Сравнение кабановой и измайловой таблица с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
А. Н. Островский, а за ним и Н. С. Лесков вывели на страницы своих произведений персонажей из купеческой среды. Они подняли тему женской судьбы, раскрыли их душевный мир.
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова принадлежат к купеческой среде. Они выросли и живут в семьях с патриархальными традициями. Они молоды, полны сил. Обе вышли замуж не по своему выбору, за нелюбимых.
Муж Кабановой, Тихон молод, искренне любит жену, но во всем подчиняется маменьке. Кабаниха ревнует сына к снохе и изводит ту пустыми упреками. Тихон не может и не считает нужным защищать Катерину. Сам он с сестрой привык не обращать внимания на материнские нравоучения. Катерина не может привыкнуть к порядкам кабановской семьи. Она привыкла жить по совести, по любви, она не может лгать и лицемерить. Отсутствие детей тоже угнетало молодую женщину. Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, но он оказался слабее Тихона. Когда открылась их связь, он по требованию дяди уехал, бросив Катерину на произвол судьбы.
Катерина Измайлова, в отличие от Кабановой, была из бедной семьи. Женихов выбирать ей не приходилось, купец был для нее подарком судьбы. Муж был вдвое старше Катерины, детей у них не было, что очень печалило супругов и свекра. Ее постоянно упрекали за это, как будто она преступление совершила. Жизнь в доме мужа была скучна и тосклива. Она сама рада была бы понянчить детей. Читать она была не охотница. Так она прожила пять лет, но однажды появился у них красивый молодец Сергей и смутил покой молодой хозяйки. Страсть, вспыхнувшая в сердце, стремящемся к любви, была всепоглощающей. Она не возвысила Катерину, а уничтожила то человеческое, что в ней было, и толкнула ее на убийства. Сергей, чувствуя свою власть над Катериной, откровенно издевался над ней.
У этих Катерин много общего, но в главном они отличаются. Всеми поступками Измайловой руководят плотские потребности. Кабанова – набожная женщина, она беспокоится о душе, боится умереть без покаяния. Катерина Кабанова вызывает симпатии, несмотря на то, что изменила мужу. Измайлова поражает своей безнравственностью, жестокостью.
Следующая цитата
Сравнительная характеристика Кабановой и Измайловой
Каждый автор по-своему подходит к олицетворению женского образа в своем произведении. В середине девятнадцатого века на свет вышли две работы – очерк Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и пьеса А. Н. Островского «Гроза», где оба автора использовали имя Катерина, но образы были абсолютно противоречивыми.
Обе женщины схожи в чем-то. Они выросли в любви и заботе, но детство осталось позади с наступлением периода замужней жизни. Кабанова вышла замуж за бесхарактерного мужчину, а Измайлова – за скучного великовозрастного представителя мужского пола. Обе в достатке, в хоромах, но у каждой своя судьба.
Катерина из пьесы – человек светлый и невероятно добрый. Для нее чуждо понятие злобы, она не стремится вредить другим. Однако, если дело заходит о чести и достоинстве, постоять за себя леди готова. Но ее мучает пребывание в темном царстве безволия и бесчинства Кабанихи. Ей душно здесь, также душно в царстве ее мужа и Катерине Лескова.
Другая Катерина – пример эгоистичности и безрассудства. Безусловно, скучная жизнь и появление человека, обратившего на нее внимание – порыв, который нельзя сдержать. Сергей стал своеобразным лучом света для нее. Но она пошла на страшное преступление ради любимого – тройное убийство. Ужасно и то, что среди троих невинных оказался ребенок. Но она готова была на все, чтобы быть с любимым.
Разные, казалось бы, женщины, а погибли одинаково – самоубийство. Но мотив у каждой был разный. Катерина Островского – благородство, Лескова – эгоистичное желание владеть любимым человеком.
Характеристика героини
После прочтения повести Лескова, сложно дать однозначную характеристику Катерины Измайловой. Судьба героини была довольно непростой. Она не отличалась особой красотой, но умела обратить на себя внимание. Её внешности можно дать следующую цитатную характеристику:
«Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шёл всего двадцать четвёртый год; росту она была невысокого, но стройная, шея, точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы».
Благодаря описанию Екатерины в этой цитате, у читателя перед глазами вырисовывается её портрет.
В самом начале произведения автор описывает спокойный характер героини, его даже можно было назвать эталонным. К сожалению, в течение жизни ей пришлось столкнуться с множеством испытаний. Замуж она вышла за взрослого мужчину, к которому у неё не было никаких чувств. Катерина переехала жить к нему в дом и там начала заметно увядать. Муж не обращал на неё никакого внимания, от этого девушка перестала получать радость от жизни.
Спустя время героиня встретила Сергея и сразу же в него влюбилась. Эти чувства вскружили ей голову, она больше не могла думать ни о чём другом. Как бы она ни хотела скрыть всё это, её секрет был раскрыт. Об отношениях Катерины и Сергея стало известно другим людям. Отчаивающаяся девушка пошла на страшный грех — убийство мужа и свёкра. Она пыталась убить и маленького племянника супруга, но тот чудом остался жив.
У героини возникало всё больше новых неприятностей, в итоге она не выдерживает и принимает решение покончить с жизнью самоубийством.
Лесков в своём произведении по-разному описывает Катерину. Вначале читатель узнал её как хрупкую и нежную девушку, но после замужества она превратилась в безрадостную серую мышь. Попадая в различные стрессовые ситуации, Катерина забывала обо всех сложившихся нравственных принципах и вела себя как жуткая эгоистка. Отсюда и различия в характеристики главной героини.
Постановки
Композитор Дмитрий Шостакович написал по мотивам повести Лескова одноименную оперу на собственное либретто. Первая постановка прошла в Ленинградском малом оперном театре зимой 1934 года и длилась два с половиной часа. Затем опера подверглась осуждению и цензуре и долгое время не ставилась.
В 1966 году в СССР сняли фильм-оперу «Катерина Измайлова», взяв за основу отцензурированную версию оперы Шостаковича. Роль Катерины исполнила оперная певица Галина Вишневская. В оригинальном варианте оперу поставили в Лондоне в 1978 году.
В 1962 году вышла польская экранизация режиссера Анджея Вайды. Фильм называется «Сибирская леди Макбет», роль Катерины там исполняет сербская актриса Оливера Маркович. Местом съемок стала Югославия (ныне Сербия). В фильме звучит музыка из оперы Шостаковича.
Галина Вишневская в образе Катерины Измайловой
В 1989 году режиссер Роман Балаян снял драму «Леди Макбет Мценского уезда» с Натальей Андрейченко в роли Катерины Измайловой.
В 1994 году вышла лента совместного франко-российского производства. Фильм под названием «Подмосковные вечера» снял режиссер Валерий Тодоровский, а роль Катерины сыграла актриса Ингеборга Дапкунайте. Это не буквальная экранизация, а современная интерпретация повести.
Катерина в этом фильме работает машинисткой. Работодатель героини — известная писательница и по совместительству свекровь самой Катерины. В один день свекровь видит, что Катерина устала, и предлагает съездить вдвоем отдохнуть на дачу в Подмосковье. Муж героини не может поехать с ними из-за загруженности делами.
На даче Катерина обнаруживает Сергея, реставратора мебели, который приходит туда работать. Героиня заводит с ним роман. Это становится известно свекрови, и женщины ссорятся. Свекрови становится дурно, а Катерина сознательно не дает той лекарства, так что женщина в итоге умирает.
Наталья Андрейченко роли Катерины Измайловой
После писательницы остается только что законченный роман, который та собиралась сдавать в издательство. Веселые любовники изучают рукопись и решают переписать финал так, как им больше нравится. Тем временем приезжает муж Катерины, ввязывается в драку с любовником и в результате погибает.
Вернувшись домой, Катерина находит там Сергея и Соню. Бывший любовник пришел забрать собственный паспорт. Героиня предлагает молодым людям остаться на ночь и обещает, что утром подвезет тех. Утром все трое приезжают к причалу. Катерина просит Сергея выйти и глянуть, что с колесом, тот выходит — и в этот момент женщина давит на газ, сбрасывая таким образом автомобиль вместе с собой и новой любовницей Сергея в воду.
В 2020 году британский режиссер Уильям Олдройд снял драматический фильм «Леди Макбет» по мотивам повести Лескова. Место действия — Англия второй половины XIX века, а героиню зовут Кэтрин. Девушку выдали замуж, и та оказалась заложницей чопорной и неприятной семьи. Кэтрин не выпускают из дома, муж при этом не интересуется ею как женщиной и относится к героине пренебрежительно. Муж и свекор постоянно оскорбляют героиню.
Ингеборга Дапкунайте в фильме «Подмосковные вечера»
Однажды, когда мужа нет дома, Кэтрин застает отвратительную сцену на заднем дворе. Работники фермы издеваются над чернокожей служанкой. Кэтрин вмешивается в эту сцену и заодно знакомится с новым служащим мужа, Себастианом. Героиня нарушает запрет мужа и гуляет по окрестностям, пока тот в отлучке. Во время этих прогулок Кэтрин пересекается с Себастианом, а однажды тот приходит прямо к ней в спальню.
Между молодыми людьми вспыхивает любовь, о которой знают все слуги. Затем в дом возвращается отец мужа. Между ним и Себастианом происходит стычка, и свекор Кэтрин приказывает запереть молодого человека. Кэтрин узнает о том, что любовник заперт, и заявляется к свекру, требуя, чтобы тот отпустил Себастиана, однако в ответ получает только затрещину.
Кадр из фильма «Леди Макбет» (2016)
На следующий день происходит еще одна стычка между Кэтрин и свекром, и героиня в итоге запирает того в комнате и велит слугам не выпускать хозяина. Затем Кэтрин выпускает любовника, а судьба свекра, оказавшегося запертым, остается неясной. Из диалогов персонажей следует, что тот мертв.
Муж Кэтрин не возвращается домой, и героиня, чувствуя безнаказанность, в открытую живет с Себастианом и велит называть того хозяином дома.
В одну из ночей внезапно возвращается муж и выводит Кэтрин на чистую воду — та изменяет ему и скрыть это не удается. Завязывается потасовка, в ходе которой Кэтрин убивает мужа кочергой. Любовники отволакивают труп в лес, чтобы изобразить нападение.
Актриса Флоренс Пью
Затем выясняется, что у «без вести пропавшего» мужа есть маленький родственник и наследник, мальчик Тедди. Этот наследник вместе с бабушкой вселяется в дом, где живет Кэтрин. Ряд сюжетных перипетий приводит к тому, что Себастиан и Кэтрин убивают и мальчика. Не выдержав этой череды убийств, Себастиан во всем признается следователю, который прибыл расследовать смерть мальчика.
В финале фильма биография героини делает крутой поворот. Кэтрин сваливает вину на любовника и служанку Анну, а сама остается невредимой и получает дом в полное свое распоряжение. Роль Кэтрин исполняет актриса Флоренс Пью.
Следующая цитата
Коренное же отличие Катерины Кабановой от Катерины Измайловой заключается в том, что первая, отдавшись чувствам к Борису, винит себя в тяжком грехе, а вторая, тоже изменив своему мужу, не только не считает свой поступок неправильным, но и готова следовать по порочному пути и дальше, отдаваясь измене.
Сравнение с другими персонажами
Некоторые литературные критики видят сходства между образом Катериной Измайловой и Катериной Кабановой, героиней произведения Островского «Гроза». Между ними действительно было много общего. Обе девушки были молоды, красивы и несчастны в браке. Вся их жизнь была невыносимой и проходила в четырёх стенах. От отчаянья они идут на необдуманные поступки. В результате героини становятся жертвами любви: их предают те, кому они доверяли.
Разница в их чувствах была в том, что Катерина Кабанова переживала из-за измены и считала это настоящим грехом. Измайловой же полностью овладела первобытная страсть, и её не пугали эти чувства. К сожалению, обе героини закончили свою жизнь самоубийством, так как не смогли пережить предательства.
У некоторых читателей образ Катерины Львовны Измайловой может вызвать дикий ужас. Она настолько была разочарована жизнью, что не видела другого выхода, поэтому и пошла на такие страшные поступки. На тему причин поведения героини написано множество сочинений и эссе, среди авторов немало тех, кто искренне сочувствует её судьбе.
Причины жестокого поведения
Если задуматься над тем, какой была печальной судьба Катерины, можно попробовать посмотреть на её поведение иначе. Возможно, если бы в её жизни всё складывалось по-другому, она и не пошла бы на все эти страшные поступки. Причины, почему девушка стала преступницей:
- Катерина не знала, как это — любить по-настоящему.
- Общество не принимало её такой, какая она есть.
- Девушка мечтала, чтобы её искренне полюбили и заботились о ней.
Спустя время ей повезло она познакомилась с Сергеем. Мужчина смог растопить лёд в её душе и наполнить теплом. Если речь шла о сохранении любви, Катерина могла совершить любые, даже самые страшные поступки. Она боялась потерять то, что так давно искала.
Не нужно считать героиню настоящей эгоисткой. Измайлова была сильна духом и отдавала отчёт всем своим поступкам, девушка понимала, ради чего она всё это делает. Ей не было стыдно, и никто не смог её сломить.
К сожалению, Катерину предал её любимый человек. Предательство стерпеть она уже не смогла и решила, что ей больше не для чего жить. Чувства героини были самыми чистыми и искренними. Такая любовь могла свернуть горы, но Сергей ей не дорожил.
Следующая цитата
Каждый автор по-своему подходит к олицетворению женского образа в своем произведении. В середине девятнадцатого века на свет вышли две работы – очерк Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и пьеса А. Н. Островского «Гроза», где оба автора использовали имя Катерина, но образы были абсолютно противоречивыми.
Обе женщины схожи в чем-то. Они выросли в любви и заботе, но детство осталось позади с наступлением периода замужней жизни. Кабанова вышла замуж за бесхарактерного мужчину, а Измайлова – за скучного великовозрастного представителя мужского пола. Обе в достатке, в хоромах, но у каждой своя судьба.
Катерина из пьесы – человек светлый и невероятно добрый. Для нее чуждо понятие злобы, она не стремится вредить другим. Однако, если дело заходит о чести и достоинстве, постоять за себя леди готова. Но ее мучает пребывание в темном царстве безволия и бесчинства Кабанихи. Ей душно здесь, также душно в царстве ее мужа и Катерине Лескова.
Другая Катерина – пример эгоистичности и безрассудства. Безусловно, скучная жизнь и появление человека, обратившего на нее внимание – порыв, который нельзя сдержать. Сергей стал своеобразным лучом света для нее. Но она пошла на страшное преступление ради любимого – тройное убийство. Ужасно и то, что среди троих невинных оказался ребенок. Но она готова была на все, чтобы быть с любимым.
Разные, казалось бы, женщины, а погибли одинаково – самоубийство. Но мотив у каждой был разный. Катерина Островского – благородство, Лескова – эгоистичное желание владеть любимым человеком.
Читайте также: