Сон разума порождает чудовищ чья цитата

Обновлено: 29.04.2024

Серия "Капричос" стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей исследования насчитывают тысячи страниц.

Во второй половине 80х гг. Гойя был уже признанным мастером. Он стал заместителем директора отделения живописи мадридской Королевской академии Сан Фернандо (академии искусств), художественным руководителем Королевской шпалерной мануфактуры. В 1789 г. он получил звание придворного художника.

Однако блестящая карьера длилась недолго. В 1792 г. Гойю начали мучить сильнейшие головные боли, зрение у него ослабло, и он полностью оглох. С 90х гг. начался новый этап его творчества. Весёлый и жизнерадостный живописец остался в прошлом, а его место занял страдающий, замкнувшийся в себе и в то же время зорко видящий чужое горе мастер.

Графическая серия «Капричос» (wen. «фантазия», «игра воображения») из 80 офортов была создана в 1797— 1798 гг. В ней Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки — трусость, лицемерие, притворство, жестокость и т. п.

В сущности, он разоблачал весь традиционный порядок и уклад жизни старой Испании. В его офортах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру. Каждый лист серии представляет собой законченное произведение, состоящее из рисунка и авторского комментария к нему.

Как говорят исследователи, последние два года работы над ней Гойя практически доламывал себя, болезнь очень сильно прогрессировала – его постоянно мучили сильные головные боли. Физические и психические травмы заставляли сильно напрягаться.

Но 19 февраля 1799 года серия была выпущена. А спустя четыре дня (за это время было продано всего 27 экземпляров из 240) по решению инквизиции она изымается из продажи. Мы знаем об инквизиции по книгам и фильмам. Гойя жил в это время. И, конечно же, он не мог откровенно показать то, что хотелось. Мы можем лишь об этом догадываться по некоторым штрихам.

Гойя был вынужден прийти к королю Карлу IV извиниться за то, что позволил себе выпустить такую серию. И в качестве жеста примирения он передает ему собрание из 499 репродукций своих произведений, в том числе 80 типографских пластин, а также все непроданные экземпляры вместе с рукописными страницами. С этого момента при жизни Гойи ни одна из его серий, созданных впоследствии, не увидела свет.

Слово Capriccio имеет два значения. В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». В итоге если соединить все вместе и сказать русским языком, то получится примерно следующее: от увиденного волосы встанут дыбом.

Серия начинается Автопортретом Гойя.

Самым известным листом «Капричос» является офорт «Сон разума порождает чудовищ».(Иллюстрация вверху)

По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания.

В его герое мы можем узнать самого художника, опустившего лицо на стол с разбросанными листами бумаги.Уснул ли он? Изнемог ли в борьбе с ужасами жизни?
Летучие мыши и совы подстерегли момент физической и духовной слабости и слетаются на свой ужасный пир.

"Они говорят "да" и протягивают руку первому встречному .

Легкость с которой многие женщины соглашаются на брак,
объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше."

Пагубная ошибка в начальном воспитании: у ребенка вызывают страх перед несуществующим и заставляют его бояться буки больше чем отца.

Небрежное воспитание, потворство и баловство делают детей капризными, упрямыми, заносчивыми, жадными, ленивыми и несносными. Вырастая, они становятся недорослями. Таков и этот маменькин сынок.

"Один другого стоит"

Немало было споров о том, кто хуже: мужчины или женщины. Пороки тех и других происходят от дурного воспитания. Распутство мужчин влечет за собой разврат женщин.
Барышня на этой картинке так же безрассудна, как и щеголь, беседующий с ней, а что до двух гнусных старух, то они друг друга стоят.

"Никто никого не знает"

Свет - тот же маскарад. Лицо, одежда и голос - все в нем притворно. Все хотят казаться не тем, что они есть на самом деле. Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь.

"Он даже и так не разглядит ее"

А как же ему распознать ее? Чтобы узнать ее как следует, мало лорнета. Нужен здравый смысл и жизненный опыт, а этого-то и не достает нашему бедняжке.

"Ее похитили!"
Женщина которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что ее похитили.

"Тантал"
Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила бы.

"Любовь и смерть"
Вот любовник в духе Кальдерона: не сумев посмеяться над соперником, он умирает в объятиях возлюбленной и теряет ее из-за собственного безрассудства. Не следует слишком часто обнажать шпагу.

Зубы повешенного - чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмыслицам.

Они так торопятся проглотить, что глотают кипящее. В удовольствиях тоже необходимы умеренность и воздержание.

Как водится, жених не из самых привлекательных, но он богат, и ценою свободы несчастной девушки нищая семья покупает благополучие. Такова жизнь

"Бог простит. Это была ее мать"

Барышня покинула дом ребенком. Она училась ремеслу в Кадиксе и приехала в Мадрид, где ей повезло. Она отправляется в Прадо, и там грязная и дряхлая старуха просит у ней милостыню.
Она прогоняет ее, старуха пристает. Щеголиха оборачивается и видит - подумать только! - что нищенка ее мать.

"А у него горит дом"

Пока пожарные насосы не освежат его, ему никак не удается снять штаны и прервать беседу со светильником. Такова сила вина.

Удивительно! Опыт погибших не идет в прок тем, кто стоит на краю гибели. Ничего тут не поделаешь. Все погибнут.

Ни тот, ни другой. Он - вертопрах в любовных делах, который всем женщинам говорит одно и тоже, а она занята мыслями о том, как ей разделаться с пятью свиданиями, которые она назначила от восьми до девяти, а сейчас уже половина восьмого.

"Зачем их прятать?"
Ответ очень прост: потому что он не хочет их тратить, а не тратит их потому, что, хотя ему уже исполнилось 80 лет и жить осталось не больше месяца, он все еще боится, что ему не хватит денег на жизнь. Столь обманчивы расчеты скупость.

"Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то. "
Этот болван воображает, что раз он носит кокарду и жезл, то он от природы выше других, и злоупотребляет доверенной ему властью, чтобы досаждать всем кто имеет с ним дело.
Тщеславный, спесивый, наглый с теми, кто ниже его по положению, он гнет спину и пресмыкается перед теми, кто его сильнее.

Поражает в «Капричос» - отчаянная смелость художника. Гойя зло и саркастически высмеял Испанию: пороки простых людей, лицемерие дворянства, придворные круги, правящую чету, церковь, инквизицию

Смелость Гойи граничила бы с безумием, если бы он не понимал, что его художественные приемы слишком новы, чтобы правильно быть понятыми всеми. И главное, рассказав о своей несчастной любви и о своей несчастливой Родине, Гойя поднялся на более высокий уровень восприятия мира.

В «Капричос» впервые в европейском искусстве было сказано о беззащитности человека в его отношении к судьбе.
Никогда художник не был так пессимистичен, никогда так остро не ощущал себя беспомощной игрушкой темных сил мироздания, как Гойя в «Капричос».

© Copyright: Алина Алексеева-Маркезин, 2015
Свидетельство о публикации №215061201104 Рецензии

"Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания".

как бы не цитирование Зигмунда Фрейда, но, однако, хорошо сказано про ослабевающую во сне цензуру. Если автор этих слов не знаком с Фрейдом, то следует уличить его в очень глубокой природной проницательности и понимании души.

Пыталась читать Фрейда,но не хватило терпения.

о, это нормально ) я начал его читать чтобы посмеяться над братом, который любил его, ну и над Фрейдом, разумеется. я и Достоевского так начал читать, забавно.

Главное,чтобы это чтение что-то вам дало,изменило в жизни.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

«Сон разума рождает чудовищ», - так называется одна из гравюр знаменитого испанского художника Франсиско - Хосе де Гойя, вошедшая в серию офортов «Капричос».

«Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ, но в союзе с разумом оно – мать искусств и источник творимых ими чудес». Франсиско де Гойя

Переводя это высказывание на язык астрологии, мы скажем, что слабая, поражённая Луна (воображение) в натальной карте, а также ослабленный Меркурий (конкретный ум, интеллект), обрекают человека на бесконечные внутренние терзания, подчас одержимость, склонность к нервным заболеваниям и психическим расстройствам. Трудности в общении, самовыражении, а также восприимчивость к массовым влияниям, - всё это одни из многих негативных проявлений обеих планет.

На гравюре Франсиско де Гойя мы видим как раз образы их низших проявлений. Сон разума, - потоки глубинных вод смывают, обесценивают интеллект, поглощают его. Страдает различительная способность ума, ведь он лишь отражает то, что кажется реальностью.

Если же в натальной карте Луна находится в сильной позиции, не испытывает негативных влияний, человек способен устоять перед потоком бессознательных переживаний, склонен к созидательному мышлению, спокойствию ментального ума. Если к тому же, гороскоп подкреплён удачно расположенным Меркурием – это и есть союз воображение плюс разум . Меркурий, это наш рациональный, сознательный ум, который выражает, преобразовывает во вне часть бессознательного ума Луны. В Пуранах, древнеиндийских литературных текстах, Меркурий считается сыном бога Луны. И это отнюдь не случайность. Эти две планеты отвечают за ум, но в разных его проявлениях.

Фридрих Гёльдерлин Фридрих Гёльдерлин

«…мать искусств и источник творимых ими чудес», - шедевры мировой музыки, литературы, живописи, - они всё зачаты слиянием двух этих сил- воображения и разума. Пойманные из потока, отшлифованные, узнанные. Борьба за право рождения, подчас сводила с ума их создателей, этому есть много примеров- Ницше, Гёльдерлин, Ван Гог. Шива и Шакти, поток и направление, русло.

Хотим мы того или нет, но эти силы контролируют процессы, происходящие в нашей жизни. И от того, на каком уровне их проявления мы взаимодействуем с ними, напрямую зависит качество этой жизни.

Следующая цитата

1831 год.
в Санкт-Петербурге начался холерный бунт. Обезумевшая толпа принялась громить аптеки, больницы и избивать врачей — ходили слухи, что они специально травят людей . Усмирять беспорядки пришлось войскам.

ещё через 60 лет:

«Это произошло на Успение.
"Мы, говорит, твоего доктора сейчас бить идем, вот для куражу выпиваем".
- За что?
- А такая уж теперь мода вышла - докторей-фершалов бить.
..- Завелись, говорят, доктора у нас, так и холера пошла.
- Фершала давай своего!
- Фельдшера? Зачем он вам?
- Вы чего народ морите?»(с)
( Викентий Вересаев 1894 год )

Прошло ещё 100 лет
Высший законодательный орган страны, Государственная Дума, в лице лучших представителей народа, обсуждает порядок выдачи патентов ясновидящим и магам. А народ, тем временем, массово ныряет в проруби, «смывая грехи», и смотрит на центральных каналах телевидения передачи о том, что и прививки-то врачи-убийцы делают для того, чтобы специально заразить или «привить рак», и "органы-то вырезают" втихую и прочий клошарский бред. Который позже истерично расползается по Интернету, а заодно и по не затуманенному даже основами научного мышления сознанию электората.
Ну и чем сегодняшний народ в плане своего сознания и познаний о медицине отличается от того тёмного и невежественного народа, что был 200 лет назад?
Словно и не было этих столетий, научных открытий, всеобщего образования.
Отчего же так?
Причин тому множество, и все их разобрать в формате небольшой статьи, невозможно.
Но попробуем назвать основные.
Прежде всего - неизбежное следствие реформ образования в стране, когда из школьных программ исключается Астрономия , но зато вводится основы Православия. А про такой школьный(!) предмет, как «Логика», многие даже и не слыхали. Хотя логика и психология преподавались в школе как обязательный предмет ещё в царское время, и даже в советское
с 1947 по 1956-й годы.
( ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза).

Появление Интернета, как это не парадоксально, также сыграло злую шутку с населением.
Как говорится, «техника в руках дикаря». Один из самых замечательных учёных нашего времени
Стивен Хокинг (скончался в Кембридже 14.03.2018) сказал: « Главный враг знания — не невежество, а иллюзия знания ».
Интернет и дал людям такую иллюзию. Иллюстрацией может служить вот такое высказывание некой «Тани Майкиной» (орфография сохранена): «Неужели можно так тупо игнорировать гугл и тупо доверять кому то там нипонятно кому…Да неужели в 21 веке ещё так много доверия белому халату. Ведь гугл же есть.»
Так отчего же нет доверия врачу, но есть доверие «гуглу»?
Во-первых, особенность национального менталитета. Когда хочется всего и сразу, и без особых усилий.
Так, чтобы «По щучьему велению и моему хотению», так, чтобы «двое из ларца» выполнили всю работу, а самим «царствовать, лёжа на печи».
Красивая и обеспеченная жизнь просто потому, что удачно вышла замуж, выиграла в лотерею, родилась в правильной семье, удачно конвертировала природную красоту, продала девственность и пр.
Во-вторых, какая-то всеобщая инфантильность населения. Старшие поколения привыкли, что «государство позаботится», «государство должно», «государство обеспечит» и «не допустит». Более молодые, вкупе с низким уровнем общей образованности и эрудиции, получили в отягощение ещё и мобильные телефоны, которые с детства позволяют своим владельцам не думать; не анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения (и нести за них ответственность), а просто позвонить и спросить что делать. Мозг таких индивидуумов не привык решать сколь-нибудь сложные мыслительные задачи. Ну а ЕГЭ можно и просто угадать. Благо устные экзамены, где дурость каждого видна как на ладони, теперь угодливо отменили.
В третьих, так называемая «магия простых решений».
Когда однажды, захватившая власть, относительно небольшая числом политическая партия объявила «Грабь награбленное», то народ её тут же с воодушевлением поддержал.
Ведь шариковское «Всё отнять и поделить» было народу простым и понятным. Не то, что читать скучные книги об общественно-политических формациях.
Позже, в другой стране, один политик сказал о необходимости «жизненного пространства», и это «простому народу» тоже было понятно, хотя и привело к величайшей трагедии в истории человечества, и величайшему одичанию нравов.
Народу нравится простота; «омыть сапоги в Индийском океане», «каждой бабе по мужику, а каждому мужику по бутылке водки» – это всё не бред, а политические лозунги партии, однажды набравшей большинство народных голосов на выборах.
А знаете, какие претензии были высказаны руководством культуры гениальному композитору С.Прокофьеву? «Ваши мелодии трудно насвистывать».
Вот так. Не народное искусство. Не надо такого народу. Слишком сложно.

Хорошо, но какое это всё имеет отношение к медицине?
А такое, что во-первых, медицина сложна. А, как мы видим, всё сложное, требующее от людей умения мыслить, вызывает у них раздражение и «классовую ненависть». Только водораздел «классов» проходит не по отношению к средствам производства, а по интеллектуальному и образовательному уровню.
Народ ведь десятилетиями воспитывался в некоем презрении к людям интеллектуально развитым; интеллигенция была «вшивой», была «прослойкой». «Очки надел», «шляпу надел» - это всё было насмешкой над слишком умными, над «ботанами».
Во-вторых, медицина не даёт, как правило, ни простых рецептов/советов (решений), ни гарантий, что свойственно механистическому, примитивному, инфантильному миропониманию, и что от неё ожидает постой народ.. Понимание, что врачевание – это не разовый акт, а процесс; порой длительный, болезненный, а иногда и идущий по ошибочному пути – слишком сложно для рядового обывателя. Например, один лишь принцип «терапия ex juvantibus» вызовет у населения приступ «праведного гнева» и «возбуждение» соответствующих органов из разряда карательных.
В третьих, низкий уровень, а порой и вовсе катастрофическое состояние отечественного здравоохранения, особенно на периферии, малодоступность квалифицированной и своевременной медицинской помощи, закономерно вызывает даже у более-менее вменяемых людей недоверие к официальной медицине вообще, и поиск альтернативных путей решения своих проблем.
Ну и наконец, весьма низкий социальный статус врача в стране, вызывает отток квалифицированных кадров из медицины с одной стороны, и отказ связывать свою судьбу с этой сферой деятельности, у наиболее умной, талантливой и амбициозной молодёжи с другой. Что, увы, ведёт к неизбежному снижению уровня и самого медицинского персонала.

Вот так, проблемы, связанные с нарастающей, не побоюсь этого слова, деградацией основной массы населения, занятой не столько своих развитием, сколько своим выживанием, сплетаясь с проблемами непосредственно самой медицины, и рождают те чудовищные поступки, которые порой просто не укладываются в голове у нормального человека, но, к сожалению, становятся уже обыденными в нашей стране.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

Следующая цитата

Как-то после экскурсии по выставке "Сальвадор Дали. Магическое искусство" в Манеже ко мне подошла девушка: "Прошу прощения, подскажите, здесь есть картина «Сон разума рождает чудовищ»?" Нет, и быть не может, — потому что это не картина, а офорт, и художник не Сальвадор Дали, а Франсиско Гойя, и век не XX, а XVIII. Но перепутать одного с другим не так глупо, как кому-то может показаться. И вот почему.

Сны Франсиско Гойи (1799) и Сальвадора Дали (1944) Сны Франсиско Гойи (1799) и Сальвадора Дали (1944)

"Сон" — слово, которое часто встречается в названиях картин Сальвадора Дали: как наследник сюрреализма он утверждал, что именно в сновидениях черпает идеи, одним из его любимых образов была Градива с древнеримского барельефа и из повести Вильгельма Йенсена — женщина, шагающая сквозь стены и сны.

Сальвадор Дали, "Сон", ок. 1937. Частная коллекция Сальвадор Дали, "Сон", ок. 1937. Частная коллекция

При этом ошибочно думать, что Дали был пленником своих снов и фантазий и свято следовал заветам ортодоксального сюрреализма воплощать образы "вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений" (цитата из первого манифеста сюрреализма 1924 года). Дали разработал параноидально-критический метод и, черпая идеи в глубинах бессознательного, предельно рационально их претворял в жизнь.

Сальвадор Дали, "Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения", ок. 1944. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. Фрагмент Сальвадор Дали, "Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения", ок. 1944. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. Фрагмент

Так, картина "Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения", которую девушка на выставке перепутала с офортом Гойи, — это не просто плод фантазии или случайная грёза Сальвадора Дали, а тщательно выверенная сцена , которая разворачивается перед нами подобно театральному действу, это безупречно сбалансированная композиция и детально проработанное практически гиперреалистичное изображение.

Франсиско Гойя, "Сон разума рождает чудовищ", 1797. Национальная библиотека Испании, Мадрид. Фрагмент Франсиско Гойя, "Сон разума рождает чудовищ", 1797. Национальная библиотека Испании, Мадрид. Фрагмент

Как это далеко от заветов основателя сюрреалистического движения Андре Бретона! Он-то ратовал за "чистый психический автоматизм".

Как это близко к представлениям Франсиско Гойи! Свои офорты "Капричос" (именно в эту серию входит "Сон разума") он подарил её величеству Марии Луизе Пармской, сопроводив авторскими комментариями. Под "Сном разума" он написал:

"Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений".

Гойя был сторонником идей Просвещения в тёмной Испании, он, как и Дали, обращался в своих работах к бессознательному — только не личному, а коллективному — и изображал чертей, ведьм, суккубов, одолевающих испанский народ. Где-то за этими образами кроется политическая сатира, где-то Гойя запечатлевал то, во что искренне верил простой люд.

Читайте также: