Спас на крови цитата
Обновлено: 06.11.2024
Православный однопрестольный храм Спаса на Крови – одно из главных украшений Санкт-Петербурга. Возведён в память о гибели Александра II, после смертельного ранения 1 марта 1881г. Собор построили по проекту архитектора Альфреда Парланда на том месте набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), где произошло покушение.
Храм строился долгих 24 года. На освящении его в 1907г. присутствовали: император Николая II и члены императорской семьи.
Первоначально на месте храма стояла часовня .
Александр II и часовня про проекту Л.Н. Бенуа на месте его ранения. Александр II и часовня про проекту Л.Н. Бенуа на месте его ранения.Мозаичное убранство фасадов и внутренняя отделка собора поражает своей красотой и великолепием.
Прекрасные панно создавались в мастерских В.А. и А.А. Фроловых русскими умельцами: Васнецовым, Журавлёвым, Харламовым и другими умельцами. Здесь собрана богатейшая коллекция мозаик, в соборе даже иконостас мозаичный.
Но сегодня речь пойдёт не об истории храма, а о загадках и легендах этого собора. Я расскажу о том, как после революции спасли кресты, где находится икона, предсказывающая будущее и открою другие тайны.
Легенда о подводных крестах
Удачное расположение храма сыграло судьбоносную роль в истории. Если верить легенде, то жители Петербурга, чтобы не дать осквернить православные кресты большевиками и не дать им бесследно исчезнуть, спрятали их на дне канала Грибоедова. Прошло время, и начали храм реставрировать, но кресты никак не могли найти. И вот однажды к группе реставраторов подошёл человек и сказал, чтобы они поискали их на дне канала. И действительно, когда водолазы погрузились на дно, то нашли утопленные святыни.
Мистическая тайна нумерологии храма
Существует магия чисел или нет, но факт остаётся фактом. Высота собора 81 метр, что соответствует году гибели императора, высота одного из куполов 63 метра, в таком возрасте умер Александра II.
Освящённая кровью мостовая
Император Александр III приказал возвести на месте покушения на Александра II храм и сохранить участок мостовой, где это произошло. Место ранения внутри собора отметили сенью на 4 колоннах, под которыми сложена камни и земля, обагрённые кровью Царя-мученика.
Легенда о том, как строительные леса храма Спаса на Крови «держали» Советский союз
Ещё одна таинственная цифра из истории собора – 1991г. В советские времена, на протяжении 21 года, храм был обнесён строительными лесами, реставрация настолько долго затянулась, что горожане иронично шутили, что леса снимут только, если Советский союз рухнет. И вот именно в тот год, когда с храма сняли строительные леса, произошёл путч и Советский союз перестал существовать. Вот как тут не верить легендам?
Легенда о таинственной иконе-предсказательнице
В ней говорится, что под крышей храма находится мистическая икона, на которой проступают даты роковых событий истории России. Есть там цифры: 1917 (революция), 1941 (война), 1953 (смерть Сталина) и ещё другие даты. Согласно легенде, икона обладает таинственной силой предсказания значимых дат в истории страны. Говорят, что на полотне проступают и другие, пока нечёткие цифры, которые могут проявиться позже.
История названия – «Спас на картошке»
Известный факт, что во время войны многие соборы и церкви использовались не по назначению. Здесь были склады, хранилища и многое другое. В Храме «Спас на Крови» хранили запас овощей, из-за чего жители Ленинграда и прозвали его в шутку Спасом на картошке. Здесь же находился Дзержинский морг, куда свозились тела ленинградских блокадников. После войны в соборе был склад декораций Малого Оперного театра (ныне Михайловского).
Легенда о нерушимости собора
По поверью – храм невозможно разрушить. Люди верили, что он оберегает от бед. Есть поверье, что он защищён древними знаками. Это символы равносторонних крестов на кокошниках окон.
В первый раз демонтировать собор хотели в 1931г, но дело затянулось. В 1941г. храм было решено взорвать. Были уже подготовлены отверстия для взрывчатки, но пришла война, сапёров срочно мобилизовали на фронт и собор избежал гибели. Даже во время войны он устоял, словно был заговорённым, хотя в его купол угодила бомба, но не взорвалась. Её обнаружили только в 60-х годах во время ремонта, и будто бы она находилась на руках Спасителя.
Следующая цитата
Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как Спас-на-Крови, оказался единственной российской достопримечательностью, которая вошла в список 25 самых популярных туристических мест мира по версии портала TripAdvisor. Заняв восьмое место в этом списке, петербургский храм обошел статую Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, Миланский собор Дуомо, Храм Святого Семейства в Барселоне и участок Великой Китайской стены Мутяньюй в Пекине. Первое же место в списке занял древний город Мачу-Пикчу в Перу.
В аналогичном российском рейтинге петербургские достопримечательности заняли весь «пьедестал» - лидирует снова Спас-на-Крови, за ним – дворцово-парковый ансамбль в Петергофе, на третьей строчке – Екатерининский дворец и парк в Пушкине.
Кровавая мостовая и призраки
Новый царь распорядился часовней не ограничиваться, а построить целый собор, внутри которого повелел оставить нетронутым участок мостовой, на который пролилась кровь его отца. Храм, посвященный царю-мученику, строили на собранные по всей России средства. Строительство длилось 24 года, собор был освящен лишь 19 августа 1907 года.
Разумеется, «кровавая история» его строительства не могла не породить множество мифов. Сразу после его освящения разнесся слух, что иногда под сводами собора раздаются стоны убитого императора. С его убийством связан и миф о самом известном привидении Петербурга – призраке Софьи Перовской. До сих пор петербуржцы верят, что иногда на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт девушки со шрамом на шее и белым платком в руке – именно взмахом платка Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. А 15 апреля она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семеновского полка.
7 загадок Спаса-на-Крови
Храм, построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Однако горожане не знают, что Спас-на-Крови хранит множество мистических загадок и тайн - рассказываем, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, где хранится икона, способная предсказывать будущее, и почему кресты хранятся под водой.
1. Подводные кресты Спаса-на-Крови.
В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.
2. Сказ о том, как храм на развал Советского союза повлиял.
Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасом-на-Крови и материализации мысли, имела место быть уже в самом начале 90-х. Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что породило немало анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан существовало ироничное поверье, мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм "освободили" от строительных лесов, а чуть позднее, в августе того же года, пришел конец Советской власти.
3. Крупнейшая коллекция мозаик в Европе.
Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит заметить, что мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.
4. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Ни для кого не секрет, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.
5. Тайны нумерологии и Спас-на-Крови.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это - например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.
6. Загадочная икона.
Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы - значится там 1917, 1941 и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел - возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.
7. Кровавая мостовая.
Ни для кого не секрет, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III наказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте великолепный храм. Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.
Магия чисел
Есть и менее достоверные истории, связанные с числами. Ходит легенда, что где-то в храме хранится икона, на которой проступают роковые для российской истории годы: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Якобы цифры становятся все отчетливее с приближением новой трагической даты.
Морг, склад и овощехранилище
Разумеется, религиозной функции собор в советское время был лишен. Он успел побывать «Дзержинским районным моргом» – сюда свозили тела погибших в блокаду ленинградцев. Впору здесь было прятаться и живым горожанам – бомбы и снаряды как по волшебству облетали собор, не задевая его. В главный купол только однажды попал снаряд, но не разорвался. Горожане, не утратившие чувства юмора, называли здание «Спасом-на-картошке», потому что помимо морга в военные годы он выполнял роль хранилища овощей. Также какое-то время после войны в соборе находилось хранилище декораций Малого Оперного театра, который сегодня носит имя Михайловского.
Во времена Хрущева Спас-на-Крови снова взялись разрушить, чтобы построить новую транспортную магистраль. К тому времени город успел лишиться сотни церквей и часовен, но храм на канале Грибоедова снова остался невредим.
Пророческие леса
Годы забвения и война привели храм в плачевное состояние, и в 1970 году его передали в ведение государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В 1977 началась реставрация, которая продлилась ни много ни мало 14 лет. Строительные леса, которыми был обнесен собор, стали для горожан предметом язвительных шуток и полусерьезных слухов. Шутили, например, что леса будут стоять, пока стоит советская власть. Мол, как только их снимут, и Союзу придет конец. Александр Розенбаум пел «Хочу открыть Михайлов замок для людей,/ Хочу придать домам знакомый с детства вид,/ Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови».
Как ни удивительно, леса разобрали незадолго до августа 1991 года, так что шутку можно считать пророческой. А может, это была и не шутка.
Следующая цитата
Спас-на-Крови - именно такое народное название получил Храм Воскресения Христова на Крови, в стенах которого находится место смертельного ранения императора Александра II. Он единственный в своем роде не только благодаря кровавой драме, разыгравшейся 1 марта 1881 года. Сегодня – это еще и редкое в мире собрание каменного и мозаичного зодчества.
Храм поражает своим великолепием. Тот, кто впервые переступает его порог, зная печальную историю храма, готовится увидеть мрачное место памяти и скорби, а попадает в окружение ярких красок драгоценных камней и уникальных световых мозаик.
Стиль посадского зодчества
Уже на следующий день после убийства Александра II, 2 марта 1881 года, место гибели было решено увековечить. Территорию огородили, приставили часового. Сын погибшего, Александр III, лично контролировавший разработку проектов, отклонял все предложения именитых архитекторов, пока к нему в руки не попалась работа Альфреда Парланда. Архитектор предложил создать мемориальный комплекс в стиле русского посадского зодчества по примеру соборов Москвы и Ярославля. Сооружение должно было передавать национальный дух и символизировать единение царя и народа, прерванное коварной рукой «народовольца» Гриневицкого. В общей сложности храм сооружали 24 года, до его открытия заказчик Александр III не дожил и «принимал» работу уже внук убиенного царя – Николай II.
Идея украсить храм мозаикой родилась не сразу. В начале Парланд планировал доверить роспись стен художникам. Но вспомнился печальный опыт сооружения Исаакиевского собора. В нем часть живописи начала портиться еще до окончания строительства. И вот, спустя 11 лет после закладки Спаса, в 1894 году по авторским эскизам русских художников стали набирать мозаику, а затем переносить её на стены храма. По сравнению с росписями, мозаика более дорогой, но и более долговечный вид искусства. Как показала история, применение таких прочных материалов, как мозаика и камень, помогло храму выдержать тяжелые годы испытаний.
12 лет работ
На создание храмовой мозаики ушло 12 лет. Над ней трудились 40 мозаичистов, а её эскизы создавали 32 русских художника. Среди них такие громкие имена, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов. Мастера принадлежали к разным школам живописи и творили в разных стилях. Часть мозаик была выполнена в традиции академизма – это работы по эскизам Рябушкина, Кошелева, Бодаревского. Художники Васнецов и Харламов работали в стиле византийской иконописи. Стиля модерн придерживались Нестеров и Беляев. Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и расположенные на фасаде гербы русских городов и уездов. Гербы стали данью благодарности жителям России, передавшим на возведения храма свои личные сбережения.
Жизнь Александра II и судьба Иисуса Христа
Несмотря на разницу стилей, сделанные по их эскизам мозаики внутри храма составили единый красочный ковер. Основная заслуга в этом – в божественной теме. Жизнь и смерть погибшего царя соотносится с жизнью и смертью Иисуса Христа. Божественной теме храма соответствует и расположение мозаик. Плафон центрального купола - это мозаичный образ Христа художника Николая Харламова, получивший название «Пантократор». В центральной части храма на стенах и сводах на голубом фоне - земная жизнь Христа. В том же месте, но уже снаружи, на фасаде здания расположены 20 памятные досок из темно-красного гранита с описанием деяний Александра II. В западной части храма, вокруг места смертельного ранения Александра II, на золотом фоне изображены сцены страданий Спасителя, Распятия и Воскресения. В восточной части на золотом фоне - сюжеты, завершающие евангельский цикл - явления Господа после Воскресения.
Мозаичные иконы
В храме находится несколько десятков мозаичных икон, по которым можно изучать отечественную историю.
На них изображены самые почитаемые русские святые - князь Владимир Киевский и княгиня Ольга, князья-мученники Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Феодор, Александр Невский. Икона «Святой Александр Невский» выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Невский изображён молящимся в домовой церкви. На втором плане в окне виднеется северный пейзаж – занесенные снегом крыши домов. Снег на крышах деревянных изб должен был придать мозаике национальный колорит. Большая часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.
Для украшения храма мозаикой необходимо было не только создать художественный эскиз. Филигранное мастерство требовалось, чтобы перенести замысел художника на стены. На право исполнения мозаик был объявлен конкурс. Соревновались мозаичное отделение Императорской Академии художеств, известные итальянские фирмы «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиатти и «Societa Musiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер» и частная мастерская братьев Александра и Владимира Фроловых. Она и получила самый большой заказ на выполнение работ. Заказ на 800 тыс. рублей предстояло выполнить мастерам Академии художеств, а четыре иконы в боковых приделах – немецкой фирме «Пудл и Вагнер». Фирма Фроловых первая в России освоила ускоренный «обратный» («венецианский») способ набора мозаики. Это метод создания масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал переводили на плотную бумагу (кальку) в зеркальном отображении. Затем рисунок делили на части, после на каждую наклеивали смальту. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене, а швы между ними заполняли мастикой так, что даже при близком расстоянии их невозможно разглядеть и по сей день.
Открытие храма
Торжественное открытие храма состоялось в 1907 году. С самого начала его не планировали делать приходским, т.е. публичным. Вплоть закрытия храм был единственным в своем роде собранием драгоценностей. Помимо мозаичных картин, пол, стены, своды, купола и пилоны были выполнены из итальянского мрамора, уральской и алтайской яшмы, порфира, орлеца, украшены россыпью сибирских самоцветов и топазов. Благодаря такому сочетанию создавалось ощущение, что ты находишься в шкатулке с драгоценностями. В стенах храма никогда не крестили, не отпевали и не венчали. До 1930 года лишь ежедневно читали проповеди и служили панихиды.
Морг во время войны
Лишь малая часть богатого убранства Спаса на крови дошла до наших дней. После закрытия, советское правительство приняло решение храм снести, как не представляющий для народа никакой культурной ценности. И лишь близкое расположение жилых домов и опасная гидросистема у подножья храма убедило «ценителей» искусства отложить решение о сносе. Вскоре началась война и руководству стало не до него. В годы блокады храм продолжил выполнять свое скорбное предназначение – его использовали как морг, свозили умерших от голода ленинградцев. Во время артобстрелов храм не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил» В 1961 году в центральном куполе храма, как раз в том месте, где расположен мозаичный лик Христа «Пантократор», обнаружили немецкий фугасный снаряд, никем не замеченный он пролежал там несколько лет.
Подвиг реставраторов
В 1970-е началась реставрация храма. Самым трудоёмким был процесс восстановления мозаики – она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. В воссоздании утраченных фрагментов помогли эскизы, картоны и эталоны, образцы материалов, выполненные для каждой мозаичной композиции. Все эти годы, не привлекая к себе внимания, они хранились в нескольких метрах от собора – в ризнице храма, построенной по проекту того же Альфреда Парланда в 1907 году. В итоге, в 1997 храм был открыт для посещения. Реставратором удалось во многом восстановить прежний облик Спаса. Храм Воскресения Христова, как и задумывался автором, остался собирательным образом национального храма и местом памяти о трагической странице русской истории.
Следующая цитата
Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!
Читайте также: