Сочинение анализ эпизода смерти базарова с цитатами

Обновлено: 17.05.2024

Досадной и нелепой случайностью становится смертельная болезнь Евгения Базарова. Крошечный порез во время вскрытия умершего от тифа крестьянина ставит крест на всех мечтах и планах молодого человека. Однако это болезнь становится не наказанием, а возможностью переосмыслить всю свою жизнь, отделить зерна от плевел и перед уходом в мир иной осознать всю ценность по-настоящему важных вещей.

Перед лицом смерти Базаров спокоен и невозмутим. Сильные душевные и личностные качества героя вызывают одно лишь уважение. Однако не стоит забывать, что Евгений, при всей его силе духа остается, прежде всего, человеком, которому свойственны слабости.

Осознав неизбежность смерти, Базаров начинает переосмысливать прожитые годы, свои взгляды на жизнь. Неожиданно для самого себя он избавляется от душевной брони, становится гораздо мягче, сентиментальнее, добрее. Ему уже нет нужды скрывать свою нежную и ранимую душу, которая все это время так нуждалась в теплых, искренних чувствах. Евгений жаждет встреч с любимой женщиной, чтобы убедить ее в своей любви. Он становится более внимательным и заботливым в общении с родителями, понимая, что они заслужили гораздо большего душевного тепла, чем он мог им дать.

На пороге смерти Базаров с грустью понимает, что все его стремления принести пользу науке, отчизне вскоре канут в лету. К нему приходит осознание того, что он, видно, уже не нужен России. С этой мыслью он умирает, а вместе с ним – его идеи и убеждения.

Следующая цитата

Эпизод смерти Евгения Базарова, одного из главных героев романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, является не просто одним из ключевых, но и фактически главным эпизодом всего произведения. Именно в самом конце романа, вместе со смертью одного из важнейших персонажей, Иван Сергеевич даёт нам свой ответ на главный вопрос произведения: «Можно ли жить, признавая только разум и холодный расчёт, отвергая все человеческие чувства и многовековые традиции общества?».

После того, как Базаров покидает имение Кирсановых, он отправляется обратно в родительский дом. Жизненная позиция Евгения меняется против его собственной воли, им овладевают некогда презираемые им чувства. Нигилист, который до этого с радостью находился в одиночестве, начинает старательно избегать его, постоянно ища себе компанию и боясь остаться один. Происходит это потому, что в уединении Евгения преследует тоска по вдове Анне Одинцовой, которую за время пребывания у Кирсановых он успел искренне полюбить. Не испытывавший до этого подобных чувств Базаров теряет концентрацию и внимание, становится невнимательным и рассеянным, поскольку все его мысли принадлежат только Одинцовой. Из-за этого он случайно получает небольшой порез, через который заносит себе в кровь смертельную инфекцию.

Опытный и рассудительный врач, Базаров понимает, что жить ему осталось недолго. Осознание этого факта окончательно меняет сознание молодого человека. Весь былой нигилизм и отрицание всех духовных ценностей проходят. Он не сопротивляется родительской заботе и любви, сам начиная проявлять чувства к ним. Базаров не только перестаёт отвергать религиозные взгляды своих родителей, но и просит их помолиться о нём. И, наконец, происходит ключевое изменение в мировоззрении Евгения - он решается признаться в том, что по-настоящему любит Одинцову, не только себе, но и ей самой. Анна приезжает к нему во всём черном, словно на похороны, боязливо общается с ним, опасаясь заразиться, и всем своим видом демонстрирует, что ей безразлична смерть Базарова. В самом же Евгении, наперекор здравому смыслу и разуму, рождается надежда на взаимность его чувств. На прощанье он просит, чтобы она его поцеловала. Одинцова целует его в лоб, словно покойника.

Эпизод смерти Базарова, как и сам факт, что в отличие от презираемых им Кирсановых, он погибает молодым, демонстрирует нам мнение самого писателя. Евгения губит не тиф и его неосторожность. Его губит стремление отказаться от всего того, что делает человека по-настоящему живым: чувств, эмоций, переживаний и, наконец, любви.

Вариант 2

Создавая свое произведение, автор старается показать своих героев не только в момент повествования, но часто обращается к их прошлому, описывает детство, юность, семью и место, где они получили воспитание и образование. Делается это для того, чтобы показать как сформировалось их мировоззрение, почему они стали именно теми, кем предстают в момент описываемых событий и почему совершают именно те поступки или придерживаются того мнения, которые сопровождают повествование.

Так кто же такой Базаров? Молодой нигилист, отрицающий общепринятые моральные устои, чувства, искусство и религию. Для него существуют только естественные науки и верит он только в то, что можно объяснить или проверить посредством экспериментов. Евгений продолжает дело своего отца. Но только в силу своей молодости и пылкого характера он более яро отстаивает свою позицию и является настоящим нигилистом, в отличие от своих товарищей Ситникова и Кукшина, для которых эта позиция служит всего лишь маской, прикрывающей их несерьезность и неопределенность в жизни. Главная цель для него — труд во благо общества. Любовь и другие чувства он считает лишь физиологией.

Но по иронии судьбы герой влюбляется. И тот момент он осознает, что все его убеждения расходятся с простыми человеческими чувствами, которые невозможно контролировать. Эта вспышка чувств, в которые он не верил, не смогла без следа пройти в его жизни. Базаров просто не мог отказаться от своей точки зрения, хотя и осознавал, что все, во что он верил, разрушились лицом любви.

Смерть Базарова — логичное завершение произведения. Не только идеалы героя, но и вся его жизнь рухнула, а на смену этому ничего не пришло. Но она не была внезапной и настигшей его в один момент. В конце у Евгения было время, чтобы обдумать все, что с ним произошло. Будучи всю жизнь отстраненным от своей семьи и проявления чувств, перед смертью он хочет только встречи с любимой женщиной, чтобы увидеть ее хотя бы еще раз.

На протяжении всего произведения он предстает перед читателем непоколебимым и верно отстаивающим свою позицию человеком, а в конце мы видим его слабым и чувственным юношей, который еще очень многого не успел в своей жизни. Его смерть — это крах его жизненной позиции, которая не смогла существовать далее, как не смог существовать и он, осознав, что все во что он верил больше ничего не значит.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Григорий Александрович Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это типичный молодой офицер 30-х годов XIX века, который имеет достойное образование

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые Души» по-настоящему встрепенулось, наверное, каждого читателя. У Гоголя имеется большое количество произведений посещённые мистической тематике

В пьесе два главных героя – Сальери и Моцарт. Оба - композиторы, оба обладают высоким интеллектом, но на этом общее между ними заканчивается. Они – полные противоположности.

Филиппок был младший в семье, и когда брат Костя уходил в школу, ему становилось очень грустно и одиноко. Мальчик давно мечтал тоже быть учеником и ходить с братом в школу.

Произведение «Разбойники» по жанру больше всего напоминают трагедию. И это можно понять после того как вы прочитаете его полностью. Ведь в конце произойдет трагедия. Во всем произведении будет встречаться любовь

Следующая цитата

Анализ эпизода «Смерть Базарова» помогает увидеть внутренний мир главного героя романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Автор в сцене смерти демонстрирует настоящего Базарова. Главный герой мужественно встречает свою смерть. Только сейчас он показывает своё истинное отношение к родителям, к Одинцовой. Любовь к Одинцовой пошатнула его мировоззрение, крепкую жизненную позицию, основанную на нигилизме — отрицании общепринятых ценностей, таких как любовь, доброта, вера. Его смерть показывает несостоятельность нигилистических убеждений.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Испытание смертью

Автор романа «Отцы и дети» на протяжении всего романа проводит центрального персонажа через различные испытания, в результате чего происходит развенчание нигилистической теории Базарова. Самым последним и самым главным для понимания истинного характера Евгения Базарова становится испытание смертью.

Главный герой с честью встречается с приближением смерти. Базаров заражается тогда, когда пытается вылечить больного мужика. Смерть его неслучайна, он получает её в надежде быть нужным народу, быть нужным всей России.

Герой не обвиняет в трагичной судьбе никого, кроме себя самого. Базаров не хочет умирать, но признаёт силу смерти. Евгений понимает, что его время пришло, но он борется до конца. Герой анализирует собственную жизнь и приходит к выводу, что его теория была неверна.

Чтобы увидеть настоящее лицо главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», необходимо подробно проанализировать сцену смерти Базарова. В данном эпизоде раскрываются все самые лучшие качества героя, которые до этого подвергались сомнению и отрицанию самим Базаровым. Только находясь между жизнью и смертью, герой позволяет себе быть настоящим. Он отрекается от тех убеждений, которые сковывали его жизнь. Базаров, оказавшись на пороге смерти, встретил её мужественно. Герой проявил огромную силу воли. И. С. Тургенев показывает, какую эволюцию прошел Базаров. Только ожидая смерть, герой понимает смысл жизни.

Отношение к семье

Бессердечный на первый взгляд, Базаров в сцене смерти показан как любящий сын. Он показывает своё истинное отношение к родителям. Герой уважает, ценит и любит свою семью. Базаров приготавливает своих родителей к смерти сына, успокаивает и утешает их.

Отношение к любви

Понимая, что он скоро умрёт, Базаров просит отца вызвать Одинцову для того, чтобы признаться ей в своих чувствах. Он понимает, что сейчас именно тот случай. Отрицающий всякие проявления любви, Базаров понимает, что был всё это время неправ. Центральный персонаж только теперь говорит всё то, что чувствовал уже давно. После признания в любви, Евгений прощается с Одинцовой и желает ей счастливой жизни. На прощание Базаров просит Одинцову поцеловать его – «дунуть на умирающую лампаду ». Главный герой осознал, что отдался любви слишком поздно.

Отношение к природе

И. С. Тургенев, описывая могилу, где похоронен Базаров, отмечает, что там растут цветы. Равнодушный и отрицающий природу, он только после смерти смирился с ней, понял её значение.

Следующая цитата

На протяжении всего романа «Отцы и дети» автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И если в начале произведения – это убежденный нигилист, полностью отрицающий все жизненные принципы и устои, то к заключению мы видим человека, который начинается сомневаться в своих взглядах.

Великая заслуга Тургенева в том, что он сумел показать образ Базарова так, что читатель убежден в его уме и большом внутреннем потенциале, который герой использует неправильно. Уже с середины романа Базаров начинает понимать бессмысленность своих убеждений. Серьезным испытанием для него стало чувство любви, которое он отрицал, но внезапно почувствовал сам. Он растерялся, видя постепенное разрушение своей теории нигилизма.

Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова. Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.

Он очень хочет жить, но осознает, что смерть неизбежна. Перед ее лицом он понимает, что ни химия, ни биология, ни медицина, ни любая другая наука ничем ему не помогут. Перед смертью бессильны все. К нему приходит озарение, что в жизни главное, а что является сильным заблуждением.

В этот момент он полностью убеждается, что совсем не нужен своей России. Да и что он для нее сделал? Гораздо меньше, чем те люди, которые работают изо дня в день.

Ему не хочется умирать, но смерть для него, пожалуй, единственно верный выход. У него разрушены все принципы, и на смену им ничего не придумано. И Базаров понимает это, принимая достойно свою участь.

Эпизод смерти героя отразил весь его внутренний потенциал, борьбу, которая не прекращалась в нем с момента крушения теории «нигилизма». Его губит не смерть от тифа, его губит стремление отказаться от всего человеческого и вечного, тех вещей, которые позволяют на земле жить.

Читайте также: