Соловьев сергей михайлович цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Высказывания.
Оригинал здесь: Библиотека Истории Русской Философии и Культуры "Дом А.Ф.Лосева Языческий мир, провозгласивший автономность человеческого и природного начала, положил основание истинно научному знанию. Средние века были эпохой новой цельности, нового слияния отдельных человеческих знаний во всеобъемлющем единстве христианской истины. (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.7); Пора нам вспомнить, что у нас есть национальные гении, не уступающие европейским: если у германцев есть Гёте, то у нас есть Пушкин, если у германцев есть Ницше, то у нас - Владимир Соловьев. Кроме того, у нас есть то, что непосредственно и объективно связует духовную жизнь нашего народа с эллинизмом. У нас есть непочатая сокровищница византийской церкви, и через Византию мы являемся прямыми наследниками эллинской культуры. (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.8); Есть много талантливых поэтов. Но раз в несколько веков появляются в поэзии титаны, именуемые гениями, которые производят впечатление чего-то сверхчеловеческого. Таковы были Гомер и отец аттической трагедии Эсхил. Таков и Дант, перед которым бледнеет человеческий облик его антипода - Гёте. (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.9); Рассматривая русскую поэзию, мы находим, что вся она, впадая в демонические соблазны, иногда более страшные, чем соблазны Запада, в своем итоге раскрывает единую христианскую идею. Русская поэзия, более чем всякая другая, впадала в демоническое безумие, но ни одна поэзия не вынесла из этого безумия такого чистого исповедания христианства, как поэзия русская. Это исповедание было последним словом Жуковского, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Гоголя, Достоевского, Толстого и Соловьева. (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.11, 28); Нашей христианской мысли приходится вести борьбу на две стороны; с одной стороны, против наивного материализма массы, с другой - против свободного мистицизма высшего культурного круга. (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.29); Путь к мистицизму указал западной культуре Гёте; все прошлое нашей поэзии, с Пушкиным во главе, указывает нам другой путь, более "узкий и прискорбный", путь к церковному христианству. Впрочем, оба пути могут иногда сливаться, как мы видим это в церковной и в то же время теософской философии и поэзии Вл. Соловьева. (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.29); Пушкин отразил в себе, как в зеркале, всю Россию, все эпохи ее истории, все ее сословия. Он дал на своей лире отзвуки и грустной песне ямщика, и мечтам уездной барышни Александровской эпохи "с французской книжкою в руках", и молитвам старца Пимена, и грому пушек величественного Петербурга. Пушкин - это Россия, с ее язычеством и монашеством, с ее деревнями и двором Николая I. Гоголь - это не Россия. Бич его неистовой сатиры хлестал по России и обличал ее позор и падение. Заветным словом его была не Россия, а Русь - древняя Россия, "вера православная". Поклонимся теперь тени великого Пушкина, для которого не было слова святее, чем "Россия", и тени великого Гоголя, для которого не было слова святее, чем "вера православная". (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.84-85, 108); Везде, где на первом плане народ. В делах веры, в освободительной войне, Россия побеждает. Но там, где на первом плане интеллигенция, в науке, в общественности, в искусстве, Россия бесконечно отстает от Европы. Сила России - в церкви, церковь - в народе, сила России - в народе. (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.110); Патриотизм может принести дурные плоды, если он останется самодовлеющим, если национальная идея не подчинится высшей, религиозной идее. (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.116); Европе, постигшей высокое значение закона, Россия говорит о том, что выше закона, о благодати, о прощении, о милосердии. Но там, где нет дыхания благодати, Россия, не понимающая закона, падает бесконечно ниже Европы, принимая образ не благодатный, не человеческий, а звериный. (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.120); Стремящийся в даль и в ширь русский народ - народ синтеза и примирения. Он не умеет творить из себя, но претворяет полученное извне в свое и совершенно новое. (Соловьев С. М. Богословские и критические очерки: собрание статей и публичных лекций. - Томск: Водолей, 1996. - С.120);
Следующая цитата
Всемирную известность советскому писателю и сценаристу Леониду Соловьеву (1906 — 1962) принесла дилогия «Повесть о Ходже Насреддине».
Первая книга вышла в 1940 году, она была тепло встречена читателями и быстро разошлась на цитаты. А в 1943-м, в самый разгар войны, появилась ее экранизация. Вторую часть Леонид Васильевич написал уже в мордовском лагере особого назначения, куда был отправлен на 10 лет по ложному обвинению в «подготовке террористического акта». Благодаря протекции начлагеря (он был поклонником творчества писателя), Соловьеву разрешили работать над романом. Но пребывание в ГУЛАГе наложило на вторую часть «Повести» определенный отпечаток. Она сильно отличается от первой, сказывается атмосфера места пребывания автора и дух эпохи.
После смерти Сталина Соловьева реабилитировали. Однако здоровье писателя было подорвано — он умер в возрасте 55 лет. Незадолго до его смерти, в 1957 году, была издана полная версия «Повести о Ходже Насреддине», которая вновь стала советским бестселлером.
Следующая цитата
Выдающийся русский историк, философ, положивший все силы на изучение истории России. Его многолетние труды вылились в максимально полное и достоверное издание, названное «История Росси». При жизни автора было издано 28 томов, последний – 29, был напечатан в 1879 году уже после того, как автор ушел из жизни.
Лучшая цитата Соловьёва по версии citata.in:
● Я был ярым славянофилом. И только тщательное изучение истории спасло меня от этого, и сделало меня истинным патриотом.
● Не следует делить, дробить или разделять историю российскую на отдельные периоды и части. Их следует соединять, стараться прослеживать взаимосвязь, выделять непосредственное преемство форм. И прежде чем выделить какое-либо событие из общей картины, подчинить его внешнему влиянию, я старался рассмотреть его во взаимодействии, и каждое явление объяснял, основываясь на внутренних причинах.
● Русский народ, который стремится в даль, и в ширь – народ примирения и синтеза. Он не может творить из себя – он способен полученное извне превратить в нечто новое.
● Патриотизм способен принести дурные плоды. Но только в том случае, если он будет самодовлеющим, если идея национальная не будет подчинена идее высшей – религиозной.
● Народ нередко сравнивают с растением, говоря при этом о глубине и крепости корней и почве. Но при этом забывают, что для того, чтоб давать какие-либо плоды, растение не только держится за почву, но и поднимается над ней. И оно обязательно должно быть открыто для внешнего влияние – ветра и солнца, росы и дождя.
● Славянофилы верны своему поклонению русскому народу не потому, что для них он является образцом христианского идеала. Они стараются представить его максимально идеальным в любом свете – и таким представляют его другим. И получается, что для славянофилов народ не по хорошему мил, а по милу хорош.
● Идея нации, это не то, то она представляет о себе в определенное время. Это то, что о ней Бог думает в вечности.
● У человека непременно должна быть нравственная свобода. Но она может быть достигнута лишь тогда, когда он познает и свободу безнравственности.
● Даже самый искренний славянофил частично остается непричастным, чуждым к народной вере. Ведь и сам народ порой не верит ни в самого себя, ни в свою веру.
● Свобода – это ничто иное, как отсутствие необходимости выбора.
● Основная причина разврата состояла в том, что исчезла всякая правительственная дисциплина.
● В мире было много талантливых поэтов. Но раз в несколько веков являются истинные гении, которые предстают в некоторой степени сверхлюдьми. Таким был и Гомер, и Эсхил – отец античной лирики. Таким же были и Данте, и истинный земной антипод его героев – Гёте.
● Наша христианская мысль ведет борьбу с двумя противниками. С одной стороны – наивный материализм масс, с другой – мистицизм высшего культурного общества.
● В образе Пушкина, словно в зеркале, отображена вся суть России – все эпохи, сословия. В его творчестве нашлось место всему – и унылой песне ямщика, и томным вздохам нежной барышни, и молитвам старца и даже громким залпам пушек Петербурга. Пушкин – это сама Россия, с ее языческими корнями и святыми монастырями, с ее небольшими деревнями и величественным двором Николая I. Гоголь – это не Россия. Он ярко и дерзко насмехался над позорным падением нравственности России. В его творчества свята не Россия, а Русь – древняя православная вера. И мы должны поклониться тени великого Пушкина, для которого не было слова более святого, чем Россия. И поклонимся тени великого Гоголя, для которого самыми святыми были слова «вера православная».
● Европе, в которой превыше всего закон, Россия говорит о нравственности, благодати, прощении и милосердии – о том, что превыше закона. Но если не чувствуется дыхания благодати, Россия, не знающая лова закона, опускается значительно ниже Европы, обретая не человеческий, благодатный образ, а становясь подобной зверю дикому.
● Если на первом плане народ – Россия всегда побеждает, не важно, будь то война или дела веры. Однако, в том случае, если на первый план выходит интеллигенция, наука, искусство или закон, Россия слишком сильно отстает от Европы. Сила и мощь Россия – в церкви, церковь – в народе. Значит, сила России – в народе.
Citata.in » Цитаты мыслителей » Сергей СоловьёвЧтобы добавить цитату в Фейсбук, Вконткате или Твиттер, выделите её и в появившемся окне выберите нужную вам социальную сеть.
Следующая цитата
Задолго до начала нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут «отцом истории», посетил северные берега Черного моря; верным взглядом взглянул он на страну, на племена, в ней жившие, и записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны. Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство, но явление, замеченное Геродотом, остается по-прежнему в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям.
От них же, т. е. от полочан, кривичи, которые сидят на верховьях Волги, Двины и Днепра, у них город Смоленск; от них – северяне. Потом тут же перечисляются племена в таком порядке: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, север с прибавкою бужан, назвавшихся так по реке Бугу и прозванных после волынянами. Наконец, в третьем месте говоря о полянах и древлянах, с подтверждением, что они племени славянского, летописец прибавляет еще радимичей и вятичей, которые происходят от ляхов, т. е. от западных славян: были два брата в ляхах, Радим и Вятко; Радим пришел и сел с родом своим на реке Соже, а Вятко – на Оке. Тут же прибавлены хорваты, потом дулебы, жившие по Бугу, где во время летописца были уже волыняне; наконец, угличи и тиверцы, сидевшие по Днестру, до самого моря и Дуная, многочисленные пле
Об этом расселении летопись говорит в трех местах; в первом месте говорится, что восточная отрасль славян, т. е. хорваты белые, сербы и хорутане, будучи потеснены врагом, двинулись на северо-восток, и одни сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах; далее сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами; некоторые сели на Двине и назвались полочанами, от имени речки Полоты, впадающей в Двину. Часть славян села также около озера Ильменя и прозвалась своим именем – славянами, эти славяне построили город и назвали его Новгородом, остальные славяне сели по Десне, по Семи, по Суле и назвались севером или северянами. В другом месте говорится, что у полян было свое княженье, у древлян – свое, у дреговичей – свое, у славян – свое в Новгороде
Таким образом, чрез ослабление родовой связи между княжескими линиями, чрез их отчуждение друг от друга и чрез видимое нарушение единства Русской земли приготовляется путь к ее собиранию, сосредоточению, сплочению частей около одного центра, под властию одного государя.
От сороковых годов XIII века до исхода XIV берут перевес азиатцы в лице монголов: с конца XIV века пересиливает Европа в лице России; северо-западная, европейская часть великой равнины начинает распространяться на счет юго-восточной, азиатской
Периоды этой борьбы так обозначаются в русской истории: от половины IX века до сороковых годов XIII
Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними.
страны. С Востока, от степей Азии, нет так же сильных напоров, могущих вырвать с корнем основы новорожденного общества, как некогда наплыв гуннский уничтожил в этих странах владение готов. Так с самого начала уже оказывалось, что
препятствовала мене: что могли выменивать друг у друга поляне и северяне, древляне и дреговичи, кривичи и радимичи? Образ жизни их был одинаков, одинакие занятия, одинакие потребности, одинакие средства к их удовлетворению: у древлян был хлеб, мед, воск, звериные кожи; т
играть важную роль; мудрейшею из людей в описываемый период является женщина – Ольга, которая правит Русью во время малолетства Святослава, да и после
Мы выбрали 10 цитат из знаменитого романа Соловьева:
Истина не тускнеет от повторения.
В тихой однообразной жизни всегда так бывает: каждый отдельный день бесконечно долог, но месяцы и годы мчатся с непостижимой быстротой, словно проваливаются: не успеешь оглянуться — минул уже год.
Судьба и благоприятный случай всегда приходят на помощь тому, кто преисполнен решимости и борется до конца.
Уметь доверять — это величайшая из наук, потребных нам в жизни.
Истинная добродетель не нуждается в славе.
В разлуке три четверти горя берет себе остающийся, уходящий же уносит всего одну четверть.
Мир устроен все-таки неплохо для того, кто носит на плечах голову, а не пустой горшок!
Судьба и случай никогда не приходят на помощь к тому, кто заменяет дело жалобами и призывами.
Во зле и в добре не бывает ничтожных, малозначащих дел, ибо из совокупности малых причин возникают великие следствия.
Читайте также: