Сравнительная характеристика чичикова и коробочки с цитатами
Обновлено: 23.11.2024
Чичиков у Коробочки – вот о чем повествует третья глава поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Данный женский образ является вторым в произведении продавцом мертвых душ, которых приобретает главный герой.
Знакомство героев
Чичиков оказывается в поместье Коробочки случайно. По пути к Собакевичу его слуга заблудился на дороге, и им пришлось заночевать у неизвестной помещицы. Сначала слуга Коробочки не хотела докладывать хозяйке о незваных ночных гостях, но услышав, что Чичиков – дворянин, она сразу поспешила это сделать.
Через несколько минут Чичикова встретила сама хозяйка – Настасья Петровна Коробочка. К гостю она относится весьма уважительно. Героиня предлагает Чичикову поесть, выпить чаю, однако главный герой мечтает лечь спать, поэтому отказывается от ее предложения. Она заботливо предложила вычистить костюм Павла Ивановича, на что он соглашается.
Чичиков заснул на высокой и мягкой кровати и проснулся лишь поздним утром. Причиной его пробуждения были мухи, которые норовили залететь ему в рот, в уши, в глаза, в нос.
Новая черта Чичикова
Встреча Чичикова с Коробочкой имеет большое значение не только для демонстрирования типичного образа помещика, но и для раскрытия образа главного героя. Н. В. Гоголь отмечает, что с Коробочкой Чичиков общается не так, как общался с Маниловым, с ней он «не церемонился». В лирическом отступлении автор иронично подчеркивает, что люди общаются с теми, у кого двести душ, совершенно не так, как с теми, у кого этих душ триста. И именно от количества крестьян зависит манера общения.
Чичиков в гостях у Коробочки ведет себя раскрепощенно, потому что у героини меньше восьмидесяти душ.
Покупка мертвых душ
Самым ярким эпизодом третьей главы, посвященной Коробочке, является покупка Чичиковым мертвых душ у героини.
Как только Коробочка узнает, что гость – «покупщик», она сразу предлагает ему купить у нее пеньку. Она жалеет, что уже продала мед, который, вероятнее всего, Чичиков у нее купил бы.
Однако главный герой предлагает ей другой вариант: выкупить у нее крестьян, которые уже умерли, и тем самым уменьшить ее затраты.
Героиня долго не может понять, как же это возможно. Она ограничена, живет далеко от города, в «порядочной глуши», где полностью посвятила себя хозяйству, поэтому не может понять, что покупка эта будет лишь на бумагах, покойников не нужно будет «откапывать из земли».
Чичиков, понимая, что ему придется долго объяснять Коробочке свой план, предлагает ей пятнадцать рублей за сделку. Героиня поняла, что «дело, точно, как будто выгодно». Тогда Коробочку начал волновать другой вопрос: как бы ей не продешивить и не потерпеть убытка, ведь она никогда раньше не занималась продажей мертвых душ и не знает их расценку. Н. В. Гоголь показывает, что она готова продать все, что может принести прибыль, даже мертвые души.
Долгие разговоры и «дубинноголовость» Коробочки начали выводить Чичикова из терпения, он даже называет героиню собакой на сене, которая сама сена не ест и другим не дает. Поэтому он решается пойти другим путем: Чичиков говорит, что хотел помимо душ купить и хозяйственные продукты. Это повлияло на дальнейший ход событий. Надеясь на то, что главный герой скупит у нее и пеньку, и крупу, сало, и перья, она соглашается продать покойников за пятнадцать ассигнаций.
Торговля с Коробочкой сильно вымотала героя, он думает про себя, что эта старуха его уморила. Чичиков чувствовал, что «весь в поту, как в реке».
Следующая цитата
Произведение «Мертвые души» Гоголь написал в 1841 году. Главным персонажем стал П.И. Чичиков. Автор характеризует его как жадного, хитрого, умного человека. Герой всегда выглядит опрятно, хорошо одевается, ухожен, аккуратен. Его деятельность связана с покупкой особенного товара – персонаж скупает души погибших крепостных. Каждый мертвый крестьянин для него – это новая душа. Чичиков планирует взять выгодную ссуду.
Герой является коллежским советником. Это мужчина среднего возраста, средней комплекции. Он путешествует по стране, проживает в отелях, гостиницах. При поселении Павел Иванович сразу разведывает обстановку. Уточняет класс доходности трактиров, информацию о городской власти. Ему необходим помещик, готовый продать души.
В поэме Чичиков попадает к губернатору на светский раут. Здесь с ним заводит знакомство Манилов, Собакевич. На обеде у полицейского персонаж знакомится с Ноздревым. Он представляет помещичий класс, обладает характером, схожим с Чичиковым.
Отношение к просьбе Чичикова – Ноздрев, Коробочка
Отношение Ноздрева к предложению Чичикова можно назвать ожидаемым. Для Настасьи Коробочки оно стало шокирующим. Приезжий предлагал продать мертвые души за хорошие деньги. Несмотря на удивление, Коробочка решилась на сделку. Она была единственным предпринимателем женщиной, имела деловую хватку, не гнушалась любых договоренностей, если они приносили прибыль. Даже Иван и Манилов были поражены предложением, однако реакция Ноздрева на предложение Чичикова отличалась:
- Каждый эпизод посвящается восприятию непривычного делового предложения различными героями. Ноздрев сразу заинтересовался предложением;
- Его интересовал смысл сделки для Чичикова. Герой сразу искал способ заработать, обмануть покупателя;
- Персонаж начинает предлагать обмен. Он предлагает Павлу поменять мертвые души на лошадей, шарманку, собаку, жеребцов. Такое отношение Ноздрева к просьбе Чичикова указывает на алчность. Главным аспектом для Ноздрева является материальная выгода;
- Когда Чичиков отказывается от всех вариантов, он получает предложение игры в карты. Ноздрев обещает бесплатно отдать души, если он проиграет. Это характеризует действующее лицо как азартного игрока;
- После отказа возникает конфликт между персонажами, который прекращает неожиданно зашедший в комнату человек.
В качестве мести Ноздрев разместил Павла в ужасном номере с насекомыми. Это говорит о злопамятности, вспыльчивости, эмоциональности действующего лица. Ему отведена роль низкого, нечестного человека в поэме.
Ноздрев – реакция на предложение Чичикова и характер героя
С помощью нескольких цитат можно сформировать полный образ человека, так и не продавшего души крестьян главному герою:
Следующая цитата
Маниловская «слащавость»
Манилов и Чичиков схожи в поведении и внешности. Бесцветны и неопределенны черты мужчин. Каждый читатель воспринимает их по-своему, но сходство здесь наиболее яркое. Истинное лицо Чичикова скрыто от жителей города, так же, как непонятен и Манилов. Оба помещика строят воздушные замки, любят поговорить ни о чем, уйти внутрь себя, забыв о тех, кто рядом. Приторность Манилова свойственна Павлу Ивановичу. Доказательством можно считать отзыв о нем Собакевича, который редко говорит о людях хорошо: «…преприятный человек». Понятно, что в самом слове кроется чрезмерная «слащавость». Чичиков не просто очень приятный, а преприятный. Это не игра автора в словоформы, а указание на излишнее стремление быть для всех «мягким и пушистым».
Мелочность и «упертость» Коробочки
Два предмета показывают сходство Чичикова с Коробочкой. У Настасьи Петровны в комоде все разложено по своим местам: шкатулки, мешочки, полные денег определенного номинала: целковики, полтиннички, четвертаки. Среди богатства читатель видит веревочки, которые вряд ли кому-то будут полезны. У Чичикова в шкатулке все уложено с педантичностью старой помещицы. Как и в комоде, часть вещей вызывают ухмылку, они показывают мелочность души владельца.
Коробочка боится продешевить, пытается обмануть. Женщина выводит покупателя из себя. Но тем они и похожи: оба бережливы, домовиты, жадны. В поведении открываются корыстность, страсть к наживе, но и умение подстроиться под другого.
Ноздревская самовлюбленность
Чичиков и Ноздрев стремятся всем понравиться. Необыкновенная ловкость видна в движениях Павла Ивановича: он кланяется направо и налево, несколько набок. Мужчина боится упустить кого-нибудь из виду и оставить не очарованным своей персоной. Ноздрев и Чичиков стремятся показать себя богаче, чем обстоят дела в реальности. Они готовы продать все, что захотят купить. Продается все: для них нет ценности и значимости ни вещей, ни животных, ни людей.
Цинизм Собакевича
Скандальный помещик Ноздрев говорит о Чичикове: «…Совершенный Собакевич!». В чем заметил сходство двух мужчин пьяница Ноздрев? В обоих персонажах нет искренности. Они ведут к страшному цинизму. Собакевич продает мертвые души, увеличивая цену за человеческие качества умерших людей. Оба помещика корыстны и жадны. Они ищут выгоду, похожи на хищников, рыскающих в округе в поисках пищи. Для них неважно, кого съесть, лишь бы доставить себе удовольствие.
Плюшкинская жадность
Два помещика, казалось бы, противоположны, но пристальное сравнение меняет такое положение. Автору удалось показать уродливые души, успевшие очерстветь, превратиться в страшно жестоких личностей. Все начиналось у Плюшкина с безобидного накопительства Чичикова. Павел Иванович, гуляя по губернскому городу, отрывает от столба афишу. Он изучает ее и аккуратно прячет в ларчик. Зачем предприимчивому помещику старое объявление? Это начало пути, по которому прошел свою жизнь Плюшкин. Собирание ненужных предметов закончилось жадностью и скупостью даже по отношению к себе.
Следующая цитата
Галерею образов помещиков открывает «сладкий, как сахар», Манилов, вслед за которым автор описывает «дубинноголовую» помещицу Коробочку. Характеристика Манилова и Коробочки важна для понимания общего замысла Н. В. Гоголя: показать постепенное «омертвление душ».
Образ Манилова
Манилов – праздный человек, любящий разгульный образ жизни. Внешне описывая героя, автор показывает типичный образ «любимца» всех женщин: голубоглазый блондин. Манилов слащав до невозможности. Его фамилия, как и весь образ, как бы «манит» всех окружающих. И действительно, на первый взгляд он вызывает у человека только приятные чувства, однако спустя несколько минут можно понять, что Манилов «черт знает что такое», потому что общение с ним не приносит никакого удовольствия.
Образом Манилова автор хотел показать ничем не заинтересованных людей-мечтателей, которых можно описать только так: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Образ Коробочки
Настасья Петровна Коробочка описана в поэме «Мертвые души» как женщина довольно хозяйственная. Она полностью посвятила свою жизнь ведению домашнего хозяйства. В усадьбе есть и курятник, и огород, на котором выращиваются различные продукты. Для нее крестьяне – люди важные, потому что именно они являются ее рабочей силой. Условия жизни народа довольно хороши: новые крыши, где-то даже новые телеги.
Но что не так с этим образом хорошей хозяйки? Автор показал, что ее ничего более не интересует. Коробочка глупа и необразованна. Она полностью зациклена на хозяйстве, на продажах, поэтому готова продать все, что только можно.
Коробочка – это первая стадия скряжничества, которое автор покажет более полно и широко в образе Плюшкина.
Сходства и различия
Примечательно, что автор ставит рядом героев, которые даже не знакомы друг с другом: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь, или нехозяйственная — мимо их!».
Именно в этом и проявилось главное различие героев: отношению к хозяйству. Коробочка полностью отдается его ведению, а Манилов, наоборот, полностью забрасывает.
Следовательно, различен и образ жизни героев. Мечтательность Манилова противопоставлена деятельности Коробочки. Отсюда и разное отношение героев к предложению Чичикова. Манилов без размышлений бесплатно отдает мертвые души, а Коробочку главному герою пришлось долго уговаривать, чтобы она их продала за 15 ассигнаций.
Как мы видим, характеристика Манилова и Коробочки в поэме «Мертвые души» различна. Казалось бы, два абсолютно непохожих друг на друга образа. Есть ли что-то, что их объединяет? Оказывается, сходств между образами вполне достаточно.
Описывая Манилова, автор еще дает герою лицо, однако оно расплывчато и быстро забываемое. Внешность Коробочки абсолютно ничем не примечательна, Н. В. Гоголь указывает буквально пару штрихов. Делает он это для того, чтобы показать типичность образов. Это люди «ни то, ни се» и люди, которые «плачутся на неурожаи», но «набирают понемногу деньжонок».
Людей, подобных Манилову и Коробочке, слишком много в современном Н. В. Гоголю обществе.Как мечтательная и бездеятельная жизнь Манилова, жизнь Коробочки пуста и бессмысленна. Подчеркнута ограниченность этих двух персонажей, они самостоятельно поставили рамки, которые мешают им полноценно жить и радоваться этой жизни.
Читайте также: