Смысл цитаты платона мы основываем это государство
Обновлено: 21.11.2024
- высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
- сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
- сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).
Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одаренность. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.
Также в этом диалоге содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства [2] (идеальное «государство будущего», которое пока не существует в него не входит), размещенных Платоном на шкале постепенной деградации, которая выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием некоторой тенденции. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему):
Также в диалоге заметная часть посвящена некоторым другим связанным с описанной выше философским темам, например, обсуждению общего понятия идеи, в связи с чем излагается знаменитый миф о пещере. Иногда тут наблюдаются некоторые отклонения от анализа на примере государства, но не слишком часто.
Следующая цитата
Как, по Вашему мнению, должно выглядеть идеальное государство?
Давайте посмотрим, к каким выводам пришёл по данному вопросу величайший древнегреческий философ Платон.
В одном из своих главных произведений он рассмотрел следующие формы правления: аристократия, олигархия, тимократия, демократия, тирания. Кроме того, он показал, какие типы личности присущи каждой из вышеуказанных систем. Когда читаешь «Государство» Платона трудно поверить, что произведение было написано в 360 году ДО н.э., настолько актуальные проблемы в нём затронуты.
Аристократию Платон называет правлением лучших, т.е. когда к власти приходят те немногие, кто не только глубоко разбираются в той или иной области знания, таких как, экономика, внешняя и внутренняя политика, военное дело, дипломатия и т.д., но и являются истинными философами, людьми одухотворёнными, с высокими моральными принципами.
Подобная форма правления может быть разрушена из-за отсутствия лидеров, соответствующих такому высокому уровню, а также в связи с «неурожаем» на достойные души, что повлечёт к формированию нового общества, где все борются и соперничают друг с другом. Люди начинают выбирать правителей «скорее рождённых для войны, чем для мира». Таким образом аристократия превращается в тимократию.
Но, ничто не вечно под луной, и «скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию», которую сменяет олигархия. В обществе «почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и её обладатели». К власти допускаются только те, кто соответствует установленному имущественному цензу. Разрыв между уровнем жизни богатых и бедных колоссальный. Наивысшим благом и смыслом жизни человека становится стремление стать как можно богаче. Правительство даёт молодым людям ссуды, скупает их имущество, становясь ещё могущественнее. В таком государстве «одни кругом в долгах, другие лишились гражданских прав, а иных постигло и то, и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот». Так олигархия переходит в демократию.
В демократическом государстве существует своеобразное равноправие и свобода, «человеку оказывается почёт, лишь бы он обнаружил своё расположение к толпе». Однако, также как ненасытное стремление к богатству разрушает олигархию, также и демократию губит и порабощает то, что является для неё наивысшим благом, а именно свобода. Появляется некий «ставленник народа», который поднимает восстание против обладающих собственностью. Так зарождается тирания.
Первостепенной задачей тирана будет вовлечение граждан в различные войны, «чтобы народ испытывал нужду в предводителе», а также увеличение налогов, из-за чего люди, перебиваясь со дня на день и беднея, меньше бы злоумышляли против него. «А если он заподозрит кого в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю». Таким образом, чрезмерное стремление народа к свободе оборачивается не чем иным, как чрезмерным рабством.
Основные черты идеального государства по мнению Платона:
🔸«Мы основываем это государство, вовсе не имея ввиду сделать как-то особенно счастливым один из слоёв его населения, но, наоборот, хотим сделать таким всё государство в целом». Платон выдвигает идею социального равенства, относя богатство и бедность к двум крайностям: «Одно ведёт к роскоши, лени, новшествам, другое кроме новшеств – к низостям и злодеяниям». Также, философ утверждает, что, по сути, в мире нет ни одного единого государства, потому как внутри все они расколоты на две части: одно государство бедняков, другое – богачей.
🔸«Каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен». «Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел своё и исполнял тоже своё». Чем вам не один из основных принципов социализма: «От каждого по способностям, каждому по труду»?
🔸Чтобы выяснить, каков истинный потенциал и задатки у каждого человека, необходимо отказаться от принудительной формы обучения. «Свободнорождённому человеку ни одну науку не следует изучать рабски».
🔸Построение государства на основе идеи блага. «К благу стремится любая душа и ради него всё совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чём же оно состоит». «Между тем государственный строй будет у нас в совершенном порядке только в том случае, если его будет блюсти страж, в этом сведущий».
🔸А сведущими, по мнению Платона, являются философы, так как «общаясь с божественным и упорядоченным, философ также становится упорядоченным и божественным, насколько это в человеческих силах». И «если у философа возникнет необходимость позаботиться о том, чтобы внести в частный и общественный быт людей то, что он усматривает наверху, и не ограничиваться собственным совершенствованием, думаешь ли ты, что из него выйдет плохой мастер по части рассудительности, справедливости и всей вообще добродетели, полезной народу?» «Никогда, ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образцу».
В конце диалога, Сократ приходит к выводу, что того государства, устройство которого он так подробно разобрал со своими учениками, нет в нашем мире, но, возможно, его образец существует на небе, доступный каждому желающему; «глядя на него, человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно – это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого – и только такого – государства». Не правда ли, есть сходство со словами Иисуса Христа: «не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».
Следующая цитата
Как писал А. С. Богомолов: «Самое общее определение философии Платона необходимо основывается на том, что афинский мыслитель поставил перед собой задачу защиты и теоретического обоснования общественного устройства, которому грозил кризис, - полисного устройства древнегреческого общества».Таким образом, обращения Платона к проблеме справедливого общества была вызвана политическим кризисом в его родном городе Афины. Это делает Платона особо значимым для нашего времени, ведь мы тоже живём на «переломе», во время кризиса государственности.
Платон начинает выстраивать свою политическую теорию с рассмотрения проблемы происхождения общества. Следует заметить,что в то время общество и государство не мыслились как отдельные понятия. Платон указывает на невозможность человека жить вне общества и нужде людей в друг друге . Существующая от природы неравенство в возможностях и способностях приводит к разделению труда в обществе:каждый занимается тем, чем может. Платон пишет: «каким образом государство может обеспечить себя всем этим, не так ли, что кто - нибудь будет земледельцем, другой строителем, третий ткачом. люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу тоже. ».Здесь Платон указывает на важную социальную функцию государства, необходимое условие наилучшего государственно устройства: произвести разделение труда, соответствующего природным задаткам человека. Это и есть первое условие справедливого государства. Для Платона понятие о справедливости имеет фундаментальное значение, это естественно для древнегреческого мышления: неразрывная связь политики и морали как важный принцип взаимодействия людей.Не все государственные образования соответствуют идеи справедливость, неправильные, по Платону, государственные организации имеют иные принципы участия государства в разделении труда. Сравнительный анализ форм государственного устройства Платон проводит в порядке нарастающей порчи, начиная от своего, идеального государства.Первой в списке рассматривается тимократия: «государственный строй, основывающийся на честолюбии». Здесь правителями становятся те, кто проявил доблесть на войне. Воинское сословие воздерживается от любых видов наживы и ремёсел, эти заботы возложены на низшие сословия и рабов.
Далее олигархия – государственный строй, основывающийся на имущественном цензе. Здесь именно на основе материального блага, денег, происходит разделения прав и обязанностей и не способствует справедливости и порядку, государство не в состоянии выполнять своих важнейших функций.
Следующим отклонением является демократическая форма правления, где главенствует воля большинства. При демократии каждый занимается тем, чем вздумается или не занимается вообще ни ничем: «Эта снисходительность вовсе не мелкая подробность демократического строя: напротив, в этом сказывается презрение ко всему тому, что мы считаем важным, когда основывали наше государство».
Из такой крайней демократической свободы рождается крайнее рабство, то есть государство приходит к тирании. Тирания - это власть одного над всеми. Все здесь прямо противоположно совершенному государственному устройству: наиболее достойные и способные умерщвляются или изгоняются, потому что в них тиран видит угрозу для своей власти.
Из выше указанного следует, что, строгая иерархия сословий в обществе является, по Платону, основанием классификации государственных устройств, в полном соответствии с пониманием им справедливости. И чем строже выполняется это условие, тем совершеннее государство.
Причиной распада единства государства, по Платону, является необузданное желание обладать чрезмерным количеством материальных благ, это обусловлено наличием частной собственности неправильного воспитания. Следовательно, классификация неправильных государственных устройств отражает важную социальную функцию государства: поддержание целостности и единства общества.
Как видно для Платона первостепенная задача — это проникновение в суму суть явления. Платон исходит из понимания справедливости, как наивысшей ценности, без которой не существует целостности, строгой иерархии, совместной жизнедеятельность людей. Подобное убеждение приводит его к тому, что главным принципом и смыслом совершенного государственного устройства является сословное разделение и регламентация важных сторон жизни и деятельности каждого сословия Платоновская сословная структура выглядит следующим образом: правителей- философов, воинов- стражей и ремесленников. Конструируя своё идеальное государство, Платон опирается на принцип природного неравенства людей и необходимости для них совместной жизни. Положение в сословной структуре должно соответствовать способностям, нравственно-интеллектуальным достоинствам человека.
Несовершенство государственного устройства портит внутренний облик человека, и даже натура философа «извращается» при неправильных государственных формах. Следовательно, для счастья человека необходимо правильно устроенная государственная жизнь, на началах справедливости. Конечно сегодня проблематично следовать советам Платона и организовывать политическую жизнь опираясь на его идеалы, и в тоже время следует сказать, что все самое прекрасное в этой жизни делалось с ориентацией на идеал. Это отметил еще И. Кант: "в справедливом государстве Платона «Хотя этого совершенного строя никогда не будет, тем не менее, следует считать правильной идею, которая выставляет этот maximum в качестве прообраза, чтобы, руководствуясь им, постепенно приближать законообразное общественное устройство к возможно большему совершенству».
Следующая цитата
- высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
- сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
- сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).
Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одаренность. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.
Также в этом диалоге содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства [2] (идеальное «государство будущего», которое пока не существует в него не входит), размещенных Платоном на шкале постепенной деградации, которая выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием некоторой тенденции. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему):
Также в диалоге заметная часть посвящена некоторым другим связанным с описанной выше философским темам, например, обсуждению общего понятия идеи, в связи с чем излагается знаменитый миф о пещере. Иногда тут наблюдаются некоторые отклонения от анализа на примере государства, но не слишком часто.
Читайте также: