людей), одинаково : мой дорогой, моя дорогая.

б) Так ли принимает гостей Анна Павловна Шерер? в) Граф Илья Ростов говорит только по-русски, иногда (очень редко) на дурном французском. 3) Какой разговор ведут хозяева и гости? О графине Апраксиной, о графе Безухове, о Пьере.

б) Так ли принимает гостей Анна Павловна Шерер?

в) Граф Илья Ростов говорит только по-русски, иногда (очень редко) на дурном французском.

3) Какой разговор ведут хозяева и гости?

О графине Апраксиной, о графе Безухове, о Пьере.

Молодое поколение. 4) И в эту светскую обстановку, как «луч солнца» врывается молодое поколение Ростовых. Какой мир светлых и чистых чувств возникает перед глазами читателя! 5) Что вы можете сказать об интересах, увлечениях молодого поколения Ростовых? Отношения простые, искренние, сердечные, уважительные, любовные. Все интересуются стихами, любят петь. Все секреты и чувства их на виду, все они переживают первое чувство чистой и светлой влюбленности. Их интересы, увлечения ещё не ушли далеко от детства (Соня и Николай, Наташа и Борис, эпизод с куклой Мими).

Молодое поколение.

4) И в эту светскую обстановку, как «луч солнца» врывается молодое поколение Ростовых. Какой мир светлых и чистых чувств возникает перед глазами читателя!

5) Что вы можете сказать об интересах, увлечениях молодого поколения Ростовых?

Отношения простые, искренние, сердечные, уважительные, любовные. Все интересуются стихами, любят петь. Все секреты и чувства их на виду, все они переживают первое чувство чистой и светлой влюбленности.

Их интересы, увлечения ещё не ушли далеко от детства (Соня и Николай, Наташа и Борис, эпизод с куклой Мими).

6) Так ли «развлекается» «золотая» аристократическая петербургская молодёжь компании Курагина-Долохова? Время они проводят в кутежах, в разврате, нелепых и злых шутках (сравните: венчание куклы и история с медведем).

6) Так ли «развлекается» «золотая» аристократическая петербургская молодёжь компании Курагина-Долохова?

Время они проводят в кутежах, в разврате, нелепых и злых шутках (сравните: венчание куклы и история с медведем).

7) Утренний приём в доме Ростовых заканчивается многозначительным эпизодом. Графиня Ростова дает А. М. Друбецкой деньги на обмундирование Бориса. Почему этот эпизод многозначителен? Как он характеризует семью Ростовых? А. М. Друбецкая ни о чём не просит Ростову, как просил у Шерер кн. Василий (а ведь они – товарищи молодости). Там ей пришлось унижаться перед князем, а тут сама графиня, её старинная приятельница, смущаясь, предлагает ей деньги. (гл. 14)

7) Утренний приём в доме Ростовых заканчивается многозначительным эпизодом. Графиня Ростова дает А. М. Друбецкой деньги на обмундирование Бориса. Почему этот эпизод многозначителен? Как он характеризует семью Ростовых?

А. М. Друбецкая ни о чём не просит Ростову, как просил у Шерер кн. Василий (а ведь они – товарищи молодости). Там ей пришлось унижаться перед князем, а тут сама графиня, её старинная приятельница, смущаясь, предлагает ей деньги. (гл. 14)

II. Затем идут сцены вечернего празднования именин. 1. Кто главный гость у А. П. Шерер? Утонченный виконт-эмигрант . А у Ростовых? Мария Дмитриевна Ахросимова. 2. Ее ждут, без неё не начинают обеда. Что же она из себя представляет? (гл. 15) 3. Какими словами она приветствует графа? (гл. 15)

II. Затем идут сцены вечернего празднования именин.

1. Кто главный гость у А. П. Шерер?

Утонченный виконт-эмигрант .

А у Ростовых?

Мария Дмитриевна Ахросимова.

2. Ее ждут, без неё не начинают обеда. Что же она из себя представляет? (гл. 15)

3. Какими словами она приветствует графа? (гл. 15)

4. Возможно ли появление в салоне Шерер подобных людей, подобных разговоров? 5.Принято ли у Анны Павловны говорить о том, что интересно, принято ли высказывать от души свои мысли и мнения? А у Ростовых? Граф Илья Ростов очень любил «стравить» 2 собеседников, говорливых и разных, и с удовольствием выслушивать их споры.(гл. 15)

4. Возможно ли появление в салоне Шерер подобных людей, подобных разговоров?

5.Принято ли у Анны Павловны говорить о том, что интересно, принято ли высказывать от души свои мысли и мнения? А у Ростовых?

Граф Илья Ростов очень любил «стравить» 2 собеседников, говорливых и разных, и с удовольствием выслушивать их споры.(гл. 15)

6. На каком языке принято говорить у Шерер? А у Ростовых? Шиншин сочетал изысканные французские выражения с самыми простонародными, М. Ахросимова говорит на сочном, простом русском языке, хозяин говорит на очень дурном французском языке.

6. На каком языке принято говорить у Шерер? А у Ростовых?

Шиншин сочетал изысканные французские выражения с самыми простонародными, М. Ахросимова говорит на сочном, простом русском языке, хозяин говорит на очень дурном французском языке.

7. Как принимают в доме Ростовых Пьера? После его выходки на него везде смотрят как на зачумлённого, а здесь ему и просто, и весело, и легко, и покойно. (гл. 15)

7. Как принимают в доме Ростовых Пьера?

После его выходки на него везде смотрят как на зачумлённого, а здесь ему и просто, и весело, и легко, и покойно. (гл. 15)

III. 1. О чем говорят за столом старшие у Ростовых? (гл. 16) Так же, как и у Шерер, говорят о политике и войне. 2. В таком ли тоне говорят об этом у Шерер? У Ростовых? 3. Как этот вопрос волнует старшее поколение? (гл. 16)

1. О чем говорят за столом старшие у Ростовых? (гл. 16)

Так же, как и у Шерер, говорят о политике и войне.

2. В таком ли тоне говорят об этом у Шерер?

3. Как этот вопрос волнует старшее поколение? (гл. 16)

а ) полковник (служака и патриот): драться до последней капли крови и поменьше рассуждать. б ) Шиншин : зачем нелегкая несет воевать с Бонапартом? «Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома». в) Илья Ростов, М. Ахросимова : их этот вопрос волнует главным образом в той связи, что на войну идут сыновья. г) Николай Ростов : настроение восторженное, русские должны побеждать или умирать!

а ) полковник (служака и патриот): драться до последней капли крови и поменьше рассуждать.

б ) Шиншин : зачем нелегкая несет воевать с Бонапартом? «Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома».

в) Илья Ростов, М. Ахросимова : их этот вопрос волнует главным образом в той связи, что на войну идут сыновья.

г) Николай Ростов : настроение восторженное, русские должны побеждать или умирать!

4. Выходка Наташи за столом, танцы её с Пьером, который здесь себя чувствует проще. 5. Как же можно охарактеризовать Ростовых? Простота, сердечность, естественность, близость к народу. Итог: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной «породы».

4. Выходка Наташи за столом, танцы её с Пьером, который здесь себя чувствует проще.

5. Как же можно охарактеризовать Ростовых?

Простота, сердечность, естественность, близость к народу.

Итог: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной «породы».

Домашнее задание: Перечитать главы 22-25: а) Чем похожи Болконские на Ростовых? б) В чем различие между ними? в) Выбрать из текста портреты Болконских (запись в тетради). г) Какие черты характера отличают Болконских? д) Любят ли друг друга отец и сын, дочь Болконские (доказать цитатами из текста)?

Домашнее задание:

Перечитать главы 22-25:

а) Чем похожи Болконские на Ростовых?

б) В чем различие между ними?

в) Выбрать из текста портреты Болконских (запись в тетради).

г) Какие черты характера отличают Болконских?

д) Любят ли друг друга отец и сын, дочь Болконские (доказать цитатами из текста)?

Следующая цитата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

Оборудование: карточки.

Следующая цитата

Лев Николаевич Толстой начинает произведение "Война и мир" с эпизода "Салон Анны Павловны Шерер", в котором он описывает, как фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, светская незамужняя дама Анна Шерер принимает в своём салоне гостей, большинство из которых это известные родовитые дворяне из столицы. Они приехали к Анне Шерер не для близкого и тёплого общения в неформальной обстановке, а, как это принято, для выхода в свет, для строгого формализованного общения друг с другом, налаживания связей и получения личной выгоды. Анна Павловна также относится ко всем гостям по-разному, есть более высокопоставленные гости, которые заслуживают более уважительного приветствия, а есть менее известные, "менее светские" и влиятельные люди, такие, как, например, Пьер Безухов, которым не полагается такое приветствие.

Анна Шерер следит за тем, чтобы разговоры в салоне велись как подобает и на нужные темы. Она "сервирует" особо интересных гостей, а любое слово, сказанное не в такт, вызывает у неё мысли, что вечер испорчен. Высказывание Пьером Безуховым своих откровенных и наивных мыслей вызывает у неё страх за вечер и раздражение. В салоне преобладает французская речь, свойственная аристократам и высшему обществу. Вся суть салона состоит как бы в собственном прославлении и получении выгоды каждым участником.

В эпизоде "Именины у Ростовых" семейство Ростовых принимает у себя гостей по поводу именин матери Натальи Ростовой и её пятнадцатилетней дочери Наташи. Наталья Ростова примерно одного возраста с Анной Шерер, но она в отличие от неё замужем, имеет нескольких детей. Она любит свою семью. Атмосфера во время праздника более неформальная, гости говорят более просторечно, на русском языке, так одна из главных гостей, Марья Дмитриевна всегда выражается только по-русски и довольно откровенно, не скрывая своих истинных мыслей. Приехавшие к Ростовым гости не имеют цели личного обогащения и получения выгоды, у Ростовых отсутствует иерархия в приветствиях, как в салоне Шерер, ко всем гостям относятся одинаково и довольно тепло.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой противопоставляет эти два эпизода друг другу, в них он показывает разные типы дворян своего времени, показывает читателю контраст между искренней и "настоящей" Москвой с её тёплыми приёмами и холодным, "искусственным" Петербургом, с его обывателями столичных салонов, стремящимися получить выгоду от любого знакомства. Одним из наиболее ярких проявлений этой "искусственности" является многочисленные сравнения Толстым Элен Курагиной, одной из самых важных дам салона Шерер, с мраморной статуей, а тепло и искренность праздника Ростовых подкрепляется присутствием на нём детей, чего мы не видим в салоне Анны Павловны. Эти два эпизода показывают читателю всю сущность двух наиболее важных и совершенно разных семейств, встречающихся в романе, - Курагиных и Ростовых, к которым в разных частях произведения будет тяготеть Пьер Безухов.

Опубликовал(а): Михаил Ефремов ФМШ

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: