Социальные истоки бунта раскольникова цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Конечно, в реальной жизни никто никого не убивал, а только думал об этом - в шутку. Достоевский довёл эту теорию до апогея, чтобы посмотреть, что получилось. А получилось вот что: несчастный, не понимающий своей ошибки, одинокий человек, мучающийся духовно и физически. Таким нам предстаёт Раскольников.
Если обратиться к воспоминанию Раскольникова о детстве (сон), то мы видим доброго, чувствительного мальчика, который пытается спасти умирающую лошадь. "Слава богу, это только сон! Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!" - говорит Раскольников, проснувшись. Он уже не может представить себя таким, для него этот мальчуган - "тварь дрожащая, вошь". Но что так изменило Раскольникова? Причин множество, но их можно свести к нескольким, более общим.
Первой, наверное, назовём время, в котором жил Раскольников. Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира. Время является первопричиной действий Раскольникова.
Второй причиной стоит назвать город Петербург. Вот что пишет о нём Пушкин:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит.
В "Преступлении и наказании" Петербург - город-вампир. Он пьёт жизненные соки из людей, которые туда приезжают. Так случилось и с Раскольниковым. Когда он только приехал учиться, он ещё оставался тем славным мальчиком из детства. Но проходит время, и гордо поднятая голова опускается всё ниже и ниже, город начинает душить Раскольникова, ему хочется вздохнуть полной грудью, но он не может. Интересно, что за весь роман Петербург только однажды предстаёт перед Раскольниковым частичкой своей красоты: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина. " Но величественный вид Исаакиевского собора и Зимнего дворца нем для Раскольникова, для которого Петербург это его каморка - "шкаф", каморка - "гроб". Именно Петербург во многом повинен в романе. В нём Раскольников становится одиноким и несчастным, в нём он слышит разговор офицеров, в нём, наконец, живёт виноватая в своём богатстве старушка.
Покопавшись в основных социальных причинах бунта, стоит взяться за философские и психологические. Здесь первой стоит назвать, конечно, характер Раскольникова: гордый, даже тщеславный, независимый, нетерпеливый, самоуверенный, категоричный. да мало ли можно подобрать определений? Из-за своего характера Раскольников попал в такую яму, из которой мало кто сможет выбраться.
Когда Раскольников только разрабатывал свою теорию, он, ещё не подозревая, уже относил себя к Людям с большой буквы. Дальше - больше. Находясь в постоянном одиночестве, он только и делал, что думал. Так, он сам себя обманывал, убеждал в том, чего нет. Интересно, что в начале он оправдывает себя, как и многие молодые люди, благородной целью помочь другим. Но после совершения преступления Раскольников понимает, что убил-то он не для помощи другим, а для себя. "Старуха была только болезнь. я переступить поскорее хотел. Я не человека убил, а принципы убил. Принципы убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался", ". мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею. " Интересно также, что Раскольников до самого конца считал себя единственно правым. "Ничего, ничего не поймут они, Соня, и недостойны понять", ". может, я ещё человек, а не вошь и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь".
Близкие Раскольникова понимали его лучше, чем он - сам себя. "Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит!" - говорит Разумихин. "А шельма, однако ж, этот Раскольников! Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется", - говорит Свидригайлов."Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдёт. Ну, и найдите, и будете жить", - говорит Порфирий Петрович. "Она [Соня] знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие".
Неверие. Именно этим словом хочет и обосновать поступок Раскольникова Достоевский. Об этом свидетельствует Соня, "персонаж номер два", истинно верующая и живущая этим, поднявшаяся за счёт этого много выше, чем Раскольников. Об этом говорит и фамилия главного персонажа. Об этом свидетельствуют многочисленные намёки и "раскавыченные" цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы. Ведь Бог означает не просто веру во что-то сверхъестественное, но и присутствие минимальных моральных устоев. А это так необходимо в эпоху перемен и бунтов, чтобы удержать человека на плаву, не сбить с "пути истинного"!
"Если существо уже стало кем-то, оно умрёт, но не превратится в собственную противоположность", "между людьми и богами нет резкой грани: люди становятся богами, а боги превращаются в людей" - эти строчки были написаны много позже, и это доказывает, что в какое бы время мы ни жили, темы для романов остаются одни и те же: где проходит граница между fas и nefas (дозволенное и недозволенное).
Следующая цитата
Автор разработки: Бондаренко Сергей Иванович
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОШИ «Алеховщинская школа-интернат», с.Алёховщина Ленинградской области
Урок «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова» в 10 классе представляет собой урок-лекцию. Учитель может использовать материал урока в качестве своеобразного «раскольниковедения»: и введения в один из оригинальнейших образов русской литературы, и как вариант системной характеристики литературного героя, и как разговор о вечных мировоззренческих концептах – о «совести», «гордости», «сострадании», «одиночестве», «жертвенности», «власти», «преступлении» и многих других. Поэтому материал урока может быть использован учениками в качестве подготовки к сочинению в рамках ЕГЭ, а также в подготовке итогового выпускного сочинения за курс средней школы. Особенно если учесть, что 2016 год – это год 150-летия выхода в свет романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.
Урок литературы (лекция) в 10 классе
Цели урока:
Дидактические:
- Дать представление о своеобразии характера Раскольникова. Помочь усвоить социальные и философские мотивы его преступления.
Воспитательные:
- Проникнуться сложностью и катастрофичностью ситуации выбора «быть или не быть», ситуации жизненного тупика (ситуация «порога»).
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, проводить аналогии жизненных явлений, выводить жизненные факты на уровень мировоззрения, философских проблем.
Эпиграф:
Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты Бог или злодей.
М.Ю. Лермонтов «1831-го июня 11 дня»
I.Вступление.
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА РАСКОЛЬНИКОВА.
1.Трудно понять роман, особенно Раскольникова (вы об этом писали в первоначальных отзывах).
Таится возможность упрощенного подхода: Умный бедный студент Раскольников, не преступник по натуре, убил старуху – процентщицу, но не выдержал мук своей совести, донес на себя и был осужден на каторжные работы, - так кратко передал тему романа известный критик Д.И. Писарев.
Ученики признаются, что им трудно читать и понимать роман. «Читать Достоевского очень трудно, и с первого раза многого не понимаешь и даже понимаешь все наоборот, особенно насчет Раскольникова».
Вот и попытаемся понять кое-что «насчет Раскольникова»
2. Кто такой Раскольников?
Каковы существенные свойства его характера, натуры?
Гордость, но и совестливость, сострадание.
Ум, глубокий и аналитический, но и сердечность, душевность.
Максимализм: Настасья: «А тебе бы сразу весь капитал?»
Раскольников: «Да, весь капитал.»
Раскольников моралист: Справедливость здесь и сейчас, а иначе зачем жить?
Раскольников нонконформист (не приспособленец)
Аналогии (сходства) в мировой литературе – вечные образы.
Гамлет: Быть или не быть?
(Офелия, кстати, называла Гамлета «гордый ум»).
Вспомним монолог Гамлета:
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть…
Сравните: Раскольников: «Или отказаться от жизни совсем…»
Автор о Раскольникове: «Он был молод, отвлеченен и, стало быть, жесток» (с Соней).
Гордость Раскольникова. Порфирий Петрович говорит Раскольникову: «Я ведь Вас за кого почитаю? Я Вас почитаю за одного из тех, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять с улыбкой смотреть на мучителей – если только веру иль Бога найдет…»
В.И.Даль: Гордый – надменный, высокомерный; кто ставит себя самого выше прочих. (Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать).
Сюжетная линия романа «Раскольников – Соня» соотносится как «Гордость – смирение», «сатана – Бог».
В.И.Даль: «Во всякой гордости чёрту много радости.»
Сострадание, жалость, сердечность, душевность Раскольникова.
Раскольников отдает последние копейки – Мармеладову после первого ( случайного!) знакомства.
Ум, логика Раскольникова. Порфирий Петрович о нем.:«долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел». Свидригайлов о Раскольникове: «Сознавать много можете, много…ну да вы и делать-то много можете»
Подтверждением максимализма Раскольникова может служить разговор Раскольникова с кухаркой Настасьей (Iч., гл.3). Чтение эпизода от слов «Когда щи были принесены и он принялся за них…» до слов «Да, весь капитал, - твердо отвечал он помолчав».
Вывод: Раскольников – не обычный, бедный студент, а личность незаурядная, масштабная. Это мыслитель, философ, человек, пытающийся, как Гамлет, взвалить на себя непосильную задачу переделки мира: «Взять все за хвост, да и сбросить к черту!»
II.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.
Что же привело Раскольникова к бунту против существующего мира?
В одном из исследований романа читаем: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления. Разгадка мотивов преступления отодвинута и превращена в сюжетную тайну».
Итак, каковы мотивы, причины преступления Раскольникова?
Для Д.И. Писарева «тайны», например, не было: «Причины преступления не в мозгу, а в кармане». На это ответил сам Раскольников. Он признается Соне: «Если б только я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был…» (ч.V, гл.4).
Итак, какие причины главные: социальные (условия жизни, бедность, притеснения, страдания и т.п.) или «головные», умственные, философские.
И те, и другие, безусловно. Роман Достоевского - книга великой боли за человека. Разрешение главных и последних вопросов жизни. В записях к роману читаем: «Перерыть все вопросы в этом романе».
Проследим некоторые социальные мотивы преступления Раскольникова, рассмотрим события, ускоряющие осуществление необычной идеи Раскольникова:
1.Обстоятельства жизни Раскольникова
• «Он был задавлен бедностью». Разумихин: «не студент, уроков и костюма лишился». Из университета исключен, какую уж неделю хозяйке за квартиру и еду не платит, постоянные угрозы выбросить из комнатенки. «Лохмотья» вместо одежды.
• Комнатенка Раскольникова, «коморка» - под самою кровлей 5 этажа дома походила более на шкаф, чем на квартиру; ее называют «гроб», место, где и оттачивались его злобные мысли.
«Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека… что, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице».
• Петербург нищих, Сенная и вокруг. Распивочные, вонь. Образ жары, духоты, отсутствия воздуха – из главных в романе.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня всюду известка, леса, кирпичи, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
«Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху – с. Прежде всего!»
Воздух, свободное дыхание – символ самой жизни.
2. Встреча с Мармеладовым.
Разговор с Мармеладовым, знакомство с его семьей. После «пробы» Раскольников возвращается к себе, духота, зашел в трактир. Пьяненький Мармеладов, история жизни, работа и потеря ее. Соня, старшая дочь от первого брака. Екатерина Ивановна вышла за Мармеладова по необходимости с тремя детьми: «Ибо некуда было идти».
«Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти». И далее Мармеладов говорит: «Бедность не порок, это истина. Но нищета - порок».
«Много ли может, по вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать? Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна.»
Зачитать эпизод «жертвы» Сони (ч.I, гл.2) от слов: «А тут ребятишки голодные…» до слов: «…а я лежал пьяненькой-с.» И затем прочитать монолог Мармеладова о жалости и прощении.
Раскольников отвел Мармеладова домой и все оставшиеся копейки отдал.
3. Письмо матери.
История Дуни и притязаний Свидригайлова. Оскорбление гордой девушки. «Под проливным дождем 17 верст на телеге с мужиком». А до этого Дуня взяла 100 рублей вперед, из них 60 рублей посланы Родиону. Дуня – Лужин. Брак по расчету. Жертва - и опять Родион.
Мать и та понимает: «Дуня .. девушка твердая, благородная, терпеливая и великодушная (и тут же) конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня девушка умная , благородная .. составит счастье мужа.»
Мечты матери и Дуни помочь Родиону замужеством Дуни.
«Ты у нас всё – вся надежда наша и упование».
Раскольников после чтения письма – слезы, бледность, судороги и «тяжелая, железная, злая улыбка змеилась по его губам»
Письмо матери его измучило: «Не бывать этому браку, пока я жив!» Буря чувств и слов. Раскольников понял главное: Дуня себя выдает (продает), чтобы помочь брату. «Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает…. за брата, за мать продаст!»
«Сонечкин жребий» – «вечная Сонечка, пока мир стоит!»
«Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю!»
И тут же – зачитать ответ Раскольникова самому себе: «Не бывать? А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать» до слов «…ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…»
Где выход? – «Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь или… Или отказаться от жизни совсем?» (Тупик).
4. Девочка на бульваре
Раскольников встречает девушку на бульваре. Девочка 15-16 лет, хорошенькая, но в разорванном платье, пьяная.
Ее караулил жирный франт – «Эй вы, Свидригайлов, - кричит ему Раскольников. - Вам чего тут надо – убирайтесь!» Раскольников бросается в драку. Городовой разнял. Раскольников все объяснил: «Напоили … обманули. Дело ясное.» Городовой: «Ах, жаль-то как! Совсем еще ребенок. Обманули, это как раз.»
Раскольников отдает городовому последние 20коп. для того, чтобы тот доставил девушку домой. И тут же сожалеет об этих деньгах. (Размышления Раскольникова - зачитать)
III.
ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.
Следующая цитата
Герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» называет свое преступление «бунтом», и наша задача в том, чтобы разобраться: а против чего, собственно, бунтует Родион Раскольников?
Роман начинается с показа картины ужасающей нищеты самого героя и большинства населения Санкт-Петербурга. Шестидесятые годы девятнадцатого века — это время созревания русского капитализма, так сказать, «период первоначального накопления капитала». Экономическое положение страны в целом в связи с реформами улучшилось, но положение низших слоев общества становилось ужасающим. Перед Раскольниковым проходят картины жизни в беднейших районах города, грязь, проституция, алкоголизм. Последней теме Достоевский даже хотел посвятить отдельный роман, в черновиках упоминается его название «Пьяненькие». Именно из этого замысла выросла линия Мармеладовых. Итак, одна из причин бунта Раскольникова, безусловно, в его социальном положении. Нормальный человек без ущерба для себя долго не способен выносить такую жизнь, особенно если он чуток и видит постоянные страдания окружающих.
Во всем этом есть еще один аспект. В периоды экономических потрясений интересы большинства людей замыкаются на добывании денег, чтобы жить. На развитие духовности не остается ни сил, ни времени — семью бы прокормить. В результате нравственные принципы постепенно изглаживаются из сознания, стирается грань между добром и злом, растет преступность.
Здесь мы подходим к философским истокам бунта Раскольникова. Оправданием для него служила теория, согласно которой все люди разделяются на две категории. Первая — большинство людей, «материал», стадо, которое не должно обладать собственной волей, а только полностью подчиняется представителям второй категории. Последние, властелины, правители, обладающие истинной свободой, могут разрешать себе даже пролитие крови «по совести». Они имеют право перекраивать законы, изменять мир, они — великие и, проливая кровь, считаются не преступниками, а благодетелями.
Теория не нова. Все революции, все террористические акты строились именно на ней. Последние, вошедшие в моду как раз в шестидесятых годах девятнадцатого века, были иллюстрацией разрешения себе крови «по совести». Раскольников бунтует против страданий — это можно понять и простить. Но его теория — не только бунт жалости против боли, но и бунт неимоверной гордыни против всех божественных и человеческих законов, это бунт против существования черты, разделяющей Добро и Зло. В пример себе Раскольников ставит Наполеона, человека, безусловно, великого, но которого особенным благодетелем не назовешь. Подобные теории происходят от огромной жажды власти, но как показывает нам Достоевский, они несостоятельны. Автор опровергает теорию Раскольникова и логически, и нравственно. Логическое опровержение - это доводы Порфирия Петровича, а нравственное - Соня Мармеладова.
Следующая цитата
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова кратко можно описать в форме определенной теории. Герой самостоятельно скорректировал свое мировоззрение, защищаясь от проблем, невзгод внешнего мира. Его теория лежит в основе всего произведения. Достоевский – религиозный человек, осуждает персонажа за нарушение божьих заповедей, нравственных ограничений. Социальные и философские истоки теории Раскольникова основаны на воздействии окружающей обстановки.
Персонаж выстроил для себя четкое разграничение людей на два класса. Убийство стало для него способом доказать свое отношение к высшей касте. Автор начинает повествование, описывая Питер, его убогость, нищету. Жители города – злорадствуют, презирают окружающих людей. Раскольников сталкивается с материальными трудностями, ненавидит обеспеченных горожан.
Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова
Философский аспект менее значим, чем социальные условия жизни студента. К совершению греха его приводят следующие обстоятельства:
- Молодого человека исключили из университета, он не смог оплачивать учебу. Будучи умным, гордым студентом с развитым чувством собственного достоинства, он тяжело пережил исключение;
- Раскольников постоянно голодает, сталкивается с унижениями, горестями. Родион, вся его семья, живут на гране нищеты;
- Персонаж окружают несчастные мать и сестра. Он повсюду сталкивается с грязью, обреченностью, унынием, лишениями;
- Молодой человек старается бороться один против всего мира. У него не получается оказать помощь родным – маме и Дуне, знакомым – Соне, Мармеладову. Это порождает чувство безысходности. Чтобы поесть, герою приходится закладывать собственные вещи;
- Нарядная публика, богатые дома вызывают злость, ненависть, обиду. Несправедливость окружающего мира впервые зарождает мысль об убийстве;
- Он не считал это преступление банальным. Мотив Родиона кроется в оказании помощи нуждающимся людям.
Студент задолго до преступления опубликовал свой труд о собственной теории разделения людей. По его мнению, есть обыкновенные жители, необремененные интеллектом, дрожащие твари. Необыкновенные люди, имеющие право на убийство, живущие хорошо, свободно. Они могут нарушать законы, чтобы помочь обездоленным, обыкновенным личностям.
Социальные и философские основы бунта Раскольникова кратко
Социальные и философские основы бунта Раскольникова легли в основу повествования Достоевского. Он условно разделил окружающих на классы в глазах Раскольникова, который причислил себя к касте великих. Великим личностям разрешалось убивать, иметь собственное мнение, подчинять обыкновенных людей. Основы теории:
- Пролитие крови второй категорией правителей – благодетель. Родион приравнивает себя к Наполеону;
- Герой бунтует в борьбе с мучениями, лишениями, выпавшими на его долю;
- Писатель выделяет чрезмерную гордыню молодого человека. Он восстает против принятых норм человечества, позволяющих отличать зло от добра;
- Просматривается стремление к власти главного героя. Он уверен, что определенные люди должны его боготворить, подчиняться.
Достоевский не соглашается с теорией персонажа. Он разрушает ее смысл в корне, опираясь на нравственные, логические принципы. Для выражения нравственной критики автор использует персонаж Сони. Логические доводы приводит Порфирий Петрович.
Читайте также: